Научная статья на тему '15-летие Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье'

15-летие Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
447
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / THE RIGHT OF CONSCIENCE / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амелин Веналий Владимирович

В статье анализируются изменения конфессиональной ситуации в Оренбургской области за время действия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. Выявлены внутриконфессиональные противоречия, угрозы психическому и физическому здоровью, правам и свободам граждан со стороны деструктивных организаций. Рассмотрены формы проявления религиозного экстремизма и методы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE15th ANNIVERSARY OF THE FEDERAL LAW «ON THE RIGHT OF CONSCIENCE AND ON RELIGIOUS ASSOCIATIONS»: ITS IMPLEMENTATION IN THE MULTI-CONFESSIONAL ORENBURG REGION

The changes in the confessional situation in the Orenburg region for the period of the Federal Law, adopted in1997, «On the Right of Conscience and on Religious Organizations» operation are analyzed in the article. The contradictions within the confessions, threats to mental and physical health, rights and freedoms of citizens of the destructive organizations have been revealed. The forms of religious extremism manifestations and methods of its combating are considered.

Текст научной работы на тему «15-летие Федерального закона «о свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье»

15-летие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: реализация в поликонфессиональном Оренбуржье*

В. В. Амелин, д.и.н., профессор, Оренбургский ГУ

Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» исполнилось 15 лет. По истечении прошедшего времени можно констатировать, что закон в полной мере регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений [1].

После принятия закона в Оренбургской области численность религиозных организаций значительно возросла: с 236 в 1997 г. до 399 на конец 2012 г. Они представляют 18 конфессий. Самыми многочисленными и доминирующими из них в регионе являются Русская православная церковь (РПЦ) (217 организаций) и ислам (111 объединений). Третье место по количеству зарегистрированных приходов занимают протестанты: 10 конфессий объединяют 49 организаций (пятидесятники и харизматы — 21, баптисты — 13, адвентисты седьмого дня — 8, меннониты — 4, лютеране — 3). Остальные конфессии малочисленны: старообрядцы — 7 организаций, Римско-католическая церковь — 5, Свидетели Иеговы — 5, иудеи — 2, Армянская апостольская церковь — 1, Русская православная автономная церковь (РПАЦ) — 1, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 1.

Кроме того, в Оренбуржье функционирует 181 незарегистрированная группа: в их числе: пятидесятники и харизматы — 52, мусульмане — 41, РПЦ — 27, баптисты — 13, Свидетели Иеговы — 9, адвентисты седьмого дня — 6, старообрядцы — 3, католики — 2, РПАЦ — 1, меннониты — 1, другие — 26 [2].

По данным соцопроса, проведённого в декабре 2012 г., 78% респондентов в Оренбургской

области назвали себя православными, 13,6% — мусульманами и 2% указали иную конфессиональную принадлежность. Растёт число верующих, соблюдающих обряды, — с 4% в 1995 г. до 9% в 2012 г.

Деятельность религиозных организаций расширяется и охватывает новые сферы: благотворительность, профилактику и реабилитацию. В рамках закона религиозные организации при содействии федеральных, областных структур и муниципальных образований успешно реализуют социально значимые проекты. Приходы открывают бесплатные столовые, оказывают помощь неимущим и беспризорным детям, организуют летние детские лагеря, занимаются реабилитацией социально опасных категорий людей (наркоманов, бывших заключённых и т. д.). Православные, мусульмане, католики, иудеи, протестанты адресно раздают одежду, продукты и другую материальную помощь, активно работают в сфере религиозного образования молодого поколения и в местах лишения свободы. Некоторыми конфессиями, например местной епархией РПЦ и Духовным управлением мусульман (ДУМ) Оренбургской области, заключены соглашения с УВД, рядом министерств региона по конкретным направлениям совместной деятельности.

Следует отметить, что если ранее на конфессиональную ситуацию в области заметное влияние оказывали новые религиозные движения (Церковь сайентологии, Вера Бахаи, Рейки, Са-тья Саи Баба, Радостея, неоязычники и т. п.), то после принятия закона положение стало заметно меняться в лучшую сторону, хотя в некоторых конфессиях усилилась внутренняя конкуренция.

В постсоветские годы в Оренбургской области борьба за молитвенное пространство между религиозными организациями общей конфессии

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и правительством Оренбургской области научного проекта № 13-11-56005

наиболее остро проявляется среди мусульман. Начало ей было положено ещё в 1994 г., когда из состава ДУМ Оренбургской области (Оренбургского муфтията) под руководством А.Х. Хай-руллина в составе ЦДУМ России (г. Уфа) вышли общины западных районов, которые в 1995 г. создали самостоятельное ДУМ Оренбургской области (Бугурусланский муфтият) во главе с И.К. Шангареевым. Для перетягивания новых приходов на свою сторону он также использовал ДУМ Ассоциация мечетей России, которую возглавил с 2000 г. При этом сам И.К. Шанга-реев на правах сопредседателя вошёл в состав централизованной организации Совет муфтиев России (г. Москва), конкурирующей с ЦДУМ. Раскол в мусульманской умме Оренбуржья сопровождался взаимной дискредитацией в СМИ, насильственным захватом культовых зданий и даже избиениями священнослужителей. Дестабилизация обстановки и падение авторитета мусульманских структур способствовали созданию питательной среды для проникновения в Оренбургскую область исламского экстремизма. В финансируемом Саудовской Аравией медресе Бугурусланского муфтията под руководством преподавателей из Алжира, Судана и Туниса прошёл подготовку целый ряд лиц, ставших участниками незаконных вооружённых формирований и исполнителями терактов. В результате длительного переговорного процесса при содействии областных органов власти в 2010 г. Бугурусланский муфтият принял решение о самоликвидации, а его приходы вернулись под контроль ДУМ Оренбургской области (Оренбургского муфтията) в составе ЦДУМ. Однако 20 общин региона, входивших в состав Ассоциации мечетей России, отказались воссоединиться и в 2010 г. вошли в новую централизованную организацию — Исламский объединённый центр мусульманских организаций России (г. Москва), переименованный с 2012 г. в Объединённый исламский конгресс России (Объединённый муфтият) под председательством Ш.У. Авясова. Возникла угроза нового отпадения всего запада региона и углубления раскола в мусульманском сообществе Оренбуржья, который тяжелейшими усилиями был практически преодолен. Тем не менее ДУМ Оренбургской области в составе ЦДУМ по-прежнему остаётся здесь крупнейшей мусульманской структурой, насчитывая 82 организации и 39 групп. Ситуация может осложниться и с появлением на молитвенном поле Оренбуржья третьего игрока — централизованной организации ДУМ европейской части России (г. Москва), зарегистрировавшей в 2012 г. первый приход в Оренбурге.

Вместе с тем если Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» 1990 г. отстранял государство от контроля религиозных процессов в стране,

то Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., наоборот, ужесточает надзор и усиливает ответственность за нарушения в этой сфере.

К примеру, на территории Оренбургской области отмечена деятельность ряда деструктивных религиозных организаций.

С 2006 г. в регионе активно развиваются, особенно среди казахского населения, движения «Алля Аят» и «Ата жолы», запрещённые у себя на родине, в Казахстане, в 2008 и 2009 гг. как объединения, создающие реальную угрозу психическому и физическому здоровью людей, их правам и свободам.

В 2011 г. по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга областной суд постановил ликвидировать региональную структуру «Алля Аят» — Оренбургское областное общественное движение саморазвития человека «Новый мир» в связи с призывами к отказу от медицинского лечения. В феврале 2013 г. Новосибирский областной суд признал организацию «Алля Аят» экстремистской. К этому времени в Оренбургской области действовали, по крайней мере, 10 центров движения: 3 — в Оренбурге, 3 — в Орске, по 1-му — в Асекеевском, Оренбургском, Кувандыкском и Соль-Илецком районах.

В 2012 г. было возбуждено уголовное дело в отношении руководителей и членов организации Свидетели Иеговы в Оренбургской области. Их обвиняют в распространении экстремистской литературы, а также возбуждении в своих проповедях ненависти и вражды, унижении достоинства по признакам отношения к религии.

Помимо вышеизложенных в оренбургском социуме наблюдаются противоречия между традиционными и экстремистскими конфессиональными трендами. Пограничное положение Оренбургской области на основных маршрутах транзитной миграции из Средней Азии в Россию способствует проникновению на её территорию мусульманских экстремистов. В разное время здесь была выявлена и пресечена деятельность организаций «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джа-маат» и «Нурджулар», запрещённых Верховным судом РФ.

Так, в 2007 г. в Бугуруслане была раскрыта ячейка международной организации «Хизб ут-Тахрир». Её организатор, помощник ректора местного медресе, был приговорён к 1,5 года колонии-поселения, а один из членов — к 6 месяцам. В отношении ряда преподавателей Бугурусланского медресе дело об использовании экстремистской литературы в процессе обучения прекращено за истечением срока давности. Ещё несколько участников организации депортированы в Узбекистан.

В 2010 г. в г. Соль-Илецке были задержаны 3 гражданина Кыргызстана, которые вели про-

паганду идей запрещённой в России экстремистской организации «Таблиги Джамаат» и пытались вербовать новых сторонников среди прихожан местной мечети. Один из них депортирован на родину, а двое других отделались предупреждениями. В 2011 г. правоохранительными органами пресечена деятельность двух ячеек «Таблиги Джамаат», которые тайно действовали в Оренбурге и Соль-Илецке с мая 2009 г. по июль 2011 г. Общая численность их последователей в Оренбургской области составляла более 50 человек. Дела на 5 из них в 2012 г. переданы в суд.

По этим крупным делам и единичным случаям пропаганды судами Оренбургской области неоднократно выносились решения о запрете мусульманских изданий, выявленных в ходе следствия. Так, в 2007 г. Бугурусланский городской суд признал экстремистскими 16 публикаций, в 2008 г. Центральный районный суд г. Оренбурга — 6 листовок и журналов, в 2010 г. Соль-Илецкий районный суд — 6 книг и фильмов, а в 2012 г. — ещё 7. Тогда же Октябрьский районный суд г. Орска запретил к распространению 5 материалов в сети Интернет, а Ленинский районный суд г. Оренбурга — сразу 67 публикаций.

Кроме того, согласно положениям закона в Оренбургской области решениями судов были сняты с регистрации за различные нарушения или в порядке самоликвидации: в 2009 г. — 7 религиозных организаций, в 2010 г. — 15, в 2011 г. — 10, в 2012 г. — 3 объединения.

В заключение можно сделать вывод о том, что, несмотря на определённую критику правоприменительной практики, за прошедшие годы Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. показал себя эффективным инструментом защиты российских национальных интересов. В целом он также способствует дальнейшему развитию государственноцерковных отношений в России. Вместе с тем ряд его положений требует доработки, внесения изменений, проекты которых в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Литература

1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997. С. 12.

2. Численность религиозных организаций в период с 2001 по 30.12.2012 г. Справка // Текущий архив управления внутренней политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.