12.3. ГЛОБАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Керашев Анзаур Асланбекович, д.э.н., профессор Место работы: Адыгейский Государственный Университет, экономический факультет, декан Егорова Елена Игоревна, к.э.н., докторант, кафедра экономики, Адыгейский Государственный Университет, Майкоп
Контакты автора: vipegorova@mail.ru
Аннотация. Исследованы организация и содержание систем высшего образования основных стран мира, которые прямо или косвенно формируют события, финансовые и экономические решения, принимаемые правительствами этих стран.
Показано, что в большинстве стран мира значимость высшего образования возрастает именно в тот период, когда другие общие тенденции ограничивают возможность выбора пути развития и затрудняют надлежащее планирование.
Установлено, что внутренние проблемы в рамках одной страны могут иметь последствия международного характера, прежде всего на уровне миграции и распределении международной помощи. В связи с этим инвестиции в качественную профессиональную подготовку коренного населения и иностранной рабочей силы играют важную роль в стратегии каждого государства.
Ключевые слова: институциональная и организованная структуры высшего образования, финансирование и управление воспроизводством образовательных услуг, социальное партнерство, совокупная рабочая сила страны, образовательные мегасистемы
GLOBAL INTEGRATION OF THE WORLD EDUCATIONAL PROCESS
Kerashev Anzaur Aslanbekovich, doctor the house-keeper of sciences, professor
Place of employment: Adygea state university, economic faculty, the dean
Egorova Elena Igorevna, Cand.Econ.Sci., doctorant, economic branch, Maikop, AGU
Annotation. The study is devoted to the social development of the world countries which is influenced by the events and decisions taken place in different parts of the world. It is stated that the position of the high educational system rises in the crises time and outputs. It is defined that in the anti crises state strategy investments of high educational sphere possesses a l part.
Keywords: institutional and management structures, finance and educational management, social partnership, labour recources, educational megasystem
За последние несколько десятилетий в сфере высшего образования всего мира отмечается феноменальный рост численности студентов. Если в 1960 году их число равнялось всего лишь 13 млн., то в 70-х и 80 годах оно практически удвоилось - соответственно 28 млн. и 51млн. человек. В 90-х годах году в мировом
образовании насчитывалось 82 млн. студентов. В 2007
- 98 миллионов.
Для большинства стран мира значимость высшего образования возрастает именно в тот период, когда другие общие тенденции ограничивают возможность выбора пути развития и затрудняют надлежащее планирование.
Общественное развитие большинства стран прямо или косвенно формируют события, финансовые и экономические решения, принимаемые организациями и правительствами в разных частях мира.
Внутренние проблемы в рамках одной страны могут вызывать последствия международного характера, отрицательно сказываться на уровне миграции и распределении международной помощи и других совместных международных проектах. В связи с этим инвестиции в качественную профессиональную подготовку играют важную роль в стратегии каждого государства.
При этом правительства большинства стран признают, что для оказания поддержки высшему образованию, которое нуждается в научных исследованиях и разработках на высоком уровне, требуются значительные ресурсы, предполагающие взятие на себя долгосрочных обязательств в рамках международного сотрудничества.
Растущую роль системы мирового высшего образования в последнее десятилетие 20 века отразили три реальности:
- в большинстве стран растет доля молодежи в составе всех социальных групп, стремящихся получить образование на продвинутом уровне;
- в большинстве стран все более значительная доля населения обучается или прошла определенную форму профессиональной подготовки на продвинутом уровне;
- в большинстве стран идет динамичное увеличение процента студентов женского пола.
Это имеет далеко идущие последствия не только для правительств и руководителей в области высшего образования, но и для рынка рабочей силы и экономики, семей и будущих поколений.
Одним из ярких примеров такой изменившейся реальности являются 20 стран мира, имеющих на сегодня самые мощные системы высшего образования, которые насчитывают около 5 млн. студентов.
Согласно данным ЮНЕСКО, в развитых странах рост численности студентов с 1997-2007 годы составил 74,9%, в развивающихся - 64,2%, новых индустриальных странах - 77,2%, в странах переходного периода -12,2%. За этот период показатель постоянно рос - в среднем на 35%. Число студентов увеличилось более чем на 60% в Европе и развитых странах Азии, Северной Америки и Океании.
В соответствии с программным документом этой организации, «реформа и развитие высшего образования является основной проблемой, с которой сталкиваются правительства всех стран мира: на современном этапе ни одна страна без подготовки специалистов на хорошем уровне и без научноисследовательской работы в области высшего образования не может обеспечить уровень прогресса, отвечающего потребностям и надеждам общества.... Экономическое развитие необходимо осуществлять с учетом сохранения окружающей среды и сопровождать деятельностью по формированию “культуры мира” на основе принципов демократии, терпимости и
взаимного уважения, т.е. тех факторов, которые обеспечивают устойчивое человеческое развитие».
Кроме того, в документе подчеркивалось, что “деятельность в области высшего образования должна повсеместно учитывать требования времени, когда новые возможности сопряжены с новыми задачами и глубокими потрясениями..... Ведь именно перед выс-
шим образованием стоит задача выработать с участием всех соответствующих социальных партнеров комплексный подход в отношении целей и задач функционирования образовательной среды”(1).
Как известно, показателем инвестиций какой-либо страны в высшее образование является брутто - коэффициент численности учащихся. Этот относительный коэффициент показывает долю молодежи, зачисленной в высшие учебные заведения в возрасте, в котором молодые люди оканчивают школу. Кроме того, это соотношение иллюстрирует общий уровень образования, который имеет будущая рабочая сила страны и позволяет проводить сопоставления между регионами и странами. Рассчитанный в период с 1997 по 2007г.г. этот коэффициент представлен в таблице 1.
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о значительном различии между регионами по уровню участия проживающего на их территории населения в получении высшего образования. Несмотря на то, что за последнее десятилетие определенный рост числа студентов произошел в большинстве стран мира, тем не менее, разрыв между “развитыми” и “развивающимися” регионами с точки зрения численности студентов по отношению к общей численности населения, продолжает увеличиваться, что обусловливает существование в мировом масштабе разного уровня ряда управленческих проблем в сфере образования.(2)
Развитые государства в настоящее время сталкиваются с проблемами стратегического управления крупными “мегасистемами” высшего образования. В одиннадцати странах мира, среди которых США, Япония, Германия, Индия, Канада, Китай, Россия, численность студентов в системе высшего образования в 2007 году приблизилась к десяти миллионам.
При наличии таких мегасистем правительствам приходится одновременно решать целый комплекс проблем, начиная от сдерживания роста численности студентов при одновременном содействии принципу “равных возможностей” и кончая поиском путей обеспечения полноценного функционирования самой системы образования, с учетом различных факторов, вызывающих ее институциональную или региональную дифференциацию. (3)
Актуальной задачей международного масштаба является государственное регулирование основных направлений развития системы высшего образования. Это требует обеспечения строгой координации организации и содержания деятельности учреждений образования, несмотря на значительные различия между ними с точки зрения институциональной основы, характерных черт и специфики миссий. (4)
По мере развития и укрепления статуса субъектов системы образования (большая численность персонала, высокотехнологическое оборудование, учебные помещения и т.д.) возрастает их потребность в государственной финансовой поддержке. В связи с этим на первый план выдвигаются такие формы управленческого контроля, как обеспечение качества организации и содержания учебного процесса и система отчетности.
Не менее сложной является задача оперативной разработки и предоставления надлежащей информации и рекомендаций будущим студентам и их родителям в отношении более широкого спектра возможностей получения высшего образования.
Руководители различных структур высшего образования, как и чиновники государственных органов управления, сталкиваются с проблемами необходимости обеспечения поддержки развития высшего образования со стороны широкой общественности. (5)
Таблица 1.
Брутто-коэфициент численности студентов, по регионам и по признаку пола,1997-2007 годы (в процентах)*
Регион 1997 2002 2007
М/Ж М Ж М/Ж М Ж М/Ж М Ж
Итого в мире 16,8 14,5 15,0 19,2 19,8 18,6 22,7 22,1 21.2
Более развитые регионы, в том числе: 49,7 48,2 51,3 61,6 58,0 63,3 63,1 68,2 76,1
Северная Америка 79,2 70,9 87,8 86,0 76,6 95,8 96,1 80,2 98,0
Азия/Океания 32,7 37,3 25,9 47,3 47,9 44,6 60,1 59,3 56,0
Европа 35,9 36,7 35,1 49.8 47,9 52,8 62,8 58,4 68, 0
Страны переход/периода 38,2 35,5 40,0 36,2 32,7 38,7 38,8 37,7 40,7
Менее развитые страны, в том числе: 7,1 8,5 5,6 8,8 10,3 7,3 9,2 11,7 9,2
Африка к югу от Сахары 3,5 4,6 2,1 4,0 5,2 3,0 4,5 6,3 3,5
Арабские государства 12,5 14,8 9,6 14,5 16,5 12,5 14,6 16,1 14,5
Латинская Амери- ка/Карибский бассейн 18,1 18,0 16,2 18,3 18,6 27,0 18,4 18,6 38,1
Восточная Азия/Океания 6,0 8,0 5.6 9,0 12,5 8,2 12,8 14,5 10,3
Южная Азия 6,6 8,4 4,7 7,5 9,2 5,6 8,7 9,9 6,5
Наименее развитые страны 3,5 4,7 2,4 4,2 5,6 2,7 4,9 6,6 3,1
По мере того как высшие учебные заведения приобретают более широкую популярность в государстве, они становятся объектом пристального внимания и критики со стороны руководства и общественности. Так, о Нью-Йоркском государственном Университете только за 2007 год в газете “New - York Daily” было опубликовано свыше 2,5 тысяч критических статей и материалов.
Поэтому приоритетная роль высшего образования в обществе предполагает новые виды ответственности как для должностных лиц, находящихся на государственной службе, так и для персонала высших учебных заведений. Это требует от последних готовности предоставить четкую картину потребностей системы высшего образования и в тоже время обосновать прямую зависимость всех сфер социальной жизни от уровня ее развития.
Современная структура высшего образования за рубежом представлена пятью основными областями обучения, которые в последнее десятилетие отличают следующие тенденции:
Образование:
- педагогические науки и подготовка преподавателей. В среднем 13% студентов зачисляются ежегодно в высшие педагогические учебные заведения мира.
Гуманитарные науки:
- гуманитарные науки, религия и богословие; изящные и прикладные виды искусства. На эту область приходится 12% от всей численности студентов высших учебных заведений.
Эта пропорция остается стабильной в течение последнего десятилетия. При этом более высокий процент студентов изучает гуманитарные науки в развитых государствах и арабских странах. Соответственно низкий процент числа студентов, изучающих гуманитарные науки в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Право и социальные науки:
- право, социальные и поведенческие науки; коммерческое дело и предпринимательство; массовая коммуникация и документация; домоводство и принципы ведения домашнего хозяйства, сфера услуг и т.д.
Самая значительная область обучения - 37% во всех странах мира.
Естественные науки, инженерное дело и сельское хозяйство:
- естественные науки; инженерное дело; математика и компьютерные науки; архитектура и планирование городов; транспорт и коммуникации; торговля, ремесла и индустриальные программы; сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство.
Составляет 34% от мировой численности студентов. В некоторых регионах (странах переходного периода, регионах Южной и Восточной Азии и Океании) отмечается более высокий уровень числа студентов, изучающих естественные науки. При этом самые низкие показатели в более развитых регионах и арабских странах, достаточно высокие - в странах переходного периода.
Медицина:
- медицинские науки и области, связанные со здравоохранением, включая уход за больными и немощными.
Самая малочисленная специализированная область обучения, региональные показатели которой варьируются от 5% в наименее развитых странах до 11% в развивающихся странах Южной части Азии.
Таким образом, в большинстве стран и регионов мира основная доля студентов сосредоточена в двух широких областях обучения - право, социальные науки и естественные науки, к которым относятся инженерное дело и сельское хозяйство. Их соотношение практически стабильно, начиная с 1995 года. Эти две области включают в себя исключительно широкий круг дисциплин. Соответственно самая крупная доля выпускников высших учебных заведений мира приходится на юридическую, естественно-научную и социальную сферы - 20-35%.
На выпускников педагогических и медицинских высших учебных заведений приходится от 10 - до 30%. При этом самая низкая пропорция (10%) отмечается в более развитых регионах.
В 60-90-х годах правительства большинства стран стремились регулировать число студентов, начинающих обучение на каждом уровне и в каждой области. Такая практика планирования рабочей силы в настоящее время нецелесообразна, поскольку в условиях динамично меняющегося мирового рынка труда уравнение “степень= работа” в той мере, как в прошлом, не действует.
Как подтверждает статистика, основным факторами здесь являются потребности транснациональных (информационных, сырьевых и т.д.) кампаний и популист-
ский выбор молодежи. Государственная же политика связана с системой институционального выбора для зачисления большего числа студентов в области с низким уровнем расходов, такие как социальные и гуманитарные науки, а не в области, связанные с естественными и медицинскими науками и, соответственно, высоким уровнем расходов.
Именно это в перспективе создает в управлении проблему в отношении надлежащего трудоустройства профессионально подготовленных лиц и соответствующих перспектив для дипломированных выпускников.
Начало трудовой деятельности является непростым вопросом для выпускников высших учебных заведений всех стран в связи с длительными поисками, временным трудоустройством или стартовой работой, которая ниже их профессиональной квалификации. Тем не менее, реальность такова, что выпускники высших учебных заведений всего мира сталкиваются с меньшим риском безработицы, чем лица, не имеющие степени, и их доходы по-прежнему являются самыми высокими в обществе.
Во всем мире существует четкая позитивная взаимосвязь между уровнем образования и доходами специалистов. Второй этап среднего образования является переломным пунктом, после которого за любой вид дополнительно полученной квалификации выплачивается особенно высокое вознаграждение. Соответственно, выпускники университетов получают значительно больше, чем выпускники второго этапа среднего образования. (6)
Так, “надбавка к вознаграждению” для университетского уровня образования в странах ОЭСР превышает 70%. Она колеблется от 40% для мужчин в возрасте 25-64 лет в Дании и Швейцарии до 80% и выше в Финляндии, Франции и Португалии.
Для женщин аналогичной возрастной категории надбавки варьируются от 20% в Италии до 95% в Соединенном Королевстве.
Университетское образование позволяет получать более высокое вознаграждение по сравнению со средним уровнем образования в большей степени для женщин, чем для мужчин в Канаде, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах Америки.
Неуниверситетское высшее образование характеризуется более низким уровнем доходности. Преимущество неуниверситетского высшего образования по сравнению со вторым этапом среднего образования, как правило, составляет от 10 до 50% как для женщин, так и для мужчин.
При этом различия в сумме вознаграждения между полами сокращаются с повышением уровня полученного образования. Вопрос расширения возможностей получения высшего образования женщинами долгое время был предметом пристального внимания общественности в силу признания того, что низкий процент женщин с высшим образованием имеет отрицательные последствия для общества и сдерживает экономическое развитие страны (таблица 1).
Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1, только с 1997 по 2007 годы доля женщин среди студентов увеличилась с 51 до 76 %. Такая тенденция характерна для всех регионов, однако только к 2002 году достигнут баланс между числом студентов разных полов.
Заключение. Общие тенденции, отмечаемые в странах ЕС, не могли не оказать влияние на реформирование и модернизацию системы высшего профессионального образования в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и России в части образовательных программ, типов учебных заведений и политику модернизации образования.
Практически все системы образования стран ЦВЕ имеют много общего между собой как в содержании образования, так и в его структуре: преобладание профессионального образования на среднем уровне; разделение базовых профессиональных и средних технических учебных заведений; незначительное количество выпускников ПОО, поступающих в высшие учебные заведения; тесная “увязка” объемов и профилей подготовки с рабочими местами на предприятиях и в организациях.
Список литературы:
1. Программный документ ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования”, Париж, 1995, 756 стр.
2. The report of Man Development, New-York, Oxford University Press, 2005, р.102-234 , р.547.
3. Гавриков А.Л. и др. Стратегический менеджмент вуза. Великий Новгород.-20ОЗ.-С.160., 342 стр.
4. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: Академическая надежность и стремление к повышению уровня вузов// Высшее образование сегодня.-2003.-№ 3.-С.34-38.
5. Грудзинский А.О. DEAN Европейская академическая сеть деканов//Альма матер (вестник высшей школы).-2004.-№ 5, С.12-18.
6. Егорова Е. И. Совершенствование системы управления высшими учебными заведениями: региональная детерминанта и механизмы реализации. Ростов-на-Дону. Ростовский государственный Университет, 2005. 200 стр.