Научная статья на тему 'ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГОВ'

ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
валеология / здоровье полости рта / мотивация / valeology / health of the oral cavity / motivation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Деревянченко С.П.

На сегодняшний день нет такой отрасли клинической и теоретической медицины, где бы знания дисциплины «Валеология» не использовались в той или иной степени с профилактической и научной целью. Поэтому основы валеологии необходимы каждому современному врачу независимо от профиля его работы. Валеология интегрированная дисциплина, изучающая закономерности, механизмы и способы формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUEOLOGY TEACHING DENTISTS

To date, there is no such branch of clinical and theoretical medicine, where knowledge of the discipline "Valeology" was not used in varying degrees, with preventive and scientific purpose. So the basics of valeology is necessary for every modern physician, regardless of the profile of its work. Valeology is an integrated discipline that studies the patterns, mechanisms and ways of forming, maintaining, strengthening and reproduction of human health.

Текст научной работы на тему «ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГОВ»

88% женщин. У меньшей части - около 11% во время беременности наблюдается обострение раннее имевшегося патологического процесса, что свидетельствует о том, что при железодефицитной анемии возникают предпосылки для первичного воспаления тканей пародонта. У 48% беременных гингивит протекает по типу генерализованного воспалительного процесса, поражая десну одной или обеих челюстей. При наличии местных раздражающих факторов на фоне диффузного характера встречаются более выраженные локализованные очаги воспаления в области нижних резцов и клыков, в области верхних премоляров и моляров, что связано с выходом слюнных протоков в этой области и отложением зубного камня, патологическим прикусом, наличием аномально расположенных зубов. Зубной камень наблюдается у 30% обследованных. Наддесневой зубной камень обнаруживается в 2 раза чаще, чем поддесневой зубной камень. Интенсивность поражения тканей пародонта (индекс СР1) составляет 3,94 секстанта.

Принимая во внимание, что беременным женщинам не рекомендовано проводить рентгенологическое исследование, диагноз заболевание тканей пародонта ставится на основании жалоб, субъективных, объективных и некоторых дополнительных методов обследования.

Диагноз пародонтит диагносцируется у 12% беременных с ЖДА на основании состояния десны, маргинального периодонта, патологического кармана, индекса РМА, СР1. Состояние костной ткани

не определяется, из-за необходимости проводить рентгенологическое исследование.

Таким образом, знание врачами изменений, происходящих в полости рта при железодефицитной анемии во время беременности способствуют ранней профилактике данных патологий.

Список литературы

1. Денисенко Л. Н. Влияние железодефи-цитной анемии на состояние полости рта у беременных женщин: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.21, Л. Н. Денисенко. -Волгоград. -2007. -24с.

2. Денисенко Л.Н., Наумова В.Н., Деревян-ченко С.П., Колесова Т.В. Факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта у беременных женщин//Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 4. С. 349.

3. Казакова Л.М. Дефицит железа и его профилактика в практике врача-педиатра: метод. рекомендации для педиатров и акушеров. М., 1998. 23 с.

4. Лепилин А.В. Факторы риска и критерии диагностики воспалительных заболеваний паро-донта у беременных/А.В.Лепилин, М.В.Дубров-ская//Медицинская наука и образование Урала. -2010. -Т. 11. -№ 2. -С. 20-23 .

5. Денисенко Л.Н. Оценка состояния пародонта беременных женщин до и после лечения/Л.Н.Денисенко, Е.В.Данилина//Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». -2010. -Т. 12. -№ 10. С. -496497.

Деревянченко С.П.

Волгоградский государственный медицинский университет, ассистент, кандидат медицинских наук.

ВАЛЕОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГОВ VALUEOLOGY TEACHING DENTISTS

Derevyanchenko S.P.

Volgograd state medical University, assistant, candidate of medical Sciences.

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день нет такой отрасли клинической и теоретической медицины, где бы знания дисциплины «Валеология» не использовались в той или иной степени с профилактической и научной целью. Поэтому основы валеологии необходимы каждому современному врачу независимо от профиля его работы. Валеология - интегрированная дисциплина, изучающая закономерности, механизмы и способы формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.

ABSTRACT

To date, there is no such branch of clinical and theoretical medicine, where knowledge of the discipline "Valeology" was not used in varying degrees, with preventive and scientific purpose. So the basics of valeology is necessary for every modern physician, regardless of the profile of its work. Valeology is an integrated discipline that studies the patterns, mechanisms and ways of forming, maintaining, strengthening and reproduction of human health.

Ключевые слова: валеология, здоровье полости рта, мотивация

Keywords: valeology, health of the oral cavity, motivation

Наука «Валеология» включает новейшие научно-обоснованные данные по основным аспектам здоровьесбережения человека - факторы и условия, влияющие на формирование здоровья, в том числе полости рта, методы и критерии диагно-

стики стоматологического здоровья и донозологи-ческих состояний на индивидуальном уровне, механизмы, способы, пути и средства пополнения резерва здоровья человека, организации гигиенического воспитания, пропаганды и формирования

знаний, мотиваций, умений и навыков здорового

образа жизни и культуры здоровья.

Изучение студентами стоматологического профиля основ валеологии особенно необходимо для целенаправленного овладения знаниями для будущей практической деятельности по гигиеническому обучению взрослого и детского населения и пропаганде здорового образа жизни в целях сохранения, укрепления и пополнения резерва стоматологического здоровья каждого индивида [1].

Знакомство с основами «Валеологии» позволит студентам соматологам приобрести научные знания о закономерностях формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека, а также о путях и способах пропаганды здорового образа жизни и привития культуры здоровья полости рта, а также сформировать академические компетенции, основу которых составляет развитие умения самостоятельного поиска учебно-информационных ресурсов, приобретения и самостоятельного осмысления знания: - закономерностей и механизмов сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека; -факторов и условий, влияющих на формирование здоровья человека; -принципов и методов диагностики здоровья и до-нозологических состояний на индивидуальном уровне; -путей и способов формирования здорового образа жизни [2].

Формирование социальноличностных и профессиональных компетенций, основа которых -знание и применение на практике методов диагностики и оценки стоматологического статуса на индивидуальном уровне, выявление факторов и условий среды обитания на формирование стоматологического здоровья и пополнение его резерва. Изучение базовых принципов разработки и проведения мероприятий, направленных на формирование у населения мотиваций, умений и навыков по уходу за полостью рта и привитие культуры денто-логического поведения.

Специфика подготовки врачей-стоматологов определяет необходимость целенаправленного овладения студентами основ валеологического мышления в предстоящей практической деятельности по гигиеническому обучению населения и пропаганде здорового образа жизни в целях сохранения, укрепления и пополнения резерва стоматологического здоровья каждого человека [ 3].

Будущий врач стоматолог должен знать признаки здоровья полости рта и факторы его определяющие, основные компоненты здорового образа жизни, механизмы, способы, пути и средства поддержания стоматологического здоровья.

На приеме стоматолог должен составлять ва-леологический прогноз, пропагандировать здоровый образ жизни, составлять план мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни среди различного контингента населения.

Самостоятельная работа студентов стоматологов во время аудиторных занятий и внеаудиторной учебы включает индивидуальную работу по подго-

товке и составлению не только рефератов, но и разнообразных печатных или наглядных средств пропаганды здорового образа жизни и санитарной культуры, таких как памятки, буклеты, плакаты, санбюллетени, а также лекции или мультимедийные презентации [1].

Хорошие результаты освоения дисциплины дает самостоятельное оформление протоколов диагностики собственного здоровья, а также выездные занятия в стоматологических кабинетах школ и дошкольных муниципальных учреждений, профилактических отделениях ЛПУ с целью изучения опыта работы специалистов в области профилактики по гигиеническому обучению и воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

Важную роль в работе врача стоматолога играет профилактика стоматологических заболеваний. Многие дети дошкольного возраста не могут самостоятельно чистить зубы без предварительного обучения и контроля и помощи со стороны взрослых. Важным является знание особенностей формирования и путей мотивации здорового образа жизни, выбор методов, форм и средств пропаганды здорового образа жизни, основных принципов организации и проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию санитарной культуры.

Ключевым моментом в гигиеническом обучении и воспитании является формирование последовательности действий при чистке зубов, закрепление и совершенствование этого навыка, формирование системы представлений, воспитание правильного отношения к гигиеническим навыкам всех членов семьи. Для воспитания прочных и гибких гигиенических навыков по уходу за полостью рта необходимо проводить обучение каждой семьи отдельно.

Одним из главных факторов, способствующих развитию кариеса, является также диета. Родителей следует убедить в необходимости уменьшения потребления ребенком сахарозы, особенно между приемами пищи. Пищу, содержащую сахар, и напитки следует давать только во время еды. Незначительная корректировка пищевых традиций семьи в определенный период более приемлема для ребенка и родителей и действует лучше и способствует поддержанию здоровья полости рта [4].

Предотвращению развития кариеса зубов способствует общая и местная фторпрофилактика, выбор средств которой зависит от уровня содержания фтора в питьевой воде в стадии развития зубов[ 5]. Необходимо объяснить и убедить родителей, в целесообразности до применения зубных паст (до 22,5 лет) научить ребенка тщательно полоскать полость рта водой, а также обходиться небольшим, величиной с горошину, количеством фторсодержа-щей пасты и также тщательно прополаскивать рот после чистки, чтобы ребенок не проглатывал ее остатки и не провоцировал флюороз.

Таким образом, метод медико -педагогического убеждения или мотивации в гигиеническом обучении населения является одним из важных

компонентов комплексной профилактической системы, которым должен владеть каждый врач-стоматолог любого профиля.

Изучение основ науки «Валеологии» помогает формированию социальноличностных и профессиональных компетенций врача стоматолога, основа которых - знание и применение на практике методов направленных на формирование у населения мотиваций, умений и навыков по уходу за полостью рта и привитие культуры дентологического поведения.

Список литературы

1. Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Матвеев С.В. Применение проблемного метода обучения совместно с деловой игрой для обучения студентов стоматологического факультета // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 232-234.

2. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль социально-бытовых и медико-биологических факторов в формировании заболеваний

полости рта у девочек разных поколений // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2015. № 1. С. 40-42.

3. Деревянченко С.П., Маслак Е.Е., Колесова Т.В. Знания родителей о профилактике стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы стоматологии Сборник материалов электронной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора В. Ю. Миликевича. Волгоградский государственный медицинский университет. 2012. С. 44-47.

4. Троицкая Ю.И., Деревянченко С.П. Формирование ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовке студентов - стоматологов // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. №4. С. 330.

5. Деревянченко С.П., Залевская А.В., Деревянченко А.О. Привычки питания как фактор, снижающий стоматологическое здоровье младших школьников // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2010. Т. 12. № 11. С. 527.

Егудина Е.Д.

к.мед.н., доцент, ассистент кафедры пропедевтики внутренней медицины ГУ «Днепропетровская

медицинская академия» МОЗ Украины

ПОРАЖЕНИЕ СОСУДОВ У ПАЦИЕНТОВ С СИСТЕМНОЙ СКЛЕРОДЕРМИЕЙ VASCULAR LESIONS IN PATIENTS WITH SYSTEMIC SCLEROSIS

Iegudina Ie.D.,

PhD, Associate professor of the department of the propedeutic of the internal medicine, SE "Dnepropetrovsk Medical Academy" of Health Ministry of Ukraine

АННОТАЦИЯ

Манифестное поражение сосудов наблюдается у 88% от числа больных ССД, клинические, инструментальные и морфологические признаки которого тесно связаны со степенью активности патологического процесса и длительностью болезни, с характером «вегетативного паспорта» (ваготонический и сим-патотонический тип вегетативной нервной системы), с серопозитивностью заболевания по антитопоизо-меразным антителам, антинуклеарному фактору, антителам к нативной дезоксирибонуклеиновой кислоте и кардиолипину. Ангиопатия при ССД сопровождается повышением легочного сосудистого сопротивления, развитием легочной гипертензии и изменениями процессов вазодилатации, при этом интегральные сосудистые клинические, инструментальные и морфологические параметры влияют на тяжесть склеродер-мической пневмопатии и нефропатии, выраженность пролиферации эндотелия, лимфогистиоцитарной инфильтрации и микротромбозирования сосудов. Иммунологические параметры, наряду с интегральным уровнем эндотелиальной сосудистой дисфункции, участвуют в патогенетических построениях васкулопа-тии при ССД и обладают у таких пациентов прогностической значимостью.

ABSTRACT

The manifest vascular lesion occurs in 88% of patients with SSc, clinical, instrumental and morphological features of which are closely related to the degree of activity of pathological process and the duration of the disease, the nature of the "vegetative passport" (vagotonic and simpathotonic type of autonomic nervous system), with seropositivity of the diseases on anti-topoisomerase antibodies, antinuclear factor, antibodies to native deoxyribonucleic acid and cardiolipin. Angiopathy in SSc is accompanied by an increase of pulmonary vascular resistance, development of pulmonary hypertension and change processes of vasodilation, while the integrated vascular clinical, instrumental and morphological parameters have an influence on the severity of scleroderma pneumopathy and nephropathy, severity of endothelial cell proliferation, lymphohistiocytic infiltration and microthrombosis of vessels. Immunological parameters, along with an integral level of vascular endothelial dysfunction, participate in the pathogenetic constructions of vasculopathy in SSc and have prognostic significance in these patients.

Ключевые слова: склеродермия, сосуды, ангиопатия, течение, патогенез.

Keywords: scleroderma, vessels, angiopathy, course, pathogenesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.