Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
проблемный метод / ролевая игра / обучение студентов / problem method / role playing / education of students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П.

Активное взаимодействие студентов с проблемно-представленным содержанием обучения под руководством преподавателя прекрасная возможность творчески подойти к овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию мыслительных способностей. Проблемный метод используется вместе с деловой игрой для выработки стратегии поведения, а ролевая игра для тактики поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING STUDENTS OF DENTAL FACULTY

Active interaction of students with the problem of learning content presented under the guidance of a teacher a great opportunity to creatively approach to the mastery of professional knowledge, skills, abilities and development of thinking skills. Problem method used in conjunction with a business game for the development strategy of behavior and role-playing game for the tactics of behavior.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

в соответствии с его доходом. И не подвергайте мать огорчению за её ребёнка, давая на расходы меньше, чем полагается, и не лишайте её права держать ребёнка при себе. И не подвергайте огорчению отца, требуя на его ребёнка расходов, превышающих его возможности. Не надо, чтобы ребёнок был причиной огорчения отца или матери. В случае смерти отца или его нетрудоспособности на наследнике ребёнка лежат такие же обязанности. Если оба (отец и мать) пожелают прекратить кормление ребёнка до завершения двух лет, имея в виду пользу для ребёнка, то нет греха на них. Если отец ребёнка захочет поручить ребёнка кормилице, не будет греха на нём при условии, что он будет честно давать кормилице то, что положено согласно обычаю». Ислам защищает права кормящей матери и неоднократно подчёркивает вознаграждения, предписанные женщине за огромный труд вынашивания, рождения и кормления ребёнка. «Когда она рожает, ни один человек ни на земле, ни на небесах не знает, какие утешительные [наслаждения] скрыты для неё. А после родов ни один глоток [молока], изливающийся из неё, и ни одно сосательное движение [ребёнка] не остаются без вознаграждения» [3,5]. Глубокая приверженность религиозным основам Ислама позволила башкирскому народу сформировать рациональные традиции вскармливания младенцев, сохранить их в последующих поколениях.

В настоящее время в Республика Башкортостан является одним из регионов Российской Феде-

рации с наиболее высокими показателями естественного вскармливания. Реализуя современные рекомендации по питанию детей, мы должны в первую очередь активно возрождать национальные традиции грудного вскармливания, в которых заключена великая мудрость народа по воспитанию здорового, активного поколения с высоким интеллектуальным потенциалом.

Список литературы

1. Абольян Л.В. Роль сектора здравоохранения в охране и поддержке грудного вскармливания // «Грудное вскармливание в современном мире». Материалы Всероссийской научно-практической конференции М., 2014.

2. Абольян Л.В. Национальные традиции чеченских и ингушских семей в охране здоровья матери и ребёнка // Вопросы современной педиатрии. 2010. - №5(3). - С. 139-141.

3. Аль-Газали Абу Хамид. Начало праведного пути (перевод с арабского Р.Л. Саяхов). -Уфа., 2006. - 96 с.

4. Бикбулатов Н.В. Семейный быт башкир XIX-XX вв. - Москва: Наука. - 1991. - 189 с.

5. Мукарамов Ш. Введение в Ислам. - М.: «Издательская группа «САД» - 2009, 168 с.

6. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб. - 1899.

7. Радзинский В.Е. Молочные железы и гинекологические болезни. - М. 2010. - 304 с.

Денисенко Л.Н.

Волгоградский государственный медицинский университет, ассистент, кандидат медицинских наук.

Деревянченко С.П.

Волгоградский государственный медицинский университет, ассистент, кандидат медицинских наук.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING STUDENTS OF DENTAL FACULTY

Denisenko L.N.

Volgograd state medical University, assistant, candidate of medical Sciences.

Derevyanchenko S.P.

Volgograd state medical University, assistant, candidate of medical Sciences.

АННОТАЦИЯ

Активное взаимодействие студентов с проблемно -представленным содержанием обучения под руководством преподавателя прекрасная возможность творчески подойти к овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию мыслительных способностей. Проблемный метод используется вместе с деловой игрой для выработки стратегии поведения, а ролевая игра для тактики поведения.

ABSTRACT

Active interaction of students with the problem of learning content presented under the guidance of a teacher a great opportunity to creatively approach to the mastery of professional knowledge, skills, abilities and development of thinking skills. Problem method used in conjunction with a business game for the development strategy of behavior and role-playing game for the tactics of behavior.

Ключевые слова: проблемный метод, ролевая игра, обучение студентов.

Keywords: problem method, role playing, education of students.

Введение. Для моделирования реальной про- опробования различных способов поведения в дан-фессиональной ситуации на клиническом приеме, ной ситуации применяется сочетание проблемного

The scientific heritage No 7 (7),2016 метода обучения с ролевой игрой. Проблемный метод и деловая игра являются близкими методами обучения и создает благоприятные возможности для их сочетания. Преимущества проблемного обучения заключаются в развитии мышления, внимания, наблюдательности студентами, желанием глубже изучать научную литературу, обеспечивается прочность приобретаемых знаний. Проблемное обучение связано с исследованием и предполагает решение поставленных задач, растянутое во времени. Интересно поставленные задачи дают студентам возможность постоянно размышлять над ними и благодаря этому вырабатываются крепкие знания, навыки и умения. По Б.В. Зейгарник действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше.

Целью работы является: усовершенствование методик обучения при изучении клинической дисциплины стоматология на основе методов проблемного обучения.

На сегодняшний день в обучении существует большое разнообразие деловых игр. Для обучения, закрепления и выявления знаний студентов более всего подходит ролевая игра - воспроизведение действий и отношений в отношении других людей. Студентам раздаются роли и требуется выполнение определенных заданий. «Пациенту» называется его диагноз, неизвестный другим участникам игры, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для заданного диагноза и смоделированной клинической картины. Преподаватель выдает «врачу» данные различных методов обследования. «Врач», проанализировав полученные данные должен поставить и обосновать диагноз, назначить лечение, «ассистент врача» - принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Также группе студентов отводится роль «заведующего отделением», которые следят за происходящим и корректируют действие участников игры. По окончании игры возможно бальное оценивание выявленных знаний.

Сценарием ролевой игры для студентов 1-2 курса стоматологического факультета является моделирование клинической ситуации для закрепления знаний по теме «Методы обследования стоматологического пациента. Ведение медицинской документации. Правила заполнения «Истории болезни»». Раздел «Пропедевтика стоматологических заболеваний»:

Группа студентов распределяется по следующим ролям:

1-й студент - «Пациент».

Задача: пациент должен обратиться к врачу-стоматологу с жалобами на диагноз «хронический периодонтит».

При этом выявляется базовый уровень знаний студента по симптоматике данного заболевания.

2-й студент - «Врач-стоматолог».

Задача: врач должен

1. Провести обследование стоматологического пациента;

2. Поставить диагноз и наметить план лечения.

При этом выявляется:

1. умение вести диалог с пациентом;

2. умение провести субъективное обследование пациента:

а) собрать жалобы

б) выяснить анамнез жизни пациента

в) выяснить анамнез заболевания

3. умение провести объективное обследование пациента:

а) провести внешний осмотр пациента

б) провести осмотр полости рта

в) провести инструментальное обследование: зондирование кариозной полости; перкуссию;

4. Умение обобщить результаты проведенных основных методов обследования при данной клинической ситуации и поставить «предварительный диагноз» - хронический периодонтит.

5. Умение назначить необходимые для постановки «предварительного диагноза» дополнительные методы обследования - рентгенографию, ЭОД и проинтерпретировать полученные результаты.

6. Умение составить план лечения хронического периодонтита.

3-й студент - «медсестра или ассистент стоматолога»

Задача: оказать помощь врачу-стоматологу на клиническом приеме при обследовании и лечении пациента.

При этом выявляется:

1. Умение вести диалог с пациентом и врачом-стоматологом.

2. Умение подготовить рабочее место врача-стоматолога.

3. Умение заполнить медицинскую документацию «Историю болезни»:

а) правильность заполнения паспортной части;

б) правильность заполнения зубной формулы;

в) знание условных обозначений различных нозологических единиц.

4. Знание и умение выбрать необходимый для каждого конкретного этапа обследования и лечения пациента с хроническим периодонтитом стоматологический инструментарий и стоматологические пломбировочные материалы.

4-й студент - «врач-рентгенолог». Задача: указать необходимый вид рентгенологического исследования и описать рентгеновский снимок при хроническом периодонтите.

При этом выявляется:

1. Знания дополнительных методов обследования стоматологического пациента;

2. Умение выбрать необходимый вид рентгенологического обследования при

данной патологии;

3. Умение описывать и интерпретировать данные рентгенологического обследования при хроническом периодонтите.

5-й студент - «заведующий отделением».

Задача: проконтролировать и оценить действия врача и ассистента:

1. правильность заполнения «Истории болезни»;

2. правильность поставленного диагноза;

3. правильность намеченного плана лечения.

Таким образом, использование сочетания проблемного метода обучения с ролевой игрой при изучении клинической дисциплины стоматология приводит к приобретению профессиональных знаний, умений и личностных качеств будущего врача.

Список литературы

1. Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Матвеев С.В. Применение проблемного метода обучения совместно с деловой игрой для обучения студентов стоматологического факультета // Международный журнал экспериментального образования, 2016.- № 4-2. С. 232-234.

2. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Сер-бин А.С., Денисенко Л.Н., Алешанов К.А. Гарантии и гарантийные обязательства на стоматологическое лечение//Медицинский алфавит. -2014. -Т. 3, № 13. -С. 57-59.

3. Ананьева Е. С., Быкова В. А. Использование методов проблемного обучения в ходе изучения дисциплины «неврология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 7(42). - Новосибирск: СибАК, 2014.

4. Троицкая Ю.И., Деревянченко С.П. Формирование ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовке студентов - стоматологов // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 4. С. 330.

5. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта.//Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 2. С. 146.

6. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика/ А.И. Конопля // ВО в России. — 2010. — № 1. — С. 98—101.

7. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль социально-бытовых и медико-биологических факторов в формировании заболеваний полости рта у девочек разных поколений/Волгоградский научно-медицинский журнал. 2015. № 1. С. 40-42.

8. Михайлова М.А. и др. Мотивированный подход и отношение к здоровому образу жизни студентов с целью повышения уровня санитарной культуры в области стоматологии и улучшению состояния полости рта.//Матер. VI международной науч.-практ. конф. "Здоровье и Образование в XXI веке". -М., 2005. -С. 342.

Денисенко Л.Н.

Волгоградский государственный медицинский университет, ассистент, кандидат медицинских наук.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОСТИ РТА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ ВО ВРЕМЯ

БЕРЕМЕННОСТИ

CHANGES IN THE ORAL CAVITY WITH IRON DEFICIENCY ANEMIA DURING PREGNANCY

Denisenko L.N.

Volgograd state medical University, assistant, candidate of medical Sciences.

АННОТАЦИЯ

Патологические процессы, возникающие в полости рта часто являются первыми признаками заболевания и имеют типичные проявления. Поэтому важной задачей является синергия стоматологов и акушеров - гинекологов, особенно в женских консультациях.

ABSTRACT

The pathological processes occurring in the oral cavity are often the first signs of the disease and have the typical symptoms. Therefore, an important task is the synergy of dentists and obstetricians, especially in antenatal clinics.

Ключевые слова: полость рта, ткани пародонта, твердые ткани зубов.

Keywords: the oral cavity, periodontal tissues, hard tissues of teeth.

При беременности, осложненной железодефи-цитной анемией, создаются предпосылки для снижения резистентности твердых тканей зубов, повышается распространенность и интенсивность кариеса зубов. Поражаемость зубов кариесом у беременных возрастает по мере увеличения числа родов и возраста, однако наиболее глубокие изменения в организме женщин вызывает первая беременность. Наибольший прирост кариеса зубов у беременных наблюдается в возрасте 18-20 лет [1]. Поэтому, прежде всего потребность в стоматологической помощи имеют первородящие женщины, в возрасте 18-20 лет.

Наличие у беременных железодефицитной анемии приводит к увеличению индекса КПУ, в структуре которого доминируют кариозные зубы. По классификации Блека превалируют полости 2 класса. Также увеличивается количество поверхностей зуба, поражаемых кариозным процессом во второй половине беременности.

Особенностью клинического течения кариозного процесса у беременных с ЖДА в динамике является острое течение кариеса, быстрое распространение кариозного процесса не только по периферии, но и в глубину - к пульпе зуба, что приводит в короткие сроки к развитию осложненного кариеса [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.