Научная статья на тему 'Профессиональная направленность как составляющая личностного самоопределения в отрочестве и юности'

Профессиональная направленность как составляющая личностного самоопределения в отрочестве и юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2390
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / MOTIVATION IN CHOOSING A CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Ю. Е.

Рассмотрена взаимосвязь профессиональной направленности и самоопределения личности, влияние их содержательных составляющих на процесс выбора профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation as a component of a personal self-determination in adolesence and youth

The article is devoted to the definition of self-determination and professional orientation, dependence if its main components on the process of choosing a career.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность как составляющая личностного самоопределения в отрочестве и юности»

независимая и ответственная мужская поведенческая позиция, а также эмоциональная, открытая, эмпатичная и «одомашенная» женская).

Список литературы

1. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. 928 с.

2. Перегудина В. А., Шурова Н. В. Гендерная идентичность и ее структура: концепции и модели // Психология и педагогика: проблемы современной науки и практики: материалы Всероссийской научнопрактической конференции 20-21 сентября 2010. Челябинск: ООО «МАТРИЦА», 2010. 66 с.

3. Серкин В. П. Методы психосемантики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

V. A. Peregudina

Experience of application of associative experiment for research of structure of gender identity.

The description of model of work with the techniques created on the basis of associative experiment, within the limits of research offeatures of age formation of gender identity is resulted. The detailed description of the received diagnostic data and ways of their interpretation within the limits of a research paradigm is given.

Получено 15.02.2011 г.

УДК 159.923

Ю.Е. Сорокина, аспирантка, 8-915-689-50-07, neblondinka99@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В ОТРОЧЕСТВЕ И ЮНОСТИ

Рассмотрена взаимосвязь профессиональной направленности и самоопределения личности, влияние их содержательных составляющих на процесс выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональная направленность, личностное самоопределение, мотивы выбора профессии.

Направленность личности - система устойчиво характеризующих человека побуждений: что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир и общество; чего избегает, против чего он готов бороться. Она представляет собой сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Термин «профессиональная направленность» включает в себя два аспекта. Первый аспект - собственно направленность личности. Второй - связан с профессио-

нальной деятельностью. Таким образом, различают общую направленность личности и профессиональную направленность. Соответственно суть профессиональной направленности отражается в понятиях направленности личности и профессионального самоопределения в виде сформированного образа будущей профессии и профессиональной деятельности.

Каждый человек является профессионалом своего дела в той мере, в какой он сам себя сделал. Больше века назад была озвучена формула: любой человек на одну треть является тем, что ему дали родители, на одну треть - тем, что с ним сделали люди, окружающие его в учебе, труде, отдыхе и общении, и на одну треть - тем, что он сделал сам. Формирование профессиональной направленности составляет основное содержание самоопределения. А основой профессионального самоопределения является личностная активность человека, которая проявляется в умении занимать позицию субъекта жизнедеятельности. Чтобы личность могла реализовать себя как субъекта, требуется умение согласовывать свои способности и возможности с объективными и необходимыми требованиями.

В исследованиях М.С. Каланиди (1980) и Э.Эриксона (1968) выявлено негативное влияние профессии, выбранной вразрез с профессиональной направленностью личности, на здоровье, появление физиологических и психологических проблем и, наоборот, при удачном выборе профессии -на повышение самоуважения и становление позитивных представлений человека о себе.

В отечественной литературе проблемами становления занимались А. Т. Ростунова, Б. В. Кулагин, Н. В. Кузьмина и др. В психологической литературе профессиональную направленность рассматривали в своих трудах К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Митина и др. Ими показано, что выбор профессии является одним из главных решений в жизни, которое представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий из последовательности этапов, продолжительность которых зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии - двустороннее явление: с одной стороны, в него включен субъект выбора (тот, кто выбирает), с другой - объект выбора (то, что выбирают). И субъект, и объект обладают огромным числом характеристик, что разнопланово влияет на выбор профессии.

Тем не менее до настоящего времени нет единого мнения о том, как формируется выбор профессии и какие факторы определяют этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии [10, с. 67]. Е. А. Климов говорит о двух уров-

нях профессионального самоопределения: гностическом, когда происходит перестраивание сознания и самосознания, и практическом, когда меняется социальный статус человека [5].

С позиции выбора профессии как выбора деятельности у ряда исследователей предметом изучения выступают характеристики человека как субъекта деятельности, с одной стороны, и характер, содержание, виды деятельности и ее объект, с другой стороны. В этом случае профессиональное самоопределение понимается как процесс развития субъекта труда. То есть, выбор профессии осуществлен верно, если психофизиологические данные личности соответствуют требованиям профессии. Однако данный подход не учитывает активное начало личности выбирающего.

Подобного недостатка лишена точка зрения в понимании выбора профессии как выбора деятельности, где детерминантой верного выбора выступает профессиональный интерес или профессиональная направленность, утверждающая активность субъекта.

Существующий иной взгляд к выбору профессии как важнейшему событию в целостном жизнеопределении человека связывает его с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения уходит в будущее, формируя образ «Я» и в итоге определяя течение жизни. Данный подход требует учета спектра факторов выбора профессии, а также включает временной аспект: прошлый опыт и представления о будущем. В числе таких факторов учитываются жизненные планы личности в других сферах жизни.

В формировании профессиональной направленности важную роль играет избирательно положительное отношение человека к профессии или к отдельной ее стороне, т.е. возникновение субъективного отношения, а не тех объективных связей, которые могут иметь место между человеком и профессией, в том числе отражение различных ее аспектов в литературе, в содержании учебного материала, в искусстве и пр. Зарождение субъективного отношения определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости или вызвать отрицательное отношение к отдельным сторонам профессии. В самом общем виде возникновение профессиональной направленности обусловлено имеющимися в данный момент времени качествами личности, взглядами, стремлениями и переживаниями [6, с. 87].

Положительное отношение к профессии не раскрывает психологического содержания профессиональной направленности. В основе положительного отношения к одной и той же профессии у разных людей могут находиться различные потребности и стремления. Понятие «профессиональная направленность» включает в себя содержательную и динамическую характеристики. К первой относят широту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, устойчивость и действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость направ-

ленности личности (ее убеждений и мировоззрения). Широта направленности характеризует круг интересов личности, разнообразие мотивов предпочтения профессии. Следует помнить, что широкая направленность -это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской и может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений. Устойчивость характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Эта характеристика связана, прежде всего, с волевыми качествами личности: целеустремленностью, настойчивостью.

Избирательное отношение к профессии часто начинается с появления частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания деятельности, или процессом деятельности, либо с внешними ее атрибутами. В определенных условиях для человека значимы многие факторы, связанные с профессией: перспективы профессионального роста, престижность профессии, возможности, которые она открывает, условия труда (материальные, гигиенические и пр.), соответствие привычкам, особенностям характера и т. д. Все это свидетельствует о том, что профессиональная направленность базируется на широком спектре потребностей, интересов, идеалов, установок. Чем полнее профессиональная направленность, тем больший смысл имеет выбор данного вида деятельности человеком и тем больше удовлетворение от реализации целей.

Все компоненты системы побуждений человека (интересы, желания, склонности и пр.) взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, формирующейся в процессе становления и развития личности. Эта система динамична, т. е. ее побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни компоненты доминируют и определяют основную линию поведения личности, другие - выполняют второстепенную роль.

Как было отмечено ранее, в основе направленности человека лежат потребности, т. е. осознанные нужды в чем-либо. Потребности могут быть биологические (отражают нужду организма в еде, воде, воздухе, отдыхе) и социальные, исторически сложившиеся в обществе. Социальные потребности могут быть материальные (в жилье, одежде) и духовные (познавательные, творческие, эстетические, в общении). Те потребности, которые не удовлетворены, становясь мотивами поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения. Мотивы, выступая в качестве динамических образований, в процессе совершенствования поведенческих актов могут изменяться на

всех ступенях совершения поступка, и поведенческий акт может завершиться по преобразованной мотивации, а не по изначальной. За любым поступком человека всегда кроются определенные причины, которые могут не совпадать с целями поведения: при движении к одной и той же цели можно руководствоваться разными мотивами. Если цель показывает к чему стремится человек, то мотив - почему он к этому стремится. Мотив неосознан, если осознание потребности не полностью соответствует истинной нужде, вызывающей неудовлетворение, когда человек не знает подлинной причины своего поведения. К таким неосознанным мотивам относят установки и влечения.

Установка - неосознаваемое состояние человека, отражающее готовность к определенной деятельности, с помощью которой можно удовлетворить ту или иную потребность. Установка складывается, как правило, в случае повторения ситуаций, в которых человек определенным образом реагирует на внешнее воздействие, т. е. естественным образом. Образовавшись, она сохраняется более или менее длительное время. Но скорость образования установок и их подвижность у всех людей разная. По отношению к различным событиям, людям и явлениям окружающей действительности установки могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

На формирование установки как неосознаваемой готовности к восприятию и реагированию определенным образом на окружающий мир под определенным углом зрения без объективного полного анализа ситуации воздействие оказывает влияние как личный прошлый опыт человека, так и воздействие других людей. Установка может быть направлена на различные объекты или стороны одного и того же объекта. Например, отрицательная установка в беседе может быть направлена на личность самого собеседника, на содержание разговора, на обстоятельства беседа и пр.

На основе множества экспериментальных исследований, посвященных психологической установке, выделяют три ее подструктуры: когнитивную (познавательную) - образ того, что готова познать и воспринять личность; эмоционально-оценочную - комплекс симпатий / антипатий к объекту установки; поведенческую - готовность действовать определенным образом в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечение представляет собой недостаточно четко осознанную потребность, когда личности не ясно, что влечет ее, чего она хочет, каковы ее цели. Влечение представляет собой этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения временна и потребность либо осознается, либо ослабевает или исчезает.

Иногда к неосознанным мотивам относят внушения под гипнозом, но, в отличие от установок и влечений, формируемых в течение всей жизни человека естественным путем, они носят искусственный характер.

Осознанные мотивы включают в себя интересы, желания, склонности, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес представляет собой избирательное отношение человека к объекту с позиции его жизненного значения и/или эмоциональной привлекательности. Интерес эмоционально выражает познавательную потребность человека, проявляющуюся в положительном эмоциональном фоне процесса познания. Интересы определяются как общественно-историческими, так и индивидуальными условиями жизни человека. По причине разнообразия интересов разных людей их различают по объему, глубине, содержания, степени устойчивости, направленности на цель деятельности или ее процесс. Интересы могут быть непосредственными (связаны с эмоциональной привлекательностью объекта, т. е. внешними признаками) и опосредованными (связаны со значением для личности, содержанием).

Желание - мотив, основанный на содержательно осознанной потребности, которая не является сильным побудителем к действиям. Как правило, у человека есть объект, но в стремлении к нему человек не сильно уверен или необходимость в нем не является острой.

Склонность представляет собой мотив ярко выраженной потребности в определенной деятельности. В склонность может перерасти постоянный и устойчивый интерес. Соответствие склонностей и способностей человека требованиям профессии выступает значимым фактором правильного выбора профессии. Наиболее оптимально соответствие склонностей способностям в случае, когда они находятся в гармонии. Освещением данного вопроса занимались А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, которые подчеркивали побочные эффекты в случае, когда склонности и способности не совпадают. Деятельность нельзя считать истинной склонностью, если она вызвана стремлением к самоутверждению, к успеху или принуждением ребенка родителями. Это так называемые кажущиеся склонности. С точки зрения мотивационной стороны деятельности, склонность представляет собой потребность, возникающую в связи с индивидуальными особенностями, когда человек осуществляет деятельность ради этой деятельности и приносимого ей удовольствия. В таких случаях склонности гармонируют со способностями.

Возникновение склонностей не всегда означает соответствие их задаткам человека. В этом случае возможны два варианта: 1) когда человек только пробует свои силы в систематической практической деятельности, однако имеющихся способностей недостаточно для ее успешного выполнения и склонности ослабевают, не имея достаточного подкрепления в чувстве удовлетворенности от деятельности; 2) когда способности в процессе деятельности развиваются в такой степени, что сдвигаются мотивы деятельности и человека привлекают не внешние атрибуты, а специфическое содержание деятельности, ее творческие стороны.

В стремлении как осознанном мотиве поведения выражаются потребности личности в отсутствующих на данный момент условиях, которых можно достичь в результате специально организованной деятельности. Известны различные психологические формы стремлений: мечта (образ желаемого, созданный фантазией), идеал (мотив подражания или следования тому примеру, который личность считает образцом), страсть (мотив ярко выраженной потребности, обладающей непреодолимой силой).

Намерение - это стремление, в котором личность не только сознает условия, когда она ощущает потребность, но и видит средства достижения этих условий.

В убеждениях находится система потребностей, осознаваемых личностью и побуждающих ее действовать, исходя из своих взглядов, принципов, мировоззрений. В убеждениях содержатся знания о мире, понимание его определенным образом.

В мировоззрении отражается система взглядов на мир и происходящие в нем события в отношениях между людьми, в их деятельности, в процессе жизни. Мировоззрение выступает в качестве высшего регулятора поведения и влияет на все особенности его проявлений, действий, привычек и склонностей человека.

И потребности, и влечения, и интересы рождаются из осознания перспектив и имеющихся склонностей, знаний, умений, степени их согласования. Из общезначимых перспектив возникают взгляды, намерения, убеждения, идеалы, мировоззрения, система целей и установок. В процессе непрерывного согласования требований перспективы в деятельности постоянно формируется и поддерживается направленность личности. Формирование мотивов наравне с системой целей и намерений происходит с формированием потребностей. Интересы, потребности, влечения, намерения и другие составляющие приобретают устойчивость в случае ясного осознания перспективы и трансформации потребности в конкретные мотивы.

Развитие профессиональной направленности возможно в процессе обогащения мотивов от единичного до целой системы. Даже в группе людей с одинаковыми мотивами профессиональная направленность может быт разной. Это объясняется определенной организацией и структурой системы мотивов: одинаковые мотивы могут находиться в различных отношениях друг другом, и доминирующие мотивы также будут отличаться.

Для изучения мотивации профессиональной деятельности в 2010 году на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования «Тульский областной колледж культуры и искусства» среди студентов 15 и 18 лет в количестве 52 человек в каждой возрастной группе мы применили методику К. Замфир в модификации А. Реана на основе концепции о внешней и внутренней мотивации. Отметим, что о внутреннем типе мотивации (ВМ) следует говорить, когда для личности имеет

значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные (ВПМ) и внешние отрицательные (ВОМ). Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

Для анализа результатов использовался t-критерий Стьюдента. Результаты изучения мотивационных компонентов приведены в таблице. В мотивации как подростков, так и юношей доминирует внутренняя мотивация. Значимость ВПМ и ВОМ в разных возрастные периоды различна: для подростков ВОМ находятся выше ВПМ, для юношей - наоборот.

Сравнительный анализ мотивационных компонентов студентов

15 и 18 лет

Показатель 18 лет 15 лет Критерий разности t Уровень значимости р

ВМ 4,1 3,8 1,43 Незнач.

ВПМ 3,4 2,6 23,1 р < 0,05

ВОМ 2,3 3,1 2,28 р < 0,05

Большие показатели ВПМ в 18-летнем возрасте достоверно отличаются (р < 0,05) от ВПМ в 15 лет. Подростки больше стремятся к избеганию замечаний и критики со стороны взрослых и товарищей, возможных неприятностей и наказаний.

Таким образом, делаем вывод о том, что основным мотивом профессиональной деятельности студентов колледжа разных возрастов является внутренний мотив. Именно сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения станут побуждающими и определяющими в процессе обучения профессии, формирования целостной структуры профессионального самоопределения личности студента.

Уровень профессионального самоопределения предполагает определенную степень соответствия ведущего мотива выбора профессии объективному содержанию профессии. Чем ниже уровень профессионального самоопределения, тем слабее потребность в самой профессиональной деятельности и ведущий мотив больше связан с различными обстоятельствами профессии. Следовательно, основным показателем уровня профес-

сионального самоопределения выступает глубина и содержание профессионального интереса в системе мотивов деятельности.

Адекватная оценка степени рассогласования перспективы с имеющимися знаниями, умениями, общественной значимости перспективы и ее осознание влечет возникновение новых потребностей и интересов, системы целей и установок, необходимость изменения убеждений, взглядов, мировоззрения. Подобные изменения побуждают к активной деятельности по устранению обнаруженного рассогласования. Направленность не получит своего развития в том случае, если личность не видит в деятельности перспектив или эта общественно значимая перспективы ей не интересна, т. е. не осуществляется активная деятельность для достижения общественно значимой перспективы.

Подросток в процессе развития профессиональной направленности проходит определенные ступени [4]. На первой ступени подросток имеет эмоциональный настрой, ситуативный интерес и установку, некоторые трудовые навыки. Он решил освоить конкретную профессию, но нет ни самостоятельности, ни инициативы. На второй ступени имеется фиксированная установка на профессию, интересы более устойчивы, проявляются склонности, однако интерес вызывает практическая сторона учебного материала. Имеющаяся цель направляет учебно-профессиональную деятельность, дает уверенность в себе, самостоятельность, которые отсутствовали на начальном этапе. На третьей ступени установка на профессию твердая, интерес устойчивый. Появляется увлеченность как практической, так и теоретической стороной учебного процесса, личность самоутверждается через профессиональный труд. На завершающей ступени человек страстно увлечен профессией, на направленность влияют большие способности к выбранной профессии, ярко выраженные склонности и профессиональное мастерство в сочетании с твердой убежденностью в личной и общественной значимости профессиональной деятельности.

Познавательная деятельность, которая обеспечивает поступление новой информации о профессии и ее требованиях к личности, будет более эффективной, если преобладают прямые мотивы выбора, т. е. при полной профессиональной направленности. Появляющиеся перед личностью новые перспективы способны стимулировать ценностно-ориентационную деятельность и расширять имеющуюся к тому времени систему представлений. В случае преобладания побочных мотивов поступающая новая информация о профессии и ее требованиях к личности не всегда способна изменить первоначальный смысл выбора профессии. В основе изменения мотивации к деятельности лежит изменение потребностей, интересов, склонностей. В одних случаях мотив, лежащий в цели деятельности, способен сместиться на ее средства, и в результате появляются новые по содержанию мотивы. В других случаях потребность развивается благодаря самому процессу, где индивид усваивает новые формы деятельности и по-

ведения, овладевает готовыми предметами культуры. Известны и другие механизмы развития потребностей. Но в любом случае рождение новых потребностей в процессе деятельности говорит о развитии профессиональной направленности. Развитие потребности в основном содержании деятельности обуславливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности [7].

В заключение хочется подчеркнуть, что в самоопределении важна не только самореализация, но и самотрансценденция (согласно В. Франк-лу), т. е. расширение своих первоначальных возможностей. «Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [13, с. 284].

Таким образом именно в смысле заключается сущность самоопределения: «пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла», - эта идея Н. А. Бердяева из «Самопознания» [1] появляется на возрастной границе отрочества и юности.

Список литературы

1. Бердяев H.A. А. Самопознание. М.: ACT Москва, 2007. 448 с.

2. Волочков А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности // Психологическийжурнал. 2004. Март-апрель. С. 17-26.

3. Забродин Ю. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 23-35.

4. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. С. 46 - 48.

5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессио-нальнойконсультации М., 1983.

6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / отв. ред. A.A. Бодалев. М., 2002. 315 с.

7. Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии // Профессиональная ориентация школьников: сборник статей / отв. ред. В.Б. Успенский. Ярославль, 1976. 84 с.

8. Леонтьев Д.А., Пилипенко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995. №1. С. 97-110.

9. Никиреев E. М. Направленность личности и методы ее исследования. М.: Воронеж, 2004. 102 с.

10. Никифоров Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. СПб: Изд-во Речь, 2010. 816 с.

11. Переведенцев В. И. Человек выбирает профессию. М., 1980.96 с.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

Y. Y. Sorokina

Professional orientation as a component of a personal self-determination in ado-lesence and youth.

The article is devoted to the definition of self-determination and professional orientation, dependence if its main components on the process of choosing a career.

Keywords: professional orientation, personal self-determination, motivation in choosing a career.

Получено 15.02.2011 г.

УДК 159.9:37

И.Л. Фельдман, канд. психол. наук, доц.,

(4872) 35-36-79, inessa-feldman@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Отражено состояние проблемы исследования профессионального становления личности студентов-медиков, психологические основы развития профессионального мышления врача. Обобщены результаты эмпирического исследования особенностей профессионального становления студентов-медиков младших и старших курсов.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональная идентификация, профессиональное самопознание, студенчество, личность, кризисы профессионального становления, профессиональное мышление.

В настоящее время возрастает неудовлетворенность общества качеством оказываемой медицинской помощи, зачастую в медицинской практике можно столкнуться с откровенными и циничными случаями профессионального поведения врачей, неадекватными гуманистической сути медицинской деятельности. В связи с этим с новой силой актуализировались вопросы гуманизации медицинского образования, вопросы личностнопрофессионального развития будущего врача, в особенности его ценностно-смысловой сферы и морально-нравственных качеств. Фундаментальным условием развития личности специалиста является повышение уровня его профессионального самосознания, становление его «профессионального Я», обретение им профессиональной идентичности.

Немаловажным является тот факт, что в силу возрастных особенностей период обучения в ВУЗе, является сензитивным для профессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.