Научная статья на тему 'Нравственная направленность в структуре личности человека'

Нравственная направленность в структуре личности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1619
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухтарова А.Х.

В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности. Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственная направленность в структуре личности человека»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

опирается на воображение и интуицию. Этому типу присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Преобладают следующие черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как правило, человек с Х-типом не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, актерская карьера и т.д. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Люди данного типа часто встречаются среди студентов (историков, филологов, студентов художественных вузов). Так же по беседе выяснилось, что у кого вышел Х-тип, они действительно творческие личности, которые бы и хотели реализовать себя в этом плане, но возможности такой нет, скорее всего, они будут выбирать профессию по другим типам.

Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой выдала следующие результаты: у всех преобладает внутренняя мотивация, но у шестерых учащихся, это внутренняя индивидуально-значимая мотивация, а у остальных внутренняя социально значимая мотивация.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления.

В результате исследования были получены данные, о которых можно сказать, что школьникам сложно определиться с будущей профессией, часто выбор зависит не от них. Мы считаем, что школам требуется проводить больше профориентационных занятий. Рассказывать какие профессии вообще есть, помогать школьникам понять, что больше подходит им, где выше шанс, что они достигнут вершин. Список использованной литературы:

1. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология -М.: Из-во МГУ, 1983. - С. 191-200.

2. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации -Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. - С.386-389.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. - C. 65, 68, 253.

6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

7. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А.Климова. -М.: Академия, 2007. - 384 с.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение - М.: Просвещение, 2008. - 384с.

9. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии - СПб.: КАРО, 2008. - 176 с.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

© Мухортова Д.Д., Мурадова В.И., 2015

УДК 159.923.2

А. Х. Мухтарова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье в структуре личности выделяется роль нравственной направленности личности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Подчеркивается факт обусловленности форм направленности личности ее нравственной направленностью.

Ключевые слова Направленность, структура личности, нравственная направленность

Исследование личности человека является одним из самых важных и распространенных предметов психологических исследований.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли) [4, с. 503].

По А.В. Петровскому, направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации [5, с. 230]. По мнению А.Г. Маклакова, направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение и желание, стремление и интерес, склонность и идеал, мировоззрение и убеждение [4].

Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта [5, с. 52]. Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана [5, с. 116]. Стремление - первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту[5, с. 386]. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент [4]. Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительно [5, с. 146]. Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью [5, с. 364]. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, то есть, к чему он стремится, на что ориентируется. [4, с. 513]. Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [5, с. 215]. Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание и общества [5, с. 413].

Как известно, направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания [4]. Нравственная направленность личности - это одна из форм воспроизводства, наследования, нравственности в обществе [1, с. 101]; результат ее нравственного воспитания, связанного с качественными изменениями нравственного сознания и поведения [6, с. 235]. Нравственное развитие человека обусловлено интериоризацией, усвоением нравственных норм, развитием нравственного сознания и поведения, нравственным самосовершенствованием [3, с.98-100].

Нравственная направленность личности, наряду с нравственным самоопределением, нравственной позицией личности, способствует развитию совести как ощущения единства [2, с. 12].

Таким образом, в процессе нравственного развития и воспитания человека формы направленности личности должны становиться все более обусловленными развитием нравственной направленности личности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. -171 с.

2.Брюхова Н. Г. Нравственное развитие в психологической подготовке молодых людей к браку / Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - А.А. Уфа, 2015. С. 12-13.

3.Мухтарова А.Х. Психологические особенности нравственного развития человека / Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015.С. 98-100.

4.Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

5.Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М. : Академия, 2001. - 567с.

© Мухтарова А. Х., 2015

УДК1

А.В. Паршкова

магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет Научный руководитель: Е.А. Азарова к.п.н., доцент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования жизненной перспективы и образа мира подростков, склонных к интернет-зависимости. На наш взгляд образ жизни, презентируемый через образ мира, связан с жизненными перспективами человека. Образ мира, отражающий индивидуальный образ жизни в течение конкретного (актуального) периода связан и с той жизненной перспективой, которую предполагает подросток.

Ключевые слова

Жизненная перспектива, образ мира, подростки, склонность, интернет-зависимость

В современных условиях общественной жизни для человека важно уметь выстраивать правильную жизненную линию, представлять свой возможный жизненный путь, строить планы на жизнь и уметь их корректировать в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Эти способности содействуют сохранению целостности внутреннего мира, лучшей адаптации и достижению самореализации в будущем. Когда человек четко представляет свои жизненные планы, перспективу жизни, тогда он социально активен, включен в общественные процессы, имеет устремления, цели и способы их достижения. Личность вступает во взаимодействие, общение, чувствует свою востребованность и нужность. В связи с этим проблема планирования личностью будущей жизни, жизненных перспектив, в настоящее время обращает на себя внимание многих исследователей — специалистов в области общей и социальной психологии, психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.