Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения молодежи'

Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
974
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / БЕЗРАБОТИЦА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА / YOUTH / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ADAPTATION ON A LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабеева Наталья Викторовна

Рассмотрены проблемы трудоустройства молодых людей в современной России. Определена взаимосвязь между выбором специальности и перспективами поиска работы. Предлагается вузам активно участвовать в процессе профессионального самоопределения студентов, для того чтобы впоследствии они более уверенно чувствовали себя на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кабеева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of employment and professional identity of youth

The article considers the problem of employment of young people in modern Russia. There is an interconnection between the choice of specialty, and the prospects of job search. It is proposed to Universities to participate actively in the process of professional self-determination of students; in order to subsequently they feel more confident in the labour market.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 65-67.

Н. В. Кабеева

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Рассмотрены проблемы трудоустройства молодых людей в современной России. Определена взаимосвязь между выбором специальности и перспективами поиска работы. Предлагается вузам активно участвовать в процессе профессионального самоопределения студентов, для того чтобы впоследствии они более уверенно чувствовали себя на рынке труда.

Ключевые слова: молодежь; трудоустройство; безработица; профессиональное самоопределение; адаптация на рынке труда.

В последние годы экономика России вместе со всей мировой экономикой находится в глубоком кризисе. Его последствия отражаются во всех сферах жизнедеятельности общества. Наиболее сложные проблемы испытывают рынки труда практически всех развитых стран. Безработица среди молодого поколения побила все возможные рекорды и стала центром внимания правительств стран, стремящихся к выходу из кризиса. В финальной декларации саммита G20, который прошел в Санкт-Петербурге в начале сентября 2013 г., лидеры стран «Большой двадцатки» подчеркнули, что «содействие молодежной занятости - приоритет для всего мира».

В то же время ситуация, в которой оказались молодые трудоспособные люди, имеет более глубокие причины, чем экономический кризис, и условия для нее готовились задолго до его начала. Одна из существенных причин - это развитие и функционирование системы образования в отрыве и без учета реальных потребностей в рабочей силе действующих секторов экономики.

Трансформация инфраструктуры государственного образования, его коммерциализация в условиях материального расслоения граждан привели к значительному снижению доступности к образованию разных групп молодежи. Четко отлаженные связи между работодателями и учебными заведениями были разрушены и практически не восстановлены до сих пор1.

Выполняя государственный заказ на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, учебные заведения учитывают потребности и особенности регионального и территориального рынка труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым спе-

циалистам. Сегодня учебному заведению необходимо нести ответственность за трудоустройство выпускников, их социальную защищенность, возможность максимально быстрой и эффективной адаптации на предприятии в процессе трудоустройства в соответствии с требованиями работодателей2.

Но, преследуя цели собственного развития, а также удовлетворяя запросы населения, большинство ведущих вузов страны ведут обучение на договорной основе по различным экономическим и управленческим направлениям. Впоследствии молодые люди, получившие престижное гуманитарное образование, испытывают проблемы при поиске работы. В то время, когда речь идет о сокращении государственного аппарата и армии чиновников, практически каждый вуз набирает группы по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика» и подобным направлениям. Где будут работать эти студенты? Поэтому сегодня, по мнению руководителей предприятий и выпускников, учебному заведению необходимо нести ответственность вместе с государством за трудоустройство выпускников, их социальную защищенность, возможность максимально быстрой и эффективной адаптации на предприятии в процессе трудоустройства в соответствии с требованиями работодателей. В конечном счете от выполнения этой задачи зависит конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Особенность современного рынка труда состоит в том, что в настоящее время существует разница между теми качествами, которые ждут от выпускников вузов, и наличными, имеющимися качествами. Это обусловлено тем, что действующая система образования находится в процессе реформи-

66

Н. В. Кабеева

рования, и подготовка специалистов редко соответствует современным стандартам, которые предъявляют к выпускникам работодатели. Современные выпускники, по мнению работодателей, обладают:

• завышенной самооценкой;

• явными прагматическими ориентация-ми в профессиональной деятельности;

• отсутствием универсализма в профессии;

• высокой мобильностью.

К тому же потенциальные работодатели ждут от молодых специалистов большего не только в профессиональном плане, но и в социальном, морально-этическом1.

В связи с этим главная проблема нынешнего российского рынка труда - «плохая занятость», а также непрозрачность рынка труда, не позволяющая выстроить осмысленную политику его регулирования. Очень много и на различных уровнях власти говорят о том, что нужна реструктуризация рынка труда, на котором острая нехватка специалистов среднего специального образования и высококвалифицированных рабочих. В Тюменскую область ввозят рабочих сварщиков и каменщиков из других регионов страны, при этом почти все выпускники школ нацелены на получение только высшего образования, зачастую даже не важно, какого.

По данным Росстата средний возраст безработных в январе 2014 г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7 %, в том числе в возрасте 2024 лет - 19,2 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5 %) и 20-24 лет (12,5 %).

В среднем среди молодежи в возрасте 1524 лет уровень безработицы в январе 2014 г. составил 14,2 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза3.

Автором был проведен опрос студентов, посвященный выявлению мотивов выбора ими специальности. В исследовании приняли участие студенты четвертых и пятых курсов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Реклама» и «Менеджмент гостеприимства» Тюменского нефтегазового университета, всего 78 человек. Значительная часть опрошенных (примерно 65 %) на вопрос, почему Вы выбрали специальность,

на которой учитесь, ответили, что проходили по баллам или по настоянию родителей. Однако такой подход к выбору будущей профессии не привел в процессе учебы к разочарованию от сделанного шага. Почти 66 % будущих выпускников считают, что смогут успешно реализоваться в получаемой профессии, 30 % поняли, что ошиблись, определяя направление учебы, а 4 % еще не могут оценить сделанный выбор. В целом полученный результат можно назвать позитивным, так как данные обследования условий жизни населения, проведенного Росстатом, свидетельствуют о том, что примерно половина россиян работает по специальности, которая не соответствует той, что записана у них в дипломе.

И сегодняшние выпускники сомневаются, что смогут найти работу по специальности, больше половины (53 %) из них считают, что столкнутся с реальными трудностями при трудоустройстве. Можно было бы предположить, что такая ситуация возникла потому, что в опросе приняли участие студенты так называемого управленческого направления. Но данные исследований студентов специальностей «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча)» и НТХ - «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газохранилищ», проведенных Л. В. Анисимовой в Институте транспорта тюменского нефтегазового университета, продемонстрировали практически такие же результаты: значительная часть выпускников опасается, что не смогут найти достойную работу по специальности.

Появление в нашей стране безработицы затронуло представителей различных групп, независимо от их специальности и квалификации. Однако практика показывает, что многие люди, хоть и испытывают неудовлетворенность профессией и осознают невозможность реализации своего внутреннего потенциала в данной трудовой сфере, при этом не видят способов разрешения сложившейся ситуации, так как считают смену профессии показателем собственной некомпетентности. Проблема становится особенно актуальной, когда речь заходит о реализации решения о смене профессии, так как сложившийся жизненный опыт, устоявшаяся система ценностей могут осложнять их переход в новую профессиональную среду. Для преодоления такой ситуации в вузах необходимо прививать студентам осознание того, что профес-

Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения..

67

сиональное определение не заканчивается после школы, а с приходом в университет получает новый этап развития.

Профессиональное самоопределение является особой системой развития человека, формирования его ценностей, мотивов, установок, которые определяются факторами личностной и социальной направленности. Личностный аспект предусматривает наличие у человека определенной системы представлений, взглядов, умений, способностей, необходимых для совершения конкретного выбора и реализации личных профессиональных планов. Социальный аспект предполагает наличие определенной системы мер воздействия на человека (начиная с детства) и взаимодействия с ним по формированию субъектной позиции в осуществлении и реализации профессионального выбора. И поэтому роль высших учебных заведений в этом процессе далеко не ограничивается проведением рекламных акций в период приемной кампании.

На сегодняшний день социологи предлагают различные варианты определения стадий профессионального становления личности, например: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде. Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления. Е. А. Климов выделяет следующие этапы:

1) оптации (12-17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;

2) профессионального обучения (16-23 года);

3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности2.

Положительной тенденцией является то, что в новых государственных образовательных стандартах высшего образования почти для всех специальностей предусмотрен предмет «Адаптация на рынке труда», следовательно, студенты должны получить определенные знания и навыки поведения в различных ситуациях своей трудовой деятельности. Это действительно своевременно, так как большинство ребят находятся пока в таком

возрасте и психологическом состоянии, когда готовы к последующему обучению. Это подтверждают и результаты авторского опроса: половина студентов выказали готовность продолжить обучение (53 %), а среди тех, кто считает, что ошибся в выборе профессии, таких еще больше - 72 %.

В настоящее время, когда социальные факторы закрепления человека в профессии сильно ослабли, а общая активность человека как субъекта труда значительно возросла, существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими исследователями.

В современных условиях профессиональная жизнь человека отличается высокой динамичностью, связанной как с возникновением новых профессий, так и со значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Кроме того, новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях.

Примечания

1 Осипова, Л. Б. Проблемы социально-трудовой адаптации молодежи в регионе / Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова // Теория и практика государственного и муниципального управления : сб. науч. тр. Вып. 5. Тюмень : ТюмГАСУ, 2011. С. 197-201.

2 Бараблина, С. В. Социальная ответственность : роль высших учебных заведений / С. В. Бара-блина, Л. Л. Мехришвили // Вестн. междунар. организаций. 2012. № 1. С. 203-215.

3 Саудабаева, Г. С. Профессиональное самоопределение личности школьника [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL : http://www. science-education.ru/101-5609.

4 Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2014 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. URL : http://www.gks. ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.