Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 65-67.
Н. В. Кабеева
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Рассмотрены проблемы трудоустройства молодых людей в современной России. Определена взаимосвязь между выбором специальности и перспективами поиска работы. Предлагается вузам активно участвовать в процессе профессионального самоопределения студентов, для того чтобы впоследствии они более уверенно чувствовали себя на рынке труда.
Ключевые слова: молодежь; трудоустройство; безработица; профессиональное самоопределение; адаптация на рынке труда.
В последние годы экономика России вместе со всей мировой экономикой находится в глубоком кризисе. Его последствия отражаются во всех сферах жизнедеятельности общества. Наиболее сложные проблемы испытывают рынки труда практически всех развитых стран. Безработица среди молодого поколения побила все возможные рекорды и стала центром внимания правительств стран, стремящихся к выходу из кризиса. В финальной декларации саммита G20, который прошел в Санкт-Петербурге в начале сентября 2013 г., лидеры стран «Большой двадцатки» подчеркнули, что «содействие молодежной занятости - приоритет для всего мира».
В то же время ситуация, в которой оказались молодые трудоспособные люди, имеет более глубокие причины, чем экономический кризис, и условия для нее готовились задолго до его начала. Одна из существенных причин - это развитие и функционирование системы образования в отрыве и без учета реальных потребностей в рабочей силе действующих секторов экономики.
Трансформация инфраструктуры государственного образования, его коммерциализация в условиях материального расслоения граждан привели к значительному снижению доступности к образованию разных групп молодежи. Четко отлаженные связи между работодателями и учебными заведениями были разрушены и практически не восстановлены до сих пор1.
Выполняя государственный заказ на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, учебные заведения учитывают потребности и особенности регионального и территориального рынка труда, которые предъявляют свои жесткие и часто противоречивые требования к молодым спе-
циалистам. Сегодня учебному заведению необходимо нести ответственность за трудоустройство выпускников, их социальную защищенность, возможность максимально быстрой и эффективной адаптации на предприятии в процессе трудоустройства в соответствии с требованиями работодателей2.
Но, преследуя цели собственного развития, а также удовлетворяя запросы населения, большинство ведущих вузов страны ведут обучение на договорной основе по различным экономическим и управленческим направлениям. Впоследствии молодые люди, получившие престижное гуманитарное образование, испытывают проблемы при поиске работы. В то время, когда речь идет о сокращении государственного аппарата и армии чиновников, практически каждый вуз набирает группы по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика» и подобным направлениям. Где будут работать эти студенты? Поэтому сегодня, по мнению руководителей предприятий и выпускников, учебному заведению необходимо нести ответственность вместе с государством за трудоустройство выпускников, их социальную защищенность, возможность максимально быстрой и эффективной адаптации на предприятии в процессе трудоустройства в соответствии с требованиями работодателей. В конечном счете от выполнения этой задачи зависит конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Особенность современного рынка труда состоит в том, что в настоящее время существует разница между теми качествами, которые ждут от выпускников вузов, и наличными, имеющимися качествами. Это обусловлено тем, что действующая система образования находится в процессе реформи-
66
Н. В. Кабеева
рования, и подготовка специалистов редко соответствует современным стандартам, которые предъявляют к выпускникам работодатели. Современные выпускники, по мнению работодателей, обладают:
• завышенной самооценкой;
• явными прагматическими ориентация-ми в профессиональной деятельности;
• отсутствием универсализма в профессии;
• высокой мобильностью.
К тому же потенциальные работодатели ждут от молодых специалистов большего не только в профессиональном плане, но и в социальном, морально-этическом1.
В связи с этим главная проблема нынешнего российского рынка труда - «плохая занятость», а также непрозрачность рынка труда, не позволяющая выстроить осмысленную политику его регулирования. Очень много и на различных уровнях власти говорят о том, что нужна реструктуризация рынка труда, на котором острая нехватка специалистов среднего специального образования и высококвалифицированных рабочих. В Тюменскую область ввозят рабочих сварщиков и каменщиков из других регионов страны, при этом почти все выпускники школ нацелены на получение только высшего образования, зачастую даже не важно, какого.
По данным Росстата средний возраст безработных в январе 2014 г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7 %, в том числе в возрасте 2024 лет - 19,2 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5 %) и 20-24 лет (12,5 %).
В среднем среди молодежи в возрасте 1524 лет уровень безработицы в январе 2014 г. составил 14,2 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза3.
Автором был проведен опрос студентов, посвященный выявлению мотивов выбора ими специальности. В исследовании приняли участие студенты четвертых и пятых курсов специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Реклама» и «Менеджмент гостеприимства» Тюменского нефтегазового университета, всего 78 человек. Значительная часть опрошенных (примерно 65 %) на вопрос, почему Вы выбрали специальность,
на которой учитесь, ответили, что проходили по баллам или по настоянию родителей. Однако такой подход к выбору будущей профессии не привел в процессе учебы к разочарованию от сделанного шага. Почти 66 % будущих выпускников считают, что смогут успешно реализоваться в получаемой профессии, 30 % поняли, что ошиблись, определяя направление учебы, а 4 % еще не могут оценить сделанный выбор. В целом полученный результат можно назвать позитивным, так как данные обследования условий жизни населения, проведенного Росстатом, свидетельствуют о том, что примерно половина россиян работает по специальности, которая не соответствует той, что записана у них в дипломе.
И сегодняшние выпускники сомневаются, что смогут найти работу по специальности, больше половины (53 %) из них считают, что столкнутся с реальными трудностями при трудоустройстве. Можно было бы предположить, что такая ситуация возникла потому, что в опросе приняли участие студенты так называемого управленческого направления. Но данные исследований студентов специальностей «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча)» и НТХ - «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газохранилищ», проведенных Л. В. Анисимовой в Институте транспорта тюменского нефтегазового университета, продемонстрировали практически такие же результаты: значительная часть выпускников опасается, что не смогут найти достойную работу по специальности.
Появление в нашей стране безработицы затронуло представителей различных групп, независимо от их специальности и квалификации. Однако практика показывает, что многие люди, хоть и испытывают неудовлетворенность профессией и осознают невозможность реализации своего внутреннего потенциала в данной трудовой сфере, при этом не видят способов разрешения сложившейся ситуации, так как считают смену профессии показателем собственной некомпетентности. Проблема становится особенно актуальной, когда речь заходит о реализации решения о смене профессии, так как сложившийся жизненный опыт, устоявшаяся система ценностей могут осложнять их переход в новую профессиональную среду. Для преодоления такой ситуации в вузах необходимо прививать студентам осознание того, что профес-
Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения..
67
сиональное определение не заканчивается после школы, а с приходом в университет получает новый этап развития.
Профессиональное самоопределение является особой системой развития человека, формирования его ценностей, мотивов, установок, которые определяются факторами личностной и социальной направленности. Личностный аспект предусматривает наличие у человека определенной системы представлений, взглядов, умений, способностей, необходимых для совершения конкретного выбора и реализации личных профессиональных планов. Социальный аспект предполагает наличие определенной системы мер воздействия на человека (начиная с детства) и взаимодействия с ним по формированию субъектной позиции в осуществлении и реализации профессионального выбора. И поэтому роль высших учебных заведений в этом процессе далеко не ограничивается проведением рекламных акций в период приемной кампании.
На сегодняшний день социологи предлагают различные варианты определения стадий профессионального становления личности, например: возникновение и формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде. Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления. Е. А. Климов выделяет следующие этапы:
1) оптации (12-17 лет), т. е. подготовки к сознательному выбору профессионального пути;
2) профессионального обучения (16-23 года);
3) развития профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т. е. вхождения в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшего развития субъекта деятельности2.
Положительной тенденцией является то, что в новых государственных образовательных стандартах высшего образования почти для всех специальностей предусмотрен предмет «Адаптация на рынке труда», следовательно, студенты должны получить определенные знания и навыки поведения в различных ситуациях своей трудовой деятельности. Это действительно своевременно, так как большинство ребят находятся пока в таком
возрасте и психологическом состоянии, когда готовы к последующему обучению. Это подтверждают и результаты авторского опроса: половина студентов выказали готовность продолжить обучение (53 %), а среди тех, кто считает, что ошибся в выборе профессии, таких еще больше - 72 %.
В настоящее время, когда социальные факторы закрепления человека в профессии сильно ослабли, а общая активность человека как субъекта труда значительно возросла, существование непрерывного профессионального самоопределения признается многими исследователями.
В современных условиях профессиональная жизнь человека отличается высокой динамичностью, связанной как с возникновением новых профессий, так и со значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Кроме того, новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях.
Примечания
1 Осипова, Л. Б. Проблемы социально-трудовой адаптации молодежи в регионе / Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова // Теория и практика государственного и муниципального управления : сб. науч. тр. Вып. 5. Тюмень : ТюмГАСУ, 2011. С. 197-201.
2 Бараблина, С. В. Социальная ответственность : роль высших учебных заведений / С. В. Бара-блина, Л. Л. Мехришвили // Вестн. междунар. организаций. 2012. № 1. С. 203-215.
3 Саудабаева, Г. С. Профессиональное самоопределение личности школьника [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL : http://www. science-education.ru/101-5609.
4 Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2014 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) [Электронный ресурс]. URL : http://www.gks. ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36. htm.