Научная статья на тему 'Методические аспекты профессиональной ориентации в системе высшего образования'

Методические аспекты профессиональной ориентации в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова О. А.

В статье раскрываются вопросы профориентационной работы со студенческой аудиторией в вузе как одного из факторов успешного трудоустройства и реализации молодого специалиста в профессии, а также рассматриваются методические аспекты ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубцова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты профессиональной ориентации в системе высшего образования»

Рубцова О.А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются вопросы профориентационной работы со студенческой аудиторией в вузе как одного из факторов успешного трудоустройства и реализации молодого специалиста в профессии, а также рассматриваются методические аспекты ее организации.

Профессиональная ориентация как обращенный к индивиду или группе комплекс мероприятий, направленных на расширение представлений о видах трудовой деятельности и требованиях к работникам разных специальностей, является фактором, обеспечивающим успешную трудовую жизнь. Узнавая о профессиях, человек начинает понимать их содержание, структуру, конечное назначение и может проверить, какие из интересующих занятий наиболее полно соответствуют его способностям.

В современном обществе актуальность вопросов профессиональной ориентации на этапе получения высшего образования обусловлена следующими причинами:

1) развитие науки и практики по всем специальностям не позволяет сформировать понимание о них в рамках средней школы;

2) рост охвата населения высшим образованием и восприятие его как социального блага приводят к смене статуса образования в вузе с «профессионального» на общее, что усиливает необходимость работы по профориентации для достижения высокой профессиональной продуктивности работы молодых специалистов [3, 13];

3) диверсификация специальностей и индивидуализация технологий ведения бизнеса исключают возможность подготовки готовых специалистов для рабочих мест;

4) сокращение рождаемости, приводящее, как следствие, к снижению конкурса в вузы, усиливает значимость других параметров выбора учебного заведения помимо конкурса, в том числе перспектив трудоустройства, а содействие трудоустройству является одним из аспектов работы по профессиональной ориентации;

5) растет доля выпускников вузов, работающих не по полученной специальности [4, 13].

Задача профориентации как общественной проблемы состоит в преодолении противоречия между потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению профориентация должна содействовать оптимизации распределения ресурсов личности и общества.

Ежегодно российские вузы выпускают более миллиона молодых специалистов. Параметры их трудоустройства (время поиска, характеристики рабочих мест, уровень оплаты труда, степень профессионально-квалификационного соответствия) во многом определяют параметры российского рынка труда. Поскольку многие выпускники работают не по специальности, из полученных знаний используются наиболее универсальные. В частности, согласно опросу выпускников вузов 2007 года, проведенному агентством «Рейтор» в регионах юга России (объем выборки- более 1600 респондентов), только 23% опрошенных собираются работать по профессии, 3% точно работать по специальности не будут, 8% «скорее всего, будут работать не по полученной специальности» [4].

С другой стороны, как отмечалось на Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.), главная задача высшего образования заключается в обеспечении подготовки с учетом длительной перспективы, а не только в том, чтобы удовлетворить ближайшие потребности рынка труда; оно должно обеспечить развитие личности и вклад каждого человека в социальное и экономическое развитие путем воспитания гражданской ответственности и подготовки в течение всей жизни [6]. Позиция европейского образования, с одной стороны, смягчает требование о строгом

структурном соответствии полученного образования потребностям экономики, но, с другой, накладывает требования к образовательным учреждениям о развитии гармоничной личности, способной к нестандартному мышлению и ситуативному выбору профессиональной и жизненной траектории, адекватной потребностям общества, а это едва ли не более сложная задача.

Тот факт, что многие выпускники вузов на момент окончания учебного заведения не знают, куда пойдут работать [2, 4, 7], свидетельствует о том, что в настоящее время система профессиональной ориентации в вузе не действует или действует недостаточно эффективно.

Согласно исследованиям компании Begin Group, проведенным в апреле 2007 года, большинство выпускников намерены получать дополнительное образование по новой специальности: 38% - второе высшее образование, 25% - MBA, 12% - языковые курсы. Это может означать не только то, что выпускникам недостаточно полученных знаний, но и то, что они пересмотрели свои профессиональные интересы [9].

Отдельно, более глубоко и остро стоит вопрос о деградации ценности труда как содержательной деятельности, способа самореализации личности. С точки зрения психологии правильный выбор специальности позволит многим избежать профессиональных и личностных кризисов, наиболее полно реализовать индивидуальный потенциал, а с точки зрения экономики - снизить показатели фрикционной безработицы, связанной с поиском подходящей работы, улучшить профессионально-квалификационную структуру занятости, увеличить продуктивность труда.

Помимо выбора профессии профориентация призвана готовить человека к адаптивности поведения на рынке труда, в то же время в некоторых регионах России доля выпускников в составе зарегистрированных безработных доходит до 30%. В 2006 году из 370 тысяч выпускников всех уровней профессионального образования, не трудоустроившихся и обратившихся за содействием в центры занятости населения, выпускники вузов

составили 20,3%, а в абсолютном выражении 75 тысяч человек. Каждый десятый специалист был направлен службой занятости на переобучение. После прохождения обучения по направлению органов занятости более 90% молодых людей трудоустраиваются в течение двух месяцев [13].

На теоретическом уровне значимость профессиональной ориентации в вузе может быть интерпретирована с точки зрения концепций человеческого капитала, информационной асимметрии и, с другой стороны, теорий социального капитала и образовательных сигналов.

Теория профессиональной ориентации как целостная система знаний до настоящего времени находится в процессе становления, но на практике разработано и практикуется множество методов профессионального информирования, профессионального консультирования и других составляющих профориентации. Основным объектом профориентации являются школьники средних и старших классов, поэтому значительная часть инструментария разработана для работы с этой группой. В то же время при разработке методологии профориентационной работы со студентами вузов необходимо учитывать специфику этой группы - студенты сделали предварительный профессиональный выбор (минимум на 5 лет), им необходимо содействие в вопросах дальнейшего профессионального самоопределения, формирования готовности к работе по найму, трудоустройства, планирования карьеры и пр. В частности, на этапе получения высшего образования можно рассматривать выбор, по крайней мере, из трех альтернатив в рамках получаемой профессии - ориентация на дальнейшую работу в реальном секторе экономики, исследовательскую или педагогическую деятельность.

Работу по профессиональной ориентации целесообразно проводить именно в вузе, поскольку студенты в период обучения редко прибегают к услугам «внешних» субъектов профессиональной ориентации. К примеру, обращения в службу занятости населения г. Москвы молодежи в возрасте 18-29 лет по вопросам профориентации составля-

ют 18,5%, наименьшую после предпенсионного возраста (в возрасте 55-60 лет 2,5%, соответственно) долю [12].

В октябре 2006 года в рамках программы «Формирование инновационной системы образования в МГУ им. М.В. Ломоносова» было проведено исследование работы вузов по профориентации и содействию трудоустройству студентов и потребностей молодежи в подобной работе. В результате опроса, проведенного отделом профориентации МГУ при участии автора среди организаторов и посетителей выставки «Образование и карьера - 21 век» в октябре 2006 г., получено 42 ответа представителей вузов и 300 ответов школьников (до 9 класса), абитуриентов (10, 11 класс), предварительно определившихся с выбором вуза, и студентов на предложенную анкету. По результатам исследования около 80% опрошенных студентов, преимущественно 1-3 курсов, испытывают потребность в содействии поиску первого рабочего места, поскольку они слабо информированы о правовых, психологических, технологических аспектах поиска работы. Отсутствие одних лишь «инструментальных» знаний, например о конъюнктуре рынка труда, прикладном содержании специальностей, снижает возможности молодежи конкурировать на рынке.

Задача профориентационной работы в вузе - помочь сделать индивидуальный выбор интересующих специализаций и профессиональных областей в рамках данного направления подготовки, содействовать приобретению конкурентных преимуществ для дальнейшей работы.

Система работы по профессиональной ориентации, согласно принятой классификации, включает деятельность по следующим направлениям [8,10]:

• профессиональная информация - один из наиболее важных компонентов системы профессиональной ориентации, заключается в информировании о профессиях, их значении для экономики, потребности в кадрах, условиях труда, требованиях к психофизическим качествам, способах их получения, оплате труда, основных трудовых и производственных категориях, а также в

формировании у учащихся чувства ответственности, «профессиональной чести и достоинства» [9];

• профессиональная консультация - выявление интересов и способностей личности к профессии и специализации, оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов;

• профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

• профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями;

• социально-профессиональная адаптация - комплекс мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Применительно к молодым специалистам - комплекс мер, направленных на «смягчение» перехода молодого специалиста к практической работе.

Комплексная реализация данных направлений в системе высшего образования может заключаться в мероприятиях, приведенных в таблице 1. В ней также обозначена двойственная сущность профориентации, часть работы в рамках которой реализуется в ходе учебного процесса, а часть носит собственно профориентационный характер, предоставляя студентам информацию, относящуюся к общим закономерностям социально-трудовых отношений, рынков труда и стратегий поведения. Таким образом, профориентация в вузе должна объединять и общепедагогические, и специализированные направления.

Согласно полученным при опросе московских вузов данным для решения проблем ориентации и трудоустройства в системе выс-

Таблица 1. Профориентационные мероприятия в условиях высшей школы

Направления Мероприятия Субъекты профориентации Характер информации

* к и й 2 Л о н к о р С довузовская подготовка школы юных, подготовительные курсы, летние школы и пр. У/П+П/О1

презентация кафедр, информирование о прикладных специальностях по направлениям подготовки кафедры

прогнозы спроса на специалистов отделы практики службы содействия трудоустройству (ССТ) совместно со Службой занятости работодатели П/О

обзор профессий при участии конкретных работодателей

организация презентаций компаний

формирование сознания личности по отношению к труду; психологические службы/ СЗН работодатели подготовительные курсы кафедры УП+П/О

формирование опыта общественного поведения;

стимулирование активной жизненной позиции

я к о ^ & й С ^ • о X о тестирование склонностей и способностей психологические службы ССТ совместно со Службой занятости П/О

индивидуальные консультации по возникающим в процессе учебы или поиска работы У/П+П/О

3. Профотбор специализация, отбор на кафедры - кафедры

поступление на следующую образовательную ступень

взаимодействие с потенциальными работодателями по вопросам практики, стажировки кафедры, ССТ, работодатели

4. Социальнопрофессиональная адаптация взаимодействие с потенциальными работодателями по вопросам практики, стажировки ССТ, работодатели, кафедры

содействие в трудоустройстве

научно- практическая работа студентов кафедры, работодатели

психологическая помощь и поддержка психологические службы/ СЗН П/О

Источник: типологизация автора.

шего образования практикуются следующие элементы профориентационной работы:

• информирование обучающихся о рынках труда конкретных специальностей;

• ориентация старшекурсников на приобретение практических навыков работы в рамках летних практик, частичной занятости при выполнении квалификационных работ, содействие временной и постоянной занятости, введение в учебную программу практических специализированных курсов;

• оказание дополнительных услуг - обучение технологиям поиска работы, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, стандартам делового общения, трудовому праву;

• распространение информации о вакансиях, стажировках, карьерных мероприятиях;

• обучение студентов по заявкам предприятий;

• создание интегрированных информационных ресурсов, содержащих актуальную информацию о вакансиях, резюме, состоянии региональных рынков труда (напр., РИС ЦСЗУМ МГТУ им. Баумана).

В то же время эффективность работы вуза в области профориентации зависит от ее гибкости и адресности, специализирован-ности мероприятий для каждой ступени обучения и возраста и молодых людей.

Нами проранжированы следующие обобщенные способы ориентации в профес-

1 Здесь и далее в таблице УП - в рамках учебной программы; П/О - в рамках профориентационных мероприятий.

Таблица 2. Организация профориентационной работы по этапам обучения в вузе

Этап Работа ВУЗа по профориентации - информирование Работа ВУЗа по профориентации -диагностика и коррекция

1. Выбор ВУЗа абитуриентом Профориентация в школах, информирование об образовательных программах, подготовительных курсах Олимпиады, привлечение талантливых детей

2. Младшие курсы (1,2 курс) Введение в профессии, информирование о гибкости образовательных траекторий, о значении тех или иных базовых курсов для дальнейших прикладных направлений работы Диагностика способностей и профессиональных интересов (гуманитарный, технический склад ума, лидерство и пр.), консультации по выбору специализаций

3. Средние курсы -как правило, начало трудовой деятельности Информирование о прикладном содержании профессий, Обзоры территориальных/ потраслевых рынков труда Взаимодействие с работодателями по организации практик, экскурсий на предприятии, контрактах на работу после выпуска Информирование о технических моментах трудоустройства - труд право, составление резюме, навыки самопрезентации. Психологическое консультирование и поддержка при трудоустройстве -индивидуальная целевая мера

4. Старшие курсы -окончательный выбор профессии Выбор из альтернатив - бизнес - исследовательская работа - педагогическая деятельность. Вопросы трудоустройства Информирование о рынке дополнительного образования Социально- профессиональная адаптация- содействие организации практик, трудоустройству.

Источник: типологизация автора.

сии: организация практик - 70% вузов, размещение объявлений о вакансиях в вузах -61,5%, деятельность служб содействия трудоустройству выпускников (ССТ), включающая работу с заявками предприятий, проведение массовых акций, организация дополнительных учебных курсов по содействию выходу на рынок труда - 50%, контрактная подготовка по заказам предприятий - 11,5%. Распределение способов сотрудничества государственных вузов с рынком труда аналогично общему, приведенному выше. В негосударственных вузах лидирующее место занимают обращения работодателей, далее следуют практики, менее практикуема работа ССТ, из опрошенных негосударственных вузов ни в одном не проводят подготовку по заявкам предприятий.

Исследование показало, что в значительном количестве вузов выделяются отдельные структурные подразделения - Службы/Центры содействия трудоустройству, занимающиеся адаптацией студентов к рынку труда, - в 50% опрошенных вузов Москвы, принимавших участие в исследовании (общая выборка составляет 12,8% от общего числа вузов г. Москва). Именно эти структуры, будучи подразделениями вуза, могут отвечать за

работу, проводимую вузом (возможно, с привлечением СЗН) в рамках профориентационных мероприятий. За проведение работы в рамках учебной программы могут отвечать выпускающие кафедры.

Вопросы профессионального самоопределения молодого специалиста, его готовности к началу трудовой деятельности, намерения работать по специальности, информированность о возможных альтернативах работы остаются проблемными и требующими решения и в высшей школе. В частности, по мнению автора, вузам необходимо оказывать студентам помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве в соответствии с описанными выше методологическими основами профориентации как в рамках специализированных дисциплин учебной программы, так и посредством внут-ривузовской работы по информационному и психологическому сопровождению в рамках карьерного консультирования. Наиболее важные аспекты работы по профессиональному ориентированию и содействию трудоустройству:

• приобретение студентами навыков принятия решений относительно ниш для занятости;

• осознание характера своей мотивации к работе, формирование «здорового отношения» и лабильности в профессиональной деятельности;

• понимание того, каким рабочим местам соответствуют их знания и профессиональные приоритеты;

• психологическая готовность к работе по найму к концу обучения в вузе;

• активная позиция в отношении приобретения знаний и опыта, неформально интересных молодому человеку;

• получение первого опыта работы (гибкие формы занятости, что позволит

смягчить проблему противоречия между учебой и работой во время получения образования);

• владение «инструментальными» знаниями, необходимыми для успешного трудоустройства.

В проведении профориентационных мероприятий для активизации профессионального самоопределения студентов как одного из факторов успешной адаптации к рынку труда необходимо активное участие не только системы высшего образования, но и остальных заинтересованных субъектов социального партнерства.

Список использованной литературы:

1. Вражнова М.Н. Новые подходы в работе вузовских подразделений содействия занятости выпускников // Служба кадров и персонала. М., 2004. №5.

2. Межведомственная Программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. - Приказ №2285/187 от 24.07.2000.

3. Механик А. Осталось пять лет // Эксперт, М., 19.03.2007, №11(552).

4. Молодой специалист- сюрприз для работодателя // Независимое рейтинговое агентство «РейтОР», 02.08.2007. - Режим доступа: http://www.reitor.ru/ru/news/recearch/index.php?id=343&id19=255

5. О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. - Письмо Минобразования России ректорам подведомственных вузов №39-56-56 ин/39-20 от 16.07.2001.

6. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования // ЗПУ. М., 2004. №1. - Режим доступа к журн.: http:// www.zpu-journal.ru/

7. Поволжский межрегиональный учебный центр [Электронный ресурс] : портал службы занятости населения / Человеческие ресурсы. - Электрон. журн. - Режим доступа к журн.: http://www.pmuc.ru/jornal/

8. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09.1996.

9. Посошкова А. Потайной смысл вопросов менеджера по персоналу // Работа сегодня, М., 2007. №16.

10. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - Уч. пос., М., 2006.

11. Рощина Я. Почему выбирают то или иное учебное заведение и для чего получают образование? // Народное образование. М., 2005. №10. - Режим доступа к журн.: http://isek.hse.ru/docs/roshina.doc

12. Управление Государственной службы занятости населения города Москвы. - Режим доступа.: http://www.labor.ru/

13. Ясонова Т. П., Голубков К.Г. Взаимосвязь рынков труда и образовательных услуг// Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России - материалы Всероссийской научно-практической конференции: Петрозаводск, 2004-2007гг., [Электронный ресурс]: федеральный информационный ресурс - Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России - Режим доступа: http://labourmarket.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.