Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы'

Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1407
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Автор статьи рассматривает проблемы законодательного и нормативно-правового обеспечения сферы профессионального образования. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию профессионального образования России. Предложены конкретные меры, использование которых привело бы к повышению качества подготовки рабочих и специалистов в современных условиях разноуровневого непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ___

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Автор статьи рассматривает проблемы законодательного и нормативно-правового обеспечения сферы профессионального образования. Рассмотрены основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию профессионального образования России. Предложены конкретные меры, использование которых привело бы к повышению качества подготовки рабочих и специалистов в современных условиях разноуровневого непрерывного профессионального образования.

Профессиональное образование

Российской Федерации в последние годы находится в состоянии высокой неопределенности в законодательном плане, в нормативно-правовом обеспечении, в концептуально-стратегическом обеспечении направлений развития. Сегодня понятие «развитие» трудно применять для основного количества учреждений профессионального образования РФ и кадров, занятых подготовкой рабочих и специалистов для своего отечества. Идет процесс активной переструктуризации этих учреждений.

Назовем некоторые проблемы, которые затрудняют решение подготовки педагогических кадров в системе профессионального образования России.

1. Возрастающее сокращение трудоспо-

Е.В. Ткаченко

Ключевые слова:

нормативно-правовое

регулирование,

непрерывное

профессиональное

образование,

профессиональная

подготовка рабочих и

специалистов.

11

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

собного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профобразования - все это вступило в противоречие с возрастающим спросом рынка труда на кадры высокой квалификации, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (рабочих высокой квалификации осталось менее 5%, в то время как в развитых странах - 45-70%). Дефицит высококвалифицированных кадров сегодня -основная проблема российской экономики.

2. Острая проблема российского рынка труда состоит не только в его хроническом дисбалансе с системой подготовки кадров. Попытки ее административного решения вызывают ощущение беспомощности управленческого аппарата, так и не осознавшего природу рыночных отношений, диктующих приоритет экономического управления над административными с регулирующей ролью государства. Среди работодателей ощущается неготовность предложить государству взаимовыгодный механизм социального партнерства. Идея социального партнерства, на которой основаны системы профессионального образования и подготовки кадров в развитых странах, в России остается пока продекларированной. Сами топ-менеджеры российского образования сегодня вынуждены признать: «Практически отсутствуют эффективные способы трансляции требований рынка труда к количественному и качественному составу кадрового потенциала страны».

3. Деформирована сама структура подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням НПО-СПО-ВПО уже в течение ряда лет ведется в соотношении примерно 1=1=1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше.

4. В сфере трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования нет системности. Отмена прежней практики принудительного распределения выпускников, верная по своей демократической сути, привела к резкому снижению показателя реализации молодежью своего профессионального статуса.

Неумение применять экономические формы управления, несовершенство правовых основ социального партнерства формирует в общественном мнении желание вернуться к административным методам трудоустройства.

5. Развитие профессионального образования сдерживается рядом трудностей, важнейшими из которых являются:

- отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны, и, соответственно, неопределенность и деформированность структуры подготовки кадров;

12

I Е.В.Ткаченко

- неустойчивость положения образовательных учреждений НПО и СПО, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики под деятельность конкретных предприятий, ныне находящихся в упадке;

- механический перенос западных матриц образования на Российские условия (например, законодательный переход на двухуровневое высшее образование - присоединение к Болонскому процессу, тотальный, также по закону (о ЕГЭ) переход на тестовые методы не только контроля, но и обучения, что губительно не только для качества Российского образования;

- разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной и материально-технической базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

- довольно отчетливо просматривается недопустимо низкая роль в профессиональной ориентации общеобразовательной школы (4,8%). Как и десять лет назад, она сегодня односторонне и предвзято ориентирована на подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. С точки зрения потребностей рынка труда это является ложным ориентиром, результатом чего стала опрокинутая «пирамида» структуры подготавливаемых и необходимых экономике кадров;

- очевидная слабость современной системы профессиональной ориентации имеет глубоко отрицательное воздействие на трудовую мотивацию в целом. Неверно выбранная профессия ведет к перемене вида труда, снижению его эффективности. На рынок труда приходит не специалист необходимого профиля, а «человек с дипломом», имеющий общую эрудицию, но требующий дополнительного обучения по новому профилю деятельности.

- отсутствие пополнения кадрового потенциала учреждений профессионального образования руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве. Чаще всего сегодня уже нет ясности: где готовить, на чем готовить и кому готовить рабочие кадры высокой квалификации?

6. Значительное снижение кадрового потенциала на всех уровнях профессионального образования страны, особенно на уровне начального профессионального, где произошло, фактически, кадровое обескровливание.

Совершенно очевидно, что кадровый дефицит отечественной экономики может быть восполнен только с развитием всех уровней профессионального образования. А оно возможно лишь в условиях активного сотрудничества государства и бизнеса.

7. Снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ

13

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

в стране: из науки ушло практически два поколения ученых. Отсюда проблема смены научных кадров, а значит, и системного научного обеспечения развития профессионального образования.

8. Не может быть приемлемым отношение государства и общества к образованию, поскольку образование все в большей степени считается услугой и вторичным по отношению к экономике.

9. Высшее образование, играя роль «пылесоса» в финансировании, в значительной степени готовит специалистов фактически в никуда, увеличивая их невостребованность. Все это в ущерб другим уровням образования, прежде всего, системе подготовки рабочих кадров.

Бюджетное финансирование в основном вузовского образования ведет не только к диспропорциям в структуре подготовки востребованных кадров, но и к нерациональным расходам бюджетных средств, к потере стимулов подготовки рабочих кадров высокой квалификации.

10. Неаргументированные, «маятниковые» решения руководства образованием ведут к дестабилизации образовательного пространства (например, сначала бессистемное увеличение количества филиалов и представительств вузов, затем не менее их бессистемное сокращение или введение недопустимо примитивных оценок эффективности вузов и учреждений образования).

То же самое с учреждениями начального и среднего профобразования. Создание различных центров различных квалификаций, их переструкту-ризация, слияния, разделения, сокращения носят до сих пор бессистемный характер и препятствуют осознанному проектированию направлений развития профессионального образования.

11. Новый закон об образовании разрушает логику стратегических решений, принятых в минувшие годы. Например, возникает вопрос: почему предусмотренное «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» опережающее развитие начального и среднего профессионального образования завершается, напротив, упразднением НПО? Почему не учитывается высказанная В.В. Путиным еще 5-7 лет назад озабоченность снижением доли высококвалифицированных рабочих и специалистов в России до 5% (в государствах с развитой экономикой она более 40%) и необходимость возвратиться к решению этой проблемы вместе с предпринимательским сообществом?

Попытка представить упразднение НПО как его «повышение до уровня среднего профессионального образования» - это либо самообман, либо сознательный демонтаж известной государственной системы подготовки

14

I Е.В.Ткаченко

квалифицированных рабочих кадров. Фактически новым законом об образовании введена «ускоренная подготовка» по краткосрочным программам, которую будут проходить ежегодно сотни тысяч выпускников общеобразовательных школ, получая вместо полноценного профессионального образования достаточно примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Заявленная общедоступность среднего профессионального образования не имеет реальной основы. Это будет повторение ошибки «обязательного всеобщего среднего образования». Снова будут объявления, лозунги и снова не будет необходимого стране результата.

12. Неизбежная потеря квалификации рабочих кадров не только снизит и без того невысокий международный рейтинг человеческого капитала России, но и подрывает важные для перспективы демократизации страны внутренние процессы формирования ремесленничества, малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, это приведет к опасному снижению доли «среднего» класса в стране, являющегося гарантом социальной стабильности, а со временем приобретает политический акцент.

13. Упразднение НПО снимает социальную защиту подростков из необеспеченных семей (основного контингента этой системы), а также иммигрантов, породит новый для России рынок детского труда. Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет «тупиковый характер», поскольку «ускоренные» программы обучения будут составляться произвольно и не иметь сопряжения с государственными образовательными стандартами.

Преднамеренное формирование «низшего класса» необразованных тружеников подрывает важные для перспективы демократизации процессы роста «среднего» класса, ведет к углублению социальной дифференциации, люмпенизации страны.

14. Очевиден переход к неуправляемости подготовки рабочих кадров даже для оборонной, космической и атомной промышленности.

Уничтожаются достоинства системы непрерывного профобразования страны, десятилетиями решавшей вопросы не только подготовки рабочих кадров, но и профессионального обучения малообеспеченной и неблагополучной молодежи, ее воспитания и социальной защиты.

Даже в тяжелые 90-е годы мы не сокращали учреждений НПО, хотя баррель нефти стоил 8-10 долларов. В нашем обществе были, есть и будут сотни тысяч социальных сирот и других детей группы риска, и с кем им быть - с преступным миром или с людьми, полезными для общества - уже вопрос. Разрушая систему НПО, государство уходит от своей основной

15

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

функции - обучения и воспитания молодежи.

15. Нельзя не сказать и о последствиях тотального упразднения федеральной системы НПО и "зауживания" образования до обучения по коротким и ускоренным программам. В СССР и первые 15 лет постсоветской России малообеспеченная и неблагополучная молодежь была - в системе НПО - под государственным патронатом, и у нее было практически гарантированное будущее. В рамках же новой федеральной системы профессионального образования в России - этого не стало. Некоторые цифры: с передачей учреждений НПО с 1.01.2006 г. с федерального бюджета на региональный количество учащихся НПО уменьшилось с 1.5млн в 2005г до 1.1 млн в 2008 и до 0.5 млн в 2012г. Соотнесем: если в 1995 г. на 21.5 млн. школьников и 3.5 млн. учащихся НПО России приходилось 450 тыс. социальных сирот, то в 2012 г. на 13 млн. школьников и 0.5 млн. учащихся НПО приходилось уже 700 тыс. (а по разным данным даже до 1.5 млн.) социальных сирот. Т.е. государство - через отношение к НПО - своими руками формировало социальное сиротство, превращаясь в субъект саморазрушения.

16. Беспокоит снижение расходов на образование на ближайшие годы. В 2011 г. на образование, здравоохранение, спорт было выделено 1,2 трлн. рублей, а в 2014 - 1 трлн. (АиФ. - 2011. - №30). Соответственно, на образование - 570 млрд. рублей и 490 млрд. рублей (газета «Ведомости». - 11 сент. - 2011). И это в то время, когда новые образовательные стандарты, напротив, требуют резкого увеличения финансирования на обеспечение методических, материально-технических условий реализации стандартов, на массовую переквалификацию инженерно-педагогических кадров страны и обновление подготовки новых кадров, соответствующих требованиям изменяющейся экономики Российской Федерации.

Следует вновь отметить недостаточную направленность работ в части системного взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и бизнесом. Интеграция содержания профессионального образования и ориентация на работодателя означает необходимость обновления целей, задач и содержания профессионального образования. В основе этого - взаимодействие учреждений профобразования с предприятиями и бизнесом. В основе этого - новые технологии и направления образования.

Например, приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования можно назвать:

- включение работодателей в разработку профессиональных и образо-

16

I Е.В.Ткаченко

вательных стандартов; в разработку учебных планов, примерных и рабочих программ подготовки кадров;

- организацию посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию профессионального образования;

- участие работодателей в создании отраслевых методических объединений и центров сертификации квалификаций;

- участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;

- привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Таким образом, стратегические направления развития содержания профессионального образования в России связаны, во-первых, с переходом на профессиональные образовательные стандарты, а на их основе - на новое поколение образовательных стандартов и, во-вторых, на подготовку кадров не только по уровням образования, но и по модульным программам, создаваемым на компетентностной основе.

Особенно важным представляется взаимодействие работодателей и учреждений профессионального образования в части разработки нового поколения стандартов. А на основе стандартов должно быть создание рабочих учебных планов и рабочих программ во взаимодействии учреждений профобразования и бизнес-структур. Однако все это пока идет с большим трудом. Поставленная в 2013 г. задача разработать 800 профессиональных стандартов к 2015 г. выполнена менее чем наполовину.

Еще в 2008 г. мы отмечали, что в ближайшие годы в системе профессионального образования России предстоит отход от подготовки кадров по уровням образования как единственной привычной для нас формы работы. Грядут неизбежные переходы и на обучение по программам подготовки и по квалификационным уровням.

В этом случае учреждения профессионального образования - прежде всего создаваемые многофункциональные центры профессиональных квалификаций и ресурсные центры, и колледжи, сохранившие уровень НПО, - могут стать перспективными ресурсными центрами не только развития профобразования, но и подготовки и переподготовки кадров по программам обучения.

Ибо здесь - перспективы перехода на гибкое, динамичное, мобильное обучение любого контингента независимо от квалификации, образования, возраста обучаемых в рамках новой системы подготовки по модульным программам. В реализации таких возможностей заинтересованы не только

17

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

обучаемые, но и, прежде всего, бизнес-структуры и работодатели. За этим -большое будущее для всей страны.

Важное продвижение вперед в стандартах третьего поколения - это включение в стандарты личностных и культурных качеств как составляющих профессиональных компетенций. Это уже реакция на требования работодателя, продвижение в инновационном направлении, если говорить о содержании образования. При разработке стандартов должно быть учтено соотношение учебных компетенций и «компетенций на работе», поскольку формирование перечня компетенций стандарта является одним из самых главных вопросов, на который предстоит ответить и их разработчикам, и органам государственной власти, и всем лицам, заинтересованным в качественной подготовке рабочих и специалистов. Если мы сегодня говорим о том, что прорывы возможны только в области нанотехнологий, инновационных технологий, технопарков, то какова, например, должна быть модель подготовки рабочих кадров, на основе каких компетенций она должна быть? - Это большое поле для исследований.

По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают сейчас 45% экстремальных ситуаций на атомных станциях, 80% авиакатастроф и более 80% катастроф на море. Считается, что для новой техники, то есть техники, условно исправной на 100%, среднее время между двумя поломками в четыре раза больше, чем среднее время между двумя ошибками человека. Иными словами, современная техника виновата в четыре раза реже, чем человек.

Многие учреждения профессионального образования РФ все еще не нашли устойчивых связей с заказчиком своей продукции - рынками труда и образовательных услуг, замкнулись сами на себя, вплоть до самостоятельной оценки своей эффективности. В результате подготовка специалистов на всех уровнях профессионального образования не отвечает потребностям экономики ни по качеству, ни по количеству.

Если говорить о вступлении в ВТО, то , по международным оценкам (2008 г.), у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке 62 % выпускников НПО и 55% - СПО. А по заключению российских экспертов, 80% инженерного образования на сегодня неудовлетворительное. Более того, примеров успешной подготовки инженерных кадров в рамках бакалавриата в стране практически не имеется (заключение Ассоциации инженерного образования РФ, доложенное на Президиуме РАО 28 сентября 2011 г.).

18

I Е.В.Ткаченко

Недостаток современной отечественной системы профессионального образования - отсутствие гибкости. В нынешнем виде она не способна отвечать наступившим изменениям в структуре экономики страны.

В связи с этим - недопонимание значимости начавшихся инновационных процессов у руководителей, менеджеров как на федеральном уровне, так, к сожалению, и на уровне регионов и институтов. Но только с решением этих проблем возможно эффективное функционирование профессионального образования России в современных условиях.

Предложения.

Главным звеном образовательной политики на современном этапе должно стать законодательное и нормативно-правовое обеспечение направлений развития профессионального образования России.

Для этого:

1. Необходимо в РФ создать надлежащие условия для обеспечения защиты системы непрерывного профессионального образования, доказавшей свою эффективность как в России, так и за рубежом.

2. Необходимо во все федеральные целевые программы РФ включить раздел «Подготовка кадров» с обоснованием затрат по указанному направлению.

3. Необходимо обеспечить скорейшее формирование и реализацию в РФ Государственной кадровой политики, направленной на создание системы прогнозирования, формирования и развития кадровой обеспеченности страны, защищающей квалифицированные профессиональные кадры (в т.ч. от проявлений дискриминации по возрастным и индивидуальным признакам), улучшающей межведомственный трансфер знаний и технологий, обеспечивающей в РФ повышение уровня межведомственной координации деятельности по сохранению, формированию и развитию кадрового потенциала (в т.ч. в наукоемких отраслях) и реализацию принципа прогнозирования и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров, принципа, обеспечивающего, в том числе, решение проблемы формирования и внедрения стандартов и квалификационных требований к современным профессиональным кадрам, позволяющего устранить допущенные серьезные ошибки в подготовке кадрового резерва (в настоящее время большинство программ подготовки не основано на практическом опыте, отсутствует система анализа профессионального образования в РФ, в т.ч. оценка взаимосвязей набора, процесса обучения, вы-

19

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

пуска и трудоустройства по профессии).

4. Необходимо разработать, публично обсудить и внести в «Единый квалификационный справочник» РФ актуальные дополнения и изменения с учетом перспективных кадровых потребностей РФ.

5. Целесообразно внести поправку в статью 43 Конституции РФ. Цель поправки - считать бесплатным не только 9-летнее, но и полное общее 11-летнее образование и начальное профессиональное образование (10-й и 11-й классы, как и НПО - по Конституции платные. Де-факто они были бесплатные по Указу Б.Н. Ельцина). Обязанность государства - гражданам до 18 лет обеспечить социальную защиту.

6. Следует понимать, что в интегрированном законе «Об образовании в РФ» смешаны несовместимые конституционно-государственная и рыночная концепции, объединены уровни образования от детского сада до послевузовского, что делает его громоздким и трудноосуществимым для такой полинациональной, поликонфессиональной, полисоциальной и поликультурной страны, как Россия.

Целесообразно было бы перейти на создание системы уровневых и отраслевых законов, где возможно прогнозировать как будущее страны, так и доступность и эффективность их использования управленцами и исполнителями.

Например, дополнительное профессиональное образование может быть реализовано в рамках рыночной концепции и/или концепции государственно-частного партнерства, а дошкольное образование и образование в начальной школе - только в рамках конституционно-государственной концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. В связи с принятием Закона «Об образовании в РФ» требуется внести поправки как минимум еще в 200 законодательных актов.

Необходима также корректировка поспешно принятых законов, в которых не оценена эффективность их последствий, например:

а) считать, что бакалавриат возможен в основном для гуманитарных направлений подготовки;

б) в закон о ЕГЭ ввести понятие добровольности и необязательности для творческих, медицинских и педагогических вузов.

8. Надлежит развивать систему непрерывного профессионального образования как доказавшую свою эффективность как за рубежом, так и - особенно - в России. Непрерывное профессиональное образование должно быть двухуровневым довузовским (уровни начального и среднего профессионального образования) и трехуровневым высшим (бакалавриат, специалитет и магистратура).

20

I Е.В.Ткаченко

Подготовку научных работников, например, в рамках уровневой аспирантуры, нельзя считать перспективной, ибо уровневое образование требует стандартизации, что бесперспективно в научной работе.

9. Необходимо взять под государственный контроль и финансовое обеспечение подготовку кадров, реализующих государственную безопасность страны. Например, вернуть на федеральный уровень учреждения профессионального образования, готовящие рабочих и специалистов по профессиям оборонной, космической, атомной и авиационной промышленности. Направления национальной безопасности нельзя отдавать ни регионам, ни бизнес-структурам.

10. Признать небезопасным девиз последних лет: от конкурентоспособности специалиста - к конкурентоспособности государства. Он технокра-тичен и без духовно-нравственной составляющей ведет к формированию все более широкого слоя собственников и коррупционеров, для которых понятие Отечества практически отсутствует.

11. Следует осуществлять реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки вместе, параллельно с системой начального профессионального образования, а не вместо нее. Обучение по сложным профессиям проводить, как и ранее, только по программам 2,5-4 лет обучения, в зависимости от сложности профессии.

12. Следует вносить поправки в Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования в части изменения сроков обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

13. Необходимо активизировать участие работодателей в разработке профессиональных стандартов. Работодатели должны выступить заказчиком и в проведении государственно-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения, определении качества предоставляемых образовательных услуг и формировании конкурентной среды среди образовательных учреждений.

14. Необходимо создание системы государственной аккредитации программ подготовки рабочих кадров, опирающейся на результаты общественно-профессиональной аккредитации. В стране должна быть создана независимая от системы образования система оценки и сертификации квалификаций. Необходимо разработать с участием российских объединений работодателей механизмы формирования сети независимых центров сертификации квалификаций, в том числе определения процедур аккредитации таких центров и установления процедур подтверждения квалификации кадров.

21

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы I

15. В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями. Следует стимулировать различные формы многоканального финансирования и инвестиционного партнерства государства и работодателей. Важно, чтобы такие формы были ориентированы на удовлетворение потребностей рынка труда и, прежде всего, инвестирующих в образование работодателей.

16. Работодатели пока привычно тяготеют к прежней системе государственного распределения выпускников, когда можно было «заказать и бесплатно получить» квалифицированного рабочего и специалиста, даже если он не нужен предприятию. Не учитывается, что, в отличие от прежних времен, выпускник стал свободным субъектом труда, имеющим право на выбор своего жизненного пути. Вслед за созданным экономическим рынком нужно формировать рынок труда выпускников, на котором работодатели могли бы оценивать их качество, конкурировать за получение лучших из них. Это позволит создать эффективный механизм взаимодействия и обеспечить прямую включенность работодателей в процесс трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

17. Надлежит ввести вместо «распределительного» финансирования финансирование учреждений профессионального образования по системе нормативов, учитывающих качество подготовки, уровни востребованности и трудоустройства выпускников.

18. Следует ввести принятый в большинстве развитых стран «налог на квалификацию», стимулирующий затраты работодателей на обучение своего персонала и обеспечивающий его непрерывное профессиональное образование.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.