Научная статья на тему 'Проблемные вопросы развития профессионального образования в России'

Проблемные вопросы развития профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / HUMAN RESOURCE POTENTIAL / HUMAN RESOURCE DEMAND / HUMAN RESOURCE DEFICIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Е. В.

В предлагаемой статье анализируются современные проблемы профессионального образования в Российской Федерации, в общих чертах обрисованы перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Professional Education Development in Russia

The offered article provides an analysis of topical problems in the professional education in the Russian Federation, in general, the perspectives of its development are given.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы развития профессионального образования в России»

topical problems of professional pedagogics

УДК/UDC: 377:378(470)

E. В. Ткаченко, доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования

Tkachenko Eugeniy, Doctor of Chemical Sciences, Professor, Full Member of Russian Academy of Education

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ TOPICAL ISSUES OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

в предлагаемой статье анализируются современные проблемы профессионального образования в Российской Федерации, в общих чертах обрисованы перспективы его развития.

The offered article provides an analysis of topical problems in the professional education in the Russian Federation, in general, the perspectives of its development are given.

Ключевые слова: система профессионального образования, кадровый потенциал, кадровая потребность, кадровый дефицит.

Key words: professional education system, human resource potential, human resource demand, human resource deficit.

Система российского профессионального образования уже более двадцати лет находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, основным стержнем которых является построение непрерывного образования, переструктуризация содержания образования иуправления им.

Только в последние годы вышла серия законов, связанных с системой образования, из которых следует выделить:

1. Закон о переходе на двухуровневую подготовку кадров (присоединение к Болонскому процессу);

2. Закон об автономности образовательных учреждений;

3. Закон об участии работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования;

4. Закон об изменении понятия и структуры Государственного образовательного стандарта;

5. Закон об обязательном общем среднем образовании;

6. Закон о Едином государственном экзамене и др.

Каждый из этих законов, имея позитивный потенциал,

принят, однако, без должной научной проработки и прогнозных оценок их последействий. Поэтому многое зависит от того, в чьих руках находятся эти законы, кто и как их реализует, и в этом роль регионов просматривается особенно ярко (достаточно сослаться хотя бы на реализацию ЕГЭ).

Какие же сложности сопровождают реализацию этих законов? Назовём некоторые.

Первое: возрастающее сокращение трудоспособного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профобразования - всё это вступило в противоречие с огромным спросом рынка труда на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифициро-

ванных рабочих и специалистов среднего звена (рабочих высокой квалификации осталось менее пяти процентов - в то время как в развитых странах - 45-70 процентов). Дефицит высококвалифицированных кадров сегодня - основная проблема российской экономики.

Второе: значительное снижение кадрового потенциала на всех уровнях профессионального образования страны, особенно на уровне начального профессионального, где произошло фактически кадровое обескровливание.

Третье: Развитие профессионального образования с учётом изменяющихся роли, места и функций кадров сдерживается рядом трудностей, важнейшими из которых являются:

- отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социальноэкономическое развитие страны и, соответственно, неоп-ределённость структуры подготовки кадров;

- неустойчивость положения образовательных учреждений НПО и СПО, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики под деятельность конкретных предприятий,, ныне находящихся в упадке;

- разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

- отсутствие пополнения кадрового потенциала учреждений профессионального образования руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.

Совершенно очевидно, что кадровый дефицит отечественной экономики может быть восполнен только с развитием всех уровней профессионального образования. А оно возможно лишь в условиях активного сотрудничества государства и бизнеса.

Четвёртое: национальный проект «Образование», несмотря на его позитивные стороны, не может считаться национальным проектом в силу его высокой ограниченности (инновационными признаны 57 вузов, что составляет 1,5 процента от их числа; 243 колледжа и техникума -это три-четыре процента; за три года конкурс выиграли 30 тысяч учителей - это менее одного процента, и так далее).

Пятое: снижение качества подготовки на всех уровнях профессионального образования (по оценкам работодателей, уже пять лет назад неудовлетворительная подготовка кадров по уровням НПО-СПО-ВПО была соответствен-

но у 45%, 38% и 30%), даже из экономистов и юристов, которых готовят в московских вузах, признаются профессионалами не более 20 процентов (Нотераде. ги).

Шестое: снижение научного потенциала, вызванного распадом научных школ в стране: из науки ушло практически два поколения учёных. Отсюда проблема смены научных кадров, а значит, и системного научного обеспечения развития образования и общества.

Седьмое: не может быть приемлемым отношение общества к образованию, поскольку образование всё в большей степени считается услугой и вторичным по отношению к экономике.

Восьмое: высшее образование, играя роль «пылесоса» в финансировании, готовит специалистов фактически в никуда, повышая их невостребованность. Всё это - в ущерб другим уровням образования, например, в системе подготовки рабочих кадров.

Девятое: бюджетное финансирование в основном вузовского образования ведёт не только к диспропорциям в структуре подготовки востребованных кадров, но и к нерациональным расходам бюджетных средств.

Десятое: неаргументированные, «маятниковые» решения руководства образованием страны ведут к дестабилизации образовательного пространства (например, сначала бессистемное увеличение количества филиалов и представительств вузов, затем их такое же сокращение, и так далее).

В настоящее время в стране идёт переструктуризация системы высшего образования с выделением группы ведущих вузов России в качестве федеральных центров развития. Сегодня вопрос только в том, сколько и каких будет этих центров. Но это коснётся и системы среднего профобразования России. В ней тоже будут выделяться 100200 учреждений профобразования в качестве центров развития федерального значения. Остальные передадутся в регионы.

Своим, опережающим путём идёт Москва. Москва и сегодня остаётся всё ещё единственным регионом России, где уже с января 2006 года проведена полная содержательная и организационная интеграция учреждений НПО и СПО, создана сеть профессиональных колледжей. Практика их интеграции в ряде регионов (в регионах эти процессы идут точечно) также показала: единственный вид учреждения профессионального образования - колледж - становится многоуровневым, многофункциональным, реализующим разные программы профессионального образования, в т. ч. программ обучения в течение всей жизни. Отдельные колледжи готовы к проведению эксперимента по реализации программ бакалавриата.

На президиуме РАО 23 сентября 2009 года руководитель Федерального агентства по образованию Н. И. Булаев докладывая о процессах развития профессионального образования России, отметил, что последние 230 учреждений начального профессионального образования федерального подчинения передаются в регионы. И с 1 января 2010 года финансироваться не будут. То есть в связи с ликвидацией федеральной системы начального профессионального образования в России - ответственность за подготовку рабочих кадров по стратегически важным направлениям, таким, как оборонная, космическая, атомная промышленность и даже гидрометеорология - перекла-

дывается на регионы. А анализ работы федеральных ССУ-Зов, расположенных даже в Москве, показывает, что менее 10 процентов их студентов готовятся по этим стратегическим направлениям. То есть вместо специальностей для оборонки, наиболее распространёнными остаются финансы, экономика, бухгалтерский учёт и т. д. Это даже в федеральных учреждениях, расположенных в Москве.

Перечень таких проблемных для страны вопросов можно продолжить. Не обсуждая их негативные и позитивные стороны, необходимо лишь отметить реальную ситуацию в системе профессионального образования России, в которой роль регионов неизбежно возрастает.

В связи с этим следует отметить недостаточную направленность работ в части взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями и бизнесом. Интеграция содержания профессионального образования и ориентация на работодателя означает необходимость обновления целей, задач и содержания профессионального образования. В основе этого - взаимодействие учреждений профобразования с предприятиями и бизнесом. В основе этого - и новые технологии образования. Например, приоритетными направлениями организации государственно-частного партнёрства в сфере профессионального образования можно назвать:

- участие работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

- организация посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию профессионального образования;

- участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;

- привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Таким образом, стратегические направления развития содержания профессионального образования в России связаны, во-первых, с переходом на профессиональные образовательные стандарты, а на их основе - на новое поколение образовательных стандартов и, во-вторых, на подготовку кадров не только по уровням образования, но и по модульным программам, создаваемым на компетент-ностной основе.

Особенно перспективным представляется взаимодействие работодателей и учреждений профессионального образования в части разработки нового поколения стандартов. А на основе стандартов - создание рабочих учебных планов и далее - рабочих программ, во взаимодействии учреждений профобразования и бизнес-структур. Однако всё это пока идёт с большим трудом.

В ближайшие годы в системе профессионального образования России предстоит отход от подготовки кадров по уровням образования как единственной, привычной нам формы работы. Грядут неизбежные переходы и на подготовку по квалификационным уровням. И учреждения профессионального образования могут стать перспективными центрами развития профобразования, подготовки и переподготовки кадров. Ибо здесь - перспективы перехода на гибкое, динамичное, мобильное обучение любого контингента независимо от квалификации, образования, возраста обучаемых в рамках новой системы подготовки по модульным программам. В таких возможностях заинте-

TOPICAL PROBLEMS 0F PROFESSIONAL PEDAGOGICS

ресованы не только обучаемые, но и, прежде всего, бизнес-структуры и работодатели. За этим - большое будущее для всей страны.

Европа, к модели которой Россия постепенно приближается, уже ушла от сохраняющихся у нас уровней профессионального образования. Взамен этого выдвинута известная концепция девяти ступеней квалификации. В России это выразилось принятием Министерством образования и науки РФ (письмо от 28. 04. 2008 г. № 03-568] рекомендаций по созданию «интегрированных основных профессиональных образовательных программ НПО-СПО».

Сегодня в Москве силами учёных НИИ развития профессионального образования и ряда колледжей уже созданы такие экспериментальные программы, например, по профессиям сферы пищевой индустрии и гостеприимства. Однако их реализация выводит профессиональную школу за рамки действующего в России правового поля.

Следует подчеркнуть, что формирование национальной рамки квалификаций должно осуществляться при активном участии представителей сферы труда и на основе опыта разработки профессиональных стандартов. Но таких стандартов пока практически нет, идёт лишь их активная разработка.

Поэтому процесс формирования Национальной рамки квалификаций будет долговременным.

Для успеха такой разработки необходимо:

- сформировать такую систему обеспечения качества, которая включала бы в себя официальное признание новых форм обучения;

- организовать совместное участие всех заинтересованных сторон, представляющих образовательные учреждения, представителей работодателя и бизнес-структур;

- соотносить требования результатов обучения с требованиями профстандартов, квалификационных уровней, учебных планов, образовательных программ и системы оценки обученности.

Необходимо отметить, что создание национальной системы квалификаций потребует не только серьёзных изменений в законодательстве об образовании и труде (например, введения понятия «квалификация», процедур признания и сертификации квалификаций и т. д.), но и формирования механизмов регулирования квалификаций, процедур оценки и сертификации квалификаций, создания квалификационных рамок и т. д.

Важное продвижение вперёд в стандартах третьего поколения - это включение в макет стандарта личностных и культурных качеств как составляющих профессиональной компетенции. Это уже реакция на требования работодателя, продвижение в инновационном направлении, если говорить о содержании образования. При разработке стандартов должно быть учтено соотношение учебных компетенций и «компетенций на работе», поскольку формирование перечня компетенций стандарта является одним из самых главных вопросов, на который предстоит ответить и их разработчикам, и органам государственной власти, и всем лицам, заинтересованным в качественной подготовке рабочих и специалистов. Если мы сегодня говорим о том, что прорывы возможны только в области нанотехно-

логий, инновационных технологий, технопарков, то какова, например, должна быть модель подготовки рабочих кадров, на основе каких компетенций она должна быть? - Это большое поле для исследований.

При этом нужно учесть мнение, как минимум, четырех заинтересованных сторон. Во-первых, работодателя, во-вторых, рынка труда, в-третьих, рынка образовательных услуг, то есть интересов образовательного учреждения, и, в-четвертых, самого обучаемого. Работодатель уже задал вектор инновационного направления развития - это интеграция уровней образования. Например, принимая на рабочие места выпускников учреждений среднего, а не начального профессионального образования, он вынуждает нас, хотим мы или не хотим, заниматься интеграционным процессом содержания образования в этих системах.

Например, в основу интеграции уровней НПО и СПО в Москве положен принцип преемственности. И поначалу многие директора колледжей Москвы восприняли это исключительно как сокращение учебного времени до года или полугода, в зависимости от специальности. А ведь Москва должна готовить рабочих для наукоемких производств! К этому мы пока не готовы, хотя меры предпринимаются. Так, вводится дифференцированная оплата на подготовку рабочих и специалистов - в зависимости от специальности. 70 % колледжей Москвы уже работают по сокращенным интегрированным учебным планам (70 % профессий НПО интегрированы со специальностями СПО). И здесь есть определенные успехи. Более того, в Научноисследовательском институте развития профессионального образования г. Москвы уже ставится вопрос иначе: пора переходить от интеграции

учреждений начального и среднего профессионального образования, от интеграции содержания профессионального образования к интеграции систем начального и среднего профессионального образования. Однако этот сложный процесс также потребует совершенно новой нормативно-правовой и законодательной базы.

В то же время государство практически уходит из сферы профессиональной подготовки. Система высшего образования почти потеряла связь с заказчиком своей продукции - рынками труда и образовательных услуг, замкнулась сама на себя, вплоть до самостоятельной оценки своей эффективности. В результате подготовка специалистов в большинстве вузов не отвечает потребностям экономики ни по качеству, ни по количеству.

Если говорить о будущем вступлении в ВТО, то по международным оценкам у нас пока не выдерживают конкуренции на мировом рынке 62 процентов выпускников НПО и 55 % - СПО.

Основной недостаток современной отечественной системы профессионального образования - отсутствие гибкости. В нынешнем виде она не способна отвечать наступившим изменениям в структуре экономики страны.

В связи с этим - недопонимание значимости начавшихся инновационных процессов у руководителей, менеджеров как на федеральном уровне, так, к сожалению, и на уровне регионов и институтов. Но только с решением этих проблем возможно эффективное развитие профессионального образования России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.