Научная статья на тему 'ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ МУЗЫКИ'

ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ высота звуков/ форма произведения/ занятие/ рондо/ соната/ контрапункт. / pedagogy / music / pitch of sounds / form of work / lesson / rondo / sonata / counterpoint.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Предлагаемая статья поможет студентам адаптировать профессиональные теоретикопрактические знания и умения к конкретной творчествопедагогической ситуации и будет способствовать формированию самообразовательной культуры студентовбудущих учителей музыки. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND-ALTITUDE ORGANIZATION AND SEQUENCE OF PARTS OF MUSIC FORM

This article will help students to adapt professional theoretical and practical knowledge and skills to a specific creative-pedagogical situation and will contribute to the formation of a self-educational culture of students-future music teachers. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ МУЗЫКИ»

ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ЧАСТЕЙ ФОРМЫ МУЗЫКИ

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая статья поможет студентам адаптировать профессиональные теоретико- практические знания и умения к конкретной творчество-педагогической ситуации и будет способствовать формированию самообразовательной культуры студентов- будущих учителей музыки. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ высота звуков/ форма произведения/ занятие/ рондо/ соната/ контрапункт.

SOUND-ALTITUDE ORGANIZATION AND SEQUENCE OF PARTS OF

MUSIC FORM

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

This article will help students to adapt professional theoretical and practical knowledge and skills to a specific creative-pedagogical situation and will contribute to the formation of a self-educational culture of students-future music teachers. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / pitch of sounds / form of work / lesson / rondo / sonata / counterpoint.

Звукоряд в теории музыки — последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории музыки именуются ступенями. В русской и в узбекской музыковедческой литературе конца XIX и первой половины XX века наряду с термином «звукоряд» употреблялся термин «скала». Звукорядом называется совокупность звуков музыкальной системы, расположенных в порядке высоты (в восходящем

или нисходящем направлении). Общая цепь явлений такова: колебания источника звука - звуковые волны - воздействие звуковых волн на органы слуха - передача принятого слуховым нервом раздражения на головной мозг. В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки могут служить материалом для музыки.

Музыкальные звуки, в отличии от шума, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему в процессе развития музыкальной культуры, воспитания музыкального человека.

Таким образом, музыкальным звуком можно назвать, только такой звук, который является частью системы (сочетании) звуков, выработанной в процессе много векового развития музыкальной культуры и служащей для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.

Свойствами звука называют качества, зависящие от объективных физических причин. Этих свойств звука четыре: высота, длительность, громкость и тембр.

Лад (старославянское - согласие, мир, порядок), одна из важнейших категорий музыки. Лад в эстетическом смысле - приятная для слуха и разумно постигаемая согласованность звуков по высоте; в музыкально-теоретическом смысле - системность высотных связей, структурное единство и музыкально- логичное соподчинённость звуков; ладами традиционно называют и воплощающие эту системность конкретные звуковые системы (в виде звукорядов). Лад и гармония - изначально очень близкие понятия: в Древней Греции помимо прочего, «виды октав» (октавные звукоряды). Совпадая на стадии монодийно - музыкального мышления, понятия «Лад» и «гармония» с развитием многоголосия приобрели каждое свой комплекс значений. Гармонию в специальном смысле связывают с созвучиями и их последовательность, Лад - с взаимозависимостью и смысловой дифференциацией звуков системы (одноголосной или многоголосной).

Лад входит в представление о прекрасном в музыке как сокровенная специфическая «сердцевина», носитель всего самого возвышенного, утончённого. Выражаемое системностью высотных связей «сияние порядка» - главнейшее средство художественного воздействия музыки (в отличие от др. средств - ритма, динамики, высотной линии и прочих, встречающихся и вне музыки). Этим обусловлена эстетическое значимость воплощающих Лад и ясно наблюдаемых категорий и функций. Лад присутствует везде, где в наличии звуко-высотная слаженность тонов системы, - в древней и народной модальности, включающей пентатонику, диатонику, гемиолику и даже микрохроматику; в модальной гармонии Средневековья и Возрождения; в тональных ладах барокко, венской классики, романтизма и музыки 20 века; в ново-модальных ладах 19-20 вв. (как на диатонической, так и на хроматико- энгармонической основе) и в т. н. новой тональности 20 в. Согласно рус. терминологической традиции, понятие Лад объединяет не только ма-

жор, минор и натуральные лады, но и другие конкретные Лады, порой весьма далёкие от классической тональности. Историческая изменчивость ладовых форм не отменяет сам принцип Лад как системы логически соподчинённых тонов и созвучий. Обобщением понятия Лад является понятие высотной структуры, охватывающее всё многообразие типов звуко-высотной организации, как ладовых, так и стадиально предшествующих ладовым (экмелика), а также возникшие в 20 веке новые звуко-высотные явления, уже не укладывающиеся в рамки прежней логические субординации (их вследствие этого трудно или невозможно считать ладовыми). Термином «высотная структура» целесообразно пользоваться при анализе звуко-высотности в сонорике, электронной музыке, алеаторике.

Исторически первые лады тонального типа (мажор, минор) опираются уже не на кварто-квинтовые, а на квинто- терцовые отношения. В качестве мелодического остова и центрального элемента лад фигурирует консонирующее трезвучие - мажорное (6: 5: 4) либо минорное (15: 12: 10). Гармонич. тональность оказывается особой модификацией лад, «единым ладом» (Асафьев) с двумя наклонениями (мажорным и минорным). Подобно тому как каждый тон старых ладов регулировался совершенно-консонантными отношениями, здесь он регулируется отношениями несовершенно-консонантными (пример 2). В музыке венских классиков эти отношения к тому же подчёркиваются регулярностью ритмических смен, симметрией каденций, иерархией лёгких, тяжёлых и вдвойне тяжёлых тактов (см. Метр в музыке, Музыкальная форма). Реально тоническая гармония (Т) преобладает над доминантовой (D); субдоминанта (S) в начальном изложении вообще избегается (как и аккорды на побочных ступенях, обогащающие лад, но вместе с тем лишающие его подвижности). Важнейшие характеристики классического мажорно-минорной тональности: логическая централизованность, сильные тяготения, многообразие воплощений небольшого числа оптимальных естественных принципов.

В музыке 20-21 вв. наблюдается тенденция к индивидуализации лад, т. е. к отождествлению его с конкретным, свойственным данной пьесе или теме комплексом интонаций (мелодических, аккордовых, темброво-колористических и т. д.). В противоположность типовым ладовым формулам прошлого за основу берётся индивидуальный комплекс-модель, порой вовсе вытесняющий традиционные элементы лад, даже у композиторов, в целом придерживающихся тонального принципа. В частности, подбор гармоний только с мажорной основой и с резкими диссонансами, а также сонорная (темброво-колористическая) окраска дублирующих мелодию созвучий дают в результате определённый, однако свойственный только данному фрагменту эффект - предельно интенсивной и обострённой мажорности, где присущий мажору светлый оттенок звучания доведён до ослепительной яркости.

Единство и органичность исторической эволюции лад состоит в том, что первично развившиеся формы и категории, давая жизнь другим, продолжают в них существовать. Диалектика исторической эволюции лад проявляется в том, что каждый последующий, более высокий тип ладовой организации есть в конечном счёте не что иное, как предшествующий, развитый в новых условиях. Этим обусловлена диалектичность и самого понятия лад, вбирающего в себя в качестве разных смысловых слоёв всю историю своего становления-развёртывания: лад - соотношение устойчивости и неустойчивости; лад - мелодико-звуко-рядная система качественно дифференцированных отношений тонов; к лад относятся и переменные системы на основе определённого звукоряда без объединяющего централизованного тяготения, и централизованные системы без стабильного звукоряда; додекафония выводит музыку за пределы классической тональной функциональности, но в тоже время развивает некоторые категории лад.

Классификация многообразных лад чрезвычайно сложна. В целом они естественно группируются по родам интервальных систем, образуя классы ладов - диатонические и миксодиатонические, бесполутоновые пентатонные, гемиольные (с увеличенной секундой: «венгерская гамма»), хроматические (симметричные лад, альтерационные лад, лады хроматической системы, лады на 12-тоновой основе), микро-хроматические (большинство араб. макамов, инд. шрути и др.). К особым лад можно отнести, напр., юго-востосные-азиатские слендро и пелог (соответственно 5- и 7-ступенное, относительно равно-дольное деление октавы). Любые ладовые системы могут смешиваться друг с другом как в одновременности, так и в последовании (в рамках одного построения). Возможны также переменные структуры.

Музыкальная форма - вид, очертания; внешность; красота) -многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.).

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Холиков К.Б. Членораздельность формы. Цезура, ее признаки. Главные элементы музыки, их формообразующее действие. Мелодия. Тема. SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 720-728)

12.Холиков К.Б. Важнейшие общие основы музыкальной формы. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 568-571)

13.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 426-432)

14.Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 280-284)

15.Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1094-1100)

16.Холиков К.Б. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1087-1093)

17.Холиков К.Б. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)

18.Холиков К.Б. Краткая характеристика месторождения хора SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1074-1079)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.