История, теория и методика музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178
ЗВУКОВОЙ ЛАНДШАФТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Е. Н. Пирязева,
Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва, Российская Федерация, 119121
Аннотация. Звуковой ландшафт - объёмное понятие, означающее и корпус звуков окружающей среды, востребованный значительным спектром наук, и музыкальные композиции, широко применяемые в творческих практиках современного искусства. В настоящей статье предложена методика освоения звукового ландшафта в проектной деятельности с целью развития у обучающихся творческих способностей на основе акустических, музыкальных, биологических, географических, исторических особенностей окружающей среды и их творческого преобразования с помощью информационно-коммуникационных технологий. Полученный творческий продукт может принимать форму мультимедийного произведения, видеоролика, подкаста для радиопередачи, фона для театральной постановки, звуковой карты своего края, мобильной звуковой прогулки, научного доклада. Трансдисциплинарность проекта по изучению звукового ландшафта предусматривает скоординированное взаимодействие разных педагогических подходов: системно-деятельностного, личностно-ориентированного, интегратив-ного, предметно-пространственного, теории развивающего обучения, системы эстетического воспитания А. В. Бакушинского. Индивидуальная самореализация обучающихся при доминировании личностных приоритетов в выборе тех или иных форм и видов деятельности при работе над проектом повышает эффективность развития их творческих способностей, направляет школьников на созидательное преобразование и уважительное, бережное, ответственное отношение к окружающей среде. Работу над проектом по освоению звукового ландшафта уместно применять во внеурочной деятельности в школе, на занятиях в кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях, научных сообществах, детских оздоровительных лагерях, сезонных полевых практиках.
Ключевые слова: педагогика искусства, звуковой ландшафт, проектная деятельность, музыкальное образование, современная музыка, электронная музыка,
167
© Пирязева Е.Н. , 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
конкретная музыка, акустическая среда, экомузыкология, информационно-коммуникационные технологии.
Благодарность: Автор благодарен членам редакционной коллегии журнала «Музыкальное искусство и образование» за ценные советы, внимание и доброжелательное отношение в процессе подготовки статьи к публикации.
Для цитирования: Пирязева Е. Н. Звуковой ландшафт в проектной деятельности школьников в контексте электронного музыкального творчества // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 2. С. 167-178. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178.
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178
SOUNDSCAPE IN THE PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF ELECTRONIC MUSIC CREATIVITY
Elena N. Piryazeva,
Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation, 119121
168
Abstract. Soundscape is a multidimensional concept that means both a corpus of environmental sounds, which is claimed by a significant range of sciences, and a musical genre that is widely used in the creative practices of contemporary art. There is a method of mastering the soundscape in project activities in order to develop schoolchildren' creative abilities based on the acoustic, musical, biological, geographical, and historical features of the environment and their creative transformation using information and communication technologies proposes in this article. The resulting creative product can take the form of a multimedia work, a video clip, a podcast for a radio program, a background for a theater production, a sound map of your region, a mobile sound walk or a scientific report. The interdisciplinary project for the study of the soundscape provides for a coordinated interaction of different pedagogical approaches: system-activity, personality-oriented, integrative, subject-spatial, theory of developmental learning, system of aesthetic education by A. V. Bakushinsky. Individual self-realization of learners with the dominance of personal priorities in the choice of certain forms and types of activities when working on a project increases the effectiveness in the development of schoolchildren' creative abilities, directs children to creative transformation and a respectful, careful, responsible attitude to the environment. The project for the development of the soundscape is appropriate to use in extracurricular activities at school, classes in clubs, sections, clubs of interest, studios, associations, scientific communities, children's health camps, seasonal field practices.
Keywords: art pedagogy, soundscape, project activity, art education, music education, contemporary music, electronic music, musique concrète, acoustic environment, ecomusicology, information and communication technologies.
Acknowledgements: The author is grateful to the members of the editorial board of the journal "Musical Art and Education" for their valuable advice, attention and friendly attitude in preparing the article for publication.
For citation: Piryazeva E. N. Soundscape in the Project Activity of Schoolchildren in the Context of Electronic Music Creativity. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 2, pp. 167-178 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-2-167-178.
Введение в проблему
Формирование творческого отношения обучающихся к действительности является одной из основных задач педагогики. Решение этой задачи возможно при многоплановом постижении мира: «Важная творческая способность - видеть мир единым, целостным, без незаполнимых разрывов и зияний» [1]. Целостность обеспечивает многосторонний подход и привлечение знаний из разных областей науки и искусства. Ещё одна важная особенность творчества связана с инновационностью. Развитие информационных и коммуникационных технологий расширило возможности творческого развития обучающихся благодаря внедрению в систему художественного образования электронного музыкального творчества
[2]. Целостному познанию мира способствует инновационное изучение звукового ландшафта в контексте электронного музыкального творчества.
Впервые термин «звуковой ландшафт» (soundscape), как утверждает доктор философии Ким Фоул (Kim Foale)
[3], был предложен магистром городского планирования Майклом Саутвортом (Michael Southworth) в 1967 году при изучении звукового ландшафта, а также звукового дизайна [4].
Широкое применение термин «звуковой ландшафт» получил в работах Р. М. Шафера и возглавляемой им группы учёных, объединённых в проекте «Мировой звуковой ландшафт» (World Soundscape Project) [5]. По определению Шафера, «звуковой ландшафт - это любая акустическая область исследования. Мы можем говорить о звуковом ландшафте, как о музыкальном произведении, или радиопрограмме, или акустической среде» [5, с. 7]. Таким образом, Шафер не делал различия в «акустической среде» и «звуковом ландшафте». В книге «Звуковой ландшафт: Наша звуковая среда и настройка ми- л /л ра» («The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World») он пишет: «Звуковой ландшафт мира меняется. Современный человек живёт в мире с акустической средой, радикально отличной от всех известных ему до сих пор» [5, с. 3].
Разделение данных понятий было предпринято Международной организацией по стандартизации (The International Organization for Standardization). При этом «акустическая среда» получила следующее определение: это - звук в приёмнике от всех источников звука, модифицированный окружающей средой. «Звуковой ландшафт» - акустическая среда, воспринимаемая, переживаемая и понимаемая людьми в контексте [6].
Принимая за основу данную дифференциацию понятий, следует уточнить, что применительно к рассматриваемой в статье проблеме понятие «звуковой ландшафт» будет трактоваться как «отобранные исследователем звуки окружающей среды или географически установленного объекта». В отличие от акустической среды, включающей в себя совокупность всех звуков окружающей среды, звуковой ландшафт подразумевает некое обрамление, рамку из определённых ограничений. Кроме того, понятие «звуковой ландшафт» будет применяться и в качестве названия музыкальных композиций, основанных на аудиозаписи или исполнении звуков, которые создают ощущение переживания и присутствия в обозначенной акустической среде. При этом будет учитываться, что в зависимости от способов работы со звуками акустической среды звуковой ландшафт в творческих практиках может отображаться по-разному: soundscape, звуковая инсталляция, локативные композиции звукового ландшафта, мобильные звуковые прогулки, которые распространяются на создание звуковых карт местностей, объединяющих виртуальную и реальную работу по исследованию, сбору звуков, имеющих большое значение для местной культурной идентичности [7; 8].
Принципиально важным в плане проводимого исследования является ориентация на особенности работы со звуковым ландшафтом в таких новых научных направлениях, как экомузыкология и экологическая эстетика.
Экомузыкология (экомузыковедение) сосредоточена на музыкальном анализе природных объектов и трансформации звуков с целью постановки и решения экологических проблем путём изучения способов использования звуков окружающей среды, их места и роли в композиции, порождаемого ими смысла.
Экологическая эстетика подразумевает «эстетическое отношение человека к окружающей среде на основе изучения произведений литературы, живописи, фотографии, кинематографа, материалов исследования географов, натуралистов, естествоиспытателей», при этом на статус эстетического влияет не характер объекта, а аспект и способ изучения [9, с. 247]. Так, вопросы соответствия художественных практик реальным проблемам слушания окружающей среды, социальным и экологическим событиям с позиций эстетики рассматривает Барри Труакс (Barry Truax) [10].
Всё более широкое обращение к исследованию акустической среды и звукового ландшафта прослеживается и в педагогике. Как известно, инициатором изучения звукового ландшафта в школах стал Р. М. Шафер. Он ввёл в обиход профессию акустический дизайнер, видоизменяющую повседневную акустическую среду посредством создания и внедрения нового звука и сохранения, изменения или устранения уже существующих. Разработанные им упражнения на слушание звуков приведены в книгах: «The Ear Cleaning» [11], «The Thinking Ear» [12], «Sound Education» [13].
На основе педагогических идей Шафера в отечественной и зарубежной педагогике разрабатывается концепция формирования аудиовизуальной культуры младших школьников, предлагаются задания по организации звуковых прогулок, новые методики обучения музыке, создания композиций звукового ландшафта, объединяющих полевые записи, студийное производство и сотрудничество музыкантов, акустические игры для тренировки слышания звуков окружающей среды и для раскрытия творческого потенциала обучающихся [14-18].
Педагогические принципы Шафера легли в основу программ музыкального
образования в Южной Корее, основанных на концепции экомузыкологии [19; 20]. Творческая деятельность по освоению звукового ландшафта чилийских школьников стала материалом для разработки абстрактной теории определения самодетерминированного поведения [21].
Развитие данного направления в отечественной педагогике музыкального образования представляется весьма перспективным в силу целого ряда причин.
Во-первых, обучающиеся знакомятся с деятельностью, позволяющей получить как научные, так и практические навыки, чтобы чувствовать себя востребованными, полезными обществу. Изучение звукового ландшафта предусматривает творческую деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий по созданию музыкальных композиций звукового ландшафта, которые объединяют полевые записи, компьютерное преобразование звуков, знакомство с работами современного искусства (электронной музыки -с сочинениями композиторов Карлхайнца Штокхаузена, Эдуарда Артемьева; конкретной музыки - Пьера Шеффера, Пьера Анри; звукового ландшафта - Р. Мюррей Шафера, Барри Труакса, Дэвида Монак-ки). При этом будет обеспечено требование ФГОС, согласно которому обучающиеся осознают значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.
Во-вторых, изучение школьниками звукового ландшафта оптимизирует выполнение предписаний ФГОС, ориентированного на становление личностных характеристик обучающихся. Данная установка предполагает воспитание любви к своему краю и Отечеству, развитие мотивации к познанию мира, науки и к творчеству, проектированию полученных в процессе обучения и самообразования навыков в практическую жизнь.
В-третьих, школьники в практической деятельности приобщаются к чтению и построению географических карт, записи звуков для получения звуковых карт, соответствующих географическому местоположению, изучению истории ландшафтного объекта, электронному преобразованию полученных звуков для составления музыкальной композиции с использованием специального инструментария для электронного музыкального творчества.
Принимая во внимание сказанное, цель настоящего исследования: разработать методику освоения школьниками звукового ландшафта путём интеграции искусства, биологии, географии, истории с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий. В своих базовых основаниях такая методика будет осуществляться обучающимися в процессе проектной деятельности в контексте электронного музыкального творчества.
Методологические основания исследования
Разработка методики освоения звукового ландшафта потребовала привлечения следующей методологии: системно-деятельностного, личностно-ориентиро-ванного, интегративного, предметно-пространственного образовательных подходов, теории развивающего обучения.
Системно-деятельностный подход, обусловленный принципом «единства сознания и деятельности» (С. Л. Рубинштейн [22]), объединяет разные виды деятельности (поисковую, информационную, исследовательскую) для оптимизации творческого саморазвития обучающихся, вовлекая их в разные формы работы для постижения системно организованных объектов познания.
171
В соответствии с личностно-ориен-тированным подходом организуется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей, учитывающая самоопределение каждого обучающегося в развитии склонностей и способностей по отношению к образовательной траектории и выборе фундаментальных ме-тапредметных объектов познания. Личностная мотивация способствует осознанию хрупкости окружающей среды, ответственности за сохранение, приумножение, совершенствование окружающего мира на благо всем его обитателям.
Интегративный подход к освоению обучающимися звукового ландшафта, предполагает, во-первых - трансдисциплинарное взаимодействие гуманитарных, социальных, естественных и точных наук, что свидетельствует о его многогранности и полинаучности, а во-вторых - использование воспитательных и научно-познавательных ресурсов в их единстве в процессе внеурочной деятельности. Интеграция в педагогике музыкального образования направлена на рассмотрение искусства как средства познания мира, области выраже-лщл ния эмоционального внутреннего состояния, формы художественно-образного осмысления информации, сферы развития воображения, фантазии и творчества, естественной потребности в духовном росте: «Такой взгляд на обучение через искусство можно характеризовать как самый высокий способ познания жизни и общения с действительностью и природой; как способ гуманного обращения с ребёнком; как гармонизацию его отношений с окружающей природой; как возможность помочь каждому создавать в будущем свою среду, свой мир в согласии с природой, а не в противоречии с ней» [23, с. 24]. Интеграция способствует воспитанию осознанного выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни,
формированию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Одновременно школьники приобретают знания и навыки работы с такими современными направлениями академического искусства, как электронная и конкретная музыка, которые и вобрали в себя композиции звукового ландшафта. Он строится на записанных звуках окружающей среды, как конкретная музыка. При этом звуки обработаны программными средствами, что характерно для композиций электронной музыки.
Предметно-пространственный подход формирует представление об окружающей среде, прививая навыки ориентации на местности, и предполагает сбор акустического материала, сведений исторического и публицистического характера, создание творческого продукта. Данный образовательный подход предоставляет механизмы понимания, структурирования и преобразования пространства в собственной творческой деятельности.
Теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин [24]) предполагает направленность познавательной деятельности на совершенствование творческих способностей, выработку активной нравственной, гражданственной позиции, стимулирующей обучающихся применять полученные знания, умения и навыки в соответствии с жизненными обстоятельствами.
Исследование ориентируется также на систему эстетического воспитания А. В. Бакушинского [25], акцентирующую свободу художественного творчества, поиска содержания искусства, проникновения в его сущностные глубины.
В качестве методов исследования применяются как анализ теоретических источников в области педагогики, искусствоведения, экологии, теоретическое моделирование,
так и методическое конструирование, синтез целостного образовательного процесса, педагогическое наблюдение.
Методика освоения звукового ландшафта в проектной деятельности
Цель создания методики освоения звукового ландшафта - развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектной деятельности в контексте музыкального творчества с применением информационно-коммуникационных технологий.
Задачи методики:
• воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;
• развить эстетический вкус, художественное мышление, способствовать многогранному восприятию эстетики природных объектов, эмоциональной оценки и художественного выражения гармоничного взаимоотношения человека с природой путём создания композиции звукового ландшафта;
• приобщить школьников к овладению инструментарием для аудио- и видеозаписи, чтения и создания географических карт с использованием информационно-коммуникационных технологий;
• приобрести опыт разработки и презентации проектов по освоению звукового ландшафта в контексте музыкального электронного творчества;
• научить обучающихся использовать полученные знания и практические навыки в деле охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Проект по освоению звукового ландшафта сочетает в себе следующие виды: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий и подразумевает последовательное освоение четырёх этапов.
Первый этап - обдумывание замысла, проработка плана и деталей будущего творческого продукта, выбор географического объекта, звуки которого станут его основой. Намеченный объект подскажет целесообразность жанрового решения. Дети сами определяют, что им ближе: описать ежедневно происходящие события в контексте окружающей их звуковой среды в виде дневника, представить трактовку собственных звуковых ощущений, как селфи, выявить звукошумовые проблемы своего региона при анализе актуальной для них проблемы в ракурсе экологического, культурологического, эстетического исследования.
Второй этап - полевая работа по анализу звука в выбранной местности. Намеченным объектом может быть дорога в школу, парк, лес, городская площадь, территория вблизи водоёма. Нужный объект следует пометить на виртуальной карте смартфона, выбрав инструменты GPS, Google Maps, Яндекс Карты, навигаторы, что позволит зафиксировать метаданные геолокации. С помощью, например, смартфона важно записать все звуки, составляющие акустическую среду выбранной местности: богатое разнообразие тембров обеспечит запись голосов животных, птиц, насекомых, естественных звуков, исходящих из небиологических источников, таких как ветер и вода, антропофонических и индустриальных, технических звуков. Желательно выполнять запись неоднократно, в разное время дня и года или хотя бы на протяжении нескольких дней, чтобы показать процесс трансформации звукового пейзажа в зависимости от тех или иных условий. Звуковой ландшафт могут составлять также записи словесных впечатлений, рассказов об истории данной местности в исполнении автора проекта или других людей. Это могут быть ностальгические воспоминания звуков из истории
края, исчезнувших лесов и вместе с ними животных и птиц, закрытых ранее действующих предприятий. В связи с этим потребуются навыки интервьюирования старожилов края.
Третий этап - создание музыкальной композиции звукового ландшафта. Звукозаписи природы содержат ценную звуковую основу будущего произведения. Следует переместить записанный аудио-материал из памяти смартфона в доступный звуковой редактор, например Audacity, незаменимый помощник в записи и редактировании музыкальных файлов. Работа в аудиоредакторе позволит выполнить продукт в соответствии с художественной задачей, поставленной при реализации первого этапа проекта. В опции программы Audacity входит видоизменение и трансформация полученных звуков в соответствии с топографией участка, его архитектурой, преобразование динамики, регистра, скорости воспроизведения, глубины тембра, пространственных параметров.
Структурируем композицию, согласно музыкальным законам. Наиболее выразительный в смысловом или акустическом отношении звук уместно принять за лейтмотив композиции и, чередуя с другими звучаниями, провести в качестве основной идеи через всё произведение. Возможно, потребуется сделать акцент на природных звуках или, напротив, индустриальных. Взаимодействие двух контрастных звучаний - природного и технического, выстроенных в соответствии с такими музыкальными формами, как сонатная, рондо или двойные вариации, станет олицетворением столкновения противоположных сфер или, напротив, их уравновешенного существования.
Четвёртый этап - презентация проекта - может быть выражен по-разному. Прежде всего полученная акустическая
композиция, в зависимости от художественной задачи, плана проекта и личных приоритетов преобразуется в самостоятельное произведение в виде мультимедийного продукта, видеоролика, подкаста для радиопередачи, фона для театральной постановки или звуковой карты своего края. Акустическую композицию можно объединить с театральной, хореографической и видеопостановкой для придания учебному продукту характера синкретического полихудожественного произведения.
Другая форма презентации возможна при выделении научно-исследовательской направленности проекта, когда его результаты будут представлены в виде доклада на конференции.
Как творческую, так и научную презентацию целесообразно организовать в формате сетевой конференции, объединив единой темой звукового ландшафта школы разных регионов, а, быть может, и стран. Сетевая конференция позволит сравнить звуковые ландшафты и особенности акустической среды географических объектов всевозможных регионов.
Ещё одна форма презентации - представление созданного акустического продукта в виде виртуальной экскурсии, соответствующей карте местности. В этом случае ребёнок, выбирающий данную форму представления результата проекта, выступает в роли гида, проводящего экскурсию и предлагающего мобильную звуковую прогулку с сопровождающим аудиовизуальным документом. Во время такой прогулки допустимы словесные указания, ведущие по определённому пути, комментарий к достопримечательностям ландшафта, личные воспоминания. Постановку экологической проблемы усилит оценка учёных, интервью с местными жителями, легенды края. Возможен рассказ, реконструирующий события прошлого или вымышленного будущего
данной местности. Такую прогулку также можно записать на видео и демонстрировать в сети Интернет.
Кроме того, реализацию проекта по звуковому ландшафту целесообразно сопровождать созданием веб сайта, где будут отражаться основные стадии выполнения каждого этапа и демонстрироваться достижения.
Заключение
Исследование показало эффективность проектной деятельности по освоению звукового ландшафта посредством информационных и коммуникационных технологий для творческого развития обучающихся. В результате работы над проектом дети учатся отбирать и преобразовывать звуковой материал; с помощью электронных программ (без обязательного владения навыками чтения нот или игры на музыкальном инструменте) трансформируют акустические параметры звука (высоту, динамику, длительность, темп, тембр); получают возможность создавать авторский творческий продукт в соответствии с драматургическими особенностями музыкальных произведений. При этом обучающиеся исследуют такой важнейший параметр современной музыки, как микроструктура звука. Кроме того, они овладевают навыками понимания и составления географических карт, снабжённых аудиоматериалом, идентифицирующим топографию и историю выбранного ландшафта.
Разработанная автором методика, предполагая активное взаимодействие разных видов художественно-образного мышления, способствует развитию у обучающихся логического, образного, визуального, слухового, музыкального
мышления, формированию пространственных представлений, особого акустического слуха, целостного представления об окружающем мире.
Участие в проекте предусматривает работу в микрогруппах, команде, что способствует развитию навыков социализации и коммуникации, толерантности и гуманного отношения к окружающему миру, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся.
Предлагаемая методика освоения звукового ландшафта в проектной деятельности школьников, осуществляемой в контексте электронного музыкального творчества, базируется на трансдисциплинарной интеграции. Она охватывает такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, биология, география, история, что позволяет вовлекать детей в творческую созидательную деятельность по решению экологических проблем, одновременно обучая их применению соответствующего мультимедийного инструментария. Тем самым присущая современным детям увлечённость электронными устройствами направляется в творческое русло, стимулируя их интерес к личному участию не только в виртуальном, но и в реальном исследовании окружающей среды, к созданию в процессе электронного музыкального творчества общественно значимых экологических проектов. Такая методика позволяет снабдить обучающихся умениями и навыками научного и практического познания, взаимодействия, ответственного существования в окружающей среде, осознания своего места в ней, самостоятельного принятия решений по её благополучию: «Далеко не всякий подросток или юноша станет или должен стать непременно художником. Но он должен стать творцом в области избранного им дела» [25].
176
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
2. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.
3. Foale K. A Listener-Centered Approach to Soundscape Analysis. Salford: University of Salford, 2014. 321 p.
4. Southworth M. The Sonic Environment of Cities. Boston: Massachusetts Institute of Technology, 1967. 124 p.
5. Schafer R. M. The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World. Rochester, Vermont: Destiny Books, 1994. 322 p.
6. Acoustics - Soundscape - Part 1: Definition and conceptual framework / ISO 12913-1:2014(en). https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:12913:-1:ed-1:v1:en (Accessed 24 April 2021).
7. Nakahodo L. N. Curitiba Sound Map: an Affective Cartography of the City I Live // Sonologia 2016. Out of Phase. Proceedings of the International Conference on Sound Studies. Sro Paulo: Researche Centre on Sonology, 2017. Pр. 279-288.
8. Senesi E. Sonic Rendezvous: Experiences of Urban Sound Art and Public Encounters in Shared Acoustic Spaces. Brighton: University of Brighton, 2010. 58 р.
9. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетея, 2000. 347 с.
10. Truax B. Sound, Listening and Place: The Aesthetic Dilemma // Organised Sound. 2011. 17(3). Pр. 1-9. DOI: 10.1017/S1355771811000380.
11. Schafer R. M. Ear Cleaning: Notes for an Experimental Music Course. Toronto: Clark & Cruickshank, 1967. 45 p.
12. Schafer R. M. The Thinking Ear: Complete Writing on Music Education. Indiana River, Ontario: Arcana Editions, 1986. 342 p.
13. Schafer R. M. Sound Education. Indiana River, Ontario: Arcana Editions, 1992. 145 p.
14. Казакова С. В. Концепция формирования аудиальной культуры младших школьников // Педагогика искусства. 2015. № 3. С. 6-13.
15. Овчинникова Ю. С. Изучение звуковых ландшафтов как необходимый компонент музыкального и культурологического образования: актуальные проблемы и педагогический инструментарий // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2017. № 3. С. 13-26.
16. Ferrari M. C. Propostas de Ensino Musical e de Reconexro Ecotygica Para Escolas Regulares, a Partir dos Pressupostos de Murray Schafer. URL: https://www.academia.edu/44675717/ propostas_de_ensino_musical_e_reconexгo_ecolуgica_para_escolas_regulares_a_partir_dos_ pressupostos_de_murray_schafer (Accessed 21 February 2021).
17. Walzer D. Transient Soundscape Production // Sound Effects. An Interdisciplinary Journal of Sound and Sound Experience. 2021. Volume 10. №э. 1. Pр. 143-157.
18. Behrendt F. GPS Sound Walks, Ecotones and Edge Species Experiencing Sound within Teri Rueb's Mobile Metaphor // Soundscape. The Journal of Acoustic Ecology. 2012-2013. Volume 12. №э. 1 Pр. 25-28.
19. Min-Jung S. A Study of the Concept of Ecomusicology and its Educational Practice // Journal of Music and Theory. 2017. Volume 29. Pр. 36-59.
20. Seo-Kyung K. A Study on Educational Acceptability of Soundscape in the Elementary School Music Curriculum // Journal of Music Education Science. 2011. Volume 13. Pр. 59-78.
21. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of Secondary Education Students in Soundscape Activities: A Quasi-Experimental Study in a Context of Social Vulnerability // Revista Electrica Educare. 2019. Issue 2. Volume 23. P. 344-360. DOI: 10.15359/ree.23-2.18.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 685 с.
23. Савенкова Л. Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. М.: ИХО РАО, 2011. 280 с.
24. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
25. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз, 2009. 304 с.
Поступила 25.02.2021; принята к публикации 31.05.2021. Об авторе:
Пирязева Елена Николаевна, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ул. Погодинская, д. 8, к. 1, Москва, Российская Федерация, 119121), кандидат искусствоведения, [email protected].
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Melik-Pashaev A. A., Novlyanskaya Z. N. Stupen'ki k tvorchestvu: Hudozhestvennoe razvitie rebenka v sem'e [Steps to Creativity: Artistic Development of the Child in the Family]. Moscow: Pedagogika Publ., 1987, 144 p. (in Russian).
2. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya [Electronic Musical Creativity in the System of Art Education]. Dubna: Feniks+ Publ., 2007. 496 p. (in Russian).
3. Foale K. A Listener-Centered Approach to Soundscape Analysis. Salford: University of Salford, 2014. 321 p.
4. Southworth, M. The Sonic Environment of Cities. Boston: Massachusetts Institute of Technoijgy, 1967. 124 p.
5. Schafer R. M. The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World. Rochester, Vermont: Destiny Books, 1994. 322 p.
6. Acoustics - Soundscape - Part 1: Definition and conceptual framework. ISO 12913-1:2014(en). https://www.iso.Org/obp/ui/#iso:std:iso:12913:-1:ed-1:v1:en (Accessed 24 April 2021).
7. Nakahodo L. N. Curitiba Sound Map: an Affective Cartography of the City I Live. Sonologia 2016. Out of Phase. Proceedings of the International Conference on Sound Studies. Sro Paulo: Researche Centre on Sonology, 2017. Pp. 279-288.
8. Senesi E. Sonic Rendezvous: Experiences of Urban Sound Art and Public Encounters in Shared Acoustic Spaces. Brighton: University of Brighton, 2010. 58 p.
9. Man'kovskaya N. B. Estetika postmodernizma [The Aesthetics of Postmodernism]. Saint-Petersburg: Aleteya Publ., 2000. 347 p. (in Russian).
10. Truax B. Sound, Listening and Place: The Aesthetic Dilemma. Organised Sound. 2011, no. 17(3), pp. 1-9. DOI: 10.1017/S1355771811000380.
11. Schafer R. M. Ear Cleaning: Notes for an Experimental Music Course. Toronto: Clark & Cruickshank, 1967. 45 p.
177
178
12. Schafer R. M. The Thinking Ear: Complete Writing on Music Education. Indiana River, Ontario: Arcana Editions, 1986. 342 p.
13. Schafer R. M. Sound Education. Indiana River, Ontario: Arcana Editions, 1992. 145 p.
14. Kazakova S. V. Koncepciya formirovaniya audial'noj kul'tury mladshih shkol'nikov [The Concept of Formation of the Auditory Culture of Junior High School Students]. Pedagogika iskusstva [Art education]. 2015, no. 3, pр. 6-13 (in Russian).
15. Ovchinnikova Yu. S. Soundscapes Study as Essential Component of Musical and Culturological Education: Actual Problems and Pedagogical Tools. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of UNESCO Chair "Musical Art and Education". 2017, no. 3, pр. 13-26 (in Russian).
16. Ferrari M. C. Propostas de Ensino Musical e de Reconexгo Ecolygica Para Escolas Regulares, a Partir dos Pressupostos de Murray Schafer. Available at: https://www.academia.edu/44675717/ propostas_de_ensmo_musical_e_reconexro_ecolygica_para_escolas_regulares_a_partir_dos_ pressupostos_de_murray_schafer (accessed: 21.02.2021).
17. Walzer D. Transient Soundscape Production. Sound Effects. An Interdisciplinary Journal of Sound and Sound Experience. 2021, volume 10, no. 1, pp. 143-157.
18. Behrendt F. GPS Sound Walks, Ecotones and Edge Species Experiencing Sound within Teri Rueb's Mobile Metaphor. Soundscape. The Journal of Acoustic Ecology. 2012-2013, volume 12, no. 1, pp. 25-28.
19. Min-Jung S. A Study of the Concept of Ecomusicology and its Educational Practice. Journal of Music and Theory. 2017, volume 29, pp. 36-59.
20. Seo-Kyung K. A Study on Educational Acceptability of Soundscape in the Elementary School Music Curriculum. Journal of Music Education Science. 2011, volume 13, pр. 59-78.
21. Angel-Alvarado R., Belletich O., Wilhelmi M. Motivation of Secondary Education Students in Soundscape Activities: A Quasi-Experimental Study in a Context of Social Vulnerability. Revista Electrynica Educare. 2019, issue 2, volume 23, pр. 344-360. DOI: 10.15359/ree.23-2.18.
22. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2000. 685 p. (in Russian).
23. Savenkova L. G. Didaktika hudozhestvennogo obrazovaniya kak sostavlyayushchaya chast' pedagogiki iskusstva: novoe znanie [Didactics of Art Education as a Component of Art Pedagogy]. Moscow: Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education, 2011. 280 р. (in Russian).
24. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of Developing Learning]. Moscow: INTOR Publ., 1996. 544 р. (in Russian).
25. Bakushinskij A. V. Hudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie [Artistic Creativity and Education]. Moscow: Karapuz Publ., 2009. 304 р. (in Russian).
Submitted 25.02.2021; revised 31.05.2021.
About the author:
Elena N. Piryazeva, Senior Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», (Pogodinskaya Street, 19, building 1, Moscow, 119121, Russian Federation), PhD in Arts, [email protected].
The author has read and approved the final manuscript.