Научная статья на тему 'ЗВУКОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ'

ЗВУКОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звук / концептосфера / концепт / онтологический подход / молчание / крик / sound / conceptosphere / concept / ontological approach / si-lence / shout

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логинова Марина Васильевна

В статье на основе онтологического подхода и фено-менологии определяются основные концепты, формирующие звуко-вую концептосферу как ценностно-смысловое, информационно-символическое соотношение человека и бытия; анализируются кон-цепты, которые относятся к выражению бытия (тишина, безмолвие) и выражению человека (молчание, крик).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sound conceptosphere: cultural and philosophical aspect

In the article on the basis of an ontological approach and phenomenology the main concepts forming the sound conceptosphere as a value-sense, information-symbolic correlation of man and being are de-fined; the concepts which refer to the expression of being (silence, silence) and expression of man (silence, shouting) are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЗВУКОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 130.2:008 DOI: 10.31249/hoc/2024.02.07

Логинова М.В. *

ЗВУКОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ®

Аннотация. В статье на основе онтологического подхода и феноменологии определяются основные концепты, формирующие звуковую концептосферу как ценностно-смысловое, информационно-символическое соотношение человека и бытия; анализируются концепты, которые относятся к выражению бытия (тишина, безмолвие) и выражению человека (молчание, крик).

Ключевые слова: звук, концептосфера, концепт, онтологический подход, молчание, крик.

Поступила: 16.02.2024 Принята к печати: 22.03.2024

* Логинова Марина Васильевна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, Саранск, Россия; marina919@mail.ru

Loginova Marina Vasilievna - DSc in Philosophy, Professor, Head of the Department of Cultural Studies and Library and Information Resources at the Mordovian State University, Saransk, Russia; marina919@mail.ru ® Логинова М.В., 2024

Для цитирования: Логинова М.В. Звуковая концептосфера: куль-турфилософский аспект // Вестник культурологии. - 2024. - № 2(109). -С. 140-150. - DOI: 10.31249/hoc/2024.02.07

Loginova M.V.

Sound conceptosphere: cultural and philosophical aspect

Abstract. In the article on the basis of an ontological approach and phenomenology the main concepts forming the sound conceptosphere as a value-sense, information-symbolic correlation of man and being are defined; the concepts which refer to the expression of being (silence, silence) and expression of man (silence, shouting) are analyzed.

Keywords: sound, conceptosphere, concept, ontological approach, silence, shout.

Received: 16.02.2024 Accepted: 22.03.2024

For quoting: Loginova M.V. Sound conceptosphere: cultural and philosophical aspect // Herald of Culturology. - 2024. - No. 2(109). - P. 140150. DOI: 10.31249/hoc/2024.02.07

Введение

«Мир звучит. Он - космос духовно воздействующей сущности» [Кандинский, 2001, с. 225]. Это метафорическое суждение В.В. Кандинского имеет философский смысл, т.к. звук является специфическим языком культуры, маркирует и определяет ее. Использование различных (естественно-научных и гуманитарных) методов при анализе звука позволяет Н.С. Трубецкому выделить две самостоятельные науки, «одна из которых ориентировалась бы на речь, а другая - на язык» [Трубецкой, 2000, с. 11]. Язык звука не только включен в определенную культуру, но имеет различное значение в зависимости от ее контекста, наполняется знаково-символическим значением.

В данной статье речь пойдет о звуковых феноменах, формирующих особую концептосферу мира, о которой говорит В.В. Бибихин: «Мир приходит неслышно; чтобы расслышать его, надо услышать тишину» [Бибихин, 1995, а 58]. Актуальность изучения звуков в кон-

тексте концептосферы определяется созданием культурфилософской модели, позволяющей понять и объяснить звуковые концепты как отражение / репрезентацию культуры. Сам термин «концептосфера» (Д.С. Лихачев) направлен на объединение языка и культуры, а в данной статье обозначает триединство языка, культуры и звука.

Целью данной статьи является анализ основных концептов, отражающих понимание звука в определенном культурном контексте и формирующих звуковую концептосферу как систему «сцепления» концептов (Ю.С. Степанов), выражающих как само бытие (тишина, безмолвие), так и человека в нем (крик, молчание).

Актуальность определения культурфилософского аспекта звуковой концептосферы заключается в определении новых теоретико-методологических подходов к ее изучению (т.к. существующие подходы в значительной степени ориентированы на некоторую статичность, неподвижность уже сформулированных понятий, определяющих звуковую картину мира).

Онтологический подход является основным для нашего исследования и позволяет рассматривать звук, во-первых, как выражение присутствия человека в мире, и, во-вторых, как артикуляцию бытия в нерасторжимом единстве смысла и языка. В контексте бытийно-исторического подхода М. Хайдеггера именно язык предстает данностью присутствия человека в открытом «вот-бытии», «внутри которого человеческое существо вообще впервые только и оказывается в состоянии отозваться на бытие и его зов и через эту отзывчивость принадлежать бытию» [Хайдеггер, 2013, с. 267]. В известном докладе «Поворот» 1949 г., посвященном анализу «прозрения существа техники», «бес-призорности вещи», Хайдеггер отмечает, что кричащая информационная ситуация современности должна научиться вслушиваться в бытие, «приближая истину к человеческому существу» [там же, с. 274]. Таким образом, звуковая концептосфера может быть понята как некая идеальная модель, не только объясняющая бытие, но и формирующая его как «сгусток смысла».

Для определения культурфилософского аспекта звуковой концепто-сферы мы обращаемся не только к онтологическому подходу (В.В. Биби-хин, М. Хайдеггер и др.), но и к феноменологии (М. Бланшо, М. Мерло-Понти, М.К. Мамардашвили и др.), которая позволяет исследовать ее ин-тенциональный и смыслообразующий характер.

Итак, векторами, определяющими логику нашего исследования, являются: понимание звука как выражение языка культуры (в самом широком смысле слова); звук - «особое царство бытия» (Н.О. Лосский) составляет особую звуковую концептосферу; значение онтологического подхода для данной проблематики состоит в определении бытия как иерархии смыслов, двойственный характер которых «снимается» феноменологической редукцией (шум - тишина, крик -молчание, говорение (болтливость) - безмолвие и др.) [Логинова, 2018; Логинова, 2023; Логинова, Прокаева, 2023].

Основные результаты

Прежде чем приступить к анализу звуковых концептов, акцентируем идею Ж. Делёза, что «образ звуковой, музыкальный сменяет визуальный» [цит. по: Токарев, 2002, с. 190]. Отличие между звуком и изображением («звуком и светом», «чувством и смыслом») отмечает Ж. Деррида, проводя сопоставление эстетики Гегеля (идеальная природа слуха как «внутреннее дрожание тела») и концепции Левинаса о «трансцендировании зрения слухом», определяющего, что «мысль -это язык, мыслимый в стихии, аналогичной звуку» [Деррида, 2000, с. 153]. С точки зрения Деррида, «только живое слово... может поддержать само себя. Только оно одно является выражением, а не служебным знаком» [там же, с. 156]. Делёз фиксирует смену картины мира (от визуальной к звуковой), которая характерна для современного искусства как отказ от классического мимезиса. В примечаниях к статье «Сила и значение» Деррида цитирует Ж. Пикона: «Вся история современной поэзии - это история смены языка выражения языком творения... Язык теперь должен произвести мир, который он уже не может выразить» [там же, с. 48]. Отказ от мимезиса в современном искусстве (поэзия, живопись, музыка и др.) означает поиск «чистых форм», освобожденных от связи с предметностью и стремящихся к абсолютной тишине умозрительных и интеллектуальных предметов и явлений.

Отметим, что интерес исследователей к проблеме звучания в мире / звучащего мира - это своеобразный экзистенциальный ответ на бытие человека в современном мире информационного шума. В качестве рабочего определения предлагаем понимать звуковую концептосферу

как ценностно-смысловое, информационно-символическое соотношение концептов, в которых выражается взаимодействие человека и бытия (через звук, голос, шум или их противоположности). Выражение человека посредством звука / его отсутствия имеет смысловую и символическую нагрузку, зависимую от контекста.

Для определения составляющих звуковой концептосферы обратимся к часто цитируемой мысли М.М. Бахтина, конспективно выраженной им в рукописях 1970-1971 гг.: «Нарушение тишины звуком механистично и физиологично (как условие восприятия); нарушение же молчания словом персоналистично и осмысленно: это совсем другой мир... Конечно, и тишина и молчание всегда относительны» [Бахтин, 1986, с. 357]. Звуковая концептосфера, таким образом, содержит концепты, во-первых, относящиеся к выражению бытия (тишина, безмолвие); во-вторых, выражения человека в мире (молчание, крик). Конечно, это противопоставление объективного / субъективного имеет относительный характер с точки зрения его «снятия» феноменологической редукцией.

Рассмотрим составляющие звуковой концептосферы более подробно.

В качестве основной оппозиции «мирозвука (мирозвучания = мироздания)» С.Ю. Румянцев выделяет шум (разлад, дисгармония, хаос) и тишину (гармония, покой, лад) [Румянцев, 2003, c. 63]. Тишина - это не только отсутствие звука (П. Пави), но и способность к метафизическому звучанию (Н.О. Лосский), необходимое условие для восприятия звука.

Концепт «тишина» обозначает состояние бытия, при котором отсутствуют звуки (природы или человека), и обладает топологически-смысловыми характеристиками («места» тишины - библиотека, дом, храм, тюрьма), связывая внутреннее и внешнее пространство в качестве смысловой точки сопричастности индивидуального (человека) и общего (мира).

А. Корбен анализирует феномен тишины через соотнесенность с понятием «уединенность» в творчестве П. Валери, Ж. Верна, В. Гюго, М. Пруста, Р.М. Рильке и др., выделяет цветовые оттенки (серый, белый, черный) внутреннего пространства тишины (вязкое, зудящее, вкусное, степенное, сочное и др.), делает вывод о «вневременном характере тишины» [Корбен, 2020, с. 79], экзистенциализм «говорящей

тишины» [там же, с. 83]. Таким образом, с точки зрения онтологического подхода концепт тишины позволяет бытию открыться для человека не только через вслушивание, но и «говорение» бытия как такового.

К звуковым концептам, выражающим бытие, относится безмолвие, специфика которого заключается в метафизическом характере, отличающем его от молчания.

Анализ проблемы безмолвия позволяет выделить следующие подходы к ее изучению: религиозно-философский (исихазм, русская религиозная философия); искусствоведческий (тема / мотив безмолвия, проблема сакрального в искусстве); лингвокогнитивный подход (смысл концепта «безмолвие») [Гатауллина, 2022; Патеева, 2021; Рож-ковский, 2009]. Подчеркнем значение онтологического подхода к изучению концепта безмолвия в поиске глубинных оснований существования человека и мира, «предельных» ответов на метафизические вопросы как «пауза», «сверхчувственный интервал», «зазор», «срединная точка» (М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер, М. Бланшо).

Пауза, рождаемая безмолвием, - не просто отсутствие речи или выражения, она - необходимое условие для открытия бытия для человека во всей полноте. «Сверхчувственный интервал» концепта безмолвия находится внутри бинарных оппозиций, составляющих его сущность (покой / изменение, бытие / событие, время / безвременье и др.) и способствует обретению человеком своей сущности посредством ухода, замолкания, покоя. Паузы безмолвия определенным образом ритмизируют бытие. Так, Ж. Женетт обнаруживает принцип кинематографич-ности в построении романов Флобера. Безмолвие вещей, действующих лиц настолько «вклинивается» в роман, что нарушает хронологию повествования, «выворачивает дискурс наизнанку» и «возвращает к его безмолвной стороне» [Женетт, 1998, с. 233]. Концепт безмолвия существует на разных уровнях (вещи, природы, искусства, общества), определяя становление смысла, формируемого «сверхчувственным интервалом» как началом диалога человека и бытия.

Изучению феномена крика как экспрессивного выражения человека посвящены исследования Ж. Деррида [Деррида, 1999; Деррида, 2000], В.А. Подороги [Подорога, 1995], Э.А. Радаевой [Радаева, 2022] и др. Мы предлагаем рассматривать данный концепт в единстве составляющих: во-первых, ценностно-смысловое и коммуникативное

значение крика; во-вторых, экспрессия крика как напряженность, деформация, «остранение» выражающего человеком смысла; в-третьих, нарративность выразительного смысла крика, приводящего к афонич-ности звука («кричащее молчание» современного искусства), что методологически соответствует трем направлениям в исследовании: предметная (выражение крика в культуре и искусстве); функциональная (изменение смысла); историческая (зависимость от культурного контекста). Особо отметим нарративность концепта «крик», которая заключается в процессе становления «обнаженного» смысла (Ж. Делёз, В.А. Подорога) и является «не средством для выражения аффекта, а самим аффектом» [Делёз, 2011, c. 90]. Таким образом, нарративность проявляется как в форме внешнего интенсивного выражения, так и внутренней интенциональной направленности на то, чтобы быть услышанным. Проблема крика, кричащего сознания как «символическое выражение неприятия / отторжения действительности и одновременно свободы непостижимого творчества» [Логинова, 2023, с. 89] стала ответом на противоречивый характер современной культуры.

Значимая составляющая звуковой концептосферы - молчание -имеет, пожалуй, наибольшую разработанность в гуманитаристике. Среди подходов к изучению молчания можно выделить лингвистический (молчание как коммуникативная стратегия); психологический (особенности внеречевого общения); историко-этнографический (функции молчания в традиционных культурах) и др. Мы подчеркиваем философско-культурологический аспект, раскрывающий содержание и смысл духовного потенциала молчания. Среди концептов именно молчание определяет переход от наглядности к «вслушиванию» (М. Хайдеггер), т.к. молчать, не говорить - не означает не выражать себя. Молчание может быть понято как стремление «выразить невыразимое», т.е. при невозможности словесного выражения сущности молчание способно нести его энергию.

В философии и искусстве ХХ в. молчание несет функциональную нагрузку, приближаясь к невыразимому и непроговариваемому. Главным в философской апофатике (Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, Ж. Деррида, М. Хайдеггер, М.М. Бахтин, В.В. Бибихин, С.Л. Франк и др.) является интонация, которая посредством чередования речи и молчания акцентирует «непостижимые» (С.Л. Франк) для человеческого

сознания основания бытия. Диалогический характер концепта молчания заключается в направленности на Другого (человек, Бог, точка зрения, взгляд, поступок). Следует выделить основные уровни данного концепта: во-первых, молчание выступает как точка (предел) высказывания, с которого начинается новый этап выражения; во-вторых, граница (внутреннее и внешнее, форма и содержание) становления смысла; в-третьих, «ответность» (М.М. Бахтин) перед Другим, преодоление себя через молчание. Формами молчания в культуре являются паузы, структурирующие и формирующие выражение, умолкание как сокрытие смысла от Другого, и, наконец, безмолвие. Таким образом, звуковая концептосфера замыкается в смысловое единство, центральным ядром которой является событийность и диалогичность молчания.

Заключение

Звуковая концептосфера как ценностно-смысловое соотношение бытия и человека зависит от историко-культурного контекста и приближает исследователя к пониманию сложного процесса их взаимосвязи (посредством звука / его отсутствия). Подчеркнем, что именно приближает, но не раскрывает до конца, т.к. феномены тишины и безмолвия, молчания и крика, входящие в состав звуковой коцептосферы, соответствуют актуальной культуре как становящейся, не имеющей конечной точки развития.

Значение культурфилософского аспекта исследования звуковой концептосферы состоит: во-первых, в определении связи между звуковыми концептами и проблемы языка (как множественности «онто-логий языков культуры»); во-вторых, обосновании полифункционального характера концептов как единства смыслов и звуков в системе определенной культуры; в-третьих, выделении звуковых концептов, выражающих само бытие (тишина, безмолвие) и человека в нем (молчание, крик), которые ритмизируют бытие (пауза, граница); в-четвертых, понимании звуковой концептосферы как места встречи бытия и человека.

Список литературы

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - Москва : Искусство, 1986. - 445 с.

Бибихин В.В. Мир. - Томск : Водолей, 1995. - 144 с.

Гатауллина Д.Н. Невыразимое, непостижимое и непередаваемое в словах: парадокс существования поэтической речи // Известия УрФУ. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2022. - Т. 28, № 1. - С. 70-77.

Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / пер. с франц. А.В. Шестакова. -Санкт-Петербург : Machina, 2011. - 176 с.

Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / пер. с франц. С.Г. Кашина, Н.В. Суслов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 208 с.

Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с франц. Д.Ю. Кралечкина. - Москва : Академический проект, 2000. - 495 с.

Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера : пер. с франц. // Женетт Ж. Фигуры : в 2 т. - Москва : Изд-во Сабашниковых, 1998. - Т. 1. - С. 217-234.

Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства : в 2 т. - Москва : Гилея, 2001. - Т. 1. - 391 с.

Корбен А. История тишины: от эпохи Возрождения до наших дней / пер. с франц. О. Поляк. - Москва : Текст, 2020. - 141 с.

Логинова М.В. Метафизика крика в звуковой картине мира ХХ в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2023. - Т. 25, № 90. - С. 88-94.

Логинова М.В. Метафора молчания в современной культуре: теоретический аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 4.- С. 111-117.

Логинова М.В., Прокаева О.Н. Звуковой код культуры: феномен тишины // Сфера культуры. - 2023. - № 2(12). - С. 13-19.

Патеева Е.В. Редукция у Ингмара Бергмана: трансцендентное как общий референт категорий молчание и безмолвие // Телекинет. - 2021. - № 3(16). - С. 22-28.

Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. -Москва : Ad Marginem, 1995. - 341 с.

Радаева Э.А. Традиции экспрессионизма в современном мировом изобразительном искусстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. - Т. 14, вып. 7. -С. 2044-2049.

Рожковский В.Б. Безмолвие русской религиозной философии: онтологический и культурный горизонты восточно-христианского опыта // Философия права. - 2009. -№ 1(32). - С. 9-13.

Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой образ города. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. - 247 с.

Токарев Д.В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. - Москва : Новое литературное обозрение, 2002. - 336 с.

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 352 с.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем. В.В. Бибихина. - Москва : Академический Проект, 2013. - 277 с.

References

Bahtin, M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1986. 445 p. (In Russ.).

Bibihin, V.V. Mir. [World]. Tomsk, Vodolej Publ., 1995. 144 p. (In Russ.).

Gataullina, D.N. Nevyrazimoe, nepostizhimoe i neperedavaemoe v slovah: paradoks suschestvovaniya poeticheskoj rechi [Inexpressible, incomprehensible and inexpressible in words: the paradox of the existence of poetic speech]. In Izvestiya UrFU. Seriya 1. Prob-lemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. vol. 28, no 1, 2022, pp. 70-77. (In Russ.).

Delez, Zh. Frensis Bekon: Logika oschuscheniya [Francis Bacon: The Logic of Sensation]. Shestakova A.V. (translation from French). Saint Petersburg, Machina Publ., 2011 176 p. (In Russ.).

Derrida, Zh. Golos i fenomen i drugie raboty po teorii znaka Gusserlya [Voice and Phenomenon and other works on Husserl's theory of sign]. S.G. Kashin, N.V. Suslov (translation from French). Saint Petersburg, Aleteia Publ., 1999. 208 p. (In Russ.).

Derrida, Zh. Pis'mo i razlichie [Letter and Difference] D.Y. Kraletchkina (translation from French). Moscow, Academic project Publ., 2000. 495 p. (In Russ.).

Zhenett, Zh. Momenty bezmolviya u Flobera [Flaubert's moments of silence] (translation from French). In Figures in 2 vols. vol 1. Moscow, Sabashnikov Publ., 1998. pp. 217234. (In Russ.).

Kandinskij, V.V. Izbrannye trudypo teorii iskusstva: v 2 t. T.1. [Selected works on the theory of art]. Moscow, Gileya Publ., 2001. 391 p. (In Russ.).

Korben, A. Istoriya tishiny: ot epohi Vozrozhdeniya do nashih dnej [History of silence: from the Renaissance to the present day]. O. Polyak (translation from French). Moscow, TexT Publ., 2020. 141 p. (In Russ.).

Loginova, M.V. Metafizika krika v zvukovoj kartine mira XX v. [The metaphysics of screaming in the sound picture of the twentieth century]. In Izvestiya Samarskogo nauch-nogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. vol. 25, no 90, 2023, pp. 88-94. (In Russ.).

Loginova, M.V. Metafora molchaniya v sovremennoj kul'ture: teoreticheskij aspect [Metaphor of silence in modern culture: theoretical aspect]. In Vestnik Severnogo (Arktich-eskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. no 4, 2018, pp. 111-117. (In Russ.).

Loginova, M.V., Prokaeva O.N. Zvukovoj kod kul'tury: fenomen tishiny [The sound code of culture: the phenomenon of silence]. In Sfera kul'tury. no 2 (12), 2023, pp. 13-19. (In Russ.).

Pateeva, E.V. Redukciya u Ingmara Bergmana: transcendentnoe kak obschij referent kategorij molchanie i bezmolvie [Reduction in Ingmar Bergman: the transcendent as a common referent of the categories of silence and stillness]. In Telekinet. no 3 (16), 2021, pp. 22-28. (In Russ.).

Podoroga, V.A. Fenomenologiya tela. Vvedenie v filosofskuyu antropologiyu [Phenomenology of the body. Introduction to Philosophical Anthropology]. Moscow, Ad Mar-ginem Publ., 1995. 341 p. (In Russ.).

Radaeva, E.A. Tradicii ekspressionizma v sovremennom mirovom izobrazitel'nom is-kusstve [The Traditions of Expressionism in Contemporary Educational Art]. In Izvestiya

Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, medi-ko-biologicheskie nauki. no 14.(7), 2022, pp. 2044-2049. (In Russ.).

Rozhkovskij, V.B. Bezmolvie russkoj religioznoj filosofii: ontologicheskij i kul'tumyj gorizonty vostochno-hristianskogo opyta [The Silence of Russian Religious Philosophy: Ontological and Cultural Horizons of Eastern Christian Experience. In Filosofiya prava. no 1 (32), 2009, pp. 9-13. (In Russ.).

Rumyancev, S.Y. Kniga tishiny. Zvukovoj obraz goroda [The Book of Silence. Sound image of the city]. Saint Petersburg, Dmitry Bulanin Publ., 2003. 247 p. (In Russ.).

Tokarev, D.V. Kurs na hudshee: Absurd kak kategoriya teksta u Daniila Harmsa i Se-myuelya Bekketa [A Course for the Worst: Absurdity as a Text Category in Daniil Kharms and Samuel Beckett]. Moscow, New Literary Review Publ., 2002. 336 p. (In Russ.).

Trubeckoj, N.S. Osnovy fonologii [Fundamentals of phonology]. Moscow, Aspect Press Publ., 2000. 352 p. (In Russ.).

Hajdegger, M. Chto takoe metafizika? [What is metaphysics?]. V.V. Bibikhin (translation from German). Moscow, Academic Project Publ., 2013. 277 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.