-
Как показал М. Л. Беленький, непосредственным стимулом, вызывающим рефлексы с тканевых химиорецепторов, является нарушение тканевого энергетического баланса. Очевидно, рефлексы эти направлены к восстановлению нарушенного энергетического равновесия. Отсюда становится понятным многообразие рефлексов, возникающих при действии ядов на химиорецепторы.
Исследования наших сотрудников (Беленького, Стройкова, Петропавловской, Белоус) показали, что, кроме ранее известных рефлексов на дыхание и кровяное давление, при действии ядов на каротидные хи-миорецепторы возникают рефлексы, вызывающие секрецию гипофиза, полицитемию и адреналиновую гипергликемию.
Все эти рефлексы следует рассматривать как направленные на восстановление энергетического тканевого баланса.
Принципиально важное значение имеет доказанная Белоус и Гре-бенкиной возможность образования условных связей на основании рефлексов с каротидных химиорецепторов, т. е. наличие коркового их представительства.
Полученные факты доказывают деятельное участие рефлексов с коры головного мозга в резорбтивном действии ядов и свидетельствуют о том, что те общие выводы о значении деятельности и состоянии нервной системы, о которых было сказано выше, в значительной мере относятся и к действию ядов после их всасывания.
Нет нужды приводить доказательства, что это в первую очередь относится к веществам, обладающим прямым избирательным действием на центральную нервную систему, т. е. к «нервным средствам», как называл их И. П. Павлов.
Сопоставляя все имеющиеся данные о действии на организм малых концентраций химических раздражителей, находящихся во внешней среде, и оценивая их с позиций павловской физиологии, можно сделать вывод, что концентрация химических веществ, вызывающая любую, даже, на первый взгляд, невинную реакцию, не может быть безразличной для организма при всяких условиях.
-йг -й-
П. И. Леушин
Звукоизоляция внутридомовых строительных конструкций
Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Практика строительства жилых и общественных зданий показывает, что вопросы звуковой изоляции помещений не всегда решаются хорошо. Звукоизоляция стен, перегородок и перекрытий часто оказывается ниже, чем намечалось по расчетным формулам.
В связи с этим перед нами встала задача изучить звукоизоляционные качества ограждающих внутридомовых строительных конструкций. Для выполнения этой задачи была разработана и сконструирована специальная электроакустическая аппаратура: объективный шумомер, тональный генератор звуковых колебаний с усилителем мощности, реверберометр для измерения времени стандартной реверберации и усилитель^ с полосными фильтрами для частотного анализа шума.
Г
Собственная звукоизоляция ограждения, независимая от локальных условий эксплоатации его, определяется материалом и конструктивными особенностями.
Для того чтобы определить величину собственной звукоизоляции О ограждения необходимо знать средние значения звуковых энергий: Ех— в комнате, где находится источник звука, и Ег—в комнате с приемником звука за испытуемой перегородкой. Естественно предположить, что прошедшая энергия Е; будет тем больше, чем больше энергия в звуковой комнате Ех, чем больше коэфициент звукопроводности т перегородки и площадь самой перегородки .V Кроме того, звуковая энергия Е в изолируемой комнате будет обратно пропорциональна общему звукопоглощению в ней Л. Следовательно, можно записать:
А
или
А .
Е<> х • Бц
Логарифмируя и переходя к децибелам, получаем:
101® =1018 —+ Ю18 4-
Е,
Выражение 1018— представляет собой фактическую звукоизоляцию
Яа
перегородки в данных условиях, которая определялась нами объективным шумомером как разность уровней громкости одного и того же звука в звуковой и приемной комнатах. Обозначим его через
I
Выражение 1018" представляет собой собственную звукоизоляцию
перегородки. Обозначим ее через П. В этих новых обозначениях собственная звукоизоляция И будет определяться формулой:
Таким образом, собственная звукоизоляция строительных конструкций может быть определена по измеренным величинам £>', А и 50. Измерения фактической звукоизоляции 01 производились нами на «воющих» тонах частотой 128, 256, 512, 1 024 и 2 048 герц, получаемых от тонального генератора. Величина общего звукопоглощения А в звуко-приемном помещении определялась через измерение времени стандартной реверберации Г. Общее звукопоглощение А связано с временем стандартной реверберации Т в секундах по формуле ^
А = 0,164 —, Т
тде V — объем помещения в кубических метрах.
Для проверки правильности примененной нами методики по определению звукоизоляции готовых строительных конструкций мы проделали несколько опытных определений для одних и тех же конструкций в различных акустических условиях.
В школьном здании была испытана на звукоизоляцию одна и та же межклассная перегородка из шлакобетонных плит два раза: сначала на-
блюдения были произведены в пустых классах, а потом — в заполненных учащимися. Время стандартной реверберации, равное в пустом классе-4,8 секунды, при наличии учащихся уменьшилось до 1,29 секунды, а общее звукопоглощение в классе увеличилось с 5,9 до 22,1 единицы поглощения. Звукоизоляция перегородки в действительных условиях оказалась в первом случае равной 39,4 дб, а во втором 44,7 дб. Собственная же звукоизоляция перегородки, полученная с учетом влияния общего звукопоглощения в звукоприемном помещении, оказалась одинаковой в обоих случаях.
То же самое показывают наблюдения над звукоизоляцией дверей, установленных между большими и малыми помещениями. При передаче звука через дверь из малого помещения в большое действительная звукоизоляция двери больше, чем при передаче звука в обратном направлении. Собственная же звукоизоляция и в том и в другом случае остается одной и той же в пределах ошибок измерения. Особенно заметно указанное несоответствие между собственной и фактической звукоизоляцией на примере двери между большим коридором и небольшой комнатой. Эта дверь, по нашим наблюдениям, ослабляла звуки, передававшиеся из комнаты в коридор почти на 20 дб, а из коридора в комнату — всего лишь на 10 дб.
Результаты наших натурных наблюдений над звукоизоляцией готовых строительных конструкций показали хорошее совпадение с значениями звукоизоляции, вычисленными по эмпирической формуле
£>= 13,312 дб.',
согласно которой собственная звукоизоляция конструкции является линейной функцией от логарифма веса (^Я) одного квадратного метра ее.
Расхождения с расчетными данными получались в тех случаях, когда в перегородках имелись какие-либо конструктивные дефекты или изменения. Для перегородок № 12 и № 14 звукоизоляция оказалась ниже ожидаемой по весу одного квадратного метра их. Объясняется это тем, что обе эти перегородки установлены не на балках перекрытия, а на настиле, под которым имеется воздушное пространство. Звук переходит почти без ослабления через это пространство, встречая сопротивление лишь только со стороны чистого пола.
Для перегородки № 9 собственная звукоизоляция оказалась выше расчетной. Перегородка № 9 имеет в своем центре кирпичный вкладыш, который в значительной степеии увеличивает эффективную массу перегородки при мембранных колебаниях ее. Для расчета звукоизоляции такой комбинированной перегородки, разумеется, пользоваться формулой, приведенной выше, нельзя. То же самое следует сказать и относительно перегородки № 16, имеющей дверь. Наличие двери в межкомнатной перегородке № 16 снизило ее звукоизоляцию при частоте 512 герц на 16,1 дб. По существу звукоизоляция такой перегородки стала определяться звукоизоляцией двери.
Интересные результаты получены для звукоизоляции дверей. Деревянная одностворчатая дверь без специального уплотнения в притворе имеет звукоизоляцию 17—19 дб. Но достаточно иметь одну небольшую щель в этой двери длиной 40 см и шириной 6—8 мм, чтобы понизить звукоизоляцию до 7 дб. Наблюдения показывают, что при наличии щели в двери ее звукоизоляция значительно сильнее понижается на низких частотах звука, чем на высоких. Повидимому, это явление связано с дифракцией звука, интенсивность которой зависит от соотношения длины
1 С. П. А л е кс е е в, С. И. В о р о б ь е в и В. Д. Жар и нов, Звукоизоляция в строительстве, Стройиздат, М., 1949.
волны и размеров щели. При открытой сквозной замочной'скважине звукоизоляция двери тоже понижается, но значительно меньше, чем от щели.
Результаты наблюдений показали, что собственная звукоизоляция одних и тех же строительных конструкций неодинакова при различных частотах передаваемого звука. Как правило, звукоизоляция при низких частотах меньше, чем при высоких, а с ьозрастанием частоты звука она растет. Наиболее заметен рост звукоизоляции для тех перегородок, частота основных собственных колебаний которых имеет большее значение. Пол основной частотой собственных колебаний перегородки подразумевается та, при которой форма колебаний не имеет узловых линий Енутри перегородки, а все точки ее колеблются в одинаковых фазах.
Такая закономерность изменения собственной звуковой изоляции в зависимости от частоты передаваемого звука является доказательством того, что передача звука из одного помещения в другое происходит путем мембранных колебаний преграды. При одной и той же энергии возбуждающего звука, но при разных его частотах амплитуда колебаний преграды будет больше в тех случаях, когда частота собственных колебаний преграды и частота передаваемого звука сближаются между собой.
Собственная звукоизоляция строительных конструкций так или иначе зависит от частоты передаваемого звука. Поэтому для максимального ослабления шума, проникающего в изолируемое помещение, необходимо, чтобы звукоизоляция ограждающих конструкций была особенно значительной для того диапазона частот, который является наиболее интенсивным в составе внешнего шума. С этой точки зрения весьма важно изучить частотные характеристики внешних шумов, от которых изолируется то или иное помещение. Такая работа нами также проведена в отношении уличных шумов, для чего была собрана специальная установка, состоящая из микрофона с усилителем, снабженным системой электрических фильтров и чувствительным гальванометром. Микрофон устанавливался на открытом окне здания. Путем включения через усилитель с фильтрами на гальванометр удавалось производить относительную оценку интенсивности шума в различных диапазонах звуковых частот. Наблюдения состояли в следующем: при прохождении какого-либо вида транспорта (трамвайного поезда, автомобиля и т. д.) создаваемый шум возбуждал в микрофоне электрический ток, соответствующий сплошному спектру частот, входящих в состав данного шума. Снимаемое с микрофона переменное напряжение подавалось на усилитель с фильтрами, при помощи которого из сплошного спектра частот вырезались отдельные полосы: 0—128, 128—256, 256—512, 512—1 024, 1 024—2048, 2 048—4 096 и 4 096—00 герц. После усиления прошедший через фильтр электрический ток выпрямлялся и подавался на измерительный гальванометр. Проделав несколько рядов определений интенсивности шума в различных интервалах звуковых частот, мы составляли спектрограммы шума, т. е. частотную характеристику того или иного шума, проникавшего в помещение.
80
%70
\Е0 И
ю
4
128
256 512 1024 2048 4036 Частота в герцах
-1 — *--2 ...... 3
Частотное распределение интенсивности уличных шумов
/ — от грузового автомобиля; 2 — от трамвая; 3 — при отсутствии транспорта
На рисунке показан частотный состав уличного шума: от проходящего грузового автомобиля по асфальтовой мостовой, от трамвая и при отсутствии транспорта. По оси ординат отложены средние значения уровней громкости шума в фонах, а по оси абсцисс — частоты в. герцах.
Из рисунка видно, что наибольшая интенсивность уличных шумов находится в интервалах частот от 512 до 1 024 герц.
Выводы
1. Табличные значения собственной звуковой изоляции ограждающих внутридомовых строительных конструкций, принимаемые проектантами для расчетов, не учитывают местных условий установки их. В тех случаях, когда конструкция отделяет помещение с большим внутренним звукопоглощением от помещения с малым звукопоглощением, звукоизоляция ее в действительных условиях может отличаться от табличного значения до 8 дб, как, например, для двери, отделяющей коридор от комнаты.
2. Собственная звукоизоляция сплошной межкомнатной перегородк.1 может быть вычислена по эмпирической формуле как функция логарифма веса одного квадратного метра ее.
3. Численное значение звукоизоляции комбинированной преграды (перегородки с дверью) весьма'близка к значению звукоизоляции наименее надежного конструктивного элемента ее в звукоизоляционном отношении (двери).
4. Звукоизоляция строительных конструкций на низких частотах звука меньше, чем на высоких. Наиболее заметное увеличение звукоизоляции с частотой звука наблюдается для жестких перегородок, обладающих большей частотой собственных колебаний. Это указывает на то, что передача звука из одного помещения в другое происходит путем мембранных колебаний преграды.
5. При расчете звукоизоляции ограждающей строительной конструкции необходимо учитывать не только силу передаваемого звука, но и частотную характеристику его.
6. Наличие щелей и отверстий в ограждающей строительной конструкции весьма заметно снижает звукоизоляцию ее, особенно при звуках низкой частоты. Это обстоятельство требует особо тщательного контроля в процессе монтажа той или иной конструкции, ограждающей изолируемое помещение.
•й- -й- -к
3. Б. Смелянский
Итоги работы по профилактике силикоза
(Второе междуведомственное всесоюзное совещание по вопросам
борьбы с силикозом)
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
Итоги большой работы по борьбе с силикозом в горнорудной и угольной промышленности, проведенной органами здравоохранения, предприятиями горнорудной и угольной промышленности, а также многочисленными научными учреждениями, занятыми разработкой инженерно-технических и медико-биологических вопросов, были подведены 11—14 июня 1952 г. на втором междуведомственном всесоюзном сове-