поддержку многодетных семей, и оказание социально-правовой помощи женщине-матери и ее детям. В 1941—1943 гг. правительством были приняты законы, направленные на поддержку всех нуждающихся семей мобилизованных и одиноких матерей, эвакуацию детей и подростков.
Исторический анализ законодательной базы и мероприятий социальной политики на различных исторических этапах позволяет сделать выводы о том, что проблемы помощи детям никогда не оставались без внимания со стороны государства и общества нашей страны. Следует также отметить, что решить проблему сиротства раз и навсегда невозможно. Однако, учитывая специфику каждого исторического периода, можно принимать такие меры:
1. Создавать и постоянно обновлять нормативно-правовую базу социальной защиты детей,
Список библиографических ссылок
контролировать финансовое обеспечение принятых законов и их исполнение.
2. Расширять и развивать систему государственных учреждений опеки и попечительства, осуществлять регулярный контроль органами государственной власти состояния детских учреждений, деятельности их руководства.
3. Заниматься профилактической работой, оказывать эффективную помощь одиноким матерям, семьям, имеющим детей или взявшим на воспитание приемного ребенка.
Правовое обеспечение системы социальной защиты несовершеннолетних, созданной в нашей стране в годы войны, содержит немало ценного опыта, актуального и сейчас. Данный опыт может найти применение в педагогической и воспитательной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей в детских домах и социальных реабилитационных центрах.
1. Свердлов Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943.
2. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994.
3. Таранцов М. А. Молодежная политика России. М., 1998.
4. Широ С. В., Алексеева Т. Н. Правовые основы защиты детства. Волгоград, 2001.
5. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 126. Д. 5.
6. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (далее — ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 12. Д. 8.
7. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938—1944. М., 1945.
8. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 2. Д. 37.
9. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 82.
10. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 39.
11. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 12. Д. 61.
12. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев, 1987.
© Крылова Н. Б., Меркурьева В. С., 2015
***
Н. С. Прокурова
«ЗВУК СТАЛИНГРАДА» В ТВОРЧЕСТВЕ К. М. СИМОНОВА
В этом году наша страна отметила 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, одним из важнейших этапов которой стала Сталинградская битва. Победа советских войск в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. Не удивительно, что это событие, которое как во время войны, так и на протяжении послевоенных десятилетий привлекало и привлекает к себе внимание историков и деятелей культуры, нашло достойное отражение не только в военно-исторической, но и художественной литературе.
Сталинградская тема прошла через все творчество известного советского писателя К. М. Симонова, который в сентябре 1942 г. прибыл в сражающийся город на Волге как военный корреспондент газеты «Красная Звезда» и посвятил подвигу защитников Сталинграда целый цикл очерков.
Следующим этапом отражения подвига защитников волжской твердыни стала повесть К. Симонова «Дни и ночи». Роман К. Симонова «Солдатами не рождаются» — новая веха на пути автора к творческому осмыслению событий Сталинградской битвы. Произведения К. М. Симонова о Сталинградской битве являются ценным пособием для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине.
Ключевые слова: Сталинградская битва, Сталинград, очерк, повесть, роман, военный корреспондент, военфельдшер, военный врач, уличные бои, фашизм, героизм, гуманизм.
N. S. Prokurova
«THE SOUND OF STALINGRAD» IN K. M. SIMONOV CREATIVE WORK
Our country celebrated this year the 70-th anniversary of our victory in the Great Patriotic War and Stalingrad Battle was one of the most stages therein. Soviet army victory in Stalingrad Battle laid the foundation of the turning point in Stalingrad Battle and World War II in general. No wonder that this event which attracted and is still attracting the attention of historians and cultural workers has found worthy reflection not only in military and historical literature but in fiction as well both during the war time and in the course of the post-war years.
Creative activity of a famous soviet writer K. M. Simonov is closely connected with Stalingrad theme; in September 1942 he arrived in the fighting city on the Volga river as military correspondent of "Red Star" newspaper and dedicated his series of essays to heroic feat of Stalingrad defenders.
The story "Days and Nights" by K. M. Simonov was his next work to reverberate heroic deeds of Volga river stronghold defenders. The novel "No One Is Born a Soldier" became a new milestone in author's creative interpretation of Stalingrad Battle episodes. K. M. Simonov works of art describing Stalingrad Battle are valuable study guide for young generation in the spirit of patriotism and love to Motherland upbringing.
Keywords: Stalingrad Battle, Stalingrad, essay, story, novel, military correspondent, military attendant, military physician, street battles, fascism, heroism, humanism.
Начиная с 40-х гг. ХХ столетия и по настоящее время тема Великой Отечественной войны находит самое широкое отражение в нашей литературе. Предметом исследования писателей на протяжении долгого времени оставались важнейшие этапы войны, повлиявшие на ход мировой истории. Одним из таких этапов стала Сталинградская битва. Историческое значение этой битвы высоко оценил маршал Советского Союза Г. К. Жуков: «Победа наших войск под Сталинградом, — писал он, — ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени советское командование полностью овладело стратегической инициативой и удерживало ее до самого окончания войны.
Это была долгожданная и радостная победа не только для войск, непосредственно осуществлявших разгром врага, но и для всего советского народа, который дни и ночи упорно трудился, чтобы обеспечить армию всем необходимым. Верные сыны России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кавказа, Казахстана, Средней Азии стойкостью и массовым героизмом заслужили бессмертную славу» [1, с. 372].
Героический пафос литературы о подвиге народа в Сталинградской битве неразрывно связан с неслыханным героизмом участников сражения. Подвиги сталинградцев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, поэтому проблема героического является главной на всех этапах отражения подвига Сталинграда в литературе.
Сталинградская тема прошла через все творчество Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915—1979), писателя и военного корреспондента газеты «Красная звезда», который прибыл на сталинградский фронт в сентябре 1942 г., в период ожесточенных боев за город. Много лет спустя после войны Симонов напишет в своем дневнике: «...И сейчас, еще через десять лет, все равно кажется, что Сталинград это недавно. Было бы неправдой, если б я сказал, что все, связанное с ним, по-прежнему на памяти. Нет, конечно, в памяти очень многое стерлось. Но кроме памяти есть еще тот, я бы сказал, звук Сталинграда, тот хруст непоправимо надломившейся немецкой машины, который мы тогда услыхали.
Не этот ли звук, так и оставшийся до сих пор в наших ушах, повелевает руке писать, казалось бы, неестественное через тридцать лет слово: „недавно?"» [2, с. 173, 174]. Поэтому не удивительно, что каждый, кто был в Сталинграде в дни ожесточенных сражений, до конца пронесет в своем сердце «звук Сталинграда», как пронес его Константин Симонов и воплотил на страницах своих замечательных произведений разных жанров: очерков, повести и романа.
Самыми распространенными в военной литературе были произведения малых жанров: публицистические статьи, очерки, рассказы. По установившейся классификации, выделяют три типа очерков: портретный, путевой и военно-событийный. Обращаясь к портретному очерку, писатели стремились запечатлеть образ героя, передать его духовный мир, рассказать о его подвиге.
К числу наиболее ярких портретных очерков следует отнести очерк К. Симонова «Солдатская слава» («Красная звезда», 11 сентября 1942 г.), где автор рассказывает о подвигах красноармейца Семена Школенко. Героя очерка характеризуют смелость, находчивость и высокое сознание долга. Автор показывает, как эти замечательные качества личности воина помогают ему одному, без чьей-либо помощи, «взять языка» немецкого офицера и освободить товарища из плена. Во всем облике героя, его поведении чувствуется спокойствие уверенного в себе человека. И хотя портрет героя очерчен незначительными штрихами («загорелое спокойное лицо», «выгоревшие русые волосы»), даже эти детали портрета и речь героя свидетельствуют о внут-
ренней силе и жизненной прочности русского человека Семена Фроловича Школенко.
Осенью 1942 г. Константин Симонов еще не был знаком с документами войны, которые помогли бы ему составить целостное представление о масштабах Сталинградской битвы и ее значении. Он мог судить о ней только по личным впечатлениям военного корреспондента. Однако Симонов уже тогда понимал, что Сталинградская битва — один из самых ответственных этапов в ходе Великой Отечественной войны, и уже в сентябре 1942 г. сквозь дым и зарево сталинградских пожарищ писателю удалось разглядеть величие подвига мужественных защитников города на Волге. Автор проводит в очерке историческую параллель между Сталинградской битвой и Бородинской 1812-го, выражая нерушимую веру в нашу победу, и стремится поддержать эту веру в читателях: «Окопами изрыты степи, — писал Симонов, — высятся над ними холмы блиндажей, ревут минометные залпы. Безымянна еще эта земля вокруг Сталинграда. Но когда-то ведь и слово Бородино знали только в Можайском уезде, оно было уездным словом. А потом за один день стало всенародным». Очерку присуща публицистическая страстность, которая временами переходит в патетику: «.За спиной Сталинград, и за него надо стоять. Здесь предстоит выстоять ценой жизни, ценой смерти, ценой чего угодно. Здесь мы держимся, мы еще не побеждаем, слава дивизий и армий, слава всего русского оружия еще не родилась на этих полях. Но слава солдата, солдатская слава каждый день и каждую ночь рождается то здесь, то там, и мужество человека всегда остается мужеством и слава славой, как бы тяжело ни приходилось армии и народу».
Художественную летопись боевых операций представляют собой событийные фронтовые очерки, главной темой которых был героизм народных масс. В этом ряду стоят очерки К. Симонова «Бой на окраине», «Дни и ночи», «Единоборство», «У-2», в которых Симонов показывает войну как ежедневный, напряженный физический и душевный труд, когда героизм людей становится нормой поведения. Герои сталинградских очерков К. Симонова полны решимости отстоять город, не пустить врага к Волге.
В очерке «Бой на окраине» («Красная звезда», 18 сентября 1942 г.) Симонов повествует о тяжелых военных буднях одного из батальонов бригады полковника Горохова, оборонявшей северные
районы Сталинграда. Батальон прямо с марша вступает в бой с пятнадцатью тяжелыми танками, не имея противотанковых гранат, ружей. Уже в очерке Симонов пытается исследовать истоки героизма защитников Сталинграда, старается проникнуть во внутренний мир своих героев.
Изображая портрет командира батальона Вадима Яковлевича Ткаленко, автор отмечает его внешнее сходство с Чапаевым. В портрете Симонов особенно выделяет «пристальные, твердые, беспощадные глаза человека, прожившего за год войны десять лет и десять жизней». Заканчивается очерк публицистическим обобщением, исполненным гневной патетики и непримиримости к человеконенавистнической идеологии фашизма. «Да, есть предел, за которым кончается человеческое терпение, писал Симонов, за которым из всех чувств остается только одно — желание убить его (врага. — Н. П.). Все те, кто был в Сталинграде в эти дни и видел все, что здесь происходит, уже перешагнули этот предел вместе с Ткаленко, ...вместе со всеми защитниками Сталинграда».
В очерке «Дни и ночи» («Красная звезда», 24 сентября 1942 г.) автор ставит своей целью показать дни и ночи сражающегося Сталинграда, его героические будни. Симонов рисует в очерке реалистичные картины разрушенного войной Сталинграда: «.Это город дымный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьется пепел. Это город-солдат, опаленный в бою, с твердынями самодельных бастионов, с камнями героических развалин.».
Крупным планом здесь даны два героя: санинструктор Виктория Щепеня (подлинная фамилия героини — Шепетя. После войны К. Симонов нашел свою героиню, медсестру отдельной санитарной роты 271-го стрелкового полка 10-й дивизии войск НКВД в Днепропетровске) и бронебойщик Петр Болото, которому посвящали свои передовицы центральные газеты, прославляя его храбрость и ратное мастерство.
С Викторией Шепетей Симонов познакомился во время переправы в Сталинград. Автор приводит в очерке тот доверительный разговор, который происходит у него с девушкой. Она рассказывает ему о том, что уже пятнадцать месяцев на фронте, пятый раз переправляется в горящий Сталинград за ранеными. Виктория откровенно признается военному корреспонденту: «А все-таки каждый раз немного страшно выходить.
Вот меня уже два раза ранили, один раз тяжело, а я все не верила, что умру, потому что я еще не жила совсем, жизни не видела. Как же я умру вдруг?». Симонов передает естественные человеческие чувства: сомнения, страх, которые преодолеваются героиней во имя долга.
Очерки имели своей целью мобилизовать силы и дух воюющего народа на борьбу с врагом, поэтому писатели старались приблизить своих героев к реальной жизни, правдиво изображая их чувства и переживания.
Естественный человеческий страх испытывает и бронебойщик Петр Болото, когда на него впервые идет танк. В очерке писатель рисует портрет героя: «У Петра Болото крепкая, коренастая фигура, открытое лицо с прищуренными, с хитринкой глазами. Улыбается Петр Болото спокойной улыбкой человека, уверенного в правоте своих взглядов на солдатскую жизнь». Завершая портретную характеристику Петра Болото, автор приходит к прямому публицистическому обобщению: «Разные люди защищают Сталинград. Но у многих, у очень многих есть эта широкая, уверенная улыбка, как у Петра Болото, есть спокойные, твердые, не промахивающиеся солдатские руки, и поэтому город дерется, дерется даже тогда, когда это кажется здесь или там почти невозможным».
Последний эпизод очерка — это вынесенное волжской водой обгорелое бревно, на котором лежит утопленница с искаженным предсмертной мукой лицом. Описание трагической картины рождало в сердцах читателей чувство ненависти к врагу. Это же чувство близко и понятно самому автору, который заканчивает очерк категоричным заявлением в адрес врага: «Это сделали немцы, сделали на наших глазах. И пусть потом они не просят пощады ни у одного из тех, кто это видел. После Сталинграда мы их не пощадим».
Очерк К. Симонова «У-2» («Красная звезда», 9 октября 1942 г.) представляет собой спокойное сюжетное повествование о том, как простые, скромные труженики войны — «чернорабочие авиации» — сумели недостатки маленького тихоходного самолета У-2 сделать его достоинствами и тем самым превратить слово «рус-фанер» из насмешливого в страшное для врага.
В очерках К. Симонова уже тогда шел процесс типизации изображаемых явлений, что позволило писателю Н. Тихонову сказать: «Симонов пишет очерки, похожие на рассказы, и рассказы, похожие на очерки. Его не интересует точность жанра.
Его интересует борьба, жизнь и победа. Он разговаривает со временем его голосом. Его поколение в окопах и в боях. Оно выиграет войну и, вспоминая войну, вспомнит Симонова. Это много» [3, с. 62].
Подвиг Сталинграда нашел отражение в героической повести К. Симонова «Дни и ночи» (1943—1944). Уже после войны К. Симонов рассказывал об истории ее создания: «Почти все мои сталинградские блокноты пропали почти тогда же и самым нелепым образом. Весной 1943 г., воспользовавшись затишьем на фронтах, я стал было восстанавливать по памяти сталинградский дневник, но вместо этого написал «Дни и ночи» — повесть об обороне Сталинграда. В какой-то мере эта повесть и есть мой Сталинградский дневник. Но факты и вымыслы переплелись в нем так тесно, что мне сейчас, много лет спустя, было бы уже трудно отделить одно от другого и попробовать воссоздать этот дневник в первоначальном виде» [4, с. 52]. Написанная в военное время повесть имела своей целью не только запечатлеть героическую страницу народного подвига, но так же, как очерки, мобилизовать дух и силы советского народа на борьбу с врагом, поэтому на повести лежит печать публицистичности и дидактизма. В ее основе подлинные события, увиденные глазами автора-очевидца. Повесть «Дни и ночи» носит очерковый характер, так как родилась она из сталинградских очерков Симонова. Главные герои книги пришли на ее страницы непосредственно из очерков. Так, своей спокойной рассудительностью, хладнокровием в особо опасные, ответственные моменты главный герой повести капитан Сабуров очень напоминает героя очерка «Бой на окраине» Вадима Ткаленко, а образ медсестры Ани Клименко является продолжением очеркового образа Виктории Щепени из очерка «Дни и ночи».
Эпиграфом к повести Симонов взял строки стихотворения А. С. Пушкина: «.Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». Этот эпиграф у Симонова выступает в роли образного сравнения Сталинградской битвы с процессом ковки булата: в огне Сталинграда рождалась сила, которая должна была привести к победному завершению войны и полному разгрому фашизма.
Здесь Симонов изображает три поколения советских людей, защищавших Сталинград. Представителями старшего поколения являются
член военного совета Матвеев и командир дивизии Проценко. Отличное знание военного дела, мудрость, требовательность, ответственность за дело и судьбы людей — вот главные качества, присущие этим командирам.
Проценко — командир суворовских традиций: он учит Сабурова беречь людей. Получив звание генерала, он произносит слова, полные глубокого философского смысла: «Генерал — звание трудное. А знаешь, Сабуров, почему трудное? Потому что недурно или даже хорошо воевать сейчас мало, сейчас надо так воевать, чтобы потом как можно дольше воевать не пришлось» [5, с. 71].
Одним из центральных героев повести является капитан Сабуров. Мужество и храбрость капитана Сабурова, его высокая ответственность за судьбы людей, чувство долга — определяющие черты характера героя. Героизм Сабурова основан на честном ежедневном ратном труде во имя победы . Выполняя боевую задачу , Сабуров трижды за ночь ползком преодолевает путь, отделяющий от них отрезанный полк Ремизова.
Большую симпатию у читателя вызывают образы начальника штаба Михаила Масленникова и медсестры Ани Клименко. Миша Масленников — натура горячая, целеустремленная. Он живет мечтой о подвиге, и в свои двадцать лет мечтает о нем по-мальчишески горячо. Погибает Михаил Масленников как герой: в смертельной рукопашной схватке с врагом, заслонив собой командира.
Образ Ани Клименко, как уже было сказано выше, это продолжение линии Виктории Щепени, но в то же время это образ более обобщенный: в нем типизированы черты характера тех русских женщин, которые встретились Симонову на дорогах войны. В одном из своих воспоминаний, говоря о русских женщинах, Симонов восхищается их доблестью и здесь же откровенно признается: «А наши женщины, воевавшие на войне рядом и наравне с мужчинами? Разве то, как они вели себя на твоих глазах, не было тоже школой жизненного поведения?
Дело прошлое, но, откровенно говоря, я порядочно трусил в душе, когда переправлялся первый раз через Волгу в горящий Сталинград. И если мне кто-то душевно помог в ту минуту остаться в рамках долга и приличия, то это девушка, во-енфельдшер Виктория Шепетя, с которой мы вместе плыли через Волгу и которая вела себя так, что эти двадцать или тридцать минут остались для меня уроком на всю жизнь. Если бы это
не было так, то, наверно, я бы не старался потом написать в своей книге «Дни и ночи» главную ее героиню похожей на ту девушку-военфельдшера, которую я и видел-то всего полчаса» [6, с. 92, 93].
В образе Ани Клименко автору удалось показать настоящий характер русской женщины — решительной, мужественной, душевно щедрой. И хотя Ане присущи отдельные человеческие слабости — она и плавать не умеет, и бомбежек боится, — в решительные минуты она обнаруживает в себе ответственность, выносливость, умение подчинить личное чувство долгу.
Большое значение в повести имеет образ солдата Конюкова. Прототипом этого образа стал знакомый писателя гвардии сержант Захар Филиппович Канюков, 1896 года рождения. «В данном случае, — говорил автор о создании образа своего героя, — натура была такая, которой оставалось только поближе держаться, додумывая не характер человека, а лишь обстоятельства, в которых он действовал» [2, с. 271]. В образе Конюкова воплощены замечательные качества русского народа: ум, смекалка, выдержка, мужество, отвага. Конюков воевал еще в гражданскую, у него есть уже боевой опыт, на который он опирается в этой войне. Именно он предлагает использовать дом, обороняемый им, в качестве плацдарма для наступления. Конюков проявляет личную храбрость: будучи связным, он семь раз переползал по открытой местности в другую роту, за что и был представлен к ордену. Дом, который защищал Конюков, бойцы называют «домом Конюкова». Этот эпизод возник, безусловно, по аналогии с известным Домом Павлова. Несмотря на отдельные несовершенства: очерковость, недостаточно четкую прорисовку образов, повесть Симонова «Дни и ночи» навсегда останется одним из лучших образцов военной прозы, написанной по горячим следам событий. Исследователь Л. Финк отмечает главное достоинство книги: она была одним из тех произведений, «которые успели принять участие в Великой Отечественной войне, были могущественным средством патриотического воодушевления, яростно сражались за победу» [7, с. 147].
В романе «Солдатами не рождаются» — центральной части трилогии «Живые и мертвые», изображены события наступательной операции в ходе Сталинградской битвы по ликвидации ок-
руженной группировки противника после того, как на юге от Сталинграда была остановлена и разбита танковая армия Гота, шедшая на помощь окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Действие романа начинается в канун нового 1943 г. и заканчивается в начале февраля разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом. Наряду со сталинградскими событиями Симонов рисует широкую панораму жизни всей страны, перенося действие из сражающегося Сталинграда в Москву и Ташкент. Исходя из философской концепции о том, что народ является движущей силой истории, Симонов уделяет ему в романе большое место и показывает подлинным победителем в сталинградской эпопее. Битва на Волге дается автором в соотношении с жизнью страны: этой битвой живет весь народ и делает все, чтобы помочь сражающемуся городу одержать победу над врагом. Вполне естественно, что, изображая в романе подвиг народа, писатель среди множества проблем особо выделяет проблему героического характера. Симоновская трактовка героического характера находит свое дальнейшее углубление и развитие в романе, явившемся своего рода художественным итогом исторического осмысления подвига Сталинграда в творчестве К. Симонова. Концепция героического прежде всего находит свое развитие как в образах центральных героев комдива Серпилина, комбата Синцова и «маленькой докторши» Тани Овсянниковой, так и в эпизодических характерах. По-прежнему понятие героического, по мнению Симонова, включает в себя тяжелый изнурительный труд человека на войне и честное выполнение своего долга перед Родиной и народом.
Комдив Серпилин воплощает в себе лучшие черты советского военачальника. С первых страниц романа он предстает как командир, предельно остро ощущающий ответственность за судьбы своих солдат. О Серпилине говорят, что «он умеет беречь людей». За этой характеристикой стоят его собственные глубокие раздумья и сомнения. «Беречь на войне людей, — размышляет Серпилин, всего-навсего значит не подвергать их бессмысленной опасности, без колебаний бросая навстречу опасности необходимой» [8, с. 13]. Симонов изображает своего героя человеком, судьба которого вместила в себя все сложные процессы предвоенных лет. Серпилин стал жертвой трагической эпохи культа личности Сталина, отбывал срок на Колыме. В это же время его пости-
гает огромная личная трагедия: от него отказывается приемный сын. Высокое чувство справедливости, присущее Серпилину, не позволяет ему озлобиться, ожесточиться на людей за те годы, когда он в числе сотен и тысяч других был осужден по 58-й статье, когда лагеря были полны людей, готовых отдать жизнь за Родину.
С образом Серпилина на страницах романа неразрывно связан образ комбата Синцова. Характер Синцова и его фронтовой путь, по замыслу автора, должны были служить раскрытию формулы «солдатами не рождаются». В образе комбата Синцова автор показывает судьбу гражданского в своей сути человека, которому довелось стать солдатом. Он выдержал все невзгоды и испытания, выпавшие на его долю, возмужал и стал настоящим защитником Отечества. С первых дней войны Синцов на фронте. Для него нет ничего выше любви к Родине, поэтому он тяжело переживает свое ранение, способное навсегда вывести его из строя однополчан, из борьбы против германского фашизма. Средством раскрытия характера Синцова в романе является также внутренний монолог. Размышления героя свидетельствуют о высокой степени ответственности за все происходящее.
Большое место в романе уделено «маленькой докторше» Тане Овсянниковой, ее прототипом стала женщина-военврач Валентина Владимировна Тимофеева, с которой Симонов познако-мидся в 1941 г. под Могилевом, выходя с товарищами из окружения. Ничем не приметная, «маленькая докторша» Таня Овсянникова безукоризненно несет свою нелегкую, суровую службу военного врача, никому не жалуясь и не изыскивая возможности покинуть фронт. Мужество, смелость и внутренняя сила присущи Тане Овсянниковой. С двумя автоматчиками она остается охранять немецкий госпиталь, в котором 800 раненых, оказывает помощь нашим военнопленным из концентрационного лагеря и выдерживает там, где иногда не под силу мужчинам. Рядом с героическим в характере Тани неизменно соседствует гуманистическое начало. «Клятва Гиппократа» стала не пустым звуком для «маленькой докторши» Тани Овсянниковой, которая оказывает помощь немецким военнопленным и заботится о них, принимая все меры для того, чтобы они не голодали.
В этой художественной картине нашла свое отражение самая суровая правда военной поры. Всему миру после войны стало известно, как гит-
леровские «изуверы» от медицины проводили специальные «научные» изыскания, вызывая у военнопленных тяжелые заболевания с летальным исходом. Поэтому немецкие солдаты, попав в плен, ожидали варварского отношения к себе. Но советские медики возложили на свои плечи заботу о многих тысячах раненых, обмороженных, обожженных солдат вражеской армии. Так, в отчете Военно-санитарного управления Сталинградского фронта отмечалось: «В период разгрома окруженной группировки врага под Сталинградом взято в плен 7 лазаретов противника. Все лазареты обнаружены без госпитального белья с очень скудным санитарно-хозяйственным госпитальным имуществом. Раненые и больные лежали на голом полу (деревянном или земляном), перевязочный материал был либо на исходе, либо уже отсутствовал, запасов продуктов нигде не было. Раненые и больные, как правило, были резко истощены от систематического недоедания, у многих зарегистрирована раневая инфекция газовые флегмоны, сепсис и другие» [9, с. 4, 5].
В романе «Солдатами не рождаются» нет батальных сцен в общепринятом смысле слова. Их отсутствие можно было бы считать серьезным недостатком романа, но исследователь А. Макаров, затрагивая этот вопрос, высказывает следующее предположение: «.Возможно, это обусловлено и особым характером сражения, отсутствием оперативного простора: бои по рассечению немцев и овладению городом, вероятно, и носили характер вот такого врубания в их оборону клиньями батальонов, и эти бои Симонов изображает блестяще» [10, с. 748]. Действительно, в сталинградской победе большую роль сыграли и уличные бои, в ведении которых наши воины обнаружили подлинное воинское мастерство, которое был вынужден признать и оценить даже противник. Немецкий солдат Гейнц Манус жаловался в письме домой: «Наиболее ужасными являются уличные бои, в которых русские — большие специалисты. В моем подразделении было 140 человек. Сейчас осталось только 6. Остальные ранены или убиты» [11].
«Солдатами не рождаются» — роман о войне, которая сама уже должна предполагать ненависть враждующих сторон. Но через все произведение красной нитью проходит идея активного гуманизма, носителями которой являются советские люди, защитники Сталинграда, не теряющие человеческого звания во все времена и во всех
обстоятельствах. И в этой гуманности советских людей К. Симонов видит проявление величия духа защитников Сталинграда, их моральное превосходство над фашистскими солдатами.
Любовь к Родине, чувство товарищества, храбрость, мужество — эти личностные качества довелось увидеть Симонову у защитников Сталинграда. И это дало ему основание впоследствии сказать: «Сталинград стал не только символом нашей победы, как бы велика и торжественна она ни была, но и символом нашей непобедимости» [12, с. 498].
Сталинградская тема стала важной вехой на творческом пути писателя Константина Симонова, во все времена остававшегося верным исторической правде, что заслужило высокую оценку ученого-историка академика А. М. Самсонова. «Произведения К. М. Симонова являют собой пример подлинного историзма, пример исключительно ответственного отношения к правде истории, какой бы горькой она ни была, — писал Самсонов. — Можно утверждать, что высокий авторитет писателя среди читателей есть результат, прежде всего его неизменной приверженности этой правде...» [13, с. 49].
Битва на Волге, испытавшая на прочность нашего воина, во всей глубине и силе раскрыла высокие моральные качества и величие духа
Список библиографических ссылок
нашего народа. Поэтому те произведения, в которых снова и снова художественно зримо и волнующе воссоздаются картины смертельной схватки с германским фашизмом в придонских степях и на берегах великой русской реки Волги, наполнены для нас нравственным благородством и высокой героикой, ярко освященной чувством глубокой любви к Отечеству. Поэтому нам понятны сегодня чувства замечательного русского писателя, военного корреспондента Б. Н. Полевого, сказавшего однажды: «Мне хотелось, чтобы молодые люди новых поколений как бы посмотрели на войну нашими глазами и по-нашему восприняли и оценили и гигантские масштабы сражений, и грандиозность народного героизма, и все величие победы, добытой в этой нечеловечески тяжелой войне Советской Армией и советским народом» [14, с. 4].
Глубокое содержание, высокий нравственный потенциал произведений К. М. Симонова о Сталинградской битве позволяют назвать их «учебниками жизни», которые познакомят читателя с легендарной битвой на Волге, ее выдающимися полководцами и рядовыми тружениками войны — защитниками Сталинграда, помогут выработать свою точку зрения на исторические события, людей, вершащих героические деяния, а главное — научат нашу молодежь самоотверженно любить свою Родину и бороться за мир на Земле.
1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: в 3 т. М., 1992. Т. 2. 383 с.
2. Симонов К. М. Разные дни войны: дневник писателя: в 2 т. М., 1978. Т. 2. 781 с.
3. Тихонов Н. С. Отечественная война и советская литература // Писатель и эпоха: выступления, литературные записи, очерки. М., 1974. 642 с.
4. Симонов К. М. Каждый день длинный. Из военных дневников 1941—1945 гг. М., 1965. 157 с.
5. Симонов К. М. Дни и ночи // Собр. соч.: в 10 т. М., 1980. Т. 2. 622 с.
6. Симонов К. М. Разговор с товарищами. Воспоминания. Статьи. Литературные заметки о собственной работе. М., 1970. 326 с.
7. Финк Л. А. Константин Симонов. Творческий путь. М., 1979. 415 с.
8. Симонов К. М. Солдатами не рождаются // Собр. соч.: в 10 т. М., 1980. Т. 5. 647 с.
9. Гринь В. А. Народы Европы не забудут // Здоровье. 1975. № 5.
10. Макаров А. Н. Послесловие. Сложная правда войны // Симонов К. М. Солдатами не рождаются. М., 1966. С. 739—749.
11. Сводка Совинформбюро // Правда. 1942. 31 янв.
12. Симонов К. М. Сегодня и давно: статьи. Воспоминания. Литературные заметки о собственной работе. М., 1980. 672 с.
13. Самсонов А. М. Главное в истории // Наука и жизнь. 1987. № 6. С. 48—51.
14. Полевой Б. Н. К молодым читателям // Полевой Б. Эти четыре года. Из записок военного корреспондента: в 2 т. М., 1974. Т. 1. 624 с.
© Прокурова Н. С., 2015