Научная статья на тему 'Звук как доминирующий метод педагогического воздействия'

Звук как доминирующий метод педагогического воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ЗВУК / ЗВУКОТЕРАПИЯ / СЛОВОТЕРАПИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / TEACHING METHOD / TEACHING APPROACH / EDUCATION / MUSIC / MUSIC THERAPY / SOUND / IMPACT / SOUND THERAPY / THERAPY BY WORDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джагаева Т.Е., Жуйкова Н.А.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска новых результативных, наиболее соответствующих детской сущности педагогических методов. Звук создает в подсознании ребенка целый ряд абстрактных связей, которые имеют мощное влияние на результативность воспитательного процесса. Немаловажным является изучение этой сферы преподавателями музыки, вокала, хореографии, художественной гимнастики для правильного построения общения с детьми и подбора музыкального материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUND AS THE DOMINANT METHOD OF PEDAGOGICAL INFLUENCE

The relevance of this topic is due to the need to search new productive, the most appropriate methods of teaching children. The sound creates a subconscious of the child a number of abstract relations, which have a powerful influence on the effectiveness of the educational process. It is important to study of this scope of teachers of music, singing, dance, gymnastics for the correct construction of communication with children and selection of musical material.

Текст научной работы на тему «Звук как доминирующий метод педагогического воздействия»

В результате были выполнены следующие технологические операции:

- на начальном этапе было отснято более 1400 фотографий, которые после некоторой обработки в программе IrfanView легли на монтажную ленту в Pinnacle Studio;

- в процессе монтажа был выбран наиболее подходящий, по мнению автора, битрейт (англ. bitrate — скорость прохождения битов информации);

- для схожести видеоряда с анимационным изображением была установлена кадровая частота 5 кадр./с;

- на полученный видеоряд был наложен звук, благодаря чему видеофайл был окончательно сформирован;

- поскольку полученный видеофайл занимал достаточно много места на жестком диске, была произведена его конвертация в наиболее

Библиографический список

подходящий формат с помощью программы УтиаШиЬ.

Авторская видео-презентация «Создание и программирование Лего-роботов сумо» позволила подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата при минимальных затратах времени на обучение.

Результаты 2011/12 учебного года:

- 2-е командное место в городских соревнованиях на муниципальном этапе международных соревнований роботов (16.11.2011 г.);

- 2-е командное место в творческой категории муниципального этапа международных соревнований роботов (25.02.2012 г.);

- 3-е командное место и 2-е место в личном зачете в спортивном классе городских соревнований Лего-роботов сумо (5.05.2012 г.).

1. Абдуллаев, А. Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования [Текст] / А. Б. Абдуллаев. — Махачкала : Образование, 2003. — 270 с.

2. Горячев, А. В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А. В. Горячев // Информатика и образование. — 2001. — № 3, 8.

3. Калягин, И. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И. Калягин, Г. Михайлов // Высшее образование в России. — 2007. — № 1.

УДК 372.016:78 Т. Е. Джагаева, проф. Северо-Осетинского

государственного университета им. К. Л. Хетагурова (СОГУ), д-р пед. наук,

г. Владикавказ

Н. А. Жуйкова, соискатель Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, e-mail: natashazhuykova@mail.ru

ЗВУК КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска новых результативных, наиболее соответствующих детской сущности педагогических методов. Звук создает в подсознании ребенка целый ряд абстрактных связей, которые имеют мощное влияние на результативность воспитательного процесса. Немаловажным является изучение этой сферы преподавателями музыки, вокала, хореографии, художественной гимнастики для правильного построения общения с детьми и подбора музыкального материала.

Ключевые слова: педагогический метод, педагогический подход, воспитание, музыка, му-зыкотерапия, звук, звукотерапия, словотерапия, воздействие.

Развивающемуся обществу нужны сов- ятельно принимать ответственные решения ременно образованные, нравственные, пред- в ситуации выбора, прогнозируя их возможные приимчивые люди, которые могут «самосто- последствия, способные к сотрудничеству,

Инновационное развитие профессионального образования

отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1].

К чему стремится современный ребенок? На наш взгляд, он желает заниматься прежде всего любимым делом, достичь успехов в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения старших. Каждый современный родитель, со своей стороны, стремится воспитать гармонично развитого ребенка, культурную, самодостаточную личность; желает сохранить его здоровье, повысить функциональные, физические, творческие способности; развить в нем способность к межличностному общению со своими сверстниками. В свою очередь, педагог детского хореографического коллектива должен найти подход к каждому ребенку, изучить и проанализировать его личностные способности с учетом индивидуального и дифференцированного педагогического подхода с целью подготовки ребенка к предстоящей жизнедеятельности.

Уровень и направленность обучения и воспитания в хореографическом коллективе зависит в первую очередь от квалификации педагога, который непосредственно руководит учебно-воспитательной деятельностью. Педагог конкретизирует цели каждого занятия; определяет формы их организации; планирует учебно-воспитательный процесс, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца; подбирает танцевальную музыку, определяет методы и приемы разучивания репертуара; показывает и объясняет танцевальные движения; помогает овладеть профессиональными умениями и навыками; организует вечера практики, конкурсы, соревнования. Одновременно он формирует у учащихся любовь к танцу, потребности и интересы к содержательному проведению досуга и общения в эстетически согласованной среде.

Чтобы квалифицированно преподавать, быть подлинным воспитателем высоких эстетических вкусов и взглядов, руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Столь высокие требования, предъявляемые к руководителю хореографического коллектива, являются залогом успешного развития коллектива и его профессиональной деятельности.

Хореография — это синтетический вид искусства. В связи с этим в комплексную образовательную программу включены следующие обязательные направления: основы детской,

классической, народной хореографии; музыкальное воспитание; гимнастика; джаз-модерн танца. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, искусство помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию и постоянному развитию.

Таким образом, актуальность музыкального воспитания средствами хореографии определяется необходимостью целостного изучения гармоничного развития личности, сочетающего в себе духовное богатство, грациозность, пластику движений, многообразие сценических образов, эстетическое восприятие окружающего мира, здоровье.

Музыка создает в подсознании ребенка целый ряд абстрактных образов. По утверждению психологов, тесная взаимосвязь музыкальных и биологических ритмов не вызывает сомнения, причем музыка как объект независимый не может подстраиваться под желания и настроения воспитанников, поэтому под музыку подстраивается биологическая составляющая каждого ребенка. Если биологические и музыкальные ритмы совпадают, то влияние музыки на организм усиливается.

Таким образом, ответственность за правильный выбор музыкального материала полностью ложится на педагога [2], и педагогический подход к подбору музыкального материала должен быть тщательно обдуман. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности воспитанников. Квалифицированный педагог, изучив влияние звука, причем как музыкального, так и словесного, на подсознание ребенка, выработает собственный метод работы с детьми. Только овладев искусством звука, звукотерапией, музыкотерапией, обладая заинтересованностью в дисциплине, можно достичь желаемого результата воздействия.

Эффективность музыки заключается не только в воздействии на эмоциональную составляющую человека, но и в сочетаемости музыкальных ритмов с вибрациями отдельных органов и систем организма, что дает терапевтический эффект. Ребенку остается подстраиваться под ритм, содержание и энергию музыки.

Ритм с полуторами ударами в секунду в сопровождении мощного давления инфразву-ковых колебаний может вызвать экстаз, что яв-

ляется недопустимым педагогическим методом. Два удара в секунду с той же инфразвуковой мощностью может вызвать чрезмерное танцевальное расслабление.

Звуковоздействие — одно из самых наиболее оригинальных и малоисследованных направлений педагогики в хореографии. Оно основывается на частотном колебании различных звуков, воспроизводимых педагогом, окружающей средой на уроке и звучащей музыкой [3]. С момента рождения ребенка окружает большое количество разнообразных звуков: это звуки естественные, созданные природой, и звуки искусственные, которые возникают по воле человека, — все они вызывают разные чувства и ощущения. Одни звуки полезны и приятны, другие вызывают отторжение.

В Америке и других развитых странах очень широко применяется метод звукотера-пии. Существует более 80 программ обучения преподавателей для данной сферы. Созданы научные общества специалистов, проводятся съезды и симпозиумы. Звукотерапевты должны иметь специальное медицинское и музыкальное образование и сдать экзамены по зву-котерапии. Звукотерапия подразделяется на ряд более узких, специфических направлений: словотерапию, лечение ультразвуком, лечение звуками природы, музыкотерапию. В сфере педагогики получило распространение одно из направлений звукотерапии — звуковоздейст-вие, которое тесно перекликается со словоте-рапией, а в детской хореографии — с музыко-терапией.

Словотерапия из отдельных звуков создает смысловые мыслеформы, которые оказывают целебное воздействие на человека, в данном случае на ребенка.

Звуки воздействуют на человека благодаря не смысловому значению, а колебаниям, возникающим при их произношении. Современными исследователями были созданы звуковые реестры, которые совпадают с результатами исследований, проводившихся в древности на Востоке. Например, звуки «о», «а», «с», «м», «И» воздействуют на слух успокаивающе, звуки «ц»,

Библиографический список

«к», «щ», «и» — возбуждающе. Слова и предложения, сказанные в надлежащем тоне и с определенной интенсивностью, являются незаменимыми педагогическими методами воздействия на обучающего. Магической силой обладают колыбельные, созданные и отшлифованные веками. Они несут в себе позитивную энергетику слов и звукосочетаний.

Проанализировав научные исследования зарубежных и отечественных педагогов, мы пришли к выводу о том, что музыка является одной из самых вдохновляющих форм звуковоздейст-вия на ребенка. Своей гармонией, динамикой, мелодией, ритмом, разнообразием звуковых сочетаний музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений, формирует сознание и поведение.

В 1973 г. Том Генлок (психотерапевт) основал научно-исследовательскую компанию «Акустическое исследование мозга», которая изучает влияние музыки и звука на человеческое сознание. К ее работе были подключены научные лаборатории, независимые исследователи и университеты, которые занимались изучением изменений энцефалограммы мозга при воздействии звука. В результате было установлено, что каждое изменение музыкального звука сопровождается определенными биологическими изменениями, а музыка проникает в организм не только через органы слуха, но и через кожу.

Великие композиторы, создавая свои шедевры, не подозревали о том, что их музыка (сочетание звуков) будет оказывать сильное воздействие на формирование личности, на оздоровление людей. Гениальное произведение — это результат вдохновения и мастерства его создателя, своеобразная тайна, которую постичь невозможно. Слушая и исполняя великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что не подвластно выражению словом.

В заключение необходимо отметить, что педагог с помощью музыки на уроках хореографии стремится достичь спокойствия, результативности, эстетического развития и духовности.

1. Щекин, Г. В. Визуальная психодиагностика и ее методы [Текст] / Г. В. Щекин. — Киев, 1990.

2. Пельтцер, А. К. Кто вы, Пифагор? [Текст] / А. К. Пельтцер // Знание — сила. — 1995. — № 3.

3. Данилов, Ю. Две вариации на тему «Пифагор» (самоподобие) [Текст] / Ю. Данилов // Знание — сила. — 1995. — № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.