Научная статья на тему 'Звучащий спортивный репортаж как жанр'

Звучащий спортивный репортаж как жанр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2583
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДРЕСАТ / ЖАНР / КОММЕНТАТОР / РЕПОРТЕР / СПОРТИВНЫЙ ДИСКУРС / СПОРТИВНЫЙ ЗВУЧАЩИЙ РЕПОРТАЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеев Евгений Геннадьевич

В статье представлены основные характеристики звучащего спортивного дискурса как жанра речи. Описывается ряд характерных особенностей данного жанра, определяются основные речевые тактики комментатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the key features of the live sports report as a genre. The peculiar features of this genre are considered. The essential vocal tactics of the broadcaster are determined.

Текст научной работы на тему «Звучащий спортивный репортаж как жанр»

АЛЕКСЕЕВ Е. Г.

ЗВУЧАЩИЙ СПОРТИВНЫЙ РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР

Аннотация. В статье представлены основные характеристики звучащего спортивного дискурса как жанра речи. Описывается ряд характерных особенностей данного жанра, определяются основные речевые тактики комментатора.

Ключевые слова: спортивный звучащий репортаж, жанр, спортивный дискурс, комментатор, репортер, адресат.

ALEKSEEV E. G.

LIVE SPORTS REPORT AS A GENRE

Abstract. The article deals with the key features of the live sports report as a genre. The peculiar features of this genre are considered. The essential vocal tactics of the broadcaster are determined.

Keywords: live report, genre, sports discourse, broadcaster, reporter, recipient.

В настоящее время спортивные события высшего уровня формируют социокультурные представления и стереотипы, как отдельных слоев населения, так и целых поколений. Они становятся медийный продуктом, который существует в виде последовательности медийных событий. Следует отметить, что спорт изучается различными научными направлениями, в том числе лингвистикой, для которой основным предметом изучения становится язык спортивного репортажа. Освещение лингвистических проблем языкового сопровождения спортивных мероприятий становится актуальным в связи с общественной значимостью спорта, непредсказуемостью результатов, постоянной динамикой и интригой.

Анализ стратегий общения в области спорта, ролей его участников, концептов и ценностей, стратегий дает возможность выделить спортивный дискурс как вид институционального дискурса. Дискурс определяется взаимодействием двух основных ролей - говорящего и адресата. Репортажи спортивных журналистов часто насыщены метафорами, военной лексикой и фразеологией. Кроме того, автор репортажа использует некоторые специфические языковые и паралингвистические средства воздействия.

Спортивный звучащий дискурс относится к разновидности устной публичной речи, однако при этом он находится на ее периферии, что обусловлено наличием в нем разговорности. Спецификой лингвистического статуса речи спортивного комментатора является ее спонтанность. Одну из немногих попыток создания определения термина «спортивный дискурс» предпринял К. В. Снятков. По его определению, спортивный дискурс

- это «речь (в устной или письменной форме), которая транслирует смыслы, определяющие спортивную деятельность (дискурс как процесс), и совокупность произведенных текстов, в которых репрезентированы эти смыслы (дискурс как результат), то есть совокупность речевых произведений, зафиксированных письмом или памятью» [1, с. 28].

Понятие «спортивный дискурс» может включать в себя дискурс тренеров и спортсменов, дискурс фанатов, дискурс политиков и спортивных чиновников. Тем не менее, любая из рассмотренных разновидностей спортивного дискурса характеризуется перекрещиванием или пересечением с другими видами дискурса - политическим, идеологическим, художественным и даже обиходно-бытовым.

Одна из особенностей звучащего спортивного репортажа состоит в том, что он формируется спортивным дискурсом, который размещен в средствах массовой информации. Его коммуникативно-информационная задача состоит в анализе и описании происходящих с агентами (тренеры, спортсмены и т.д.) и клиентами (читатели, зрители) событий в спортивной пространственно-временной среде (бассейн, стадион и пр.). Звучащий спортивный репортаж проявляется в наложении массмедийного и спортивного дискурсов и, вместе с другими жанрами арсенала спортивной журналистики является ядром спортивного дискурса, где он в конечном итоге получает языковое выражение [2, с. 90].

Современное понятие жанра определяется специалистами в области жанрового анализа как социальная деятельность, реализованная лингвистическими средствами. Дж. Свейлз обозначил жанр как «класс коммуникативных событий, участники которых разделяют определенный набор коммуникативных целей. Данные цели составляют основу жанра. Эта основа определяет структуру дискурса, влияет на выбор его содержания и стиля" [3, с. 45].

Репортаж в журналистике занимает важное место - это один из центральных жанров публицистики (оперативно-исследовательские тексты), где во главу угла ставится толкование информации. В репортаже «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». В данном контексте под репортажем понимается «публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» [4, с. 143].

Звучащий спортивный репортаж, работающий на массовую аудиторию и затрагивающий определенную сферу общественной жизни - досуг, отдых, развлечения, -завоевал заметную нишу в электронных средствах массовой информации. Звучащий спортивный репортаж, по наблюдениям автора статьи, представляет собой устный спонтанный монолог ведущего, в процессе которого происходит как непосредственное восприятие окружающей действительности - взаимодействия и движения субъектов в

пространственно-временной среде, так и сопровождающий его анализ; при этом речевой процесс обеспечивает выражению вышеназванных процессов.

Звучащий спортивный репортаж, как и любой другой репортаж, с одной стороны, является результатом творческой деятельности, а с другой - характеризуется композиционно-структурной схемой и специфическими природообразующими элементами (последовательность, наглядность, документальность, образная аналитичность, эмоциональный стиль повествования, активная личностная роль), поэтому его можно отнести к группе жанров, которые используют модели построения общего характера.

Звучащий спортивный репортаж относится к системам жанровых разновидностей публицистического фоностиля [5, а 340]. Его организация определяется в значительной мере объективными фактами и событиями, поэтому рассматриваемый жанр часто не имеет четкой строгой композиции, лишь начало и конец в ней отмечаются достаточно определенно. Контексты (композиционные компоненты) представляются микротемами, такими как название соревнования и участники, место его проведения, стадион, погода, и наиболее часто образуют начало текста, однако их появление возможно и в последующей центральной части репортажа, порядок этих компонентов может меняться при реализации текста в зависимости от интенций говорящего и от развития событий.

В работах, посвященных репортажу как жанру дискурса, исследователи обозначают ряд характерных особенностей данного жанра: достоверность, документальность, оперативность, основанные на актуальности информации, присутствие четко выраженной авторской идентичности, следование репортажа хронологии события, причастность автора как очевидца [6; 7].

Помимо информационного, развлекательного и аналитического вектора воздействия, спортивной журналистике свойственны также воспитательная и пропагандистская функции. Для эскалации определенного эмоционального спектра, спортивный репортер (комментатор) формирует текст с высоким потенциалом воздействия. Он передает характер, суть, напряжение и сложность момента спортивного события с помощью демонстрации (описания) его зрителей, участников, духа соревновательности, преодоления физических, психологических, моральных, трудностей, драматизма борьбы, эстетичности, массовости и популярности, эмоциональности, красоты, и пр.

Звучащий спортивный репортаж - это, главным образом, отчет, автор репортажа является не просто болельщиком-комментатором, а еще и информатором. Длительное время в репортаже мало внимания уделялось личностному началу. Но в дальнейшем, по мере развития и становления звучащего спортивного репортажа, его содержание насыщалось

авторскими размышлениями и эмоциями, - повествование о спортивных мероприятиях располагает к естественной манифестации реакций, эмоций, оценок [8].

Для описания задач, функций, и специфических атрибутов репортажа особое значение приобретают качества языковой личности комментатора, проявляемые в звучащем спортивном репортаже полем персональных выборов в системе первичных речевых жанров различных типов. Потому адресаты-зрители ожидают от спортивного репортера не обычного изложения событийных фактов: от него требуется сообщать адресатам малоизвестные сведения, актуальные в свете комментируемого события, вербализировать их эмоции, желания, чувства, доносить свои ощущения от услышанного и увиденного.

Лишенный возможности, в связи с обычно жесткими временными ограничениями и высокой быстротой смены событий, продумать тропы и выразительные средства, спортивный комментатор довольно часто прибегает к штампам и речевым клише, что нередко снижает выразительность репортажа. Но вследствие отсутствия четкого регламента построения, у репортера есть возможность исправить свой текст естественным образом в режиме онлайн, как информационную, фактическую составляющую, так и стилистические неточности, или же дополнить необходимым комментарием. Применение разговорных единиц для положительных или отрицательных эмоциональных оценок имеет своей целью сокращение формальной дистанции между слушателем и комментатором и повышение его доступности для «виртуального» диалога.

Недоступность обратной связи с адресатами, типичная для репортажа, обусловливает монологичность слога комментатора, освещающего то или иное событие «в одиночку». Тем не менее, речь репортера диалогизирована: во-первых, в ней используются средства выражения адресности, во-вторых, комментатором учитываются предполагаемые реакции и потребности адресата; это дает возможность квалифицировать речь репортера как лишь внешне монологическую.

Если адресность текста выражается использованием ограниченного числа маркированных средств речи (наличие этикетных формул речи, направленных к телезрителям, использование обращений, использование конструкций, восходящих к ментальному опыту зрителя-слушателя, использование конструкций с глаголами, представленными формой 1 -го лица множественного числа, применение местоимения «мы», использование местоимения «вы» с глаголами в форме 2-го лица множественного числа и др.), то учет реакций слушателей ведется с использованием особых тактик, которые выражаются различными способами. К важнейшим тактикам можно отнести: предупреждение возможного недопонимания, диалог-самоконтроль, упреждение возможного несогласия адресата, привлечение зрителя к соразмышлению и активизация его

вовлеченности и внимания, ответ на предполагаемый в текущей ситуации вопрос, удовлетворение комментатором информационных запросов слушателей.

Итак, для адресата-зрителя (слушателя) можно выделить следующие важнейшие компоненты звучащего спортивного репортажа:

- качественное информационное наполнение спортивного зрелища, а именно, освещение правил соревнований по данному виду спорта и важных нюансов использования правил; места комментируемого события в общей структуре процесса соревнований; сведений о тренерах, игроках, командах, причем не только всем известных; характеристики превалирующей «модальности» соревнования (значение данного соревнования для спортсменов; отношения между соперничающими командами/спортсменами; ранг комментируемого соревнования и пр.);

- верификация мнения репортера об увиденном мнением специалиста-комментатора (или профессионала-спортсмена - что часто можно увидеть в парных репортажах);

- опосредованный диалог, разделяющий чувства, эмоции, и настроения адресата: человеку, смотрящему прямой репортаж по телевизору, очень важно психологически присутствие других людей рядом. Поэтому очевидно, что спортивный комментатор реализует функцию человека, находящегося рядом и непосредственно смотрящего вместе с адресатом спортивный репортаж; но при этом, вследствие природы своего положения и своей профессии, знает о происходящем значительно больше других;

- адекватный выбор первичных речевых жанров, а также языковых средств выражения необходимых смыслов комментатором.

В заключение следует отметить, что звучащий спортивный репортаж относится к жанрам дискурса, где процесс восприятия, ментальная деятельность говорящего, словесная реализация репортером фактического материала (фактологии) осуществляется с опорой на информационный материал, предоставляемый визуальными средствами - экран и разнообразные информационно-статистические данные, релевантные виду спорта. К визуальным средствам принадлежат также видеоряд, освещающий действия / движения субъектов (участников спортивного соревнования); стадион и зрители, ворота; разметка поля, таблицы с результатами; аудиоряд - звуки взаимодействия с инвентарем, игроками, коммуникация участников, реакции болельщиков. В общем и целом, звучащий спортивный репортаж относится к речевым произведениям, обладающим свойствами связности и целостности (т.е. текстом). Он является устным спонтанным монологом и относится к публицистическому фоностилю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Снятков К. В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: автореф. дис. ... канд. филол: наук. - Вологда, 2008. - 25 с.

2. Панкратова О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса.: дис. канд. филол. наук. - Волгоград, 2005. - 223 c.

3. Swales J. M. Genre analysis: English in academic and research settings. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 260 p.

4. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. "Журналистика" / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

5. Златоустова Л. В., Потапова Р. К., Потапов В. В., Трунин-Донской В. Н. Общая и прикладная фонетика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 416 с.

6. Пронина Е. Е. Психология спорта // Спорт в зеркале журналистики (о мастерстве спортивного журналиста). - М.: Мысль, 1989. - С. 70-91.

7. Кайда Л. Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа // Спорт в зеркале журналистики (о мастерстве спортивного журналиста). - М.: Мысль, 1989. - С. 110-126.

8. Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования: автореф. дис. . д-ра филол. наук - Омск, 2011. - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.