ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4(38)
УДК 7.045
ЗВУЧАЩИЙ МИР ВИТРАЖЕЙ И ПАННО МАРКА ШАГАЛА
© Л.Г.Сафиуллина, Г.И.Батыршина
В статье раскрывается символика музыкальных образов, представленных на витражах, панно и росписях Марка Шагала. Изображения музыкантов и музыкальных инструментов, сцен из опер и балетов тесно связаны с пониманием художником религии, культуры и преемственности поколений. Музыка выполняет в монументальных работах художника миротворческие функции, способствует созданию всеобъемлющих философских концепций, отражает полимодальность восприятия окружающей действительности.
Ключевые слова: Марк Шагал, изобразительное искусство, витраж, роспись, синестезия, музыкальные образы, клезмерская музыка.
Музыка - важная философско-эстетическая категория художественного сознания Марка Шагала. Обладающий синестетическим восприятием, он явственно «слышал» в красках звуки, в словах «видел» пластическое выражение. Полимодальность отразилась как в содержании работ, насыщенных музыкальными, хореографическими, цирковыми образами, внимании к разным языкам искусства, так и в широком диапазоне видов деятельности Шагала. Известный живописец, график, гравер, витражист, театральный художник Марк Шагал реализовал себя и как мемуарист, эссеист, публицист, поэт. Тем самым он охватил разные сферы и жанры изобразительного искусства и литературы. Его перу принадлежит автобиография «Моя жизнь»; многочисленные статьи, эссе и лекции, вошедшие в книгу «Марк Шагал об искусстве и культуре»; стихи, составившие сборник «Ангел над крышами», а также текст к авторскому альбому литографий «Цирк». Литературность мышления оказала непосредственное влияние на творчество «василькового человека» (Вознесенский [1]), насытив его глубокой содержательностью, многозначностью, символичностью. Стремясь к художественному миссионерству, Шагал зашифровал в своих работах идеи свободы, братской общности и единства всего сущего, чуда как основы мироздания. Иеротопичность работ художника, визуализирующих живую, духовно насыщенную среду внутреннего мира человека [2: 52], наиболее полно проявилась в монументальном искусстве. Именно в масштабных работах Шагала воссоздается целостный образ мира -«бесконечно вглубь и вширь, свободно-хаотический и вместе с тем подчиненный неким высшим закономерностям», в котором осуществляется «неразрывная связь настоящего, прошлого и будущего» [3: 5, 13].
Большое значение в этой целостности имеет музыка, утверждающая гуманистические идеалы и вневременные ценности, выполняющая гармо-
низующие функции. Многозвучная и разнотем-бровая фактура, включающая свыше полутора десятка музыкальных инструментов - струнных, духовых, ударных, клавишных - отличает витражи и панно, декорации, театральные занавесы и росписи Шагала. Примечательно, что данные работы являются частью единого ансамбля, где живопись выступает в синтезе с другими искусствами - музыкой, хореографией, архитектурой (оперная и балетная сценография, оформление храмового и театрального пространства, музейная экспозиция). При этом духовное и светское начала не противопоставляются, а органично дополняют друг друга. И театр, и цирк, и даже вы-ставочно-образовательные комплексы у Шагала - это своего рода «храмы искусств», где зрители попадают в сакральную атмосферу, становятся свидетелями и непосредственными участниками совершающегося таинства. Рассмотрим эти работы подробнее.
На протяжении всей жизни Шагал реализо-вывал смелые театральные проекты, где музыке отводилась самая непосредственная роль. Став в 1920 году главным художником государственного еврейского камерного театра в Москве, Шагал выполнил ряд панно, ныне хранящихся в Третьяковской галерее. Центральное из них, под названием «Музыка», рисует зеленокожего, одетого в национальную одежду скрипача, парящего над родными художнику витебскими улочками. Исполняемая им клезмерская мелодия символизирует «национальный и вселенский характер творчества» [4]. Скрипач, который «одновременно играет и молится» [5], - ключевой персонаж шагаловской живописи, представленный во многих его работах.
На панно «Танец» изображена свадебная танцовщица, увлеченно хлопающая в ладоши. Ее динамичная поза с высоко поднятыми над головой руками, широко раскинутыми в разные стороны ногами, передает воодушевление от танца,
энергию мускульного движения. Зависшая в воздухе правая нога, приоткрывающая край нижнего белья, устремленный вверх страстный взгляд сообщают изображению подвижность, наполняют его силой неподдельного чувства. Праздничный характер действа подчеркивается крошечной фигуркой делающего стойку на руках мужчины. Ритм панно задают окружающие героиню инструменты клезмерского ансамбля - скрипка, кларнет, бубен, образующие своеобразный орнамент, сходный с клеммами иконы. Играющие на них музыканты срезаны краем холста, но в «объектив» Шагала все же попадают часть лица духовика, пальцы ударника, словно бы движимый уверенной рукой скрипача смычок. Здесь же находятся минимизированные животные - петух, конь, взирающие на происходящее с разных точек (снизу и сверху).
Музыкальные образы и символы присутствуют и на главном настенном панно «Введение в еврейский национальный театр». Как указывает Наталья Апчинская [3], опирающаяся на результаты исследований Бенжамена Харшава, Франца Мейера и Зивы Амишай-Майзельс, низвергающаяся с высоты зеленая корова в его левой части символизирует музыкальный характер представления, так как рога коровы на идиш обозначают игру на музыкальном инструменте. Рога упираются в гриф сломанной скрипки, которую протягивает таинственному животному актер Соломон Михоэлс, выражая готовность учиться у Шагала новой театральной эстетике. В очерченном кругом фрагменте находятся четыре музыканта клезмерского ансамбля: барабанщик, скрипач, кларнетист и цимбалист, он же дирижер. В правой части композиции показаны участники представления: акробаты и актрисы с музыкальными инструментами. Новаторство Шагала проявилось в том, что использованные им геометрические планы рождают собственный ритм, который то сопровождает движение фигур, то взрывается, ломая контуры, создавая иллюзию «рваного» синкопированного ритма [6]. В целом, на панно театр предстает как мир, а мир как театр, пронизанный светом и одновременно передающий хаотичность бытия.
Музыкальные образы оживают и на двух панно, созданных много позже, в 1966 году, для фойе Метрополитен-опера в Нью-Йорке - городе, приютившем Шагала во время Второй мировой войны. Образующие диптих «Источники музыки» и «Триумф музыки» составляют цветовой контраст: первый холст выполнен в сине-зеленой цветовой гамме на охряном фоне, а второй проводит идею триумфа в страстно пульсирующей красной палитре. На панно представлены сцены
из известных музыкально-театральных произведений: «Жар-Птицы» И.Стравинского, «Волшебной флейты» В.А.Моцарта, «Кармен» Ж.Бизе. В центре каждой работы, изобилующей изображениями скрипки, виолончели, мандолины, двойного авлоса, шофара, находятся фигуры мифологических и библейских персонажей с музыкальными инструментами: увенчанного короной двуликого Давида-Соломона с арфой в «Источниках» и возвещающей трубными возгласами победу музыки крылатой богини Ники в «Триумфе». В процессе работы над панно Шагалу позировала выдающаяся балерина Майя Плисецкая. В свободной импровизации под музыку скрипичного концерта Мендельсона в исполнении Иегу-ди Менухина она показала Шагалу основные позы и движения классического танца, которые художник тут же зафиксировал в эскизах1.
Панно, выставленные в Метрополитен-опера, явились вариацией на тему одной из самых блистательных работ Шагала - росписи плафона в парижской Гранд-Опера, освежившей помпезные барочные интерьеры знаменитого театра сочными красками, живым дыханием современности. Художник показал в росписи свое видение основных этапов развития театральной музыки, отдав дань уважения выдающимся музыкальным драматургам ХУШ-ХХ веков и их лучшим произведениям. На торжественном открытии плафона в 1964 году Шагал сказал: «Я хотел изобразить, словно в зеркале, висящем высоко над головой, букет мечтаний, творения артистов, композиторов, которые перекликаются с многоцвет-
1 В своих мемуарах Плисецкая так описывает первое впечатление от панно «Триумф музыки», увиденного ею в 1968 году: «Летящий солнечный ангел с трубою, васильковый Иван-царевич, музицирующий на зеленой виолончели, райские птицы, двуглавое существо с мандолиной у лошадиного подбородка, глянцевая скрипка со смычком на синюшнем искрящемся дереве. А в самой середине - полненькая грудастая танцовщица с распущенными рыжими волосами, с усердием держащая ноги по первой позиции. Вся напряглась, скривилась, того и гляди - свалится... В верхнем углу, слева, - пестрая стайка балерин. С тугими ляжками, осиными талиям, в различных позах: кто прыгает, кто замер, кто на пальцы встал, кто руки сладким венчиком сложил, кто с худосочным партнером к турам изготовился. А одна, уж точно - я, бедро выгнула, накренилась, натянулась как струна, руки забросила за заплечья, ноги по второй позиции. Что-то такое я и вправду изображала Шагалу под концерт Мендельсона. Ухватил Марк Захарович сей момент... Сходства с танцовщицами на панно у меня немного. Но когда смотришь долго, пристально, внимательно, - уразумеваешь, что что-то мое рука великого художника схватила» [8: 318-319].
ной суетой публики далеко внизу. Я хотел петь как птица, без теории, без метода» [7]. Плафон разделен на 5 секторов, каждый из которых воскрешает страницы знаменитых опер и балетов -французских, австро-немецких, русских, итальянских.
Вся история музыкально-театрального искусства выглядит в шагаловской интерпретации как ландшафт с множеством равновеликих вершин. В этом, по определению автора, «цветном зеркале шелков и блеска драгоценностей» отразились тенденции барокко, классицизма, романтизма, реализма, импрессионизма, но без присущих смене художественных эпох напряжения и конфликтов. «Миротворческий» подход художника тем более удивителен, поскольку он обратился преимущественно к сочинениям, которые пробивали себе дорогу в искусстве в пылу полемики, были неоднозначно встречены публикой или имели сложную сценическую судьбу2. В шага-ловском по-детски ясном, незамутненном видении музыкальные спектакли освобождаются от напластований обыденного, дискуссионного, от соперничества, суетной погони за успехом их авторов и воспринимаются как выражение бесконечного торжества духа над бренной материей. Широкий охват в росписи разных стилей, национальных школ и исторических периодов свидетельствует о художественном универсализме концепции.
В секторе, окрашенном в синий цвет, спокойно уживаются «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и «Волшебная флейта» В.А.Моцарта. В красном секторе расположились «Жар-птица» И.Ф.Стравинского и «Дафнис и Хлоя» М.Равеля; в зеленом - «Ромео и Джульетта» Г.Берлиоза3 и
2 Речь идет о «Кармен» Бизе, первая постановка которой 3 марта 1875 года в Театре Опера-Комик закончилась полным провалом; о неоднократных сценических неудачах оперы «Фиделио» Бетховена, которую композитор назвал своим самым трудным и любимым детищем; о «Борисе Годунове» Мусоргского, дважды отвергнутом Театральным комитетом и снятым через несколько лет после премьеры с репертуара; об «Орфее» Глюка, вызвавшем после постановки в Париже в 1774 году знаменитую войну пиччинистов и глюки-стов; о лирической трагедии «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, ознаменовавшей начало новой эры в музыкальном искусстве - импрессионизма.
3 Отметим, что «Ромео и Джульетта» Берлиоза не является собственно оперой. Это произведение синте-
тического типа, совмещающее черты кантаты, оратории, оперных сцен и симфонии; его жанр композитор обозначил как драматическую симфонию с хором. Однако музыка Берлиоза имела выход и непосредственно на театральную сцену в балетных спектаклях с хореографией М.Бежара; А.Амодио; Э.Вальтера;
«Тристан и Изольда» Р.Вагнера. На желтом фоне - «Лебединое озеро» П.И.Чайковского и «Жи-зель» А.Адана; на белом - «Пеллеас и Мелизан-да» К. Дебюсси. В центральном круге купола, вокруг люстры, изображены «Кармен» Ж.Бизе, «Фиделио» Л.Бетховена, «Орфей» К В.Глюка. На плафоне запечатлены также имена Ж.-Ф.Рамо и Дж.Верди, без указания произведений. Жерар Фонтэн предположил, что Шагал воспроизвел здесь сцены из «Травиаты», показав Виолетту с Альфредом и стоящего за ними Жоржа Жермона [9]. В росписи представлены достопримечательности французской столицы: Триумфальная арка, Эйфелева башня, площадь Согласия и само здание Оперы Гарнье.
Театральные произведения, большинство из которых имело трагическую развязку, по воле Шагала утратили свой трагический пафос. Художник изображает не накал страстей, роковое стечение обстоятельств, борьбу долга и чувства, а идеальный мир, где герои могли бы безмятежно и счастливо жить в отсутствие непримиримых противоречий. В ярко-пестром пространстве плафона сосуществуют музыкально-театральные персонажи, влюбленные пары, ангелы, животные и птицы, музыкальные инструменты. Здесь же находится и сам художник с палитрой и кистями, наблюдая за зрителями с высоты. Вселенная Шагала исповедует идеи братской любви и взаимопонимания через музыку, язык которой понятен и доступен всем. Роспись плафона в целом излучает свет и оптимизм, заряжая посетителей Оперы острой жаждой жизни.
Как видим, весьма скромное место в росписи уделено итальянской опере, имевшей блистательную историю, а достижения английского и американского музыкального театра и вовсе не получили отражения в работе Шагала4. Вероятно, это связано с музыкальными предпочтениями самого художника, любимым композитором которого был Вольфганг Амадей Моцарт, а также его самоидентификацией как российского француза с еврейскими корнями. Значительный
И.Чернышова; Э.Скибина, Дж.Тараса, С.Головина и В.Скуратова; Т.Маландена. Возможно, именно это обстоятельство послужило причиной причислить произведение к выписанному художником оперно-балетному пантеону. Весьма правдоподобной является и версия, что Шагал, не будучи профессиональным музыкантом, спутал оперу «Ромео и Джульетта» Гуно, имевшую большой успех при постановке 1867 года, с одноименной драматической симфонией Берлиоза, написанной в 1839 г.
4 При всей малочисленности произведений мирового масштаба, английская и американская опера все же отмечена шедеврами Пёрселла, Бриттена и Гершвина.
«удельный вес» сочинений русских композиторов объясняется и неизгладимым впечатлением, произведенным на парижскую публику «Русскими сезонами» Дягилева в начале ХХ века. Не в меньшей степени на отбор произведений повлиял собственный опыт работы Шагала над оформлением балетов: «Алеко» по поэме Пушкина «Цыгане» на музыку Фортепианного трио Чайковского в постановке Мясина (1942), «Жар-птица» Стравинского в восстановленной Боль-мом хореографии Фокина (1945) и предпринятой позже постановке Баланчина (1950), «Дафнис и Хлоя» Равеля на либретто Фокина с хореографией Скибина (1959).
К названным спектаклям, показанным на сценах Нью-Йорк Стейт тиэтр, Паласио-де-Бельяс-Артес в Мехико, парижской Гранд-опера, художник создал многочисленные декорации, занавесы, панно, эскизы костюмов и масок, рекламные буклеты. В русских балетах Шагал воскрешает образ далекой, утраченной для него навсегда России - с петербургскими мотивами в «Алеко» и фантастическими метаморфозами в «Жар-птице». По свидетельствам его близких, Шагал работал над «Алеко» в содружестве с Леонидом Мясиным под музыку Чайковского и декламирование Беллой стихов Пушкина, добиваясь подлинного согласования музыки, поэзии, живописи и хореографии.
Финальным аккордом театральной карьеры Шагала стала сценография оперы Моцарта «Волшебная флейта», поставленной в Нью-Йорке в 1967 году. «Шагал не раз признавался в любви к Моцарту, считая «Волшебную флейту» лучшей из опер, а всю музыку австрийского композитора - «гармоничной, духовной и религиозной». «Волшебная флейта» была особенно близка ему соединением серьезной и «комической» (народной) оперы, любовной истории с гротеском и буффонадой, религиозно-философской (масонской) проблематики с волшебной сказкой» [10].
В последние годы жизни Шагал увлекся витражным искусством, в котором также воплощал музыкальные сюжеты. В шестичастной витражной композиции «Окна Америки» Института искусств Чикаго, созданной по заказу мэрии города к двухсотлетию США в 1977 году, возникают отголоски его ранних работ. Как и в серии панно для Еврейского камерного театра, Шагал, творчески применив приемы кубизма, аллегорически выводит на отдельных панелях музыку, танец, театр. Три другие панели посвящены изобразительному искусству, декларации независимости США, символам американской государственности (герб, Статуя Свободы на фоне силуэтов
американской архитектуры). Здесь же возникают и очертания витебских улочек, Эйфелевой башни, силуэты влюбленных, зверей и рыб. Такое возвращение на завершающем жизненном рубеже к образам далекого прошлого, но в ином контексте придает концентричность творческому пути художника, подводит итоги его мировоззренческих исканий. Шагал объемлет в этой работе разные искусства, части света (Европу и Америку), техники письма, конфессии (христианство и иудаизм), суммирует впечатления всей своей жизни.
Наиболее отчетливо тема музыки обозначена в первой витражной панели «Окон», отведенной музыкальному искусству. На ней изображен спускающийся сверху на золотом престоле трубящий ангел. Его лучезарный образ создает ощущение торжественного гимнического звучания. Музыкальный эффект усиливает повисшая в воздухе скрипка, нотная страница. Эхообразные повторы изогнутого корпуса скрипки и согласующейся с ней гитары разносят их контуры по всему витражу до бесконечности. «Удвоена» и фигура духовика, но в едва различимой штриховке, проступающей только при ярком солнечном освещении. Сильное эмоциональное впечатление производит виртуозная игра Шагала с цветами и оттенками, благодаря использованной технологии неполного закрашивания стекла: «Цвет, как магнит, .притягивает взгляд. Множество оттенков синего, голубого, василькового, небесного ... - цвет бездонного неба. манящий волшебный мир шагаловской фантазии» [11]. Грейс Кальдерон считает, что в этом витраже художник сумел передать проникновенный характер блюзовых мелодий, которыми издавна славится Чикаго - город Мадди Уотерса и Бадди Гая [12].
Прославление Господа трубными звуками, вознесение к небу торжественной «Аллилуйи» составляет содержание витража кафедрального собора английского города Чичестера. В основе сюжета - строки из псалма 150: «.всякое дыхание да хвалит Господа». Это одна из самых «полнозвучных» работ Шагала, где в едином музыкальном приветствии сливаются звуки шофа-ров, трубы, скрипки, клавишного инструмента (вероятно, комнатного органа), бубна, тарелок. В верхней части композиции помещено изображение царя Соломона верхом на библейском осле (муле) с арфой в руках. Насыщенный красный цвет, доминирующий в этой работе, передает состояние ликования всего живого на Земле (людей, зверей и птиц).
Конкретные музыкальные ассоциации, а именно с финалом Девятой симфонии Людвига
ван Бетховена («Обнимитесь, миллионы!»), возникают в витраже «Окно мира», установленном в здании Организации объединенных наций в Нью-Йорке. Витраж посвящен памяти второго Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршель-да, погибшего в авиакатастрофе. Его любимым композитором был Бетховен, а строки из оды Шиллера «К радости», использованные в финале симфонии и призывающие к единению человечества, как нельзя лучше отражают характер деятельности борца за мир. Шагал изобразил на витражной панели нотную запись, которая прочно соединилась в представлении современников с грандиозным бетховенским сочинением.
На закате жизни, в 1980 году, художник по просьбе американского клавесинного мастера Уильяма Дауда расписал внутреннюю (обычно открытую во время игры) сторону крышки созданной им копии французского клавесина XVIII в. В основу росписи положен сюжет из Библии, описывающий встречу Исаака, сына Авраама и Сары, с Ребеккой, его будущей возлюбленной женой. Именно в браке с Ребеккой, по ветхозаветному преданию, Исаак нашел утешение в неизбывной печали, вызванной смертью матери. К влюбленным устремляется с небес Давид с арфой (киннором) в руках. Музыка, исполняемая царем Израиля, благословляет молодоженов на глубокие неостывающие чувства и бесчисленное потомство. На крышке клавесина также изображен вдохновенно играющий скрипач - реминисценция более ранних работ Шагала, отсылающая к исходному пункту его творческого пути. «Любовь и музыка предстают на фоне скромного безымянного пейзажа, где мягкая небесная синева переходит в желтизну песков, виднеются отдельные небольшие фигурки людей и животных, вдали ветхие домики. Композиция проста и гармонична. Этот пейзаж, одухотворенный Музыкой и Любовью, словно насыщен ими, растворяет их в себе» [13]. Клавесин был подарен Национальному музею Марка Шагала в Ницце «Библейское послание» Американской ассоциацией друзей музея. Экстерьер и внутренняя отделка инструмента органично вписались в атмосферу концертного зала, украшенного витражами, которые иллюстрируют семь дней сотворения мира. Религиозная тематика росписи созвучна и содержанию экспонатов музея, изначально задуманного как хранилище коллекции «Библейское послание». Презентация инструмента состоялась 14 января 1981, в рамках которого был дан концерт крупного нидерландского клавесиниста, авторитетного знатока старинной музыки Густава Ле-онхардта.
Итак, начав с отображения в своем творчестве клезмерских мелодий, Марк Шагал впоследствии отдал дань уважения композиторам разных эпох, стилей и национальных школ: Моцарту (его любимому композитору), Глюку, Бетховену, Берлиозу, Мусоргскому, Чайковскому, Бизе, Адану, Вагнеру, Верди, Дебюсси, Равелю, Стравинскому, уравновесив их достижения в величественном музыкальном пантеоне плафона Парижской оперы. В монументальном искусстве стало возможным отразить особенности не только малых, но и крупных музыкальных жанров -оперы, балета, симфонии. Уделил внимание художник и прославленным мифологическим и библейским музыкантам - Орфею, Давиду, Соломону, охватив тем самым всю историю музыки - от древности до современности, все сферы и жанры музыкального искусства, национальное и интернациональное. Это свидетельствует об универсализме Шагала, системности и всеохват-ности его творческой репрезентации.
1. Вознесенский А.А. «Васильковый человек» [Электронный ресурс] // Шагал М. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. -М.: Современник, 1989 - 222 с. URL: http://www.m-chagall.ru/library/Angel-nad-kryshami1.html (дата обращения 02.06.2014).
2. Зацарная Т.С. Иеротопичность пространства художественных образов Марка Шагала // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 18 мая 2011 г.) - Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2011. -С. 51 - 55.
3. Апчинская Н.В. Марк Шагал. Графика. - М.: Сов. художник, 1990. - 222 с.
4. Апчинская Н.В. Марк Шагал. Картинки с выставки [Электронный ресурс] // Истина и жизнь. -2005. - № 10. URL: http://www.istina.religare.ru/ article150.html (дата обращения 25.10.2014).
5. Апчинская Н.В. Театр Марка Шагала. Конец 1910-х - 1960-е годы // Музей марка Шагала. - Вып. 4. - Витебск: ВГТУ, ООО «Дизайн-Центр», 2004. -22 с.
6. Ichin K. Об источниках божественного в творчестве Марка Шагала [Электронный ресурс] // Toronto Slavic Quarterly. - 2005. - № 12. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/ichin12.shtml (дата обращения: 11.07.2014).
7. Шагал М. Марк Шагал об искусстве и культуре. -М.: Текст, 2009. - 320 с. (Чейсовская коллекция).
8. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1997. - 491 с.
9. Fontaine G. Marc Chagall's Ceiling [Электронный ресурс] // Visitepalaisgarnier.fr: Palais Garnier.
URL: http://visitepalaisgarnier.fr/en/interior/marc-chagalls-ceiling (дата обращения: 09.07.2014).
10. Апчинская Н.В. Марк Шагал в Америке: [о жизни и творчестве французского художника, уроженца Беларуси] // Бюллетень Музея Марка Шагала. -Вып. 18. - Витебск, 2010. - С. 28 - 32.
11. Nikiforovich V. Вот они - «Окна Америки» [Электронный ресурс] // Blogger.com: Блогохостинг. -Google Inc., 2003. URL: http://vankaremnikiforovich.blogspot.ru/2010/08/blo g-post_2546.html (дата обращения: 01.07.2014).
12. Calderone G. America Windows. - Chicago: Art Institute of Chicago, 1977 [Электронный ресурс] // Blogger.com: Блогохостинг. - Google Inc., 2003. URL: http://gracecalderone.blogspot.ru/2014/03/ america-windows-marc-chagall-1977-art.html (дата обращения: 20.07.2014).
13. Майкапар А.Е. Клавесин, расписанный Марком Шагалом // Проблемы искусства Франции XX века: Материалы научной конференции «Випперов-ские чтения-1989» - Вып. XXII. - М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С.Пушкина, 1990. - С. 112 - 117.
THE RESONANT WORLD OF MARC CHAGALL'S STAINED GLASS AND MURALS
L.G.Safiullina, G.LBatyrshina
The article reveals the symbolism of musical images in the stained glass windows, murals and paintings of Marc Chagall. The images of musicians and musical instruments, scenes from operas and ballets disclose his understanding of religion, culture, and continuity of generations. In the monumental works of the artist, music performs peacekeeping functions, contributes to the creation of comprehensive philosophical concepts, and reflects Chagall's polymodal perception of the world.
Key words: Marc Chagall, fine art, stained glass, painting, synesthesia, musical images, Klezmer music.
1. Voznesenskij A.A. «Vasil'kovyj chelovek» [E'lektron-nyj resurs] // Shagal M. Angel nad kryshami. Stixi. Proza. Stat'i. Vystupleniya. Pis'ma. - M.: Sovremen-nik, 1989 - 222 s. URL: http://www.m-chagall.ru/ library/Angel-nad-kryshami1.html (data obrashheniya 02.06.2014). (In Russian)
2. Zacarnaya T.S. Ierotopichnost' prostranstva xudoz-hestvennyx obrazov Marka Shagala // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya: Sbornik ma-terialov VI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Novosibirsk, 18 maya 2011 g.) - Novosibirsk: Centr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva, 2011. - S. 51 - 55. (In Russian)
3. Apchinskaya N.V. Mark Shagal. Grafika. - M.: Sov. xudozhnik, 1990. - 222 s. (In Russian)
4. Apchinskaya N.V. Mark Shagal. Kartinki s vystavki [E'lektronnyj resurs] // Istina i zhizn'. - 2005. - № 10. URL: http://www.istina.religare.ru/article150.html (data obrashheniya 25.10.2014). (In Russian)
5. Apchinskaya N.V. Teatr Marka Shagala. Konec 1910-x - 1960-e gody // Muzej marka Shagala. - Vyp. 4. -Vitebsk: VGTU, OOO «Dizajn-Centr», 2004. - 22 s. (In Russian)
6. Ichin K. Ob istochnikax bozhestvennogo v tvor-chestve Marka Shagala [E'lektronnyj resurs] // Toronto Slavic Quarterly. - 2005. - № 12. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/ichin12.shtml (data obrashheniya 11.07.2014). (In Russian)
7. Shagal M. Mark Shagal ob iskusstve i kul'ture. - M.: Tekst, 2009. - 320 s. (Chejsovskaya kollekciya). (In Russian)
8. Pliseckaya M.M. Ya, Majya Pliseckaya. - M.: No-vosti, 1997. - 491 s. (In Russian)
9. Fontaine G. Marc Chagall's Ceiling [E'lektronnyj resurs] // Visitepalaisgarnier.fr: Palais Garnier. URL: http://visitepalaisgarnier.fr/en/interior/marc-chagalls-ceiling (data obrashheniya 09.07.2014). (In English)
10. Apchinskaya N.V. Mark Shagal v Amerike: [o zhizni i tvorchestve francuzskogo xudozhnika, urozhenca Belarusi] // Byulleten' Muzeya Marka Shagala. -Vyp. 18. - Vitebsk, 2010. - S. 28 - 32. (In Russian)
11. Nikiforovich V. Vot oni - «Okna Ameriki» [E'lek-tronnyj resurs] // Blogger.com: Blogoxosting. -Google Inc., 2003. URL: http://vankaremnikiforovich.blogspot.ru/2010/08/blo g-post_2546.html (data obrashheniya 01.07.2014) (In Russian)
12. Calderone G. America Windows. - Chicago: Art Institute of Chicago, 1977 [E'lektronnyj resurs] // Blog-ger.com: Blogoxosting. - Google Inc., 2003. URL: http://gracecalderone.blogspot.ru/2014/03/america-windows-marc-chagall-1977-art.html (data obrashheniya 20.07.2014). (In English)
13. Majkapar A.E. Klavesin, raspisannyj Markom Shaga-lom // Problemy iskusstva Francii XX veka: Materi-aly nauchnoj konferencii «Vipperovskie chteniya-1989» - Vyp. XXII. - M.: Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nyx iskusstv imeni A.S.Pushkina, 1990. -S. 112-117. (In Russian)
Сафиуллина Лилия Гарифулловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: lilisafi@pochta.ru
Safiullina Liliya Garifullovna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Theory of Art and World Culture, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia. E-mail: lilisafi@pochta.ru
Батыршина Гульнара Ибрагимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: arpegio@mail.ru
Batyrshina Gulnara Ibragimovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory of Art and World Culture, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia. E-mail: arpegio@mail.ru
Поступила в редакцию 26.10.2014