Научная статья на тему 'Звучащий мир Сретения Господня'

Звучащий мир Сретения Господня Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Звучащий мир Сретения Господня»

Ю.В. Гундарова

Звучащий мир Сретения Господня

Эпоха позднего русского средневековья - время, когда главенствовало одноголосие, а знаменный распев представлял особый певческий стиль этого пения.

Знаменный распев образует систему, организованную по иерархическому принципу, призванную воплощать как простые формы речевого интонирования, так и сложнейшие формы вокализации. Знаменный распев усиливает значение гимнического текста, каждой его составляющей, и обладает особой структурированностью, которая связана с богослужебным уставом, церковным календарем. Распев разделен на восемь частей, гласов. Каждый глас имеет свой интонационный словарь, связанный с песенным типом интонирования слова, от минимальной распевности до максимальной (выраженной попевками и фитами). Весь же свод восьми гласов объединяет мельчайшие интонационные мотивы, фигуры, которые воплощают речевые формы интонирования. Таким образом, система знаменного распева построена на музыкальных формулах, создающих фон и рельеф произведения.

У каждого чинопоследования свой набор гласов, он не случаен и ведет свое начало от Византии.

Песнопения и чтения Сретения Господня фиксируются древнерусскими рукописями разных типов: Устав сообщает указания о порядке и образе совершения богослужения, в Минее собраны все молитвословия праздника, нотированные источники содержат песнопения. Отметим, что чинопоследование, соответствующее Иерусалимскому уставу, сформировалось в конце XV века и оказалось устойчивым, сохранив состав и последовательность песнопений до конца XVII века почти без изменений. Ненотированные источники достаточно стабильны в фиксации текстов праздника, чего нельзя сказать о нотированных рукописях. Певческий состав формируется до конца XVII века. Первое полное собрание песнопений Сретению появляется в конце XVI века. Нам известны рукописи из собраний БАН (Строг. собр. 44) и РНБ (Кир.-Бел. 586/843), содержащие все стихиры праздника, тропарь, светилен, канон, припевы, всего 36 песнопений. В конце XVII века нотированный корпус песнопений пополняется седальнами, кондаком.

В настоящей работе представлены результаты исследования по трем рукописям конца XVII века Кирилло-Белоезерсокого и Соловецкого мо© Ю. В. Гундарова, 2006

настырей - центров древнерусской певческой традиции: рукопись Соловецкого монастыря 277/280, рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 670/927 и 678/935. Все три источника содержат текст новоистиннореч-ной редакции. Полный состав песнопений праздника, зафиксированный в рукописях и имеющий нотацию с киноварными пометами, позволяет представить звучащий мир Сретения. Несмотря на разновременное и разноместное происхождение музыкального материала, целостность его создается принадлежностью песнопений одному стилю - знаменному одноголосному распеву, принадлежностью нотированных рукописей двум крупным обителям, связанным певческой традицией.

Слово поемое представлено в нотированных рукописях, праздничную часть службы составляют и чтения: Евангелие, паремии, чтения толкового евангелия, пролога. Указания о них мы находим в Уставах, Минеях. Рассредоточенный в службе цикл сретенских песнопений и чтений показан в Примере 1. Последовательность службы, указания на чтение и пения воссоздана согласно Уставу 1610 года (РНБ, XXI. 4. 5) и нотированным рукописям (Кир.-Бел. 670/927, 678/935, Сол. 277/280).

Все изменяемые тексты всенощного бдения посвящаются празднуемому событию, однако каждый чин представляет содержание праздника по-особому. Так, Малая вечерня идет певчески, в чин Великой вечерни входят чтения паремий - ветхозаветных чтений по прокимне, а в конце Великой вечерни Уставом предписывается чтение великое от жития святого Луки Стириота. Обе службы предлагает песенный материал двух жанров: стихиры, тропарь.

Утреня представлена многообразием жанров - как чтений, так и песнопений. Именно этой части богослужения принадлежат многочисленные чтения: 1) на кафизмах - в Толковом Евангелии, 2) по полиелеи -чтение от торжественных, 3) Чтение Евангелия 4) по 6-й песни канона -чтение из Пролога. Тропарь, седальны, величание, прокимен, конон, светилен, стихиры составляют неотъемлемую певческую часть службы. Многообразие жанров влечет и разнообразие манеры интонирования. В чтениях особо выделено произнесение Евангелия.

Песнопения вступают в диалог с Евангелием, паремиями, парафразируя, создавая аллюзии, толкуя чтения Священного Писания, и тем самым усиливают их значение, создают свои эмоциональные точки напряжения. Специфически музыкальными средствами песнопения организуют также время и пространство богослужения.

Обратимся к музыкально-поэтическим текстам Малой вечерни. Чин вечерни открывается возгласом священника, чтением 103-го псалма. Затем следует соборная молитва для всех собравшихся в храм - Великая ектенья, которая дает настрой молящимся по словам апостола Павла: «Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благода-

рения за вся человеки» (1 Тим. 2, 1)390. При ее исполнении возгласы священнослужителя чередуются с ответами лика. Возникает диалог, своего рода строфическая форма, где чередуется речевая интонация - solo и припевы хора. Таким образом, начало службы - введение в особое звуковое пространство. Экспозицию составляют богослужебные певческие жанры - стихиры на Господи воззвах первого гласа (три стихиры и Славник), стихиры на стиховне (три текста) второго гласа, тропарь первого гласа. Если стихиры звучат единожды, то тропарь в течение всей праздничной службы поется неоднократно, расчленяя ее на обозримые фрагменты. Таким образом, в экспозиции предстает единственно звучащий комплекс (подразумеваем единство музыкально-поэтического текста) и повторяющееся в дальнейшем песнопение. Гласовое оформление песнопений задает музыкальный тон, окрас всей дальнейшей службе. Первый глас стихир на Господи воззвах и тропаря, будет участвовать в следующих чинах 8 раз. Создается и звуковое обрамление - пространство Малой вечерни заключено в арку звучания первого гласа. С точки зрения гласовой драматургии - это замкнутая форма.

Обратимся к стихирам на Господи воззвах Малой вечерни. Их четыре. Первая стихира поется дважды, остальные единожды. Таким образом, первое песнопение по времени исполнения равно последующим двум, а заключающий микроцикл Славник по объему текста и, соответственно, по времени воспроизведения равен первой стихире, пропетой дважды. Следовательно, микроцикл по времени звучания состоит из трех одинаковых разделов: первая стихира - дважды озвученная, вторая и третья, Славник.

Микроцикл песнопений составлен по закону проповеди: изложение -предложение - нравственное приложение.

Первая стихира - экспонирование музыкально-поэтического ряда праздника. Ее содержание отражает суть празднуемого события - соединение горнего и дольнего, встреча Нового и Ветхого Заветов Нешпнсднмое

слово Н ПрЕСУЩНОЕ, НеМЫМИ ПрТОЛЫ НОСНМОЕ СО СЛДВОМ, Пр'|ЕМЛЕТ2 НД рУкН fvMEWHZ.

В этой стихире находит поэтическое претворение евангельский текст -монолог Симеона - нынЭ шпУстн ма, по глдголУ твоемУ спсе, вЭрны^г спсеже н

ндслаждЕН1Е, а также возникают ассоциативные связи с библейскими пророчествами.

390 Цит. по: Ектения [Электрон. данные] / авт.-сост. Ю. Евдокимова, А. Конотоп, Н. Кореньков. М., 1996 // Вечерняя песнь: сайт о древне-церковной певческой культуре. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.canto.ru. Загл. с экрана.

Во второй и третьей стихирах предложенный материал получает свое развитие.

Так, второе песнопение целиком посвящено евангельскому событию встречи и восприятию Симеоном кульминационного момента своей жизни - звучит монолог Симеона.

Третье песнопение развивает ветхозаветные ассоциации, проявленные в первой стихире, а также раскрывает смысл и значение Воплощения - шенобнтн естество гакш Елга, н посдднтн шдЕснУю 6Цд. Последнее является «выходом за рамки» заданной темы - Встречи, так как, «нарушая» естественный и последовательный ход событий предвозвещает конечный их итог (Вознесение Христа с плотью).

В основе содержания четвертой стихиры - Славника - вновь объединение тем Ветхого и Нового Заветов.

Помимо сочинения оригинальных напевов для поэтических текстов христианским песнопениям был свойственен прием сочинения на образец, по подобию, но не тождественности.

Так, стихиры на Господи воззвах написаны на подобен «Небесных чинов радование». Этот подобен выражает два аспекта - светлую радость бесплотных Сил и духовную радость земных праведников391. Эта идея проявляется и в первой стихире - примеры № 2А, № 2В (расшифровка крюковой нотации). Поэтический текст разделяется на две части. В первой представлен горний мир: Неописанное и Пресущное Слово, носимое со славою небесными престолы. Во второй появляется земной человек - Симеон, приемлющий Слово на руки.

В первой части стихиры выделяются две смысловые фразы: 1-я -Неописанное Слово и Пресущное, 2-я - небесными престолы носимое со славою.

Мелодическая линия первого слова первой фразы содержит вопросительную интонацию, последнего слова - ответ. Центр фразы представляет явный эмфазис стихиры - «Слово». Вспомним начало Евангелия от Иоанна (1, 1): «В начале было Слово...». Он выделяется инверсией поэтического текста. Последовательно слова могли быть записаны: Неописанное и Пресущное Слово. Однако, в церковно-славянской фразе Слово оказывается в центре. Интонационно оно выделено фитой - внтрислого-вым распевом. Эмфатически важное, оно подчеркнуто: звуковысотно -выход в светлое (высокое) согласие, к мелодической вершине («высоко»), ритмически - на него приходится острая ритмоформула с удар-кой392. Сам распев фиты представляет собой развитие, развертывание

391 Николаев Бпрот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., 1995. С. 86.

392 Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983. С. 36.

музыкальной «идеи», заложенной в первом мотиве. Эти музыкальные особенности заставляют воспринимать фиту как «философии истинное избывание» и «дерзновение к Богу в молитве»393.

Подобная детальная проработка тексто-музыкальных связей наблюдается и при дальнейшем выстраивании формы стихиры.

Следующая поэтическая фраза «небесными престолы носимое со славою» не имеет столь же яркой интонационной линии и тем самым оттеняет значимость начала стихиры. Но она имеет также свой эмфатически важный слог - славою. На этот слог приходится и музыкальное ударение, выраженное акцентным знаком - крюком, приходящимся на вершину мелодической линии - «повыше».

На этом завершается первый раздел стихиры, поэтическому тексту которого свойственно представление образов Ветхого Завета (видение пророка Исаии). Центром же как по организации временного континуума, так и по акцентности, является «Слово».

Следующий раздел музыкально-поэтического текста выделяется содержанием - это парафраз Евангелия, представляющий речь Симеона, также он отделяется музыкальными средствами. Начало его ознаменовано мелодическим повторением вступительного раздела стихиры: 1, I; В этой части есть свой смысловой акцент, падающий на слово Симеон. Звуковысотная организация, определявшая мелодическую линию фиты, сохраняется и здесь.

Сам монолог Симеона особо выделен ритмическим дроблением мелодической линии, свойственной произнесению речи.

Заключительная славильная часть оформлена мелодической волной с мягкой, ниспадающей линией окончания.

Этот текст звучит дважды и, возможно, антифонно (попеременно двумя хорами), в связи с чем появляются новые звуковые эффекты, связанные с тембром каждого из клиросов и акустикой храма.

Поскольку стихиры написаны на подобен, объявленный Уставом и заложенный в первой стихире, то музыкальные правила образца действуют и во второй и третьей стихире.

Однако, в связи с тем, что вторая стихира целиком представляет собой монолог Симеона, на первый план выступает речевая интонация. Отдельные слова выделяются музыкальными фразами-волнами: «Стра-шуся / и боюся /рукама /моима / объяти Тя /Владыко».

Гармоничное сочетание средств музыкальной выразительности и поэтического оформления мы обнаруживаем в Славнике. Вновь возвращается поэтическая композиция, показанная в первой стихире. Представле-

393 Азбука крюкового пения. Б-ка ЦАК, МДА, № 51, 516. Цит. по: Николаев Б., прот. Указ. соч. С. 160.

ние образов горнего и дольнего, ветхозаветные аллюзии и апелляция к евангельским образам, и славление Спасителю. В соответствии с содержанием текст разделяется на две части. Первая, посвященная Деве Марии, и есть собственно богородичен, вторая - поэтически оформленный монолог Симеона. Музыкальная композиция представляет также две части, границы которых совпадают со словесным текстом.

В Славнике, как и в предшествующих ему стихирах, ясно выражены музыкальные акценты, сочетающиеся со словесными.

Славник - музыкальная и содержательная реприза, в нем сводятся воедино музыкально-поэтический материал предшествующих стихир. Не случайно протяженность звучания его равна двум стихирам.

Таким образом, общезначимыми музыкальными средствами, основываясь на идее подобия, создано музыкально-поэтическое целое.

Эта идея имеет продолжение в стихирах на стиховне второго гласа, которые также имеют указания подобна, кроме того, вторая и третья ориентируются на образец первой, что прослеживается в общности ин-тонационого словаря для микроцикла и в принципе организации музыкальной формы, заданной первой стихирой. В этом цикле, как и в цикле стихир на Господи воззвах, повторяется первая стихира, но с той разницей, что поется она на Славу, замыкая таким образом микроцикл. Одним из центральных становится образ Богородицы. В музыкальной организации цикла первая стихира является образцом, по ее модели распеваются вторая и третья стихиры.

Обратимся к тропарю.

«Тропарь, в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на Утрени, и завершая его, как на Утрени же и Ве-черни»394. По типу высказывания тропарь Сретению можно определить как торжественный гимн, славление. Форма песнопения, исходя из содержания двухчастна: 1-я часть - 1-3 строка - обращение молящихся к Богородице, 2-я часть - 4-5 строка - обращение к Симеону. (См. пример № 3). Поэтической текст тропаря обладает симметричностью строфического рисунка (2-я и 5-я, 3-я и 6-я поэтические строки близки по количеству слогов), синтаксическим параллелизмом строк (1-4, 3-6), неполным синтаксическим параллелизмом 2-5 строк, анафорами глагольных форм (1, 3, 4, 5, 6 строк).

В процессе работы с нотированными рукописями мы обнаружили три типа распевания этого песнопения. В рукописи конца XVI века ин-тонацонное оформление богато мелизматическими оборотами: включает четыре фиты, маркирующие ключевые слова текста «восня», «хрнстшсо»,

394 Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 1995. С. 180.

«веселися», «намо». Главное свойство организации музыкальной лексики тропаря заключается в постоянном обновлении материала, что ведет к минимальному использованию приема повтора.

В рукописи конца XVII века (Кир.-Бел. 678/935) мелодическое оформление значительно упрощается и сводится по сути к строфической структуре.

Интонационное решение тропаря в старообрядческой рукописи (собрания Дружинина 656) по своей композиции (двухчастна), составу по-певочного словаря (включает те же попевки, фиты) гораздо ближе к стихирам вечерни.

Таким образом, на протяжении веков распевщики неустанно искали пути и возможности музыкальной интерпретации поэтического текста.

«Обладающий даром слова человек осуществляет свою человеческую сущность в культовом словесном религиозном сообщении со Словом Творца»395. Слово, произносимое и поемое - центр богослужения, представляющее содержание, само существо праздника разными гранями смыслов благодаря многообразию жанров и типов интонирования, начиная от псалмодии, торжественного возгласного чтения и заканчивая изысканной мелизматикой распева.

Пример 1

Малая вечерня

Стихиры «на Господи воззвах», гл. 1

Стихиры «на стиховне», гл. 2

Тропарь - 1-жды, гл. 1

Великая вечерня

Стихиры «на Господи воззвах», гл. 1. Слава: и ныне: гл. 6

Паремии

Стихиры на Литии. Гласы 1, 2, 6, 2, 5.

Стихиры на стиховне. Гл. 7. Слава: и ныне: - осмогласник

Тропарь - 3-жды, гл. 1

«И раздаются благословенные хлебы братии предложится чтение великое от жития святаго Луки Стириота. Аще суть и ина слово от торжественных, о празднице сем. Чтутся и та» (Старопечатный Устав 1610 года).

Утреня

Тропарь - 3-жды, гл. 1

По 1-й кафизме седален праздника, гл 1-й, самоподобен «Лик Ангельский.». Слава: и ныне: тот же.

395 Изречение отца Кирилла Копейкина из трактата «Музыка слова» цитируется по рукописи из архива автора.

«И чтем во Евангелии толковом» (Старопечатный устав 1610 года). «Чтением служат толкования св. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта на Новый Завет, из Симеона Метафраста и Маргарита»396.

По 2-й кафизме седален праздника, гл. 1, подобен «Лик ангельский»: «Сый со отцем на престоле святем...» Слава: и ныне: тот же. (Согласно рукописи Кир.-Бел. 670/927397).

И чтение во Евангелии (Старопечатный устав 1610 года)

Величание празднику

И седален праздника (по полиелее) гл. 4, под. «Удивися Иосиф» «Младенст-вуеши мене ради.» Слава: и ныне: тот же. (Согласно рукописи Кир.-Бел. 670/927398). Чтение от торжественных.

Прокимен праздника, глас 4-й Помяну имя твое.

Евангелие от Луки, зач. 8 «Бе человек во Иерусалиме.»

Стихира, гл. 6 «Да отверзется.»

Канон праздника, гл 3

По 3-й песни седален праздника гл. 4, подобен «Удивися Иосиф.»: «На горе синайстей древле видев Моисей.» Слава и ныне: тот же. (Согласно рукописи Кир.-Бел. 670/927399).

И чтем слово св. Амфилохия о празднике (Старопечатный устав 1610 г.)

По 6-й песни кондак, икос

И чтем в Прологе (Старопечатный устав 1610 года)

На 9-й песни - припевы.

Светилен - 3-жды.

Стихиры «на хвалитех», гл. 4

Тропарь - 1-жды, гл. 1.

Пример 2А Сол. 277/280, л. 347

Мца февраля. въ, ва день.

СрЭтен'е гда I спса ншегш (нса хрта.

На ма'лон вечерни. На гдн воззвлр ст'хнры, глася д.

Подосеня нбны снновя.

Первая стн^нра.

• -s k I. 1, I; ql • • ••> y [ f • Hfl l ] t c I k lz t e IN q ]

1. Неш-пнсанное 2. сло—Bw (сло-----------bw---------------)

л

' ] r ь q i- • v k л ' ] ; ~ i, s j k ' ifA; q

396 Скабалланович М. Указ. соч. С. 225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

397 Согласно Уставу 1610 г. - седален праздника, гл. 3: «От Девы Тя воплощенного Христе».

398 По Уставу 1610 г. - седален, гл. 8: «Родися на земли собезначальный отцу».

399 По Уставу 1610 г. - седален, гл. 4: «Младенствует мене ради».

3. н пресоущнш-е 4. не-Ее-сны-мн престолы 5. носн-мо-е со славою к О I / 1, I; | к ' Г к |

6. пргем-летя на рУкУ 7. сн-ме-шня воп'-А а о ; I • -у б • ' о • • о •• г е |

8. нынЭ штпУстн мя 9. по глаголУ твоемУ спасе а к ' Г к Г V е \

10. вЭрнымя спа-се-н''—е н наслажде-н'-е.

Сол. 277/280, л. 347 ое.

На ст'ховнЭ. Ст'хиры. г^Гв. Подобен^ доме е^франтовх Первая стн^нра

а I, I у ' Г в • >>1 у ' Г •! I; |

1. Две-----рн 2. не-Ее-сны—я 3. штверзнтесА

' е о у . I, I у

4. хрнстося ео 5. в це—рковь.

' I; г е I I V ,1 к I. 1С I Е 6. мкш младе-неця 7. ма-те-р'-ю дЭ-во-ю I V к Г • • к п * \ 8. ЕШгУ н ШТцУ__ прн-вШднТсА

Пример 2 В

Пример 3

ДрУж. 656, Л. 237 СЕ.

Тропарь. Глася а Ння перевод

а к V е я Г Н л ' ] г Ьq

1. РадУнс-А об-ра-дованная 2. Ео-го-ро-дн-це дево а ]( к О I; и • ••- у б •' I] 1711 е я 17 1ИЛ ' ] г Ь

3. нс тебе ео восТя______4. хрнстосо Еого наше 5. праведно--е солнеце

' 17 О I я к О / ' 17 / о е я

6. просвЭщая 7. нже во тмЭ соущТ'-н-хо

к М .1 .1 .1 |] I, ; ~

8. веселнся н ты старче праведнын

а I .> •> у к ' е ' I; г е я ' Я •' 17 Л; я

9. прТн------мо 10. на рУкУ свободнтеля 11. дУшамо нашнмо

а .1 .1 I, 17 Н л ' ] г Ь

12. дарУ-ющаго нам воскресен-Т-е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.