Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 51-58 БОТ: 10.15382МшгУ202246.51-58
Синдеева Надежда Эдуардовна, канд. искусствоведения, ст. преподаватель кафедры церковно-певческого обихода
ПСТГУ Россия, г. Москва г. nadezda2109@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4940-9937
Звон на 9-й песни канона:
к чему он относится?
Н. Э. СИНДЕЕВА
Аннотация: В статье впервые поднят актуальный для звонарской практики вопрос — вопрос о принадлежности звона на 9-й песни канона. Предметом исследования является звон, который в большинстве храмов совершается как 9 мерных ударов в один из больших колоколов после возглашения дьяконом «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» или праздничного стиха. Он длится в продолжение звучания песни Богородицы «Величит душа моя Господа» или 9-й песни канона. Звон на 9-й песни выбран не случайно — в современных руководствах по уставу звона, а также в звонарской практике остается открытым вопрос его принадлежности, а отношение к 9-й песни или к песни Богородицы не представляется убедительным. В ходе сравнительного анализа различных уставов колокольного звона, начиная от середины XIX в. до настоящего времени, было обнаружено отсутствие какого-либо единства в объяснении принадлежности этого звона. Для выяснения исторического значения звона на 9-й песни автор обратился к Чиновникам Московского Успенского собора, изданным с предисловием и указателем профессора А. П. Голубцова и отражающим практику совершения богослужений и звона в XVII — начале XVIII в. На основании Чиновников можно утверждать, что звон на 9-й песни совершался для сбора духовенства, подготовки к последующему крестному ходу на Славословии. Со временем этот крестный ход перестали совершать. Из этого следует, что звон на 9-й песни, по-видимому, утратил свое богослужебно-практическое значение, в связи с чем возникает вопрос о необходимости его совершения в настоящее время.
Ключевые слова: звон, 9-я песнь канона, 9 ударов, Чиновники Московского Успенского собора, Реут.
Звон на 9-й песни канона — это мерные удары в один большой колокол, совершаемые в конце канона на утрени, чаще всего ударов бывает 9.
Звон на 9-й песни в современной звонарской практике — явление, которое требует всестороннего исследования. Осветим вопросы, связанные с этим звоном, которые сегодня остаются открытыми, в частности, относится ли он именно к 9-й песни или к пению Песни Богородицы, так как обычно он совершается
© Синдеева Н. Э., 2022.
во время исполнения песнопения «Честнейшую Херувим». Также к вопросам, связанным с этим звоном, относится и следующий: должен ли этот звон совершаться, если песнопение «Честнейшую» не исполняется.
Различные руководства по уставу колокольного звона имеют отличные указания на совершение этого звона. Рассмотрим некоторые из них, расположив их в хронологическом порядке.
Краткое историческое описание Рыхловской пустыни издания 1844 г. говорит о том, что «на девятой песни пономарь биет в железное било вне церкви, по обычаю восточных обителей, в честь Пресвятыя Богородицы, да и находящаяся братия в послушаниях восхваляют Ее совокупно с поющими. Таковое ударение в било к Честнейшей на девятой песни ежедневно на утренях совершается»1. Но здесь, к сожалению, не сказано, совершается ли этот звон, когда Песнь Богородицы не поется.
По свидетельству Исторического обозрения Брянской Бело-Бережской пустыни Анатолия Сполохова (1863), о принадлежности звона к Песни Богородицы ничего не говорится: «...на утрени по 9 песни канона ударяют в било, а в большие праздники — в большой колокол»2. Более того, звон указан по 9-й песни, а не перед ней или на ней.
Епископ Геннадий Донской, старообрядец, в пособии «О церковном звоне» (1915) указывает, что «небольшой благовест иногда полагается на 9 песни утреннего канона "по чину соборному" для славословия3, или ради выноса креста, молебном, крестного хода, епископского рукоположений и других богослужений, бывающих вскоре после утрени»4. Как мы видим, епископ Геннадий здесь ничего не говорит о принадлежности этого звона к 9-й песни или пению «Честнейшую».
Прот. Серафим Слободской в Законе Божием (1957) пишет: «В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9 ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии)»5. О вариантах, когда песнь Богородицы не поется, Слободской ничего не говорит. Кроме того, его отсылка к традиции киевской и малороссийской без указаний источников вызывает сомнения.
В указаниях о чине звона, переданных игуменом Михеем (Тимофеевым), звонарем Троице-Сергиевой лавры, сказано, что «благовест к 9-й песни производится мерный, ровный, читая пс. 50-й единожды на Всенощном Бдении в Праздники и на службы с полиелеем. Если поется "Честнейшая", то начало благовеста от начала пения "Честнейшая" и до 9-й песни канона»6.
1 Мелхиседек, архимандрит. Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. М., 1844. С. 54-55.
2 Цит. по: Б. а. Православный, церковный колокольный звон. С. 59-60.
3 В патриаршем уставе Московского Успенского собора указан сей благовест: в неделю мытаря и фарисея, мясопустную, православия, крестопоклонную, 4-ю и 5-ю Великого поста, мироносицкую, о расслабленном, о слепом, св. отец, всех святых, 1 августа и 6 января.
4 Донской Геннадий, еп. О церковном звоне. Новочеркасск, 1915. С. 3.
5 Слободской Серафим, прот. Закон Божий // Звон на всенощном бдении. М., 2012. С. 560.
6 Цит. по: Б. а. Православный, церковный колокольный звон. С. 61.
В «Православном богослужении. Практическом руководстве для клириков и мирян» И. В. Гаслова и А. С. Кашкина (2011) содержится указание совершать на 9-ю песнь канона благовест в 25 ударов в большой колокол. Здесь же о песни Богородицы не говорится ничего.
В руководстве по совершении звонов в храме Христа Спасителя говорится, что этот звон бывает только тогда, когда служится всенощное бдение накануне Великого праздника или воскресного дня. В великие праздники указано: «На "Честнейшую" (если положено по уставу) — 9 ударов в Царский колокол» и в воскресные: «На "Честнейшую" 9 ударов в Святительский колокол»7. Таким образом, согласно уставу храма Христа Спасителя, если «Честнейшая» не поется, то и звон не совершается.
В Преображенском же храме, который находится на первом этаже Храма Христа Спасителя, говорится о звоне на 9-й песни только в случае служения всенощного бдения: «на "Честнейшую": 9 ударов в Святительский колокол»8.
В приложении к диссертационному исследованию Н. В. Тарарацкой на тему «Колокола и колокольные звоны Московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее» звон на 9-й песни указан во всех праздничных и постовых службах. О будничных службах там ничего не говорится, но, в соответствии с практикой звона Данилова монастыря, этот звон совершается на всех службах церковного года, кроме Утрени Великого Пятка с чтением 12 Страстных Евангелий.
На сайте храма Преображения Господня г. Смоленска в статье «Устав Церковного звона» можно увидеть указание на совершение 9 ударов в большой колокол на «Честнейшую». Здесь количество ударов связывается с обозначением 9 ангельских чинов, к которым в этом песнопении причисляется Божия Матерь. О происхождении этого звона говорится, что «раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола, в зависимости от статуса предстоящего молебна, и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрел символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол»9. Такое объяснение представляется неубедительным, так как не имеет никаких указаний и ссылок.
Прот. Константин Никольский в «Пособии к изучению устава Богослужения Православной церкви», говоря о чине звона, об этом звоне не упоминает вовсе. М. Н. Скабалланович в Толковом Типиконе о звоне на 9-й песни также ничего не говорит.
Таким образом, мы представили различные взгляды на этот звон. Для выяснения его принадлежности обратимся далее к Чиновникам Успенского собора, так как они содержат в себе некую регламентацию звона, указывая, когда и как звонить. Эти Чиновники были изданы в 1908 г. с предисловием и указателем
7 Устав звона Храма Христа Спасителя. Электронный ресурс: Zvon.ru — Устав звона Храма Христа Спасителя (дата обращения: 19.02.2022).
8 Там же.
9 Устав Церковного звона. Электронный ресурс: Устав Церковного звона (acathist.ru) (дата обращения: 19.02.2022).
профессора А. П. Голубцова. Все Чиновники, вошедшие в издание XVII в., имеют подробные указания совершения колокольного звона: Сказание действенных чинов, составленное в 1622 г. при патриархе Филарете и имеющее более поздние приписки; Указ о звону и о чину в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых, время составления которого не известно, но имеет приписки с 1644 г. и замечание о том, что в 1681 г. при патриархе Иоакиме этот Чиновник был изъят из собора в патриаршую правильню10; Чиновник церковной о благовесте и о звону, время написания которого также не указано, но в приписках есть ссылки на 1631, 1632 и другие годы. По всей видимости, данный Чиновник был написан раньше этих лет. Следующий Чиновник соборный. Он также не имеет датировки, но в тесте есть позднейшая приписка о том, что в 1700 г. 31 декабря умерла царица и княгиня Марфа Матфеевна, а также в тексте есть указание о том, что в 1725 г. умер Петр I. Последний раздел Чиновников — Книга записная — повествует об облачениях и действах патриарха Никона.
Обратимся к тексту Чиновников. Самым подробным из них является первый Чиновник — «Сказание действенных чинов», который содержит указания на каждый день года с указаниями, кроме богослужебных, и на то, как звонить в эти дни. Другие Чиновники дают указания только на особые праздники. Звон на 9-й песни в первом Чиновнике указан не во все дни, а лишь 1 сентября (индикт), 15 сентября (Владимирской иконы Божией Матери), 1 октября (Покров), 22 октября (св. Аверкия Иерапольского, покровителя царской фамилии, и отроков Ефесских), 29 ноября (Параскевы), 23 декабря (предпразднство Рождества и святых 10 Критских мучеников), 6 января (Богоявление), 21 мая (равноап. Константина и Елены), 23 июня (св. мч. Агриппины), 8 июля (св. мч. Проко-пия Устюжского), 11 июля (св. вмч. Евфимии Всехвальной и кн. Ольги), 20 июля (пророка Илии), 29 июля (рождество Николая Чудотворца), 1 августа (Происхождение креста Господня), 26 августа (Владимирской иконы). В эти дни указано, что «на заутрени на 9 п%сни благовестят в ревоутъ»11, «а на величании патриярхъ не облачается, токмо на 9 п%сни благовестят в ревоутъ немного»12, «а на заутреш на 9 п%сни благовестятъ в ревоут для ходоу»13. Чиновник церковной о благовесте и звону и Чиновник соборный имеют приблизительно те же дни, в которые совершается звон на 9-й песни. Указ о звону и чину в Пост великий имеет звон во все недели до Всех святых, когда у святого есть величание и читается ему Евангелие перед каноном, а после Славословия читается воскресное Евангелие. Также этот звон указан в неделю о блудном сыне, в неделю о Страшном Суде, в первую, третью, четвертую и пятую недели Великого поста, в Лазареву субботу, в Преполовение Пятидесятницы, в пятую и восьмую недели по Пасхе, в неделю Всех святых и первую неделю Петрова поста.
Во всех случаях, где указан звон на 9-й песни, колокол используется либо Реут, либо «ббльший».
10 Помещение, где правили тексты богослужебных книг.
11 Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, проф. А. П. Голубцов // Сказание действенных чинов. М.: Синодальная типография, 1908. С. 1.
12 Там же. С. 7.
13 Там же. С. 12.
Колокол Реут получил название от слова «ревун», как имеющий низкий тембр звучания. Он был отлит в 1622 г. московским мастером Пушечного двора Андреем Чоховым (им же была отлита Царь-пушка). Несмотря то что колокол дважды падал (в 1812 и в 1855 гг.), он сохранился до сих пор и висит сейчас под сводами южного проема Успенской звонницы, но с земли он почти не виден. Колокол Реут в XVII в. был одним из самых больших колоколов на звоннице Московского Кремля, в настоящее время является вторым по величине после Успенского колокола. Вес Реута составляет 1200 пудов (приблизительно 20 т).
БОльший колокол — здесь имеется в виду так называемый Годуновский колокол, который стал предшественником Царя-колокола. Годуновский колокол был отлит также Андреем Чоховым в 1600 г. весом 2 тыс. пудов (ок. 33 т). Он не сохранился — в 1654 г. был перелит в Царь-колокол.
О количестве ударов на 9-й песни в Чиновниках Успенского собора нигде ничего не говорится. Этот благовест чаще всего встречается с указанием «для ходу», но встречается и без него. Также этот звон появляется только в случаях совершения особо торжественных богослужений. В случае отсутствия хода можно предположить, опираясь на описание 9-й песни в Толковом Типиконе проф. М. Скабаллановича, что этот звон совершался как сигнал для священнослужителей к началу облачения перед Великим Славословием. М. Скабалланович пишет: «Как ни выделяется из ряда других 8-я песнь, заключительное слово в каноне из Ветхого Завета, но насколько выше последнего Новый Завет, настолько возносит над другими песнями устав 9-ю песнь. Это выражается прежде всего тем, что к этой песни "иерей и диакон облачатся обычно", как они облачаются на протяжении бдения еще только 2 раза: ко входу и к полиелею или Евангелию. В облачении теперь они остаются до окончания службы»14.
Другой вариант указания совершения звона на 9-й песни — «для ходу», то есть в конце утрени, в некоторых случаях совершался крестный ход. Например, Чиновник «Указ о звону и о чину в Пост великий и в пятдесятницу до недели всех святых» очень подробно описывает совершение воскресного крестного хода:
В воскресные ж дни на 9-й песни всегда благовестят в ревут немного для Славословия, а на Славословии диаконы приходцкия идут, а по нихъ пана-марь свещу болшую витую выносит, а за ним выходят со крестом и со свя-тымъ евангелиемъ, а крестъ писмяной болшой носит Диакон прихожой, а ставит на немъ панамарь три свещи витые в шанданех железных, а соборной Богородитцкой диакон в стихаре и в поручах евангелие несет, а за нимъ все священники идут, спустя фелони и без скуфей <...> А ходят всегда ж к славословию по переменам ис Китая и ис Кремля города священники и диаконы, а иногда по нужде один неделной ходит. А выходят изъ олтаря в ризах северными дверми и обходят кругом одново столпа, позади леваго крыло-са. А за собором или за неделным попом посадцкие попы из Китая или из Кремля всегда ходят, а берегут того подьяки накрепко, чтоб всегда ходили безленостно. А какъ обшед кругомъ столпа и среди церкви станут противъ амбона, по обеденному чину, и поклонится диакон иерею; иерей же благо-
14 Скабалланович М. 9-я песнь. Облачение к ней // Толковый Типикон. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 693.
словит его и поцелует святое евангелие. И пошед по два, и покланяются на месте святителскому образу Петра чюдотворца. А будет святитель, когда ни будет, в воскресный день, и на Славословии протопопъ и с протодиаконом на семъ выходу бываютъ. И подносит святое евангелие на месте патриарху протодиаконъ, и целует патриархъ святое евангелие и благословит протодиакона, и поклонився протодиакон, и идет в олтарь, а протопопъ з братьею и вси священники по два покланяются патриарху. И вси вшедше в олтар, и собором поют Святый Боже единожды, а потомъ протодиакон или диакон, аще без патриарха, то сказывает прокимен воскресной. И восходят на амбон и поют по крылосомъ прокимен, а Всяко дыхание не поют, но токмо Премудрость, прости говорит диакон, и Господи помилуй не поют же и чтут евангелие на амбоне. И аще будет патриархъ или митрополит или архиепископъ, и кто челъ евангелие, и подносят евангелие святителю, и по тому ж чину все бывает, якож и послЪ перваго евангелиа выше указано. И посем октении говорят и отпустъ и часъ первый и конечный отпустъ по вселетному15.
Интересно отметить, что все Чиновники, кроме последнего (не считая Книги записной об облачениях и действах патриарха Никона), рассматриваемый нами звон указывают совершать во время 9-й песни канона, а в Чиновнике соборном этот звон везде, где появляется, указан после 9-й песни.
Таким образом, рассмотрев источники разного времени, приходится констатировать, что нельзя проследить последовательное историческое развитие звона на 9-й песни. Существовавший в XVII в. звон сообщал о сборе на крестный ход, который в современной литургической практике отсутствует. Кроме того, почти нигде нет указания на совершение этого звона на всех утренях, что имеется в современной звонарской практике. Поэтому возникает вопрос, а нужен ли этот звон сейчас? Конечно, в настоящее время нет единого устава колокольного звона и в каждом храме звонят по-разному, но тем не менее перед каждым приходом сейчас встает необходимость решения этого вопроса. Мы надеемся, что проведенное исследование может способствовать хотя бы отчасти прояснению обстоятельств бытования звона на 9-й песни в современной звонарской практике, от этого, в свою очередь, зависит, продолжит ли он свое существование в богослужении.
Список литературы
Без автора. Православный, церковный колокольный звон.
Гаслов И. В., Кашкин А. С. Православное богослужение: Практическое руководство для
клириков и мирян. СПб.: Сатисъ, 2011. Донской Геннадий, еп. О церковном звоне. Новочеркасск, 1915. Мелхиседек, архим. Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. М., 1844. Никольский Константин, прот. О колоколах и звоне: Пособие к изучению устава Богослужения Православной церкви. СПб.: Синодальная типография, 1907.
15 Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, проф. А. П. Голубцов. С. 141-142.
Скабалланович М. 9-я песнь. Облачение к ней / Толковый Типикон. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.
Слободской Серафим, прот. Звон на всенощном бдении / Закон Божий. М., 2012.
Сполохов А. Историческое обозрение Брянской Бело-Бережской пустыни, 1863 // Б. а. Православный, церковный колокольный звон.
Тарарацкая Н. В. Колокола и колокольные звоны Московского Данилова монастыря: прошлое и настоящее: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2016.
Устав звона Храма Христа Спасителя. Электронный ресурс: Zvon.ru — Устав звона Храма Христа Спасителя (дата обращения: 19.02.2022).
Устав Церковного звона. Электронный ресурс: Устав Церковного звона (acathist.ru) (дата обращения: 19.02.2022).
Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона, проф. А. П. Голубцов. М.: Синодальная типография, 1908.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2022. Vol. 46. P. 51-58
DOI: 10.15382/sturV202246.51-58
Nadezhda Sindeeva, Candidate of Sciences in Art Criticism, Senior Lecturer, Department of Rules of Church Singing, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities
Moscow, Russia r. nadezda2109@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4940-9937
The Chime to the 9th Song of the Canon: What does it Refer to?
N. Sindeeva
Abstract: This article for the first time raises a topical issue in the practice of church bell ringing, namely the reference of the chime to the 9th song of the canon. The object of the study is the chime which in most churches is performed as nine measured strikes on one of the bigger bells after the deacon proclaims "Let us glorify the Theotokos and the Mother of Light in a song" or after a festive verse. It continues during the singing of the song of the Theotokos "My soul glorifies the Lord" or of the 9th song of the canon. The chime to the 9th song was chosen not randomly, because in contemporary guidelines on bell ringing, as well as in the bell ringing practice, the question of its reference remains unanswered, and the relation to the 9th song or to the song of the Theotokos does not seems persuasive. In the comparative analysis of various charters of bell ringing, starting from the mid-19th century up to the present, it has been found that there is no unity in explaining the reference of this chime. In order to clarify the historical significance of the chime to the 9th song, the author used the Regulations ("Chinovniki") of Moscow Assumption Cathedral, published with a foreword and index by Professor A. P. Golubtsov. These reflect the practice of worship and bell ringing in the 17th — early 18th centuries. On the basis of the Regulations, we can confirm that the chime to the 9th song was performed to gather the clergy and prepare for the subsequent procession
on the Glorification. Later, this procession was lost in liturgical practice. Thus, it can be concluded that the chime to the 9th song has lost its practical significance, and the issue arises about the necessity to perform it now.
Keywords: chime, 9th song of the canon, nine strikes, Regulations ("Chinovniki") of Moscow Assumption Cathedral, Reut.
References
Gaslov I., Kashkin A. (2011) Pravoslavnoe bogosluzhenie. Prakticheskoe rukovodstvo dlia klirikov i mirian. St. Petersburg (in Russian).
Skaballanovich M. (2004) "9-ia pesn'. Oblachenie k nei" [The 9th Song. Apparel for it], in Tol-kovyi Tipikon [Typikon with explanations]. Moscow (in Russian).
Slobodskoi S., priest (2012) "Zvon na vsenoshhnom bdenii" [Chime to the Vespers], in Zakon Bozhii [God's law]. Moscow (in Russian).
Ustav zvona Khrama Khrista Spasitelia [Regulations of bell ringing at the Cathedral of Christ the Redeemer], available at http://www.zvon.ru/zvon4.view1.page19.html (in Russian; accessed 24.04.2022).
Ustav Tserkovnogo zvona [Regulations of church bell ringing], available at https://acathist.ru/en/ novosti/item/264-ustav-tserkovnogo-zvona (24.04.2022).
Статья поступила в редакцию 22.02.2022 The article was submitted 22.02.2022