Научная статья на тему 'Звезды зажигают'

Звезды зажигают Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
347
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Звезды зажигают»

деньги».

Виктория МУСОРИНА, Ирина ВОРОБЬЕВА

«Серое» искусство

Полная неразбериха в билетном хозяйстве, плохо выстроенная концертная инфраструктура, разнобой в ценах — вот главные особенности звездного бизнеса. «Билеты можно вообще не печатать, — увлеченно рассказывает Михаил Шурыгин, хозяин ЮСА, компании, которая специализируется на организации концертов западных звезд. — Кредиткой или с мобильного телефона вы оплачиваете стоимость, получаете штрих-код на свой мобильный телефон, и во время прохода на концерт код считывается. Так за считанные минуты в мире продаются стадионы! Но проблема в том, что наш потребитель пока не готов покупать электронные билеты. Мы в этом убедились, продавая концерт Мадонны: процент реализации через интернет был крайне невысок. Люди предпочитали давиться в очередях на улицах».

По прогнозу Михаила Шурыгина, российский промоутерский рынок в течение ближайших 10-15 лет по целому ряду направлений будет отставать от западного. Но только не в приросте объемов — если

западный шоу-бизнес прошел интенсивный путь развития 70 лет назад, то мы только стартуем.

«Система налогообложения подталкивает работать «в серую», стимулов для легализации своих доходов нет ни у промо-утеров, ни у артистов», — говорит Михаил Шурыгин.

Нет у промоутерских организаций и своего лобби во властных структурах. Пока конкурентная ситуация на рынке не совсем здоровая, говорит Шурыгин, игроки не склонны обсуждать проблемы и вместе их решать.

Нормальный доход промоутера — это 3-5% от общего вала. «Деньги зарабатываются с продажи билетов, — рассказывает глава компании «Русский Шоу-центр» Владимир Зубицкий. — Это только кажется, что билеты очень дорогие. В них — все расходы по концертам, аренда, реклама, гонорары артистам, продакшн. Это огромные суммы». А для промоутера 5-10% — небольшие деньги, больше 5% не зарабатывают и европейцы. Но между нами и Европой — пропасть. Разница заключает-

ся в том, что на Западе промоутеры делают не 20 концертов в год, как наши, а 200. Иначе их бизнес не выжил бы. А как выживают наши? «Наша компания на рынке вот уже 17 лет, но если бы мы занимались только концертной деятельностью, то столько не продержались бы, — рассказывает в СМИ Надежда Соловьева, глава крупнейшей продюсерской компании SAV Entertainment. — Мы занимаемся другими видами деятельности — организацией корпоративных пиар-концертов и вечеринок. Вот что на самом деле приносит нам основные деньги. Маленькие компании, которые делают три-пять концертов,

Надежда Соловьева когда-то работала начальником международного отдела Театра песни Аллы Пугачевой

вообще еле выживают».

По оценке информагентства «Интермедиа», ежегодно концертный рынок столицы растет на 15-20%. В 2006 году его объем превысил $63 млн., а всего концертного сектора России — $132,47 млн. Оговоримся, что проведение корпоративных мероприятий в эту статистику не входит. Между тем Рикки Мартин, Робби Вильямс, Марайя Керри, Scorpions — все они приезжали в Россию на «домашние вечеринки», получая за это колоссальные гонорары.

«Неудивительно, что агенты зарубежных артистов на Россию смотрят по-особому — с досадой говорит Владимир Зу-бицкий, глава «Русского Шоу-центра». — Пока у нас есть много бизнесменов, готовых принять западных звезд и заплатить им огромные деньги, так и будет. После этого они, конечно, не поедут за меньшие гонорары. Но такие компании не могут быть долгожителями, на рынке остаются такие, как мы». «Как мы» — это четверка лидеров нашего рейтинга.

В нужном месте в нужный час

Объединенные компании «Русский Шоу-центр» и SAV Entertainment с оборотом в $10 млн. занимают в нашем рейтинге первое место. Надежда Соловьева — культовая личность для российского шоу-бизнеса. Именно с ее компании SAV Entertainment фактически и началась история российского шоу-бизнеса, а также западного — в России. В конце 1970-х годов Соловьева окончила Московский институт иностранных языков. Ей сразу повезло: удалось поработать переводчиком и администратором в крупных советских организациях, таких как Министерство культуры и Госконцерт. Накопив опыт, Соловьева впервые попробовала свои силы в сфере профессионального промо-утерства в середине 1980-х годов. Тогда она работала в Театре Аллы Пугачевой, где отвечала за все международные программы театра и организовывала его зарубежные туры.

Собственный бизнес стартовал при поддержке бывшего мужа Пугачевой — Евгения Болдина: в 1987 году была учреждена компания SAV Entertainment. Их пер-

Бывший директор кемеровской филармонии Владимир Зубицкий умело дирижирует и артистами, и спонсорами

Пока в России есть бизнесмены, готовые оплачивать приезд звезды на домашнюю вечеринку, отечественный промоуторский рынок будет восприниматься как второсортный

вым опытом на промоутерском рынке (хотя его как такового в СССР тогда еще не было) стала организация туров Пугачевой, Александра Малинина, Владимира Преснякова, а также Большого театра, Балета на льду и Симфонического оркестра в России и за рубежом.

Соловьева выступала промоутером более чем 200 концертов таких артистов, как Пол Маккартни, Лучано Паваротти, Элтон Джон, Диана Росс, Тина Тернер, Стинг, Хулио Иглесиас, и др. Концерты проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и десятках других городов России и СНГ. Своей профессиональной удачей она считает концерт Пола Маккартни на Красной площади. «Дело в том, что выступать на Красной площади хочется многим, но редко кому удается, — говорит партнер Соловьевой Владимир Зубицкий. — Это должна быть культовая личность. Для нашей страны это Дмитрий Хворостовский, группа «Машина времени». Свой юбилейный концерт Андрей Макаревич тоже провел на Красной площади».

Shou must go on

«Москва слезам не верит, я пережил знакомство со столицей уже в серьезном возрасте», — говорит Владимир Зубицкий. Родился бизнесмен в Кемерово, учился в местном музыкальном училище и в Университете культуры, работал в симфоническом оркестре Кузбасса. Быстро поднялся по служебной лестнице: занимал

кресло администратора, должность директора оркестра, директор филармонии. Так что специфику работы с музыкальными коллективами — симфоническими оркестрами и музыкальными театрами — знает не понаслышке.

«Это — богема, все музыканты очень своеобразные, чувствительные люди, каждый из которых внутренне считает себя гением, — рассказывает журналу «ВЕСТИ» Владимир Зубицкий. — Этим всем нужно управлять, быть для музыкантов и отцом родным, и начальником — тебя должны и любить, и бояться». Управлять получалось неплохо: Зубицкий стал директором филармонии. И в определенный момент понял, что это — потолок, дальше расти просто некуда.

«Параллельно с карьерой администратора и музыканта я пытался заняться бизнесом, — вспоминает Владимир Зубиц-кий. — Мы продавали-покупали разные вещи. Помню, как заработали первый миллион, а через несколько месяцев после дефолта он перестал быть миллионом...» Очень быстро Зубицкий осознал, что при всей своей коммерческой жилке подобные занятия — не для него.

«Я понимал, что могу делать большее, — продолжает он. — К тому времени меня приглашали работать в Москве, но я очень долго не мог решиться. Там жил и мой близкий товарищ — когда-то мы с ним вместе играли в музыкальных коллективах Кемерово, а позже Виталий Богданов стал одним из акционеров «Русского радио». Богданов и позвал меня в Москву. И когда я решил, все продал в течение десяти дней, чтобы ничего здесь не оставалось, иначе я бы вернулся».

Через несколько месяцев после переезда Зубицкий уже создал концертную компанию под названием «Русская филармония».

«А потом я познакомился с Надей Соловьевой и Евгением Болдиным, владельцами SAV Entertayment, — говорит Зубиц-кий. — Они пригласили меня работать директором программ для организации концертов Pet Shop Boys и Патрисии Каас. Сразу после этого я плотно занялся гастрольной работой с российскими артистами, принимал участие в создании группы «Союз». После нескольких проведенных совместных мероприятий мы поняли, что

Кто контролирует гастрольно-концертный рынок России

Место

1 SAV Entertainment, Русский Шоу-центр

2 Планета Плюс

3 Talent Concert International

4 NCA

Владелец

Надежда Соловьева, Владимир Зубицкий

Евгений Финкельштейн

Эдуард Ратников Михаил Шурыгин

Оборот в 2006 году ($ млн.!

10

8

о о б с

около 7 6

¡прямые инвестиции /№07 [63] £007 | реальный сектор

z

I

Щ

a

h

u

Ю

о

u

близки по духу и можем работать вместе. Так и решили соединиться в единый холдинг. Я занимался в основном российскими артистами, Соловьева — западными.

Для Евгения Финкельштейна промоутерство — это хобби

А «Русскую филармонию» переименовали в «Русский Шоу- центр».

Сегодня Владимир Зубицкий и Надежда Соловьева владеют объединенной компанией на паритетных началах — 50 на 50. А Евгений Болдин два года назад вышел из бизнеса, занявшись собственными проектами (в том числе организацией корпоративных концертов. — «ВЕСТИ»). «Мы по-прежнему дружим, конфликта при расставании не было никакого», — подчеркивает Зубицкий.

Не возникло проблем и с «Русским радио», даже наоборот — Виталий Богданов предложил Зубицкому возглавить компанию «Росконцерт». Сегодня Виталий Богданов избран сенатором от Курской области, а Зубицкий является его помощником. Не забывают земляка и на Кузбассе: на общественных началах Зубицкий занимает должность советника заместителя губернатора по вопросам культуры. Видимо, по этой причине Аман Тулеев уже третий год приглашает на открытые выступления Хворостовского, который дает в Кемерово

Мадонну ожидал полупустой стадион, а зрителей — многочисленные спекулянты

благотворительные концерты.

Вот как описывает свое знакомство с Зу-бицким Константин Орбелян: «Мы познакомились в 1989 году, во время гастролей в Кемерово, тогда я записал с Хворостовским диск с песнями военных лет и попросил Зу-бицкого приехать ко мне. Прямо в машине поставил ему диск—Хворостовский пел Та-ривердиева «Где-то далеко...», а у Зубицко-го потекли по щекам слезы. Мне показалось, что он даже и не понял сначала, кто это поет, но сразу же сказал - делаем концерт. Кстати, до него на этот шаг никто не решался: всего четыре года назад Хворостовский был известен только меломанам».

Сын Зубицкого Денис работает в компании отца и занимается продвижением, то есть на современном языке — «про-дакшн».

Планета Финкельштейна

«Планета Плюс» — крупнейший игрок промоутерского рынка в Санкт-Петербурге, один из активов холдинга PMI, владеющего также радиостанциями «Русское Радио», «Love Радио», «Динамит», агентством по продаже билетов «Кассир.ру», рекламным агентством «PMI ProMedia», агентством по наружной рекламе «Топ-мьюзик». Принадлежит этот набор активов еще одному старожилу рынка Евгению Финкельштейну. В оценках оборота своей промоутерской компании Финкельштейн не стесняется, считая, что в прошлом году он достиг $20 млн. как минимум: «Судите сами: в этом месяце только оборот концерта Rolling Stones, намеченного на 28

июля на Дворцовой площади, даст больше $7 млн., концерт Aerosmith — $1,5 млн., Элтона Джона — $3 млн., не считая выступлений российских артистов». Участники рынка отмечают, что бюджет концерта и оборот компании — понятия разные. По оценке участников рынка, оборот «Планеты Плюс» в 2006 году приблизился к $8 миллионам.

В 1989 году, после окончания торгового техникума, Финкельштейн уехал в Голландию и занимался там винно-водочным бизнесом. На экспорте спиртосодержащей продукции он заработал достаточно денег, чтобы в начале 1990-х годов открыть клуб «Планетарий». На его базе в 1998 году и возникла «Планета Плюс». Компания прирастала и другими активами, появился холдинг.

На корпоративные вечеринки, по словам Финкельштейна, его компания не разменивается, занимаясь большими проектами. «Планета Плюс» ежемесячно устраивает восемь-десять концертов российских артистов. По мнению Финкельштейна, в России лишь две промоутерские фирмы известны своей безупречной работой и выполнением всех обязательств — SAV и «Планета Плюс». «Все остальные работают через знакомых агентам посредников, из-за чего на рынке и случаются такие истории, как полупустой зал на концерте Мадонны, недавняя отмена концерта Элтона Джона на Красной площади, — обличает конкурентов Финкельштейн. — На мой взгляд, подобные провалы лишь на руку таким профессионалам, как мы. В следующий раз агент трижды подумает, прежде чем согласиться на авантюру, заключая контракт с незнакомым промоутером».

Сам Финкельштейн утверждает, что промоутерство для его холдинга — не бизнес, а скорее хобби. Для следующего участника нашего рейтинга хобби стало профессией.

Нафталиновый рокер

На третьей строчке нашего рейтинга — Talent Concert International (TCI) 41-летнего Эдуарда Ратникова. По оценке участников рынка, оборот агентства приближается к $8 млн. Компанию Ратникова нередко характеризуют как получившую известность на волне неувядающего интереса россиян к так называемым пыльным, или нафталиновым, рокерам — рок-группам, чей пик популярности приходился на 70-80-е годы прошлого века. Именно TCI привезла в Россию Nazareth, Uriah Heep, Deep Purple и других ветеранов рока. Привозил, правда, Ратников и исполнителей другого жанра — Криса Нормана, Патри-сию Каас, Modern Talking, Демиса Руссоса, Boney M. Кроме того, TCI — соорганизатор ежегодного рок-фестиваля «Крылья».

реальный сектор | прямые инвестиции / №07 (63) £007|

Карьера Ратникова началась с работы в конце 1980-х годов в знаменитой «Рок-лаборатории», где он трудился сначала администратором, а потом директором. «А во время поездок за границу я быстро оброс связями и друзьями в музыкальной индустрии Западного Берлина, Западной Германии, — рассказывает он. — Тогда в моде было все советское, Германию еще не населили наши бывшие соотечественники. Я устраивал гастроли в Германии наших рок-групп — «Черного обелиска», «Электросудорожной терапии», «Мастера». Затем судьба привела Ратникова в компа-

нию Бориса Зосимова BIZ Enterprises: «Я работал у него несколько лет, делал не только гастрольные проекты, но и телепроекты, все это увенчалось очень большим и успешным концертом в Тушино группы Metalika в 1990 году».

Вскоре наш герой уехал в США, в 1995 году вернулся, чтобы реализовать накопленный опыт. Через год Ратников организо-

Московский концерт Джорджа Майкла, организованный неизвестной рынку промоутерской компанией, — яркий пример отсутствия цивилизованной модели шоу-бизнеса в России

Самый молодой и амбициозный игрок промоутерского рынка Михаил Шурыгин мечтает о 20%-ной доле для своей компании

о о

б с

т в

е н

н

вал компанию Talent Concert International.

Одна из особенностей фирмы — в небольшой доле (10%) корпоративных мероприятий от числа организованных TCI концертов. Эдуард Ратников: «Мы, к сожалению, мало общаемся с бомондом, и это накладывает свой отпечаток. На тусовки нет времени и желания, отсюда и небольшая доля в этом сегменте».

Компания, как признает сам ее владелец и руководитель, сейчас переживает сложные времена: персонал профессионально вырос и теперь многие хотят работать самостоятельно. Например, из фирмы ушла ценная сотрудница — Татьяна Дальская. Сейчас ее компания Dalskaya Agency конкурирует на рынке с фирмой Ратникова. Ей к тому же удалось найти общий язык и с бывшим партнером TCI — Rover Computers.

Впрочем, по словам Ратникова, концертная деятельность сама по себе ему сейчас не так интересна, как десять лет назад. Его новая цель — построить в стране сеть концертных залов. «Каждый должен заниматься своим делом, — полагает Михаил Шурыгин. — Строительство — абсолютно другой вид бизнеса, хотя без новых площадок развиваться тяжело».

Сигары для Цезарии

В шоу-бизнесе 32-летний Михаил Шу-рыгин заявил о себе десять лет назад. В конце 1990-х выпускник пединститута создал в Петербурге небольшую компанию NCA, и спустя десять лет она достигла ежегодного оборота в $6 млн. и вошла в пятерку лидеров. NCA — организатор концертов зарубежных артистов: Мадонны, Scooter, Элиса Купера, Монтсеррат Каба-лье, Патрисии Каас, Мэрилина Мэнсона, «Джетро Талл», Тома Джонса, Yes, Роберта Планта, Smokie, Демиса Руссоса. Выручка от продажи билетов в 2006 году достигла $6 миллионов.

В отличие от остальных участников рейтинга, Шурыгин не имеет музыкального образования, а предшествующая шоу-бизнесу часть жизни была далека от музыки. По профессии он — преподаватель английского языка. Та же специальность и у его матери, а отец — инженер-геолог. Сво-

|прямые инвестиции /№07 (63) £007 | реальный сектор

i

i

Щ

а н

U

ю о

U

бодный английский — хороший «аргумент» в мало говорящем на иностранных языках шоу-бизнесе. Шурыгин молод, амбициозен и неконфликтен.

В сравнении с 2004 годом оборот его компании вырос в пять раз. На рынке о Михаиле Шурыгине отзываются по-разному. Владимира Зубицкого раздражает стремление Шурыгина занять долю московского рынка. Он считает NCA мелким для столицы игроком и не желает видеть на «своей» территории. Действует ли на этом рынке известный принцип: боятся тех, кого уважают? Возможно. Как бы ни критиковали Шурыгина за излишнюю амбициозность, на рынке он себя ощущает уверенно и ему есть что вспомнить.

«Концерт Цезарии Эворы в ГКЦ «Октябрьский» мы проводили трижды, — вспоминает Шурыгин. — Зал режимный, и несмотря на хорошее отношение к нам со стороны руководства, существуют определенные правила. Например, артистам в гримерках и на сцене запрещено курить. А как можно представить Цезарию без сигары? Это абсолютно невозможно! Поэтому Цезария курила на сцене, после чего директор сказала, что в таком случае концерт придется отменить. Для нас это было бы катастрофой, поэтому уговорить директора все-таки удалось. Мы поставили столик и пепельницу. А Цезария спокойно курила и расхаживала босиком по гримерке».

Для российских артистов концерт — прежде всего промоушн. На Западе — в первую очередь средство продвижения своих песен и продажи компакт-дисков. Основной доход там получают именно от реализации записей, а не от концертной деятельности. «В России же все наоборот, — сетует Михаил Шурыгин. — Основной источник заработка артиста — концертный час, а не продажа компакт-дисков». Про-моутерский бизнес — непредсказуемый, неровный и очень тяжелый, признает Шурыгин: «Но я занялся им, потому что понял, что в моей прежней профессии уже все создано, изучено задолго до меня».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От ответа на вопрос, кто помогал такому молодому и неопытному юноше, Шу-рыгин уходит. «Мы не участвовали в приватизации, свой капитал не заработали за дни и часы, — утверждает Шурыгин. — Все шло своим чередом. Сначала я работал нанятым менеджером по открытию клуба «Голливудские ночи», у которого были американские инвесторы. Так появился первый опыт работы на этом рынке. Уже через год я создал свою компанию, и на первых порах мы использовали привлеченные средства — в виде кредитов и российских инвесторов, частных лиц, которые брали на себя риски. Мы и сегодня привлекаем спонсорские средства, в то время

как они раскручивают свои брэнды в рамках наших мероприятий».

Шурыгину принадлежит билетная компания «9700970» и рекламное агентство «NCA-медиа». «Я всегда стремлюсь к росту, движению по вертикали», — утверждает Шурыгин. И он готов подтвердить свои слова делами. Оказывается, сейчас NCA ведет переговоры с одной известной московской компанией на предмет расширения партнерства. Назвать компанию Шурыгин отказался. «Правильнее это назвать не слиянием, а партнерством для усиления позиций друг друга», — подчеркивает он. Игроки столичного рынка о предстоящем объединении не знают, но говорят, что партнерство с московской продюсерской фирмой, с ее административными и профессиональными ресурсами для питерского игрока может оказаться очень полезным. Если к слиянию в шоу-бизнесе относятся с пониманием, то новых игроков на этом рынке не ждут.

Концерты «под ключ»

Компания Андрея Агапова ICA Music — известный игрок промоутерского рынка. По оценке самого Агапова, она занимает второе место на рынке, а по обороту сопоставима с объединенной компанией SAV Entertainment и «Русским Шоу-центром». Однако конкретные цифры г-н Агапов назвать отказался, что сделало невозможным участие его компании в нашем рейтинге. Известно, что Андрей Агапов — один из немногих российских продюсеров, готовых работать не с раскрученными западными артистами, а с неизвестными в России «звездочками». Агапову принадлежат эксклюзивные права на представление интересов певицы Лоры Фабиан в России. В его активе — организация первых в на-

Нормальный доход промоутера — это 3-5% от общего объема выручки

шей стране концертов Мирей Матье, Милен Фармер, Энрике Иглесиаса, Эроса Ра-мазотти, Демиса Руссоса, Патрисии Каас. Сегодня на рабочем столе Агапова — десяток дисков с записями известных юных артистов из США и Европы. На родине их знают и любят, у нас о них пока не слышали. Именно этих молодых ребят Агапов готовится привезти в Россию через два-три года, когда будет уверен, что они смогут собрать многотысячную площадку. Про-моутерство для Агапова — лишь одно из направлений бизнеса. Сегодня в сферу его деятельности входит продюсирование, выпуск записей, мультипликация.

В отрыве

«Российский рынок шоу-бизнеса очень четко поделен, и новому игроку сложно найти свое место — утверждает Владимир Зубицкий. — Тем не менее новые фигуранты появляются с завидной регулярностью. Именно они буквально перекупают» артистов и тем самым перегревают рынок. Например, мы вели переговоры с Джорджем Майклом, предлагая ему вменяемые деньги, которые платят во всем мире. Но появилась некая компания, которая заплатила в 3,5 раза больше. Неудивительно, что агенты зарубежных артистов на Россию смотрят как на потенциально огромный рынок, но в то же время относятся к нам очень осторожно».

«Мы в состоянии на самом высоком уровне проводить концерты западных звезд, — резюмирует Шурыгин. — Но российский шоу-бизнес пока не работает по системе, в том понимании, к которому привыкли на Западе». Ц

реальный сектор | прямые инвестиции / №07 [63] gq07|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.