Научная статья на тему '«Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария'

«Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ARTISTIC PERSON / КОММУНИКАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATIVE ACTIONS / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / INTENTIONALITY / COMMUNICATIVE SCRIPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дускаева Лилия Рашидовна, Коняева Юлия Михайловна

Статья посвящена проблеме речевого развертывания в тексте творческого портрета «звездной персоны». Вводится понятие коммуникативного сценария как комбинации коммуникативных действий, упорядоченной в соответствии с принятыми в профессиональной культуре алгоритмами речевого поведения. На основе анализа журналистских текстов выделяется несколько коммуникативных сценариев оценки персоны юбилейное посвящение, некролог и посвящение «герою события». Отмечается, что внутри каждого из сценариев возможны варианты. В коммуникативных сценариях выражен частный способ реализации типового авторского замысла совокупностью коммуникативных действий. Интенциональность каждого типа текстов включает осведомление о биографических данных, портретное описание, объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, социальную оценку роли персоны в искусстве. Рассматриваются стилистико-речевые особенности презентации в тексте каждого коммуникативного действия. Высказывается мысль, что в некрологе и юбилейном посвящении статус каждого коммуникативного действия и порядок их следования зависит от характера эмотивности текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of speech deployment in the text of a creative portrait of «star person». We introduce the notion of a communicative script as a combination of communicative actions, ordered in accordance with the algorithms of speech behavior. Based on the analysis of journalistic texts there explored several communicative scripts for assessing the person anniversary dedication, obituary and dedication «to the hero of the event». It is noted that in each of the scripts modifications are possible. The particular way of implementing the model of the author's intention are expressed in communicative scripts by the sum of communicative actions. Intentionality of each type of texts includes information about biography, portrait description, explanation of aesthetic evaluation of «star» way, social assessment of a person in the art. Stylistic and speech features of presentation of each communicative action in the text are considered. It has been suggested that in the obituary and dedication to the anniversary the status of each communicative action and their order depends on the nature of the text emotiveness.

Текст научной работы на тему ««Звездная персона» в арт-журналистике: стилистико-речевая репрезентация коммуникативного сценария»

«ЗВЕЗДНАЯ ПЕРСОНА» В АРТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ: СТИЛИСТИКО-РЕЧЕВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО СЦЕНАРИЯ1

Л.Р. Дускаева, Ю.М. Коняева

Ключевые слова: творческая личность, коммуникативный сценарий, коммуникативные действия, речевой жанр, интенци-ональность.

Keywords: artistic person, communicative script, communicative actions, speech genre, intentionality.

«Звездная персона» - один из важнейших феноменов, к которому приковано внимание авторов в культурно-просветительском медиадис-курсе. Это вполне естественно: нельзя говорить о культуре, не говоря о ее творцах. Статья посвящена важному аспекту современной антропологической лингвистики - речевой презентации творческой личности в тексте. Думается, проблема речевого развертывания в тексте эстетической оценки того вклада, который личность вносит в культуру страны, важна и в теоретическом и практическом отношении. Для решения проблемы обратимся к понятию коммуникативного сценария, использование которого позволит проанализировать стилистико-речевую сторону текста во взаимодействии с его содержательно-смысловой структурой.

Методика анализа. Понятие сценария пришло в лингвистику из когнитивной психологии, из работ М. Минского [Минский, 1979] и Р. Шенка и Р. Абельсона [Script theory..., URL]. В когнитивистике сценарием называется структура для динамического представления знаний о типизированной ситуации [Кулаков, электронный ресурс]. Фрейм-сценарий, по М. Минскому, представляет собой типовую структуру для некоторого действия, понятия события и т.п., включающую характерные элементы этого действия понятия, события. В интерпретации Р. Шенка, Р. Абельсона (1975) сценарий представляет со-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Культурно-просветительский медиадискурс: ценности, коммуникативные интенции и речевые жанры» № 14-34-01028.

бой последовательность действий, которые описывают часто встречающиеся ситуации. В этой последовательности действий используется принцип каузальной связи, то есть результатом каждого действия являются условия, при которых может произойти следующее действие [Script theory..., URL]. Опираясь на эти идеи, сценарием мы называем комбинацию коммуникативных действий, упорядоченную в соответствии с принятыми алгоритмами речевого поведения, которые отражают психическую деятельность, лежащую в основе речевой.

Коммуникативный сценарий - речевая последовательность, создание которой детерминировано той или иной интенциональностью (индивидуальным авторским замыслом), определяемой нами как иерархия дескриптивных, модальных и коммуникативных интенций [Дускаева, 2004, 2012]. Следовательно, замысел определяет композицию текста, в которой отражается «строение, соотношение и взаимное расположение частей» (в нашем понимании - коммуникативных действий) речевого произведения, «членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними» [Баженова, 2003]. Так что текстовая композиция формируется в результате ее развертывания из главной идеи, какой первоначально предстает замысел, через последовательность дополнительных. В каждом из типов текстов, воплощающих тот или иной интенциональный стиль, языковые средства системно организуются в последовательности коммуникативных действий, совершаемые профессионалом, - коммуникативные сценарии.

Анализ материала. Перейдем от абстрактного изложения отдельных теоретических положений к анализу речевой практики и рассмотрим стилистическое воплощение коммуникативного сценария эстетической оценки персоны в культурно-просветительских текстах, стиль которых воплощает психическую деятельность автора по осмыслению творческого пути внесшего весомый вклад в развитие искусства человека, и организуется под влиянием системы интенций, порядок реализации которых и формирует коммуникативный сценарий презентации «звездной» персоны той или иной тематической разновидности. В коммуникативных сценариях журналистского дискурса отражаются алгоритмы мыслительной и психической деятельности журналиста по оценке человека. Автор выступает здесь как субъект, воспринимающий и оценивающий личность персоны и ее творчество. Сюжетные линии влияют на выбор средств речевого воздействия и определяют последовательность коммуникативных событий.

Изучение обширного материала показывает, что в журналистике используется несколько коммуникативных сценариев оценки персоны - юбилейное посвящение, некролог и посвящение «герою события» (при этом событием, ставшим поводом для публикации, могут быть присуждение награды, премии, выход книги, премьера спектакля, организация выставки и т.п.). В нашей статье мы проанализируем тексты, являющиеся воплощением первых двух сценариев. Интенциональность подобных текстов включает: 1) осведомление о биографических данных, 2) портретное описание, 3) объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, 4) социальную оценку роли персоны в искусстве. Рассмотрим, каковы стилистико-речевые особенности их презентации.

Осведомление о биографических данных может происходить по-разному: в форме справки, что придает текстам более официальный характер, либо в виде воспоминаний, если автор публикации лично знаком с героем. В первом случае можно выделить как минимум два варианта представления данных, различающихся выполняемой в тексте функцией.

Рассмотрим публикацию «Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни» из газеты «Аргументы и факты»: Будущий «итальянский жених» и «латинский любовник», как прозвали Мастроянни поклонницы, родился в горной деревушке, в семье бедного плотника. Родители и дети ютились в крошечной комнатушке, экономили каждую копейку, так что маленькому Марчелло пришлось рано освоить ремесленное мастерство. Он начал работать еще подростком: в мастерской у отца, на стройке — во время Второй мировой войны он вынужден был какое-то время трудиться в одном из нацистских лагерей, откуда ему удалось сбежать в Венецию. После окончания войны Мастроянни вернулся в Рим и устроился на службу в кинопрокатную компанию. Свободное время он посвящал своему давнему увлечению — актерской игре (АиФ. 28.09.2014).

Перед нами изложение сведений биографического характера в форме повествования, построенного прежде всего цепочкой глаголов прошедшего времени, передающих путь становления личности актера. Оно позволяет напомнить читателю о герое публикации, обрисовать начало пути, обозначив наиболее важные для становления творческой личности вехи. Отбор этих сведений подчинен задаче раскрыть читателю то, как происходило становление героя: косвенно на эту цель указывают метонимические номинации, начинающие изложение (будущий «итальянский жених» и «латинский любовник»). Звездные моменты в

жизни актера, маркированные указанными номинациями, благодаря им оказываются противопоставленными периоду «начала жизненного пути». Последний маркируется разнообразными средствами: именами собственными, которые помогают соотнести жизнь героя с определенной географической местностью (Венеция, Рим), обилием конкретной лексики, рисующей простоту и бедность обстановки, окружавшей героя в детстве (горная деревушка, бедный плотник, крошечная комнатушка, мастерская, стройка, нацистский лагерь, кинопрокатная компания и др.), а также акциональные глаголы, передающие активность героя в сопротивлении обстоятельствам (родился - начал работать -удалось сбежать - пришлось рано освоить, вернулся - устроился на службу и т.д.). Эти средства помогают представить процесс становления личности во всем драматизме.

Но биографические данные могут подаваться и в обратном порядке, такой способ более характерен для некролога. Приведем пример. Не стало эстонского певца и музыканта Яака Йоалы. Он ушел до обидного рано. В 64 года. Хотя почти двадцать из них мы фактически не слышали его живого пения. Яак перестал выходить на эстраду после того, как распался Советский Союз, и почти потерял себя в новой Эстонии, где всегда относились с подозрением к тем, кто достиг успеха и славы в те годы, когда республика была в составе СССР (Умолкнул голос соловья. Невское время. 29.09.2014). Обратная хронология в этом отрывке позволяет подвести очень невеселый итог жизненному пути. Вполне закономерным здесь видится использование глаголов совершенного вида, отмечающих необратимость потери (не стало, ушел, перестал, распался, потерял и проч.).

Мемуарная форма подачи биографических данных всегда личностно окрашена. Собственно факты здесь отходят на второй план, уступая место авторскому отношению к герою: Он лишь однажды сказал, как бы впроброс: «Ну обо мне ты никогда ни строчки не написала». Я смешалась, не зная, что ответить, и он аккуратно перевел разговор на другую тему. А я тогда решила, что дождусь ближайшего «информационного повода» - юбилея - и обязательно напишу. Все равно же без информационного повода не напечатают. А 75 лет Костецкого, казалось, были не за горами. Казалось... (Аристократ. Санкт-Петербургские ведомости. № 210 от 10.11.2014). В приведенном отрывке описывается имевший место разговор автора и героя, на время указывает упоминание ближайшего «информационного повода» и метка: «А 75 лет Костецкого, казалось, были не за горами». Случай из жизни подается через призму авторского восприятия, на что

указывает повествование от 1-го лица, обилие личных местоимений и глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако в первую очередь этот рассказ пронизан чувством глубокой грусти от потери дорогого автору человека. Грусть проскальзывает в «репортажных» деталях (впроброс, смешалась, аккуратно перевел), лексическом повторе вводного слова казалось, подчеркивающем сожаление от невозможности изменить что-либо.

Рассказ о «звездной» личности предполагает также и п о р т р е т н о е о п и с а н и е , которое включает несколько компонентов, в совокупности дающих представление о человеке как части мира. Например, портретное описание актера Виктора Костецкого включает, во-первых, непосредственно описание его внешности через слова предметной семантики, указывающие на внешние характеристики, и эпитеты: Это он-то, с его ростом и статью, с его бархатными глазами и бархатным голосом, с его потрясающей мужской харизмой... (Аристократ. Санкт-Петербургские ведомости. 10.11.2014). Лексема аристократ становится ключевой в тесте, поскольку выражает важнейшую для автора оценку персоны. Для подтверждения такой оценки автор рассказывает о манерах, особенностях поведения героя: Он всей этой «звездной повидлы» стеснялся. Разводил руками, пожимал плечами, словно говоря: «Ну извините, я не виноват!». Но он был «виноват» -просто тем, что был прекрасен (Аристократ. Санкт-Петербургские ведомости. 10.11.2014). Манеры передают глаголы несовершенного вида в прошедшем времени. Образ аристократа дополняется упоминанием о привычках и интересах персонажа: И вот еще: чувство юмора в эпоху его молодости было чем-то вроде обязательного взноса для вступления в звездный клуб. Его чувство юмора было отменным. И анекдоты он умел рассказывать, как мало кто умел, и байки умел травить так, что окружающие валялись с хохоту. И никогда - ни разу - ни одного анекдота и ни одной байки, после которых хотелось бы залезть под стол со стыда. Он и тут был аристократом (Аристократ. Санкт-Петербургские ведомости. 10.11.2014). Как видим, все характеристики обозначены словосочетаниями в значении суперлативов (отменное; умел, как мало кто умел, умел так, что окружающие валялись с хохоту), показывающих героя таким, каким может быть истинный аристократ.

Присутствие всех названных блоков является факультативным, некоторые сведения могут опускаться. В ряде случаев для представления портрета бывает достаточно нескольких деталей,

передающих внешние проявления внутреннего мира человека: Или еще - читаешь рассказы Искандера и думаешь: вот какой забавный чудак-человек их написал! А только начинаешь с автором разговаривать, как тут же понимаешь: нет, не забавный. Грустный какой-то. Ни шутки тебе, ни прибаутки, ни анекдота какого. Печаль одна, да взгляд внимательный сквозь густое облако сигаретного дыма, как будто случилось что (Фазиль Искандер: Космический холод мира преодолевается лаской. КП. 05.03.2014). Несколько внешних деталей (взгляд внимательный сквозь густое облако сигаретного дыма) дополняют стилистически окрашенные полярные характеристики персоны: забавный чудак-человек в рассказах, с одной стороны, и не забавный, грустный какой-то, печаль одна в реальной жизни - с другой. Подобная антитеза показывает многогранность личности писателя, динамичность и глубину его внутренней жизни. Указание на это через портретное описание позволяет далее обратиться к творческому пути писателя, передавая образ истинного патриота, неравнодушного человека, активного участника общественно -политической жизни страны, слово которого имеет вес для нации.

Таким образом, различные способы осведомления о биографии и портретных данных позволяют представить творческую личность, подготавливая к восприятию рассказа о ее «звездном» пути. Этот рассказ становится центральным в повествовании. Человек здесь предстает как образец для подражания, выделяются его лучшие качества. Важное значение приобретает оценка, объектом которой становится, с одной стороны, сам «звездный» путь, творческая карьера. И тогда мы имеем дело с эстетической оценкой этапов «звездного» пути. С другой стороны, социальной оценке подвергаются и разные стороны самого человека.

В основе объяснения эстетической оценки этапов «звездного» пути - посылки, содержащие информацию, на фундаменте которой дается характеристика творческой личности. В результате объяснения мы получаем ответ на вопрос: чем значителен этот человек.

Объяснение оценки значения творчества той или иной личности предполагает: 1) установление ее роли в культурной жизни, 2) указание на положительные и отрицательные стороны человека, 3) демонстрацию оснований оценки. Следовательно, логика объяснения - в установлении целесообразности, красоты, этичности деятельности, в оценке мотивов действий человека.

Рассмотрим, как это может проявляться в тексте. Выделим три возможных сценария, различающихся ситуацией создания и целью. Это некролог о только ушедшем, посвящение к юбилею давно ушедшего человека, а также юбилейное посвящение ныне живущему.

В первом случае оценку, конечно, сопровождает горечь утраты. Тексты пронизаны болью от осознания невосполнимой потери. Пример: Нынче записи Яака Йоалы - золотой фонд нашей эстрады, потому что редкий певец обладал таким музыкальным образованием и опытом, как Яак, умевший играть на многих инструментах, чувствовавший стиль и умевший передать со сцены или с экрана чувства, которые вызывала в нем та или иная песня. В этом отрывке музыкальное наследие артиста выступает основанием оценки, отмечается значительность его для культурной жизни страны, а сам артист в связи с этим причисляется к элите советской эстрады. На исключительность тех качеств, которыми обладал артист и которые безвозвратно потеряны с его уходом, указывают положительно окрашенный фразеологический оборот золотой фонд, оценочное прилагательное редкий, указательное местоимение таким. Опять же обращаем внимание на характерную форму глагольных конструкций - прошедшее время (чувствовавший, умевший и проч.). Подобное положительно окрашенное описание создает имплицитное противопоставление, выделяя ушедшего человека из множества живущих, от чего печаль от утраты становится очевидной.

Если же текст является ежегодным посвящением по случаю значимых дат из жизни давно ушедших деятелей культуры, горечь утраты уступает место светлой грусти. Временной разрыв в таком случае позволяет более отстраненно, а, следовательно, и более объективно оценить значимость личности. Приведем пример: Он снялся более чем в сотне фильмов у главных итальянских режиссеров второй половины XX века - Феллини, Висконти, Виторио де Сики, Антониони, а его экранными партнершами были и Софи Лорен, и Бриджит Бардо и Катрин Денев. Две награды Каннского кинофестиваля, два Кубка Вольпи Венецианского смотра, премии «Золотой глобус» и BAFTA, номинации на «Оскар» — сын простого столяра без профессионального актерского образования стал лицом и символом итальянского кинематографа (Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни. АиФ. 28.09.2014). В настоящем отрывке оценка значимости личности происходит на смысловом уровне: через обозначение начала (сын простого столяра) и окончания жизненного пути (стал лицом и символом итальянского кинематографа). Эмоциональность уступает место объекти-

вированному изложению, что выражается в частом привлечении фактических данных (числительных и имен собственных), позволяющих поэтапно обозначить «звездный» путь известного актера и необходимых для вывода логического умозаключения: вслед за осознанием потери человека приходит осознание его роли в искусстве: В день смерти Мастроянни в 1996 году фонтан, ставший благодаря фильму одним из символов Рима и итальянского кино, был отключен и завешен черной траурной тканью (Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни. АиФ. 28.09.2014).

Если же речь в тексте идет о юбиляре-современнике, оценку всегда сопровождает чувство уважения к выдающемуся человеку, восхищения его творчеством: Достаточно одного имени - Фазиль - и сразу ясно, речь именно о нем. Искандер - особая фигура в русской культуре. ...Крупный писатель, продолжатель великих традиций, самобытный гуманист. Все - мимо, мало, мало. Искандер никогда не умещался в определения. В его случае достаточно просто имени (Фазиль Искандер принимает поздравления с юбилеем. Новости культуры. 06.03.2014). Осознание значительности фигуры происходит через особую номинацию (достаточно одного имени - Фазиль), опоясывающую заключительный фрагмент текста, подкрепленную оценочными прилагательными (особая, крупный, великие, самобытный и др.).

Социальная оценка роли персоны в искусстве прослеживается через отношение аудитории к «звездной» личности. Она, как правило, лейтмотивом проходит через весь текст и достигает своего апогея в заключении. Приведем примеры.

Публикация-некролог, посвященная Яаку Йоала, завершается следующей фразой: Он излучал те положительные эмоции, которых нам сегодня так не хватает и в жизни, и в культуре. И мы всегда с благодарностью будем вспоминать того светлого человека и артиста, который подарил нам столько радости и страсти. (Умолкнул голос соловья. Невское время. 29.09.2014). Отношение аудитории к герою публикации выражается личными местоимениями 1 -го лица множественного числа. Особое внимание здесь следует обратить на чередование глагольных форм: прошедшее время при упоминании ушедшего артиста (излучал, подарил), настоящее для обозначения момента речи, в котором человека уже нет (не хватает) и будущее, позволяющее поднять тему памяти (будем вспоминать).

Второй пример - это юбилейное посвящение Фазилю Искандеру: Искандеру удалось остановить мгновенье, и дольше века длится летний абхазский день с катящимися яблоками и детскими голосами.

А село Чегем осталось только в романе, в реальности оно заброшено, там никто не живет, и это грустно. Хотя если книги существуют дольше, чем описанная в них «живая жизнь», - это ли не признак настоящей литературы и большого писателя? (Мул размышляет, буйвол геройствует. Независимая газета. 06.03.2014). Здесь оценка личности как «большого писателя», создающего «настоящую литературу», дается через оценку аудиторией его вклада в современную культуру. Этому способствуют аллюзии на произведения классиков: удалось остановить мгновенье («Фауст» Гете), и дольше века длится летний абхазский день (роман Ч. Айтматова). Подчеркивается мысль риторическим вопросом. Опять же значимы времена глаголов, но, в отличие от некролога, они выполняют другие функции: используются в основном формы настоящего и прошедшего времени, что позволяет оценить вклад писателя с позиции современности.

Как видно даже из этих примеров, последнее коммуникативное действие значимо потому, что, наряду с признанием роли личности, утверждаются важнейшие ценности: человек и его жизнь, творчество, способность человека к познанию, открытость миру.

Выводы исследования.

1. В культурно-просветительской журналистике речевой жанр аналитического портрета представлен в нескольких композиционных разновидностях. Так, рассматривая портретные публикации, мы обнаружили некролог, юбилейное посвящение в разновидностях и посвящение «герою события». Следовательно, понятие речевого жанра по отношению к понятию коммуникативного сценария является родовым.

2. В коммуникативных сценариях выражен частный способ реализации типового авторского замысла (интенциональности) совокупностью коммуникативных действий, воссоздающей объективную логику способа профессиональной деятельности: 1) осведомление о биографических данных, 2) портретное описание, 3) объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, 4) социальная оценка роли персоны в искусстве. В рассмотренных в рамках настоящей статьи некрологе и юбилейном посвящении различаются статус каждого коммуникативного действия и порядок их следования. Так, в некрологе на первый план выносится оценка человека и его творческого пути, портретные и биографические данные подаются большей частью в текстах личностно окрашенных. В юбилейном посвящении значительное место занимает биография героя и его портрет, которые позволяют сформи-

ровать в сознании аудитории образ «великого современника», с этой же целью привлекаются и другие коммуникативные действия.

3. Оба выделенных коммуникативных сценария выражаются рядом интенционально-стилистических категорий, важнейшие среди которых - персональности и акциональности. Совокупность средств их выражения - имена существительные, местоимения разных семантических групп, называющих персону как субъекта действия, прилагательные и причастия, дающие характеристики персоне, глаголы эмоций, речемышления и акциональные, демонстрирующие деятельность лица и последовательность сменяющихся действий и др. Все это помогает журналисту ответить на вопросы, кто, как действует и чем значим.

4. Некролог и юбилейное посвящение отличает характер эмотив-ности: для первого типа текста ключевая тональность - скорби и сожаления, во втором - торжественности и патетичности. Средства создания такой тональности - оценочная лексика и номинации соответствующей семантики, динамика временных глагольных форм, указательные местоимения, словосочетания в значении суперлативов и др.

Литература

Баженова Е.А. Композиция текста // Стилистический энциклопедический словарь. М., 2003.

Дускаева Л.Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста: онтология и структура // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2012. № 2.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. М., 2001. Т. 1.

Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.

Шляхов В. И. Речевая деятельность: Феномен сценарности в общении. М., 2013.

Script theory (Schank R.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.instructionaldesign.org/theories/script-theory.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.