Научная статья на тему 'Зрительная контрастная чувствительность у школьников разного возраста'

Зрительная контрастная чувствительность у школьников разного возраста Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Данюков В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зрительная контрастная чувствительность у школьников разного возраста»

ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНТРАСТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА. Данюков В.Н.

Рязанский государственный университет

В исследовании определялась зрительная контрастная чувствительность у школьников 7-16 лет с помощью набора синусоидальных решеток разной частоты и контрастности, но одинаковой средней светлоты/яркости. В эксперименте использовано 7 решеток со следующими паттернами пространственных частот, измеряемых в циклических градусах: 0,5; 1; 2; 4, 8, 16, 32. Для количественной оценки контрастной чувствительности в каждой решетке определяли пороговый контраст - то наименьшее отличие светлоты/яркости объекта от фона, выраженное в процентах, при котором испытуемый может обнаружить и узнать объект. Известно, что контрасты зависят как от светлоты/яркости объекта, так и от пространственной частоты решетки, определяемой числом полос, приходящихся на 1 угловой градус тестового поля. При проведении исследования мы ставили задачу изучить особенности зрительной контрастной чувствительности у школьников разного возраста, и ее зависимость от частотных характеристик тестируемой решетки. Всего обследовано 260 школьников школы № 67 г. Рязани.

Полученные данные достоверно подтверждают возрастные особенности контрастной чувствительности у школьников разного возраста. При этом наиболее ярко эти особенности проявляются при больших частотах. При частоте 32 цикл./град. у взрослых, контрастный порог составил 35%, а у младших школьников 15%. Явное снижение контрастной чувствительности от младшего к старшему школьному возрасту. По мере уменьшения частотных характеристик рассматриваемого объекта эта разница изменяет свои проявления.

При 16 цикл./град. по всем возрастным группам школьников контрастная чувствительность явно возрастает более чем в 3 раза, но при этом достоверно проявляется возрастная специфика. У старших школьников контрастная чувствительность приближается к взрослым, но ниже чем у подростков, у 7-9 летних детей она преобладает над остальными.

При частоте полос 8 цикл./град. контрастная чувствительность продолжает значительно расти, несколько изменяется возрастная картина, наибольший порог у младших школьников и взрослых, тогда как у 10-13 летних детей и у старших школьников отмечается наилучшая контрастная чувствительность.

При оптимальных частотных характеристиках: 1,2,4 цикл./град. возрастные особенности носят противоположный характер. Эксперимент показывает, что контрастная чувствительность у школьников при восприятии решетки с частотой 1 цикл./град. в 1,5 раза ниже (практически по всем возрастным группам) в сравнении со взрослыми. При частоте 2 цикл./град. она возрастает от младших к старшим школьникам, но не достигает уровня взрослых. Исследование показывает, что наибольшая контрастная чувствительность как у школьников, так и у взрослых проявляется при частоте 4 цикл./град. Однако у школьников всех возрастов она еще не достигает уровня взрослых. При малых частотах тестовой решетки ( 0,5 цикл./град.), чувствительность у школьников всех возрастов практически в два раза меньше, чем у взрослых. При чем эта разница несколько меньше выражена у младших школьников и подростков, что говорит о снижении контрастной чувствительности к малым частотам по мере взросления.

Таким образом, зрительная контрастная чувствительность у школьников зависит от возраста и от частотных характеристик тестируемой решетки. Наилучшими для восприятия школьниками являются пространственные частоты лежащие в пределах от 1 до 4 цикл./град. кусочно-синусоидальной тестовой решетки. По мере взросления у школьников снижается контрастная чувствительность к восприятию высокочастотных полос. При восприятии низкочастотных решеток контрастная чувствительность у школьников всех возрастов ниже, чем у взрослых. Эта разница наибольшим образом проявляется у старших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье

и образование в XXI веке». 2007г. и образование в XXI веке». 2006г. и образование в XXI веке». 2005г. и образование в XXI веке». 2004г. и образование в XXI веке». 2003г. и образование в XXI веке». 2002г. и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.