Научная статья на тему 'Зрители Эрмитажа и голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея'

Зрители Эрмитажа и голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зрители Эрмитажа и голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея»

Т.И. Галич, С.В. Захаров

Зрители Эрмитажа и голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея

Выставка «Корпоративное единство. Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея», развёрнутая в Николаевском зале Зимнего дворца в течение трёх месяцев лета 2013 г., вызвала большой интерес зрителей. Этот интерес свидетельствовал о серьёзном отношении пришедших на экспозицию к самой теме выставки, к такому достаточно редкому явлению в мировой художественной практике, как групповой портрет.

Говоря об истоках появления голландской живописи в России, следует отметить, что впервые более ста картин голландских художников были приобретены ещё Петром I. Как писал известный исследователь голландского искусства Ю.И. Кузнецов, «голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России во времена Петра I»1.

Зрители Эрмитажа - частые посетители великолепных залов голландской живописи, в которых находятся портреты Рембрандта, Франса Халса и других голландских художников. Они с особым интересом отнеслись к временной выставке голландского группового портрета прежде всего потому, что этот жанр в русской живописи практически не был представлен.

Другой исследователь голландского искусства Н.Е. Мидделкоп считает, что «расцвет портрета как самостоятельного живописного жанра в Северных Нидерландах пришёлся на период бурного развития, произошедшего в результате восстания против испанского господства. Двенадцатилетнее перемирие, заключённое в 1609 г., положило временный конец противостоянию, впервые позволив экономике продемонстрировать её потенциал»2. В Амстердаме с 1613 г. было построено много роскошных частных особняков. Этот грандиозный градостроительный проект стал символом Золотого века в истории Нидерландов, и новая элита заказывала свои изображения, чтобы подчеркнуть благополучие и процветание.

В настоящее время коллекция живописи г. Амстердама насчитывает примерно две тысячи пятьсот картин. Ядром этого собрания являются уникальные групповые изображения на большеформат-

1 Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Аврора, 1979. С. 7.

2 Мидделкоп Н.Е. Горожане и их творчество // Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея. Изд. Гос. Эрмитажа, СПб., 2013. С. 21.

110

ных портретах. На выставке в Эрмитаже и были представлены основные разновидности голландских корпоративных групповых портретов. Это портреты регентов благотворительных учреждений (сиротских приютов, богаделен, госпиталей), сцены анатомических уроков с участием известных медиков XVII в. и изображение членов стрелковых корпораций.

Десятки групповых портретов стрелков, как напоминает Н.Е. Мидделкоп, вначале украшали здания трёх стрелковых корпораций, а портреты регентов были частью декора парадных помещений многочисленных городских благотворительных заведений. Из когда-то очень распространённых представительных комнат регентов в прекрасном состоянии до сегодняшнего времени сохранился зал бывшего городского сиротского приюта, который является теперь частью Амстердамского музея. Интересной достопримечательностью был также зал гильдии медиков в палате Весов на площади Ниумаркт: здесь вместе с другими экспонатами посетители могли увидеть знаменитую коллекцию картин с изображением анатомических уроков.

На портретах попечители богоугодных заведений - сиротских приютов и исправительных работных домов - представлены во время собрания за столом, который и определял пространство композиции. Такая схема, впервые введённая около 1617 г. Корнелисом ван дер Вортом в групповом портрете регентов госпиталя Святого Петра, показанном на выставке в Эрмитаже, почти без изменений просуществовала на протяжении двух последующих столетий. Представляя регентов, их управление и сплочённость, художник пытается не только показать то, чем занимается персонаж картины, но и соединить этот процесс со зрительским восприятием, при котором большое значение имеет жест персонажа, его взгляд, поворот головы, поза и т. д. Художник стремится вовлечь зрителя в те благотворительные процессы, которыми занимаются эти люди. Здесь происходит непосредственный диалог со зрителем.

Выделим ряд групповых портретов, связанных тематически: это портрет регентов госпиталя Святого Петра Корнелиса ван дер Ворта, портрет регентов и регентш амстердамской богадельни Класа Муйарта, групповой портрет регентов и регентш женского работного дома Бартоломеуса ван дер Хелста.

На вопрос, что Вы считаете наиболее значимым и важным в представленных групповых портретах, респонденты дали целый ряд интересных ответов, в которых выявлялся характер восприятия нашим зрителем достаточно редких полотен голландских художников:

- это не просто портреты, это моменты общения и деятельности, которая сближает; передача эмоций;

111

- живость изображённых персонажей: картины вводят зрителя в психологическую ситуацию;

- необычность композиции, внимание к отдельной личности;

- ощущается отношение художника к персонажам;

- теплота внутренней атмосферы;

- выразительность лиц, передача настроения;

- естественность поз, достоверность изображаемого;

- мастерство композиции, репрезентативность действия.

Второй вид групповых портретов голландских живописцев,

представленных на эрмитажной выставке, - портреты гильдии медиков. «Эти групповые портреты написаны с целью подчеркнуть сплочённость между людьми, профессионально занимающимися медициной, а также показать превосходство хирурга, производящего вскрытие. Что касается анатомической достоверности, то такие портреты часто далеки от истины»'.

Считается, что ранний групповой портрет «Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертса», приписываемый Николасу Элиасу Пикеною, был заказан по случаю открытия гильдии медиков в здании палаты Весов на площади Ниумаркт в 1619 г. На картине изображены пять членов правления гильдии медиков во главе с доктором Себастьяном Эгбертсом. Эту компактную группу, в которой всё же достаточно пространства и для каждого персонажа в отдельности, современники художника постоянно хвалили за удачную композицию1 2. На другом экспонируемом полотне - групповом портрете членов правления гильдии медиков Николаса Маса - изображена не лекция, а совещание шести членов правления без каких-либо атрибутов, указывающих на профессию.

Приведём зрительские оценки этих двух групповых портретов медиков:

- интересна индивидуализация персонажей, показ разности характеров, представление атмосферы серьёзности и пытливости, как у истинных исследователей (мнение о двух картинах);

- отражение времени, места, научной заинтересованности в успехе предпринятых усилий (мнение о двух картинах);

- внимание к отдельным деталям и запечатлённый «снимок» людей, делающих серьёзное дело (о гильдии медиков);

- впечатляет передача общей заинтересованности процессом обучения (об уроке остеологии);

- композиция, цвет - и даже немного юмора! (об уроке остеологии).

1

' Мидделкоп Н.Е. Горожане и их творчество // Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея. Изд. Гос. Эрмитажа, СПб., 2013. С. 34.

2 Там же. С. 68.

112

И всё же среди заказчиков групповых портретов особое место, несомненно, принадлежало гражданской милиции, стрелкам. Членами стрелковых корпораций были горожане в возрасте от восемнадцати до шестидесяти лет, они и обеспечивали покой и безопасность своих граждан. «Запечатлённые на полотнах отряды городской гвардии в доспехах со знамёнами, на которых начертаны патриотические девизы, - пишет И.А. Соколова, - служили идеальным воплощением единства нации, готовой на любые жертвы ряда политической, религиозной и экономической свободы. Начиная с середины XVI столетия, изображения трёх стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузиров - становятся важной темой живописи. В настоящее время известны около ста двадцати пяти образцов такого рода»1. И именно к картинам, изображающих стрелков, в наибольшей мере можно отнести слова, что в искусстве Золотого века «пока требовалось, чтобы изображённый на портрете человек имел характер, чтобы в чертах лица сквозила решимость, в руках чувствовалась цепкая деловая хватка, в фигуре -сила»2.

Приведём некоторые зрительские оценки групповых портретов стрелков.

«Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» Дирка Якобса:

- интересная техника исполнения;

- лица, форма, одежда, чувство единения, внутренний ритм;

- уважение к персонажам, их делу; благородство, мужество, подчёркнутые художником;

- заложен некий тайный смысл, эффект общения.

«Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдеко-

пера и лейтенанта Франса ван Веверена» Говерта Флинка:

- представительно, общность цели;

- по композиции и внутреннему движению стрелков картина напоминает «Ночной дозор» Рембрандта.

В заключение следует сказать, что непосредственное общение зрителей с произведениями голландских художников, реакция на отдельные из них были связаны с самой режиссурой выставки, с продуманностью распределения материала в пространстве зала, с возможностью сопоставления произведений по тематическим, композиционным и живописным акцентам, а также с тем информационным обеспечением, которое присутствовало на экспозиции.

1 Соколова И.А. Голландский групповой портрет перед русским зрителем // Голландский групповой портрет Золотого века из собрания Амстердамского музея, изд. Гос. Эрмитажа. СПб., 2013. С. 11.

2 Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Аврора, 1979. С. 14.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.