Научная статья на тему 'ЗРЕЛИЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА?'

ЗРЕЛИЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА? Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECTACULAR ARCHITECTURE / VISUAL CULTURE / NEO-EXPRESSIONISM / THEATRICALIZATION / THEAT-RICALITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лесневска Р.В., Капустин П.В.

В работе осуществляется анализ недостаточно изученной в российских, а также в мировых исследованиях, проблемы влияния зрелищной культуры постмодернизма на архитектурную практику. Рассмотрено современное употребление термина „зрелище“ в контексте визуальной культуры, экспансии изображений масс-медиа и потребительского общества. После обзора зрелищных механизмов выделен концепт театрализации архитектуры, отражающий воздействие зрелищной культуры и эстетики общества потребления на архитектуру. Критически построено сравнение между идеями театральности архитектуры XIX века немецкого архитектора Г. Земпера и идеей театрализации архитектуры XXI века проф. Г. Хартуняна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT SPECTACLE OF ARCHITECTURAL THEATRICALITY: RETURN OF THE NEO-EXPRESSIONISM?

The paper is devoted to the analysis of a problem insufficiently studied in Russian and world researches, the problem of the influence of the spectacular postmodern culture on architectural practice. We analyse the modern use of the term «spectacle» in the context of the visual culture, the expansion of mass media images and the consumer society. After the review of mechanisms of the spectacle, the concept of architectural theatricalization is emphasized, reflecting the impact of the spectacular culture and aesthetics of capitalism on architecture. We construct a critical compari-son between the ideas of architectural theatricality of the XIX century of the German architect Semper and professor Hartoonian’s architectural theatricalization of the XXI century.

Текст научной работы на тему «ЗРЕЛИЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА?»

ARCHITEKTURA i URBANISTYKA - АРХИТЕКТУРА

ЗРЕЛИЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ

ЭКСПРЕССИОНИЗМА?

Лесневска Р.В.

Аспирант Кафедры Теории и практики архитектурного проектирования

Воронежский ГАСУ Капустин П.В.

Канд. арх., проф., Зав. Кафедрой Теории и практики архитектурного проектирования

Воронежский ГАСУ

THE CURRENT SPECTACLE OF ARCHITECTURAL THEATRICALITY: RETURN OF THE NEO-EXPRESSIONISM?

Lesnevska R.V., Ph.D Student of the department of Theory and practice of architectural designing Voronezh State University of ACE

Kapustin P. V., Ph.D in Architecture, Prof., head of the department of Theory and practice of architectural designing Voronezh State University of ACE

АННОТАЦИЯ

В работе осуществляется анализ недостаточно изученной в российских, а также в мировых исследованиях, проблемы влияния зрелищной культуры постмо-дернизма на архитектурную практику. Рассмотрено современное употребление термина „зрелище" в контексте визуальной культуры, экспансии изображений масс-медиа и потребительского общества. После обзора зрелищных механиз-мов выделен концепт театрализации архитектуры, отражающий воздействие зрелищной культуры и эстетики общества потребления на архитектуру. Кри-тически построено сравнение между идеями театральности архитектуры XIX века немецкого архитектора Г. Земпера и идеей театрализации архитектуры XXI века проф. Г. Хартуняна.

ABSTRACT

The paper is devoted to the analysis of a problem insufficiently studied in Russian and world researches, the problem of the influence of the spectacular postmodern culture on architectural practice. We analyse the modern use of the term «spectacle» in the context of the visual culture, the expansion of mass media images and the consumer society. After the review of mechanisms of the spectacle, the concept of architectural theatricalization is emphasized, reflecting the impact of the spectacular culture and aesthetics of capitalism on architecture. We construct a critical compari-son between the ideas of architectural theatricality of the XIX century of the German architect Semper and professor Hartoonians architectural theatricalization of the XXI century.

Ключевые слова: зрелищная архитектура, визуальная культура, неоэкспрессионизм, театрализа-ция, театральность.

Key words: spectacular architecture, visual culture, Neo-Expressionism, theatricalization, theat-ricality.

Постановка проблемы. В последнее время архитектуру часто сравнива-ют со зрелищем. Усиленная экспрессивность, выразительность архитектурного языка определяется стилями неоэкспрессионизма и рационального экс-прессио-низма. Однако, мало изученной остается связь экспрессионистических техник со зрелищной культурой постмодернизма, а также с экономикой «спектакля» (по Ги Дебору). Проблемно разграничить внутренние, чисто творческие стремле-ния и внешние экономические механизмы для создания зрелищных, более чув-ственных и впечатляющих произведений искусства, в том числе и ар-хитектур-ных. Более того, зарождение техно-зрелищности и эстетики эпохи цифровых технологий приводит к отказу от традиционных практик строения и проектиро-вания.

Анализ последних исследований и публикаций В эпоху визуальной культуры модернизма и постмодернизма, когда даже невизуальные вещи визу-ализируются, архитектурное творчество находится под угрозой мира изобра-жений. Одним из первых, кто обратил внимание на тенденцию визуализирова-ния, был М. Хайдеггер. Он

представляет восход мира в виде картины: «...мир вообще становится картиной, и этим знаменуется существо Нового времени [...] Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изоб-ражающую мир, а мир, понятый как картина» [8, с. 103]. Под влиянием этой всеобщей картинности современная архитектура XIX века представляет собой «архитектуру, известную своей способностью определять себя через порази-тельные изображения масс-медиа» [10, с. 370].

Геворг Хартунян в своем труде «Архитектура и зрелище: критика» 2012 г. [9] вводит понятие театрализации архитектуры, чтобы критически рас-смотреть архитектуру под влиянием визуального детерминизма. В своих рас-сужде-ниях он критически анализирует язык театрализации и зрелищности в ар-хитектурной практике XXI века. Результатом стремления к изобразительности в произведениях архитектуры является освобождение формообразования внеш-ней оболочки от конструкции. Таким образом, театрализация рассмотрена как атектонический прием в современной практике [9].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Несмотря на негативный оттенок концепта театрализации Хартуняна, нами выявлена также его способность раскрывать неповторимость и эмоциональность архитектуры. Попытаемся расширить концепт театрализации, ссылаясь на идеи В. Беньямина об ауре [1, с. 25]. По мнению Бень-ямина, в эпоху технической воспроизводимо-сти произведений искусства тиражируемый шедевр теряет свою ауру. Мы счи-таем, что современная театрализация архитектуры пытается восполнить потерю ауры через фантасмагорию. Можно согласиться с девизом Ги Дебора, вос-хо-дящим к Л. Фейербаху: «высшая степень иллюзорности являет собой высшую степень святости» [2] .

Как театрализация, так и зрелищность имеют целью вызвать возвышен-ные чувства. Ф. Лиотар комментирует возвращение категории возвышенного (англ. sublime) в постмодернистское искусство [5, с.97]. Возвышенное уже ищет шоковых эффектов, включая в их число не только красивое, но и уродство, ис-кажение, несовершенство. По Лиотару, и бесформенное, и чудовищное в искус-стве имеют право быть возвышенными.

Понятие возвышенного получает расширение значения в трудах итальян-ского философа Марио Коста [4]. Он вводит новый концепт «технологическое возвышенное». С одной стороны, новые технологии ослабляют субъект и при-водят к исчезновению искусства и всех его категорий (красота, стиль), с другой стороны, они ставят начало нового эстетического измерения - технологическо-го возвышенного, теряющего символику и смысл. На место формы (традицион-ной эстетической категории) приходит поток (англ. flux).

Цель статьи. Наше исследование стремиться выделить и систематизиро-вать трансформации архитектурной науки и практики, возникающие вследствие действия механизмов зрелищной культуры. Рассмотрен концепт театрализации как инструмент зрелищности в архитектуре.

1. Архитектура как зрелище. В поисках визуальных эффектов архитек-тура как зрелище меняет традиции архитектурного творчества, подчиняясь модным тенденциям рыночной экономики. В попытке превратиться в порази-тельное изображение, архитектура теряет свои традиционные основные каче-ства трехмерности

и материальности. В то же время архитектурный объект ди-станцируется от зрителя, который воспринимает его только через зрительный аппарат. Востребованная зрелищность достигается путем экспрессивности внешнего вида архитектуры через метафизическую или физическую экспрес-сивность.

Помимо потребительского стремления к выразительности изображения, архитектура как дисциплина стремится создать сильные ощущения и эмоцио-нально воздействовать на зрителя. Стиль экспрессионизма в архитектуре 20-ых годов XX века ищет ответы в психологии, чтобы различать законы эстетическо-го восприятия и выработать научный подход к эстетическому опыту. На про-тяжении XVIII и XIX веков философия эстетики развивается в трудах Канта и Шопенгауэра и в пересмотре понятия возвышенного. Опыт возвышенного дол-жен был включать самозабвение, где личные страхи заменяются чувством бла-гополучия и безопасности при столкновении с объектом, излучавшим превос-ходящую силу. Экспрессионизм в архитектуре интересуется главным образом психологическими эффектами взаимодействия человека и среды. Реализм архи-тектурного объекта подчинен символическому или стилистическому выраже-нию внутреннего опыта посетителя с целью эстетического удовольствия.

В современную зрелищную культуру архитектурный экспрессионизм возвращается через 80 лет, но с новым амбивалентным значением (рис. 1). Он является инструментом зрелищной культуры для привлечения внимания, но также представляет собой попытку противостоять утилитарности капитализма. С одной стороны, стиль неоэкспрессионизма можно рассматривать как эстети-ческую реакцию против банальных механизмов капитализма и как продолже-ние традиций экспрессионизма. С другой стороны, его можно определить и как эстетику капитализма, применяющую рыночные механизмы в искусстве для своих целей, посредством фетишизированной креативности, радикальной инди-видуальности и коммерциализированного, гиперреального избытка. Современ-ный автор проф. архитектуры Геворг Хартунян разграничивает нео-экспресси-онизм от экспрессионизма 20-ых годов XX века. По его мнению, под влиянием зрелищной культуры возникает театрализация в архитектуре.

Рис. 1. Неоэкспрессионизм в архитектуре 50-х годов XX века и неоэкспрессионистские тенденции XXI века. TWA Flight

Center 1955 г. в Нью-Йорке (арх. Э. Сааринен) и Зал им. Уолта Диснея, Лос-Анджелес (арх. Ф. Гери), 2003 г.

3. Театральность и театрализация в архитектуре. Перед тем, как при-ступить к анализу театральности и театрализации в архитектуре, рассмотрим смысл употребления слова «театральность» в изобразительном искусстве. В XVIII веке Дени Дидро раскритиковал нарочитую театральность в живописи («Парадокс об актёре») (рис. 2). Театральность

- утрата естественности изобра-жённых персонажей, знающих, что на них смотрит зритель, утрата спонтанно-сти, эффекта реальности, и невозможность зрителя «слиться с изображением» (рис. 2). Так театральность рассматривалась как специфическое отношение между картиной и её зрителем.

Рис. 2. Театральность в живописи. «Жертва Ифигении» X. Ван Лоо, 1757 г.

О театральности в архитектуре еще в XIX веке пишет немецкий архитек-тор и теоретик искусства Готфрид Зем-

пер в своих размышлениях об архитек-турном стиле [7]. Ссылаясь на него, Геворг Хартунян формулирует свой

кри-тический взгляд на театрализацию архитектуры XXI века как эстетику капита-лизма. Они оба разделяют единое мнение о том, что художественное эстетизи-рование архитектурного образа представляет собой театральный акт самопока-за архитектурного произведения.

Впервые Земпер исследовал театральность как коммуникативное измере-ние архитектуры. Он обнаружил концептуальную связь между конструктивной формой (англ. core form) здания и внешним миром, осуществленную посред-ством художественной формы (англ. art form) оболочки. Именно в художе-ственной форме содержится диалектика зримого и конструктивного решения построения, а также, как здание связывается со своим окружением. Земпер под-черкивал, что художественная форма оболочки зависима от формы конструк-ции, а характеристики её покрытия, включая все формы украшения, формиру-ются из основной структуры.

Для Земпера художественное эстетизирование конструкции являлось обя-зательным. Он считал тектонику космическим искусством, в котором художе-ственная форма соотносится с конструктивной формой скорее всего в «струк-турно-символическом, чем в структурно-техническом» [7, с. 243] смысле. Та-ким образом, он допускал эстетизирование материалов до степени отказа от ре-ализма с

целью символического смысла, а достигнутый новый искусственный реализм трактовался как театральность.

Несмотря на отказ от реализма материалов, он постоянно пытался соеди-нить украшение фасада с правильным оформлением материала и его техниче-ской обоснованностью. Воспринятая им дуальность в тектонике подчеркивает связь с классическим греческим понятием 1ееЬпе, в котором главное - выдер-жать соответствие между техническими, символическими и эстетическими аспек-тами архитектуры.

Г. Хартунян переосмысливает идею Земпера о театральности, чтобы вве-сти понятие театрализации архитектуры. В своих работах он критически ана-лизирует язык театрализации и зрелищности в архитектурной практике XXI ве-ка. Он считает, что в мире зрелищных изображений художественная форма оболочки здания приобретает полную независимость от конструктивной формы (рис. 2). По его мнению, диалог между конструкцией и внешним миром в насто-ящее время прерван за счет театрализованных жестов могущественной художе-ственной формы. Освобождение формообразования внешней оболочки от кон-струкции осуществляется через новые технологии монтажа материалов. Таким образом, тектоника театральности заменена атектоникой театрализации [9].

Рис. 3. Театрализация архитектуры сегодня. Скрытая конструкция и автономная внешняя оболочка. Центра Гейдара Алиева, арх. З. Хадид, Баку, Азербайджан, 2007-2012 гг.

Хартунян разграничивает театральность и театрализацию. В театрально-сти он видит попытку обновить старые архитектурные традиции, а в театрали-зации - стремление к выставлению объекта и созданию поразительных изобра-жений. Основная разница двух идей состоит в экспансии эстетики товарной формы и ее воздействии на

архитектуру. В этом смысле, коммуникативное из-мере-ние архитектуры приобретает характер бессознательного измерения отно-шения объекта/субъекта под влиянием эстетики товарной формы.

Мы придерживаемся мнения Хартуняна, что театрализация архитектуры, пользуясь перцептивным опытом тех-

нологии телекоммуникаций, разрушает то, что могло бы объединить архитектуру с посетителем. Результат такого подхода - абстрактная форма, скрытое обаяние которой конкурирует с товарным фети-шизмом. Как и товары, абстрактные формы наполнены избытком. По сравне-нию со стерильной средой модернизма, избыток, вложенный в совокупность культуры зрелища, делает постмодернистскую архитектуру менее удаленной от опыта повседневной жизни посетителя. Однако, отношение посетителя к архи-тектуре скорее косвенное. В проектном процессе место не имеет значения, а ар-хитектура задумана в манере декораций сцены, вокруг которой разворачивает-ся жизнь.

Мы считаем, что в настоящее время реализм сцены и ее истинность про-фанированы. Зрелищная культура ведет борьбу против этой профанации через новые, уникальные, самореферирующиеся объекты. К сожалению, архитектура уже не стремится артистично отражать окружающую действительность, так как она считает себя собственной реальностью (фантасмагорией). Наблюдается от-каз от архитектурных традиций стилей и приемов прошлого.

Театрализация пользуется языком компьютерной технологии, который не отражает традиционных методов строения и проектирования, а калькулирует дизайн абстрактной, отчужденной архитектуры, незнакомой для коллективной памяти пользователей. Таким образом, стремясь к зрелищности как непосред-ственному удовлетворению фетишистского желания, театрализация архитек-ту-ры не предлагает ничего кроме эстетического миража, от которого зрители должны быть «пустяком отвлеченные от пустяков» [Т. С. Элиот, Четыре кварте-та (1936-1942)]. В архитектуре отвлечение (англ. distraction) находит свою ар-хитектурную форму в фрагментации и сопоставлении сказочных форм со зна-комой тектоникой, которую необходимо различать с идеей Земпера о театраль-ности.

Выводы. Нами уставлено, что концепт театрализации архитектуры - по-нятие, включающее в себя не только применение чисто визуальных выразитель-ных средств или стилей. Оно затрагивает также отношение между реципиентом и объектом или коммуникативное измерение архитектуры. Несмотря на крити-ческий взгляд относительно фантасмагорических форм театрализации, мы вы-деляем стремление к новой ситуативности как положительную реакцию против технократизма и банальности. Тем самым, защищается тезис о том, что театра-лизация амбивалентна по своему значению. Она является инструментом зре-лищной культуры общества потребления, но также и реакцией против техник манипуляции [11, 12].

Подчеркнем, что за настоящей тенденцией театрализации архитектурного пространства, может таиться возможность обретения архитектурной деятельно-стью нового исторического смыслового центра, новой предельной категории, заново собирающей в целое давно уже распавшиеся фрагменты профессио-нальных и средовых ценностей, знаний и представлений [13, 14]. Таких пре-дельных категорий в истории архитектуры было уже несколько, в их числе: витрувианские «польза, прочность, красота», стиль, жизнестроительство, про-странство, среда. Театрализация же, рассматриваемая в начале как тезис крити-ки,

как неизбежное зло и подчинение профессиональных архитектурных ценно-стей силам массовой культуры, может парадоксальным образом встать в этот ряд и послужить «замыкающей категорией» в построениях перспективных мо-делей архитектурно-проектной деятельности, теории и образования сегодня и в ближайшем времени.

Список литературы:

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизво-димости / Вальтер Беньямин ; перевод с нем. С.А. Ромашко.- М. : Медиум, 1996. - 240 с.

2. Дебор Г. Общество спектакля / Ги Дебор ; пер. с фр. C. Офертаса и М. Яку-бович.- М.: Издательство "Логос", 1999. - 224 с.

3. Ермолаева В. Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США (60-70-е годы XX века) / Вера Ермолаева.- М.: Наука, 1979. - 279 с.

4. Costa М. Le sublime technologique / Mario Costa.- L. : Iderive, 1994. - 48 p.

5. Lyotard J. F. The Inhuman: Reflections on Time / J. F. Lyotard. - Stanford University Press, 1991. - 216 p.

6. Foster H. Design and Crime: And Other Diatribes / Hal Foster. - Verso, 2003. - 176 p.

7. Semper G. Style in the Technical and Tectonic Arts, Or, Practical Aesthetics / Gottfried Semper. - Getty Publications, 2004. - 980 p.

8. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер ; перевод с нем. В. В. Бибихин// Новая технократическая волна на Западе : сб. науч. ст. - М.: Про-гресс, 1986. - С. 93 - 118.

9. Hartoonian G. Architecture and Spectacle: A Critique / Gevork Hartoonian. - Ashgate Publishing, Ltd., 2012. - 262 p.

10. Hauptmann D., Neidich W. Cognitive Architecture: From Bio-politics to Noo-politics; Architecture & Mind in the Age of Communication and Information / D. Hauptmann, W. Neidich. - Rotterdam: 010 Publishers, 2010. - 588 p.

11. Лесневска Р.В., Капустин П.В. Архитектура как зрелище XXI века: теат-рализация архитектуры // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. - 2015. - № 2 (38). - С. 111 - 121.

12. Лесневска Р.В. К вопросу о понятии зрелищности в архитектуре и город-ской среде [Электронный ресурс] / Р.В. Лесневска // Архитектон: известия вузов. - 2015. - № 50. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2015_2/5.

13. Капустин П.В. Развитие представлений об объекте проектирования в про-цессах архитектурного мышления. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. арх. - М.: Московский архитектурный институт, 1999. - 24 с.

14. Капустин П.В. Проектное мышление и архитектурное сознание. Критиче-ское введение в онтологию и феноменологию архитектурного проектирова-ния (монография).

- Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2012.

- 252 с.

References

1. Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction. Моscow, 1996, 240 p.

2. Debord G. The society of spectacle. Мoscow, "Logos", 1999, 224 p.

3. Ermolaeva V. N. The struggle for realism and humanism in the aesthetics of the USA (60-70-ies of XX century). Moscow, Nauka, 1979, 279 p.

4. Costa M. The technological sublime / Mario Costa.L. : Iderive, 1994, 48 p.

5. Lyotard J. F. The Inhuman: Reflections on Time / J. F. Lyotard. Stanford University Press, 1991, 216 p.

6. Foster H. Design and Crime: And Other Diatribes. Verso,

2003, 176 p.

7. Semper G. Style in the Technical and Tectonic Arts, Or, Practical Aesthetics / Gottfried Semper. Getty Publications,

2004, 980 p.

8. Heidegger M. The Age of the World Picture. New technocratic wave in the West. Moscow, Progress, 1986, pp. 93 - 118.

9. Hartoonian G. Architecture and Spectacle: A Critique. Ashgate Publishing, Ltd., 2012, 262 p.

10. Hauptmann D., Neidich W. Cognitive Architecture: From Bio-politics to Noo-politics; Architecture & Mind in the Age of Communication and Information. Rotterdam, 010 Publishers,

2010, 588 p.

11. Lesnevska R.V., Kapustin P.V. Architecture as the spectacle of the XXI century: theatricality of architecture // Scientific Bulletin of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture. - 2015. - № 2 (38). - P. 111 - 121.

12. Lesnevska R.V. To the question of spectacularity of architecture and urban environment [Electronic resource] / R.V. Lesnevska // Architecton: news of High education institutions. - 2015. - No. 50. Access mode: http://archvuz. ru/2015_2/5

13. Kapustin P.V. The Development of Design Objects Ideas in the Process of Architectural Thinking. Abstract of Ph.D in Architecture diss. - M.: Moscow Institute of Architecture, 1999.

- 24 p.

14. Kapustin P.V. Design Thinking and Architectural Consciousness. Critical introduction to Ontology and Phenomenology of Architectural Design (monograph). -Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2012.

- 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.