УДК 636.4;349.4
ЗООТЕХНИЧЕСКАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА СЕЛЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПЛЕМЕННОМ ДЕЛЕ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ
С. В. СОЛЯНИК
РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству», г. Жодино, Республика Беларусь, 222163, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 08.02.2019)
Особенности правового регулирования племенного животноводства и утверждение селекционных достижений в этой сфере, т.е. законодательно установленная процедура выведения новых пород животных, были сформулированы в СССР в первой половине ХХ века. При этом органами исполнительной власти были приняты соответствующие нормативно правовые акты в этой области. Научно-практическую основу селекционно-племенного процесса при выведении новых пород животных выполняли ученые-зоотехники и зоотехники-практики в конкретных хозяйствах административных территорий Советского Союза. При этом только в случае документально зафиксированного факта выведения новой породы, государственной комиссией выдавалось свидетельство о том, что сельскохозяйственная организация относится к племенным совхозам. В современном нормативно-правовом регулировании племенного животноводстве в Республики Беларусь выявлена такая особенность, что субъектами права в области племенного дела выступают только юридические лица, в том числе племенные хозяйства. О физических лицах, как субъектах права в области племенного дела, в законе не упоминается. Выявлены отдельные случаи невыполнения на практике норм белорусского законодательства о племенном деле в животноводстве, в части ведения племенных книг. Племенное дело в Республике Беларусь осуществляется без применения зоотехнических основ, связанных с бонитировкой племенного поголовья. При этом правовой фундамент законов, принятых и действующих в постсоветских республиках и в странах Восточной Европы о разведении племенных животных, составляют бонитировка и племенные книги.
Ключевые слова: зоотехния, племенное дело, законодательство, правовое регулирование, аграрное право.
Features of the legal regulation ofpedigree livestock breeding and approval of breeding achievements in this area, i.e. the legally established procedure for breeding new breeds of animals was formulated in the USSR in the first half of the twentieth century. At the same time, the executive authorities adopted relevant regulatory legal acts in this area. The scientific and practical basis for the pedigree-selection process in the development of new animal breeds was carried out by zootechnical scientists and zootechnical practitioners in specific farms in the administrative territories of the Soviet Union. However, only in the case of the documented fact of the breeding of a new breed, the state commission issued a certificate stating that the agricultural organization belongs to the pedigree cattle state farms. In modern regulatory and legal regulation of livestock breeding in the Republic of Belarus, such a feature has been revealed that only legal entities, including pedigree breeding farms, are subjects of law in the area of breeding. The law does not mention individuals as subjects of law in the field of pedigree breeding. We have established individual cases of nonimplementation in practice of the norms of Belarusian legislation on pedigree breeding in animal husbandry, in terms of keeping breeding books. Breeding in the Republic of Belarus is carried out without the use of zootechnical foundations associated with the appraisal of breeding stock. At the same time, the legal foundation of laws adopted and acting in the post-Soviet republics and in the countries of Eastern Europe on the breeding ofpedigree animals consists of appraisal and breeding books.
Key words: animal husbandry, breeding, legislation, legal regulation, agrarian law.
Введение
Система управления агропромышленным комплексом в нашей стране имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Республиканский уровень представлен органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент Республики Беларусь. Органы специальной компетенции включают отраслевые и функциональнее. К отраслевым органам относится Министерство сельского хозяйства и продовольствия, регулирующие общественные отношения в агропромышленной сфере. К функциональным органам относятся Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство образования и другие, которые осуществляют регулирование лишь отдельных видов общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности и, как правило, по согласованию с органом отраслевой компетенции.
На уровне областей интересы животноводства представляют три должностных лица: заместитель председателя областного комтета по сельскому хозяйству и продовольствию (облсельхозпрод); руководитель ветеринарной службы, руководитель племенной службы. При этом ветеринарное дело и племенное дело в нашей стране регламентируется соответствующим законодательством. Однако имеются отдельные недостатки при реализации законодательно установленных норм специалистами белорусской племенной службы на региональном и местном уровне, так как все племенные хозяйства с 2010 г. находятся в коммунальной собственности, а не в республиканской.
Закон Республики Беларусь о племенном деле в животноводстве определяет правовые и организационные основы племенного дела в животноводстве и направлен на создание условий для получения и использования качественной племенной продукции (материала). Согласно статьи 1 Закона - племенная книга - база данных, содержащая информацию (сведения) о происхождении и племенной (генетической) ценности племенного животного. В соответствии со статьей 25 Закона племенные книги формируются по породам племенных животных и содержат информацию (сведения) об их происхождении и племенной (генетической) ценности. Ведение племенных книг обеспечивается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [1].
По общему правилу, племенная работа непосредственно в хозяйстве предполагает полномасштабное использование методических основ зоотехнического и племенного учета, мечения и бонитировки животных конкретного вида, а также мероприятия, разработанные на основе бонитировки (отбор и оценка ремонтного и племенного молодняка; оценка производителей и маток; сводная ведомость бонитировки и т.д.) [2, 3].
Учитывая, что в племенном животноводстве нашей страны надлежащим образом не ведутся ни бонитировка, ни племенные книги, то для практикующих зоотехнических работников необходимо напомнить дефиниции из образовательного курса «Племенное дело», преподаваемого на биотехнологических факультетах сельскохозяйственных вузов [4]:
бонитировка - определение уровня племенной ценности животных путем оценки их по комплексу качеств (признаков) (породность, продуктивные качества, экстерьерно-конституционные особенности) с присвоением соответствующего класса, а также оценка качеств иной племенной продукции (материала) в целях их дальнейшего использования;
племенной учет - определение и внесение в документы по племенному делу (племенную документацию) субъектами племенного животноводства данных о происхождении, продуктивности, типе и других качествах животных с целью получения систематизированных сведений, необходимых для ведения племенного дела;
официальный учет продуктивности - учет продуктивности животных, который ведется государственными контролерами-ассистентами и подтверждается соответствующими организациями, осуществляющими исследования качественных показателей полученной продукции;
официальная классификация (оценка) по типу - оценка в баллах типа животных, проведенная экс-пертами-бонитерами.
Цель работы - выявить особенности реализации правовых норм по ведению племенных книг в Республике Беларусь и провести сравнительно-правовой анализ белорусских подходов с законодательством постсоветских республики и стран Восточной Европы. Основная часть
Для достижения поставленной цели использовались [5, 6]:
1) философские методы, в частности диалектический метод, который составляет методологические основы научных исследований. Это метод позволяет рассмотреть правовое регулирование племенного дела в животноводстве как сложный динамический процесс, который проходит стадии постоянных изменений и развития форм, способов и моделей его правового опосредования в неразрывной связи с другими правовыми явлениями общественной жизни;
2) общенаучные методы:
формально-логический метод позволяет сформулировать авторские определения понятий непосредственно относящихся к племенному делу;
системно-структурный метод применяется при совершенствовании классификации субъектов исследуемой области и систематизации их прав и обязанностей, а также позволяет рассмотреть принципы правового регулирования племенного дела в животноводстве как системное образование и дифференцировать его целостную структуру на две составляющие: общих и специальных принципов;
3) специально-научные методы познания:
историко-правовой метод позволяет провести ретроспективный анализ генезиса правового регулирования племенного дела в животноводстве и осуществить его периодизацию;
сравнительно-правовой метод применяется для сопоставления отдельных положений законодательства Республики Беларусь с законодательством ближнего и дальнего зарубежья в сфере правового регулирования племенного дела в животноводстве;
формально-юридический метод применяется в процессе выяснения содержания предписаний аграрного законодательства, в частности, касающихся характерных особенностей осуществления производственно-хозяйственной деятельности. К слову, в большинстве постсоветских стран деятель-
ность в сфере племенного животноводства лицензируется, этим они отличаются от Беларуси, в которой на ведение племенного дела никаких лицензий государством не выдается.
Почти век назад на просторах СССР была заложена правовая и нормативно-техническая основа регулирования всего комплекса правоотношений в селекционно-племенном деле и создан фундамент формирования «контуров» нового субинститута гражданского права - правовой охраны селекционных достижений. Источниками аграрного права стали Постановление СНК РСФСР «О племенном животноводстве» (1918 г.) и «О семеноводстве» (1921 г.), а равно введение с 1934 г. бонитировки сельскохозяйственных животных, а с 1939 г. государственных племенных книг [7]. Основные положения и порядок бонитировки определялись инструкциями (отраслевыми стандартами - ОСТами) по бонитировке различных видов животных, разрабатываемыми Госагропромом СССР [8].
После развала СССР в Украине, Беларуси, Таджикистане, Кыргыстане, Молдове был принят Закон о племенном деле в животноводстве. В России, Казахстане, Туркменистане, Армении, Азербайджане, Узбекистане - Закон о племенном животноводстве. В прибалтийских постсоветских странах действуют: Закон о животноводстве (Литва); Закон о животноводстве и разведении (Латвия); Закон о разведении сельскохозяйственных животных (Эстония).
Законодатели Молдовы, Венгрии, Словакии приняли Закон о животноводстве. В Польше действует Закон об организации разведения и размножения сельскохозяйственных животных. К слову, первая редакция польского закона была принята в 1955 г., а в большинстве вышеуказанных стран нормативно-правовое регулирование обращения с племенными животными появилось лишь в конце 90-х годов прошлого века.
Интересна ситуация с правовым регулированием обращения с животными в Грузии. Дело в том, что в Грузии никогда не было закона о племенном животноводстве, а с 2012 г., перестал действовать и закон о ветеринарии. Дело в том, что с принятием и вступлением в силу Кодекса о безвредности продовольствия/кормов для животных, ветеринарии и защите растений, согласно статьи 76, считаются утратившими силу следующие законы [9]: о безвредности и качестве продовольствия [10], о ветеринарии [11], о защите растений от вредных организмов [12], о сельскохозяйственном карантине [13].
Но при этом в Грузии с 2010 г. действует Закон о новых породах животных и новых сортах растений [14]. В Республике Беларусь нет законодательства о защите селекционных достижений в племенном животноводстве.
С точки зрения гигиены животных, единственного научно-образовательного направления которое, согласно законодательства, имеет право разрабатывать нормы и правила, для успешного развития животноводства в любом государстве должно действовать следующие два закона: о зоотехнии (включая разделы: о животноводстве; о разведении животных и племенном животноводстве; о правовой защите селекционно-племенных достижений) и о ветеринарии; или единый закон о животных, включающий нормативные требования по разведению, кормлению, гигиене, лечению, экологии и т.д.
В большинстве постсоветских стран бонитировка сельскохозяйственных животных проводится в полном объеме. Например, Министерство аграрной политики Украины [15] утвердила ряд технических нормативных правовых актов по бонитировке сельскохозяйственных животных. В Инструкциях указаны права и обязанности комиссии по бонитировке в племенных хозяйствах, в частности: «1. Бо-нитирование поголовья животных (свиней, крупного рогатого скота, лошадей, овец, зверей и др.) осуществляет комиссия, назначенная руководителем хозяйства. В работе комиссии участвуют:
зооинженеры и ветеринарные специалисты хозяйства;
представители управлений сельского хозяйства и продовольствия районных государственных администраций;
специалисты с соответствующей квалификацией отраслевых предприятий, которые прошли аттестацию; специалисты научных учреждений.
2. Перед бонитированием комиссия проводит:
проверку индивидуальных (идентификационных) номеров и их уточнение;
взвешивание и взятие промеров животных соответствующих половозрастных групп;
проверку воспроизводительной способности маток и производителей;
подведение итогов оценки производителей и маток по собственной производительности и качеству потомства;
уточнение записей племенного учета.
3. При бонитировании комиссия:
проводит осмотр животных, анализирует показатели их собственной продуктивности, продуктивности родителей и потомства, заполняет соответствующие формы учета;
оценивает животных по основным признакам, характеризующим их продуктивные и племенные качества;
присваивает по основным признакам такие комплексные классы: элита-рекорд, элита, I класс, II класс.
Животных, которые не отвечают минимальным требованиям для определения II класса, оценивают как неклассных. Животных, на которые отсутствуют необходимые данные зоотехнического учета, не бонитируют.
4. Отчет о результатах бонитирования составляют после формирования стада с фактического поголовья по состоянию на 1 января следующего года» [16].
Согласно законодательству Республики Молдова [17] глава «Бонитировка и испытание племенных животных, государственная апробация селекционных достижений» включает две нормы «Бонитировка и испытание племенных животных» и «Государственная апробация селекционных достижений». При этом бонитировка и испытание племенных животных осуществляются в соответствии с требованиями инструкций по бонитировке и испытанию сельскохозяйственных животных, и проводят:
селекционеры научно-исследовательских учреждений - на предприятиях по племенному делу и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, контрольно-испытательных станциях, племзаводах, элеверах;
селекционеры хозяйств или специалисты государственной племенной службы (на контрактной основе) - в других категориях хозяйств, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
Государственная апробация новых пород, типов, линий, кроссов и гибридов животных, созданных в Республике Молдова или завезенных, проводится органами государственной племенной службы, учеными научно-исследовательских учреждений и учебных заведений с участием работников племенных хозяйств на основе Положения об апробации селекционных достижений в животноводстве, утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия. По результатам государственной апробации Минсельхозпрод вносит предложения Правительству о районировании новых пород, типов, линий, кроссов и гибридов животных.
Согласно молдавскому закону о животноводстве [18] «улучшение пород и воспроизводство животных осуществляются в соответствии с законодательством. Улучшение пород животных осуществляется путем проведения научных исследований, отбора животных на основе данных официального учета их продуктивности и целенаправленного воспроизводства. Официальный учет продуктивности животных, ведение селекционной работы и искусственное осеменение осуществляются на договорной основе.
Достижения селекционной работы в животноводстве - созданные в ее результате новые или улучшенные породы, типы, линии, кроссы, утвержденные в установленном порядке Минсельхозпрод и подтвержденные патентом, выданным Государственным агентством по охране промышленной собственности, - признаются и защищаются законом. Права владельца патента распространяются также на полученную от племенных животных продукцию в виде молодняка для воспроизводства, семенного материала, эмбрионов, инкубационных яиц, грены, инкубационной икры.
Племенные ресурсы в животноводстве воспроизводятся для реализации по потребности, на основе полученного патента. Продажа племенных животных, полученных в результате научных исследований и селекционной работы и воспроизведенных на элитных государственных или частных племенных фермах, осуществляется после установления в обязательном порядке соответствующими научными учреждениями их племенной ценности» [18].
Заключение
Выявлены отдельные случаи невыполнения на практике норм белорусского законодательства о племенном деле в животноводстве, в части ведения племенных книг. Установлено необоснованность исключения дефиниции бонитировка из Закона Республики Беларусь о племенном деле в животноводстве. Поэтому племенное дело в нашей стране осуществляется без применения зоотехнических основ связанных с бонитировкой племенного поголовья. Правовой фундамент законов, принятых и действующих в постсоветских республиках и в странах Восточной Европы о разведении племенных животных, составляют бонитировка и племенные книги.
ЛИТЕРАТУРА
1. О племенном деле в животноводстве : Закон Республики Беларусь 20 мая 2013 г. № 24-3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.05.2013, 2/2022.
2. Справочник зоотехника / А. П. Калашников [и др.]. - М.: Агропромиздат, 1986. - 479 с.
3. Степанов, В. И. Свиноводство и технология производства свинины / В. И. Степанов, Н. В. Михайлов. - М.: Агро-промиздат, 1991. - 336 с.
4. Соляник, А. В. Механизм правового регулирования племенного животноводства Республики Беларусь: Монография / А. В. Соляник, В. В. Соляник, С. В. Соляник. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. - 444 с.
5. Шовкун, В. В. Правове регулювання племшно! справи у тваринницга [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / В. В. Шовкун; Кабшет М!шстр1в Украши, Нац. ун-т бюресурав [ природокористування Украши. - К., 2012. - 216 с.
6. Шовкун, В. В. Правове регулювання племшно1 справи у тваринництш [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / В. В. Шовкун; Каб. М1шстр1в Украши, Нац. ун-т бюресурс1в [ природокористування Украши. - К., 2012. - 19 с.
7. Лебедев, В. Ю. Проблемы правовой охраны селекционных достижений в Республике Молдова / В. Ю. Лебедев // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук, 12.00.03. - Кишинев, 2000. - 377 с.
8. Бонитировка сельскохозяйственных животных — Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: В. К. Месяц. 1989.
9. Кодекс о безвредности продовольствия/кормов для животных, ветеринарии и защите растений: Закон Грузии //https://www.matsne.gov.ge/ru/document/search?page=5
10. О безвредности и качестве продовольствия: Закон Грузии от 27 декабря 2005 года //Сакартвелос саканонмдебло мац-не №4, 18.01.2006, ст. 30.
11. О ветеринарии: Закон Грузии от 14 июня 1995 года //Ведомости Парламента Грузии, 1994 - 1995, № №27-30, ст. 635.
12. О защите растений от вредных организмов: Закон Грузии // Ведомости Парламента Грузии, 1994, № №21-22, ст. 450.
13. О сельскохозяйственном карантине: Закон Грузии от 15 мая 1997 года // Ведомости Парламента Грузии. - 1997. -№ №23-24, ст. 12.
14. О новых породах животных и новых сортах растений: Закон Грузии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.matsne.gov.ge 41001002005001016161.
15. Об утверждении Инструкции по бонитировке крупного рогатого скота молочных и молочно-мясных пород, Инструкции по ведению племенного учета в молочном и молочно-мясном скотоводстве и образцов форм племенного учета в молочном и молочно-мясном скотоводстве: Приказ Министерства аграрной политики Украины 30.12.2003 N 474 // Министерство юстиции Украины 21 января 2004 г. за N 95/8694.
16. Инструкция по бонитированию свиней: Приказ Министерства аграрной политики Украины 17.12.2002 N 396 //Министерство юстиции Украины 29 декабря 2002 г. за N 1027/7315.
17. О племенном деле в животноводстве: Закон Республики Молдова №.371-ХШ от 15.02.95 // Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 20 от 06.04.1995.
18. Закон о животноводстве: Закон Республики Молдова №.412-Х^ от 27.05.99 //Мониторул Офичиал ал Р. Молдова N 73-77 от 15.07.1999.