Научная статья на тему 'Зоопарк как база экологического образования посетителей'

Зоопарк как база экологического образования посетителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3104
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗООПАРК / ZOO / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ЗООПАРКА / ECOLOGICAL ENVIRONMENT OF THE ZOO / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ / ECOLOGICAL PATHS / КВЕСТЫ / QUESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завгороднева Наталья Сергеевна

В данной статье рассмотрены зоопарки как своеобразные институты социальной адаптации, способствующие становлению экологической культуры личности школьников. Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завгороднева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZOO AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT for visitors

The article characterizes zoos as social integration institutions that raise students’ ecological awareness. This is possible thanks to biological and ecological constituents, values and environmental activities that zoos imply.

Текст научной работы на тему «Зоопарк как база экологического образования посетителей»

Н.А. Дмитриева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ .

THE ZONE OF PROXIMAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF FIRST-GRADE STUDENTS

© 2014

N.A. Dmitriyeva, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Social Pedagogics, Psychology and Pedagogics of Primary Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article dwells upon the concept «the zone of proximal intelligence development», its structural components and content. The author tells about the psychological and pedagogical conditions that serve as the base of the zone of proximal intelligence development of first-graders. The paper also reveals the module content of the program.

Keywords: the zone of proximal development; the zone of relevant teaching; the zone of creative independence; a measure of assistance.

УДК 59.006

ЗООПАРК КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

© 2014

Н.С. Завгороднева, аспирант кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье рассмотрены зоопарки как своеобразные институты социальной адаптации, способствующие становлению экологической культуры личности школьников. Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения. Ключевые слова: зоопарк; экологическая среда зоопарка; экологические тропы; квесты.

Сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы, развитие его экологической культуры. Каждый человек должен понимать, что его существование на планете Земля возможно только в гармонии с природой [1, с. 42].

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру [2, с. 210].

Своеобразными институтами социальной адаптации, способствующими становлению экологической культуры личности, коммуникативности, включающими в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность, являются зоопарки [3, с. 9].

В 1992 году в условиях Среднего Поволжья был организован Самарский зоопарк. По данным Т.Н. Дегтярёвой, его посещают более 200 тысяч человек, среди которых более половины - дети [4, с. 77].

Самарский зоопарк представляет собой информационный центр, в котором посетители много узнают об окружающем их живом мире. Зоопарк приносит людям радость, пробуждает интерес к миру живой природы, учит людей более глубокому пониманию природоохранных проблем и осознанию собственной роли в этом процессе, развивает ответственность за сохранение этого мира. Как отмечает Т.Н. Дегтярёва в работе «Самарский зоопарк как база экологического образования и просвещения жителей губернии», для того чтобы обратить внимание жителей губернии на существующие проблемы животного мира, ежегодно в Самарском зоопарке проводятся различные тематические природоохранные мероприятия, часть из которых приурочена к Общероссийским дням защиты от экологической опасности:

16 января - День рождения Самарского зоопарка;

1 апреля - Международный день птиц;

22 апреля - День Земли;

5 июня - Всемирный день окружающей среды;

1 сентября - День знаний;

4 октября - Всемирный день животных;

29 декабря - Международный день биологического разнообразия.

Обзорные и тематические экскурсии в зоопарке:

1. Знакомьтесь: «Самарский зоопарк».

2. Аквариум и его обитатели.

3. Вымыслы и правда о рептилиях.

4. Мир птиц Самарского зоопарка.

5. Про Джона и его ближайших родственников.

6. Международная Красная книга и ее представители в Самарском зоопарке.

7. Краснокнижные животные Самарской области в зооколлекции.

8. Путешествие в страну «Экзотию».

9. Мир друзей в стране зверей (для детей от 3 до 8 лет).

В ходе исследований, проводимых в школе-интернате «Преодоление» для детей с ограниченными возможностями (5-9 классы), нами были разработаны отдельные уроки биологии, в основе которых использовались активные формы обучения. В числе принципов, по которым строились занятия по программе, назовем непосредственное общение с живыми животными, активную роль школьников как участников занятия и обеспечение условий для самовыражения, реализации и развития их творческих способностей. На специально организованных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с природой мы знакомили детей с виртуальным зоопарком, что хорошо способствовало формированию представлений о природе и навыков экологической культуры. Как отмечает в своей работе Л.А. Колыванова, «необходимой составляющей процесса экологического образования обучающихся является создание безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей полноценную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям современного общества, способствующей развитию у них ощущений, восприятий, представлений, понятий образа окружающей действительности» [5, с. 1327].

Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения, охраны и воспроизведения редких и вымирающих животных, сохранения биоразнообразия и окружающей среды посредством осуществления целого комплекса различных видов природоохранной деятельности [6, с. 10].

В своих исследованиях Е. Чудакова указывает на то, что зоопарки предоставляют подрастающему поколению первую возможность контакта с природой [6, с. 8]. Организуемые зоопарками информационные компании и мероприятия с посетителями играют значительную роль в приобщении широких масс населения к идее эстетической ценности природы. Поэтому необходимо

в работе зоопарка уделять большое внимание культур-но-досуговой и просветительской деятельности. В данной работе отмечена существенная роль методического отдела зоопарка. Немаловажное значение в работе зоопарка уделяется его оформлению. Это разработка и изготовление информационных стендов с полезной и интересной для посетителей информацией об обитателях зоопарка, экологических дорожек, экологических троп. На дорожных бордюрах изображаются лапки животных: хищных, копытных или птиц (в зависимости от экспозиции). Изготовление новых этикеток также вносит свой вклад в оформительный стиль зоопарка, направленный не только на сохранение и экспонирование различных видов животных в условиях неволи, но и направленный на просветительскую работу среди посетителей. Простейшим способом является размещение информации на этикетках. Обычно это просто табличка с названием животного и его краткой характеристикой, чаще всего ограниченной ареалом и охранным статусом, реже включены сведения о размерах, весе и питании животного. Типичными образцами подобных этикеток являются следующие:

- «Амурский тигр. Масса тела достигает 270 кг. Область распространения - Дальний восток (Приморский край, северо-восточные провинции Китая)»;

- «Японский макак. Масса тела - 11-18 кг. Обитает в Японии, образ жизни - групповой (семьями)».

Кроме того, дополнительная информация, содержащаяся в этикетках, подчеркивает природоохранную деятельность Самарского зоопарка. История появления каждой особи в зоопарке уникальна и практически всегда трагична. В естественных условиях животное не смогло бы выжить и текст этикетки ясно на это указывает. Всё это направлено на привлечение посетителей, стремление разнообразить их отдых и донести полезную информацию о животных зоопарка.

Одной из интересных форм работы по экологическому образованию и воспитанию, вызывающей особый интерес у школьников, является организация маршрутных игр, экологических троп - специально оборудованного учебного маршрута в зоопарке. Значение такой тропы разнообразно: проведение исследовательской, проектной работы с учащимися, а также просветительской работы с жителями и гостями города. Посещение троп расширяет естественнонаучный кругозор учащихся, дает возможность видеть и оценивать результаты взаимодействия человека и природы, способствует воспитанию экологической культуры, при этом играет не только оздоровительную роль, но и дает большой эмоциональный заряд и удовлетворение познавательного интереса обучаемых. Разработанные индивидуальные образовательные маршруты при посещении учащимися зоопарка очень важны.

Особое значение здесь имеет тьюторское сопровождение обучаемых при углублении эколого-биологи-ческих понятий и развитии экологического мышления, повышающее качество образовательной среды, как отмечают Т.М. Носова, О.И. Дмитриева [7, с. 328].

Маршрутные игры - «квесты» - служат средством привлечения школьников к самообразованию путем изучения информации, предоставляемой зоопарком. Квестовые игры способствуют популяризации информационного содержания стендов зоопарка, а тематический материала расширяет познавательный интерес посетителей, побуждает к самостоятельному поиску дополнительных знаний. При внесении дополнительной информации в маршрутные игры появляется возможность ненавязчиво донести до посетителей основные правила поведения в зоопарке и информацию о его функциях в современном обществе (природоохранная деятельность, ознакомление с окружающим миром и т. д.). В работе зоопарков применяются несколько типов «квестов».

1. Групповые игры, предусматривающие участие одной или нескольких организованных групп школьников, включающие 4-7 заданий.

1.1. Групповая игра, требующая присутствия тьютора и предусматривающая наличие наглядного, большей частью контактного, материала. Это могут быть рога оленей - для заданий, связанных с сезонными изменениями в жизни животных, шерсть - ее запах может помочь определить хищного или растительноядного зверя, черепа - к вопросам, касающимся систематики животных; продукты жизнедеятельности - чтобы разобраться в необходимости поедать добычу целиком, с костями и перьями (например, для хищных птиц); оборудование для ухода за животными - для того, чтобы участники игры могли попробовать себя в роли кипера.

1.2. Игра по станциям требует присутствия нескольких сотрудников зоопарка, так как выполнение ряда заданий проходит поэтапно. Участники игры, выполняющие задания на одной из станции получают логическое направление к другому заданию, таким образом, в конце игры складывается целостная картина, дающая полное представление о теме квеста. В играх по станциям активно используются наглядные материалы и оборудование.

1.3. Игра с одним сопровождающим проводится в том случае, если требуется проход на служебную территорию какого-либо отдела (например, игра, посвященная профессиям зоопарка) или при необходимости вовлечения в процесс игры хрупких и ценных предметов (микроскоп, бинокль и пр.).

1.4. Игра с вовлечением в контактное общение животных (навыки ухода за лошадью, знакомство с животными, проходящими по определенной теме и т. п.). К такому типу игр активно привлекаются сотрудники других отделов (например, отдела прирученных животных или конюшни). Участники могут потрогать, подержать то или иное животное, внести в маршрутный лист необходимые сведения, полученные при общении (к примеру, длину когтей, хвоста, свойства покровных тканей, наличие или отсутствие ушей и пр.).

1.5. Игра с элементами показательных мероприятий (кормление, обогащение среды, тренинг). Этот тип игр также представляет особенный интерес для участников, так как позволяет прикоснуться к скрытой от обычного посетителя внутренней жизни зоопарка. Возможность собрать под руководством кипера рацион для приматов, записать входящие в него составляющие, оставляет большое количество положительных эмоций.

2. Групповая игра без участия куратора или предусматривающая его участие во вводной или заключительной части. Такой тип игры также может включать общение с животными, участие в обогащении среды (создание подарков для приматов, игрушек для мелких и крупных хищников) или использование наглядных материалов в присутствии сотрудника зоопарка.

3. Индивидуальная игра не требует сопровождения и проводится со всеми желающими поучаствовать в ней посетителями. Обычно приурочивается к тематическому дню или празднику, а также к дням школьных каникул. Включает в себя от 3-х заданий умеренной сложности, сопровождаемых подсказками. В некоторых случаях такой игре может предшествовать лекция с показом прирученных животных по соответствующей теме. Простым вариантом игры, состоящей из заданий одного типа, является поиск животных по значкам-подсказкам с последующим внесением названия животного в маршрутный лист. Это самый простой вариант игры. На маршрутном листе помещается изображение животного и несколько интересных фактов о его жизни в природе и зоопарке. Участники должны найти это животное и вписать его название в лист. Иногда задание усложняется - нужно не только найти животное, но и внести в маршрутный лист ряд сведений о нем (ареал обитания, размер, количество детенышей в помете или какие-ли-

бо забавные исторические данные). Эти сведения могут быть почерпнуты из постоянных или тематических сменяемых этикеток, размещенных на вольере соответствующего животного.

3.1. Тематическая маршрутная игра, зафиксированная на временной игровой площадке. Такая игра может быть посвящена, например, дню Африки и быть завязана на антропометрических сравнениях. Участники могут померяться ростом с новорожденным жирафом, сравнить длину своего шага с носорожьим, а отпечаток ладони - со следом льва. Все эти данные вносятся в маршрутный лист не только в письменном виде, но и в форме рисунка.

3.2. Заполнение тематического кроссворда по ссылке на этикетку или стенд с познавательной информацией. Такая форма игры ведет к популяризации информационных стендов как источника интересных сведений. Кроссворд основан на какой-либо теме и несет дополнительные данные в виде короткого пояснительного текста.

3.4 Поиск животного по фрагменту (часть изображения) или птицы - по перьям. Такой подход к игре позволяет участникам почувствовать себя исследователем, который увидел в лесу случайно мелькнувшего зверя или нашел птичье перо и теперь должен определить вид этих случайных «знакомых». В маршрутном листе подписываются изображения фрагментов.

3.5. Задания на наблюдательность - в маршрутный лист вносятся особенности поведения в стандартных ситуациях, количество детенышей, сезонные изменения внешнего вида и поведения.

Таким образом, привлекая огромное число посетителей и позитивно влияя на их отношение, восприятие, мировоззрение и поведение, зоопарки являются уникальным местом общения человека с окружающим миром. Роль зоопарка в экологическом просвещении населения чрезвычайно важна, поскольку из всего мира

живой природы наиболее эмоционально ярко и неравнодушно человек воспринимает последних, что сказывается на формировании экологической культуры посетителей. Деятельность по развитию экологической культуры становится стержнем нового образования, позволяющего познавать самого себя и свои связи с окружающим миром, строить его с учётом законов экологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего : материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3-х ч. Ч. 1.Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2003. 478 с.

2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание : учебное пособие. М. : Логос, 2001. 376 с.

3. Научно-просветительная работа в зоопарках. Выпуск 15. Межвед. сбор. науч. и науч.-метод. тр. М. : Московский зоопарк, 2008. 285 с.

4. Научно-просветительная работа в зоопарках. Выпуск 23. Межвед. сбор. науч. и науч.-метод. тр. М. : Самарский зоопарк, 2008. 155 с.

5. Колыванова Л.А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа // Известия Самарского научного центра РАН. .№ 2 (40) (6). Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011. Том 13. С. 1326-1331.

6. Научно-просветительная работа в зоопарках : сборник статей / под ред. Т.В. Ворониной, Е.Я. Мигуновой и Н.Р. Рубинштейн. Тверь : ООО «Издательство «Триада», 2012. 386 с.

7. Носова Т.М., Дмитриева О.И. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся медико-технического лицея // Известия Самарского научного центра РАН. .№ 2 (2). Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2012. Том 14. С. 328-333.

© 2014

ZOO AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR VISITORS

N.S. Zavgorodneva, postgraduate student of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Health and Safety

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article characterizes zoos as social integration institutions that raise students' ecological awareness. This is possible thanks to biological and ecological constituents, values and environmental activities that zoos imply. Keywords: zoo; ecological environment of the zoo; ecological paths; quests.

УДК 378.096

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПГСГА

© 2014

Ю.В. Зелепухин, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена анализу формирования и развития профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля ПГСГА.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; бакалавры экономического профиля.

Одной из важнейших проблем сегодняшнего конкурентоспособность выпускника на рынке труда. времени является противоречие между объективной Как показал анализ последних исследований

необходимостью подготовки бакалавров и публикаций, посвященных различным аспектам

экономического профиля, имеющих профессиональные формирования профессиональной компетентности

компетенции, способствующие их быстрой адаптации специалистов, большинство из них осуществлены

в реальном секторе экономики и высокому качеству в рамках экономических и социальных наук, не

результатов профессиональной деятельности, и затрагиваютпедагогическиеаспектыпрофессионального

недостаточной разработанностью организационно- образования и особенности подготовки бакалавров

педагогических условий их подготовки, позволяющей экономического профиля. Между тем, изменения

формировать востребованные работодателями в российском обществе требуют решения многих

профессиональные компетенции. Именно с теоретических и практических вопросов, связанных

формированием профессиональных компетенций с содержанием и процессом подготовки этих

будущего специалиста связывают сегодня качество специалистов.

профессионального образования, обеспечивающее Цель статьи - анализ организации формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.