Научная статья на тему 'Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга'

Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мочалова Ирина Николаевна, Фуртай Франциска

15 июня 2012 г. в рамках научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» на факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина. состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МЕТАФИЗИКА БЕЛЫХ НОЧЕЙ»

И. Н. Мочалова, Ф. Фуртай

Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга

15 июня 2012 г. в рамках научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей»1 на факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина, состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного

Петербурга».

В работе конференции приняли участие представители ряда городов России (Москва, Екатеринбург, Омск, Калининград, Калуга и др.), ближнего и дальнего зарубежья (Рига, Латвия; Гонолулу, США).

Тема репрезентации животного в культуре - одна из актуальных тем современного гуманитарного знания. Свидетельство этому - многочисленные конференции и публикации, посвященные «звериной» проблематике, как в России, так и за рубежом. Анализ проведенных за последнее десятилетие исследований позволяет говорить о формировании нового направления гуманитарного знания - зоокультурологии как пространства междисциплинарного синтеза исследовательских практик философии, культурологии, искусствознания, филологии, антропологии, биоэтики и

© Мочалова И. Н., Фуртай Ф., 2012

1 Проект «Метафизика белых ночей» осуществляется с 2010 г. Северо-западным региональным центром религиоведческих и культурологических исследований факультета философии, культурологии и искусства ЛГУ им. А.С. Пушкина. В рамках проекта прошли следующие конференции: «Герменевтика кино: сумерки смысла» (17 июня 2011); «Архетип ночи в мировой культуре» (18 июня 2010).

пр. Осмысление проблемного поля зоокультурологии и ее дисциплинарной определенности стало целью конференции.

Отрывая конференцию, Ф. Фуртай (ЛГУ им. А.С. Пушкина) в своем выступлении «Зоокультурология - обретение идентичности» подчеркнула необходимость осмысления нового направления гуманитарного знания - зоокультурологии. Имея в качестве своего предмета образ животного в культуре, зоокультурология должна опираться на достижения целого комплекса гуманитарных наук, включая как собственно философско-культурологические исследования, так и работы в области искусствоведения, литературоведения, истории науки и др.

В докладах И.А. Протопоповой (РГГУ, Москва) «Птица Феникс как философская метафора», М.А. Солоповой (ИФ РАН, Москва) «Неразумные животные как "бродячий сюжет" в античной философии», П.А. Гаджикурбановой (ИФ РАН, Москва) «Что значит быть собакой? (О названии кинической школы)» прозвучала историко-философская постановка проблемы соотношения культуры и животного. Семиотический подход был представлен в докладах С. Т. Махлиной (СПб ГУКИ) «Семиотика животных в мифах древнего Ближнего Востока» и Р.Н. Дёмина (РХГА, СПб) «Древнекитайский герой-богоборец как белый конь». Это-логический аспект зоокультурной проблематики был рассмотрен в докладе В.П. Щербакова (СПбТЭУ) «Дискурс этологии: животное в культуре или человек в природе».

Значительная группа докладов находилась в поле сопряжения культурологических, искусствоведческих и историко-философских исследований. Это выступления И.А. Кребель (ОмГУ, Омск) «Образ животного в культурной традиции Серебряного века», Р.В. Светлова (СПбГУ) «Львы на Неве: откуда они?», Е.В. Баженовой (УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург) «Зоопространство на карте мегаполисов: к постановке проблемы», А.Г. Сечина (РГПУ им. А.И. Герцена) «Зоофизиогномика как способ выражения культурного стиля в искусстве», Л.В. Кузнецовой (СПбГУ) «Зооморфизм в современном российском кино» и др.

Работа конференции показала, что исследования репрезентации животного в культуре современного мегаполиса раскрывают внутреннюю противоречивость техноцентризма постиндустриальной цивилизации, нуждающейся в животном как в ином. Анализ ночного пространства Петербурга как места встречи человека с животным дает возможность новой перспективы понимания культуры города.

Признавая актуальность обсуждения зоокультурологической проблематики, редакция начинает публикацию избранных материалов конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.