Научная статья на тему 'Зоны туристической активности в городах Ирана (г. Шираз)'

Зоны туристической активности в городах Ирана (г. Шираз) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ШИРАЗА / STRUCTURE OF SHIRAZ / СТРУКТУРА ГОРОДА / CITY STRUCTURE / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ / HISTORICAL PERIODS / HISTORY SHIRAZ / ЭЛЕМЕНТЫ / ELEMENTS / СТРУКТУРА ШИРАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шенаса Х.

Сведения, полученные из археологических раскопок, свидетельствуют о том, что Персия была заселена c незапамятных времен. Согласно классификации ученых историков, Персия делилась на пять сатрапий, каждая из которых состояла из нескольких основных городов. Эти пять сатрапий простирались от северо-запада, до юго-востока на следущих территориях: 1 Араганская, 2 Сатрапия Шапур, 3 Сатрапия Ардашир-Хора, со столицей Шираз, 4 Сатрапия Истахр, 5 Сатрапия Дарабгерд. Город Шираз был построен в 654 г. и, в основном, соответствовал структурным формам древних городов Персии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE TOURISTY ZONES IN CITIES OF IRAN (SHIRAZ)

Information obtained from archaeological excavations states that, Persia was inhabited from time immemorial. According to scientific classification of historians, Persia was divided into five satraps, each of which consisted of several major cities. These five satraps from the north-west to south-east stretched required fields territories: 1Satrap Aragan 2Satrap Shapur 3Satrap Ardashir chora, the capital of Shiraz, 4Satrap Istakhr and 5Satrap Darabgerd. City of Shiraz was built in 654 A.C, in the same structural form of other ancient cities of Persia.

Текст научной работы на тему «Зоны туристической активности в городах Ирана (г. Шираз)»

ЗОНЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ГОРОДАХ ИРАНА (г. Шираз)

Х. Шенаса

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Сведения, полученные из археологических раскопок, свидетельствуют о том, что Персия была заселена с незапамятных времен. Согласно классификации ученых историков, Персия делилась на пять сатрапий, каждая из которых состояла из нескольких основных городов.

Эти пять сатрапий простирались от северо-запада, до юго-востока на следущих территориях: 1 - Араганская, 2 - Сатрапия Шапур, 3 - Сатрапия Ардашир-Хора, со столицей Шираз, 4 -Сатрапия Истахр, 5 - Сатрапия Дарабгерд.

Город Шираз был построен в 654 г. и, в основном, соответствовал структурным формам древних городов Персии.

Ключевые слова: структура Шираза, структура города, исторические периоды, история Шираза, элементы

ACTIVE TOURISTY ZONES IN CITIES OF IRAN (SHIRAZ)

H. Shenasa

Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract

Information obtained from archaeological excavations states that, Persia was inhabited from time immemorial. According to scientific classification of historians, Persia was divided into five satraps, each of which consisted of several major cities.

These five satraps from the north-west to south-east stretched required fields territories: 1- Satrap Aragan, 2- Satrap Shapur, 3- Satrap Ardashir chora, the capital of Shiraz, 4- Satrap Istakhr and 5- Satrap Darabgerd.

City of Shiraz was built in 654 A.C, in the same structural form of other ancient cities of Persia. Keywords: Structure of Shiraz, City structure, Historical periods, History Shiraz, Elements

Персия - древнейшая земля Ирана, которая упоминается в ассирийских петроглифах, произведениях греческих авторов и ахеменидских надписях. Название этой страны происходит от имени персов, одного из арийских народов, которые за несколько тысяч лет до н.э. переселились на Иранское Плато. Несмотря на то, что на протяжении многих веков Персия претерпела множество преобразований по территориальной целостности и границам, в общем, это название относится к территории, охватывающей на юге и юго-западе Персидский залив, на востоке г. Керман, на севере г. Исфахан и горы Бахтияри, а на северо-западе Хузестан.

Сведения, полученные из археологических раскопок, различные надписи и фрески горных плоскостей, древние сказания, многочисленные древние исторические тексты и письменные памятники, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о том, что Персия была заселена c незапамятных времен. Помимо тысяч городов и селений, здесь находились центры древней цивилизиции и культуры, она служила путем караванов, как внутри страны, так и соседних стран.

Согласно классификации таких ученых историков, как Истахри и Мукаддаси, Персия делилась на пять сатрапий, каждая из которых состояла из нескольких основных городов. Эти пять сатрапий простирались с северо-запада на юго-восток на следующих территориях:

1. Араганская сатрапия со столицей Араган ^^а^, располагалась на территории нынешнего г. Бехбахан (Behbahаn). Основным городом этой сатрапии был Ганава (Ghanаva) (Хабаба (Khabаba)), расположенный у залива.

2. Сатрапия Шапур (Shаpur), со столицей Шапур. Основные города: Нувбанджан (Nubanjаn), Казерун (Kаzerun).

3. Сатрапия Ардашир-Хора (Ardashir-Khоra) со столицей Шираз. Основной город: Гур (нынешний Фирузабад (Firuzabad)), также в состав этой сатрапии входил древний порт

Сейраф

4. Сатрапия Истахр (^^г) со столицей Истахр. Основные города: Йезд (Yezd), (Касе) и его окрестности.

5. Сатрапия Дарабгерд (Dаrаbgеrd) со столицей Дарабгерд, развалины которого сохранились недалеко от нынешнего города Дараб.

Поскольку цель этой статьи ограничивается только анализом города Шираз, мы воздержимся от рассмотрения других городов Персии.

Возникновение города Шираз

Одно название Шираз говорит о его древности, однако его возникновение, как и города Багдад, относится к исламскому периоду. Из раскопок, проведенных на развалинах Каср-е-Абунаср (Qasr-e-Abunasr), расположенных в нескольких километрах восточнее Шираза, и найденных там монет, известно, что на этом месте существовал город или городок, под названием Шираз, расстояние которого от нынешнего города Шираз составляло всего несколько километров. Во время нападения арабов мусульман на Иран и завоевания ими Персии и ее основных центров Истахра и Джалга Шираз был зеленым оазисом, где

были расположены процветающие и благоустроенные села и деревни. Именно поэтому оазис стал местом расположения арабских войск, подобно Куфе и Басре. В это время была сооружена первая крепость Фахандар (Fahandar) на вершине известной горы Делкуша рн^^а).

Затем арабы направились в сторону Истахра. Истахр был завоеван арабами, которые после сильного противостояния с местным населением превратили его в центр своего правления. Однако Истахр несколько раз восставал против арабских правителей, чем создал опасную ситуацию для мусульман. Это продолжалось до тех пор, пока Хаджадж ибн Юсеф Сакафи (Иа]а] !Ьп Уиэи БадаИ) не передал Персию своему брату Мохаммаду ибн Юсефу (МоИаттаЬ !Ьп Уиэи^. Именно этот правитель задумал перенести столицу по той причине, что обширная и плодородная степь Шираза служила торговым путем не только между регионами и городами Персии, но и соседними странами.

Согласно сведениям автора «Ширазнаме», город Шираз был построен в 654 г. В основном, структурная форма древних городов Персии, таких как Дараб (йагаЬ) (Рис.1 а) и Фирузабад (Р1гигаЬаф (Рис.1Ь) была круглой.

а) Ь)

Рис.1(а,Ь): а) древний город Дараб (Дарабгерд); Ь) древний город Фирузабад (город Гур)

При анализе расположения улиц и домов древних городов, а также их создания и реконструкции, эта теория находит свое подтвержение. Несмотря на то, что в настоящее время древний город утратил свою круглую форму, несомненно, это противоречие связано с изменениями и преобразованиями, расширением и сужением города, произошедшими в различные периоды существования.

Мы не имеем точных и достоверныых сведений о действительных размерах города, однако Ибни Балхи (!Ьп Ва!кЫ), автор «Фарснаме» пишет, что «размер Шираза был намного больше нескольких Исфахан», и отмечает, что «Шираз занимал намного более важные позиции».

Согласно преданиям автора «Ширазнаме», Мохаммад ибн Юсеф построил в этом новом городе множество мечетей и храмов, однако у нас нет никаких сведений относительно места расположения, видов и названий этих сооружений. Подобная неосведомленность длилась около двухсот лет. В конце третьего века хиджры, Ахмад ибн Аби Якуб отмечает в своей книге «Ал Булдан» (А! ВиИап): «Самый большой город Персии - Шираз является одним из величественных ее городов, и здесь проживают ее правители, и каждый дом имеет сады с фруктовыми дервьями, цветами, зеленью, и их питьевая вода - это родниковые воды горных ручьев».

Что касается сведений о строительстве города в этот период, существует описание Кази Насериддина Бейзави (Оаг1 Мавег^п Веугау|), одного из историков середины V!! века хиджры о пятничной мечети Атиг, построенной Амаров-Лайс. Несмотря на то, что эта мечеть

подверглась множеству преобразований и реконструкций, она считается древнейшим историческим сооружением города Шираз, расположенным в районе Базар-е-Морг (Bаzаr-e-Murgh). (Рис. 2)

О 50 100 2Мм

Рис.2. Городские элементы: мечеть Атиг, Базар-е-Морг

Крепостная стена Шираза

В Ширазе, в начале его существования, не было крепостных стен, поскольку в то время арабские правители, имевшие полную власть над регионом, не чувствовали опасности и потому не нуждались в крепостных стенах и вале. Согласно версии Истахри, в городах, где не было крепостных стен, существовали крепости, где были расположены замок правителей и дома власть имущих.

Первый крепостной вал Шираза был построен во времена правления Саммама Уддавла (Sammama Uddavla) и Бакаланджара (Bakalanjar), сына Азадуддавла Элами (Azaduddavla Ilami). Причиной этому послужили противоречия и распри между Саммама Уддавла и другими эйламидскими правителями. Он построил крепостной вал в целях защиты города.

В исторических памятниках часто встречаются описания города Шираз времен правления дейламидских эмиров. Дейламидский Али Имадуддавла (Imaduddavla), основатель династии Aл-е-Буйе (Al-e-Buyе), превратил Шираз в свою столицу.

Шираз во времена правления Ал-е-Буйе

Описание города Шираз времен правления дейламидов наиболее подробно. Известно описание 956 г. Абушамсиддина Макдиси, знаменитого исламского географа. В книге «Эхсан Алтакосим фи муаррифа ал аколим» Макдиси отмечает, что Шираз имеет восемь ворот: ворота Истахри, ворота Шуштари (Shushtari), ворота Дарбанд Астане (Darband Аstаnе), ворота Гасон (Ghasаn), ворота Салм (Salm), ворота Кавар (Kavаr), ворота Манзар (Manzar) и ворота Махандар (Mahandar).

Шесть из восьми названных Макдиси ворот соответствуют нынешним названиям, однако местоположение ворот Дарбанд Астане (Darband Аstаnе) и ворот Гасан (Ghasаn) неизвестно. Ворота Истахр, которые почти до начала эпохи сефевидов носили именно это название, на сегодняшний день называются Ворота Исфахана. Ворота Салм (Salm) впоследствии, из-за расположения гробницы Шах Дайи Алиаллах за их пределами, стали известны как ворота Шах Дайи.

Сегодня ворота Шуштар называются воротами Казерун. В прошлом путь из Персии в Хузестан, (который входил в территорию правления дейламидов) начинался через эти ворота, и поскольку важнейшим городом Хузестана был Шуштар, эти ворота и стали называться этим именем.

Ворота Кавар (Kavаr), ныне ворота Кассабхане (Qassаbkhаna), расположены в начале пути в город Кавар.

Ворота Манзар (Manzar) названы из-за близкого расположения к гробнице Мандаркиса (Mandarqis), одного из борцов ислама. Эти ворота впоследствии были переименованы из-за близости гробницы другого борца за ислам, Давлата ибн Ибрахим ибн Малек-е-Аштара (Davlat Ibn Ibrahim Ibn Mаliki Ashtar), могила которого, возможно, была найдена позднее, и известны, как ворота Давлат (Davlat).

Ворота Махандар (Mahandar), искажение слова Фахандар (Fahandar) - названия древней крепости Фахандар (Крепость Бандар). Эти ворота впоследствии стали известны, как ворота Саади (Рис. 3). Местоположение двух других ворот, то есть ворот Гасан и Дарбанд Остона неизвестно.

Рис. 3. Шираз во времена ал-е-Буйе

Мечеть Атиг этого столетия (Рис. 2), является одной из важнейших мечетей города и уникальных мечетей исламского мира. Основной базар города, как и сегодня, начинался от северных ворот этой мечети и делился на различные ряды, такие как ряд торговцев мануфактурой и ряд шашлычников.

Панорама Шираза во времена правления Атабаков Персии

После дейламидов Шираз попадает в руки сельджукидских эмиров, а затем становится центром правления Атабаков Персии. За это время в городе произошли значительные перемены (Рис. 4).

Рис. 4. Схема г. Шираз во времена правления Атабаков: гробницы Ахмад ибни Муса (Шахчараг), Мохаммада ибни Муса и базар

В 614 году хиджри, Атабак Сайд ибн Занги начал перестраивать город и соорудил вокруг него крепкую городскую стену. Хамдулло Мустафави насчитал окружность города в 12 тысяч 500 шагов и указал, что в Ширазе расположены 17 кварталов и 9 ворот. Не упоминая названия кварталов, он перечисляет ворота следующим образом: 1 - ворота Истахр, 2 - ворота Дарак Муса (Darak Musa), 3 - ворота Бейза (Baiza), 4 - ворота Казерун (Kazerun), 5 - ворота Салм (Salm), 6 - ворота Фаса (Fasa), 7 - ворота Баб-е-Нув (ВаЬе-Ыо), 8 - ворота Довлет (Davlat), 9 - ворота Саадат (Sa'ädat) (Рис. 3).

Если сопоставить названия этих ворот с названиями дейламидского периода, можно увидеть, что на протяжении нескольких столетий количество городских ворот увеличились лишь на одни ворота. Вероятно, прибавились ворота, названные Новыми воротами. Названия остальные ворот также претерпели изменения. Например, ворота Манзар стали воротами Довлет, ворота Фахендер - воротами Саадат, ворота Шуштар - воротами Казерун, и ворота Кавар - воротами Фаса.

Позднее появились двое новых ворот: Дарак Муса (позднее ворота Багшах - нынешний перекресток Занди) и ворота Бейза (в последующем Куллимашири - нынешний перекресток Мошир).

Кварталы Шираза

Хамдулла Мустафави в своем произведении «Нузхат ул кулуб» (1320 г.), не упоминая названия кварталов Шираза, насчитывает их 17. Названия этих кварталов, можно встретить

в таких произведениях, как «Ширазнаме» Ахмада ибн Абулхайр Заркуб Ширази (1320 г.) и «Вашадалозорефи хат аловазореан завор алмазор» (1370 г.) Муиниддина Абулькасема Джунейда Ширази.

В «Ширазнаме» приведены следующие названия кварталов:

1 - Квартал Балакафд (Bаlаkafd), расположенный в юго-восточной части города.

2 - Квартал Баг Катлуг (ВадИ КаИидИ), расположенный недалеко от квартала Балакафд. В этом квартале находится могила Сейид Алаеддина Хусейна, известная как Астане.

3 - Квартал Баг-е-Нув (ВадИ-е-Ыо), из-за расположения здесь гробницы Шейха Рузбехан его также называют воротами Шейха, он примыкает к двум вышеперечисленным кварталам.

4 - Квартал Сароджан (Бага]ап), часть сегодняшнего квартала Лаб-е-Аб (ЬаЬ-е-АЬ), расположен по направлению к Кибле и мечети Атиг (А1щ).

5 - Квартал Даштак, часть квартала Лабе Аб, расположен в западном и южном направлениях от квартала Сароджан. Сегодня одна его часть расположена в квартале Сардзак.

6 - Квартал Палангаран (Ра!апдагап) является частью квартала Даштак (йаэМак), которая охватывает гробницу Аламдар (Alamdаr).

7 - Квартал Дазак (йагак), сегодняшнее название которого Сардузак (Ба^игак), расположен в западной стороне квартала Сароджан и Даштак.

8 - Квартал Балруд (Bаlrud), расположенный на территории гробницы Бахлия (ВаИ!1уа), сегодня является частью квартала Сардузак (Ба^игак).

9 - Квартал Дарсалм (йагэа^) был расположен на территории сегодняшних ворот Шах Дайи (БИаИ йа'ее), через которые проходит дорога к кладбищу Дарсалм. Этот квартал, находящийся в сторону Киблы города Шираз, назван в честь могилы Шейха Салм ибн Абдулла Суфи Ширази. Могила этого суфия расположена в северо-восточной стороне кладбища у ворот Салм, на небольшом расстоянии от улицы.

10 - Квартал Шираз, сегодня известен как Сарбабла (БагЬаЬ!а) (Бохалия), расположен на границе кварталов Саре Баг (Баге ВадИ) и Сардузак (Ба^игак).

11 - Квартал Макаризи (Мадаг1г1), названный в честь ханаках и могилы Абуабдулло Мухаммад ибн Абдурахман Макаризи (991 г.), эта гробница и ханаках расположены между кварталом Казерун и гробницей Бохлия. Сегодня этот район города, расположенный на его юго-западной стороне, называется квартал Санге Сиех.

12 - Квартал Баг (ВадИ), часть квартала Боге Нув (ВадИ1 Ыау), расположен на территории гробницы Хатун Киямат (КИаШп 01уата1), в юго-восточной части города.

13 - Квартал Пероста в «Ширазнаме» упоминается в связи с могилой Сайидшарифа Низамуддина Ахмада Алави (1110 г.).

В книге «Шадалазар» и ее персидском переводе под названием «Тысяча могил», написанной приблизительно спустя полвека после «Ширазнаме», помимо указанных кварталов упоминаются нижеследующие:

14 - Квартал Дарбе Истахр, названный в честь гробницы Шейха Баховаддина Абубакра Джамалиддин Мухаммад Боколанджор (1292 г.).

15 - Квартал Намдар (Ыат0аг), следующий квартал, прилегающий к воротам Истахр, основателем которого был министр Намдар.

16 - Квартал Гачпазан (ОасИрагап) и Сарпулак (Sarpulak) на территории ворот Манзар (Manzar) (сегодняшний Кулли Шейх Абузаръа).

В указанных источниках, помимо приведенных кварталов, также указывается на нижеследующие кварталы и улицы:

кварталы Аминабад и Диркавар на территории Баг-е Кутлуг (Bagh-e Kutlugh) (Астане Сейид Алауддин Хусейн);

квартал Сахрае Кази (Sahrae Qazi) на территории гробницы Бохлия; улица Сахту в квартале Гачпазан; улица Даштак;

улица Баг в квартале Бохлия; улица Риндан в квартале Довлет. Базары Шираза этого периода

Большой базар города, сооруженный во времена дейламидов или, возможно, намного раньше и реконструированный и дополненный в последующие времена, начинается в северо-западной стороне пятничной мечети и расширяется в сторону севера. Этот старинный базар Шираза сегодня называется Базаре Хаджи. Вероятно, это название было взято от имени Ходжи Кавомуддин Хасан, старого министра Шаха Шейх Абуисхак. Хаджи Кавомуддин Хасан Тамгачи ведал финансовыми делами города.

Между двумя гробницами Ахмад ибни Муса (Шахчараг) и Мухаммад ибни Мусса, возведенными в этом веке, был сооружен красивый базар с четырмя восьмиугольными бассейнами, посреди которого протекал ручей. Этот базар назывался Базаре Саре-Хувзага, существовал до последнего времени, пока, к сожалению, последние реконструкции по соединению дворов двух мавзолеев (могил потомков имама) не разрушили его.

Четыре других базара периода Атабакан соединяют двор Шахчирага с новой соборной мечетью (Рис. 4). Следует отметить, что в этот период сооружена новая соборная мечеть, которая сегодня известна как мечеть Нув. Эти четыре базара, были расположены между кварталами Базаре Морг и Сардузак были разрушены при строительстве улицы и площади Ахмади.

Путешественник Ибн Батута, известный как Танджи, дважды путешествовал в Шираз в промежутке между 1307 г. и 1327 г. и так описывает базары Шираза того периода: «В этом городе царит удивительный порядок, по каждому ремеслу существуют свои ряды, где и собираются ремесленники. Фруктовый базар, один из красивейших базаров Шираза, расположен в северной части пятничной мечети Атик. Ибн Батута, путешествовавший во все восточные страны отмечает, что ни один восточный город по красоте базаров, садов, обилия вод и красивых людей не сравнится с Дамаском, разве что Шираз.» По его мнению, «фруктовый базар Шираза, красивее, чем базар Бабул-барид Дамаска».

Период после Атабаков до начала эпохи сефевидов

В этот период, который включает в себя период правления династий Инджу, Оли Музаффари и тимуридов, тюрков каракуюнлу и аккиюнлу, произошли серьезные преобразования в древней структуре города. По всему городу возвысились отдельные здания и новые сооружения, однако поскольку анализ исторических зданий этого периода не входит в задачи нашего исследования, мы воздержимся от их перечисления, и только ограничимся рассмотрением аспектов, касающихся городской крепости.

Томас Херберт, английский путешественник, побывавший в Иране в составе делегации в начале XVIII века, в период правления Великого Шаха Аббаса, так пишет о Ширазе: «Шираз древний город, второй город страны по красоте и великолепию». Как будто Херберт видел на стенах крепостной стены города надписи о том, что эта крепость была сооружена в 1470 году по приказу Узун Хасана. Джузеппе Барбара, венецианский путешественник, был в Иране во времена правления Зухуршаха Исмаила. В своих путевых записках он писал, что Ширазскую крепость реконструировал Узун Хасан. Из записей этих двух иностранных путешественников известно, что до середины сефевидского периода были сохранены и эта крепость и надписи.

Облик Шираза во времена сефевидов

Облик Шираза и произошедшие изменения и преобразования на протяжении более двух столетий правления сефевидов, можно описать следующим образом.

В этот период Шираз считался вторым после Исфахана, благоустроенным, процветающим и густонаселенным городом Ирана. Крепостная стена, как и ранее, окружала город, а глубокий ров отделял крепость от окрестной территории и садов (Рис. 5).

Рис. 5. Схема г. Шираз во времена сефевидов

Шарден, который в конце правления сефевидов посетил Шираз, описал его крепость разрушенной и указал на наличие четырех ворот. Однако поскольку мы знаем, что до периода правления Каримхане Занда город насчитывал около десяти-двенадцати ворот, это означает, что они существовали и в период сефевидов. Вероятно, описанные Шорданом эти 4 основных ворот (ворота Исфахан или Железные Ворота, ворота Казерун, ворота Гусфанд, ворота Фаса) имели большое значение, что привлекло внимание таких иностранцев, как Шарден.

Следует отметить, что именно в этот период названия четырех основных ворот, то есть Истахр, Муредестан, Саадат и Дарбе Салм претерпели изменения. Название Ворот Муредестан или Дарак Муса (по версии Хамдулла Мустафави) изменено во время сооружения сефевидских шахских садов на Багшах, ворота Истахр на Исфаханские ворота, ворота Саадат, ранее известные под названиями Фахандар или Гозаргах, на ворота Саади, а ворота Салм в честь гробницы Шаха Дайи Алиуллах на ворота Шах Дайи.

Согласно описаниям города Шираз двумя французскими путешественниками (Товерния и Шардена), по крайней мере за пределами города существовали три улицы, две из которых заканчивались у городских ворот. Одна улица, начиналась из Танг Аллах Акбара (на северо-востоке), начала пути от Шираза в Исфахан, и заканчивалась у ворот Исфахана (Рис. 3). По обе стороны улицы расстилались сады с великолепными парадными воротами и симметричными беседками. Посреди улицы была расположена система бассейнов с соединительными каналами и фонтанами и два больших бассейна, один из которых был расположен напротив гробницы Шах Мирали Хамза. Эти сады орошала река Рукнабад, которая протекала в город через каналы.

Вторая улица проходила от ворот Багшах. По обе ее стороны на всем протяжении (нынешняя улица Занди) были сады и крепкие стены. На определенном расстоянии по обе стороны улицы были установлены по три металлических вала, из этих шести валов Багшах, которые до сих пор помнят старожилы Шираза, два вала были перенесены на улицу Занд к входу британского консульства. Два других вала, ранее расположенных на северной стороне улицы Рудаки, и потому названых Думили, впоследствии были перенесены к началу улицы Голестан, которая проходит через Хафизию.

Третья улица, по описанию Шардена, параллельна первой и идет в сторону востока за пределами города и заканчивается у гробницы Нанди. По обе ее стороны можно увидеть сады.

Базары города

Как и сегодня, от ворот Исфахана начинается относительно длинный базар. Вероятно, этот базар периода сефевидов был расположен на месте Бозоре Нув и Бозоре Вакил. Впоследствии, в период правления Каримхане Занд он был реконструирован, в связи чем претерпел множество серьезных преобразований. Также было изменено и его название.

Несомненно, что пространство исторических памятников периода Зандия (базар, площадь, арки, сады, здание суда, бани и мечети и т.п.) (Рис. 6) не пустовало. Там были расположены здания и сооружения, подвергшиеся впоследствии изменениям.

Рис. 6 Схема г. Шираз во времена правления Зандов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существовал и другой базар - Базаре Давудхана, примыкающий к площади Шаха. Точное место площади Шаха времен сефевидского периода неизвестно. Поскольку северозападный квартал города, где были расположены почти все сооружения периода Каримхане Занд, такие как арки, царские сады, внутренние дворы до территории гробницы Биби Дохтарон, назывался площадь Шаха, существует вероятность того, что площадь Шаха была расположена на этой территории и, вероятно, базар Давудхана также находился на нынешнем квартале Базара медников. Караван-сарай Кейсария, о котором упоминает Шордан и называет его великолепным сооружением Шираза, также расположен по обе стороны Базара медников.

В общем, местоположение государственных органов периода сефевидов находилось на территории между медресе Хана, который состоял из Базара медников и Базара Вакил, мечети Вакил и малого внутреннего двора (нынешнее здание управления финансов) до территории перекрестка Мушир (старинные ворота Бейзаи).

Святые места, их значение в городской структуре и их особенности в период сефевидов

В период сефевидов наблюдается спад в развитии дервишских монастырей и приютов, основателями которых были суннитские последователи, таких как постоялый двор и ханаках шейха Абуабдулло Хафифа, шейха Рузбехана и шейха Абузарйа, и постоялый двор Макаризи. Напротив, мавзолеям, могилам и останкам шиитских мудрецов стало уделятся

большее внимание. Появились на свет имена новых потомков имамов, которые не упоминаются в исторических и географических произведениях.

В этот период важнейшим религиозным памятником и местом поклонения был мавзолей Ахмада ибни Мусы, расположенный почти в центре города, и именно с этого периода в книгах встречается название Шахчераг. Остальные мавзолеи, в особенности Сайид Мирмухаммад, Сайид Алауддин Хусейн, Али ибн Хамза, Святой Калсум (известный как Хатун Киямат), Святой Абдулла (известный как Биби Дохтарон) и Сайид Абдулла в этот период имели купола и величественные дворы. Также в этот период имена некоторых аскетов и святых, почитаемых народом, из шейхов были переименованы в сейидов. Таким образом сохранилась их религиозная сущность, как например, ворота Казерун квартала Сейид Тоджиддин Гариб, и Сейид Хасан Каебин Масчед и Базаре Вакил, которые в досефевидских литературных памятниках звались шейхами и были последователями суннитов.

Шираз после сефевидов до конца правления каджаров

На протяжении двух веков, длившихся от падения правления династии сефевидов до упадка династии каджаров, древняя структура Шираза не была подвержена особым изменениям. В этот период городская структура оставалась неизменной (Рис. 7). Только во времена правления Каримхони Занд, когда царила атмосфера относительной стабильности, некоторые части города, в особенности район обитания правителей, были реконструктированы, были сооружены новые здания. За все время длительного правления династии каджаров город не претерпел значительных изменений и преобразований.

Рис. 7. Схема г. Шираз до конца правления каджаров

Реконструкция здания городской крепости

Каримхане Занд, избравший Шираз столицей своего государства в 1180 году хиджри, начал строительные дела с ремонта и укрепления городской крепости, которая была частично разрушена в результате внутренних войн. Каримхан при обновлении городской крепости

немного сократил ее внутреннюю территорию таким образом, что некоторые части города остались за ее пределами и число ворот сократилось от двендацати до шести. Напротив каждых ворот были созданы площади и на них посажено множество чинаровых деревьев. Эти шесть ворот с древними деревьями просуществовали до конца правления каджаров и начала правления династии пехлеви под старыми названиями. В результате расширения города ворота были упразднены и все осталось в пределах города, однако их места известны, а в некоторых местах сохранены старые названия.

Шесть ворот - Бейза, Джабачи, Саадатобод, Фаса, Гусфанд и Хатун были разрушены в результате реконструкции городской крепости и остались только шесть следующих ворот: Исфахан, Багшах, Казерун, Шах Дайи, Кассабхане, Сайди.

Местоположение шести разрушенных ворот можно приблизительно определить следующим образом:

Ворота Байза были расположены в старой местности Кулли Мушири, известной под названием перекресток Мушир, на месте пересечения улиц Лутфалихан Занд, Дариюш и Каани. Ворота Гусфанд - это те же ворота Кассабхане. Ворота Фаса, вероятно те же Ворота Довлет или Манзар, который после разрушения городской крепости во времена правления каджаров был переименован в Шейх Абузаръа, а теперь расположен в конце восточной стороны улицы Лутфалихан. Ворота Хатун, вероятно это те же новые ворота, описанные в «Нузхат ул Кулуб» Хамдулла Мустафави, и поскольку расположены напротив мавзолея Святой Колсум (Хатун Киямат), названы этим именем.

Ворота Саадат или Саадатабад, вероятно те же ворота Саади или другие ворота, расположенные между воротами Саади и Исфахан. Местоположение ворот Джабачи до сих пор неизвестно.

Кварталы Шираза в этот период

До начала правления Каримхане Занд, Шираз состоял из 19 кварталов:

1 - Квартал Боге Нув, на юго-восточной стороне, то есть на территории гробницы Сейида Алауддина Хоссейн, известной как Астане;

2 - Квартал Болокафад, на восточной стороне квартала Баге Нув до восточной стороны крепости города;

3 - Квартал Лабе Аб на южной стороне квартала Баге Нув до южной стороны крепости города;

4 - Квартал Сароджан, на западной стороне квартала Лабе Аб и южной стороне пятничной мечети Атик;

5 - Квартал Даштак на южной стороне квартала Сароджан;

6 - Квартал Сардзак на западной стороне кварталов Даштак и Сароджан до южной стороны крепости города;

7 - Квартал Бохлия на западной стороне квартала Сардзак, на территории гробницы Шах Манзар;

8 - Квартал Санге Сиех на западной части Бохлия;

9 - Квартал ворота Казерун на южной стороне квартала Санге Сиех до юго-западной стороны крепости города;

10 - Квартал Саре Баг на северной стороне квартала Санге Сиех, с восточной стороны примыкал к кварталу Бохлия;

11 - Квартал Шахчераг с южной стороны примыкал к кварталу Сардзак, с западной стороны к кварталу Дарбе Масчед, с северной - к кварталу Базаре Мург;

12 - Квартал Дарбе Масчед распологался на северо-восточной стороне Масчеде Нув;

13 - Квартал Базаре Мург располагался на севере кварталов Шахчераг и Дарбе Масчед;

14 - Квартал Исхакбек находился на севере квартала Базаре Мург, а с восточной стороны примыкал к кварталу Болокафад;

15 - Квартал Шаёдон находился на востоке квартала Исхакбек между городской крепостью и воротами Саади;

16 - Квартал Дарбе Шахзода располагался на западе квартала Шаёдон до территории ворот Исфахан. Вероятно, этот квартал получил название в честь гробницы Шахзоды Мансур;

17 - Квартал Муредестан, расположенный на западной стороне квартала Шахзода, то есть территории ворот Багшах, ранее был известен, как ворота Муредестан;

18 - Квартал Мейдан Шах, расположен между кварталом Муредестан и кварталом Санге Сиех и западной крепостью города и воротами Бейза (нынешний перекресток Мушир разделяет этот квартал на две части);

19 - Квартал иудеев расположен между кварталами Шах и Дарбе Масчед и Базаре

Мург.

Каримхан занд соединил некоторые из этих кварталов и довел их число до 11 (Рис. 8).

Как было отмечено, основная структура города периода каджаров сохранила ту же структуру периода зандов, за исключением изменений и преобразований, произошедших в силу естественных явлений, таких как продолжительные землетрясения, или появления новых сооружений, построенных взамен старых зданий.

Рис.8. Схема г. Шираз во времена правления Зандов

АМ1Т 1 (10) 2010

Литература

1. Мостафви М.- Земля Персия, 1980г. Тегеран (Иран)

2. Аштиани А.- История Ирана, 1986г. Тегеран (Иран)

3. Семсар М.- История Шираза, 1979г. Тегеран (Иран)

4. Ширази А., Б. Карими - Ширазнаме 1975г. Тегеран (Иран)

5. Ибни балхи - Исправления: Lisstreng - Nikelson, Фарснаме, 1921г. Лондон (Англия)

6. Фасаеи Х. - Фарснаме Насери, 1965г. Тегеран (Иран)

7. Афсар К.- История старого г. Шираза, 1978г. Тегеран (Иран)

8. Шенаса Х.- Доклад 1 и 2 набора культурных и исторических исследований г.Шираза 1997-1999г. Шираз (Иран)

References (Transliterated)

1. Mostafvi M.- Zemlja Persija, 1980g. Tegeran (Iran)

2. Ashtiani A.- Istorija Irana, 1986g. Tegeran (Iran)

3. Semsar M.- Istorija Shiraza, 1979g. Tegeran (Iran)

4. Shirazi A., B.Karimi - Shirazname 1975g. Tegeran (Iran)

5. Ibni balhi - Ispravlenija: Lisstreng - Nikelson, Farsname, 1921g. London (Anglija)

6. Fasaei H. - Farsname Naseri, 1965g. Tegeran (Iran)

7. Afsar K.- Istorija starogo g. Shiraza, 1978g. Tegeran (Iran)

8. Shenasa H.- Doklad 1 i 2 nabora kul'turnyh i istoricheskih issledovanij g.Shiraza 1997-1999g. Shiraz (Iran)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Х. Шенаса

Аспирант, каф. Градостроительства, Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: townplanning@markhi.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR H. Shenasa

Post-graduate student, chair of Town-planning, Moscow Institute of Architecture (State academy),

Moscow, Russia

e-mail: townplanning@markhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.