Научная статья на тему 'Зоны территориального развития: таможенный аспект'

Зоны территориального развития: таможенный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS / PRE-CLASSIFICATION OF GOODS / INTELLECTUAL PROPERTY CUSTOMS REGISTRY OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матяш Ксения Александровна

В статье рассматриваются основные механизмы таможенного администрирования, направленные на создание благоприятных условий для развития экономик зон территориального развития. Целью публикации является раскрытие основных преимуществ для предпринимателей, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации, направленных на сокращение издержек. В статье впервые рассмотрена связь вопросов существования зон территориального развития и таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матяш Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT: THE CUSTOMS ASPECT

The article considers the basic mechanisms of customs administration, aimed at creating favorable conditions for the development of the economies of the zones of territorial development. The aim of the publication is the disclosure of the main advantages for entrepreneurs, provided by the legislation of the Eurasian economic Union and the Russian Federation, aimed at reducing costs. The paper first considers the relationship of the questions of the existence of zones of territorial development and of customs.

Текст научной работы на тему «Зоны территориального развития: таможенный аспект»

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

УДК 339.544

Матяш К.А.1

ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются основные механизмы таможенного администрирования, направленные на создание благоприятных условий для развития экономик зон территориального развития. Целью публикации является раскрытие основных преимуществ для предпринимателей, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации, направленных на сокращение издержек. В статье впервые рассмотрена связь вопросов существования зон территориального развития и таможенного дела.

Ключевые слова: таможенное дело, Евразийский экономический союз, предварительная классификация товаров, интеллектуальная собственность, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Maty ash К. А.

ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT: THE CUSTOMS ASPECT

Abstract. The article considers the basic mechanisms of customs administration, aimed at creating favorable conditions for the development of the economies of the zones of territorial development. The aim of the publication is the disclosure of the main advantages for entrepreneurs, provided by the legislation of the Eurasian economic Union and the Russian Federation, aimed at reducing costs. The paper first considers the relationship of the questions of the existence of zones of territorial development and of customs.

Keywords: the Eurasian economic Union, customs, pre-classification of goods, intellectual property customs registry of objects of intellectual property

В настоящее время мир переживает процесс глобализации, затрагивающий сферы экономической, политической, культурной и религиозной жизни. Вместе с тем, продолжаются процессы международной региональной экономической интеграции: создан Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), главной целью существования которого является повышение конкурентоспособности национальных экономик государств-участников ЕАЭС и создание условий для стабильного поступательного развития в целях повышения жизненного уровня населения государств-участников ЕАЭС. Вопросы создания благоприятных условий для развития мировой тор-

говли также находятся на особом внимании.

Существенная роль в процессе формирования благоприятных условий для развития мировой торговли и внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) принадлежит механизмам становления стабильной экономики Российской Федерации. Важная роль в этом процессе отведена зонам экономического развития.

В соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2, с. 1], зоной территориального развития в Российской Федерации призна-

1 Матяш Ксения Александровна, кандидат социальных наук, главный государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости, Северо-Кавказское таможенное управление г. Минеральные Воды, е-mail: tecton@inbox.ru, т. (личный) 8-906-467-80-27

Ksenia Matvash, candidate of sociological sciences, the main state customs inspector ofDepartment of customs value control, the North-Caucasian customs Department, Mineral Water, e-mail: tecton&jnbox.ru, t. (personal) 8-906-467-80-27

ется часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. Причем указанные меры государственной поддержки предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр резидентов зоны территориального развития [1, с. 2].

Актуальность вопросов возникновения и развития зон территориального развития для Северного Кавказа также связана с перечнем субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание указанных зон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 1415 [2] утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых допускается создание зон территориального развития. В данный перечень включено 20 субъектов Российской Федерации, 6 из которых входят в состав Северо-Кавказского федерального округа. Это Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика.

Необходимо признать тот факт, что в условиях функционирования современного мира экономическое развитие субъектов существенным образом связано с внешнеэкономическим фактором. Несмотря на процессы импортозамещения фактор мировой торговли продолжает существовать и положительным образом влияет на развитие экономики Российской Федерации, в том числе в масштабе зон территориального развития.

В связи с этим в развитии и существовании зон территориального развития появляется таможенный аспект.

В настоящее время таможенные органы Российской Федерации представляют субъектам мировой торговли различные механизмы, направленные на создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономиченской

деятельности путем сокращения времени таможенного декларирования товаров и транспортных средств, а также снижения таможенных издержек. Рассмотрим два механизма таможенного администрирования, связанные с правильностью классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, а также защитой прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

Одной из проблем, с которой сталкиваются предприниматели в процессе подготовки и планирования своей внешнеэкономической деятельности, является правильность определения кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, проверку которой в соответствии Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) [3, с. 52] осуществляют таможенные органы.

Недостоверное заявление кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС влияет на привлечение участника ВЭД к административной и уголовной ответственности по фактам неверной классификации, неуплаты таможенных платежей, а также нарушения запретов и ограничений.

С другой стороны, правильное определение кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС позволит максимально точно провести расчет экономической эффективности планируемой внешнеэкономической сделки, а также сделать вывод о ее целесообразности.

Предоставление таможенными органами Российской Федерации для участников ВЭД государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено ТК ТС [3,ч. 5 с. 52] и Федеральным законом Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4, с. 108].

Форма предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и порядок её заполнения утверждена Решением Комиссии таможенного союза «О формах таможенных документов» [5].

Перечень таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных выдавать предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, установлен приказом Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) «О распределении полномочий по принятию предварительных ре-

65

шений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами» [6].

В настоящее время полномочиями по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС наделены Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное таможенные управления (далее - РТУ) в отношении товаров, классифицируемых в товарных группах 01-26, 28-97. Вместе с тем, полномочия по принятию предварительных решений в отношении товаров, классифицируемых в товарной группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС (нефть и нефтепродукты), предоставлены Центральной энергетической таможне.

Заинтересованные участники ВЭД имеют право подать заявление о выдаче предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС в любое РТУ в соответствии с установленной компетенцией.

ФТС России был разработан Административный регламент ФТС России и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС (далее - Административный регламент) [7]. Указанный документ подробно описывает порядок действий участника ВЭД, заинтересованного в получении предварительного решения по классификации товара, а также должностных лиц таможенных органов при принятии данного решения.

Для того, чтобы получить предварительное решение по классификации товара, в РТУ необходимо направить заявление по установленной форме в письменном виде.

Административный регламент чётко устанавливает нормативы сроков осуществления действий на каждой стадии принятия предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Максимальный срок выдачи предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС составляет 150 календарных дней. Минимальный - 60 календарных дней.

За принятие предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС взи-66

мается плата в размере 5 тыс. руб., поступающая в федеральный бюджет. Государственная пошлина уплачивается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.

Таким образом, принятие предварительных решений по классификации товаров является современным механизмом таможенного администрирования, направленным на создание благоприятных условий для деятельности участников ВЭД, и предоставляет последним следующие преимущества:

- возможность получения информации о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС заблаговременно до его перемещения;

- применение предварительного решения при декларировании товаров на протяжении трёх лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано, либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 56 ТК ТС [3];

- предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является обязательным при декларировании товаров на территории Российской Федерации;

- упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и таможенного контроля.

Также при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС участники ВЭД часто сталкиваются с нарушениями прав интеллектуальной собственности, заключающимися в незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время в распоряжении таможенных органов Российской Федерации имеется действенный ресурс по защите прав интеллектуальной собственности - таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (далее - ТРОИС ФТС России).

При включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России таможенные органы Российской Федерации обязаны осуществлять приостановление выпуска товаров, содержащих указанные объекты, перемещаемых неуполномоченными лицами либо имеющих признаки контрафактных, на 10 рабочих дней. Также таможенные органы

обязаны уведомлять правообладателей обо всех случаях приостановлений выпуска товаров для принятия последними решений о нарушении их прав. В случае установления нарушений таможенные органы Российской Федерации принимают меры по привлечению виновных лиц к административной или уголовной ответственности.

Порядок ведения ТРОИС ФТС России регламентирован Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [8]. Полномочия по ведению ТРОИС ФТС России возложены на Управление торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России.

Правообладатель (или его законный представитель), имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на те или иные объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

В соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации [4, с.306], правообладатель обязан представить сведения о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными. Данные сведения должны быть достаточно подробны для того, чтобы таможенные органы могли идентифицировать такие товары. Таким образом, компетенция таможенных органов по принятию мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, распространяется не на все товары, содержащие тот или иной объект интеллектуальной собственности, а только на те из них, в отношении которых у правообладателя имеется информация об их незаконном происхождении.

Также правообладатель обязан представить в таможенный орган документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановле-

нием выпуска товаров. В Российской Федерации сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должны быть не менее 300 ООО рублей [4, с. 306].

За включение в реестр плата не взимается. Реестр является техническим документом, в котором систематизируются объекты интеллектуальной собственности, по которым таможенными органами Российской Федерации принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Основанием для исключения объектов интеллектуальной собственности из Реестра являются [4, с. 306]:

- желание правообладателя (его представителя);

- истечение срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;

- необращение правообладателя (его представителя) после получения уведомления (сообщения) таможенного органа о приостановлении выпуска товаров в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав в течение срока приостановления.

ФТС России обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, внесенных в ТРОИС ФТС России. Опубликование осуществляется в официальных изданиях ФТС России и на официальном Интернет-сайте ФТС России - \щ¥\¥.сш1:от8.

Таким образом, внесение объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России предоставляет правообладателю возможность контролировать процесс перемещения товаров, с признаками контрафактных, через таможенную границу ЕАЭС.

Рассмотренные механизмы таможенного администрирования преследуют единую цель - создание благоприятных условий для развития экономики нашего государства на федеральном и региональном уровнях. Вот почему актуальность данных вопросов для резидентов зон территориального развития не вызывает сомнения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федеральный закон: принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года (ред. от 28.12.2013 г.)]: URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122563/ (дата обращения - 17.04.2017).

2. Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территории которых допускается создание зон территориального развития [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства РФ: принято Правительством Российской Федерации 21 декабря 2016 года]: URL - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209749/ f5375429ef9e44409638609с4Ь47е 1 е 15745d6b8/#dst 100009 (дата обращения: 17.04.2017).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №50. - Ст. 6615.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года№ ЗП-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (в редакции ФЗ от 28 декабря 2016 года № 510-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2010, № 48, ст. 6252.

5. О формах таможенных документов [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза: принято Комиссией таможенного союза 20 мая 2010 года (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 676, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 № 136)]: URL - https://www.alta.ru/tamdoc/10sr0260/ (дата обращения - 18.04.2017).

6. О распределении полномочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза между Федеральной таможенной службой и определяемыми ею таможенными органами [Электронный ресурс]: [приказ ФТС России: принят ФТС России 24 сентября 2012 года]: URL - http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70140448/#ixzz4eba0DAN0 (дата обращения - 18.04.2017).

7. Административный регламент ФТС России и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственное услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС [Электронный ресурс]: [приказ ФТС России: принят ФТС России 25 октября 2010 года]: URL - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 12082910/#ixzz4ebacAH4L (дата обращения - 18.04.2017).

8. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: [приказ ФТС России: принят ФТС России 13 августа 2009 года. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 декабря 2009 года № 15592] - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95250/ (дата обращения - 18.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.