Научная статья на тему 'Зоны и территории как объекты кадастровых отношений'

Зоны и территории как объекты кадастровых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
кадастровая деятельность / зоны и территории / объекты кадастровых отношений / cadastral activities / areas and territories / the objects of cadastral relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Андреевна Хошина (Гречун

Анализ действующего законодательства позволяет заключить, что сведения о границах зон и территорий подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Подготовка документов, содержащих сведения о границах зон и территорий, требует наличия профессиональных знаний. Автором аргументируется вывод о целесообразности нормативно предусмотреть обязанность по подготовке таких документов кадастровыми инженерами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Андреевна Хошина (Гречун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas and territories as objects of cadastral relations

The analysis of current legislation allows coming to the conclusion that data on boundaries of areas and territories are subject to entering into Unified State Register of Real Estate. Preparing the documents about boundaries of areas and territories requires professional knowledge. The author gives reasons for setting by law the responsibility of surveyors for preparation documents

Текст научной работы на тему «Зоны и территории как объекты кадастровых отношений»

УДК 349.41 ББК 67.407

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10117

ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ КАК ОБЪЕКТЫ КАДАСТРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Светлана Андреевна ХОШИНА (ГРЕЧУН), соискатель кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий эксперт Центрального Банка Российской Федерации E-mail: grechunsvetlana@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.06 — земельное право;

экологическое право; природоресурсное право; аграрное право

Аннотация. Анализ действующего законодательства позволяет заключить, что сведения о границах зон и территорий подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Подготовка документов, содержащих сведения о границах зон и территорий, требует наличия профессиональных знаний. Автором аргументируется вывод о целесообразности нормативно предусмотреть обязанность по подготовке таких документов кадастровыми инженерами.

Ключевые слова: кадастровая деятельность, зоны и территории, объекты кадастровых отношений.

Annotation. The analysis of current legislation allows coming to the conclusion that data on boundaries of areas and territories are subject to entering into Unified State Register of Real Estate. Preparing the documents about boundaries of areas and territories requires professional knowledge. The author gives reasons for setting by law the responsibility of surveyors for preparation documents.

Keywords: cadastral activities, areas and territories, the objects of cadastral relations.

На современном этапе экономического и социального развития Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы обеспечения возможности свободного экономического оборота земельных участков и стабильности развития института права собственности на землю.

Однако нередко использование земельного участка, в частности принадлежащего физическому лицу, может быть ограничено по причине установления границ зоны или территории (например, при установлении границы зоны с особыми условиями использования территории устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, которые включены в границы такой зоны).

Соответственно, для владельцев земельных участков принципиально важным может стать вопрос о правомерности установления границы зоны или территории.

С введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации недвижимо-

сти» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ1 (далее — Закон о регистрации недвижимости) и переработкой Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ2 (далее — Закон о кадастровой деятельности) реализована процедура учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества.

Легальное понятие кадастровых отношений претерпело серьезные изменения.

В настоящее время кадастровые отношения составляют отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров3.

Вместе с тем до 2017 г. законодатель под кадастровыми отношениями понимал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижи-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

мого имущества и кадастровой деятельности4. Законодатель изменил содержание кадастровых отношений. Таким образом, государственный кадастровый учет и внесение сведений о границах зон и территорий осуществляются в рамках правового регулирования Закона о регистрации недвижимости.

Согласно ст. 7 Закона о регистрации недвижимости сведения о границах зон (зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особых экономических зон и т.д.) и территорий (территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития, территорий административно-территориальных образований и т.д.), в том числе публичных сервитутах (далее — зоны и территории), вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Сведения о границах зон и территорий вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При этом «в Российской Федерации 95% генеральных планов и 90% правил планировки и застройки официально утверждены, лишь 16% сведений о границах населенных пунктов и 3% сведений о границах территориальных зон внесены в Единый государственный реестр недвижимости... что говорит о низкой эффективности функционирования системы межведомственного информационного взаимодействия по обеспечению полными и актуальными сведениями реестра границ ЕГРН»5.

В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации недвижимости ЕГРН должен содержать описание местоположения границ таких зон и территорий.

Анализ правового регулирования установления границ зон и территорий позволяет заключить, что в большинстве случаев обязательным требованием к установлению границ зон и территорий выступает наличие графического описания местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

В частности, согласно ч. 10 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих гра-

ниц в системе координат, установленной для ведения ЕГРН6.

Аналогичные требования к решению о создании особо охраняемой природной территории содержатся в ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-Ф37.

Приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 г. № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» также установлено, что материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают текстовое описание границ территории, карту (схему) границ территории и перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия8.

Для соблюдения указанного требования Рос-реестр разрабатывает и утверждает схемы для формирования документов в формате XML, обеспечивающие считывание и контроль за содержащимися в них данными, которые размещаются на официальном сайте Росреестра.

Документы, содержащие сведения о границах земельных участков подготавливаются исключительно кадастровыми инженерами в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 909, которым установлены методы определения координат характерных точек границ земельных участков и значения точности их определения в зависимости от категории земель, которые разнятся от 0,10 м до 2,50 м.

При этом приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 65010 установлено, что координаты характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий или зон с особыми условиями использования территории определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница.

Большинство актов, предусматривающих порядок установления границ зон и территорий, ссылаются на точность картографической основы Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно положениям ст. 6 Закона о регистрации недвижимости картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости — это единая электронная картографичес-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

кая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — ЕЭКО).

Приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2016 г. № 85311 установлены масштабы карт и планов, образующих состав сведений ЕЭКО. Наиболее крупный масштаб, предусмотренный приказом, — 1:2000.

Если координаты характерных точек границ земельных участков устанавливаются кадастровыми инженерами, то логично предположить, что установление координат характерных точек границ зон и территорий требуют не меньше специальных знаний.

Законом о кадастровой деятельности установлено, что кадастровый инженер, обладающий специальным правом на осуществление кадастровой деятельности, выполняет кадастровые работы в отношении объектов недвижимого имущества и их частей. При этом перечень объектов кадастровой деятельности является закрытым. Безусловно, ни зоны, ни территории не отвечают признакам недвижимого имущества и таковыми не являются. Закон также не содержит норм, позволяющих заключить, что сведения о границах зон и территорий вносятся на основании подготовленных кадастровым инженером документов.

Вместе с тем основным принципом ведения ЕГРН является достоверность его сведений. При этом достоверность сведений обеспечивается в том числе путем установления специальных требований к лицам, осуществляющим кадастровые работы.

Вышеизложенные аргументы позволяют высказать мнение о целесообразности установления нормативного требования, согласно которому подготавливать соответствующие документы, содержащие сведения о границах зон и территорий, должны лица, требования к которым установлены федеральным законодательством, т.е. кадастровыми инженерами.

1 СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4344.

2 Там же. 2007. № 31. Ст. 4017.

3 Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, ст. 1 // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

4 Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.), ст. 1 // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

5 Непоклонов В.Б., Хабарова И.А., Хабаров Д.А., Дручинин С.С. Об эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГИТ. 2018. Т. 2. № 2. С. 202.

6 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4306.

7 Там же. 1995. № 12. Ст. 1024.

8 Офиц. интернет-портал правовой информации: http:// www.pravo.gov.ru. 26.08.2015

9 Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» // http://www.pravo.gov.ru. 12.04.2016

10 Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 г. № 650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163 и от 4 мая 2018 г. № 236» // http://www.pravo.gov.ru. 07.02.2019

11 Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2016 г. № 853 «Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления» // http:// www.pravo.gov.ru. 16.03.2017

Библиографический список

1. Непоклонов В.Б., Хабарова И.А., Хабаров Д.А., Дручинин С.С. Об эффективности государственного кадастрового учета зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГИТ. 2018. Т. 2. № 2.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.