Научная статья на тему 'Зона свободной торговли Россия - АСЕАН: виртуальная модель и вероятная перспектива'

Зона свободной торговли Россия - АСЕАН: виртуальная модель и вероятная перспектива Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
458
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН (АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ) / ASEAN (ASSOCIATION OF SOUTH-EAST ASIAN NATIONS) / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПИРАМИДЫ / MODEL OF THE INTEGRATION PYRAMID / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE AREA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Троекурова Ирина Степановна, Сергун Игорь Петрович

В статье представлена модель «интеграционной пирамиды», которая демонстрирует нынешний этап взаимодействия России и стран АСЕАН и дальнейшую перспективу сотрудничества. Обосновано, что наиболее вероятный сценарий экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН образование локальных зон свободной торговли (ЗСТ). Разработан алгоритм создания ЗСТ Россия АСЕАН, включающий 5 основных этапов. Рассчитан прогноз развития внешней торговли России и стран АСЕАН до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Free Trade Area ASEAN - Russia: a Virtual Model and Probable Prospect

The article presents a model of "the integration pyramid" which demonstrates the current stage of cooperation between Russia and ASEAN countries as well as further prospects of cooperation. It is proved that the most probable scenario of economic cooperation between Russia and ASEAN is the creation of local free trade areas. A five-stage algorithm of the creation of free trade area ASEAN Russia is suggested. The development of foreign trade between Russia and ASEAN for the period till 2030 is forecasted.

Текст научной работы на тему «Зона свободной торговли Россия - АСЕАН: виртуальная модель и вероятная перспектива»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

И.С. Троекурова, И.П. Сергун

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЯ - АСЕАН: ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ВЕРОЯТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

В статье представлена модель «интеграционной пирамиды», которая демонстрирует нынешний этап взаимодействия России и стран АСЕАН и дальнейшую перспективу сотрудничества. Обосновано, что наиболее вероятный сценарий экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН - образование локальных зон свободной торговли (ЗСТ). Разработан алгоритм создания ЗСТ Россия - АСЕАН, включающий 5 основных этапов. Рассчитан прогноз развития внешней торговли России и стран АСЕАН до 2030 г.

Ключевые слова: АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), модель интеграционной пирамиды, зона свободной торговли.

I.S. Troekurova, I.P. Sergun

A FREE TRADE AREA ASEAN - RUSSIA: A VIRTUAL MODEL AND PROBABLE PROSPECT

The article presents a model of "the integration pyramid" which demonstrates the current stage of cooperation between Russia and ASEAN countries as well as further prospects of cooperation. It is proved that the most probable scenario of economic cooperation between Russia and ASEAN is the creation of local free trade areas. A five-stage algorithm of the creation of free trade area ASEAN - Russia is suggested. The development of foreign trade between Russia and ASEAN for the period till 2030 is forecasted.

Key words: ASEAN (Association of South-East Asian Nations), model of the integration pyramid, free trade area.

Россия начала осознавать выгодность сотрудничества с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН) после ускорения темпов роста этого региона. Следует уточнить, что в основном всестороннее торгово-экономическое сотрудничество между государствами стало активизироваться только с начала 2000-х гг. во многом благодаря присоединению России к форуму «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 1998 г. АТЭС - форум 21 экономики АТР, направленный на укрепление торгово-экономических отношений между участниками. В число 21 экономики форума входят 7 государств АСЕАН - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

© Троекурова Ирина Степановна, 2014

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: troekurovais@mail.ru

© Сергун Игорь Петрович, 2014 126 Кандидат экономических наук, e-mail: sergun.igor@mail.ru

24-й саммит АТЭС (сентябрь 2012 г.), местом проведения которого являлся г. Владивосток, усилил позиции России в АТР.

На сегодняшний день между Россией и государствами АСЕАН не действуют соглашения по либерализации торговли и инвестиций. Торгово-экономическое сотрудничество более реально осуществляется в рамках форума АТЭС. Однако государства имеют хорошие перспективы взаимовыгодного экономического сотрудничества. Для достижения данной цели Россия и АСЕАН должны переходить к более конструктивному и детализованному диалогу не в рамках АТЭС, а в рамках Россия - АСЕАН. Промежуточным этапом создания зон свободной торговли (далее - ЗСТ) Россия - АСЕАН должен являться процесс формирования локальных ЗСТ России с государствами АСЕАН.

Принимая во внимание тот факт, что стороны идут по пути как качественных, так и количественных изменений, авторами была разработана модель «интеграционной пирамиды», которая наглядно представляет нынешний этап взаимодействия сторон (рис. 1).

Нижний уровень интеграции (долгосрочная перспектива)

Рис. 1. Модель «интеграционной пирамиды» Россия - АСЕАН

Рисунок 1 отражает не только уровень интеграции между Россией и отдельными государствами АСЕАН, но и дальнейшую перспективу сотрудничества. С точки зрения дальнейшей перспективы сотрудничества с Российской Федерацией, Ассоциацию можно разделить на государства с низким, средним и высоким уровнем интеграции.

Полагаем, что наиболее вероятный сценарий экономического сотрудничества между Россией и АСЕАН - создание локальных ЗСТ. В краткосрочной перспективе это возможно путем общих усилий по углублению интеграционных процессов между Россией и Вьетнамом, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами.

Несмотря на достаточно устойчивые показатели роста торговли между Россией и Индонезией, а также Россией и Малайзией, сотрудничество данных стран вряд ли сможет привести к диалогу о создании общей ЗСТ. Однако в среднесрочной перспективе это вполне вероятно, более того, прогрессивным фактором развития данного направления отчасти могут стать положительные результаты взаимодействия ЗСТ между Россией и государствами «верхнего уровня интеграции».

Наименее развитые государства Ассоциации (Бруней, Мьянма, Камбоджа и Лаос), вероятнее всего, не смогут вести с российской стороной диалог о создании совместных ЗСТ в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Крайне низкий уровень экономического развития данных государств вынуждает их оставаться зависимыми от лидеров в азиатском регионе. Более того, отсутствие положительных предпосылок экономического сотрудничества между этими сторонами тормозит процесс. Для этих государств возможность сотрудничества с российской стороной будет актуальна лишь в том случае, если будет образована ЗСТ Россия - АСЕАН-6. В таком случае перспектива вхождения оставшихся государств в единую ЗСТ Россия - АСЕАН крайне высока.

Таким образом, развитие диалогового партнерства в вопросе создания ЗСТ Россия - АСЕАН целиком и полностью будет зависеть от результатов и возможностей выполнения задач первого этапа интеграции - создание локальных зон с государствами с высоким уровнем интеграции. В свою очередь замедление процесса интеграции России и государств Ассоциации способно свести положительную перспективу до минимума. Это будет напрямую связано с динамичным развитием лидеров азиатского региона, а также укреплением сотрудничества между ними, что приведет к созданию единой азиатской ЗСТ. К примеру, Китай, Япония и Республика Корея уже заявили о намерении создания общей ЗСТ, подкрепленном трехсторонним инвестиционным соглашением, которое по существу является первым шагом к созданию ЗСТ1. Предположительно после создания общей ЗСТ Китай - Япония - Республика Корея другие государства региона активизируются с целью укрепления торгово-экономического сотрудничества именно с этим мощным азиатским блоком, надеясь на расширение ЗСТ путем включения наиболее активных торгово-экономических партнеров региона.

В случае реализации данного сценария для России будет уже поздно укреплять свои позиции в Юго-Восточной Азии (ЮВА), т.к. государства Ассоциации будут напрямую заинтересованы в сотрудничестве только внутри региона, ориентируясь на экономические и политические позиции лидеров (Китай, Япония, Республика Корея). Следовательно, для российской стороны именно сейчас крайне необходима активизация переговоров с государствами АСЕАН о возможностях и перспективах создания ЗСТ. Более того, если учитывать, что построение ЗСТ Китай - Япония - Республика Корея будет проходить параллельно процессу формирования ЗСТ Россия - АСЕАН, то российская сторона после завершения обоих процессов имеет положительные перспективы усиления сотрудничества во всем азиатском регионе, включая одного из лидеров мировой экономики - Китай, что может привести к созданию, на наш взгляд, единой ЗСТ Россия - Азия.

Схематично алгоритм создания ЗСТ Россия - АСЕАН, включающий в себя 5 основных этапов, представлен на рис. 2.

Рис. 2. Алгоритм создания ЗСТ Россия - АСЕАН (PERT-диаграмма формирования ЗСТ)

СП

Руководствуясь данным алгоритмом, был разработан ориентировочный план т

н

организации ЗСТ Россия - АСЕАН, включающий периодизацию формирования, С а также ключевые этапы построения ЗСТ. Отметим, что план, представленный в | виде диаграммы GANTA, отражает субъективную точку зрения авторов (таблица). к

о

Этапы и мероприятия Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

I этап: формирование ЗСТ Россия -Вьетнам; ЗСТ Россия - Сингапур

II этап: формирование ЗСТ Россия -Таиланд; ЗСТ Россия - Филиппины

III этап: формирование ЗСТ Россия - АСЕАН-6

IV этап: расширение ЗСТ Россия -АСЕАН-6

V этап: начало функционирования ЗСТ Россия - АСЕАН

По нашему мнению, на создание единой ЗСТ Россия - АСЕАН потребуется 18-20 лет с учетом активизации диалогового сотрудничества по данному вопросу в 2014 г. Отметим, что усредненные значения процесса формирования ЗСТ в зависимости от уровня развития торгово-экономических отношений между сторонами составляют 4-7 лет с момента подписания соглашений о торговом (инвести- 129

ционном) сотрудничестве. Учитывая достаточно тесное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Вьетнамом, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, авторы придерживаются мнения, что процесс создания локальных зон (1-11 этапы) займет около 5 лет. На создание ЗСТ Россия - АСЕАН-6 потребуется 10 лет (с учетом выполнения 1-11 этапов). На окончательное формирование ЗСТ Россия - АСЕАН уйдет еще порядка 7-8 лет. Таким образом, к 2030-2033 гг. общими усилиями Россия и государства ЮВА способны сформировать общую ЗСТ.

Следует учитывать, что процесс создания ЗСТ, помимо объективных технических мероприятий и регламентов, должен включать в себя и двустороннее укрепление сотрудничества не только в области торговли и инвестиций, но и в вопросах мира и безопасности, экологии, здравоохранения, туризма и т.д. Партнерство не должно сводиться лишь к торгово-экономическому сотрудничеству, оно должно быть более масштабным. Однако именно торгово-экономическое сотрудничество выступает основным аккумулятором инициатив создания общих ЗСТ.

В конечном итоге ЗСТ Россия - АСЕАН должна придерживаться следующих основных целей:

1) содействие развитию производственной кооперации между сторонами;

2) сбалансированность экспорта и импорта в сфере взаимных торговых отношений;

3) обеспечение устойчивых темпов роста двусторонней торговли и увеличение ее масштабов;

4) согласование торговой политики;

5) развитие всеобъемлющего инвестиционного и технико-экономического сотрудничества между сторонами;

° 6) создание эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым

§ и другим операциям;

ш 7) внедрение эффективной системы правового обеспечения функционирова-

? ния общей ЗСТ.

1 Соответственно перед Россией и государствами АСЕАН ставится задача раз-

ф

| работки стабильных, предсказуемых и транспарентных правил и процедур в >§ целях создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. В этой £ связи необходимо разрабатывать совместные проекты и программы, а также

1 организовать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития ® экономического сотрудничества.

§ С учетом приоритетов стран АСЕАН в области научно-технического развития

| можно выделить следующие перспективные для России отрасли и направления | промышленного и научно-технического сотрудничества:

2 коммерческое освоение космоса; § энергетика;

£ материаловедение: композиционные и керамические материалы, сверхпро-

<3 водники, металлы и сплавы с высокими техническими параметрами; 1 биотехнологические материалы и технологии;

I медицина, медицинские приборы и средства диагностики и лечения;

информатика и телекоммуникации;

разведка и добыча полезных ископаемых2.

Таким образом, на основании данных приоритетных направлений сотрудничества между сторонами возможно создать комиссии по стратегическому партнерству в каждой конкретной области. Подобный шаг также ускорит процесс интеграции в

130

целом, что будет являться хорошим основанием для ускорения создания общей ЗСТ.

В то же время прогнозирование возможного сценария создания ЗСТ Россия - АСЕАН — процесс трудоемкий. Из-за крайне малого периода сотрудничества делать выводы о наращивании объемов торговли между сторонами достаточно проблематично. Несмотря на это, на основании данных торговли между сторонами с 1992 г. по 2011 г., а также принимая во внимание методику расчета с использованием статистического пакета И, был построен прогноз развития торгово-экономических отношений между Россией и государствами АСЕАН.

Прогноз развития экспорта России в страны АСЕАН до 2030 г. составлен с надежностью 0,6 ед., или 60 %. Это напрямую связано с неоднородностью данных, а также крайне низкими значениями ряда государств Ассоциации на первых этапах сотрудничества между сторонами, что отражается на динамике торговли в будущих периодах. Особое значение при построении прогноза уделяется значимости периода торговли 2002-2011 гг., что делает эти годы наиболее приоритетными с точки зрения прогнозирования. Таким образом, учитывая явный приоритет периода 2002-2011 гг. над 1992-2001 гг., статистический прогноз, составленный с помощью эконометрической программы, можно характеризовать как средне-оптимистический сценарий развития торговли между сторонами. Выделять отдельно пессимистический и оптимистический сценарий, по нашему мнению, не имеет смысла вследствие большого разрыва доверительного интервала между сценариями.

Прежде всего, необходимо проанализировать изменения суммарного объема российского экспорта в АСЕАН. На конец 2011 г. этот показатель был равен 7598,2 млн долл. Отметим, что данное значение является наибольшим за последние 20 лет сотрудничества между сторонами. При этом был превзойден как уро- е вень объема экспорта в кризисный период 2008-2009 гг., так и соответствующий и уровень докризисного периода. Поэтому объем 2011 г. является максимальным а значением, зарегистрированным между государствами с начала сотрудничества. о

в

На основании метода прогнозирования, используемого при помощи стати- о

стического пакета И, полученные значения за 2012 г. незначительно уступают з

показателям 2011 г. При этом стоит акцентировать внимание на погрешности, |

которая достаточно высока в связи с нулевыми показателями объема экспорта ряда е

государств АСЕАН (Бруней, Мьянма), зарегистрированными в начале 1990-х гг., а °

также низким ростом объема экспорта некоторых других государств (Индонезия, р

Камбоджа, Филиппины) в том же периоде, что определенно учитывается про- Ч

граммой при построении прогнозного сценария. Значение объема экспорта России о

в АСЕАН в 2012 г. в соответствии с прогнозом, равно 7165,4 млн долл. В 2013 г. К

данное значение составит 8078,4 млн долл., что выше уровня 2011 г. на 6,3 %3. м

Начиная с 2014 г., прогнозируется стабильный рост объемов экспорта между I

сторонами, что должно благоприятно сказаться на развитии двусторонних от- ¡§

ш

ношений, влекущих за собой активные действия по правовой либерализации 00 торговых отношений, способствующих впоследствии созданию первых общих 22 локальных ЗСТ. Таким образом, к 2015 г. вполне вероятно увеличить объем рос- 4 сийского экспорта в АСЕАН до 10408,7 млн долл., что на 36,98 % больше уровня 2011 г. К 2020 г. при условии сохранения положительной тенденции роста уровня экспорта в страны АСЕАН Россия способна увеличить его до 20218,5 млн долл., что почти в 2 раза будет превышать показатель 2015 г.4

В 2025 г. объем российского экспорта может увеличиться до 36570,5 млн долл., а в 2030 г. - до 66403,5 млн долл. Соответственно к 2030 г. увеличится 131

объем экспорта из России в АСЕАН, по сравнению с 2011 г., в 7,7 раза. Полагаем, что именно к этому году государства будут способны сформировать общую ЗСТ Россия - АСЕАН, созданию которой предшествует формирование локальных ЗСТ на территории АСЕАН. Что касается отдельных государств АСЕАН, то необходимо выделить такие страны, как Вьетнам, Сингапур, Таиланд и Филиппины, которые вплоть до 2030 г. будут демонстрировать значительный рост российского экспорта. Таким образом, к 2030 г., являясь основными центрами притока экспорта, данные государства будут потреблять более 80 % от общего объема российского экспорта.

Следует учитывать, что данный прогноз в случае реализации сценария по формированию ЗСТ Россия - АСЕАН вправе подвергнуться значительным изменениям. Так, при условии реализации первых этапов (создание локальных ЗСТ) объем российского экспорта способен с большой долей вероятности увеличиться в несколько раз. Ключевым этапом станет формирование ЗСТ Россия - АСЕАН-6, который также отразится на показателях прогноза, полученных на основании динамики роста экспорта 1992-2011 гг. Учесть погрешность прогноза сейчас не представляется возможным, т. к. сложно оценить, насколько сильно этапы формирования общей ЗСТ будут отражаться на совокупном объеме российского экспорта.

Прогнозные данные развития импорта России из стран АСЕАН до 2030 г. показывают, что объем импорта из АСЕАН в Россию за анализируемый период способен возрасти с 7913,4 млн долл. в 2012 г. до 68715,1 млн долл. в 2030 г. При этом в 2015 г. объем импорта будет равен 11840,7 млн долл., в 2020 г. - 22540,3 млн долл., а в 2025 г. - 40697,9 млн долл. Таким образом, при сравнении показателей а 2011 г. с показателями 2030 г. совокупный объем импорта в Россию из АСЕАН ? увеличится в 8,6 раз.

0

3 Проводя анализ полученных результатов, можно предположить, на основании

чего формируется такая динамика роста. Во-первых, необходимо учитывать

1 быстрое укрепление экономик ведущих государств АСЕАН, а также положи-| тельную динамику темпов роста промышленного производства, которые еже-

го

| годно стимулируют к ведению внешнеторговой деятельности ведущие компании

| Ассоциации. Во-вторых, формирование модернизационных экономик ряда го-

| сударств ЮВА, основанных на знаниях, способствует привлечению инноваций

2 и инновационных технологий в производство, что делает государства АСЕАН ° экспортерами наукоемкой и высокотехнологичной продукции (к примеру, « доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта промышленной | продукции из Филиппин равна 66 %5). Статистика показывает, что экспорт

0 электроники из стран АСЕАН составляет 10 %6 ВВП всех стран Азии. При этом

1 около 50-70 %7 этого экспорта приходится на компьютеры и их комплектующие,

0

° производимые в странах АСЕАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

3 Россия крайне заинтересована в закупке высокотехнологичного оборудова-

1 ния. В результате ежегодно увеличиваются потребности по данной группе то-| варов. В связи с этим прогнозируемый рост объемов импорта России из АСЕАН

является закономерным процессом.

Если рассматривать прогноз с точки зрения динамики развития торговли по отдельным государствам АСЕАН, то можно отметить, что основными экспортерами товара в Россию к 2030 г. останутся Вьетнам, Малайзия, Индонезия и Таиланд. Эти страны уже сейчас имеют достаточно тесные торговые отношения с российской 132 стороной, что приводит к ежегодному увеличению объемов импорта из этих стран.

Прогнозируется, что рост импорта в Россию из Вьетнама - с 1721,5 млн долл. в 2011 г. увеличится до 7290,6 млн долл. в 2030 г.; из Малайзии - с 1508,7 млн долл. до 33271,6 млн долл.; из Индонезии - с 1523,2 млн долл. до 4946,2 млн долл.; из Таиланда - с 1504,1 до 15553,1 млн долл. К 2030 г. совокупная доля данных государств в общем объеме импорта России из государств ЮВА будет составлять 88,86 %8.

Отдельно необходимо рассмотреть полученные данные по Сингапуру. С Сингапуром российская сторона ведет честную и открытую политику по развитию и укреплению двусторонних отношений. Заинтересованность российской стороны в Сингапуре очевидна не только из-за достаточно больших экспортных поставок в данное государство, но и из-за устойчивых объемов импорта в Россию из данной страны с 1992 по 2011 гг. Достаточно устойчивые показатели объема импорта в Россию из Сингапура отражаются на моделировании прогноза. Так, по нашему мнению, к 2030 г. данные могут быть скорректированы в сторону увеличения, тем более при условии создания общей ЗСТ.

1 См.: Китай, Япония и Южная Корея создают зону свободной торговли // Экономические известия. 2012. 15 мая.

2 См.: Троекурова И.С., Сергун И.П. Возможность использования опыта КНР при создании зоны свободной торговли Китай - АСЕАН для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экономика. 2011. № 2. С. 37.

3 Рассчитано по: Direction of Trade Statistics. E-library of International Monetary Fund. URL: http:// elibrary-data.imf.org/FindDataReports.aspx?d=33061&e=170921 (дата обращения: 10.09.2014).

4 Там же.

5 См.: Сергун И.П. Опыт инновационного пути развития экономик АСЕАН // Инновационное развитие и экономический рост: материалы V Международной научной конференции (Москва, РУДН, 3 ноября 2011 г.). М., 2011. С. 631.

6 См.: Фам То Нга. Страны АСЕАН: ориентиры инновационного пути развития // Вестник Института экономики РАН. М., 2008. № 2. С. 280.

7 Asian Development Outlook 2005: Economic trends and prospects in developing Asia. Asian Development Bank, 2006. P. 34.

8 Рассчитано по: Direction of Trade Statistics. E-library of International Monetary Fund. URL: http:// elibrary-data.imf.org/FindDataReports.aspx?d=33061&e=170921 (дата обращения: 10.09.2014).

Н.В. Найденова

РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА: ПОСЛЕ РЕФОРМЫ

В статье анализируются различные точки зрения на эффективность современной российской электроэнергетики; приводятся данные о динамике тарифов на электроэнергию для промышленных производителей и населения до и после реформы РАО «ЕЭС России»; обосновывается необходимость изменения государственной политики в отношении электроэнергетики.

Ключевые слова: электроэнергетика, тарифы на электроэнергию, эффективность электроэнергетики, рентабельность электроэнергетики.

N.V. Naidenova

THE RUSSIAN ELECTRIC POWER INDUSTRY: AFTER THE REFORM

The article analyzes different perspectives on the effectiveness of modern Russian power industry, provides data about the dynamics of electricity prices for industrial producers and the population before and after the reform of RAO "UES of Russia", the author proves the necessity of changes in government policy in relation to electricity.

© Найденова Наталия Владимировна, 2014

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nat.naid@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.