ЗОНА ИСКУССТВЕННОГО СООРУЖЕНИЯ КАК УЧАСТОК АВТОМОБИЛЬНОЙ
ДОРОГИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Г.В. Скрылев, аспирант Я.А. Шакир, аспирант И.И. Глазунов, аспирант
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-76-80
Аннотация. В данной статье освещается проблема аварийности в зоне искусственных сооружений на автомобильных дорогах России и дорогах Республики Ирак. Приводятся статистические данные показателей аварийности вблизи мостов, путепроводов и эстакад от различных причин и условий. Рассматриваются особенности физических свойств искусственных сооружений в сравнении с обычными участками автомобильных дорог, выполненных из асфальтобетона. В статье поднимаются проблемы проезда искусственных сооружений с превышением установленной скорости движения на данных участках дорожной сети. Предлагаются мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в зоне искусственных сооружений.
Ключевые слова: искусственное сооружение, автомобильная дорога, скорость, точка росы, съезд с дороги, скользкое покрытие.
Анализируя данные аварийности в Российской Федерации с 2016 по 2021 год, было выявлено, что ежегодно происходит в среднем 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 16 тысяч, а получают травмы свыше 187 тысяч человек [1, 2]. С каждым годом наблюдается положительная динамика в сторону снижения аварийности, тем не менее, показатели смертности и травматизма в ДТП слишком высоки. Поэтому проблема аварийности на дорогах, на сегодняшний день, является актуальной.
В Республике Ирак с общей площадью около 435 тысяч км2 проживает 40 миллионов человек, автомобильные дороги играют главную роль в передвижении людей и экономическом развитии государства. Экспертная оценка показывает, что автомобильный транспорт обеспечивает более 80% всех перевозок в Ираке.
Согласно статистике Министерства транспорта Республики Ирак, за последние десять лет в стране произошло около 66 000 ДТП, в которых более 100 000 человек погибли и получили травмы. Только в Багдаде происходит более 250 дорожно-транспортных происшествий в месяц. Ко-
миссия по правам человека Ирака объявила, что в 2020 году 24 667 человек погибли или получили травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий в Ираке является низкие эксплуатационные характеристики дорожного покрытия, недостаточное количество технических средств организации дорожного движения, а также невысокое качество дорожного строительства [7]. В темное время суток наблюдается рост числа ДТП (с 21:00 по 00:00), в которых увеличивается тяжесть последствий. Причинами аварий служат: превышение скорости водителями транспортных средств; ухудшение условий видимости; повышенная утомленность водителей [8]. С наиболее тяжкими последствиями аварии происходят в период между 3:00 и 6:00 ч.
Искусственные сооружения на автомобильных дорогах, такие как мосты, путепроводы, эстакады конструктивно отличаются от основной части автомобильной дороги, поэтому проезд по ним требует особого внимания от водителей. В рамках исследования аварийности в зоне искусственных сооружений была проведена статистика ДТП в четырех областях России:
Ростовской, Волгоградской, Саратовской и Воронежской.
Неудовлетворительное состояние горизонтальной дорожной разметки является одним из значимых факторов возникновения опасной дорожной ситуации. Отсутствие или плохая видимость горизонтальной дорожной разметки оказалась сопутствующим фактором ДТП в выбранных областях, в значительной степени: (2641%) в Волгоградской области, (16-32%) в Ростовской области, (34-45%) в Саратовской области и (9,2-40%) в Воронежской области.
Зона искусственного сооружения - участок автомобильной дороги, включающий в себя подходы к искусственному сооружению (въезд и выезд), искусственное сооружение и участок автомобильной дороги, в момент въезда на который, водитель принимает решение по выбору оптимальной скорости движения, для безопасного и комфортного проезда.
В темное время суток при движении по неосвещенному участку дороги, аналитический аппарат водителя на приближение к искусственному сооружению активируется за 5-6 секунд до въезда на искусственное сооружение. При движении со скоростью 90 км/ч расстояние составляет 125-150 м; со скоростью 100 км/ч - 140168 м.
В среднем ежегодно в областях России вблизи мостов, эстакад и путепроводов происходит около 50 ДТП, такие как наезд на препятствие, опрокидывание, съезд с дороги, столкновение. По причине неудовлетворительного состояния ГДР (Отсутствие или плохая видимость ГДР) вблизи мостов, эстакад и путепроводов, по типам
ДТП: наезд на препятствие, опрокидывание, съезд с дороги, столкновение происходит в среднем 14 ДТП. Рассматривая причины дорожно-транспортных происшествий в зоне искусственных сооружений, стоит брать во внимание также такие причины и условия как: превышение скорости движения, погодные условия, время суток и иные факторы.
Анализ особенностей искусственных сооружений, позволит определить мероприятия по повышению безопасности движения по ним.
Ограничение скорости и массы применяются вместе для исключения вероятности образования импульсного удара в места деформационных швов и возможных дефектах (неровностях, ямах) на теле проезжей части искусственного сооружения. Нарушение ограничений может привести к разрушению сооружения или повреждению его конструктивных частей.
Высокая скорость движения на подходах к искусственным сооружениям также сталкивает водителя с моментом психологического сужения проезжей части, отчего у водителя может возникнуть трудности с определением транспортного средства на проезжей части. Это может привести к выезду на полосу встречного движения или наезду на барьерное ограждение.
Также немаловажной особенностью искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад) выполненных из железобетона является их эксплуатация в период межсезонной смены температуры (рис. 1). Особенно в осенне-зимний период на таких сооружениях образуется гололед, когда основная часть автомобильной дороги сухая.
Рис. 1. Гололед на искусственном сооружении (фото Скрылев Г.В. 3.12.2022)
Образование влаги на поверхности искусственного сооружения и на подходах к ним связано напрямую с более низкой температурой поверхности на них, чем на дорожном полотне, уложенном на земляную насыпь. Металлические и железобетонные пролетные строения и другие конструктивные элементы (опоры, устои, ригели и др.) обладают меньшей теплоотдачей, поэтому при перепаде температур происходит остывание дорожного покрытия с выделением конденсата, который замерзает, образуя гололед.
Проблемы на дорогах Ирака, в некоторой степени, схожи с проблемами на дорогах России, поэтому для снижения аварийности на автомагистралях республики Ирак необходимо проведение комплексных мероприятий:
- ремонт дорог и автомагистралей продлевает эксплуатационные характеристики проезжей части, влияющие на безопасность дорожного движения (ликвидация трещин, наплывов и выбоин исключает такую причину ДТП как «дорожные условия»);
- своевременные работы по содержанию проезжей части и прилегающей территории в надлежащем состоянии;
- контроль над процессом нанесения дорожной разметки и других ТСОДД, а также мониторинг их состояния;
- использование рельефной горизонтальной дорожной разметки в местах повышенной опасности (зоны искусственных сооружений, кривые участки автомобильных дорог, затяжные перегоны) где происходят аварии со съездом с проезжей части и опрокидывания.
В целях повышения безопасности дорожного движения и снижения количества дорожно-транспортных происшествий в зоне искусственных сооружений авторами предлагаются следующие мероприятия:
- заблаговременное предупреждение водителей о приближении к аварийно-опасным участкам автомобильных дорог информационными знаками, а также знаками ограничения скорости движения;
- устройство рельефной горизонтальной дорожной разметки с эффектом импульсного светового воздействия на краевых линиях проезжей части в зоне подходов к искусственным сооружения. Мероприятие позволит снизить вероятность съезда с проезжей части и повысит визуальную ориентированность водителей на дороге (рис. 2);
Рис. 2.Зоны концентрации внимания водителя при движении в темное время суток [3]
- усиление внимания со стороны службы ГИБДД и компаний, которые содержат участки автомобильных дорог в периоды зимнего содержания, своевременная обработка опасных участков пескосмесью позволит не допустить образование гололеда на поверхности искусственных сооружений;
- формирование в автошколах и средствами массовой информации у водителей культуры вождения и ответственного отношения к управлению автомобилями.
- устройство освещения на опасных участка автомобильных дорог, так как при высоком качестве искусственного освещения общее количество ДТП может быть снижено примерно на 30%, а число происшествий в зонах особой опасности (например, в зоне искусственных сооружений) и на дорогах государственного значения - на 45%, материальный ущерб от ДТП снижается приблизительно на 15%. Дополнительное стационарное освещение также позволяет снизить утомляе-
водителю безопасную скорость, что непосредственно влияет на БДД [4].
Статистика дорожно-транспортных происшествий в России показывает положительную динамику к снижению аварийности с 2019 года, но все равно показатели аварийности, смертности и числа раненых остаются высокими, что является одной из острых демографических и социально-экономических проблем в нашей стране, которая требует активизации усилий государства, бизнес-сообщества, научного сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в ДТП. В январе 2018 года в рамках поручения Президента России В.В. Путина Правительством РФ была подписана «Стратегия повышения безопасности в Российской Федерации на 2018-2024 годы», которая должна обеспечить «повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году» [5, 6].
мость водителей, а также поможет выбрать
Библиографический список
1. Карта ДТП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dtp-stat.ru/.
2. Показатели состояния безопасности дорожного движения. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/.
3. Девятов, М.М. Особенности восприятия элементов дороги при езде в условиях, близких к неблагоприятным / М.М. Девятов, Г.В. Скрылев, И.И. Глазунов // Вопросы устойчивого развития общества. - 2022. - № 9. - С. 291-295. - ББК ¡ЬСИРО.
4. Недосекина В.В., Айыдов Д.Н. Анализ влияния уличного освещения на ДТП // Символ науки. - 2018. - №7.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/c586122d82b7313c69908dcf9f741 98f08a495e1/.
6. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения 22 января 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/31102/.
7. Министерство транспорта Ирака. Главное управление по наземному транспорту. -Багдад, 2021.
8. Данные и статистика. Ирак. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA.
ZONE OF AN ARTIFICIAL STRUCTURE AS A SECTION OF A HIGH-RISK ROAD
G.V. Skrylev, Postgraduate Ya.A. Shakir, Postgraduate I.I. Glazunov, Postgraduate Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article highlights the problem of accidents in the area of artificial structures on the roads of Russia and the roads of the Republic of Iraq. Statistical data on accident rates near bridges, overpasses and overpasses from various causes and conditions are given. The features of the physical properties of artificial structures are considered in comparison with conventional sections of roads made of asphalt concrete. The article raises the problems of the passage of artificial structures with excess of the established speed of movement on these sections of the road network. Measures are proposed to improve road safety in the area of artificial structures.
Keywords: artificial structure, road, speed, dew point, exit from the road, slippery surface.