Научная статья на тему '«Золотой голос России» (к 70-летию Л. Фарапонова)'

«Золотой голос России» (к 70-летию Л. Фарапонова) Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
103
13
Поделиться
Ключевые слова
Л. В. ФАРАПОНОВ / КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ / РОСТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / L. V. FAVAPONOV

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Кольвах Лариса Ивановна

Статья посвящена юбилею Леонида Васильевича Фарапонова, Заслуженного артиста России, солиста Ростовской областной филармонии, доцента кафедры сольного пения Ростовской консерватории. Автором публикации прослежен жизненный и творческий путь юбиляра

«The Golden Voice of Russia» (to the 70th anniversary of L. V. Faraponov)

The article is devoted to the jubilee of Leonid Vasilievich Faraponov, Honoured Artist of Russia, soloist of Rostov regional Philharmonic, Associate Professor of Vocal Department of Rostov Conservatoire. The author of the publication traces his course of life and creative way

Текст научной работы на тему ««Золотой голос России» (к 70-летию Л. Фарапонова)»

Л. Кольвах

«ЗОЛОТОЙ ГОЛОС РОССИИ» (К 70-летию Л. В. Фарапонова)

Имя Леонида Фарапонова хорошо знакомо любителям музыки. 2007 год стал для него юбилейным - 70 лет со дня рождения и 40 лет творческой деятельности. Обладатель красивого по тембру, полного диапазона баритона, он давно и прочно снискал любовь слушателей. Выступления солиста Ростовской областной филармонии, заслуженного артиста России Л. Фарапонова и сегодня по праву являются украшением различных концертных программ.

Такое творческое долголетие - результат кропотливого и вдумчивого певческого труда, неустанной работы над репертуаром, верного и честного служения избранному делу.

Творческая судьба артиста во многих отношениях сложилась удачно. Его путь - это путь человека, чье становление пришлось на советский период истории нашего отечества, как в капле отразивший все его противоречия, плюсы и минусы.

Выходец из крестьянской среды, старинного казачьего рода, издавна обосновавшегося на Дону в станице Старочеркасской, а затем в городе Новочеркасске, он был воспитан в строгости нравов, интересе к традициям и любви к труду. В семье, наряду с физическим трудом, большое внимание уделялось и духовному развитию. В роду Фарапо-новых многие были самодеятельными и профессиональными живописцами, много пели, собираясь вместе, а отец Василий Иванович пел в церковном хоре, знал все партии первого баса, участвовал во всех церковных службах. Дружное семейство Фарапоновых, благодаря всем этим качествам, плюс крестьянской смекалке, жило зажиточно и благополучно.

Это и стало уязвимым моментом в период становления Советской власти. Лишь по счастливой случайности семьи не коснулось раскулачивание. Фарапоновы вовремя переехали в Ростов, и жизнь заставила искать новые формы существования. Все мужчины рода пошли работать на гигант сельхозмашиностроения - знаменитый Ростсельмаш. Но в свободное от работы время не расставались с искусством. Вот в такой среде и формировался будущий певец. Сам Леонид Васильевич вспоминает, что

пел он всю свою сознательную жизнь, а в пять лет состоялось первое публичное выступление. Исполненная им «Тачанка» в Новочеркасском дворце пионеров вызвала бурю оваций публики.

И все-таки не пение было в юности целью его жизни. Для того чтобы «крепко стоять на ногах», он начал осваивать рабочую специальность, став токарем и электриком Ростсельмаша. Шли 50-е годы, это был расцвет самодеятельного искусства, повсюду в клубах и Дворцах культуры страны создавались кружки по интересам, которыми подчас руководили талантливые люди. Не стал исключением ДК Сельмаша. Большой, просторный, оснащенный по последнему слову техники того времени, с прекрасным уютным залом и сценой, он распахнул свои двери для всех желающих приобщиться к искусству. Слава о замечательном педагоге вокального кружка, великолепной оперной певи-

це Ольге Ивановне Донцовой быстро распространилась в рабочей среде. И молодой рабочий, не чуждый любви к музыке и пению, вскоре оказался у нее в учениках. Ее уроки отличались настоящим профессионализмом, она умела не только раскрыть природные таланты воспитанников, увлечь пением, но и воспитать любовь к исполнительству, заинтересовать певческой профессией, сформировать высокую культуру. Все это сполна вобрал в себя талантливый ученик Л. Фарапонов. Вскоре ученики Донцовой стали с успехом выступать с концертами, а оперная студия Дворца культуры стала настоящим пропагандистом этого искусства в Ростове задолго до открытия в городе музыкального театра.

Почувствовав в своем ученике неподдельный интерес к пению, Ольга Ивановна привела его в Ростовское музыкальное училище в класс Леонида Петровича Романова с напутствием «направить по профессиональной стезе». Так начался путь в профессию. По окончании училища Л. Фарапонов поступил в Харьковскую консерваторию к В. Т. Монахову. Годы обучения в консерватории стали для него не только годами обобщения и оттачивания уже приобретенного и накопления нового опыта, но и периодом общения с лучшими педагогами по вокалу Ю. Л. Аристовым, Е. В. Казарезовой, П. В. Голубевым, Ф. Я. Курочкиным и замечательным концертмейстером Л. М. Гиршберг.

Обладая пытливым умом, колоссальной работоспособностью и тягой к постоянному самосовершенствованию, Леонид Васильевич стремился как можно больше развиваться в разных направлениях. Именно тогда, часами просиживая в библиотеках, открывая для себя мир великой литературы, читая книги по вокальному искусству, слушая записи выдающихся певцов прошлого и настоящего, он сформировался как артист, личность, определил свои привязанности и вкусовые приоритеты. Тогда же была создана своя библиотека и фонотека, которая пополняется и по сей день. Поэтому, когда в 1967 году Л. Фарапонов по окончании консерватории пришел на работу в Ростовскую филармонию, он имел не только обширный баритоновый репертуар и яркую артистическую индивидуальность, но и желание как можно больше работать, «не расплескав накопленное», отдавая все людям, служить искусству.

Он быстро вошел в жизнь края, его выступления полюбились слушателям разных возрастов. А

работа в музыкально-литературном лектории с его высокой просветительской миссией оказалась особенно по душе певцу. Концерты с бригадами лектория, симфоническим и духовыми оркестрами, сольные выступления в залах филармонии, дворцах культуры, на полевых станах и шахтах, заводах и фабриках, в школах, техникумах и вузах - все это жизнь артиста. Более 6000 таких выступлений состоялось за 40-летнюю сценическую жизнь певца. И к каждому он и ныне относится как к самому важному. Человек в высшей степени ответственный, он всегда подтянут, прекрасно выглядит, для него не существует понятия «рядового концерта». Для того чтобы быть в певческой форме, артист встает с рассветом, занимаясь специальной гимнастикой, и любит повторять: «Вокалистом надо родиться». Ему это удалось.

Огромный репертуар - народная, советская песня, русский бытовой, классический романс, оперные арии, вокальные циклы русских и зарубежных композиторов - позволяет артисту принимать участие в различных тематических программах, абонементах. И все-таки особые страницы творческой биографии Леонида Васильевича занимают «Донские музыкальные весны». В них он начал участвовать с 1968 года, и каждая становилась не только праздником для жителей Дона, но и для артиста. Подготовка к «Веснам» всегда сопровождалась особым творческим и духовным подъемом. Новые произведения донских авторов А. Артамонова, П. Гутина, В. Алексеева, В. Красноскулова, Л. Кли-ничева, А. Кусякова, В. Ходоша звучали в различных уголках области, страны.

За многолетнюю жизнь артист не раз побывал во многих городах, поселках и станицах нашего края, исполнив премьеры всех баритоновых вокальных сочинений ростовских авторов, а также сочинения известных советских композиторов, приезжавших на Дон, - Я. Френкеля, О. Фельцмана, О. Хромушина, Г. Свиридова. Его красивый голос, артистизм и высокий профессионализм был сразу отмечен ведущими музыкантами СССР. Статьи в местной и всесоюзной прессе не раз выделяли Л. Фарапонова как замечательного исполнителя. Но особо памятно прозвучавшее как напутствие и благословение высказывание великого современника Георгия Свиридова: «Ваш голос - золотой голос России. Берегите его!» Эта высокая планка, заданная в самом начале творческого пути, определила всю жизнь артиста. О ней он помнит

всегда, она стала камертоном его творческой судьбы.

Память артиста хранит множество встреч со слушателями не только Дона, но и всего СССР. Наивысшая их интенсивность приходится на 7080-е годы, годы особого подъема и интереса к советской музыке, когда проводилось огромное количество праздников и фестивалей, встреч с композиторами. Жители Урала и Сибири, Дальнего Востока и Закавказья с восторгом встречали музыкантов, воплощавших в жизнь (как это ни высокопарно звучит) лозунг: «Искусство принадлежит народу!» Декады музыки композиторов Дона, проходившие в самых отдаленных уголках нашей области, а также в Москве и Ленинграде, сменялись творческими обменами с зарубежными городами-побратимами, в составе делегаций которых непременно участвовал и Л. Фарапонов. Его выступления в группах артистов, сольные концерты, концерты с ансамблями народных инструментов «Калинка» и «Донцы» всегда выделялись особым градусом, особой эмоциональной наполненностью. Он по праву может быть назван полпредом советского, донского искусства. Неслучайно именно в этот период он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России» (1988).

Каждое десятилетие творческого пути Л. В. Фа-рапонова отмечено определенными знаковыми событиями. В 90-е годы его человеческий и артистический опыт позволяет раскрыться максимально полно и объемно. Вместе с пианистом А. Гололобовым певец подготовил личный абонементный цикл сольных концертов «Русский портрет - русский романс». В них звучат романсы - от сочиненных дилетантами, бесхитростных, наивных, но очень искренних, до высоких классических образцов, выстраиваясь в своеобразную антологию этого любимого артистом и публикой жанра. Неслучайно в одном из своих интервью артист сказал: «Звуки русского романса - это энергетика нашего менталитета. Ведь романс вырос на народной песне, он очень демократичен, глубок по силе эмоциональных переживаний. Он лечит душу».

В этих программах певец демонстрирует не только безукоризненный вокал, вкус и верность стилю, но широту и глубину русской души. А участие в юбилейных концертах, посвященных знаменательным датам мировой художественной культуры, каждый раз убеждает в замечательном мастерстве певца-артиста. Он умеет и раскрыть

многогранный мир души маленького человека и поэта-художника (в вокальных циклах «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана), и создать полные жизни и энергии, без намека на бутафорность образы оперных героев Моцарта - Фигаро, Дон Жуана, Папа-гено.

А как замечательно он исполняет русскую музыку! Она отвечает его внутреннему миру, соответствует его идеалам, она - суть его души. В ней он раскрывается полностью: мощь и сила, нежность и теплота, бесконечность, глубина и многогранность чувств играют различными красками в интерпретации произведений Глинки, Даргомыжского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова и др. Не менее значительная часть его репертуара - программа «Песни военных лет и песни, посвященные Великой Отечественной». Прочувствованная и «прожитая» исполнителем, она звучит ежегодно в дни празднования 9 мая, всегда трогает за душу и сердце не только убеленных сединами ветеранов, но и молодежь, не знавшую лихолетья. В течение многих лет мне приходилось вести эти концерты Л. Фарапонова, и всегда «День Победы» был действительно со слезами на глазах и у певца, и у слушателей.

Вспоминаются два бенефиса Л. Фарапонова в 1992 и 1997 гг., посвященные 25- и 30-летию его творческой деятельности. Они - не только вехи его творчества, но и особые страницы жизни коллектива. Именно с них «покатилась» череда юбилеев-бенефисов и других артистов. Бенефисы Л. Фара-понова продемонстрировали не только его творческие достижения, широту и многогранность исполнительского таланта, но верность, привязанность и нескончаемую любовь к нему публики.

После одного из них газета «Приазовский край» написала: «Красоту создает сам человек. Если он истинный творец, вокруг него возникает особая аура добра и таланта, очищающая ту небольшую часть жизненного пространства, где он владыка. В этом микромире теплее и светлее становится каждому, кто туда попадает. Искусство, как и любовь, влияет на уровне подсознательного. Так было и на этот раз - на юбилее любимого артиста. Одна из слушательниц сказала после концерта: „Как хорошо жить на свете!“»

Такое признание для артиста, который посвятил искусству свою жизнь, дорогого стоит!

Леонид Васильевич счастливый человек. Он щедро одаривает своим талантом всех, кто с ним соприкасается, помня завет одного из своих педагогов: «Рядовые солдаты искусства должны отдаваться ему беззаветно, как на передовой, честно выполняя свой долг». Что он и делает с успехом не только на сцене, но и в студенческой аудитории, самоотверженно занимаясь со своими учениками, передавая свой бесценный опыт артиста, свою преданность делу и честность.

В год открытия РГМПИ (ныне консерватории) Л. Фарапонов пришел работать на кафедры камерного ансамбля и сольного пения вначале в качестве иллюстратора (классы С. П. Сахаровой и М. П. Ожиговой). Сколько было подготовлено и спето сольных концертов Л. Фарапоновым с прекрасными пианистами - С. Сахаровой, М. Саямовым, В. Де-нежкиным, Э. Рабинович и В. Юрчук! Вспоминаются и оперные партии - Роберт и Эбн-Хакиа в «Иоланте», Грязной в «Царской невесте», Фигаро в «Севильском цирюльнике», Риголетто в одноименной опере, Жермон в «Травиате», исполненные в оперной студии консерватории. Все эти выступления являлись живым примером для воспитанни-

ков класса Л. Фарапонова, который он ведет в консерватории с 1973 года. За эти годы он воспитал немало талантливых, продолживших дело своего учителя, учеников. Среди них заслуженный артист Украины И. Черненко, лауреаты международных конкурсов С. Петрашов и В. Марченко, ставший младшим коллегой своего педагога - солистом музыкально-литературного лектория Ростовской филармонии, а также солист Североморского Краснознаменного ансамбля песни и пляски В. Кузин и др. Каждый из них, избравший этот профессиональный путь, может повторить слова, сказанные когда-то Л. Фарапоновым о своих педагогах: «На педагога мне повезло. По нему сверяю „часы жизни“ - свои мысли, поступки, профессиональные способности».

В год юбилея всегда желают здоровья, счастья, успехов, радости и полноты жизни, а людям искусства - творческого долголетия. Оно у заслуженного артиста России Леонида Фарапонова очевидно - 40 лет на сцене! И как уж тут не обратиться к высокому стилю. Ростовский поэт М. Годов посвятил артисту следующие строки, наполненные теплом и юмором:

Вы сорок лет уже на сцене:

Как время быстрое летит!

Все в этом грешном мире бренно,

Но Фарапонов Леонид

Все так же выглядит гусаром:

Усы, бородка, бравый вид...

Вино, с годами ставши старым, Сильней лишь головы кружит.