ЗОЛОТОЙ ДЕКОР НА ЖЕЛЕЗНЫХ МЕЧАХ ИЗ ФИЛИППОВСКИХ КУРГАНОВ
Р.С. Минасян
GOLD DECOR ON IRON SWORDS FROM FILIPPOVKA BARROWS
R. Minasyan
Ключевые слова: Южный Урал, ранние кочевники, мечи, плакирование (аппликация), инкрустация (тау-ширование), коррозия, реставрация
Статья посвящена железным предметам, декорированным золотом, найденным в погребениях ранних кочевником. Наиболее яркими из них являются мечи из могильника Филипповка-I. Распространенное мнение о том, что основным технологическим приемом декорировки оружия ранних кочевников является инкрустация золотыми вставками, является ошибочным. Признаки, выявленные в процессе реставрация оружия, показывают, что все железные предметы скифского и сарматского времени, декорированные золотом или серебром, украшались методом плакирования.
Keywords: Southern Urals, early nomads, swords, plating (appliqu^, inlay, corrosion, restoration
The article is devoted to iron items decorated with gold found in the graves of early nomads. The most striking ones of these are the swords of the Filippovka I burial. The widespread belief that the main technological method of decorating weapons of early nomads was inlaid gold pieces is erroneous. Signs revealed during restoration of weapons show that all metal objects of the Scythian and Sarmatian time decorated with gold or silver had been decorated by cladding.
В 100 км к юго-востоку от г. Оренбурга, в сарматских курганах могильника Филипповка-1, раскопанных А.Х. Пшеничнюком и Л.Т. Яблонским, были найдены железные предметы, декорированные золотом. Наиболее яркими из них являются мечи, представляющие замечательные образцы древнего искусства кочевников азиатских степей. До реставрации мечи находились в крайне неудовлетворительном состоянии - железо полностью окислилось. Взбухшие соли вышли за пределы габаритов железа, обволокли снаружи золотой декор и замуровали его внутри образовавшегося конгломерата. Предметы, найденные А.Х. Пшеничнюком, реставрировались в Государственном Эрмитаже, а найденные Л.Т. Яблонским - в Москве, в Государственном научно-исследовательском институте реставрации1.
Самой примечательной из филипповских находок является железный меч из погребения 2 кургана 4 (ОРОМ). Узкий клинок, рукоять, перекрестие и брус-ковидное навершие меча украшены золотыми и серебряными изображениями зверей, характерные видовые особенности которых отлично усматриваются на фотографиях даже без их детального описания [Яблонский и др., 2011. С. 219-250; Трейстер и др., 2012. С. 102-103, 452-453; Yablonsky, Rukavishnikova, Shemakhanskaya, 2011. Р. 50-57].
Технические данные, полученные в процессе реставрации меча, свидетельствуют о том, что он, якобы, был декорирован не так, как аржанский акинак. У него рукоять откована и украшена рельефными
1 Реставрация М.С. Шемаханской. - Прим.ред.
изображениями, «...вырубленными зубилом по железу», и «....обтянута золотым листом, вбитым в поверхность». Особенностью рельефного рисунка является «...наличие прорезного ажура в золотых листиках, расположенных между изображениями мелких животных».
Брусковидное навершие инкрустировано другим способом, нежели клинок. В данном случае «...углубления под инкрустацию ... имеют округлое очертание». Лицевая сторона вставок оформлена продольными углублениями. Золото «... показывает наследственную литую структуру». Способ крепления навершия на рукояти не прослеживается.
Перекрестие, сделанное из двух приваренных к основе пластин, украшено «...серебряными рельефами, выполненными, скорее всего, в технике литья, наложенными на железные пластины с обеих сторон, а также на торцовые поверхности со стороны рукояти». Места крепления не видны и техника крепления не выяснена. Серебряные рельефы инкрустированы золотом. «Под линейные элементы декора вырезаны углубления, в которые вбиты золотые пластины инкрустации».
На одной стороне клинка в центре было вырезано продольное рифление, прикрытое сверху золотой пластиной, которая крепилась на клинке «. вбиванием краев». Верхний край пластины «...находит на рельеф перекрестия». Лезвие меча с обеих сторон украшено изображениями копытных животных, сценами терзания, охоты, жертвоприношениями и
© Минасян Р.С., 2014. Сарматы и внешний мир. (УАВ. Вып. 14). С. 141-145.
орнаментальным мотивом на конце, «....выполненными в технике инкрустации золотом. Форма углублений на железе, сделанных под инкрустацию, прослеживается на внутренней поверхности золотой инкрустации» [Яблонский и др., 2011. C. 242-246; Трейстер и др., 2012. С. 102-103].
Осталось невыясненным, как прикрепили серебряные отливки (или отливку) на перекрестие? Есть ли следы деформации на краях золотых изображений, вырезанных из листового золота, что неизбежно должно было произойти при вбивании золота в ячейки, или такие следы отсутствуют? Почему на одной стороне клинка под золотой накладкой есть рифление, а на другой стороне рифление отсутствует? На всех известных мечах и кинжалах продольное рифление либо нанесено на обеих сторонах, либо его нет.
Необходимость выделить в отдельную группу железные изделия, украшенные золотом или серебром, возникла после изучения находок VII в. до н.э. из кургана Аржан-2 [Чугунов, 2004]. По заключению реставраторов, расчищавших железные предметы от прикипевших к золоту поверхностных наслоений окислов, золотое покрытие на аржанском оружии (акина-ке с релефными изображениями зверей, кинжале, чекане с рукоятью, двух ножах и наконечниках стрел) было выполнено инкрустацией [Аржан, 2004. С. 46, 49, 50, 53]. По мнению Б.Р. Армбрустер, изучавшей аржанские находки, золотые и серебряные элементы декора на аржанском оружии вставлялись в железо, для чего стальными инструментами делались углубления, в которые проковкой молотком вбивались кусочки листового металла [Parzinger, Nagler, 2007. S. 71; Armbruster, 2006. S. 113-143; 2007. S. 97].
Мною уже отмечалось, что предположение о наличие инкрустации на аржанском оружие - ошибочное. Нет инкрустации также и на двух мечах, найденных в кургане 1 Филипповского могильника, раскопанного А.Х. Пшеничнюком (МАЭ УНЦ РАН. Инв. № 831/425, 1211) [Бантиков, 2001. С. 54-55. Кат. 6-7; Минасян, 2004; Минасян. Металлообработка.. .(в печати)]. Результаты исследования железных вещей скифского и сарматского времени дают основание утверждать, что их декорировали другим способом. Ошибка произошла из-за неверного толкования признаков, выявленных в процессе реставрации аржанских и филипповских железных предметов.
Следует напомнить о том, каким образом происходит окисление железа с золотым и серебряным покрытием. Из-за химических и электрохимических процессов железо коррозируют, разрушаются. Коррозия частично или полностью уничтожает или искажает поверхность изделий и производственные следы, оставшиеся на ней в процессе изготовления предметов и дальнейшего их использования. Золото не окисляется в природных условиях, серебро поддается коррозии значительно слабее, нежели железо и медь, которые окисляются активно, вплоть до полного замещения металла солями. Соли занимают больший объем, нежели металл. Разбухая, они даже разрывают тонкие обкладки, как это произошло, например, с обкладками келермесской секиры и меча
[Галанина, 1977. Табл. 7-10]. Если обкладки ажурные, окислы прорываются сквозь щели и обволакивают золото и серебро сверху. Таким образом, покрытие оказывается внутри комка соли, а его местоположение внутри комка указывают истинные габариты изделия до его разрушения. Не исключено, что внутри некоторых распухших от окислов и еще не реставрированных железных предметов, хранящихся в различных музеях, находится декор из драгоценных металлов.
В 1872-1884 гг. Н.Е. Бранденбургом проводились раскопки курганов в Южном Приладожье на р. Паше. В кургане 112 был найден меч X в. с рукоятью, обмотанной серебряной проволокой [Бранденбург, 1985. С. 127]. Он был полностью коррозирован, растрескался и потерял первоначальную форму. В таком состоянии он хранился до недавнего времени, но после реставрационной расчистки выяснилось, что перекрестие и навершие у него инкрустированы серебром, а на клинке имеется надпись <^егок» (рис. 1).
Важно иметь в виду одно существенное обстоятельство. Окислы, прилипшие снизу к золотым и серебряным обкладкам и накладкам, независимо от того, плоские они, или рельефные, формируют под ними ложную ячейку или рельеф с поверхностью, зеркально воспроизводящей все особенности формы накладки. Если накладки выпукло-вогнутые, окислы воспроизводят на основе выпуклый рельеф, но уже ложный. Эти ложные ячейки и рельефы, в которых лежит каждый элемент декора на аржанских и филипповских железных предметах, в том числе продольное рифление под золотой накладкой на одной стороне клинка филипповского меча, были восприняты рукотворными, но они естественного происхождения.
Инкрустация - способ декорирования предметов материалами иного цвета, вставленных и закрепленных в гнездах, ячейках, канавках, специально сделанных для этой цели. Разновидности методов инкрустирования зависят от применяемых материалов, способов изготовления гнезд и способов закрепления в них вставок. Судя по археологическим материалам, инкрустированные изделия появились давно, но в энциклопедических справочниках и специальной литературе не рассматривается история развития этой техники. Она совершенствовалась, изобретались новые способы и методы инкрустирования. Глиняные, деревянные, каменные, литые бронзовые вещи, но не железные, инкрустировали камнями, металлами, стеклом, перламутром, чернью и др. На литых изделиях ячейки под вставки обычно формировались еще на стадии моделирования. На тонкостенных металлических предметах, сделанных механическими методами, ячейки под вставки первоначально продавливали, затем стали припаивать перегородки и гнезда (касты). В данной работе эти способы не рассматриваются. Что же касается инкрустации методом насечки, тем более железных предметов, то эта техника появилась не в УИ-Ш вв. до н.э., а позже.
Инкрустация (тауширование) методом насечки, выполняется штихелями и сечками. В основе выре-
Рис. 1. Инкрустация. Рукоять меча. X век. Приладожье, р. Паша, курган 112 (ГЭ, инв. №2 895/3)
заются, вырубаются, насекаются канавки и ячейки. Стенки у ячеек подрезаются штихелями наклоном вбок в виде ласточкиного хвоста. В них укладывают вставки из кусочков проволоки и маленьких пластин несложной формы, сделанных из более мягкого металла, и проковывают. Под ударами мягкий металл растягивается и заполняет углубления со скошенными вбок стенками. Таким образом, вставки прочно закрепляются в ячейках. Когда Теофил говорил об инкрустации железного снаряжения рыцарей и боевых коней кусочками золотой, серебряной, медной и латунной проволоки, он имел в виду именно насечку [Теофил, III, 90]. Разновидности этой техники обстоятельно рассмотрены в ювелирной литературе [Бре-поль, 1975. С. 338-342]. Здесь нет необходимости детально описывать каждую операцию, совершаемую в процессе инкрустирования металлических вещей.
Насечку характеризуют несколько специфических признаков. Ячейки и канавки под инкрустацию в
Рис. 2. Плакирование. Рукоять меча. I в. до н.э. - I в. н.э. Зубовский хутор (ГЭ, инв. N° 2234/17)
прежние времена вырезали вручную, поэтому на стенках и дне ячеек, имеющих разную глубину, оставались следы срезания стружек. Более того, в канавках даже специально делали зарубки (насечки) для более надежного сцепления вставок с основой. Основа инкрустируемого насечкой металлического изделия представляет собой своего рода наковальню. Поэтому на краях и нижней поверхности вкованных в основу вставок зеркально отпечатываются все особенности конфигурации ячеек, все неровности в них, оставшиеся после рубки и гравировки. Вследствие проковки вставок края у них деформируются и на них исчезают заусенцы и следы кроя. Поскольку глубина вырезанных вручную ячеек на одном предмете различная, основания вставок лежат на разных плоскостях, а не на одной, как, например, у плакированных изделий.
В железе трудно вырезать ячейки, поэтому осваивать насечку стали, вероятнее всего, только в
римское время. Первоначально инкрустацию выполняли в виде несложных геометрических узоров короткими кусочками проволоки или маленькими прямоугольными пластинами. Такую насечку можно видеть на редких римских изделиях, на китайском оружии эпохи Хань. В хорошем исполнении инкрустация представлена на средневековых железных деталях поясных гарнитур, рукоятях мечей, сделанных в рейнских мастерских [Эпоха Меровингов. 2007. Кат. VII. 17. 41, VII. 40. 18 и др.; Gold..., 2007. Kat. 19; Tejral, 2009. S. 128. Abb. 1]. Без современного оборудования, которого не было у древних мастеров, невозможно вырезывать в железе ячейки в виде ажурных орнаментов или художественных многофигурных композиций и равновеликие им вставки, какими украшены скифские и сарматские железные предметы.
Плакирование (аппликация) изделий с высоким и низким рельефом: барельефных, горельефных, скульптурных, сделанных из различных материалов, в том числе металлических, применялось с древнейших времен путем наклеивания тонких листочков серебра, меди, золота. По утверждению А. Лукаса, в Древнем Египте это делали двумя способами.
1. Тонкий лист металла наковывали на другой металл. С технической точки зрения, осуществить плакирование таким способом весьма проблематично. Только одной ковкой скрепить тонкий лист металла с другим металлом, по-моему, вряд ли возможно. Скорее всего, здесь допущена ошибка или неточность в описании метода.
2. Фольга прикреплялась каким-то связующим веществом, вероятно, камедью или клеем, которое при анализе всегда растворяется в воде [Лукас, 1958. С. 361].
О том, как это делалось, есть сведения в письменных источниках. «На мрамор и на все то, что нельзя раскалять, золото накладывают с помощью яичного желтка, на дерево - с помощью определенного состава клея, который называют левкофором» Плиний, XXXIII, 64]. О приклеивании тонких золо-ых и серебряных листочков на смазанное яичным белком место говорят и другие авторы [Витрувий, III, III, 5; Марцеллин, XIV, 6, 7; Теофил, I, 24]. В отличие от инкрустированных вещей, глубина ложных ячеек под наклеенными накладками уже не беспорядочная. Теперь они находятся на одной плоскости, соответствующей конфигурации поверхности плакированного предмета.
Резка. Когда из листового металла на дереве или другой пластичной опоре ножом вырезают узкую полоску, то под нажимом лезвия края полоски прогибаются. Такие детали с изогнутым профилем есть на декоре аржанской секиры, филипповского меча [Яблонский и др., 2011. С. 242-246; Минасян. Металлообработка. (в печати)], даже на знаменитых древнегреческих золотых серьгах из Феодосии (ГЭ, инв. № Ф. 1, 2). В процессе коррозии железа под наклеенными полосками с вогнутыми краями образу-
ются выпуклые ячейки, что и было отмечено: «Форма углублений на железе, сделанных под инкрустацию, прослеживается на внутренней поверхности золотой инкрустации» [Трейстер и др., 2012. С. 103].
По наличию технических признаков на железных предметах, изготовленных в прежние времена, можно точно определить, какими из рассмотренных в данной работе методов они были декорированы. Инкрустированные м еталлические вставки деформируются ковкой. При этом металл растягивается и принимает форму ячейки, зеркально копируя особенности ее поверхности. Накладки, наклеенные на плоские предметы, не деформируются, а наклеенные на объемные и рельефные предметы, деформируются только изгибами. При этом площадь накладок остается неизменной и на них сохраняются фактура поверхности листа, из которого их вырезали, и следы кроя.
Помимо изделий, здесь рассмотренных, есть другие плакированные вещи скифского и сарматского времени. К ним, конечно, относятся все железные вещи, найденные в могильнике Филипповка-1. В Казахстане, в могильнике Южный Тагискен, найден меч V в. до н.э. с золотыми накладками2. На накладке клинка глубокими линиями нарисована пара волков. На краях пластины нет следов прикрепления ее к железу. Рукоять на лицевой и оборотной стороне украшена перемежающими золотыми и серебряными полосками. Судя по частоте полосок, разнице в их ширине, отсутствию перегородок между пластинами, они были наклеены на железо [Im Zeichen., 2007. S. 172].
В Казахстане, в кургане Иссык (V-IV вв. до н.э.), найдены железные кинжал и меч, декорированные золотом. Судя по рисунку и краям на золотых фигурках животных на навершии и перекрестии кинжала, они были вырезаны из листа и наклеены на железо. С золотой узкой пластиной на клинке меча с рельефными изображениями животных дело обстоит сложнее. Края пластины зубчатые, рваные и слегка отогнуты вниз. Такие края на пластинах могли получиться в случае, если их зажали в канавках, прорезанных в железе. Очевидно, на клинке прорубили две щели, в них заправили края пластины и прибили к золоту железо. Такой более совершенный метод плакирования тоже применялся в древности. В накладке есть прорези, предназначенные дли вставок, очевидно, бирюзовых, какие есть на скифских и сарматских вещах. Плохое качество опубликованных фотографий не позволяет точно определить способ декорирования оружия из кургана Иссык [Акишев, 1978. Табл. 23-24]. Наверняка, оно тоже не инкрустировано.
В Зубовском хуторе (Краснодарский край), в кургане 1 был найден железный меч с обломанным клинком I в. до н.э. - I в. н.э. В описании сказано, что перекрестие и навершие у него «.. .инкрустиро-
2 ИтинаМ.А., Яблонский Л. Т. Саки Нижней Сырдарьи (по материалам могильника Южный Таискен). М.: Росспэн, 1997. Рис. 44. - Прим.ред.
вано узкими золотыми полосками в технике насечки» [Золотые олени. Кат. 146. С. 162]. Однако на оборотной стороне отставших от основы деталей декора видна гладкая поверхность, сформированная еще при изготовлении листа, из которого выкраивались эти детали с заусенцами на краях. Это свидетельствует о том, что ажурный декор на зубовском мече тоже был наклеен на отшлифованную поверхность (рис. 2).
Таким образом, можно утверждать, что железные вещи скифского и сарматского времени не инкрустировались. Золотые и серебряные пластины наклеивали на поверхность готовых изделий, вырезали на них сложной конфигурации ажурные изображения, лишние кусочки удаляли. В настоящее время покрытие на таких изделиях удерживается окислами, прикипевшими к накладкам и заполнившими щели ажурных прорезей. Под пластинами, выпавшими со своих мест, находятся гладкие ложные ячейки-отпечатки, которые ошибочно принимают за гнезда, вырезанные в железе.
Плакирование является одними из древнейших видов декоративного оформления вещей. Этот метод занимает определенное место в истории техники и подмена его инкрустацией - способом гораздо более сложным в исполнении и более поздним, нарушает линию развития металлообработки. Большое количество диагностических ошибок, встречающихся в археологической литературе, дефицит достоверной технической информации и преждевременное внедрение в древнее производство технических новаций препятствуют реконструкции истории металлообработки на различных территориях Старого и Нового Света.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АкишевК.А. Курган Иссык. Л.: Искусство, 1978. 142 с.
Аржан. Источник в Долине царей. СПб.: Славия, 2004. 63 с.
Бантиков А. И. Реставрация, реконструкция и научно-техническая экспертиза находок из Филипповских курганов // Золотые олени Евразии / Ред. О.А. Федосеенко. СПб.: Славия, 2001. С. 54-61.
Бранденбург Н. Е. Курганы Южного Приладожья / МАР. Вып. 18. СПб.: Главное управление Уделов, 1985. 156 с.
Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1975. 379 с.
Витрувий. Десять книг об архитектуре / Перевод Ф.А. Петровского. Под ред. А.Г. Габричевского. М: Архитектура, 2006. 327 с.
Галанина Л.К. Келермесские курганы. М.: Eurasien-Abteilung des Deutschen ÄrchAologischen Instituts, 1997. 269 с.
Золотые олени Евразии / Ред. О.А. Федосеенко. СПб.: Славия, 2001. 247 с.
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Ред. Н.А. Фигуровский. М.: Иностранная литература, 1958. 747 с.
Марцеллин. Римская история / Перевод с латинского Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни. СПб.: Алетейя, 2000. 576 с.
Минасян Р. С. Секреты скифских ювелиров // Аржан. Источник в Долине Царей. СПб. : Славия, 2004. С. 40-44.
Минасян Р. С. Металлообработка в древности и средневековье (в печати).
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Перевод с латинского, предисловие и примечания Г. А. Таро-няна. Ред. Ю.К. Колосовская. М.: Ладомир, 1994. 941 с.
Теофил. Записка о разных искусствах / Перевод с латыни и немецкого А.А. Морозовым и С.Е. Октябревой. Редакция В.В. Филатова // Сообщения ВЦНИЛКР. Вып. 7. М.: Министерство культуры СССР, 1963. С. 66-184.
Трейстер М.Ю., Шемаханская М.С., Яблонский Л. Т. Комплексы с предметами ахеменидского круга могильника Филипповка-I // Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье. Т. 2. 2012. С. 84-156.
Чугунов К.В. Аржан-источник // Аржан. Источник в Долине царей. СПб.: Славия, 2004. С. 10-39.
Эпоха Меровингов. Европа без границ. Staatliche Museen zu Berlin, 2007. 591 с.
Яблонский Л.Т., Рукавишникова И.В., Шемаханская М.С. «Золотой» меч из царского кургана № 4 могильника Филипповка 1 // ВДИ. № 4. 2011. С. 219-250.
Armbruster B.R. Technische Beobachtungen // Cugunov K.V., Parzinger H., Nagler A. Der Goldschatz. Schirmer. Mosel, 2006. S. 113-137.
Armbruster B.R. Die Goldschmiedetechnik von Arzan 2 // Im Zeichen des Goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München, B., L., N.Y. 2007. S. 95-99.
Gold und Jade. Kunsthalle Leoben. Ausstellungskatalog. Wien, 2007. 221 p.
Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München, B., L., N.Y. 2007. S. 95-99.
L 'ог des Sarmates. Entre l'Asie et l'Europe. Nomades des steppes dans l'Antiquité. Abbaye de Daoulas, 1995. 140 s.
Parzinger H., Nagler A. Die Goldschmiedetechnik von Arzan 2 // Im Zeichen des Goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München, B., L., N.Y. 2007. S. 63-84.
Tejral J. Römisch-germanisch bis zum Tod. Das Königrab von Musov // 2000jahr Varusschlacht Konflikt. Stuttgart, 2009. S. 126-130.
Yablonsky L. T. Rukavishnikova I. V., Shemakhan-skaya M.S. L' épée dorée de Filippovka // Archéologia. № 494 -Décembre, 2011. Р. 50-57.