Научная статья на тему 'Золотоордынский Солхат-Крым в восточных средневековых письменных источниках'

Золотоордынский Солхат-Крым в восточных средневековых письменных источниках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТАЯ ОРДА / GOLDEN HORDE / СОЛХАТ-КРЫМ / АРАБСКИЕ И ПЕРСИДСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / MEDIEVAL ARAB AND PERSIAN SOURCES / РАШИД-АД-ДИН / ИБН БАТУТТА / IBN BATUTTA / ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ / EVLIYA ÇELEBI / SOLKHAT CRIMEA / RASHID AD-DIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сейдалиев Э.И.

Источниковедение Золотой Орды -очень актуальная и достаточно разработанная тема. При этом следует отметить, что проблема исследования городов Золотой Ордыодна из наиболее важных в современной медиевистике. Источники по истории золотоордынских городов и поселений достаточно обширны и широко известны. К таковым относятся: археологические, нумизматические, эпиграфические, изобразительные, и одни из самых важных письменные. Солхат-Крым столица золотоордынского Крыма -неоднократно становилася объектом исследований. На данном этапе особенно актуальным нам представляется анализ письменных источников. Письменные источники по истории Солхата делятся на западные (записки европейских путешественников, итальянские финансовые документы и т. д.), русские, собственно золотоордынские и эпохи Крымского ханства и наконец восточные (записки арабских, персидских и турецких путешественников, хроники, летописи и т.д.). Восточные путешественники уделяли внимание разным аспектам истории и культуры Солхата-Крыма, но в основном их интересовали объекты города, связанные с исламской культурой. В трудах летописцев в основном отражались общие сведения о золотоордынской столице Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solkhat Krym of the Golden Horde period in the eastern medieval written sources

The Golden Horde source study is very actual and worked out topic at present. But you should note that the problem of the Golden Horde cities and settlements study is one of the most important in modern Middle Ages study.The sources on the history of the Golden Horde cities and settlements are very widely developed and investigated.To them we can relate archeology,numismatic, epigraphic,graphic and, one of the most important, the written sources.Solkhat Krym is the capital of the Golden Horde Crimea and it not once has become the object of scientific research. At present it is very actual the analysis of its written sources. Those written sorces on the history of Solkhat are devided on to western ( notes of European travellers, Italian financial documents,etc.), Russian, Golden Horde itself and epoch of the Crimean Khanate, and finally, eastern ( the notes of Arabic, Percian,and Turkish travellers, chronicles and manuscripts,etc.) Eastern travellers paid attention to different aspects of history and culture of Solkhat Krym, but they were mainly interested in places, connected with Islam culture. In works of chronicals it was mainly given the common knowledge about the Golden Horde capital of the Crimea.

Текст научной работы на тему «Золотоордынский Солхат-Крым в восточных средневековых письменных источниках»

Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 2 (68), № 4. 2016 г. С. 88-96.

УДК 904.18 (477.75)

ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ СОЛХАТ-КРЫМ В ВОСТОЧНЫХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ

Сейдалиев Э. И.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан,

Симферополь, Российская Федерация E-maihcodexcummanicus@gmail.com

Источниковедение Золотой Орды - очень актуальная и достаточно разработанная тема. При этом следует отметить, что проблема исследования городов Золотой Орды - одна из наиболее важных в современной медиевистике. Источники по истории золотоордынских городов и поселений достаточно обширны и широко известны. К таковым относятся: археологические, нумизматические, эпиграфические, изобразительные, и одни из самых важных - письменные. Солхат-Крым - столица золотоордынского Крыма - неоднократно становилася объектом исследований. На данном этапе особенно актуальным нам представляется анализ письменных источников. Письменные источники по истории Солхата делятся на западные (записки европейских путешественников, итальянские финансовые документы и т. д.), русские, собственно золотоордынские и эпохи Крымского ханства и наконец восточные (записки арабских, персидских и турецких путешественников, хроники, летописи и т. д.). Восточные путешественники уделяли внимание разным аспектам истории и культуры Солхата-Крыма, но в основном их интересовали объекты города, связанные с исламской культурой. В трудах летописцев в основном отражались общие сведения о золотоордынской столице Крыма.

Ключевые слова: Золотая Орда, Солхат-Крым, арабские и персидские средневековые источники, Рашид-ад-Дин, Ибн Батутта, Эвлия Челеби.

Проблема исследования золотоордынских городов всегда стояла достаточно остро. Не исключением в этом случае был и остается средневековый Солхат (современный Старый Крым) - столичный центр Крымского юрта Улуса Джучи. Большинство исследований по истории этого города сосредоточено вокруг археологических источников, хотя и они в полной мере на данном этапе не опубликованы, а поэтому не могут дать достаточно полную картину истории возникновения и развития города. В то же время исследователи обращались и к письменным источникам, пусть и скудно, но раскрывающим отдельные аспекты истории некоторых памятников городища. В данной работе мы ставим себе целью рассмотреть, какое же место занимал средневековый Солхат в средневековых письменных источниках. Детальный анализ этих источников в рамках данной статьи невозможен, но осветить отдельные аспекты, касающиеся описания Старого Крыма, мы постараемся. Следует отметить, что комплексных исследований по источниковой базе истории Старого Крыма нет. Библиография проблемы систематизирована в указателе профессора А. А. Непомнящего [10]. Д. А. Ломакин в ряде статей и в своей монографии достаточно детально рассматривает историю исследования средневековых мусульманских памятников Старого Крыма, акцентирует внимание на письменных и картографических источниках. Так, автор выделяет: «записки путешественников, научные труды по изучению объектов культурного наследия города, делопроизводственная документация (акты, отчеты, текущая служебная

переписка, докладные и объяснительные записки), документы личного происхождения (частная переписка), изобразительные источники (живопись, графика, фотоматериалы)». Но наиболее ранними письменными источниками в труде Д. А. Ломакина стали записки путешественников, посещавших Крым в конце XVIII-XIX вв. Приблизительно этим же временем датируются изобразительные и картографические источники, приведенные автором [8]. Материалы археологических раскопок неоднократно приводятся в работах М. Г. Крамаровского, а также в монографии А. В. Гаврилова и В. В. Майко [2]. Практически без внимания остаются средневековые письменные источники, которые существенно могут дополнить данные археологии. Попытка анализа строительной истории Таврики в.п. XIII - т.ч. XV вв., основанная на «различного рода источниках», предпринята В. П. Кирилко. Но и эта публикация рассматривает лишь часть истории Солхата, а именно раскрывает ряд изменений в архитектурном облике города [3]. И пусть это далеко не полная историография по источниковой базе Солхата, но необходимость максимально полного анализа средневековых письменных источников по истории золотоордынской столицы Крыма давно назрела. Хронологические рамки статьи ограничиваются серединой XIII в. - приблизительным временем основания города -и 60-ми гг. XVII в. - временем, когда Крым посетил автор последнего значительного описания средневекового Крыма - турецкий путешественник Эвлия Челеби [15]. В данной работе мы ограничились лишь арабскими, персидскими и одним турецким источником ввиду достаточно обширного количества письменных источников о Солхате вообще. Отдельно следует разобрать источники европейские, армянские и т. д., но они заслуживают отдельного анализа.

Секретарь египетского султана Эльмелика Эззахыра Бейбарса Ибн-Абдез-Захыр составил подробную биографию своего правителя. В. Г. Тизенгаузен приводит перевод этого сочинения из неполной рукописи из Британского музея. В этом отрывке также содержатся сведения о золотоордынской столице Крыма: «... (здесь) встретил их правитель этого края в местечке Крым, которое населяют люди разных наций, как-то: Кипчаки, Русские и Аланы. Переезд от берега до этой деревни (продолжается) один день. Из Крыма в один день доехали до степи, где застали начальника десяти тысяч всадников, управлявшего этим краем» [13, с. 63]. В этом отрывке говорится о прибытии на полуостров посольства египетского султана к хану Берке, относится это событие к 1263 г. В. А. Сидоренко конкретизирует эту дату до времени «не ранее начала осени 1263 г.» [12, с. 87]. В. Г. Тизенгаузен в переводе называет Крым «местечком» и «деревней», что может свидетельствовать о сравнительно недавнем возникновении поселения [13, с. 63]. Виллем Рубрук, бывший в Крыму 10 годами раньше египетского посольства, вовсе не приводит описания Солхата-Крыма, следовательно, его еще не было. Хотя В. А. Сидоренко считает, что христианского миссионера «не интересовал мусульманский центр Крыма», а следовательно, Рубрук просто проигнорировал Солхат [12, с. 87-88]. Справедливости ради отметим, что вряд ли для 50-х гг. XIII в. Солхат-Крым можно считать мусульманским центром Крыма. Так или иначе, в сочинении секретаря египетского султана Крым предстает еще небольшим поселением, вероятно, основанным между 1253 и 1263 гг. М. Г. Крамаровский полагает, что под топонимом «Крым» на

89

монетном чекане подразумевалась область, а не сам город. Нумизматы же считают, что монеты с крымским чеканом от имени наместников ордынских появляются с 1257 года [4, с. 167].

К одному из наиболее ранних известных нам источников, в которых упоминается Солхат, следует отнести также труд персидского автора Рашид-ад-Дина - «Джами-ат-Таварих». Как отмечают специалисты, персидские источники в целом дают очень мало информации о внутренней жизни Золотой Орды и в частности о Крыме, рассматривая Улус Джучи как врага Хулагидского Ирана [14, с. 4]. Впервые Рашид-ад-Дин упоминает о г. Крым в контексте похода сюда эмира Ногая и пишет, что город был опустошен, а население было взято в плен, но потом отпущено по просьбе остальных жителей [14, с. 71]. Далее он пишет, что к хану Берке, когда он с войском прибыл в к Стамбулу, привели Изз-ад-дина Кейкавуса, которому «отдали ... во владение город Крым, и там он и остался» [14, с. 73].

Арабский автор XIV в. Аль-Муфаддаль практически полностью повторяет сведения Ибн-Абдез-Захыра о египетском посольстве к Берке, упоминали в дополнение имена правителей, которые встречали послов в Крыму: правитель края Таюк (Табук) и начальник десяти тысяч воинов Тукбуга. В. Г. Тизенгаузен считал, что Аль-Муфаддаль пользовался сведениями из более ранних сочинений, в том числе Ибн-Абдез-Захыра [13, с. 176, 192].

В анонимной «Биографии Эльмелика-Эннасыра» упоминается некий Сейфеддин Солгат, прибывший из Крыма и посещавший Мекку. Автор называет его зятем Мелик-Темира, наместника Крыма. Событие это происходит в 1341 году [13, с. 269].

Одним из наиболее блестящих произведений, в котором упоминается Солхат-Крым, бесспорно, является книга «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий», записанная со слов марокканского путешественника Ибн Батутты. Известно, что Ибн Батутта родился в Танжере и, вероятно, получил классическое мусульманское образование. Совершив несколько хаджей в Мекку, после каждого из которых он предпринимал путешествия по соседним областям и странам, путешественник в 1333 г. посетил и Крымский полуостров, яркое описание которого и оставил в своей книге [7, с. 206; 11, с. 19-20]. Первым городом, который марокканец посетил в Крыму, стала Керчь, после которой путешественник отбыл в Каффу. Через день Ибн Батутта со спутниками отбывает на нанятой телеге в город «Кирам». Путешественник описывает его как город «большой и красивый, из владений султана великого Мухаммеда Узбекхана». Наместником в городе в то время был поставлен Тулук-Тимур. По сообщению арабского путешественника, он остановился в городе в монастыре (вероятно, суфийской обители), шейхом в котором был выходец из Ирана, некий Эльхорасани, который и оказал путникам радушный прием. Судя по всему, этот шейх пользовался в городе большим авторитетом, поскольку к нему на поклон приходили кадии, хатыбы и правоведы. Ибн Батутта приводит список знатных мусульманских жителей города, с которыми ему удалось увидеться, в том числе приводит сведения об имаме соборной мечети Эльмелика-Эннасыра (т. н. «мечеть Бейбарса») Абу Бакре Каландаре [14, с. 280-281]. Мечеть была построена по повелению и на средства египетского султана Аль-Мансур Сайфуддин Калаун аль-Альфи, к сожалению, на данном этапе определить ее

90

местоположение в топографии средневекового города не представляется возможным [7, с. 23]. Сведения об этом ученом-богослове приводит и Ахмед Эфляки [9, с. 127]. Учитывая, что Абу Бакр Каландар был имамом такой значительной мечети Солхата, можно сделать вывод о его принадлежности к близкому кругу людей при хане Узбеке. Как ученый и религиозный деятель Абу Бакр был, скорее всего, очень известен и почитаем. Его авторству принадлежит пятитомное богословское сочинение «Каландар-наме», написанное на персидском языке и, скорее всего, в Солхате (о чем и сообщает нам автор). В рукописи Абу Бакр также приводит сведения и о себе, так, мы узнаем что он был выходцем из Анатолии, из города Аксарай в современной Турции [9, с. 127]. Рукопись «Каландар-наме» с 1966 года хранилась в архиве Института востоковедения имени Абу Райхана Бируни в Узбекистане и в данный момент вводится в научный оборот сотрудниками Института истории имени Шигабутдина Марджани АН Республики Татарстан [9, с. 126]. Среди примечательных людей Солхата Ибн Батутта также упоминает некоего христианского монаха, живущего за чертою города в монастыре, марокканец сожалеет, что не посетил его. К сожалению, неизвестно, какую именно обитель имел ввиду арабский путешественник: армянский монастырь Сурб Хач, расположенный к юго-западу от Старого Крыма, или другой, еще неизвестный нам по археологическим данным. Странным кажется тот факт, что Ибн Батутта, упоминая о мечети египетского султана и христианском монастыре в округе города, совершенно обходит вниманием другие архитектурные доминанты Солхата - мечеть хана Узбека, которая уже существовала тогда, и медресе, построенное Инджи-бек Хатун, женой правителя Крыма в 1332/1333 г. [7, с. 206]. В отношении медресе вполне вероятен факт, что на момент визита путешественника из Танжера оно еще не было построено (или завершено). После приема у Тулук-Тимура Ибн Батутта, купив «телеги», отправился с правителем в столичный Сарай.

Нам неизвестны более поздние письменные источники арабского и персидского происхождения, в которых бы упоминался средневековый Солхат-Крым, в дальнейшем на страницах восточных рукописей мы видим его у турецкого путешественника Эвлии Челеби. Как и предыдущий автор, он неоднократно совершал путешествия, и так же, как путешественник из Танжера, оставил после себя очень яркие путевые заметки, получившие название «Книги путешествия». Эвлия Челеби родился в Стамбуле в 1611 г. Первое путешествие совершил в 1640 г. и уже в 1641, после участия в осаде Азова османскими войсками, через Крым вернулся в Стамбул. В Крыму турецкий путешественник побывал также в 1666-1667 гг. И хотя последние годы жизни, скорее всего были посвящены написанию сочинения, но «Книга путешествия» так и не была завершена [15, с. 5-10]. Разные исследватели по-разному оценивают и саму «Книгу», и сведения, приводимые в ней. Несмотря на то, что в сочинении Эвлии Челеби много легенд, фантастических вымыслов, неточностей в цифрах, следует отметить, что ряд сведений все же заслуживает доверия, а надписи (тарихи) на зданиях и фонтанах он приводит достаточно точно. Большой раздел в «Книге путешествия» посвящен Солхату. Эвлия Челеби называет его «Эски Кырым» [15, с. 160]. Сочинение османского путешественника примечательно еще тем, что в нем автор приводит свою версию происхождения

91

названия города. По его мнению, город изначально назвали «Карым-керман» - что можно перевести как «разбой» - и основали его именно в том месте, где был ограблен «сын падишаха Узбека» [15, с. 161]. Турецкий автор приводит описание расположения крепости, описывает длину крепостных стен, перечисляет городские постройки, лавки, источники и фонтаны, городские кварталы, сады и т. д. По мнению Эвлии Челеби, расстояние от одного края города до другого составляет один день пути. Описывая былое великолепие Солхата, Челеби сравнивает его с крупнейшими городами средневековья: Каиром, Конией, Парижем и другими. При этом он отмечает, что это великолепие наблюдалось и в его дни, но теперь «Этот большой и великий город пребывает в разрушении» [15, с. 162-163].

По мнению Эвлии Челеби, длина оборонительных укреплений города составляла 17000 шагов, что соизмеримо с длиной стен на плане Солхата, составленного в 1783 г. русским военным топографом И. Лютовым [5, с. 385; 15, с. 162]. Стены были сложены из отесанного и отполированного камня, эти данные были подтверждены в результате археологических раскопок, проводимых на городище Государственным Эрмитажем [5, с. 385]. Таким образом, мы видим, что в этом случае данные турецкого автора объективны, хотя приводимая тут же его версия разрушения города связывается с абсолютно легендарными событиями [15, с. 163-164]. Далее автор приводит описания тех объектов, которые он застал в Старом Крыму, и хотя ранее он приводил достаточно фантастичные цифры (так, михрабов - мечетей - сто, тысяча бань, сорок тысяч лавок [15, с. 162]), то теперь цифры и данные более точные. Челеби приводит данные о двух соборных мечетях и трех квартальных, одной бане, двух текие, двух медресе. Также он называет «четыре мусульманских квартала, один иудейский квартал, пять греческих и армянских неверных». Домов в городе он насчитывает всего пятьсот, и, кроме этого, «сады, виноградники, луга и поля» [15, с. 164-167]. В отличие от Ибн Батутты, османский путешественник, приводит данные в первую очередь о мечети хана Узбека, приводя две надписи на ней: основную надпись над порталом - о строительстве мечети при хане Узбеке, и вторую над минбаром - о строительстве минбара крымским ханом Менгли Гераем в 1512/1513 г. [15, с. 167]. Эвлия Челеби описывает мечеть, и хотя данные его не совсем точны (в мечети шесть колонн, а не четыре, длина и ширина меньше приводимых автором), тем не менее речь идет именно о сохранившейся до наших дней мечети Узбека. Тем более, далее турецкий путешественник приводит «перед михрабом этой мечети» над дверью медресе Инджи-бек Хатун следующую надпись, а именно о строительстве медресе в 1332/1333 г. Двери медресе (вероятно, имея ввиду и портал), Эвлия Челеби называет «огромными», «разукрашенными и отделанными» [15, с. 167], что соответствует сохранившимся до наших дней изображениями портала медресе, на рисунках маслом и акварелью русского художника М. М. Иванова и французского акварелиста Ж. Б. де ла Траверсе, относящихся ко второй половине XVIII в [7, с. 214]. Здание медресе было не единственным проявлением благотворительности от знатных женщин Солхата, следующий тарих, приводимый Челеби, относится к текие Тахир-бея, построенного Бай Буглы Хатун - внучкой Кутлуг Тимура - в 1396 году [15, с. 168; 7, с. 206]. По мнению М. Г. Крамаровского, позже текие было перестроено в мечеть, сейчас известную как Куршун-джами - «Свинцовая мечеть». Руины этого строения

92

также сохранились до наших дней в восточной части городища. Рядом с текие Эвлия Челеби располагает квартальную мечеть шейха Али эль-Бекри, дата, приведенная в тарихе, соответствует 1421/1422 году [15, с. 168].

Мечеть описана в книге как большая и крытая красной черепицей с огромным куполом. Единственная известная на данный момент купольная мечеть в Старом Крыму - это как раз Куршун-джами. Далее приводится описание мечети около Кафинских ворот города - мечети Шади Герай-хана, построенной в 1404/1405 г., мечети Хаджи Умара эль-Бухари, которая считается наиболее древней в Крыму, Эвлия Челеби приводит дату ее основания 1262/1263 г. Рядом с городским рынком располагалась мечеть Паша Хатун, датируемая 1362/1363 г., тут же, рядом с могилой святого Кемаль-Ата находился источник с надписью, содержащей дату - 1647 год [15, с. 168]. Далее в «Книге путешествия» вновь повторяется пассаж о бессчетных мечетях, банях, медресе и т. д. В том числе приводится еще одна легенда о строительстве т. н. «Мускусной мечети», развалины которой, возможно, фиксируются в центральной части города [8, с. 201-202]. Согласно сообщению Эвлии Челеби, в городе также находилось множество «зияретов» - мест поклонения мусульманским святым. Османский путешественник сообщает о местоположении некоторых из них, в том числе о зиярете Алемдар-султана, который располагался у ворот Эгри. Нам в данный момент неизвестно местоположение этих ворот. Известно, что по результатам археологических исследований 1925-1926 гг. среди находок каменных надмогильных камней О. Н. Акчокралы было обнаружено надгробие некоего Алемдара (знаменосца) ахи, датируемое 1375 г. Возможно, именно с этой эпитафией связан зиярет, упоминаемый турецким путешественником XVII века [1, с. 5, 11; 6, с.11; 14, с.170]. Как видим, основные сведения турецкого путешественника о городе сосредоточены вокруг мусульманских культовых сооружений.

Подводя итоги нашего анализа письменных источников восточных авторов, следует сделать вывод, что в первую очередь их интересовали сведения о городе, связанные с исламской культурой и религией. Наиболее подробными, без сомнений, являются описания путешественников, побывавших в Старом Крыму и оставивших свои воспоминания в виде сочинений и путевых заметок. Эти произведения могут использоваться в совокупности с данными других источников: археологических, нумизматических, эпиграфических и изобразительных. В то же время сведения придворных хронистов содержат лишь некоторые общие данные о расположении города и могут быть использованы лишь в качестве в дополнении к основным. Как правило, они компилируют сведения своих предшественников. Вне внимания исследователей до сих пор остаются собственные крымские источники эпохи Золотой Орды и Крымского ханства. К сожалению, большинство из них до сих пор не введено в научный оборот отчасти из-за недоступности, отчасти из-за недостаточного количества специалистов по данной проблематике. Лишь с недавнего времени этот процесс активизировался [9]. Как бы то ни было, исследования источников о золотоордынской столице Крыма все еще актуальны и могут привнести новые сведения об истории, культуре, экономике, топографии и других аспектах жизни населения средневекового Солхата-Крыма.

Список использованных источников и литературы

93

1. Акчокраклы О. Старокрымские и отузские надписи XIII-XIV вв. // ИТОИАЭ. Т.1(58). 1927. С. 5-17.

Akchokrakly O. Starokrymskie i otuzskie nadpisi XIII-XIV vv. // ITOIAE. T.1(58). 1927. S. 5-17.

2. Гаврилов А. В., Майко В. В. Средневековое городище Солхат-Крым (материалы к археологической карте города Старый Крым). Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. 212 с.

Gavrilov A. V. Maiko V. V. Srednevekovoe gorodishche Solkhat-Krym (materialy k arkheologicheskoi karte goroda Staryi Krym). Simferopol': Biznes-Inform, 2014. 212 s.

3. Кирилко В. П. Строительная летопись Таврики второй половины XIII -третьей четверти XV веков // История и археология Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. Вып. 1. С. 406-434.

Kirilko V. P. Stroitel'naya letopis' Tavriki vtoroi poloviny XIII-tret'ei chetverti XV vekov // Istoriya i arkheologiya Kryma. Simferopol': Biznes-Inform, 2014. Vyp. 1. S.406-434.

4. Крамаровский М. Г. К идентификации «мечети Бейбарса» в Солхате // Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции IV научные чтения памяти У. Боданинского (Бахчисарай, 17-19 окт. 2012 г.). Бахчисарай, 2012. С. 22-23.

Kramarovskii M. G. K identifikatsii «mecheti Beibarsa» v Solkhate // Tezisy dokladov i soobshchenii mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii IV nauchnye chteniya pamyati U. Bodaninskogo (Bakhchisarai, 17-19 okt. 2012 g.). Bakhchisarai, 2012. S. 22-23.

5. Крамаровский М. Г., Сейдалиев Э. И. Крепостные стены Солхата-Крыма (опыт археологического исследования) // Труды IV (XX) Всероссииского археологического съезда в Казани. Казань: Отечество, 2014. Т. 2. С. 384-387.

Kramarovskii M. G. Seidaliev E. I. Krepostnye steny Solkhata-Kryma (opyt arkheologicheskogo issledovaniya) // Trudy IV (XX) Vserossiiskogo arkheologicheskogo s"ezda v Kazani. Kazan': Otechestvo, 2014. T. 2. S. 384-387.

6. Крамаровский М. Г. Крым и Румский султанат во 2-й половине XIII-XIV вв. // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию мечети хана Узбека, Симферополь, 14-18 окт. 2014 г. Симферополь, 2014. С. 5-17.

Kramarovskii M. G. Krym i Rumskii sultanat vo 2-i polovine XIII-XIV vv. // Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 700-letiyu mecheti khana Uzbeka, Simferopol', 14-18 okt. 2014 g. Simferopol', 2014. S. 5-17.

7. Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: Евразия, 2012. 496 с.

Kramarovskii M.G. Chelovek srednevekovoi ulitsy. Zolotaya Orda. VIzantiya. Italiya. SPb.: «Evraziya», 2012. 496 s.

8. Ломакин Д. А. Мусульманские памятники Старого Крыма XIII-XV вв.: история изучения, современное состояние / под ред. А. А. Непомнящего. Симферополь: Соло-Рич, 2015. 240 с.- (Серия: Биобиблиография крымоведения; вып. 24).

Lomakin D. A. Musul'manskie pamyatniki Starogo Kryma XIII - XV vv.: istoriya izucheniya, sovremennoe sostoyanie. Simferopol': Solo-Rich, 2015. 240 s.

94

9. Миргалеев И. М. Сочинение Абу Бакра Каландара Руми «Каландар-наме» // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию мечети хана Узбека, Симферополь, 14-18 октября 2014 г. Симферополь, 2014. С.126-132.

Mirgaleev I. M. Sochinenie Abu Bakra Kalandara Rumi «Kalandar-name» // Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 700-letiyu mecheti khana Uzbeka, Simferopol', 14-18 oktyabrya 2014 g. Simferopol', 2014. S. 126-132.

10.Непомнящий А. А. История и этнография народов Крыма: библиография и архивы (1921-1945). Симферополь: Антиква, 2015. 936 с. (Серии: «Крым в истории, культуре и экономике России»; «Биобиблиография крымоведения»; вып. 25).

Nepomnyashchii A. A. Istoriya i etnografiya narodov Kryma: bibliografiya i arkhivy (1921-1945).- Simferopol': Antikva, 2015.- 936 s.- (Serii: «Krym v istorii, kul'ture i ekonomike Rossii»; «Biobibliografiya krymovedeniya»; vyp. 25).

11.Притула Д. А. Странствия Ибн Батутты: реальность и фикция // «Подарок созерцающим»: странствия Ибн Батутты: каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 19-26.

Pritula D. A. Stranstviya Ibn Batutty: real'nost' i fiktsiya // «Podarok sozertsayushchim»: stranstviya Ibn Batutty: katalog vystavki. SPb.: Izd-vo Gos. Ermitazha, 2015. S.19-26.

12.Сидоренко В. А. Из исторической топографии предыстории Крымского ханства // XEPEQNOE ©ЕМАТА: империя и полис // Материалы научной коференции. УШ-й Международный Византийский Семинар (Севастополь -Херсонес, 30.05-04.06.2016). Севастополь, 2016. C. 87-90.

Sidorenko У. A. Iz istoricheskoi topografii predystorii Krymskogo khanstva // XEPEQNOE ©ЕМАТА: imperiya i polis // Materialy nauchnoi koferentsii. VIII-i Mezhdunarodnyi Vizantiiskii Seminar (Sevastopol' - Khersones 30.05 - 04.06.2016). Sevastopol', 2016. C. 87-90.

13.Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб.: Типография имп. Академии наук, 1884. 563 с.

Tizengauzen У. G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoi Ordy.T.1. SPb.: Tipografiya imp. Akademii nauk, 1884. 563 s.

14.Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. 308 с.

Tizengauzen У. G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoi Ordy. T. 2. M.; L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1941. 308 s.

15.Эвлия Челеби. Книга путешествия: Крым и сопредельные области (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Симферополь: ДОЛЯ, 2008. 282 с.

Evliya Chelebi. Kniga puteshestviya: Krym i sopredel'nye oblasti (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka). Simferopol': DOLYa, 2008. 282 s.

Seydaliev E.I. Solkhat Krym of the Golden Horde period in the eastern medieval written sources.

95

The Golden Horde source study is very actual and worked out topic at present. But you should note that the problem of the Golden Horde cities and settlements study is one of the most important in modern Middle Ages study.The sources on the history of the Golden Horde cities and settlements are very widely developed and investigated.To them we can relate archeology,numismatic, epigraphic,graphic and, one of the most important, the written sources.Solkhat Krym is the capital of the Golden Horde Crimea and it not once has become the object of scientific research. At present it is very actual the analysis of its written sources. Those written sorces on the history of Solkhat are devided on to western ( notes of European travellers, Italian financial documents,etc.), Russian, Golden Horde itself and epoch of the Crimean Khanate, and finally, eastern ( the notes of Arabic, Percian,and Turkish travellers, chronicles and manuscripts,etc.)

Eastern travellers paid attention to different aspects of history and culture of Solkhat Krym, but they were mainly interested in places, connected with Islam culture. In works of chronicals it was mainly given the common knowledge about the Golden Horde capital of the Crimea.

Keywords: The Golden Horde, Solkhat Crimea, medieval Arab and Persian sources, Rashid ad-Din, Ibn Batutta, Evliya £elebi.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.