DOI: 10.17805/trudy.2022.5.12 СОЦИОЛОГИЯ
ЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ КОНТЕНТА ЖУРНАЛА «ИНДУИЗМ СЕГОДНЯ»
А.А. Алёшкина Московский гуманитарный университет
Аннотация: На основе данных контент-анализа материалов религиозного журнала «Индуизм сегодня» охарактеризован образовательный потенциал издания. Дана классификация знаний, представленных в анализируемом журнале.
Ключевые слова: информальное образование; образовательный потенциал журнала; религиозные журналы; знание
KNOWLEDGE IN THE STRUCTURE OF THE JOURNAL CONTENT
«HINDUISM TODAY»
A.A. Alyoshkina Moscow University for the Humanities
Abstract: Based on the data of the content analysis of the materials of the religious magazine «Hinduism Today», the educational potential of the publication is characterized. The classification of knowledge presented in the analyzed journal is given.
Keywords: informational education; educational potential of the journal; religious journals; knowledge
Обращение к теме образовательного потенциала журнала «Индуизм сегодня» обусловлено следующими аргументами. Во-первых, средства массовой информации - один из источников информального образования (Окерешко, 2015; Лискина, Паульзен, 2018). Во-вторых, религиозные СМИ в этом контексте практически не фигурируют как объект исследований и стоят «особняком» в силу специфического характера контента. Обзор научных статей по теме «Церковь и медиа» представила Е.Е. Жуковская в 2022 г. Автор называет исследования религиозных СМИ «узкоспециализированной нишей» и отмечает низкий интерес авторов к подобного рода исследованиям (Жуковская, 2022). С.В. Рязанова утверждает, что в России нет сформированного дискурса о религии. Из-за этого, используемая в публикациях СМИ (и в др. акторах) религиозная терминология, достаточно размыта для достижения объективного представления в них религиозных организаций (Рязанова, 2021: 101). В-третьих, в России отмечается интерес, особенно у молодёжи (помимо институционализированных мировых религий, таких как православие или ислам), к экзотическим для нашей страны восточным религиям, в том числе, к индуизму, к йоге, астрологии, что подтверждается наличием йога-центров и прочих услуг (Кублицкая, 2021).
Парадоксально, но появление журнала «Индуизм сегодня» в российском
медийном пространстве - следствие процессов вестернизации и глобализации. «Перекочевавшая» из Шри-Ланки в США индуистская (шиваитская) школа монистического теизма «шайва-сиддханта» (Гималайская академия, Кауаи Адхи-нам, Гавайи) в XX в. издавала индуистский журнал, который спустя почти 40 лет появляется и в России (Индуизм сегодня..., Электр. ресурс). Оригинальная версия журнала «Индуизм сегодня» (Hinduism today., Электр. ресурс) выпускается на английском языке в США с 1979 г.
Русскоязычный журнал «Индуизм сегодня» впервые вышел в свет в России в 2017 г., зарегистрирован как печатное средство массовой информации «Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» в 2018 г. (Федеральная служба., 2022). Издатель журнала в России и главный редактор - Динанатха Бодхисвами (Дмитрий Борзунов). В русскоязычном журнале публикуются переводы статей из оригинального англоязычного журнала, а также материалы российских авторов в разделе «Наша рубрика». Журнал структурирован по пяти тематическим разделам: «В мире», «Стиль жизни», «Краткие обзоры», «Взгляд», «Наша рубрика». Каждый раздел содержит в себе несколько рубрик, лишь часть из них — регулярные.
В анализе контента религиозного журнала «Индуизм сегодня» автором был использован опыт оценки образовательного потенциала литературно-художественного издания по исследованию Н.А. Селиверстовой «Информальное образование: результаты качественного исследования» (Селиверстова, 2019). Понимание различий религиозных журналов и литературно-художественных изданий как источников знаний определило выбор метода исследования - контент-анализ текста. Единицей измерения, как и в случае литературно-художественного издания, было определено знание. Исходными посылками при выявлении «знания» в тексте были следующие: «знание» отражает в виде некоего образа представление о мире, связанное с конкретной сферой человеческой жизни - культурной, исторической, мифологической и т.д. Это нечто, о чём можно было бы сказать «я знаю, что.» или «я не знал(а), что.» Если попытаться описать «знание» со стороны наблюдателя, а не участника (получателя знаний), то это нечто, что отражает конкретное явление человеческой реальности. Истинность и достоверность, а также вера в «знание» в этом случае не умаляют его значения. При освоении «знания» из СМИ или других источников читателем (получателем), оно имеет свойство изменять представления человека о мире, его поведение, ценности, подкреплять убеждённость в чём-то или изменять его мнение о чём-либо (Тайсина, 2022). Таким образом, выделяя знание в тексте религиозного СМИ, мы в первую очередь основываемся на потенциальных эффектах конкретного знания, если бы оно было присвоено читателем. В этом смысле мнения или рассуждения не могут быть причислены к знаниям, т.к. не отражают человеческую реальность в виде некоторого образа. Знание влияет на картину мира человека и может менять её: «оно выполняет именно функции знания: организует мировоззрение человека, его поступки - не только внешние, но и внутренние, -
поступки по отношению к самому себе (например, раскаяние как поступок)» (Моркина, 2008: 255).
Предварительный анализ контента журнала «Индуизм сегодня» определил основную группу знаний, выявленных в издании. Это научные, религиозные, мифологические и обыденные знания. Научные знания представлены историческими, культурологическими, лингвистическими, этнологическими, психологическими, философскими и географическими знаниями. Исторические знания - это факты прошлого: конкретные события с подробностями или без них (их хронология), представленные во взаимосвязи с настоящим (Линченко, 2009). Культурологические знания иллюстрируют содержательные аспекты значений культурных артефактов (в т.ч. литературных) или явлений той или иной страны, народа, общины, племени, семьи и т.п. Это знания о мире, представленные в образах, конструируемых человеком: «Тайна человеческого бытия в опыте культурной жизни не столько рационально объясняется, сколько интуитивно постигается -понимается» (Океанский, Червова, 2012: 48). Под лингвистическими знаниями понимаются факты о языке и его особенностях, языковых явлениях, возможных случаях словоупотребления (Смирнова, 2016). Этнологические знания иллюстрируют особенности этнической самоидентификации народа, их ценностей и традиций, сформированных в результате совместной деятельности, транслируемых сквозь поколения как «совокупность норм, стандартов, традиций, поддерживаемых массовым сознанием этноса в процессе коллективной жизнедеятельности его членов» (Кулешова, 2010: 36).
Знания о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах личности составляют группу психологических знаний (Ефимова, 2013). Философские - это знания о конкретных философских категориях, гипотезы о человеческом бытии, сущности явлений, ответов на «вечные вопросы». Основываются на теоретическом объяснении тех или иных феноменов. А.В. Ерах-тин называет главным отличительным признаком философии её «всеобщность», исходя из этого, философское знание - это знание о всеобщем (Ерахтин, 2016). К географическим знаниям, в контексте нашего исследования, относятся сведения о местонахождении тех или иных географических объектов, их названия и особенности. Мы объединяем все виды таких знаний под общим названием: «географические знания» в связи с необходимостью выделения всех видов знаний в контенте религиозного СМИ, а дробление географических знаний до отраслевых было бы нецелесообразным в условиях небольшого объёма исследуемых материалов. Поэтому, обращаясь к исследованию В.А. Горбанёва, мы соглашаемся с автором в том, что «география - это наука об окружающей среде» (Горбанёв, 2016) и относим к географическим знания, касающиеся окружающей среды.
Как уже упоминалось ранее, в нашем исследовании представлены религиозные, мифологические и обыденные знания. Знания о том, как правильно проводить тот или иной ритуал, как себя в вести в соответствии с правилами конкретной религиозной общности, как действовать в соответствии с религиозными
представлениями той или иной религии/конфессии и др. - это религиозные знания. Это правила и значения этих правил: «Иными словами, религиозное знание -это знание субъекта о том, как ему обращаться со своим внутренним миром, укрощать страсти, как распоряжаться собственной личностью (в религиозной терминологии - душой), сохраняя её целостность и дееспособность. Заметим, что речь здесь идёт именно о знании, а не о вере. Это знание о том, как веровать» (Моркина, 2008: 255).
Под мифологическими знаниями мы понимаем всё, что связано с описанием действительности через «оживление неодушевлённого», присвоением магических свойств объектам материального и нематериального миров. Это сюжетная основа тех или иных (в большей степени - религиозных) представлений человека о мире, которые в той или иной степени помогают в переживании экзистенцио-нальных проблем. В соответствии с этими знаниями человек регулирует свою духовную деятельность. Поэтому некоторые исследователи называют мифологические знания схемой, которая помогает принять (мифологическую) реальность того или иного явления и действовать в соответствии с ней (Розин, 2012).
Обыденные знания - это знания, полученные из собственного или чужого жизненного опыта. Они являются общеизвестными. Функция таких знаний в удовлетворении конкретных потребностей человека для облегчения его повседневной жизни: «...обыденное знание представляет собой фундаментальную основу и внутреннюю движущую силу теоретического познания, теоретический фундамент любой практической деятельности, а также ориентирует человека на традиционные формы познания и поведения» (Тельнова, Турбина, 2007: 5).
За единицу знания в настоящем исследовании принимались: законченная мысль (исходя из контекста) или отдельное слово/словосочетание; цитаты (если соответствовали характеристикам знаний); перечисления, если они объединены одним значением; изображения или фотографии, если даны с поясняющими комментариями и соответствовали характеристикам знаний; два или более изображений, относящихся к одному из видов знаний, которое дано в тексте статьи; перевод фрагментов каких-либо текстов, если их содержательная часть не содержит других видов знаний; описание мифологического сюжета, если дано как последовательное повествование. Особенность определения знаний состоит в том, что аюрведа относится к философии индуистской традиции, аюрведические сведения (о йоге, практиках) были отнесены к религиозным знаниям в тех случаях, когда были даны как руководство. За единицу счёта была принята статья.
Теоретическим контекстом предпринятого контент-анализа является понимание информального образования как непрерывного обучения (получения знания, освоения новых навыков) человека во всех сферах его жизни (Полякова, 2019). К отличительным характеристикам информального образования относятся: отсутствие целенаправленности обучения; спонтанный характер получения знаний; бессистемность обучения. Источниками такого образования могут быть друзья/коллеги/семья/интернет/СМИ и др.
Выборка контент-анализа материалов журнала «Индуизм сегодня» за 2020 г. составила 45 статей. Исследование проводилось по показателям: «тип авторства», «профессиональная принадлежность автора», «количество проблем в статье», «локальность проблем в статье», «стиль статьи», «типы суждений», «тональность по отношению», «вид знаний», «ссылки на авторитетные источники», «специальная лексика», «форма передачи», «жанр», «сведения о каких фактах».
На первом этапе исследования были зафиксированы описательные характеристики статей, выраженность которых иллюстрируется отношением числа характеристик в каждом из четырёх разделов к общему числу статей в выборке. На втором этапе были определены виды знаний, которые содержатся в материалах журнала, и операционализированы. Наличие тех или иных знаний выражено отношением числа видов знаний в каждом из четырёх разделов к общему числу знаний в выборке.
Материалы журнала «Индузим сегодня» за 2020 г., которые были проанализированы, распределены по тематическим разделам следующим образом:
1. Раздел «В мире» содержит в себе материалы об индуистских общинах и храмах (например, «Чтим общину дикшитаров - храмовых священников Чи-дамбарама»), искусстве (Священное искусство пхад), культуре (Музыкальный фестиваль в Ченнаи), а также репортажи (Гурукула - школа для священников XXI века в Бенгалуру), биографии (Отшельник, бывший врач, проживший в течение 50 лет в ледяных, труднодоступных предгорьях Гималаев в Непале) и др.
2. В разделе «Стиль жизни» размещены статьи, посвящённые вопросам веры (Совет молодёжи, которая считает себя «религиозной, но не духовной»), образе жизни (Почему коричневый рис полезнее, Волшебное царство сна), праздниках и фестивалях (Панчаганапати - «Индуистское рождество»), а также репортажи (Найти Шиву в Варанаси) и др.
3. Работы российских авторов включены в раздел «Наша рубрика», например, переводы (Н. Гордийчук. Перевод с тамильского 1-й главы Тирувасахам, Шива Пурана), индологические статьи (О.П. Вечерина. «Шайва Пратималакша-на» - шиваитская иконография), статьи главного редактора журнала (Б. Динанат-ха. Кумбхабхишека в Чидамбараме). В этом же разделе размещена авторская регулярная рубрика «Аюрведа» (С. Забашта. Как поддержать здоровье в весенний период) и др.
4. В разделе «Взгляд» в регулярных рубриках: статьи от главного редактора англоязычной версии журнала в рубрике «Стол издателя» (например, Четыре практических совета, как извлечь выгоды из работы на дому), фрагменты из священных индуистских текстов в рубрике «Из Упанишад» (например, Кто является брахманом?). Последняя регулярная рубрика в этом разделе - «По моему мнению» содержит в себе материалы по типу: Индуистский взгляд на богатство, Индуистский университет Америки в создании индуистского нарратива в системе образования и др.
5. Раздел «Краткие обзоры» представляет собой новостные колонки в начале журнала (Производство биоразлагаемых бутылок на растительной основе получает большую поддержку, Запрет коммерческого показа священных танцев на Бали) и описание электронных образовательных и др. ресурсов (Исследуйте Индию с помощью интернет-платформы «Google Arts & Culture», IndiaTales представляет красочный тур по 100 индуистским храмам) и др. Контент данного раздела не был включен в исследование.
100% исследованных материалов содержат изображения. Наиболее ярко (более 50%) в исследованных материалах представлены следующие показатели: количество проблем в статье - «одна» (93,3%); тип авторства - «один человек» (88,9%); ссылки на авторитетные источники - «отсутствуют» (80%); специальная лексика (религиозная) - «да» (77,8%); стиль статьи - «публицистический» (73,3%); информация о каких фактах - «другое» (66,7%); локальность проблем в статье - «мир» (62,2); жанр - «заметка» (55,6%); типы суждений - «другие типы суждений» (51,1%) (Таблица 1).
Таблица 1
Показатели, характеризующие статьи1
Признак В мире Стиль жизни Взгляд Наша рубрика Всего
Тип авторства
Один человек 20,0% 13,3% 28,9% 26,7% 88,9%
Два и более 6,7% 2,2% 8,9%
Ситуация не ясна 2,2% 2,2%
Про( >ессиональная принадлежность автора
Журналист 13,3% 4,4% 4,4% 22,2%
Научный сотрудник 6,7% 2,2% 11,1% 20,0%
Представитель духовенства 4,4% 13,3% 17,8%
Другое 8,9% 11,1% 13,3% 11,1% 44,4%
Кол-во проблем в статье
Одна 22,2% 15,6% 28,9% 26,7% 93,3%
Две 2,2% 2,2%
Более двух 2,2% 2,2% 4,4%
Локальность проблем в статье
Мир 4,4% 11,1% 28,9% 17,8% 62,2%
Страна 6,7% 4,4% 2,2% 13,3%
Город 4,4% 2,2% 6,7%
Организация 15,6% 6,7% 22,2%
Частная жизнь 2,2% 2,2%
1 Превышение 100% в столбце «всего» по ряду показателей связано с тем, что отдельные статьи представляют несколько жанров, в них отражено более одной локальной проблемы и т. д.
Стиль статьи
Разговорный 8,9% 8,9% 17,8%
Научный 8,9% 8,9%
Официально-деловой
Публицистический 26,7% 17,8% 20,0% 8,9% 73,3%
Типы суждений
Оценочное 6,7% 11,1% 15,6% 4,4% 37,8%
Конструктивное 2,2% 2,2%
Аналитическое 2,2% 6,7% 8,9%
Другие типы суждений 17,8% 6,7% 13,3% 13,3% 51,1%
Тональность по отношению
Позитивная 22,2% 11,1% 2,2% 6,7% 42,2%
Нейтральная 8,9% 20,0% 28,9%
Негативная 2,2% 2,2%
Смешанная 2,2% 6,7% 17,8% 6,7% 26,7%
Ссылки на авторитетные источники
Присутствуют 4,4% 2,2% 2,2% 11,1% 20,0%
Отсутствуют 22,2% 15,6% 26,7% 15,6% 80,0%
Спец. лексика
Да 13,3% 13,3% 24,4% 26,7% 77,8%
Нет 13,3% 4,4% 4,4% 22,2%
Форма передачи
Текст
Изображения
Текст + изображение 26,7% 17,8% 28,9% 26,7% 100,0%
Жанр
Интервью 2,2% 2,2% 4,4%
Заметка 11,1% 13,3% 20,0% 11,1% 55,6%
Научная статья 8,9% 8,9%
Репортаж 4,4% 2,2% 6,7%
Обзор 4,4% 2,2% 6,7%
Другое 11,1% 4,4% 8,9% 2,2% 26,7%
Информация о каких фактах
События 2,2% 2,2% 2,2% 6,7%
Архитектура 6,7% 6,7%
Практики 2,2% 4,4% 6,7% 8,9% 22,2%
Паломнический тур
Другое 15,6% 13,3% 22,2% 15,6% 66,7%
К показателям «другое» или «другие типы суждений» в графах «Профессиональная принадлежность автора», «Типы суждений», «Жанр» и «Информация о каких фактах» были отнесены те признаки статей, которые не соответствовали
представленным в таблице. Так, доминирование «других типов суждений» в исследованных материалах объясняется выраженным повествовательным типом изложения в большинстве статей, не характеризуемым как оценочное, конструктивное или аналитическое. Выраженность «других» фактов в графе «Информация о каких фактах» объясняется преобладанием статей, основная тема которых не связана с описанием событий, архитектуры, практик, паломнических туров.
Что касается результатов 2-го этапа исследования, то установлено, что в контенте журнала «Индуизм сегодня» содержится как минимум 11 видов знаний (таблицы 2 и 3), представленных в разных долях:
• наиболее всего представлены культурологические (21,8%), лингвистические (21,8%) и религиозные знания (20,2%);
• больше всего знаний содержит раздел «Наша рубрика» (49%), что объясняется содержанием в этом разделе индологических научных статей;
• «Наша рубрика» содержит больше всего лингвистических знаний (14,8%), религиозных (7,3%) и культурологических (12,3%);
• раздел «В мире» содержит больше всего исторических (4,8%), культурологических (4,7%) и религиозных знаний (3,9%);
• в разделе «Стиль жизни» содержится больше всего культурологических (4%), лингвистических (3,6%) и религиозных (6,9%) знаний;
• в разделе «Взгляд» содержится больше всего религиозных (2,2%), лингвистических (1,2%), мифологических (0,9%) знаний;
Значительная доля лингвистических знаний во всех разделах связана с изобилием религиозной терминологии на санскрите. Представленность культурологических знаний обусловлена большим количеством упоминаний сакральных индуистских текстов.
Таблица 2
Характеристики знаний, представленных в контенте журнала
Вид знаний Характеристики
Научные, в т. ч.: Исторические Знания, касающиеся фактов из прошлого (даты, события и др.), хронологии событий
Культурологические Знания о культурных артефактах (в т. ч. литературных), их смыслах и значении (т. е. содержательные аспекты)
Лингвистические Случаи употребления иностранных (в основном - санскритских) слов и их переводы
Этнологические Знания об этнических особенностях народа, системе ценностей, традициях и т. д.
Психологические Знания о психических процессах, свойствах и состояниях человека
Философские Конкретные философские категории или сравнения философских тезисов разных авторов или в разных литературных источниках
Географические Сведения о местонахождении города/храма/достопримечательностей; названия географических объектов (реки, горы, озера и т. д.)
Религиозные Сведения о процедуре выполнения любых религиозных ритуалов, названия сект или конфессий (религиозных течений), описание значений религиозных ритуалов или обрядов, йогических практик (их названия)
Мифологические Описание действительности через «оживление неодушевлённого», с присваиванием магических свойств объектам материального и нематериального миров и т. д.; описания сюжетов конкретных мифов (из литературных источников, фольклора)
Обыденные Явления жизненного опыта (своего или чужого)
Таблица 3
Виды знаний в материалах журнала
Признак, градация признака В мире Стиль жизни Взгляд Наша рубрика Всего
Вид знаний
-историческое 4,8% 1,8% 0,1% 6,1% 12,8%
-культурологическое 4,7% 4,0% 0,8% 12,3% 21,8%
н' ю -лингвистическое 2,2% 3,6% 1,2% 14,8% 21,8%
о -этнологическое 2,4% 1,9% 0,2% 0,9% 5,4%
н р у -психологическое 0,3% 0,1% 0,1% 0,5%
а я -философское 0,1% 0,6% 0,8% 5,8% 7,2%
-географическое 2,7% 0,2% 0,3% 3,2%
Религиозное 3,9% 6,9% 2,2% 7,3% 20,2%
Мифологическое 1,9% 1,1% 0,9% 1,9% 5,7%
Обыденное 0,9% 0,6% 0,1% 1,6%
Всего: 22,6% 21,1% 6,9% 49,4% 100%
В процессе контент-анализа возникли некоторые трудности, обусловленные спецификой контента журнала. Выделение религиозных знаний было осложнено тем, что положения, правила, значения тех или иных религиозных явлений зачастую обладают метафизическим характером, что затрудняло классификацию этих знаний как религиозных, философских, а также мифологических знаний. Проблема соотнесения решалась через анализ контекста, в котором они были представлены. Также через контекст выделялись лингвистические знания. В нашем исследовании большую часть лингвистических знаний представляют религиозные термины, которые даны с примерным переводом, т.к. не имеют прямых аналогов в русском языке.
Разнообразие видов знаний (исторические, культурологические, лингвистические, этнологические, психологические, философские, географические, религиозные, мифологические, обыденные) в структуре контента, их соотношение позволяют высоко оценить образовательный потенциал журнала. Способ представления знаний: сочетание текста и визуальных образов способствует привлечению внимания читателя к контенту. Открытым остаётся вопрос о тематической принадлежности отобранных знаний - касаются ли они исключительно индуист-
ской тематики или представляют собой сведения о различных культурных традициях, религиозных школах, мировых исторических фактов и т.д.
Образовательный потенциал религиозного журнала, как и любого другого СМИ необходимо рассматривать в контексте информального образования, прежде всего, молодёжи. Выявление каких-либо других знаний, не выделенных в процессе контент-анализа, возможно при проведении исследования качественными методами, например, заполнение дневника читателями и их последующее интервьюирование (Селиверстова, 2018), т.к. фиксация знаний во многом зависит от образовательного опыта человека (Селиверстова, 2015).
Широкий контекст информального образования открывает перспективы исследования как религиозных журналов, так и любых других средств массовой информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ерахтин А.В. (2016) Предмет, специфика и структура философского знания // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. №2. С. 17-31.
Ефимова Н.С. (2013) Основы общей психологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 288 с.
Жуковская Е.Е. (2022) Каталог «Церковь и медиа»: обзор научных работ на русском языке (1999-2021) // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. №15-16. С. 128-142. DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-128-142 Индуизм сегодня // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] URL: www.rkn.gov.ru/mass-communications/ reestr/media/?id=668492&page= (дата обращения: 10.10.2022)
Индуизм сегодня. [Электронный ресурс]. URL: www.hinduism.today/2017 (дата обращения: 10.10.2022)
Кублицкая Е.А. (2022) Роль религии и религиозных институтов в современном российском обществе (в оценках населения мегаполиса) // Россия: Центр и регионы: сборник статей. 2021. Вып. 28. C. 68-82. DOI: 10.19181/sborn ik.978-5-89697-345-4.2021.3
Кулешова Н.С. (2010) Этносоциокультурные процессы современности: междисциплинарный подход // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 3. С. 35-41.
Линченко А.А. (2009) Историческое познание и целостность исторического знания // Вестник ТГУ, вып. 2. № 70 С. 61-68.
Лискина Т.В., Паульзен Н.С. (2018) Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия Байкальского государственного университета. Т. 28. № 1. С. 131-137. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).
Моркина Ю.С. (2008) Религия и наука: война или гармония? // Эпистемология и философия науки, Т. XVIII. № 4. С. 252-255.
Океанский В.П., Червова А.А. (2012) Культурология как инновационное миропонимание // Современные исследования социальных проблем. № 3 (11). С. 46-55. [Электронный ресурс] URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 10.10.2022).
Окерешко А.В. (2015) Виды информального образования как смыслообразую-щие факторы личностно-профессионального развития учителя // Человек и образование. №1 (42). С. 74-78.
Полякова Е.В. (2019) Сравнительная характеристика образовательного процесса в контексте формального, неформального и информального образования // Проблемы современного педагогического образования. № 3 (65). С. 105-107.
Розин В.М. (2012) О природе знания. Диалог методолога с эпистемологом. // Эпистемология и философия науки. Т. XXXIV. №4 (63) С. 59-65.
Рязанова С.В. (2021) Профессиональный дискурс религиоведческих исследований в России: на перекрестках высказываний и смыслов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №1. С. 95-112. DOI: 10.35231/18186653_2021_1_95
Селиверстова Н.А. (2015) Образовательный опыт как понятие социологии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 79-87. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.8
Селиверстова Н.А. (2018) Информальное образование: результаты качественного исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 112-122. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.10
Селиверстова Н.А. (2019) Образовательный потенциал художественной литературы: к проблеме информального образования молодежи // Тезаурусы и проблемы культуры: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции (с международным участием), Москва, 4 апреля 2019 г. - М.: МосГУ С. 292-300.
Смирнова А.О. (2016) От теоретической до компьютерной лингвистики // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. № 2. С. 44-52.
Тайсина Э.А. (2022) Является ли знание обоснованным истинным убеждением? // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Философия». Т. 4. № 1. С. 23-28.
Тельнова Н.С., Турбина И.С. (2007) Природа и функции обыденного знания // Известия ВГПУ. №3. С. 3-4.
Hinduism today [Электронный ресурс] URL: www.hinduismtoday.com/about/ (дата обращения: 10.10.2022).
Алёшкина Анна Андреевна - студентка 3 курса магистратуры направления «Социология» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель -Н.А. Селиверстова, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
Aleshkina Anna Andreevna is a 3rd-year student of the Master's degree in Sociology at Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - N.A. Seliverstova, Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow Humanitarian University. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: [email protected]
Для цитирования:
Алёшкина А.А. Знания в структуре контента журнала «Индуизм сегодня». 2022. № 5. С. 70-80. DOI: https://www.doi.Org/l0.17805/trudy.2022.5.12
80