Научная статья на тему 'ЗНАНИЯ, КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОСНОВА БИЗНЕСА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ЗНАНИЯ, КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОСНОВА БИЗНЕСА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗНАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дигаева А.А.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется активизацией бизнеса высоких технологий (БВТ), играющего на рынке все более заметную роль. В статье рассматриваются преимущества БВТ, формирующиеся за счет применения знаний, занимающих в его производственном процессе доминирующее положение. Активное применение знаний создаёт новые возможности как для повышения эффективности бизнеса за счет снижения уровня себестоимости его продукции, так и перспективы создания и развития партнёрских и производственных рыночных связей, укрепления его положения и конкурентоспособности на рынке. При этом БВТ свойственны так же обстоятельства негативного характера, служащие источниками специфических рисков. Данные обстоятельства в целом должно приниматься во внимание при его оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE AS THE PRODUCTION BASIS OF A HIGH-TECH BUSINESS

The current stage of development of the world economy is characterized by the activation of high-tech business (HTB), which plays an increasingly prominent role in the market. The article discusses the advantages of HTB, which are formed using knowledge that occupies a dominant position in its production process. The active application of knowledge creates new opportunities both for improving business efficiency by reducing the cost of its products, and prospects for the creation and development of partnership and production market relations, strengthening its position and competitiveness in the market. At the same time, HTB is also characterized by negative circumstances that serve as sources of specific risks. These circumstances as a whole should be taken into account when evaluating it.

Текст научной работы на тему «ЗНАНИЯ, КАК ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОСНОВА БИЗНЕСА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Знания, как производственная основа бизнеса высоких технологий

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Дигаева Айза Арбиевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», a.digaeva@gmail.com;

Современный этап развития мировой экономики характеризуется активизацией бизнеса высоких технологий (БВТ), играющего на рынке все более заметную роль. В статье рассматриваются преимущества БВТ, формирующиеся за счет применения знаний, занимающих в его производственном процессе доминирующее положение. Активное применение знаний создаёт новые возможности как для повышения эффективности бизнеса за счет снижения уровня себестоимости его продукции, так и перспективы создания и развития партнёрских и производственных рыночных связей, укрепления его положения и конкурентоспособности на рынке. При этом БВТ свойственны так же обстоятельства негативного характера, служащие источниками специфических рисков. Данные обстоятельства в целом должно приниматься во внимание при его оценке. Ключевые слова: бизнес, высокие технологии, знания, эффективность, конкурентоспособность

Современный этап развития мировой экономики характеризуется активизацией бизнеса высоких технологий (БВТ), организация которого отличается от традиционных видов бизнеса рядом специфических черт и особенностей. Основной причиной появления таких отличий является использование бизнесом высоких технологий знаний, которые занимают в производственном процессе БВТ доминирующее положение, что оказывает определяющее влияние на весь бизнес, выводя его в особую сферу рыночных отношений.

Знания в различных научных дисциплинах имеют различные определения, отвечающие предмету и методу соответствующей дисциплины. Являющиеся продуктом изыскательской деятельности, знания обладают определёнными качествами, отличающими их от других продуктов человеческой деятельности в части распоряжения, пользования и владения ими. Сами по себе знания в чистом виде в рыночном обороте не участвуют, если только они не собраны и не подготовлены по какому-либо целевому заданию, как результат научных исследований. Но поскольку интересы бизнеса находятся в сфере рыночного оборота, в БВТ знания также следует рассматривать в этом контексте, а именно в приложении к их обращению на рынке с целью извлечения выгоды тем способом, каким это возможно. При этом сами знания не сделают бизнес дорогим, таковым его делает умелое пользование ими как производственным ресурсом, что позволяет бизнесу выйти на иной уровень положения на рынке. В бизнесе высоких технологий, в частности, знания рассматриваются как ресурсы, идущие на изготовление рыночной продукции, что придаёт этой продукции новые потребительские свойства, как по составу, так и по качеству.

Как любой производственный ресурс, знания в числе своих качеств, обладают собственными специфическими особенностями, которые формируют новые свойства бизнеса, что по-иному позиционирует его на рынке. С одной стороны, при производстве товара на основе знаний их некоторые качества воплощаются в самих товарах, улучшая не только их потребительские свойства, но и рыночные показатели, в частности, увеличение спроса. С другой стороны, одновременно проявляются и иные свойства знаний, когда последние рассматриваются в качестве производственного ресурса для производства товаров выполнения работ, оказания услуг. Они формируют новые качества самого бизнеса, его положение на рынке и экономические показатели. Учёт этих качеств позволит дать правильную оценку бизнеса и его экономическим свойствам. В связи с важностью данного обстоятельства необходимо провести более подробный анализ знаний как производственного ресурса и их влияния на бизнес.

Рассматривая знания как производственный ресурс, в первую очередь следует принять во внимание его качества, которые должны быть полезны на рынке, при

этом полезность знаний для бизнеса и для потребителя проявляется по-разному. Для потребителя товара, произведённого на основе знаний, существенным являются только его новые потребительские свойства, тогда как экономические качества товара для него интересны, в основном, в виде цены покупки. Поэтому потребительские свойства, создаваемые знаниями при их воплощении в конкретных товарах, обычно рассматриваются как условия их продвижения по цепочке поставка-производство-продажа-потребление.

Вместе с тем, для бизнеса, являющегося производителем товара и одновременно генератором прибыли для его собственников на основе продвижения товаров на рынке, качества, присущие знаниям, как нематериального производственного ресурса, являются чрезвычайно важными по иным причинам, поскольку они способствуют укреплению положения бизнеса на рынке за счёт повышения эффективности, конкурентоспособности, роста корпоративных производственных связей, проникновению на новые рынки.

Основным и наиболее заметным фактором, существенно содействующим повышению стоимости бизнеса, является рост его эффективности за счёт снижение себестоимости продукции. Экономия на затратах и издержках, позволяющая добиться снижения себестоимости, является традиционным способом повышения эффективности бизнеса. Тому способствуют высокая степень тиражируемости знаний, их способность к модернизации и отсутствие изнашиваемости. Знания можно легко растиражировать в силу того, что для этого почти не требуются материальные затраты. Высокая степень тиражируемости знаний позволяет с минимальными затратами обеспечить выпуск большого количества товаров, ограниченного только доступностью его материальных составляющих, присутствующих в каждой единице продукции. Кроме того, снижению себестоимости продукции способствуют такие качества знаний, как их способность к модернизации и отсутствие износа.

Модернизация знаний, используемых в качестве производственного ресурса, практически не требует новых материальных затрат при выпуске продукции, так как сами знания являются нематериальным активом. Высокая степень модернизируемости знаний, позволяющая оперативно вносить изменения в выпускаемые товары, адаптируясь к изменяемым рыночным условиям, требованиям и ограничениям. Особенно это важно для технически сложных товаров, поскольку меняющиеся условия их потребления и производства могут потребовать многократной доработки. Одновременно, учитывая тот факт, что знания не изнашиваются и поэтому не требуют их восстановления и ремонта, эффективность влияния на себестоимость выпускаемой продукции возрастает.

Рыночные свойства знаний проявляются в виде экономического эффекта не только в качестве экономии на затратах и издержках производства, но и в том, что они способствуют укреплению и расширению рыночного положения бизнеса, в том его числе конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Возможность приобретения бизнесом упомянутых преимуществ вытекает из рыночных свойств, которые обладают знания, такие как защищённость от незаконного использования, дороговизна добывания, высокая способность к транспортабельности и некоторых других, что делает их уникальным производственным ресурсом.

При рассмотрении свойств знаний с этой точки зрения, в первую очередь, следует упомянуть такое их качество, как «защищённость», обеспечиваемое патентным правом. Фактор «защищённость знаний» позволяет на законных основаниях ограничивать доступ к ним, как к ресурсам, другими производителями при изготовлении на их основе аналогичной продукции в своих интересах, что способствуют повышению конкурентоспособности и устойчивости самого бизнеса. В настоящее время в связи с процессами глобализации экономики, идущими повсеместно в мире, и большей свободой, с которой товары преодолевают национальные границы, это качество произведённых из знаний товаров становиться весьма значительным.

Одновременно с этим следует отметить такое качество знаний, как их дороговизна. Для добывания современных знаний требуются высококвалифицированные научные кадры, сложное и дорогое передовое научно-исследовательское и производственное оборудование, которое способны производить страны с высокоразвитой технологией. В связи с этим использование знаний при производстве товаров требует большие объёмы капиталовложений в виде научных исследований и конструкторских работ. Все это создаёт высокие барьеры для конкурентов при вхождении в отрасль, что способствует усилению защиты бизнеса в конкурентной борьбе.

Знания, как ресурс, могут быть переданы партнёрам по бизнесу на основании лицензионных соглашений, что ещё больше расширяет объём их рыночного оборота и корпоративные связи бизнеса. Этому способствует ещё одно свойство знаний - транспортабельность, то есть их передача, как производственного ресурса, партнёрам по средствам коммуникации. В настоящее время, в условиях наступательного развития цифровых технологий, это не вызывает проблем и все может ограничиваться лишь организационными вопросами.

Таким образом, использование знаний в качестве производственного ресурса придаёт бизнесу высоких технологий новые черты и особенности, успешным, устойчивым содействующие укреплению его положения на рынке, расширению корпоративных связей за счёт новых форм торговых отношений, что в целом способствует росту его стоимости. Данное обстоятельство требует при оценке рыночной стоимости бизнеса высоких технологий, развития и совершенствования применения оценочных подходов и методов.

Литература

1. Соколов Г.М. Феномен возрастающей отдачи и история его исследования в трудах Э. Райнерта. / В сб. под ред. С.Г. Кирдиной, В.И. Маевского «Феномен возрастающей отдачи в экономике и политике» - С-Пб. : Алетейя, 2014. - 294с.

2. Артур Б.В. Конкурентные технологии, возрастающая отдача и замкнутость экономики как следствие исторических событий. [Электронный ресурс]. URL : http://institutional.narod.ru/papers/arthur/arthur1.htm -(дата обращения 18.11.2021). Режим доступа : свободный :

3. Артур Б. Возрастающая отдача и два мира бизнеса / Пер. с англ. — Ростов. : Экономический вестник РГУ, 2005. т. 3, № 4, с. 7-17.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

Knowledge as the production basis of a high-tech business Digaeva A.A.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The current stage of development of the world economy is characterized by the activation of high-tech business (HTB), which plays an increasingly prominent role in the market. The article discusses the advantages of HTB, which are formed using knowledge that occupies a dominant position in its production process. The active application of knowledge creates new opportunities both for improving business efficiency by reducing the cost of its products, and prospects for the creation and development of partnership and production market relations, strengthening its position and competitiveness in the market. At the same time, HTB is also characterized by negative circumstances that serve as

sources of specific risks. These circumstances as a whole should be taken into account when evaluating it.

Keywords: business, high technology, knowledge, efficiency, competitiveness

References

1. Sokolov G.M. The phenomenon of increasing returns and the history of its research in the works of E. Reiner! / Sat. ed. S.G. Kirdina, V.I. Mayevsky "The phenomenon of increasing returns in economics and politics" - St. Petersburg.: Aletheia, 2014. - 294p.

2. B.V. Arthur. Competitive technologies, increasing returns and closed economy as a result of historical events. [Electronic resource]. URL: http://institutional.narod.ru/papers/arthur/arthur1 .htm - (accessed 11/18/2021). Access mode: free:

3. B. Arthur. Increasing returns and two worlds of business / Per. from English. — Rostov.: Economic Bulletin of the Russian State University, 2005. vol. 3, no. 4, p. 7-17.

CN CN O

es

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.