Научная статья на тему 'Знания и идеи как основные конкурентные ресурсы развития современной экономики возрастающей отдачи'

Знания и идеи как основные конкурентные ресурсы развития современной экономики возрастающей отдачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАУКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИКА ВОЗРАСТАЮЩЕЙ ОТДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречко М.В.

В статье исследована роль знаний и идей как основных активов и ресурсов современной экономики. Осуществлена систематизация основных подходов к определению категории «знание» как стратегического актива при переходе к VI технологическому укладу. Аргументирована необходимость использования закона возрастающей отдачи в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знания и идеи как основные конкурентные ресурсы развития современной экономики возрастающей отдачи»

УДК 334.7

знания и идеи

как основные конкурентные ресурсы развития современной экономики возрастающей отдачи

М. В. ГРЕЧКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и управления в образовании E-mail: Mishanya1981@mail. ru южный федеральный университет

В статье исследована роль знаний и идей как основных активов и ресурсов современной экономики. Осуществлена систематизация основных подходов к определению категории «знание» как стратегического актива при переходе к VI технологическому укладу. Аргументирована необходимость использования закона возрастающей отдачи в системе образования.

Ключевые слова: инновации, наука, технологический уклад, экономика знаний, экономика возрастающей отдачи.

Введение. Начиная с середины XX в. научно-технический прогресс, следующая за ним научно-техническая революция, институциональные и социально-экономические трансформационные сдвиги подвели многих ученых к идее генезиса нового качества общественного и технического развития, на пороге которого стоит человечество. В 1996 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила и опубликовала статистический отчет «Экономика, основанная на знаниях», в котором приведены аналитические данные о том, что в структуре ВВП развитых стран более половины составляют знания и инновационная продукция. Показателем превалирования нематериальных активов над традиционными в экономике является тот факт, что физический вес экспорта США в расчете на один доллар его себестоимости в среднем практически в два раза меньше аналогичного показателя в 1970 г.

(в реальных ценах). Можно также отметить, что восемь из десяти создаваемых новых рабочих мест предполагают работу со знаниями, инновациями и направлены на генерацию новых идей.

Как отмечает П. Дракер в статье «Новое общество организаций» (1992), в последние 20 лет знание из неопределенного ресурса стало основным конкурентным активом, что в свою очередь придает современному обществу качественно новые черты [4].

В ответ на происходящие изменения в экономической науке в повседневный обиход начали вводиться новые дефиниции, понятия и категории. Среди них: «информационная экономика» (Т. Са-кайя), «экономика знаний» (Ф. Махлуп), «управление знаниями» (К. Виг), «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «cетевая экономика (общество)» (М. Кастельс), «посткапиталистическое общество» (П. Дракер) и др. Все они присущи формируемой новой экономической модели, основу которой составляют знания и инновации.

Основные контуры экономики, основанной на знаниях как доминантном ресурсе, описаны в трудах зарубежных ученых. В их числе Ф. Махлуп, Д. Белл, Й. Шумпеттер, П. Ромер, П. Дракер, И. Нонака, М. Зак, Р. Грант и многие другие. Сегодня тематике управления знаниями и нематериальными активами посвящены более 500 книг и научных монографий, тысячи статей и более 40 тыс. веб-страниц.

Нельзя не отметить и тот факт, что в последние годы появилось множество работ отечественных

авторов, посвященных проблеме нового качества экономического развития. Среди них следует отметить А. Бузгалина, С. Глазьева, В. Долятовского, Ю. Красина, В. Кулькова, Н. Моисеева, Ю. Осипова, В. Рязанова и др.

Совокупность достижений западной науки вкупе с работами и исследованиями отечественных ученых составляет достаточно объемный и содержательный теоретический базис, позволяющий описывать и исследовать экономическую модель, в которой знания являются ключевым ресурсом создания добавленной стоимости и поддержания конкурентного преимущества организаций.

Становление и развитие экономики «возрастающей отдачи от знаний». В 1970-х гг. ряд западных ученых обратили внимание на возрастание значения знаний и идей в отдельных организациях и экономике в целом. В основном это отмечено представителями эволюционной теории фирмы (Р. Нельсон, С. Винтер, 1982). Впоследствии системный интерес к нематериальным активам был проявлен в ряде работ об организационном научении и научающейся организации (П. Гарвин, 1993; П. Сенге, 1990; И. Нонака, Х. Такеши, 1995).

В настоящее время растет понимание того, что знания, имеющиеся в организациях, представляют собой «интеллектуальный капитал» фирмы (Дж. Стеварт, 1997) и являются источником как нынешних, так и будущих доходов и единственным эффективным конкурентным преимуществом и критическим условием выживания фирмы (П. Дракер, 1992). Вместе с тем, несмотря на растущее всеобщее признание актуальности вопроса об управлении знаниями как высокодоходными конкурентными активами организации, пока нет единого понимания того, что именно представляют собой знания как таковые, каким должно быть управление ими.

Категории «знания» и «информация» являются достаточно дискуссионными, а также противоречивыми и в настоящее время. В зависимости от сферы применения (экономика, социология, информатика и др.) эти понятии имеют различные трактовки, которые зачастую учеными, практиками да и простыми обывателями используются в основном на интуитивном уровне.

Первые попытки ученых уточнить природу категории «информация» берут свое начало в работах Р. Фишера и Р. Хартли [5]. Они спрогнозировали появление классического определения информации «как меры уменьшения неопределенности», при-

веденного в работах Н. Винера и К. Шеннона [6], которое, однако, не стоит считать универсальным.

Следует отметить, что единого определения понятия «информация» не существует - оно зачастую является весьма субъективным и характеризуется с точки зрения различных научных дисциплин по-разному. Информацию можно, например, определить как смысл, который формируется в аппарате мышления каждого человека при получении каких-либо сообщений. Также, информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности и отсутствия полноты знаний.

Сегодня под информацией чаще всего понимается отражение окружающей нас действительности в знаках и сигналах (М. Зак). Признавая наличие терминологической неопределенности, Д. У. Делонг, Л. Фейхи определяют информацию как модели, которые люди обнаруживают в данных или черпают из них.

Также М. Зак в своей работе «Разработка знаниевой стратегии» [3] пишет о том, что знания представляют собой некий субъективный образ объективной реальности, являются отражением внешнего мира в формах деятельности человека. Знания также представляют собой конечный результат размышлений и опыта человека [10]. В этой связи они являются ресурсом, который всегда зависит от контекста, привязан к индивиду (индивидуальное знание) или коллективу (коллективное или групповое знание) и заключен в сложившейся практике.

Продолжая системный анализ трактовок категории «знание», можно выявить достаточно ограниченный взгляд на знания у некоторых авторов, который соответствует несколько устаревшему взгляду на современную науку. Так, например, Д. Белл определяет знание как то, что объективно известно, интеллектуальную собственность, связанную с каким-либо именем или группой имен и подтвержденную авторским правом или какой-либо другой формой признания (например публикацией) [4].

В более современных источниках по управлению знаниями наблюдается более широкий и менее формализованный взгляд на феномен «знания». Западные авторы выделяют такие параметры знания, как субъективность, неявный характер, ситуатив-ность и динамичность. Так, отмечается, что знание -это подмножество информации; оно субъективно; связано с осмысленным поведением и содержит неявные элементы, приходящие с опытом [9].

Знание - это изменчивая смесь сформулированного опыта, ценностей, контекстной информации и экспертных мнений, которые составляют концептуальную основу для оценки и усвоения нового опыта и информации. Оно образуется и используется в недрах разума знающих. В организациях оно обычно воплощается не только в документах, базах данных и архивах, но и в рутинах, процессах, практиках и нормах организации [10].

Знание создается в текущий момент времени. Большинство из нас не в состоянии сформулировать то, что мы знаем. Оно в большей степени скрыто и приходит на ум тогда, когда необходимо ответить на вопрос или решить проблему [11].

Таким образом, анализ основных взглядов и определений категорий «знания» и «информация» позволяет сделать заключение о том, что под информацией зачастую понимают организованные определенным образом данные или переработанные факты. Информация - это та необходимая среда, которая служит основой для создания знания. Это поток смысловых сообщений. Кроме того, информации присущ подчинительный характер по отношению к знаниям.

Что касается знаний, то они состоят из истин, фактов, ментальных моделей, убеждений, ожиданий и ноу-хау. В процессе их создания, переработки информации всегда преследуется та или иная цель. Знания, выступая как конечный продукт, обладают ценностью. Знаниям, в отличие от информации, присущи три признака: 1) наличие мнения (убеждения); 2) наличие действия (цели); 3) наличие зависящего от контекста и ситуации смысла.

В современных условиях именно знание является самым эффективным конкурентным преимуществом организаций, их дефицитным, самовоспроизводящимся активом для получения дополнительной прибыли (интеллектуальной ренты).

Вариативность и большое разнообразие приведенных трактовок категории «знание» позволяют выявить достаточно важное свойство природы знания - быструю изменчивость во времени. Оно обусловлено в первую очередь тем, что наука или технологии создают новые знания, причем тем самым фактически сводят на нет полезность старых.

Знания по своей природе являются мульти-аспектной и комплексной категорией. Ученые, исследовавшие в различные исторические периоды эту категорию, вводят классификационные признаки знаний для придания их результатам наибольшей до-

стоверности, репрезентативности и комплексности. Так, один из первых экономистов Ф. Махлуп, который ввел в научный оборот термин «экономика знаний» (1980), выделяет 13 различных «элементов знания», в том числе: общее знакомство, глубокое знание, осведомленность, запоминание, вспоминание, признание, различение, понимание, интерпретация, способность к объяснению, способность к демонстрации, способность к рассуждению и способность к практическому применению. Он выявил и определил также пять основных «классов знаний»: 1) практическое знание; 2) интеллектуальное знание (включает научное, гуманитарное и культурное знание); 3) бытовое знание (новости, светские разговоры); 4) духовное знание; 5) нежелательное знание.

Сводная типология основных подходов к категории «знания», встречающихся в научной литературе и периодике, представлена в табл. 1.

Согласно приведенным в табл. 1 подходам распространенные таксономии различают достаточно большое количество типов знаний. Вместе с тем общий перечень типологий категории «знание» гораздо шире, что свидетельствует о глубоком научном интересе со стороны различных научных школ и направлений к знаниям как специфическому виду активов как для индивидуума, так и для экономики в целом. К примеру, некоторые авторы, классифицируя знания по типу, выделяют знания общие и ситуационные, личные и коллективные, активные и пассивные, описательные («знания о...»), процедурные («знания о том, как...»), причинно-следственные («знания о том, почему.»), знания об условиях («знания о том, когда.») и отношенческие («знания с.») и многие другие.

Формируемая экономическая модель, в которой знания выступают как самостоятельный фактор производства, как стратегический актив организаций и критическое условие создания устойчивых конкурентных преимуществ, кардинально отличается от господствовавшей ранее традиционной индустриальной экономики. Экономика знаний является совсем иной.

В экономике, основанной на знаниях, для воспроизводства сложного интеллектуалоемкого продукта необходимы более высокие начальные капиталовложения. Однако после завершения начального этапа стоимость каждой дополнительной единицы продукции будет минимальной или даже стремиться к нулю (будет бесплатной). Результатом этого является тот факт, что в материальной эко-

Таблица 1

Систематизация основных подходов к типологизации категории «знание»

№ п/п Представители научных школ и направлений Наименование типа знания Характеристика типа знания

По типу формализации

1 И. Нонака, Р. Грант, М. Х. Зак, Явное Явное знание всегда формально и систематизировано. Оно может быть закодировано и отражено в формальных правилах, инструментах или процессах

2 Дж. Б. Куинн, Д. У Делонг, Л. Фейхи и др. Неявное Неявное знание является субъективным. Его трудно формализовать и передавать другим. Неявное знание частично состоит из технического мастерства, трудно выразимого знания, характеризуемого термином «ноу-хау», ментальных моделей, убеждений и мнений

По способности поддерживать конкурентоспособность организации

1 М. Х. Зак Базовые (core) Это минимальные набор и уровень знаний, необходимые организации для функционирования на рынке. Обладание подобным уровнем знаний не обеспечит фирме жизнеспособность в долгосрочной перспективе, а является базовым знаниевым барьером для входа в отрасль

2 Продвинутые (advanced) Позволяют фирме быть конкурентоспособной. Фирма может обладать схожими уровнем, масштабом и качеством знаний, что и ее конкуренты, но при этом конкретное содержание знаний часто будет различаться среди конкурентов, обеспечивая дифференциацию знаний

3 Новаторские (innovative) Это знания, позволяющие фирме лидировать в отрасли и значительно дифференцировать себя по сравнению с конкурентами. Новаторские знания часто позволяют менять фирме «правила игры»

По уровню составных частей профессионального интеллекта

1 Дж. Б. Куинн Когнитивное Базовый уровень владения дисциплиной. Профессионалы достигают его в

и др. знание процессе серьезного обучения, которое затем подтверждается сертификацией. Это знание необходимо, но недостаточно для коммерческого успеха

2 Продвинутые знания и навыки Позволяют превратить «книжное знание» в эффективное исполнение. Способность применять правила той или иной дисциплины к сложным проблемам реального мира - наиболее распространенный уровень навыков среди профессионалов, создающих стоимость

3 Системное понимание Глубокое познание сложной «паутины» причинно-следственных связей, лежащих в основе дисциплины. Оно позволяет профессионалам, не ограничиваясь простым выполнением задач, переходить к решению более крупных, комплексных проблем и в результате создавать исключительно высокую стоимость

4 Самомотивированное творчество Сочетание воли, мотивации и адаптируемости к успеху. Мотивированные творческие группы часто достигают лучших результатов, чем группы, обладающие значительными материальными или финансовыми ресурсами

По признаку доступности

1 Д. У. Делонг, Человеческое Представляет собой то, что люди знают или знают как делать. Человечес-

Л. Фейхи знание кое или индивидуальное знание проявляется в навыках (например, как интервьюировать покупателей) или в профессиональных компетенциях (например, понимание предпочтений потребителей при выборе того или иного продукта) и обычно сочетают в себе явное и неявное знание

2 Социальное знание Этот тип знания существует только во взаимоотношениях между индивидуумами или внутри групп. Социальное знание - преимущественно неявное, оно принадлежит членам группы и развивается только в результате совместной работы. Его существование проявляется в способности индивидов к эффективному сотрудничеству

3 Структурированное знание Заключено в системах, процессах, инструментах и сложившихся практиках организации. Знание в этом случае является явным и основано на правилах. Основное отличие структурированного знания от первых двух типов знаний заключается в том, что оно считается существующим независимо от людей - носителей знаний. Оно представляет собой организационный ресурс

номике отдача убывает. Другими словами, каждая дополнительная единица ресурса (продукта) производится с большими усилиями, чем предыдущая, является более дефицитной и дорогой с точки зрения затрат на производство.

В экономике знаний отдача наоборот возрастает. Это обусловлено важнейшим отличием между знаниями и материальными объектами, которое состоит в том, что знания и идеи неисчерпаемы, а значит, закон убывающей отдачи к ним не применим. Знания, таким образом, обеспечивают возрастающую отдачу по мере их использования. Чем больше мы их потребляем или расходуем, тем более возрастает их ценность, что обеспечивает некий мультипликативный цикл.

В индустриальной экономике убывающей отдачи существуют равновесные цены, политика государства заключается в распределении дефицитных (ограниченных) ресурсов между конкурирующими производителями и потребителями. Это означает, что цель регулирования экономики материального производства заключается в создании среды и условий, способствующих эффективному производству.

В экономике знаний, где главными задачами являются производство и распространение знаний и идей, нивелируется классическая концепция равновесной цены. В ней всегда существует противоречие между желанием после получения знания иметь низкие цены, чтобы оно могло тиражироваться и широко распространяться, и желанием заранее обещать надежную защиту прав интеллектуальной собственности и монополистической позиции, чтобы создать стимул и мотивацию к открытию. Все это трансформирует и роль государства, которая заключается в создании институциональных условий и стимулов, способствующих генерации идей и инноваций.

Следует отметить, что в современных странах-лидерах, в которых формируется новый VI технологический уклад с доминантой интеллекта, знаний и идей, возрастает роль государства. Так, эффективность американской экономической политики связана с достаточно надежными правами собственности и субсидированием таких видов деятельности, как научные исследования и образование. Эти секторы вносят впоследствии основной вклад в инновационный процесс. В остальное же государство не вмешивается, предоставляя компаниям возможность свободно действовать на рынке.

Таким образом, науке и образованию в условиях экономики знаний отводится роль основных драйве-

ров роста и развития. Эти секторы формируют контуры формируемого «общества профессионалов и интеллектуалов». Современные высокотехнологичные компании уже сегодня вынуждены находиться в острой конкурентной борьбе за свой самый ценный ресурс - высококвалифицированных, обладающих знаниями и способных генерировать идеи людей.

Концепция возрастающей отдачи в системе образования как отражение законов изменения экономики. Процессы развития экономики имеют колебательный характер и описываются «-образны -ми законами изменений на разных этапах. Система образования, как показали исследования, очень тесно коррелирует с изменениями экономики и общества. Она должна развиваться непрерывно и эволюционно, что будет способствовать оптимальному накоплению и развитию интеллектуального человеческого капитала в обществе (табл. 2).

Как видно из анализа табл. 2, экономика общества знаний построена преимущественно на инновациях, постоянно видоизменяющих набор ключевых качеств и компетенций работников. Тем самым видоизменяются и статус, и сама модель функционирования образовательных учреждений. Экономика знаний потребовала соответствующего ей инновационного образования, строящегося на иной парадигмальной основе.

Процесс смены основных факторов развития ведущих мировых экономик отмечен в трудах многих авторов (Р. Грант, М. Х. Зак, Дж. Б. Куинн, Д. У. Делонг, П. Дракер и др.). Отмечено, что в материальном мире существует один из основополагающих экономических законов - закон убывающей отдачи, когда каждая дополнительная единица ресурса (продукта) производится с большими усилиями, чем предыдущая, является более дефицитной и дорогой с точки зрения затрат на производство. Убывающая отдача представляет собой результат ограниченного количества физических объектов. Соответственно, использование ресурсов является нелинейным и трансформирует доминирующий фактор экономического развития, им становятся знания и идеи.

Одно из важнейших отличий между знаниями и материальными объектами состоит в том, что идеи неисчерпаемы, а значит, закон убывающей отдачи к ним неприменим. Сегодня различие между секторами с возрастающей и убывающей отдачей полностью изменяет динамику конкуренции. В условиях возрастающей отдачи конкуренция порождается действиями фирм, которые стараются захватить

Таблица 2

Эволюция экономики, общества и системы высшего образования

Период времени Тип экономики и общества Характерные черты Объем накопленных знаний,байт Тип системы образования Характерные черты

До 1950 г Индустриальное общество Основная направленность экономики - рост производства. Неудовлетворенный спрос на товары. Технологии основаны на механизации производства. Менеджмент ориентирован на рост производительности 5 х 1015 Производственно ориентированное Воспроизводство знаний, научение, изучение фундаментальных законов, изучение приложений знаний на практике

1975 Постиндустриальное общество Удовлетворенный спрос на основные товары, развитие сферы услуг Технологии ориентированы на автоматизацию производства, создание интегрированных систем управления с выделением организационно-экономического и операционного управления. Рост информатизации общества и технологий. Менеджмент ориентируется на рынок, появление маркетинга, рост важности человеческого фактора и инноваций 1016 Ориентированное на применение технологий Ориентация на усвоение жестких знаний в проектировании и решении проблем

1985 Переходное информационное общество Доминирующим производственным фактором является информация, развитие информационной среды, вычислительных сетей, Интернета. Японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», в 1982 г - проект создания компьютеров 5-го поколения 5 х 1016 Прогрессивная, ориентированная на расширение знаний, усвоение ИТ Свободный доступ к информации, обучающие платформы, ИТ в обучении

1995 Сервисная экономика Развитие менеджмента и усиление глобальной конкуренции привели к ориентации производства и экономики на отдельного потребителя, производство стало выпускать на конвейере изделия по индивидуальным заказам, стали создаваться системы управления отношениями с клиентами (CRM), управления качеством услуг (ServQual), системы поддержки принятия решений, виртуальные предприятия 5 х 1017 Прагматичная система образования Нацеленность на приложении знаний, превалирование конструктивного подхода к обучению

2000 Новая экономика Гибкие технологии, наиболее ценными качествами работника становятся уровень образования, профессионализм, обучаемость. Экономическое развитие определяется новыми разработками и технологиями, организационные знания становятся основой эффективной работы организаций, нематериальные активы преобладают по стоимости над материальными 1018 Гибкая, ориентированная на новшества Фундаментальная подготовка, соединение обучения с практикой использования знаний

Окончание табл. 2

Период времени Тип экономики и общества Характерные черты Объем накопленных знаний,байт Тип системы образования Характерные черты

2010 Инновационная экономика Широкое применение инновационных технологий и повышение квалификации работников, экономика адаптируется к новым потребностям 6 х 1018 Адаптивная система обучения, приспособление обучения к новым потребностям Ориентация обучения на новые знания, методы, технологии, активные методы обучения

2015 Экономика, основанная на знаниях Растущее использование наукоемких технологий, высококвалифицированные сотрудники - основа развития экономики 1019 Стратегическая прикладная система образования Усиление интеграции исследований и обучения, ориентация на обобщение методов и технологий решения задач специальности

2020-2025 Интеллектуальная экономика и общество Основой прогресса экономики и общества становятся интеллектуальные технологии, обучающиеся и адаптивные системы. Развиваются информационные технологии на базе машин 5-го поколения, широко внедряются системы искусственного интеллекта, обучение становится непрерывным процессом 2 х 1019 Креативная система образования, развитие творческого потенциала в обучении Создание новых знаний на основе усвоения существующих, усиление творческих компонент процесса обучения, активный поиск новых решений профессиональных проблем

как можно большую долю рынка, а также первыми разработать продукт и наводнить им рынок.

Эволюция экономики ведет к более эффективной обработке информации (чем обработка ресурсов), к применению идей вместо применения энергии. Лидерами в мире становятся страны, разрабатывающие новые технологии и инновации, вложения в которые дают возрастающую отдачу. В XXI в. осуществляется переход от стандартных технологий, стабильности, планирования и иерархии к созданию другого мира бизнеса, основанного на генерации идей, их отборе и воплощении в новых технологиях и товарах. В сфере высоких технологий главным становится адаптация к новым идеям, генерация новых знаний и их воплощение в технологиях и изделиях. Высокие темпы обновления знаний (ежегодно обновляется 5 % фундаментальных знаний и 20 % профессиональных, а совокупный объем информации удваивается за 20 мес.) требуют адаптации к росту информационных потоков и образовательных учреждений как субъектов рынка.

В указанном контексте представляется актуальным связать концепцию возрастающей отдачи с развитием системы образования. Система высшего образования должна быть генератором новых идей,

причем на основе новых услуг и новых знаний она должна постоянно повышать свою отдачу. Здесь желателен следующий процесс [2]:

Разработка новых идей ^ Завоевание лидерских позиций в их отборе и усвоении ^ Издание продвинутых учебных курсов ^ Привлечение большего количества стремящихся к учебе ^ Финансовый успех ^ Рост дохода и прибыли ^ Усиление генерации и воплощения идей.

Возможности современного эффективного вуза определяются не только объемом собственных ресурсов, но в еще большей степени внешней средой (законодательная система, научно-технический прогресс, конкуренция и др.). Чтобы добиться на рынке успеха, приходится изучать спрос, особенности имеющихся образовательных услуг, предпочтения потребителей, перестраивать свою деятельность в соответствии с конъюнктурой. Если вуз не генерирует и не осваивает новые идеи, курсы и специальности, его рыночная позиция ослабевает, он не может обеспечить высокий уровень подготовки, из него уходят наиболее квалифицированные ученые.

В результате теряется имидж вуза, он в конце концов должен быть реорганизован как неэффективный, с убывающей отдачей.

Эффективный вуз как система с возрастающей отдачей может монополизировать отдельные направления обучения и НИР, за счет высокого уровня он может повышать стоимость обучения, будет расти как его имидж, так и прибыль. Например, Калифорнийский университет, являющийся лидером рейтинга лучших вузов мира в 2012/2013 учебном году, представленного британским изданием «Times Higher Education» и информационным агентством «Thomson Reuters», объединяет обучение и НИР, непрерывно обновляет учебные планы и программы, ориентируясь на технологии VI уклада, наглядно является примером образовательного учреждения с возрастающей отдачей (табл. 3).

Показательно, что в десятке лучших вузов мира семь позиций принадлежат американским университетам. В рейтинге лучших 200 университетов на Соединенные Штаты приходится 76, еще раз доказывая тем самым, что для формирования экономики знаний необходима сильная и эффективная образовательная система, основанная на возрастающей отдаче знаний как доминантного ресурса нового технологического уклада.

Возрастающая отдача от инноваций вуза дает ему ряд преимуществ:

• наилучшее обучение, что привлекает клиентов;

• технологическое развитие, что предопределяет непрерывную генерацию новых идей и знаний;

• эффективную организацию гибкого нестандартного обучения;

• привлечение в вуз талантливых студентов на основе рациональной ценовой политики, отбора, скидок умным студентам.

Высокая эффективность передового вуза приводит к монополизации им отдельного направления НИР и обучения, это является премией за развитие инноваций и проведение разумной стратегии, от реализации которой выигрывает и вуз, и общество, и страна. Экономика возрастающей отдачи (1) характеризуется ростом эффекта при увеличении потребления ресурсов в отличие от секторов убывающей отдачи (2) (см. рисунок).

Для возрастающей отдачи характерны экспоненциальный рост и эффект, и скорости его нарастания. Огибающая процесса экономического роста, приведенная на рисунке, отражает действие возрастающей отдачи знаний и технологий. Экспоненциальный рост знаний (в 2010 г. было произведено 1,5 экзабайта информации в мире, по оценкам экспертов, а весь объем накопленных в мире знаний в 2006 г. составил 5 экзабайт) приводит к появлению новых технологий и дальнейшему развитию науки и образования (табл. 2), отдача от которых постоянно растет (так 1 доллар, вложенный в образование в США, дает 6-10 долл. отдачи). По последним данным, на 1 долл. национального

Таблица 3

Лучшие высшие учебные заведения в 2012/2013 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позиция в рейтинге Вуз Страна Общий балл (мах =100) Примерная стоимость годичного обучения в 2011/2012 г., млн руб.

1 Калифорнийский технологический институт США 95,5 0,64

2 Стэнфордский университет США 93,7 1,13

3 Оксфордский университет Великобритания 93,7 0,30-0,80

4 Гарвардский университет США 93,6 1,26

5 Массачусетский технологический институт США 93,1 1,67

6 Принстонский университет США 92,7 1,06

7 Кембриджский университет Великобритания 92,6 0,50-1,25

8 Имперский колледж Лондона Великобритания 90,6 1,0

9 Калифорнийский университет в Беркли США 90,5 1,16-1,73

10 Чикагский университет США 90,4 0,80

214 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Россия Н/д 0,10-0,28

Источник: [7].

Ресурс х

Источник: [2].

Характеристики убывающей и возрастающей отдачи

человеческого капитала экономика США вырабатывает 0,13 долл. ВВП, в то время как в России данный показатель практически в два раза ниже -0,075 долл. ВВП.

Кроме того, последние проведенные исследования показали, что рост ВВП России лишь на 1/3 обеспечивается интенсивными факторами (интеллект, образование) в отличие от ведущих мировых экономик, для которых этот показатель составляет 75 %. Как видно, Россия пока еще значительно отстает от ведущих стран по этим критериям. В США более 50 % населения имеет высшее образование, в России данный показатель находится в интервале 30-35 %, по разным оценкам. Очевидно, для перехода к экономике знаний необходимо кратно увеличить критическую массу людей с высшим образованием при одновременном улучшении его качества. В настоящий момент, увы, это очень трудно реализуемо. Выходит, круг замкнулся?

Заключение. Не вызывает сомнений, что в последующие 30-50 лет XXI в. школы и университеты будут меняться гораздо сильнее, чем они менялись с того момента, когда более чем 300 лет назад обрели свой настоящий облик, реорганизовавшись благодаря печатным книгам. Начало этим переменам уже частично положено с помощью новых технологий в обучении (компьютеры, ИКТ и др.). Частично метаморфозы определяются потребностями общества знаний, в котором для «работников интеллектуального труда» организованный процесс обучения будет продолжаться всю жизнь. Частично предпосылки преобразований заложены в новой теории человеческого познания.

Указанные преобразования во многом находят свое системное отражение в формируемых VI технологическим укладом доминантах и императивах развития. В этом контексте России для перехода к новому технологическому укладу необходимо коренным образом трансформировать стратегию развития, преобразовав инерционную экономику убывающей отдачи в инновационную, основанную на науке, знаниях, идеях и образовании. Способность генерировать новые идеи и технологии, воплощать их в конкурентоспособную продукцию присуща только странам с высоким уровнем человеческого капитала как доминантного ресурса и стратегического актива. Именно возрастающая отдача вуза позволит осуществить переход к развитой форме концепции воспроизводства человеческого капитала и исследовать систему требований и принципов, отвечающих идеям стратегического развития высшего образования в условиях системных изменений.

Список литературы

1. Гречко М. В. Инновационное развитие экономики на основе управления человеческим капиталом: монография. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012.

2. Гречко М. В. Развитие вуза в условиях модернизации экономики: монография. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

3. Зак М. Х. Разработка знаниевой стратегии // Управление знаниями: хрестоматия. СПб: Высшая школа менеджмента, 2009.

4. Управление знаниями: Хрестоматия, 2-е издание / пер. с англ. Под ред. Т. Е. Андреевой, Т. Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010.

5. Фишер Р. Вероятностная концепция (1928) и Хартли Р. Логарифмическая мера количества информации (1928) // См.: Теория информации и ее приложения / под ред. А. А. Харкевича. М.: Наука, 1949. С. 12.

6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Прогресс, 1965. С. 243.

7. URL: http // timeshighereducation. co. uk.

8. Davenport, Thomas H. and Lawrence Prusak. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 1998.

9. LeonardD., Sensiper S. The role of tacit knowledge in group innovation // California Management Review. 1998. № 40. Р. 112-132.

10. De Long D., Seemann P. Confronting conceptual confusion and conflict in knowledge management // Organizational Dynamics. 2000. № 29 (1).

11. McDermottR. Why information technology inspired but cannot deliver knowledge management // California Management Review. 1999. № 41 (4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.