Научная статья на тему 'Знание школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - показатель исторического сознания (на примере учеников школ г. Лысьва Пермского края)'

Знание школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - показатель исторического сознания (на примере учеников школ г. Лысьва Пермского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1815
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ШКОЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стегний В.Н.

Оценивается уровень знания школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны, ее полководцев, героев, Верховного главнокомандующего, состава стран антигитлеровской коалиции и стран, воевавших на стороне гитлеровской Германии. Определены каналы получения информации о событиях данной войны. Нравственная оценка школьниками событий войны показатель их исторического сознания. Выделены типы исторического сознания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знание школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - показатель исторического сознания (на примере учеников школ г. Лысьва Пермского края)»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.6-057-874 (470.53-21)

В.Н. Стегний

ЗНАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ -ПОКАЗАТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕНИКОВ ШКОЛ Г. ЛЫСЬВА ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Оценивается уровень знания школьной молодежью основных событий Великой Отечественной войны, ее полководцев, героев, Верховного главнокомандующего, состава стран антигитлеровской коалиции и стран, воевавших на стороне гитлеровской Германии. Определены каналы получения информации о событиях данной войны. Нравственная оценка школьниками событий войны -

показатель их исторического сознания. Выделены типы исторического сознания школьников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, школьная молодежь, историческое сознание, нравственная зрелость.

В последние 20 лет в нашей стране, ряде стран Запада развернулась дискуссия о содержании и итогах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, которая, с одной стороны, направлена на фальсификацию в ней роли СССР, Советской Армии, ее исторического значения, с другой стороны, на отстаивание истины, правды. В этом плане большой интерес представляет то, как сегодняшняя школьная молодежь относится к этому всемирно-историческому событию ХХ века. С этой целью нами было проведено конкретное социологическое исследование в 2014 году в г. Лысьва среди учеников 10-11-х классов (322 чел.), учащихся колледжей (71 чел.), студентов филиала ПНИПУ. (Среди опрошенных 393 учащихся и студентов 55 % - представители женского пола и 45 % - мужского; в возрасте до 18 лет - 90 % и 18-20 лет - 10 %.)

Чтобы определить уровень знаний у школьника о Великой Отечественной войне, необходимо знать, откуда он черпает эти знания, информацию о ней. Социологический опрос позволил выявить следующую картину. Школьники получают информацию о данном событии не из одного источника, а из нескольких. Следовательно, у них фиксируется системный подход к анализу это-

© Стегний В.Н., 2015

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

го исторического события. В основном опрошенные получают данную информацию из школьного курса истории (90,3 %), художественных фильмов (74,3 %), от родных и близких (62,6 %), из СМИ (58,3 %), Интернета (53,4 %).

Высокая оценка школьников роли учебника по истории снимает вопрос, нужен такой учебник или нет в школе. Да, нужен, так как он определяет методологию изучения истории и отношение к своей стране, Родине. Подход должен быть научный, основанный на нравственных ценностях. Хотя только один научный подход к истории не может дать истинных знаний о ней, поэтому он взаимосвязан и с ненаучными формами познания истории. В этой связи школьники очень высоко оценили роль художественных фильмов в формировании их позиции относительно Великой Отечественной войны. Именно кино в самой доступной форме для всех может не только рассказать, но и показать наглядно суть сложных исторических событий. Следует отдать должное родным и близким школьников, которые в узком семейном кругу говорят об этой войне, передавая воспоминания, рассказы о ней из поколения в поколение.

Среди опрошенных более 1/2 подчеркнули роль СМИ, Интернета в передаче информации о данном событии. 1/3 школьников получают информацию из специальной литературы о войне. Это хороший показатель для молодежи нашего времени. Каждый третий школьник получает данную информацию из рассказов участников войны. Только каждый седьмой школьник обсуждает события о войне со своими друзьями и знакомыми.

Роль других источников в получении информации о войне весьма минимальная - 0,6 %. Зная источники получения данной информации, можно регулировать процесс формирования исторического сознания школьников.

Исходя из каналов получения информации, школьнику было задано несколько вопросов, связанных с исторической памятью о том, а что они знают о ее содержании.

В ходе опроса школьники показали конкретные знания о датах начала и окончания Великой Отечественной войны. День начала этого трагического события в жизни нашей страны точно указали 88 % опрошенных. Это весьма высокий показатель исторического сознания современного школьника, который родился более чем через 50 лет после начала войны. Другой день начала этого события указали 11 % школьников, они тоже близки к истине, поскольку среди них 4,3 % указали дату начала Второй мировой войны.

Примерно такая же картина у школьников со знанием даты окончания войны и ее начала: 77,2 % - 9 мая 1945 года и 17,6 % - 8 мая 1945 года, в сумме 94,8 %. Фактически и та, и другая дата указаны правильно, так как в Западной Европе эту дату считают 8 мая, в СССР - 9 мая 1945 года. Кроме того, среди школьников 5,2 % указали другие даты, среди которых 1,5 % ука-

зали дату 1 сентября 1945 года - это окончание Второй мировой войны. В целом основная группа школьников показала отличные знания по данному вопросу.

С вопросом о датах начала и окончания войны взаимосвязан вопрос о ее продолжительности. Точно продолжительность этой войны указало 72 % школьников. Близко к истине находятся и те, которые указали 1380 и 1500 дней, но с исторической точки зрения это неверно. Группа школьников (8,9 %), которые не знают продолжительности данного события, достаточно большая, вызывает определенное беспокойство, связанное с тем, что она не ориентируется в конкретном историческом пространстве и историческом времени.

Любые исторические события всегда связаны с именами тех людей, которые в них активно участвовали. С этой целью студентам был задан вопрос с перечислением различных имен, из которых они должны были выбрать имена героев Великой Отечественной войны (табл. 1).

Таблица 1

Герои Великой Отечественной войны

Фамилии героев Доля ответов, % Фамилии героев Доля ответов, %

Сергей Лазо 4,8 Григорий Котовский 9,7

Александр Матросов 35,6 Нестор Махно 9,9

Зоя Космодемьянская 72,3 Виктор Талалихин 33,3

Олег Кошевой 31,8 Александр Покрышкин 43,6

* Поскольку каждый выбирает несколько ответов, то сумма больше 100 %.

Среди перечисленных героев школьники правильно указали фамилии Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Александра Покрышкина и т.д. Если Зою Космодемьянскую назвали почти 3/4 школьников, то остальных героев назвал только каждый четвертый из опрошенных. Это очень мало. Молодежь должна знать имена героев, их подвиги и на их примере воспитываться.

К сожалению, к героям Великой Отечественной войны школьники отнесли Сергея Лазо, Григория Котовского, Нестора Махно, которые были участниками Гражданской войны. Школьники показали низкий уровень знаний по данной теме. Кроме того, среди них каждый 10-й путает Гражданскую войну с Великой Отечественной.

Любая война отличится одна от другой своими полководцами. В историческом сознании человека они всегда занимают особое почетное место. Их имена передают из поколения в поколение, так как на войне им принадлежит ведущая роль. В этой связи школьникам был предложен список фамилий 17 полководцев, из которых они должны были выбрать полководцев Великой Отечественной войны (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опроса школьников о полководцах Великой Отечественной войны

Фамилии Доля Фамилии Доля

полководцев ответивших, % полководцев ответивших, %

Блюхер 3,1 Баграмян 33,3

Конев 54,5 Кутузов 12,2

Тухачевский 10,2 Мерецков 24,4

Жуков 86,0 Самсонов 8,4

Щорс 1,0 Рокоссовский 51,9

Барклай де Толли 4,6 Колчак 6,6

Малиновский 46,6 Василевский 46,3

Суворов 12,5 Нахимов 19,2

Ватутин 36,9

Большинство опрошенных верно назвали Жукова, Конева, Рокоссовского, Малиновского, Ватутина, Баграмяна, Мерецкова. Если Жукова знают почти все школьники, то других полководцев назвали от 1/4 до 1/2 школьников. Показатель знаний достаточно хороший, но он слишком дифференцирован. Этих полководцев должны знать все.

Кроме того, среди школьников выделяется группа (от 4 до 20 %), которая перепутала полководцев Великой Отечественной войны с полководцами Гражданской войны, Первой мировой войны, Крымской войны XIX века, Отечественной войны 1812 года. Это показатель того, что у этой группы школьников исторические знания есть, но ложного характера.

Исход войны, ее результаты во многом зависят от того, кто является Верховным главнокомандующим в стране в годы войны. С этой целью школьникам было предложено шесть фамилий, среди которых они должны были назвать фамилию Верховного главнокомандующего (табл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса школьников о Верховном главнокомандующем в годы войны

Фамилии Доля ответов, % Фамилии Доля ответов, %

военачальников военачальников

Сталин 81,7 Ворошилов 0,9

Жуков 14,0 Буденный 0

Молотов 0,9 Берия 0,9

Большинство опрошенных назвали Сталина, 14 % - Жукова. Наверное это правильно, что две фамилии, поскольку Жуков практически всю войну был у Сталина первым заместителем. Этот исторический факт точно не знают 18 % опрошенных. Это та группа, которая находится в плену ложного исторического сознания. Тем не менее, несмотря на то, как оценивают в послед-

ние 60 лет роль Сталина в нашем обществе и особенно в СМИ, художественной литературе, киноискусстве, политической мысли, историческом знании и т.д., отдадим должное школьникам: среди них 82 % правильно разобрались в данном вопросе, сумели разделить ложь и истину.

В этой связи интересно то, как они оценили роль Сталина как Верховного главнокомандующего в данной войне (табл. 4).

Таблица 4

Оценка роли Сталина в Великой Отечественной войне

№ п/п Вариант ответа Доля ответов, %

1 Безусловно, положительно 16,8

2 Скорее положительно, чем отрицательно 51,9

3 Скорее отрицательно, чем положительно 12,4

4 Безусловно, отрицательно 2,0

5 Не могу оценить 16,9

Среди опрошенных школьников 70 % дали дифференцированную положительную оценку, понимая, что победы в войне добивается та сторона, в которой Верховный главнокомандующий работает на страну во имя ее победы, спасения народа, Отечества, Родины. Искажение роли Верховного главнокомандующего в любой войне нельзя как недооценивать, так и переоценивать, так как это оборачивается поражением той страны, которая относится к одной из этих позиций. Роль Верховного главнокомандующего в массовом сознании людей в период войны очень велика. Народ ему верит. И советский народ верил Сталину, верил в победу.

В развернувшейся в настоящее время дискуссии о том, кто внес наибольший вклад в победу над фашистами в Европе, интересным является вопрос о том, кто входил в антигитлеровскую коалицию и кто воевал на стороне фашистской Германии (табл. 5). В антигитлеровскую коалицию входили не только СССР, Великобритания и США, но и Франция, Югославия, Китай, Польша, Канада, которые воевали против фашизма. Китай воевал с японскими милитаристами, которые были союзниками германских фашистов. Надо сказать, что указанные страны формально в антигитлеровскую коалицию не входили. Кроме того, ряду стран - Румынии, Венгрии, Болгарии, Италии и др. - следует напомнить о том, что они воевали против СССР в годы Второй мировой войны. У школьников этих знаний крайне недостаточно сегодня, а это важно не только для нашей страны, но и для всей Европы и мира.

В результате опроса выяснилось, что школьники знают события, связанные с Хиросимой - 42 %; Освенцимом - 47 %; Бабьим Яром - 27 %; Нюрнбергом - 27 %. Но ряда трагических событий войны современный школьник (каждый 10-й) не знает. Это крупные просчеты современной системы не только образования, но и воспитания.

Таблица 5

Результаты опроса школьников о принадлежности государств антигитлеровской коалиции и воевавших на стороне гитлеровской Германии (в %)*

Государство Входили в антигитлеровскую коалицию Воевали на стороне гитлеровской Германии

Югославия 35,1 14,8

Италия 6,6 58,0

Великобритания 74,6 5,1

Болгария 24,4 26,7

Япония 14,0 47,3

США 68,4 8,7

Венгрия 15,3 30,8

Франция 60,3 12,7

Китай 51,7 5,7

Румыния 16,3 36,1

Польша 44,8 21,1

Канада 35,6 8,7

* Поскольку каждый выбирает несколько ответов, то сумма больше 100 %.

В качестве знаменателя в данном опросе школьников был вопрос: «Как Вы считаете, смогла бы сейчас наша страна победить в такой войне, как Великая Отечественная?». Среди ответивших: 64 % считают, что да; 24 % - сомневаются и только 6 % — нет. Практически 90 % опрошенных в разной степени дают положительный ответ на данный вопрос и только 6 % - отрицательный. Для сегодняшнего времени это достаточно высокий показатель уверенности школьной молодежи в своей стране: из 10 опрошенных 9 верят в нее, хотя с разной степенью уверенности. Этот показатель в 90-е годы ХХ века был намного ниже. То, что молодежь обретает уверенность в своей стране, - важнейший показатель нравственно-патриотического состояния общества.

Эмпирический анализ позволил выделить среди школьников две группы с разным содержанием и уровнем исторического сознания. Первая группа среди опрошенных составляет от 70 до 80 %, которые при получении информации о Великой Отечественной войне опираются на целую систему каналов. Среди них ведущая роль принадлежит школьным учебникам по истории, специальной литературе о войне, художественным фильмам, рассказам участников войны, СМИ, Интернету и т.д. Эта группа достаточно точно знает основные события войны и понимает ее роль для нашей страны, современного мира. Данная группа имеет высокий уровень исторического сознания.

Вторая группа, которая выделяется среди опрошенных (около 20 %), не знает точно основных событий Великой Отечественной войны, путает ее с Первой и Второй мировыми войнами, а также с Гражданской войной. У этой группы фиксируется низкий уровень исторического сознания.

В целом следует отметить, что, несмотря на противоречивость сегодняшнего исторического образования, доминирование в нем политического, а не научного подхода, школьники показали достаточно высокий уровень исторического сознания. В этом большая заслуга учителей школы и вузов, той группы ученых, работников СМИ, деятелей культуры, особенно киноискусства, которые придерживаются принципов объективности, правдивости, научности в оценках данного события, ветеранов войны, а также семьи, которая воспитывает своих детей на основе нравственных ценностей. Отношение учащейся молодежи к основным событиям Великой Отечественной войны является показателем их гражданско-патриотической зрелости, нравственного сознания [1].

Сравнивая знание событий Великой Отечественной войны у учеников 10-11-х классов и студентов 2-3-х курсов политехнического вуза, фиксируем у них высокий уровень знаний этих событий и между ними в этих вопросах не отмечено каких-либо принципиальных различий [2]. Хотя в уровне информированности различия есть.

Нам удалось зафиксировать у школьников и студентов четкую взаимосвязь между уровнем их информированности о Великой Отечественной войне и знанием ее основных событий. Это очень важная взаимосвязь, которая фиксируется у личности между уровнем информированности и уровнем активности, содержанием деятельности. Если человеку дать достаточно информации, то он, в конце концов, начнет вести себя обдуманно, осмотрительно и будет принимать верные решения [3, с. 21-22]. Если мы будем распространять объективные, точные научные знания, в частности о Великой Отечественной войне, тогда все больше жителей планеты будут принимать правильные решения.

Список литературы

1. Стегний В.Н., Шувалов В.В. Социологический анализ гражданско-патриотического воспитания в Лысьвенском городском округе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. - № 4 (25). - С. 8-18.

2. Стегний В.Н. Историческое сознание студентов // Власть. - 2015. -№ 3. - С. 73-77.

3. Медоуз Д.Х. Пределы роста: 30 лет спустя / под ред. Н.П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 258 с.

Получено 02.02.2015

V.N. Stegniy

SCHOOLCHILDREN' KNOWLEDGE OF THE MAIN EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945) AS AN INDICATOR OF HISTORICAL AWARENESS (BY EXAMPLE OF LYSVA SCHOOLS IN PERM KRAI)

We consider knowledge about the major events of the Great Patriotic War in Russia, shown by senior pupils, including knowledge about military leaders, heroes, the Supreme Commander, states of the anti-Hitler coalition and the countries that fought on the side of Nazi Germany. Channels of information about the war events are determined. The pupils' moral assessment of the war events serves as an indicator of their historical consciousness. Types of historical consciousness of the pupils are revealed.

Keywords: main events of the Great Patriotic War, senior pupils, historical consciousness, moral maturity.

Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Sociology, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.