ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 33:001.101
Степаненко СВ.,
доцент кафедры экономической теории Национального университета государственной налоговой службы Украины; докторант Института проблем государственного управления и местного самоуправления Национальной академии
государственного управления при Президенте Украины, кандидат наук по государственному управлению (Украина, г. Киев)
ЗНАНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ХХ! СТОЛЕТИИ
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием экономики знаний. Проанализированы ее истоки и исторические этапы становления, а также перспективы последующего развития.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, информация, экономика знаний, факторы, развитие.
Постановка проблемы. Исследования многих экономических процессов в последнее время базируются на категории «знания». Человечество, отмечает П. Дракер, прошло путь от знания (в единственном числе) к знаниям (во множественном числе), то есть к знаниям в разных отраслях. „То, что мы теперь называем знанием, ежечасно доводит свою значимость и проверяется практикой. Знание сегодня — это прагматичная информация, которая служит для получения конкретных результатов. При этом результаты оказываются вне человека — в обществе, экономике или в развитии самого знания" [3, с. 99]. Роль знаний с развитием общества изменялась: из сферы бытия и существования сегодня знания превратились в сферу деятельности. Изучение и системный анализ феномена существенной смены роли знаний в современных экономических системах начались в середине ХХ в., когда в 70-х гг. исследователи пришли к выводу об информационном характере современного общества, о том, что экономика, ее развитие на современном этапе базируется на знаниях, а информация
и знание выступают факторами производства. В этот период появились исследования, которые подавали общую логику развитию человечества и определяли перспективы процесса современного мироздания, в частности теория стадий экономического роста В. Ростоу, теория индустриального развития А. Арона, концепция „трех волн" О. Тофле-ра, теория постмодерна.
Анализ последних исследований и публикаций. В конце ХХ и в начале ХХ1 в. постиндустриальная теория активно развивалась, исследовались те или иные аспекты общественной жизни; сформировались новые ее направления: теория трех волн и революционного богатства (О. Тофлер) [8], теория информационного общества [9], теория технотронной эры (Бжезинский) [2], теория информационного капитализма и сетевого общества (М. Кастельс) [4], новейший пост-индустрионализм (П. Дракер) [3], теория по-стэкономического развития (В. Иноземцев) [7]. Эти и другие ученые заложили основу экономики знаний как науки и положили начало такому понятию, как общество, основную роль в котором играет знание.
Цель статьи. В то же время современные процессы нуждаются в системной проработке, что и обусловило цель этой статьи, которая заключается в исследовании истоков и исторических этапов становления, а также перспективы последующего развития постиндустриального общества.
Изложение основного материала. Доминирующей парадигмой в современном обществоведении является концепция постиндустриального общества, основатель, какой Д. Белл, проанализировав модели социально-экономического уклада общества, поставил ряд вопросов и сформулировал проблемы, которые в дальнейшем воспри-
няли многочисленные исследователи. Понятие «постиндустриальное общество» Д. Белл вводит еще в конце 50-х гг. ХХ ст., а окончательно его концепция сформулирована в 1973 г. в работе «Грядущее постиндустриальное общество» [1].
Д. Белл рассматривает развитие общества как изменение трех социально-экономических систем: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной. Среди базовых Д. Белл называет ведущую роль науки и экспансию производства услуг и информации. Производство услуг, безусловно, не возникает лишь на постиндустриальной стадии и не означает снижения веса сферы производства. Услуги производились и в доиндустриальном, и индустриальном обществах.
В индустриальном обществе доминировали преимущественно услуги бытового характера, а именно: общественное питание, а также транспорт и финансы, которые играли вспомогательную роль в производстве товаров. В постиндустриальном обществе получают распространение новые виды услуг, в первую очередь в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальное обслуживание, а также услуги профессионалов, например консалтинг, аудит, проведение исследований и оценивание, обслуживание компьютерных систем, осуществление системного анализа.
Услуги привлекают все больше работников с одновременным сокращением количества занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Основные характеристики индустриального и постиндустриального обществ с точки зрения доминирования сферы, ресурсов, инноваций, заключения капитала, объекта управления и модели образования приведены в таблице 2 [11].
Таблица 1 — Периодизация этапов развития общества в соответствии с концепцией
П. Дракера [3]
Этап Года Тип революции Объект инвестиций Основные ресурсы
1 1700-1900 гг. Промышленная Средства производства Техника и природные ресурсы
2 19001945 гг. Революция в производительности труда Производственные отношения Человек и капитал
3 1945 г. -нач. ХХ1 в. Революция в управлении Информационные технологии и системы управления Знания
№ 2 2013 г.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
37
ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Постиндустриальный уклад имеет значительные отличия от других. Да, труд в сфере услуг, информационная работа более интересныи разнообразны, нуждаются в более обстоятельной предыдущей подготовке, приносят большее удовлетворение работникам, чем, например, однообразная работа на конвейере с бесконечным повторением одинаковых операций.
Формирование большой группы специалистов, которые играют ведущую роль в постиндустриальном обществе (по Д. Беллу до
30% всей рабочей силы), повышает роль теоретического знания, а также информации, позволяет специалистам последовательнее обнаруживать склонность к планированию. На этой основе общество имеет возможность тщательным образом, сознательно, целеустремленно определять траекторию развития, контролировать этот процесс, в чем сказывается отход от классической либеральной экономики, инициирующий потребность в планировании и прогнозировании [1, с. 25].
Таблица 2 — Основные характеристики индустриального и постиндустриального обществ [11]
Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Основная сфера
Сфера материального производства Сфера услуг, образование, культура, наука
Основные ресурсы
Материальные ресурсы Информация и знания, интеллект человека
Основа инноваций
Новаторство и развитие осуществляются Источники новаторства сосредоточиваются в
за счет индустриальных корпораций интеллектуальных институтах (университетах и научно-исследовательских учреждениях)
Сфера вложения капитала
Материальные объекты Человек
Объект управления
Управление финансовым капиталом Управление человеческим капиталом
Модель образования
Предметно-онтологическая Гносеологическая
В первый раз термин "экономика знаний" применил американский исследователь Ф. Махлуп в 1962 г. [6]. В экономику знаний он включил сферу образования, исследований и разработок, связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. Ф. Махлуп рассматривал экономику знаний как один из секторов, который играет решающую роль в функционировании экономической системы. В процессе развития социальной роли науки под экономикой, которая базируется на знаниях, стали понимать определенный тип экономики, где производство знаний становится источником ее роста.
А. Чухно подчеркивает, что информация и знание являются качественно новым производственным ресурсом и вместе с формированием инновационного общества становятся решающим, качественно новым
фактором производства. Фактор производства — настолько важная категория, что она не только определяет способ производства, но и название общества. „Когда рядом с такими факторами производства, как земля и труд, появился капитал, то и общество стало называться капиталистическим. Так же информация и знание составляют сущностную характеристику нового общества и его экономики, потому они называются информационными, или обществом и экономикой знаний" [10, с. 12]. При этом знаниям отводится решающая роль в создании конкурентных преимуществ и формировании стоимости товаров.
Выводы из данного исследования и перспективы последующих разведок в данном направлении. Знание, следовательно, уже не просто ресурс, а капитал, который должен воспроизводиться. «Знания стали эко-
номической категорией, а капитализация знаний — одним из важнейших экономических процессов» [5, с. 107]. Соответственно общество знаний — это общество, в котором все заинтересованные субъекты имеют эквивалентный доступ к ресурсам информационных технологий и реализуют выгоды, которые эти ресурсы приносят.
Все эти процессы изменяют и непосредственно влияют на предпосылки, а следовательно, и принципы, и экономические закономерности общественного развития. Свойства индустриального способа производства не отвечают новой экономической реальности и требуют адекватного объяснения, что и должно стать предметом последующих исследований в отмеченном направлении.
Библиографический список:
1. Белл Д. Грядуще постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Даниел Белл [пер. с англ. / Под ред. В.Л. Иноземцева] — М.: AKADEMIA, 1999. — 956 с.
2. Brzezinsky Z. Between Two Ages. America's Role in the Technotronic Era / Zbigniew Brzezinski. — N.Y.: The Viking Press, 1970.
3. Дракер П. Посткапиталистическое общество / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — 640 с.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кас-
тельс; [Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шка-ратана]. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
5. Константинов Г.Н. Университеты, общество знания и парадоксы образования / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Вопросы образования. — 2005. — № 4.
— С. 106— 126.
6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп; [Пер. с англ.]. — М.: Прогресс, 1966. — 43 с.
7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / Владислав Леонидович Иноземцев; (Учеб. пособие для студентов вузов). — М.: Логос, 2000. — 304 с.
8. Тоффлер Э. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер; [Пер. с англ. М. Султанова, И. Цыркун].
— М.: АСТ; АСТ МОСКВА; Профиздат, 2008.
— 569 с. — (Серия «РЫ^оИу»).
9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Фрэнк Уэбстер; [Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной] ; под ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 400 с. (ISBN 5 — 7567 — 0342 — Х).
10. Чухно А. Інституціоналізм: теорія, методологія, значення / Анатолій Чухно // Економіка України. — 2008. — № 6. — С. 4—13.
11. Яковенко Л.І., Пащенко О.В. Економічні основи модернізації вищої освіти в умовах становлення економіки знань / Лариса Іванівна Яковенко, Олександр Володимирович Пащенко. — Полтава: Скайтек, 2011. —216 с.
Stepanenko S.V., e-mail: sergei-stepanenko21@rambler.ru
associate professor of the department of Economic theory of the National University of State Tax Service of Ukraine, a doctoral student of the Institute of Public Administration and Local Self-Government of the National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Candidate of Sciences in Public Administration (Ukraine, Kiev)
KNOWLEDGE AS A DETERMINING FACTOR IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF
SOCIETY IN THE XXI CENTURY The problems associated with the formation of knowledge economy are viewed. Its origins and historical stages of development, as well as prospects for further development are analyzed. Key words: post-industrial society, information, knowledge economy, factors, development.
№ 2 2013 r.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
39