Научная статья на тему 'Знание истории Отечества как один из признаков уважения к своему народу (на примере знания студентами событий Смутного времени и освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. )'

Знание истории Отечества как один из признаков уважения к своему народу (на примере знания студентами событий Смутного времени и освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / TIME OF TROUBLES / EDUCATION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виноградов Антон Александрович

Автор изучает уровень знания российскими студентами эпохи Смутного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge of the history of Russia as a sign of respect to the people (on the example of the student knowledge of events the Time of Troubles and the liberation of Moscow from Polish invaders in 1612)

The Author studies the level of knowledge of Russian students about rhe Time of Troubles.

Текст научной работы на тему «Знание истории Отечества как один из признаков уважения к своему народу (на примере знания студентами событий Смутного времени и освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. )»

Виноградов Антон Александрович,

к. и. н., доцент кафедры Общественные науки Санкт-Петербургского филиала Государственного университета Минфина России (Санкт-Петербург)

ЗНАНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ УВАЖЕНИЯ К СВОЕМУ НАРОДУ (НА ПРИМЕРЕ ЗНАНИЯ СТУДЕНТАМИ СОБЫТИЙ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ МОСКВЫ ОТ ПОЛЬСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ В 1612 Г.)

В 2012 г. исполняется 400 лет со времени освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г., которое послужило важным толчком к окончанию Смутного времени.

Значение подвига народа в освобождении Москвы от польских захватчиков в 1612 г. весьма актуально в начале XXI в., после развала СССР, когда еще до конца не сложились идеология и самосознание народов государств, образовавшихся на развалинах СССР.

Великие русские мыслители считали: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно» (Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1956-1962); «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться» (Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: «Бизнессофт», 2005).

На наш взгляд, знание истории Отечества — один из ключевых моментов в формировании самосознания и внутренней культуры человека.

Силами Студенческого научного общества Государственного университета Минфина России (Санкт-Петербургского филиала) (далее — филиала) было проведено анонимное анкетирование студентов 1 и 2 курсов дневного отделения филиала. Всего было опрошено 114 студентов из 7 учебных групп, что составляет большинство обучающихся на дневном отделении высшего профессионального образования студентов филиала. Анкетируемые не являлись специалистами в области истории России. Все

опрошенные обучаются по экономическим и управленческим специальностям. Объем звонковой нагрузки по дисциплине История (Отечественная история) равняется 36 часам (лекций и семинаров).

Таблица 1 составлена автором на основании анкетирования, проведенного в мае 2012 г. среди студентов Государственного университета Минфина России (Санкт-Петербургского филиала).

В анкете было задано 12 вопросов:

Вопрос № 1: Как в России называют эпоху начала XVII в.? (см. таблицу № 1). Ответ: Смута (Смутное время).

Данный вопрос вызвал некоторое затруднение у студентов. Количество правильных ответов составило 62,28 %. Среди студентов, не давших правильного ответа на этот вопрос, 21,93 % анкетируемых затруднились ответить, 15,79 % анкетируемых студентов дали неверные ответы. Среди неверных ответов были следующие: век перелома, золотой век, разгром, эпоха Романовых, алюминиевый, бунташный век, эпоха возрождения, эпоха просвещения.

Вопрос № 2: Как звали жену Лжедмитриев I и II? (см. таблицу № 1). Ответ: Марина Мнишек.

Правильный ответ на данный вопрос дали 27,19 % опрошенных студентов. Среди студентов, не давших правильного ответа на этот вопрос, 36,84 % затруднились ответить, а 35,97 % дали неверные ответы. Среди неверных ответов были следующие: Марина (12,28 %), Мария Мнишек (8,77 %), Мнишек (0,88 %), Мария, Анна, Елизавета, София, Василиса, Екатерина, Ольга, Оксана, Елена, императрица, Лжемария III, Татьяна Петровна.

Вопрос № 3: Назовите две царских династии, правивших в России после Федора Иоановича и до Земского собора 1613 г.? (см. таблицу № 1). Ответ: Годуновы, Шуйские.

Правильный ответ на вопрос дали только 11,4 % опрошенных студентов. Среди студентов, не давших правильного ответа на этот вопрос, 50,88 % затруднились ответить, 37,72 % дали неверные ответы. Среди неверных ответов были следующие: Шуйский (2,63 %), Годуновы (13,16 %), Рюриковичи, Романовы, Мстиславский, Милославские, Юрьевы, Степановы, Потапова, Нарыткины.

Вопрос № 4: Какое прозвище дали Лжедмитрию II? (см. таблицу № 1). Ответ: «Тушинский вор».

На данный вопрос ответить смогли всего 42,98 % опрошенных студентов филиала. Среди анкетируемых, давших неправильные ответы, 38,6 %

43

затруднились ответить, 18,42 % дали неверные ответы. Среди неверных ответов были следующие: «тушенский вор» (1,75 %), тушинский (0,88 %), «туженский», пушкинский вор, калужский вор (2,63 %), самозванец (5,26 %), Лжедмитрий II, вор, Медведев, чудодеятель, пророк.

Вопрос № 5: В каком городе России воевода Михаил Шейн руководил обороной («Сидением») от осаждающих захватчиков? (см. таблицу № 1). Ответ: в Смоленске.

Верно на данный вопрос ответили всего лишь 3,51 % опрошенных студентов филиала. Среди анкетируемых, давших неправильные ответы, 82,46 % затруднились ответить, 14,04 % дали неверные ответы. Среди неверных ответов были следующие варианты: «Москва», в Азове, «Новгород», «Нижний Новгород», «Ростов», «Псков».

Вопрос № б: От войск какого государства 4 ноября 1612 г. народное ополчение освобождало Москву? (см. таблицу №1). Ответ: Польши (Речи Посполитой).

Количество правильных ответов составило 38,6 %. 53,51 % опрошенных вообще не дали никакого ответа. 7,89 % опрошенных дали неверные ответы. Среды неверных ответов опрошенные указывали: интервентов, «Франция», татаро-монгольское иго, «народного», «Нижний Новгород».

Вопрос № 7: Назовите имена руководителей первого народного ополчения пытавшихся освободить Москву? (см. таблицу № 1). Ответ: Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой. Правильным считался ответ, верно указывающий любую из названных фамилий.

Количество правильных ответов составило 7,89 %. 69,3 % опрошенных вообще затруднились ответить, 23,68 % дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: Минин и Пожарский, Разумовский, Лжедмитрий, Иван III, Кутузов, Разин, Минский, Минин-Пожарский (двойная фамилия).

Вопрос № 8: В каком городе России был центр второго ополчения, освободившего Москве в 1612 г.? (см. таблицу № 1). Ответ: Нижний Новгород.

Правильно на данный вопрос ответили 11,4 % опрошенных студентов. 66,67 % студентов, отвечавших на вопросы анкеты, вообще затруднились ответить на данный вопрос. 21,93 % опрошенных дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: «Нежный Новгород», Новгород, «Новгорот», Смоленск, Ростов, Новосибирск, Орск, «Ярославля», Москва, «Дон».

Вопрос № 9: Кто возглавлял 2-е народное ополчение 1612 г.? (см. таблицу № 1). Ответ: К. Минин и Д. Пожарский.

44

Количество правильных ответов составило 37,72 %. 47,37 % студентов вообще затруднились ответить на данный вопрос, 14,91 % опрошенных студентов дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: Минин (7,89 %), Пожарский (5,26 %), Трубецкой, Кутузов.

Вопрос № 10: Как звали первого государя новой династии, избранного царем в 1613 г.? (см. таблицу № 1). Ответ: Михаил Федорович Романов.

Количество правильных ответов составило 41,23 %. За правильный вариант вместе с основным были засчитаны следующие ответы: Михаил Федорович, Михаил Романов. 41,23 % студентов вообще затруднились ответить на данный вопрос. 17,54 % опрошенных студентов дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: Михаил (9,65 %), Романов, Б. Годунов, Иван III, Лжедмитрий, Владимир, Павел, Степан.

Вопрос № 11: Как звали патриарха отца первого царя новой династии появившейся в 1613 г.? (см. таблицу № 1). Ответ: Филарет (Федор Никитич Романов).

Количество правильных ответов составило 22,81 %. 57,02 % студентов вообще затруднились ответить на данный вопрос. 20,18 % опрошенных студентов дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: «Виларет», Филарет Федорович, Никон, Гермоген, Алексей, Иов, Михаил Федорович, Иов, Мефодий, Кирилл, Федор Иоанович.

Вопрос № 12: Назовите литературные и музыкальные произведения (с указанием автора), посвященные событиям начала XVII в. в России? (см. таблицу № 1). Ответ: А. С. Пушки «Борис Годунов», М. Мусоргский «Борис Годунов», М. Глинка «Жизнь за царя», Авраам Палицин «Сказание Авраамия Палицина», М. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 году», Б. Акунин «Детская книга», Л. Бородин «Царица смуты» и др.

Количество правильных ответов составило 7,89 %. 78,07 % студентов вообще затруднились ответить на данный вопрос. 14,04 % опрошенных студентов дали неверные ответы. Среди ложных ответов были следующие: Борис Годунов (8,77 %), Иван Сусанин (1,75 %), «Стих Пушкина», «произведения, описывающие события начала XVII века», Лермонтов «Бородино», «полет шмеля».

То, что 92,11 % не дали ответа на последний вопрос, показывает не только низкий уровень знаний студентов младших курсов по дисциплине Отечественная история, но и по Русской литературе.

Тот факт, что подавляющее большинство вопросов вызвало затруднение у опрошенных студентов, показывает, что студенты, недавно закон-

Таблгща № 1

Опрос о знании студентов 2012 г. (Санкт-Петербургского филиала ГУМФ России) событий Смутного времени и освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г.

№ п/п Вопросы Ответы

Всего ответов Правильные Неправильные

Нет ответа Неверный ответ Всего

1. Как в России называют эпоху начала XVII в.? 114 71 25 18 43

100 % 62,28 0 о 21,93 % 15,79 % 37,72 %

2. Как звали жену Лжедмитриев I и II? 114 31 42 41 83

100 % 27,19% 36,84 % 35,97 % 72,81 %

3. Назовите две царских династии, правивших в России после Федора Иоановича и до Земского собора 1613 г.? 114 13 58 43 101

100 % 11,4 % 50,88 % 37,72 % 88,6 %

4. Какое прозвище дали Лжедмитрию II? 114 49 44 21 65

100 % 42,98 % 38,6 % 18,42 % 57,02 %

5. В каком городе России воевода Михаил Шейн руководил обороной «Сидением» от осаждающих захватчиков? 114 4 94 16 110

100 % 3,51 % 82,46 0 о 14,04 % 96,49 0 о

6. От войск какого государства 4 ноября 1612 г. народное ополчение освобождало Москву? 114 44 61 9 72

100 % 38,6 % 53,51 % 7,89 % 61,4%

7. Назовите имена руководителей первого народного ополчения, пытавшихся освободить Москву? 114 9 79 26 106

100 % 7,89 % 69,3 % 23,68 % 22,81 %

Смутное время в России: Конфликт и диалог культур

Таблица № 1 (Окончание)

8. В каком городе России был центр второго ополчения, освободившего Москве в 1612 г.? 114 13 76 25 101

100 % 11,4 % 66,67 0 о 21,93 % 88,6 %

9. Кто возглавлял 2-е народное ополчение 1612 г.? 114 43 54 17 71

100 % 37,72 % 47,37 % 14,91 % 62,28 0 о

10. Как звали первого государя новой династии, избранного царем в 1613 г.? 114 47 47 20 91

100 % 41,23 % 41,23 % 17,54 % 58,77 %

11. Как звали патриарха отца первого царя новой династии, появившейся в 1613 г.? 114 26 65 23 88

100 % 22,81 % 57,02 % 20,18% 77,19%

12. Назовите литературные и музыкальные произведения (с указанием автора), посвященные событиям начала XVII в. в России? 114 9 89 16 105

100 % 7,89 % 78,07 % 14,04 % 92,11 %

Итого: 1368 359 734 275 1009

100 % 26,24 % 53,65 % 20,1 % 73,76%

4^

<1

Смутное время в России: Конфликт и диалог культур

чившие школу (то есть недавно изучавшие историю России) и в большинстве своем повторно изучавшие ее в вузе, имеют существенные пробелы в знании истории Отечества.

Надо учесть тот факт, что уровень сложности требуемых ответов на поставленные вопросы был относительно низким. И согласно уровню сложности, процент правильных ответов можно считать еще более низким.

Когда в обществе нет четкой идеологии развития, история Отечества, на наш взгляд, — главный источник патриотизма, помогающий формировать полноценных граждан, а не простых потребителей.

«Об американской (равно — английской, французской и т. д.) манере писать собственную историю и говорить нечего. Крупный современный английский историк назвал ее агрессивным самовосхвалением» (Соловей В. Д. Кровь и почва русской истории. М.: Рус. Миръ, 2008). Отечественная история, читаемая в вузах, политкорректна, однако часов, выделяемых на ее изучение, крайне недостаточно. По нашему мнению, Россия не должна быть ущемлена в плане изучения и знания собственной истории в сравнении США, странами ЕС и другими развитыми странами.

Мы продолжим исследования знаний студентов филиала об истории Отечества, но уже сейчас, на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос об увеличении звонковой нагрузки для данной учебной дисциплины до дореформенного уровня для студентов филиала, а возможно и для студентов всех вузов России, а также для школьников.

Ключевые слова: Смутное время, образование, патриотизм Infornation about the article:

Author: Vinogradov, Anton Aleksandrovich, Ph. D. in History, St.-Petersburg brunch of the State University of Russian Ministry of Finance, St.-Petersburg, Russia, nauka@ spb-gumf.ru

Title: Knowledge of the history of Russia as a sign of respect to the people (on the example of the student knowledge of events the Time of Troubles and the liberation of Moscow from Polish invaders in 1612)

Summary: The Author studies the level of knowledge of Russian students about rhe Time of Troubles.

Key words: Time of Troubles, education, patriotism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.