УДК 165
ЗНАНИЕ&ИНТУИЦИЯ - КЛЮЧ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТ
ВСЕ ДВЕРИ
С.Р. Сокольникова, студентка, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический
университет», e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу влияния знаний на жизнь современного человека. Описаны процессы формирования интуиции. Рассматривается связь знания и интуиции, а также результат их совместной работы.
знания, интуиция, информация, современный человек
Знание - одна из самых главных составляющих жизни человека. Это оружие людей. Это двигатель человечества.
С первого дня жизни мы взаимодействуем с теми или иными знаниями. Мы учимся отличать определенные цвета, вкусы, звуки и запахи, учимся вербально общаться, учимся пользоваться письменной речью - одним из самых великих достижений человечества... Мы учимся дома, в школе, в институте, на работе. На протяжении всей жизни мы получаем знания. Получаем информацию.
Если вся жизнь человека связана с обретением знаний, неужели они так важны для
нас?
Мы живем в XXI веке. В веке, где информация решет все. Сегодня она превратилась в мощный, реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Она превратилась в оружие.
На самом деле человечество и знания всегда были неразрывно связаны. С давних времен информация об окружающем мире помогает человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передаются опыт и навыки, например, приготовление пищи, изготовление орудий труда, строительство кораблей, зданий... Информация постоянно обновляется и дополняется - каждое изученное явление позволяет перейти к чему-то новому, более сложному. Пополнение знаний способствует развитию науки, техники и, как следствие, всего общества в целом. Роль информации в жизни человека становится все существеннее с течением времени.
Не зря один мудрый человек однажды сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Был этим человеком Натан Майер Ротшильд, основатель огромной банковской династии Ротшильдов. Он действительно умел пользоваться информацией. Вот наглядный пример из его жизни. Двести лет назад Наполеон сражался с коалицией в составе Англии, России, Пруссии и еще нескольких стран у селения Ватерлоо. За битвой внимательно наблюдал Натан Ротшильд. Едва убедившись, что Наполеон проигрывает сражение, Натан сам помчался в Лондон. Утром он явился на Лондонскую биржу и, сокрушаясь по поводу успехов Наполеона, немедленно приступил к массовой продаже своих акций. Все остальные биржевики сразу же последовали его примеру, так как решили, что сражение проиграла коалиция. Английские, австрийские и прусские ценные бумаги дешевели с каждой минутой и оптом скупались агентами Ротшильда. О том, что Наполеон проиграл битву, на бирже узнали лишь через день, Натан за это время заработал 40 миллионов фунтов стерлингов и овладел большой долей британской экономики [1-2].
Итак, если следовать принципу Ротшильда, то, обладая определенными знаниями, можно добиться в жизни больших успехов. Более того, их надо уметь применять, и применять правильно.
Но, что значит правильно?
Безусловно, необходимо уметь выбирать информацию. Человеческий мозг не может запоминать все подряд. То есть еще до усвоения информации необходимо ее отсортировать и обработать. Зачастую это происходит без нашего контроля, больше под влиянием наших привычек, предпочтений, сосредоточенности и, конечно, ситуации (думаю, каждому из нас попадался собеседник, который абсолютно не умеет доносить информацию до слушателя, и не важно, интересна ли Вам его тема разговора или нет, она просто не воспринимается). Но если Вы умеете бороться со своими привычками, предпочтениями, можете сосредоточиться на достаточно долгий период, да еще и вне зависимости от ситуации, то Вы большой счастливчик. Хотя, скорее всего, Вы просто волевой и натренированный человек. Полагаю, почему волевой, понятно, ведь обычно нелегко заставить себя учиться, порой даже простому делу. В жизни бывают моменты, когда надо взять всю свою волю в кулак, сесть за стол и наконец-то выучить все те 30 билетов по математике!
С волей все ясно, но как дела обстоят с натренированностью? Да, да, именно с натренированностью. Так же, как человек тренирует свое тело, начинает, конечно, с простого -никто еще длинный марафон с первого раза не бежал, он тренирует и свой мозг, постепенно нагружая его. Тут, как и во всех тренировках, главное - начать. Начните читать по три страницы в день, заставьте себя сесть и прочитать, начните изучать по десять иностранных слов в день, и не надо тратить силы на размышления «смогу ли я обучиться новому навыку или нет», просто начните. На деле все окажется не так сложно и не так страшно. Безусловно, чтобы добиться успеха в любом деле, необходимо поднимать себе планку. Опять вернемся к спорту: сначала мы бежим 200 метров, потом 500, 1000 ... 10 000 и больше. Аналогично с получением знаний. Начинаем заниматься по 10 минут, затем 20, час, два. пять. Тут важно даже не столько время, сколько объем обработанной и усвоенной информации. Дело в том, что трудно подобрать единицы измерения знания, ведь знание бывает разным: это и умение решать определенные задачи, умение что-либо изготовлять, умение выполнять какую-либо работу. Здесь не могу не упомянуть про коэффициент полезного действия (КПД). Из курса физики известно, что КПД - показатель эффективности действия механизма, определяемый как отношение работы, совершаемой механизмом, к работе, затраченной на его функционирование, измеряется в процентах, т. е. диапазон от 0 до 100. Так вот, не позволяйте своему КПД падать. Не надо сидеть над одной задачей полдня, когда есть еще десять других (решение задач также является одним из способов получения знаний). Очень часто, чтобы решить сложную задачу, необходимо разобрать несколько простых, то есть усвоить некоторые навыки и найти новый путь к решению. Здесь речь идет о задачах разного рода: и школьных (по физике, математике, химии и т.д.), и специальных (расчет конструкции здания, разработка финансового плана предприятия), и бытовых.
Итак, «Знание&интуиция - ключ, который открывает все двери». Такое название получила статья. Было нелегко его подобрать, ведь заголовок - это то, что привлекает читателя в первую очередь. Здесь должно быть точно и ясно отражено все то, о чем говорится в работе. Заголовок должен быть кратким - одна, максимум две строки, иначе читатель потеряет интерес к статье еще до прочтения аннотации. Не так-то просто удовлетворять двум критериям одновременно. Даже трем. Еще одно требование к названию статьи - загадка, она должна заинтересовать. Но ни в коем случае нельзя обманывать читателя - отгадка обязательно должна содержаться в статье.
Что ж, полагаю, самое время начать раскрывать секреты.
И начнем мы с конца: «. открывает все двери».
Представим, что человек в начале жизни находится в самом сердце лабиринта (рисунок). Причем лабиринт не похож на головоломки из детских журналов, где надо по «коридорам» выйти за его границы. Лабиринт, о котором я говорю, состоит из комнат с
несколькими дверями. Под комнатой подразумевается определенный этап в развитии человека. Чем выше по уровню этап, тем больше комната. Дверь, соответственно, служит способом перехода между ними. Причем возможен переход как в большую комнату, так и в меньшую. Все зависит от человека, от его действий. На рисунке двери не изображены, ввиду их огромного количества, можно даже сказать, что вместо стен в этих комнатах двери; зато наглядно показаны «сердце» - комната в центре лабиринта с толстыми стенами и примыкающие к нему комнаты разных размеров. В большинстве случаев чем дальше от центра, тем больше комната. Все-таки человек за свою жизнь преимущественно развивается.
Рисунок - Лабиринт
Лабиринт невероятно большой. Размер комнат не ограничен. У человека всегда будет к чему стремиться. И с каждым «расширением площади» открывается все больше возможностей. Это настолько затягивает, что человек продолжает открывать двери в другие, большие комнаты.
Лабиринт - это головоломка, для решения которой нужен «ключ». Дверей тут много, а «ключ» всего один, но человек может его менять по мере своих сил.
Знание&интуиция - и есть этот универсальный «ключ».
Разберем все по порядку.
Знание. Слово «знание» употреблено именно в единственном числе. Здесь речь идет об определенном знании, которое потребуется человеку для открытия определенной двери в конкретную комнату. Кстати, если Вы обратили внимание, в статье слова «знание» и «информация» использовались как синонимы. В разных источниках даются различные определения: иногда знание рассматривается как глубокие и точные представления о мире, а информация как поверхностные сведения. Также встречается взаимозаменяемость этих понятий ввиду их возможной интеграции, ведь так часто «поверхностные» сведения переходят в «точные и глубокие», когда мы учимся, и, наоборот, ввиду несовершенства человеческой памяти, а также из-за высокой скорости развития общества, технологии постоянно развиваются, наука не стоит на месте - глубокие знания в какой-либо области
превращаются в поверхностные. Поэтому вполне допустимо считать данные понятия синонимами [3].
Интуиция. Существует множество определений этого термина, но сводятся они примерно к следующему: «это то, чего мы знать не можем, но откуда-то все-таки знаем». Интуицию также называют внутренним голосом, который указывает, что сделать в той или иной ситуации. Он дает указания за доли секунды. Без объяснений. И в большинстве случаев принятое «по совету» интуиции решение оказывается верным. Этот феномен вполне объясним. Внутренний голос - есть не что иное, как накопленный в течение жизни опыт. Например, человек попадает в неблагоприятную ситуацию или видит, как кто-то попадает в неблагоприятную ситуацию, на подсознательном уровне формируются связи: окружающая обстановка, положение каких-либо предметов, поведение людей и т. д. В дальнейшем, если человек опять-таки на подсознательном уровне заметит совпадения с той ситуацией, внутренний голос немедленно подаст сигнал, но без каких-либо объяснений. Кстати, связи также формируются в благоприятных ситуациях. В этом случае, если человеку в дальнейшем необходимо будет сделать выбор, интуиция посоветует ему именно то, что будет даже отдаленно напоминать благоприятные связи [4].
«Мы живем в мире бесконечного множества динамичных связей между предметами и явлениями, между окружающими нас людьми и виртуальными образами, - объясняет психофизиолог Вадим Ротенберг. - Чтобы не только приспособиться к этому миру, но и пытаться менять его в соответствии со своими потребностями, необходимо воспринимать эти связи во всем их многообразии. У людей способность воспринимать мир как целое, улавливать все эти связи обеспечивается правым полушарием мозга. Именно сюда прежде всего поступает информация из всех органов чувств, и именно правое полушарие тесно связано с лимбической системой, ответственной за наши эмоции... благодаря интуитивному «схватыванию» не включенных в логические цепочки связей происходят открытия в науке, к которым нельзя прийти путем последовательного анализа имеющихся фактов» [5].
Разумеется, такие озарения происходят не на пустом месте. Знаменитые примеры с ванной Архимеда и яблоком Ньютона никак не свидетельствуют о том, что великие ученые совершили свои открытия случайно. Просто к работе левого полушария «в фоновом режиме» в какой-то момент подключается и правое. И обнаруживает те самые внелогические, но все же существующие связи. Далее следует возглас «Эврика!». Словом, та работа, которая требует от левого полушария времени, а подчас оказывается и вовсе не выполнимой, может быть проделана правым полушарием в доли секунды [6].
Вот так просто и понятно объясняется феномен интуиции, никакой магии.
Что ж, остался один нерешенный вопрос. Амперсанд - знак &. Он является логограммой, заменяющей союз «и», и возник как лигатура букв et (с лат. - «и»). В названии статьи необходимо было показать связь знания и интуиции. Связь настолько близкую, что эти понятия нельзя разделить, ведь одно не работает без другого - знание развивает интуицию, а она, в свою очередь, находит правильное применение знанию [7].
Итак, когда все загадки раскрыты, в заключение хочется задать читателю один вопрос. Согласны ли Вы с тем, что знание&интуиция является одной из самых главных ценностей современного человека?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотман, Г. Ротшильды — короли банкиров / Г. Лотман. - Минск: Интердайджест. -1997. - 352 с.
2. Саундерс, Э. Сто дней Наполеона. The Hundred Days / Э. Саундерс. - Москва: АСТ. -2002. - 410 с.
3. Абушенко, В. Л. Знание. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / В. Л. Абушенко, А. Н. Симонов // Центр гуманитарных технологий, 2002. - 2018.
4. Литвинова, А. Л. Роль интуиции в научном познании / А. Л. Литвинова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество. - 2002. - 135 с.
5. Майерс, Д. Интуиция / Д. Майерс. - Санкт-Петербург: Питер, 2009.
6. Малкольм Гладуэлл. Озарение. Сила мгновенных решений / Гладуэлл Малкольм // Альпина Паблишер, 2010. - 254 с.
7. Коломнин, П. П. Краткие сведения по типографскому делу / П. П. Коломнин. -Санкт-Петербург, 1899. - 604 с.
KNOWLEDGE&INTUITION IS THE KEY THAT OPENS ALL DOORS
S.R. Sokolnikova, student, Kaliningrad State Technical University, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the question of the influence of knowledge on the life of a modern person. The processes of organization of intuition are described. The relationship of knowledge and intuition, and their teamwork are considered
knowledge, intuition, information, modern man