Научная статья на тему 'Знание английского языка как фактор, определяющий возможности трудоустройства и социального развития страны'

Знание английского языка как фактор, определяющий возможности трудоустройства и социального развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / РАБОЧАЯ СИЛА / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпынова А.И., Сергеевых К.В.

Рынок труда в условиях нестабильности мировой экономики и кризисными явлениями в национальных сокращается. В соответствии с этим, задача выявления факторов, способствующих трудоустройству становится одной из ключевых для развития человеческого потенциала страны. Статья посвящена оценке степени влияния такого фактора, как уровень владения английским языком, на возможности трудоустройства и социального развития страны. В связи с этим ставятся задачи определить, насколько значения отдельных показателей, служащих для характеристики сферы трудоустройства и социальной сферы в целом, соотносятся с показателем уровня знания английского языка, для объективации которого используется индекс EFEPI. Исследование опирается на методы эмпирического, описательного, статистического и графического анализа данных. Авторами делаются выводы о существовании положительной взаимосвязи между уровнем владения английским языком и величиной ВВП по ППС, объемом квалифицированной рабочей силы и государственных расходов на образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знание английского языка как фактор, определяющий возможности трудоустройства и социального развития страны»

Знание английского языка как фактор, определяющий возможности трудоустройства и социального развития страны

сч со £

Б

а

2 ©

Шпынова Анна Игоревна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры английского языка №2., Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,з11руп(Ж1.аппа@дтаН.сот

Сергеевых Ксения Владимировна,

старший преподаватель кафедры английского языка №4, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, castaspella@mail.ru

Рынок труда в условиях нестабильности мировой экономики и кризисными явлениями в национальных сокращается. В соответствии с этим, задача выявления факторов, способствующих трудоустройству становится одной из ключевых для развития человеческого потенциала страны. Статья посвящена оценке степени влияния такого фактора, как уровень владения английским языком, на возможности трудоустройства и социального развития страны. В связи с этим ставятся задачи определить, насколько значения отдельных показателей, служащих для характеристики сферы трудоустройства и социальной сферы в целом, соотносятся с показателем уровня знания английского языка, для объективации которого используется индекс EFEPI. Исследование опирается на методы эмпирического, описательного, статистического и графического анализа данных. Авторами делаются выводы о существовании положительной взаимосвязи между уровнем владения английским языком и величиной ВВП по ППС, объемом квалифицированной рабочей силы и государственных расходов на образование.

Ключевые слова: уровень владения английским языком, трудоустройство, экономически активное население, рабочая сила, безработица, государственные расходы на образование, ВВП.

Введение в проблему. Многоплановость факторов, влияющих на состояние мировой экономики, всегда была проблемой для исследователей. С развитием технологий сбора и обработки информации в больших объемах появляется возможность прослеживать взаимосвязи между самыми разными явлениями и переменными, о связи между которыми раньше можно было только делать предположения. Подобно тому, как в медицине феномен «bigdata» позволяет собирать и анализировать данные в огромных масштабах и тем самым обнаруживать неизвестные ранее факторы и симптомы, свидетельствующие о течении того или иного заболевания, в руках экономистов также оказывается новый информационный арсенал, дающий возможность установлению своего рода «диагнозов» и причин экономических проблем на мировом, страновом и локальном уровне.

Может быть интересным проследить, насколько уровень владения английским языком может рассматриваться в качестве фактора, влияющего на состояние экономики, что требует анализа его взаимосвязи с параметрами экономического развития. Логика подсказывает, что в тех странах, где компании активно вовлечены в экспортно-импортные операции, знание английского языка будет более востребовано. Данный тезис находит свое подтверждение благодаря положительному коэффициенту корреляции между показателем уровнем знания английского языка и совокупным стоимостным объемом экспорта товаров и услуг, выраженным в процентах к ВВП [1]. Авторы данной статьи задаются целью изучить другие параметры, характеризующие развитие экономики, в частности, влияние владения английским языком на возможности трудоустройства и социального развития страны.

Реалии и вызовы, под влиянием которых происходит формирование возможностей трудоустройства и социального развития страны, не могут не быть обусловлены динамикой факторов, определяющих динамику развития всей системы международных экономических отношений, составной частью которой в глобальном мире является отдельная страна. Отмечается, что в настоящее время, в условиях становления экономики знаний,происходит переход на новый технологический уклад, ключевым звеном которого является человеческий капитал, то есть человек как носитель знаний, и само знание рассматривается как фактор производства и развития [2].

Как отмечает известный ученый в области когнитивных наук Стивен Пинкер, наличие общего языка дает членам общества преимущество использования единойсети по обмену информацией, совокупные возможности которой огромны [3]. В современных условиях языком, создающим подобный синергетический эффект при ведении бизнеса, является английский. По определению Дэвида Кристала, язык приобретает по-настоящему глобальный статус, когда его особая роль признается во всех странах, и признанию английского языкав XX в. способствовало становление доллара США как мировой валюты и самих США как мировой экономической сверхдержавы[4].

На современном рынке труда потребностив определенном уровне владения английским языком являются существенной составной частью требований к уровню об-ладаемых знаний и квалификации работников в целом.Согласно исследованию 2016 г. «Английский на работе: глобальный анализ языковых навыков на рабочем месте» («Englisha1Work: globalanalysisoflanguageskillsintheworkplace»), осуществленному подразделением Кембриджского университета CambridgeEnglishLanguageAssessment в партнерстве с международным рейтинговым агентством QuacquarelliSymonds на основе ответов свыше 5300 работодателей-респондентов из 38 стран и экспертов CambridgeEnglish, в среднем45% опрошенных работодателей заявляют о необходимости владенияработниками английским языком на базовом и среднем уровне и 24,5% -напродвинутом уровне и на уровне носителя. Компании из стран, где английский язык не является родным, имеют наиболее высокие требования к уровню владения языком - более 49% респондентов необходимо знание английского на продвинутом уровне и на уровне носителя [5]. При этом ответы респондентов довольно существенно различаются в зависимости от отраслей, где компании осуществляют свою дея-

Таблица 1

Процент работодателей, которым требуется знание работниками английского языка на продвинутом уровне и на уровне носителя и на базовом и среднем уровне, по отраслям экономики и сферам деятельности (усредненные общемировые данные) Рассчитано авторами на основании данных из источника: [5].

Отрас.ти >к1ж|>чикп || сф е р н деятельности Уровень влцдекнн английским нтыьлш

продвинутый уровень »уровень носителя бтовый !.' средний уровень

аэрокосм нческая отрасль, обороапты и сектор 60,5% 25,5%

строительство, недвижимость 28% 23,8%

оказание конеал1тш|-овых н других профессиональных услуг 52,3% 22%

производство алектропикн, сфера вьтсоки* технологий 49,8% 26,8%

энергетнческ1тй сектор 55% 25,5%

банковским сектор, оказание финансовых ус луг -13% 1?%

производство товаров массового спроса 5-1,5% ] 9,5%

сфера ппформаииошплх технологии и вычислительных услуг 47,8% 23,8%

оказание юридических услуг 62% 18%

обрабатывающая промышленность, машиностроение 50%. 26,8%

мелпаинлустрия, индустрия развлечении, сфера искусств 50,8% 21,8%

металлургия, горнодобывающая 01раель -11,8% 24,3%

фармацевтическая отрасль, сфера биотехнологий и тщравоохране! |ие 51,3% 21,8%

государственный сектор, органьтгосударстченного управления, сектор некоммерческих организации 51,3% 21%

деятель! юсп, по трудоустройству и подбору персонала 29% 25,8%

рознична я торговля 38,3% 23%

сфера телеком му! |икапип 56,5% 20,5%

оказание транепорчных услуг, ебыт -10,5% 33,5%

сфера туризма, гостиннчттый бизнес, индустрия досуга ■12,8% 30,5%

оказание коммунальных уедут 31,3% 29,8%

прочие отрасли 35,3% 29%

Таблица 2

Процент работодателей со стороны МСП, которым требуется знание работниками английского языка на продвинутом уровне и на уровне носителя и на базовом и среднем уровне (усредненные общемировые данные)

Рассчитано авторами на основании данных из источника: [5].

Ни н,| предприятий У|нш1'н 1, владений английским языком

продвинуты а уровень и уровень носителя базоеы й и средний уровень

микропредприятия с числом сотрудников от 1 до 9 чел. 42.5% 25%

малые предприятия с числом сотрудников от 10 до 99 чел. 46,3% 22.8%

ередиие предприятия с числом сотрудников от 100 до 499 чел. 43,3% 27%

малые и средние предприятия в целом 44% 24,9%

предприятия с числом сотрудников 500 чел. и более 44,3% 24,9%

тельность. В среднем работодатели ввы-сокотехнологичных отраслях, таких как аэрокосмический, оборонный сектор, сфера телекоммуникаций, а также в сфере оказания юридических услуг, предъявляют наиболее высокий уровень требований к знанию английского языка сотрудниками, тогда как наибольший процент респондентов, заявивших о потреб-ностяхво владении работниками языком на базовом и среднем уровне, наблюдается в области оказания транспортных, коммунальных услуг, сбыта,сфере туризма, гостиничном бизнесе и в индустрии досуга. Подробные отраслевые данные представленыв Таблице 1.

Использование английского языка как фактора, способствующего привлекательности человеческих ресурсов на рынке труда, может в большой степени затрагивать малые и средние предприятия

(МСП) экономически развитых государств. Несмотря на то, что на вопрос о потребностях МСП в кадровых ресурсах, владеющих иностранным (английским) языком, крайне сложно дать обобщенный ответ ввиду необходимости иметь детализированные данные об отраслевой ориентации деятельности МСП, их экспортной вовлеченности, а сбор подобных статистических данных затруднен в связи со сложностями по формированию репрезентативной выборки и сопряжен со значительными затратами, тем не менее, в целом можно утверждать, что требования к языковой подготовке работников со стороны МСП не уступают общемировой средней и требованиям крупных предприятий с числом занятых более 500 чел.: о необходимости владения сотрудниками английским языком на продвинутом уровне и на уровне носите-

ля говорят 44% опрошенных работодателей, на базовом и среднем уровне -24,9% [5]. Данные по предприятиям различного размера представлены в Таблице 2. Таким образом, в условиях, когда деятельность государства по управлению трудовыми ресурсами и поддержке малого предпринимательства в рамках перехода к стратегическому управлению развитием региональных экономических систем способна обусловить стабильный и качественный экономический рост на долгосрочную перспективу [6], к подобного рода деятельности можно отнести, в частности, усилия, направленные на формирование у рабочей силы востребованных на рынке труда навыков, в том числе навыков владения английским языком.

Взаимосвязь между степенью владения английским языком и параметрами экономико-социального развития отмечается в ряде работ. В частности, на нее обращает внимание Кристофер МакКор-мик, ссылаясь на исследования образовательной компании EF EducationFirst (EF), где говорится о прямой корреляции между уровнем знания английского языка и валовым национальным доходом на душу населения и рассчитываемым Программой развития ООН индексом человеческого развития [7]. Более поздние исследования EFподтверждают эти выводы [8, 9].О «положительном влиянии» степени владения английским языком, определенной на основе результатовте-стирования на знание английского языка как иностранного (Test of English as a Foreign Language, TOEFL^ ВВП на душу населения и объем чистого экспорта на основе статистической информации за 1992 - 2012 гг.пишет Александр Юфьер [10].

В целях данного исследования авторы выделили набор показателей, которые будут использованы в расчетах с целью изучениястепени корреляции между уровнем знания английского языка и параметрами, характеризующими возможности трудоустройства в стране и ее социальное развитие. Степень владения английским языком определяется при помощи индекса EF EnglishProficiencylndex (EF EPI), рассчитываемого компанией EFна базе результатов стандартизированного онлайн тестирования, в рамках которого проверяются навыки чтения и аудирования. Отчеты о проводимых тестированиях регулярно публикуются компанией EF начинаяс 2011 г., в 2017 г. число участников теста составило более 1,3 млн. человек [9].Нельзя не отметить не-

© À

es

S

if 2

сч со £

Б

а

2 о

которые отрицательные моменты, связанные с использованием данного индекса в качестве показателя, объективирующего уровень знания английского языка. Так, необходимость доступа в Интернет, отсутствие каких-либо требований к потенциальным участникам тестирования, отсутствие заданий, позволяющих оценить-самостоятельно продуцируемые высказывания респондентов в устной или письменной форме являются факторами, снижающими ценность индекса EFEPI, поскольку они выявляют недостатки репрезентативной выборки и ограничивают число оцениваемых видов речевой деятельности. Тем не менее, такие преимущества как широкий охват респондентов из большого числа стран, регулярность исследования, возможность отслеживать тенденциии оценивать их изменения во времени, на наш взгляд, перевешивают отмеченные недостатки.

Авторами используются следующие показатели, характеризующие возможности трудоустройства и социальное развитие страны:под долей экономически активного населения понимается процент населения страны в трудоспособном возрасте, которое работает или ищет работу [11]; величина общей безработицы означает процент рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше, которая не имеет оплачиваемой работы по найму, не относится к самозанятым, но доступна для работы и предпринимает шаги по поиску оплачиваемой работы по найму или работы в категории самозанятости [11]; показатель квалифицированной рабочей силы соответствует проценту рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше, имеющей промежуточную или продвинутую образовательную квалификациюсоглас-но Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО [11]; величина государственных расходов на образование соответствует текущим, капитальным расходам и трансфертам на образование в процентах к ВВП [11]; значение ВВП на душу населения рассчитано по паритету покупательной способности (ППС) в международных долларах 2011 г.[12].

Методология.Исследованиезадей-ствует методы эмпирического, описательного, статистического и графического анализа данных. На основе имеющихся статистических данных авторами были построены таблицы, позволяющие сопоставить значение индекса EFEPIс выделенными экономическими показателями. При этом для обеспечения соответствия данных из расчетов из отдельных таблиц

• * 1 » • • • • Швеция

• * •

• • • 9 9 • • • ..... ►......*.....*.......• • •

.....*...... • Бвлару* • .......**1 сь .... • • • • , • * • •

• ..... • • • ф* Россия • • •

• • • • • •

Камбодж;

ЗНЭЧСМЫС ЙНДСНЫ

Рисунок 1. Взаимосвязь между значениеминдекса ЕРЕР! и величиной государственных расходов на образование в процентах к ВВП

Рассчитано авторами на основании данных из источников: [9], [11].

* • Россия V 1 • • • > • • • • V • •Швеция

• Чили • • • • _____ • • •

• • ..... * Л > 1 1 • •

• Ирак * •• * ¿Вьетнам * . •

• • • • • •

ЭиамСЧ^ ЧЧЦАЧМ Е| ЕР1

Рисунок 2. Взаимосвязь между значениеминдекса ЕРЕР! и объемом квалифицированной рабочей силы Рассчитано авторами на основании данных из источников: [9], [11].

• •

• ч • • • вьетнап Л

• * ■ Л • - • • Россия 9 ► • • • • • • Швеция

Ливия* • • • • • • • • • / • • • •* % • 9 •• •

• • • • Итали !Яф •

Значение иидвксг ЕЕ ЕР

Рисунок 3. Взаимосвязь между значениеминдекса ЕРЕР! и долей экономически активного населения Рассчитано авторами на основании данных из источников: [9], [11].

были исключены страны и территории, для которых отсутствуют те или иные характеристики трудоустройства и социальной сферы, несмотря на то, что они входят в рейтинг ЕРЕР1. Главным образом это касается стран, пострадавших от

военных действий (например, Сирии) и особых территорий, по которым международные организации могут не вести отдельного статистического учета (в частности, Макао, Тайвань). Если не оговорено иного, значения показателей, ис-

£ 25

Южная Африка

*

• Ливия • •

• • • • • Бразилия • t 9 » »

* ♦ • • • • ■ ♦

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• • • . * ......... i • • • *Швеция

- • i * * * . • - . # • •

Значение индекса' ■ fГ

Рисунок 4. Взаимосвязь между значениеминдекса EFEPI и уровнем общей безработицы Рассчитано авторами на основании данных из источников: [9], [11].

• •

* * •

• Япония • * V « u Швеция

» • * * • Россия ш4 •.......Устий * » • 0

Ливия ...... ..........V .........V* V; •• ** » • •

Значение индекса EF EPI

Рисунок 5. Взаимосвязь между значениеминдекса EFEPI и величиной ВВП по ППС Рассчитано авторами на основании данных из источников: [9], [12].

пользуемых для оценки уровня знания английского языка, состояния рынка труда и социального развития, взяты за 2017 г.

Результаты исследования. Проведенный анализ позволил определить следующие взаимосвязи между уровнем владения английским языком, оцененному согласно индексу ЕРЕР1, и параметрами сферы трудоустройства и социального развития.

1.Взаимосвязь между индексом ЕРЕР! и величиной государственных расходов на образованиеявляется довольно зна-чительной,значение коэффициента корреляции составляет 0,424. Графическая интерпретация корреляции представлена на Рисунке 1.

2.Взаимосвязь между индексом ЕРЕР!и объемом квалифицированной рабочей силы является наиболее существенной среди всех рассмотренных в работе показателей,значение коэффициента корреляции равно0,498.Графическая интерпретация корреляции представлена на Рисунке 2.

3.Взаимосвязь между индексом ЕРЕР!и долей экономически активного населения не выявлена. Значение коэффициента корреляции ниже нуля и со-ставляет-0,039, чтоне позволяет говорить об отрицательном влиянии фактора знания английского языка на данный показатель рынка труда, поскольку корреляция близка к нулю.Графическая интерпретация представлена на Рисунке 3.

4.Взаимосвязь между индексом ЕРЕР!и уровнем общей безработицытак-же не очевидна,значение коэффициента корреляции равно -0,02.Графическая интерпретация корреляции представлена на Рисунке 4.Было бы ожидаемо предполагать, что навыки владения английским языком, повышая конкурентоспособность трудовых ресурсов, должны находиться в обратной зависимости с уровнем безработицы.Хотя близостьк нулю коэффициента корреляции, полученного в рамках проведенных расчетов, не позволяет подтвердить это предположение, в пользу данной взаимосвязи гово-

рят изложенные нами вышерезультаты опросов среди работодателей из разных стран.

5.Взаимосвязь между индексом EFEP^ ВВП по ППС. Значение коэффициента корреляции второе по величине среди рассмотренных показателей и со-ставляет0,463.Графическая интерпретация корреляции представлена на Рисунке 5.

Выводы. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:уровень владения английским языком, оцененный при помощи индекса EFEPI, имеет взаимосвязь с такими параметрами экономической сферы как объем квалифицированной рабочей силы, величина ВВП по ППС и объем государственных расходов на образование (по степени убывания коэффициента корреляции). Таким образом, он может считаться фактором, способствующим социальному развитию страны и росту уровня доходов, и говорит о важности инвестиций в качество рабочей силы в форме обучения английскому языку. При этом уровень знания английского языка не является значимым фактором, характеризующим состояние таких параметров рынка труда, как доля экономически активного населения и уровень безработицы. Тем не менее, было бы преждевременно полностью отрицать влияниесте-пени владения навыками английского языка на возможности трудоустройства, так как в пользу положительной взаимосвязи этих двухсоставляющих говорят результаты опросов, согласно которым знание английского языка является неотъемлемым требованием работодателей на современном рынке труда. Данный вопрос требует дополнительного изучения на основе объемных и детализированных статистических данных, учитывающих страновые особенности сферы трудоустройства, отраслевую специфику, параметры предприятий и организаций, а также качественно проработанного подхода к формированию репрезентативной выборки.

Литература

1. Shpynova A. Analyzing the Potential for Promoting English Language Learning in Russia: the Gap between the English Skills Required on the Labour Market and Those Possessed by Employees / A.Shpynova // ICERI2018 Proceedings. 11th International Conference of Education, Research and Innovation. 12-14 November, 2018. Seville, Spain / Edited by L^mezChova, A^pez

О

Ю

5

*

CO 2

сч со £

Б

а

MartHnez, I.Candel Torres. - IATED Academy, 2018. - Pp. 9445-9453.

2. Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы : монография / [Л.С. Ревенко, В.В. Перская, А.В. Холопов и др.] ; под общ. ред. и с предисл. Л.С. Ревенко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ваиностр. дел Рос. Федерации, каф. меж-дунар. экон. отношений и внешнеэкон. связей им. Н.Н. Ливенцева. - Москва : МГИМО-Университет, 2019. - 750, [1] с.

3. Пинкер С. Язык как инстинкт / С. Пинкер; пер. с англ. Е.В. Кайдаловой; общ. ред. В.Д. Мазо. - 2-е изд., испр. —Москва : Едиториал УРСС : Либроком,2009. -456 с.

4. Crystal, D.English as a Global Language. Cambridge University Press: Second edition, 2003.

5. English at Work: global analysis of language skills in the workplace [Электрон-ныйресурс] / Cambridge Assessment English. - Electronic data. - Cambridge, 2016. - Режимдоступа: http:// englishatwork.cambridgeenglish.org/ (Дата-обращения: 18.02.2019)

6. Онучак В.А. Социальный аспект поддержки малого бизнеса и проблемы миграции в Германии / В.А. Онучак // Вестник МГИМО-Университета.- 2016. -№1(46). -С. 188-195.

7. McCormick, C. Countries with Better English Have Better Economies.Harvard Business Review, November 15, 2013. Accessed January 20, 2019. Retrieved from https://hbr.org/2013/11/countries-with-better-english-have-better-economies

8. EF Education First (2017), EF EPI: EF English Proficiency Index, Accessed July 5, 2018. Retrieved from https://www.ef.com/ __/~/media/centralefcom/epi/downloads/ full-reports/v7/ef-epi-2017-english.pdf

9. EF Education First (2018), EF EPI: EF English Proficiency Index, Accessed February 13, 2019. Retrieved from https:// www.ef.com/_V~/media/centralefcom/epi/ downloads/full-reports/v8/ef-epi-2018-english.pdf

10. Ufier, A.The Impact of English Language Skills on National Income: A Cross-

National Comparison. Mimeo, 2016. Accessed September 4, 2018. Retrieved from https://www.fdic.gov/bank/analytical/cfr/ bios/ufier-english-wp.pdf

11. Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018 [Электронный ресурс] / Программа развития Организации Объединенных Наций.-2018.-Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/2018_human_ development_st atistical_update.pdf (дата обращения: 14.02.2019).

12. The World Bank (2018), World Bank Open Data. Gross Domestic Product per capita, Purchasing Power Parity (constant 2011 international dollars), Accessed February5, 2019. Retrieved from https:// data.worldbank.org/indicator/ N^EXP.GNFS2S?encl=20168slart=19608view=chart

Knowledge of English as a factor determining opportunities employment and social development of the country

Shpynova A.I., Sergeevs K.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Due to the conditions of instability of the world economy and crisis in the national economy the labor market in stagnating. In accordance with this, the task of identifying factors that contribute to the employment becomes one of the key issues for the development of human potential of the country. The article is devoted to assessing the impact of such factors as the level of English language proficiency on the employment opportunities and social development of the country. In this regard, the task is to determine how the values of individual indicators that serve to characterize the sphere of employment and social sphere in general, correlate with the indicator of the level of knowledge of the English language, for the objectification of which the EFEPI index is used. The research is based on the methods of empirical, descriptive, statistical and graphical data analysis. The authors conclude that there is a positive relationship between the level English language proficiency and the value of GDP in PPP, the volume of skilled labor and government spending on education.

Key words: level of proficiency in English, employment, economically active population, labor force, unemployment, government spending on education, GDP.

References

1. Shapynova A. Analyzing the English Language Learning in Russia and the United States /

A.Shpynova // ICERI2018 Proceedings. 11th International Conference of Education, Research and Innovation. 12-14 November,

2018. Seville, Spain / Edited by L.GymezChova, A.Lypez MartHnez, I.Candel Torres. - IATED Academy, 2018. - Pp. 9445-9453.

2. International economic relations: realities,

challenges and prospects: monograph / [L.S. Revenko, V.V. Perskaya, A.V. Kholopov et al.]; under total ed. and with foreword. L.S. Revenko; Mosk. state In-t Intern. relations (un-t) M-Vinostr. Affairs Ros. Federation, Kaf. international econ relationship and foreign economic. ties to them. N.N. Liventsev. -Moscow: MGIMO-University, 2019. - 750, [1] p.

3. Pinker S. Language as instinct / S. Pinker; per.

from English E.V. Kaidalova; total ed. V.D. Maso. - 2nd ed., Corr. -Moscow: Editorial URSS: Librokom, 2009. - 456 s.

4. Crystal, D.English as a Global Language.

Cambridge University Press: Second edition, 2003.

5. English at work: Cambridge Assessment English.

- Electronic data. - Cambridge, 2016. - Access mode: http://

englishatwork.cambridgeenglish.org/ (Data: February 18, 2019)

6. Onuchak V.A. The social aspect of small business

support and the problem of migration in Germany / V.A. Onuchak // Bulletin of MGIMO-University. 2016. - №1 (46). -WITH. 188195.

7. McCormick, C. Better English Have a Better

Economies. Harvard Business Review, November 15, 2013. Accessed January 20,

2019. Retrieved from https://hbr.org/2013/ 11 /countries-with-better-english -have-better-economies

8. EF Education First (2017), EF EPI: EF English

Proficiency Index, July 5, 2018. Retrieved from https://www.ef.com/_y-/media/centralefcom/ epi/downloads/full-reports /v7/ef-epi-2017-english.pdf

9. EF Education First (2018), EF EPI: EF English

Proficiency Index, February 13, 2019. Retrieved from https://www.ef.com/__/-/ media/centralefcom/epi/downloads/full-reports /v8/ef-epi-2018-english.pdf

10. Ufier, A. The Cross-National Comparison. Mimeo, 2016. Accessed September 4, 2018. Retrieved from https://www.fdic.gov/bank/ analytical/cfr/bios/ufier-english-wp.pdf

11. Human Development Indices and Indicators: Updated Statistics 2018 [Electronic resource] / United Nations Development Program -

2018. - Access Mode: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/2018_human_develop ment_statistical_update.pdf ( appeal date: 02/ 14/2019).

12. The World Bank (2018), World Bank Open Data. Gross Domestic Product Per capita, Purchasing Power Parity (constant 2011 international dollars), Accessed February5,

2019. Retrieved from https:// data.worldbank.org/indicator/ NE.EXP.GNFS.ZS?end =2016&start=1960&v iew=chart

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.