Научная статья на тему 'Знаковость причинно-следственной ситуации'

Знаковость причинно-следственной ситуации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожокина А. В.

Утверждение о том, что следствие является знаком причины, звучит очень часто, однако эта тема не получила широкого научного объяснения. Цель статьи показать знаковость причинно-следственной ситуации на основании сходства причинно-следственных и знаковых отношений на онтологическом, когнитивном (концептуальном) уровнях, обусловливающих синкретизм их выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotic Character of a Cause-Effect Situation

It is a well-known statement that an effect is a sign of the cause. But nobody has explained the reasons for it yet. This article aims to show the common foundation (ontological and cognitive) of the cause-effect relations and semiotic relations which prove their syncretism in the language.

Текст научной работы на тему «Знаковость причинно-следственной ситуации»

А. В. Кожокина

ЗНАКОВОСТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ

Настоящая статья посвящена описанию высказываний о причинно-следственной ситуации, члены которой (причина и следствие) связаны причинно-следственным отношением (ПСО). Вероятно, нет необходимости подробно говорить о значимости ПСО для человека. Вся наша жизнь, кажется, строится на причинно-следственном принципе, который мы используем, осмысливая события, явления и свойства окружающего мира. Человек часто судит о причине по характеру следствия. Так, он интерпретирует мокрую мостовую как следствие дождя; звонок в дверь - как следствие того, что к нему кто-то пришел; шрам - как следствие несчастного случая и т. д. Очевидно, что те же самые ситуации реального мира человек может осмыслить знаково, и тогда между мокрой мостовой и дождем установливаются знаковые отношения (ЗО), т. е. следствие осмысливается знаково. Как представляется, в таком случае речь может идти о синкретизме (недифференциро-ванности, нерасчлененности, слитности) выражения ПСО и ЗО, что и определяет цель нашего анализа - показать знаковость причинно-следственной ситуации.

Несмотря на то, что утверждение о знаковости следствия звучит очень часто, эта тема не получила широкого научного объяснения. В современной лингвистике можно назвать лишь работы В. Дорошевского1, А. И. Варшавской2, 3, в которых отмечалась связь причинно'-следственных и знаковых ситуаций в высказываниях. Актуальность данной темы определяется современным интересом лингвистики к изучению когнитивных процессов, лежащих в основе речемыслительной деятельности человека.

Процесс поиска причин(ы) важен как в обыденной жизни, так и в научном исследовании. Каждый человек ежедневно и ежечасно, мысленно и вслух пытается дать ответ на вопрос «почему?». Он наблюдает что-то в окружающем мире (некоторая реальная ситуация) и ищет этому объяснение, причину (понятое). На синтаксическом уровне связь двух ситуаций, при которой одна служит основанием для реализации другой, выражается сложноподчиненным предложением (СПП) со значением причины/следствия. Следует заметить, что эта грамматическая структура является наиболее универсальным средством выражения ПСО. В ней эксплицитно представлены все члены причинно-следственной ситуации. Следствием всегда является реальная ситуация, которая указывает на причину, а причина выступает в качестве понятого.

В силу специфики мышления для каждого человека также характерно жить в знаковом, означенном мире. Производство окказиональных знаков, которые он создает спонтанно, ненамеренно, по случаю - hic et nunc, является его естественной способностью. Человек занимается этим видом знаковой деятельности постоянно, не замечая ее роли в повседневной жизни. Рассматриваемая здесь окказиональная знаковая ситуация включает: субъекта семиотического акта, т. е. того, кто присваивает знаковую функцию объекту; объект, которому присваивается знаковая функция (реальная ситуация); и то, как субъект понял услышанное, увиденное (понятое).

© А. В. Кожокина, 2008

При сопоставлении причинно-следственной и знаковой ситуаций очевидно сходство их составляющих, что позволяет выделить у ПСО и ЗО общие основания на 1) онтологическом уровне - человек может осмыслить «причинно» или «знаково» только то, что есть в окружающем мире; 2) когнитивном - человек сенсорно воспринимает (видит, слышит) реальную ситуацию и осмысливает ее в зависимости от тех знаний о мире, ко -торые определяют его концептуальную картину мира; 3) языковом - человек сообщает о том, что он понял.

Сходство ПСО и ЗО на онтологическом уровне объясняется тем, что человек ищет причину или «означивает» интересующее его явление (событие, действие, процесс, объект), которое реально существует в окружающем мире. Термин « означивание» трактуется в лингвистике по-разному. Мы понимаем его как присвоение материальному объекту знаковой функции, «ознаковление», когда один объект наделяется статусом знака, выступает представителем некоторого другого объекта, отсылает к нему, сигнализирует о нем.

Вопрос о реальности ПСО остается для ученых спорным. Одни авторы рассматривают причинность (следовательно, и ПСО) как реальную, всемирную, объективную, универсальную взаимосвязь. По мнению других, человек выводит ПСО путем логического умозаключения, т. е. накладывает причинно-следственную связь на реальные ситуации. На основании материала нашего анализа - высказываний, выражающих ПСО, взятых из художественной литературы (из речи авторов или героев произведений), можно заключить, что они сделаны не специалистами в области философии, логики, лингвистики, а людьми в обычных житейских ситуациях. Независимо от того, подтверждается ли наличие ПСО в реальном мире с философской точки зрения или нет, для обычного человека они реальны.

(1) They walked on cautiously because the ground was so slippery (Marric, 128).

В данном высказывании сообщается следующее: говорящий (автор) видит, что некто (^у) идет осторожно, и объясняет это следующей причиной: потому что дорога скользкая. Составляющими причинно-следственной ситуации являются некая реальная ситуация (следствие) и ее объяснение, понятое (причина).

Обратимся теперь к рассмотрению ЗО с целью выявить их связь с окружающим миром. По определению знака, данного основателем семиотики Ч. Пирсом, знак замещает (означает, значит, стоит вместо, обозначает) что-то для кого-то в некотором отношении или качестве. «A sign, or representamen, is something which stands to somebody for something in some respect or capacity»4. Из этого определения следует, что знак соотносится с чем-то вместо себя, с каким-то Объектом внешней внеязыковой действительности в широком смысле этого слова. Как и в случае причинно-следственной ситуации это не отдельный элемент действительности, а всегда положение дел, реальная ситуация в целом: предмет + что-то. Это «что-то» заставляет человека выделить, отличить этот предмет от множества других объектов, находящихся вместе с ним в реальном мире. При создании знаковой ситуации, человек «означивает» реальную ситуацию.

(2) Rainborough had received Mischa’s invitation, and had been delighted and relieved to see it. He took it as a sign that Mischa had not bee offended by the curious circumstances of their last meeting (Murdoch, 174).

В данном примере Рейнборо получает приглашение - объект реального мира - и осмысливает его в качестве знака (took it as a sign). Он означивает полученное приглашение, наделяет его своим личным смыслом - тот, кто отправил приглашение, не обижен на него из-за соры, произошедшей во время их прошлой встречи. При причинном осмыслении

полученное приглашение будет следствием, а причиной (понятым), по которой оно было послано, является тот же самый смысл, что и в ситуации означивания, что позволяет говорить о знаковости следствия. Очевидно, что следствием и «объектом означивания» является какая-то реальная ситуация, наблюдаемая во внешней действительности, что доказывает сходство причинно-следственной и знаковой ситуаций на онтологическом уровне.

Далее рассмотрим, как ПСО и ЗО устанавливаются на когнитивном уровне. Анализ материала показал, что при осмыслении причинной и знаковой ситуаций действует единые когнитивные процессы, а именно перцепция, ментальная обработка воспринятого, концептуализация и выражение мысли средствами языка.

Ввиду того, что ПСО и ЗО имеют общее онтологическое основание, для их установления человеку необходимо сенсорно воспринять (увидеть, услышать и т. д.) некоторую ситуацию в реальном мире, поэтому этап перцепции (индентификации и восприятия информации) является общим для установления ПСО и ЗО.

ПСО и ЗО нельзя установить на основе только наблюдения. «Понятое» выводится путем рассуждения, осмысления. Тот факт, что причинная и знаковая ситуации являются разновидностью ситуации понимания, подтверждается наличием в их составе глаголов ментальной деятельности - to understand, to think, to realize, to consider и др. Проиллюстрируем сказанное:

(3) It was, indeed, a great, yellow wild cat, and the Woodman thought it must be chasing something, for its ears were lying close to its head and its mouth was open wide, showing two rows of ugly teeth, while its red eyes glowed like balls of fire (Baum, 71-72).

Герой сказки Дровосек осмысливает увиденное необычное поведение (состояние, положение) кошки. Акт понимания обозначен глаголом ментальной деятельности - thought. В результате осмысления он понял, что она за кем-то охотилась (смысл увиденного), и выразил понятое в категориях причины и следствия. Очевидно, что в другое время, при других обстоятельствах или кто-то другой мог интерпретировать увиденное иначе, если бы обратил на это внимание.

Как и в предыдущем примере, поза кошки может быть осмыслена знаково. Означивая позу кошки, человек также совершает ментальный акт и приходит к созданию точно такого же смысла, что и в случае создания причинно-следственной ситуации: кошка за кем-то охотится. В таком случае также справедливо говорить о знаковости следствия. Тот факт, что ПСО и ЗО устанавливаются в актах мысли, позволяет говорить об их родстве на когнитивном уровне.

Очевидно, что понятое в причинно-следственной и знаковой ситуациях принадлежит концептуальному (инференциальному), ненаблюдаемому уровню. То, что причина в рассматриваемых примерах является понятым, подтверждается не только тем фактором, что она не представлена материально в восприятии человека. Причина, по мнению З. Вендлера5, - факт, а согласно Н. Д. Арутюновой6, что справедливо, факт - это концептуализация, т. е. причина представляет собой концепт. Концепт «причина» относится к реляционным, структуральным, (структурирующим), грамматизованным концептам. Он задает фрейм, сценарий, схему представления конкретного знания об определенной причинно-следственной ситуации.

Создавая окказиональные знаки, человек также опирается на соответствующих фрейм знакоприсвоения, в котором зафиксированы наши знания о структуре знаковой ситуации и акте означивания. Фрейм знакоприсовения можно представить как: что-то является знаком чего-то для кого-то. Очевидно, что два рассматриваемых нами фрейма содержат сходные составляющие: следствие и объект означивания, относящиеся к материальному миру, и причина и понятое, относящиеся к ментальной сфере.

Таким образом, можно заключить, что знаковость причинно-следственной ситуации обусловлена сходством ПСО и ЗО на онтологическом и когнитивном (концептуальном) уровнях. Следствием и объектом означивания является некая реальная ситуация, которую человек наблюдает в окружающем мире. Интерпретировать ее он может по-разному в зависимости от своего желания, интеллектуальных способностей, окружающих обстоятельств и т. п. Мы може узнать понятое на концептуальном уровне лишь на основании того, как человек говорит об этом. А поскольку человек не только интерпретирует, но и говорит о результате осмысления неоднозначно, это и обусловливает синкретизм ПСО и ЗО в языке.

Подведем итоги. Анализ структуры высказываний о причинно-следственной ситуации показал, что она может содержать как ПСО, так и ЗО. Синкретизм выражения ПСО и ЗО базируется на общности онтологического основания. Причинно или знаково может осмысляться любое явление окружающего мира, всё, что может быть воспринято органами чувств, что можно слышать, видеть, осязать.

ПСО и ЗО являются когнитивно обусловленными. Они устанавливаются в ходе реализации единых когнитивных процессов (восприятие, понимание). Человек может осмыслить мир «причинно» или «знаково», поскольку знание о ПСО и ЗО закрепелено в его концептуальной картине мира.

Структура причинно-следственной и знаковой ситуаций содержит сходные составляющие: некая реальная ситуация и результат ее осмысления - подуманное, понятое. При знаковом осмыслении причинно-следственной ситуации, следствие выступает в качестве объекта означивания, а причина как понятое.

Необходимо заметить, что описанные в данной статье причинно-следственные и знаковые ситуации, разумеется, не исчерпывают всех возможных ситуаций интерпретации, понимания и вербализации того, что проиходит в окружающем мире. А поскольку процесс производства знаков является естественным состоянием человека, оттенок знаковости могут приобретать не только следствие, но и причина, а также, возможно, и другие виды отношений.

1 Дорошевский Д. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973. 287 с.

2Варшавская А. И. Ситуация понимания: контекст и текст: Вопросы английской контекстологии. Вып. 4 / Отв. ред. М. А.Кащеева. СПб., 1996. С. 34-41.

3 Варшавская А. И. Высказывания о ситуации с окказиональным невербальным знаком // Материалы Международной филологической конференции. Вып. 8 / Отв. ред. А. В. Зеленщиков. СПб., 2004. С. 19-23.

4Peirce Ch. S. Collected Papers of Charles Sanders Peirce / Ed. by Ch. Hartstorne et al. Vol. 2. Cambridge, 1965.

5 Вендлер З. Причинные отношения: Новое в лингвистике / Сост., общ. ред. и вступ. ст. В. В. Петрова. Вып. 18. М., 1986. С. 264-277.

6АрутюноваН. Д. Типы языковых значений. М., 1988. 338 с.

Литература

Baum - Baum L. F. The Wonderful Wizard of Oz. Moscow, 2004.

Carrol - CarrolL. Alice’s Adventures in Wonderland.

Marric -Marric J. J. Gideon’s Week. N. Y., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.