Научная статья на тему 'ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА МОДЫ И СТИЛЯ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА'

ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА МОДЫ И СТИЛЯ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / дизайн-проектирование костюма / феномен моды / знаковые элементы костюма / форма костюма / design / costume design / fashion phenomenon / iconic costume elements / costume shape

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.И. Баранова

В статье рассмотрены социологические и культурологические компоненты моды и стиля с целью определения механизмов ее функционирования в современном обществе для расширения творческих возможностей дизайнеров одежды. С помощью аналитического, сравнительно-литературного методов в проектировании исследованы принципы использования знаково-символических элементов в костюме и определение основных средств интерпретации знаковой символики в современном проектировании модных форм костюма. Полученные результаты в определении комплексного характера элементов моды, целесообразно использовать в подходах к формированию знаковой символики дизайн-проектирования костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — А.И. Баранова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONIC SYMBOLS OF FASHION AND STYLE IN COSTUME DESIGN

The article examines the sociological and cultural components of fashion and style in order to determine the mechanisms of its functioning in modern society to expand the creative possibilities of fashion designers. The principles of using iconic and symbolic elements in a costume are investigated using analytical, comparative and literary methods in design. The main means of interpreting iconic symbols in the modern design of fashionable costume forms are determined. The authors believe that the results obtained in determining the complex nature of fashion elements should be used in approaches to the formation of iconic symbols of costume design.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА МОДЫ И СТИЛЯ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 7.012

ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА МОДЫ И СТИЛЯ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

А.И. Баранова

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: vulf10.10@yandex.ru

В статье рассмотрены социологические и культурологические компоненты моды и стиля с целью определения механизмов ее функционирования в современном обществе для расширения творческих возможностей дизайнеров одежды. С помощью аналитического, сравнительно-литературного методов в проектировании исследованы принципы использования знаково-символических элементов в костюме и определение основных средств интерпретации знаковой символики в современном проектировании модных форм костюма. Полученные результаты в определении комплексного характера элементов моды, целесообразно использовать в подходах к формированию знаковой символики дизайн-проектирования костюма.

Ключевые слова: дизайн, дизайн-проектирование костюма, феномен моды, знаковые элементы костюма, форма костюма.

Специфика дизайна костюма заключается в воплощении визуальной формы художественного образа через индивидуальность представителей разных социальных и этнических групп населения. Органическое сочетание дизайна костюма с окружающей предметно-пространственной средой, материальными объектами культуры, национальными традициями, социально-культурными нормами и обычаями являются стилевыми признаками не только культуры, но и современных проявлений общественных отношений, ориентированных на проектирование целостного

современного образа. Эти общие тенденции воплощаются в разных авторских дизайнерских разработках знаковых элементов актуальных художественных образов в современной моде костюма [2; 6].

Поиск новых идей в разных видах искусства характеризует уровень общественной и национальной культуры определенного периода времени. Изменения во внешнем виде и стиле одежды определяют изменения образа жизни, социальной роли и обычаев, определенных социальных и этнических групп населения. Для XXI века определяющим является особый вид синтеза национальных знаковых традиций народного искусства и их взаимопроникновение в современный мир моды в контексте социокультурного пространства. Именно поэтому очень важной задачей является исследование роли знаковых элементов в дизайне модного костюма для расширения творческих возможностей дизайнеров в процессе структурированного проектирования стильных авторских моделей современной одежды [3, с. 208-212].

В каждом периоде развития моды костюм активно реагирует на важные исторические и социально-экономические факторы и события, отражающиеся в стилевых направлениях, предлагая и развивая свежие оригинальные идеи в новых современных формах. В дизайне современного костюма одновременно существуют несколько модных тенденций развития разных стилевых направлений. Появление модных знаковых образов в костюме отражает постоянную эволюцию элементов культуры, влияющих на манеру поведения и образы социально-психологического мышления. Социальная и идейная ориентация моды определяется ценностными позициями общества и ярких личностей, выявляющими динамику развития в условиях глобализации мирового сообщества.

Мода несет постоянное обновление, спасает от невнятного однообразия, помогает быть стильным и заметным индивидом, что отвечает эстетическим потребностям современного человека и способствует социально-психологической адаптации и национальному самоопределению. Костюм включает в себя образно-психологическую характеристику потребителя, выделяет его личность и определяет, к какой национальной или культурной среде он принадлежит. Костюм представляет собой систему

информационных кодов, знаков и символов на языке дизайна и указывает на определенные социальные роли человека в обществе [1].

Рис. 1. Модели с мотивами субкультур Рис. 2. Модели с использованием

(Louis Vuitton. 2020) этнических мотивов (Christian Dior. 2021)

Социологический подход исследования позволяет рассматривать феномен моды, как специфического регулятора общественных отношений, обусловленных социальной структурой общества. Это позволяет исследовать связанную с модой социальную дифференциацию, формы коллективного поведения, национальный символизм. В исследованиях феномена моды можно выделить такие структуры формообразования костюма как символическую и иконическую. Исследования социологии моды определяют принципы соотношения моды и традиций, взаимосвязи моды и массовой культуры. Модные стандарты реализуются в обществе, используя разнообразные средства коммуникаций как внутри общества, так и в глобальном мировом масштабе используя идеи, знаки, символы.

Психологический подход к исследованиям развития направлений моды и стиля раскрывает механизмы социализации, где определяется личностная индивидуальность. При этом подходе определяются такие явления как конформизм, негативизм, идентификация, привычки, традиции и т. п. Важно акцентировать роль знаковой моды в удовлетворении разнообразных социально-психологических потребностей человека: в новизне, самовыражении, индивидуальности, общественном и национальном самоопределении (рис. 1, 2) [2].

Также важен культурологический исторический подход к изучению феномена моды, когда она рассматривается как совокупность форм культурной реальности социально-этнических групп в определенных исторических и общественно-экономических условиях. В этом аспекте мода

относится к конкретным формам культуры определенного времени, в определенной национальной и социальной среде, что связано с изменениями в экономике, политике, быта, традиций, стилей, эстетике.

Культурологический подход позволяет анализировать ведущие тенденции и художественно-композиционные закономерности моды. Она формирует конфигурацию культуры потребления, описывает причинную связь выявления эстетических принципов в стилеобразовании и формообразовании костюма. Исторический подход подчеркивает динамизм моды, ее развитие, изменение форм костюма. В рамках исторического подхода сформировались фундаментальные исследования в истории развития знаковых форм костюма, используемые дизайнерами в художественном проектировании современной одежды (рис. 2) [4].

Эстетический подход к определению знаковых элементов моды и стиля основан на объективной связи символизма и знаковости формы костюма, отражает эстетические вкусы конкретных социальных и национальных групп общества. Знаковость формы костюма в моде и стиле имеет несколько стадий развития: становление, распространение, развитие, преобладание и постепенное угасание. Анализ моды и стиля требует учета многих значений интерпретации знаковой символики для формирования современного художественного образа в костюме.

Рис. 3. Творческие модели студентов, выполненные в материале

Сегодня знаковая символика активно входит в моду, поскольку она становится языком символов невербального системного глобального общения разных этнических народов и социальных групп общества. Определяя знаковые идеи общественно-национальной культуры, модные формы одежды могут выражать важные характерные признаки стилевых

предпочтений современного человека. Проведение исследований в направлении определения социологических и культурологических компонент знаковости моды дают возможность определять механизмы ее функционирования в современном обществе [5].

Новые подходы к теории развития моды и стиля изучают идеи национальной идентификации, гендерного равенства, психологии и социологии. Актуализация направлений знаковой символики в современном обществе вызывают подъем личного энтузиазма к формированию теории и истории моды и стиля. Ряд научных работ, посвященных знаковости моды, раскрывают разносторонние аспекты этого сложного и многогранного явления. Комплексный характер исследования знакового феномена моды, его связи с культурной и социальной сторонами жизни, определили ведущие подходы к изучению и использованию принципов формирования знаковой символики в дизайн-проектировании современного костюма [1].

Выводы

Проведенный анализ подтверждает, что тенденции развития модного костюма проявляются за счет знаковости и символичности современных форм и художественных образов в авторском стиле дизайнера одежды.

Результаты исследований компонентов знаковости моды в разработке творческого источника для проектирования авторских моделей имеет воплощение в студенческих работах (рис. 3). Исследование знаково-символических элементов феномена моды и использование результатов в учебном процессе способствует усовершенствованию профессиональных теоретических знаний и практических навыков поиска авторского стиля в подготовке будущих специалистов в области дизайна одежды.

Список литературы

1. Баранова, А. И. Стилевые трансформации в дизайне костюма: художественные средства и принципы формообразования : 17.00.07 : дис. ... канд. искусствоведения / Баранова Алла Игоревна ; науч. рук. Т. В. Николаева ; КНУТД. - Киев, 2021. - 551 с. : ил.

2. Виниченко, И. В. Язык моды как феномен межкультурной коммуникации / И. В. Виниченко // Сибирская этника. Преемственность межкультурных коммуникаций : материалы Всероссийской научной конференции / под общ. ред. Д. П. Маевского. - Омск : ОГИС, 2013. - С. 123-125.

3. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - 5-е изд. - Москва : КДУ, 2022. - 228 с. : ил. - ISBN 978-598227-838-8.

4. Жилина, А. А. Интерпретация феномена моды в контексте социальных трансформаций / А. А. Жилина, С. М. Моор // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2.2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22989 (дата обращения: 19.11.2023).

5. Kolosnichenko, O. V. Design of concordant forms of modern clothes on basis of proportional correlations of sacred geometry / O. V. Kolosnichenko, A. I. Baranova, I. O. Prykhodko-Kononenko // Vlakna a Textil. - 2017. - Vol. 24, № 3. - Pp. 10-14.

6. Копцева, Н. П. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе : монография / Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина ; Сиб. федер. ун-т, Гуманитар. ин-т. - Красноярск : СФУ, 2013. - 183 с. : цв. ил.

ICONIC SYMBOLS OF FASHION AND STYLE IN COSTUME DESIGN

A.I. Baranova

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: vulf10.10@yandex.ru

The article examines the sociological and cultural components of fashion and style in order to determine the mechanisms of its functioning in modern society to expand the creative possibilities of fashion designers. The principles of using iconic and symbolic elements in a costume are investigated using analytical, comparative and literary methods in design. The main means of interpreting iconic symbols in the modern design of fashionable costume forms are determined. The authors believe that the results obtained in determining the complex nature of fashion elements should be used in approaches to the formation of iconic symbols of costume design.

Keywords: design, costume design, fashion phenomenon, iconic costume elements, costume shape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.