Научная статья на тему 'ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОРТАЛОМ НА КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ'

ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОРТАЛОМ НА КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДОКЛИНИЧЕСКИЕ СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ИНИЦИАТОРЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / PEDAGOGY / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / HEALTH CARE / PRE-CLINICAL STUDENTS / MEDICAL EDUCATION / STUDENTS-INITIATORS / TEACHING METHODS / PRACTICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич, Брусенцова Анна Евгеньевна

Инновационное образование в области здравоохранения становится все более важным для всестороннего развития врачей и оказывает стимулирование студентов к карьерному росту в области первичной медико-санитарной помощи. Многие медицинские Вузы, однако, не имеют адекватных и структурированных возможностей для студентов, начинающих учебную программу по клиническому профилю. На базе Курского государственного медицинского университета студенты-медики пятого курса инициировали, разработали и содействовали проведению международного элективного курса по здравоохранению, обеспечивающего учебную основу для доклинических студентов, желающих познакомиться с клинической и культурной практикой развивающейся страны. Все участники курса (N=60) заполнили анкету после занятий в течение одной недели на клинических базах, обмениваясь опытом со студентами старшего курса. Скрининг рефлексивных эссе на общие темы, отвечающие основным компетенциям университета, дал конкретные результаты глобального обучения здравоохранению, включая анализ детерминант здравоохранения. В результате студенты-медики успешно реализовали программу устойчивого глобального здравоохранения для доклинических студентов. Полученные результаты в ходе исследования указывают на то, что благодаря созданию дополнительной программы раннего клинического знакомства студентов младших курсов с образовательным порталом и системой здравоохранения, происходит улучшение практических навыков и раскрытие глобальных проблем общественного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тишков Денис Сергеевич, Брусенцова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF JUNIOR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PORTAL ON CLINICAL BASES

Innovative health education is becoming increasingly important for the comprehensive development of physicians and provides incentives for students to pursue careers in primary health care. Many medical Schools, however, do not have adequate and structured opportunities for students starting a clinical profile curriculum. On the basis of the Kursk state medical University, fifth-year medical students initiated, developed and promoted an international elective course on health care, which provides a training base for pre-clinical students who want to get acquainted with the clinical and cultural practices of a developing country. All participants of the course (N=30) filled out a questionnaire after classes for one week at the clinical bases, sharing their experience with senior students. Screening reflexive essays on General topics that meet the core competencies of the University yielded concrete results of global health education, including analysis of health determinants. As a result, medical students have successfully implemented a sustainable global health program for pre-clinical students. The results obtained in the course of the study indicate that by creating an additional program of early clinical acquaintance of Junior students with the educational portal and the health system, there is an improvement in practical skills and disclosure of global public health problems.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОРТАЛОМ НА КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ»

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич, Брусенцова Анна Евгеньевна ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ...

УДК 378.162.35

DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0016

ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОРТАЛОМ НА КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ

© 2020

SPIN: 2994-5352 AuthorID: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396

Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой «Терапевтическая стоматология»

SPIN: 3595-3115 AuthorID: 676491

Брусенцова Анна Евгеньевна, ассистент кафедры «Терапевтической стоматологии»

Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: brusentsova.annuschka81@yandex.ru) Аннотация. Инновационное образование в области здравоохранения становится все более важным для всестороннего развития врачей и оказывает стимулирование студентов к карьерному росту в области первичной медико-санитарной помощи. Многие медицинские Вузы, однако, не имеют адекватных и структурированных возможностей для студентов, начинающих учебную программу по клиническому профилю. На базе Курского государственного медицинского университета студенты-медики пятого курса инициировали, разработали и содействовали проведению международного элективного курса по здравоохранению, обеспечивающего учебную основу для доклинических студентов, желающих познакомиться с клинической и культурной практикой развивающейся страны. Все участники курса (N=60) заполнили анкету после занятий в течение одной недели на клинических базах, обмениваясь опытом со студентами старшего курса. Скрининг рефлексивных эссе на общие темы, отвечающие основным компетенциям университета, дал конкретные результаты глобального обучения здравоохранению, включая анализ детерминант здравоохранения. В результате студенты-медики успешно реализовали программу устойчивого глобального здравоохранения для доклинических студентов. Полученные результаты в ходе исследования указывают на то, что благодаря созданию дополнительной программы раннего клинического знакомства студентов младших курсов с образовательным порталом и системой здравоохранения, происходит улучшение практических навыков и раскрытие глобальных проблем общественного здравоохранения.

Ключевые слова: педагогика, учебный процесс, социологическое исследование, здравоохранение, доклинические студенты, медицинское образование, студенты-инициаторы, методы обучения, практические навыки, медико-санитарная помощь.

INTRODUCTION OF JUNIOR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PORTAL ON CLINICAL BASES

© 2020

Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the «Department of Therapeutic dentistry» Brusentsova Anna Evgenievna, assistant of the «Therapeutic dentistry» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3 e-mail: brusentsova.annuschka81@yandex.ru) Abstract. Innovative health education is becoming increasingly important for the comprehensive development of physicians and provides incentives for students to pursue careers in primary health care. Many medical Schools, however, do not have adequate and structured opportunities for students starting a clinical profile curriculum. On the basis of the Kursk state medical University, fifth-year medical students initiated, developed and promoted an international elective course on health care, which provides a training base for pre-clinical students who want to get acquainted with the clinical and cultural practices of a developing country. All participants of the course (N=30) filled out a questionnaire after classes for one week at the clinical bases, sharing their experience with senior students. Screening reflexive essays on General topics that meet the core competencies of the University yielded concrete results of global health education, including analysis of health determinants. As a result, medical students have successfully implemented a sustainable global health program for pre-clinical students. The results obtained in the course of the study indicate that by creating an additional program of early clinical acquaintance of Junior students with the educational portal and the health system, there is an improvement in practical skills and disclosure of global public health problems.

Keywords: pedagogy, educational process, sociological research, health care, pre-clinical students, medical education, students-initiators, teaching methods, practical skills, health care.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время чрезвычайно важно, чтобы мы обучали и оснащали специалистов здравоохранения для удовлетворения этого спроса [1]. Одним из методов решения проблемы глобального образования в области здравоохранения является создание дополнительных факультативов [2]. Проведенные ранее исследования показали, что дополнительные факультативы, проводимые студентами-инициаторами, становятся все более популярными среди студентов [3]. Поэтому крайне важно, чтобы медицинские вузы поощряли своих студентов к занятиям первичной медико-санитарной помощью. Кроме того, опыт доклинических лет может оказать еще большее влияние на формирование таких карьерных решений в медицине, как определение будущей специаль-

ной направленности [4-10].

В течение последних нескольких лет заинтересованные студенты посещали клинические базы после первого курса [11]. Клиническая подгруппа по интересам в области практических навыков предоставила список клинических объектов, в то время как студенты организовывали и повышали свой опыт [12-14]. Хотя эта система предлагала некоторое медицинское воздействие на увлеченных студентов, степень этого воздействия была непоследовательной. При отсутствии минимальных критериев для разработки программы и ответственности студентов за глубину их работы студентам было сложно определить цели для своего клинического опыта в области здравоохранения. Эти ограничения требовали структурированного курса с целенаправленной учебной

Tishkov Denis Sergeevich, Brusentsova Anna Evgenievna pedagogical

INTRODUCTION OF JUNIOR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ... sciences

программой и стандартами обучения [15-18]. Эти межкультурные взаимодействия способствуют признанию различных практик, верований и систем ценностей, что крайне важно для медицинской практики по мере усиления глобальной взаимозависимости. Например, многие студенты, проходившие практику в Восточной Азии, обнаружили, что при раскрытии смертельных прогнозов врачи больше полагаются на семью пациента, чем на самого пациента. В будущем студенты, столкнувшиеся с семьей, желающей скрыть от пациента окончательный прогноз, могут обратиться к ситуации эмпатическим, культурно чувствительным образом [16-21]. Позитивное влияние мирового опыта здравоохранения на практику медицины выходит за рамки лечения представителей различных культур. Студенты разработали более сострадательные методы лечения всех пациентов, наблюдая, как врачи практикуют «нестандартную медицину, несмотря на ограниченные ресурсы[22]. Помимо знакомства с различными языками, студенты чувствовали, что они укрепили свои невербальные коммуникативные навыки и способность обеспечивать комфорт пациентам, с которыми они не могли говорить. Студенты вновь обрели уверенность в себе, адаптируясь в условиях меньшего количества ресурсов, языковых барьеров и различий в компетенции младших и старших курсов. Многие из студентов старших курсов переосмыслили свое понимание привилегий и, исходя из этого самосознания, осознали свое желание включить в свое обучение воздействие на мотивацию доклинических студентов [22-24].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель данной статьи - улучшение практических навыков у студентов доклинического курса обучения путем раскрытия глобальных проблем общественного здравоохранения. Данное исследование было проведено на базе консультативно-диагностической поликлинике Курского государственного медицинского университета. В ходе исследования было отобрано 60 участников, из которых 30 студентов выпускного курса и 30 студентов доклинического курса. Студенты должны были добровольно работать в клинике не менее 60 часов и не менее трех недель под руководством наставника-врача и наставника-студента старшего курса. Следовательно, этот факультатив требовал от студентов выполнения 60 часов работы. После завершения опыта наставник подписал форму проверки врача, чтобы подтвердить отработанные часы и предоставить обратную связь о поведении ученика. Некоторые студенты включили изучение языка в свой клинический опыт. В этом случае языковые занятия заменяли до 20 часов клинического волонтерства. Студенты также вели журнал пациентов с указанием возраста, пола, основной жалобы, диагноза и лечения. Хотя особой необходимости в этом не было, студентам предлагалось вести дневник для саморефлексии, взаимодействовать и общаться с пациентами и оценивать альтернативные варианты лечения. Каждый студент должен был написать реферат на 1000-1500 слов. В частности, эссе касалось (а) программы повседневной деятельности; (б) двух специфических детерминант индивидуального здоровья или качества жизни (например, санитарии, эндемических заболеваний; (в) пациента, который произвел сильное впечатление на студента; (г) как этот опыт может повлиять на будущую карьеру студента в медицине; и (д) любых неожиданных препятствий или проблем, с которыми он столкнулся во время пребывания. Студенты также создали 10-минутную презентацию PowerPoint с фотожурналом, иллюстрирующим их опыт и его влияние, как культурное, так и академическое.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

На базе Курского государственного медицинского университета студенты-медики пятого курса инициировали, разработали и содействовали проведению международного элективного курса по здравоохранению, обеспечивающего учебную основу для доклинических студентов, желающих познакомиться с клинической 8

и культурной практикой развивающейся страны. Все участники курса (N=60) заполнили анкету после занятий в течение одной недели на клинических базах, обмениваясь опытом со студентами старшего курса. Скрининг рефлексивных эссе на общие темы, отвечающие основным компетенциям университета, дал конкретные результаты глобального обучения здравоохранению, включая анализ детерминант здравоохранения. В результате студенты-медики успешно реализовали программу устойчивого глобального здравоохранения для доклинических студентов. Исходя из результатов проанализированных эссе- 93%- участвовали в хирургических манипуляциях, 70% проводили физические обследования, 46% помогали в челюстно-лицевой и гна-тической хирургии, 43% студентов проводили анамнез, 17% выписывали рецепты 17% проводили социальные консультации и 10% заявили «другое». Навыки, перечисленные в разделе «Другие», включали в себя введение сестринских манипуляций и стерилизации. Все процедуры проводились под непосредственным наблюдением квалифицированного наставника. Все студенты общались с врачами, 87% - с медсестрами, 23% - с физиотерапевтами, и 7% - с другими. Одним из межпрофессиональных взаимодействий, перечисленных в разделе «Другое» стали междисциплинарное общения с врачами общего лечебного профиля.

В течение одной недели после обязательных студенческих презентаций 100% студентов завершили «опрос после опыта», состоящий из различных заявлений, касающихся клинического опыта в современном здравоохранении. Мы собрали и проанализировали данные опроса, основываясь на том, был ли ответ один или два (отрицательный) или от трех до пяти (положительный). Сто процентов студентов познакомились с новой культурой, 100% хотели бы внести будущий вклад в добровольную помощь, 97% сообщили о знакомстве с новым языком, 83% улучшили свои знания о практическом здравоохранении и 70% полагали, что этот клинический опыт изменил их выбор профессии.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, для того чтобы лучше понять взаимодействие этих культур с системой здравоохранения, многие студенты-медики выбирают добровольчество в клиниках и больницах. Студенты-медики во многом способствовали росту глобального образования в области здравоохранения. В данной статье описывается программа глобального здравоохранения, инициированная, разработанная и выполняемая студентами-медиками при содействии и поддержке профессорско-преподавательского состава, а также ее успешное влияние на развитие ее участников и всесторонне подготовленных врачей. В результате студенты-медики успешно реализовали программу устойчивого глобального здравоохранения для доклинических студентов.

Полученные результаты в ходе исследования указывают на то, что благодаря созданию дополнительной программы раннего клинического знакомства студентов младших курсов с образовательным порталом и системой здравоохранения, происходит улучшение практических навыков и раскрытие глобальных проблем общественного здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметова Г.В, Бекболганова М.Е., Мухаева А. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике //Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-3. - С. 9 - 11.

2. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики. Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

3. Smith J.K, Weaver D.B. Capturing médical students' idealism//Ann Fam Med. 2016; 4: р.32-7.

4. Shi L.J. The relationship between primary care, income inequality, and mortality in US states, 2006, 48р.

5. Board Y.T. American Academy of Family Physicians// National Resident Matching Program data: family medicine residency positions and numberfilled by U.S. 2016. р414.

6. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. -158 c._

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Тишков Денис Сергеевич, Брусенцова Анна Евгеньевна ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ...

7. АраслановаА.А. Психология и педагогика в схемах. М.: Русайнс,

2018. - 320 с.

8. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Роль симуляционных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций будущих врачей // Балтийский гуманитарный журнал.

2019. Т. 8. № 4 (29). С. 71-73.

9. Астанина С.Ю. Фундаментальная подготовка врачей в дополнительном профессиональном образовании // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 219-224.

10. Петрова Н.Э. Фоновые знания в контексте профессионального образования студентов-медиков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 157-160.

11. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы.М.: Русайнс, 2018. - 256 c.

12. Батюта М.Б. Возрастная психология. М.: Логос, 2016. - 306 с.

13. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. — 2018. С.186

14. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы //Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 19 - 30.

15. Чеховских М.И. Основы психологии. Минск: Новое знание, 2002. — 218 с.

16. Голованова Н.Ф. Педагогика. М.: Academia, 2019. - 352 с.

17. Range B., Young, S., & Hvidston, D. (2013). Teacher perceptions about observation conferences: What do teachers think about their formative supervision in one US school district // Journal of University Teaching & Learning Practice. 2018.73р.

18. Бородина К.М. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов //Региональный вестник. 2019. № 22 (37). С. 7-8.

19. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация обучающихся в коллективе. М.: Academia, 2015. -16 c.

20. Хухлаева О.В. Психология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

21. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

22. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

23. Crump J.J. Ethical considerations for short-term experiences by trainees in global health// JAMA. 2018. р.1456

24. Bazemore A.W, Goldenhar L.M.The effect of offering international health training opportunities on family medicine residency recruiting// Fam Med. 2017. р.25\

Статья поступила в редакцию 17.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.