Формирование языковой компетенции -
это освоение языковой системы, самого языкового материала, т. е. единиц языка и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания). Также языковая компетенция предполагает знание норм родной речи и умение пользоваться ими, т. е. культура речи -норм русского литературного языка и его функциональных стилей.
Формирование лингвистической компетенции в узком смысле предполагает овладение знаниями о языке, о его системе, т. е. метаязыком лингвистики. Между тем лингвистика сегодня - это наука, включающая в себя понятия не только языковые, но и речеведческие, культурно-речевые, социолингвистические. Следовательно, в широком смысле лингвистическая компетенция - это знания о языке и речи, рече-ведческих понятиях, теоретических основах культуры речи.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает освоение знаний о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов деятельности (слушания и понимания, чтения, говорения, письма). Коммуникативная компетенция в высшем ее проявлении - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение в рамках этой компетенции - это умение создавать и воспринимать тексты - продукты речевой деятельности.
Формирование культуроведческой компетенции предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, его взаимосвязи с историей народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет Русский язык в образовательных учреждениях с преподаванием на русском выполняет задачи, обусловленные в развитии и воспитании личности ребенка и студента, а также в усвоении всех изучаемых в школе и вузе дисциплин.
Таким образом, мы видим, что во все четыре вида компетенций составной частью входят речь как деятельность по использованию языка в целях общения, знания о культуре речи, речеведческие поня-
тия и речевые умения. Например, коммуникативная компетенция невозможна без языковой, и связующим звеном здесь является культура речи, т. е. знание норм языка и умение их реализовать в общении. С другой стороны, культура речи составляет высшую ступень языковой компетенции и создает базу для формирования и развития коммуникативной.
Важным условием эффективности учебного процесса в школе и вузе является комплексная разработка всех компонентов методической системы, а именно: содержания, принципов и методов, упражнений, дидактического материала, средств и форм организации обучения. Целостная система обеспечит не только формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций, но и будет способствовать развитию творческих способностей и нравственных качеств личности.
Проблема создания целостной методической системы, адекватной современным воззрениям на язык и речь, на условия формирования основных видов речевой деятельности, сделала очевидной необходимость разработки и обоснования компе-тентностного подхода в непрерывном лингвистическом образовании учителя.
В.В. БАРДАКОВА Волгоград
ЗНАКОМСТВО СО СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Оценка выразительности речи - один из принципов обучения русскому языку -сопряжена с осознанием точности, богатства, образности художественного текста. На уроках чтения дети получают элементарные представления об изобразительных и выразительных возможностях слова, практически знакомясь с такими средствами выразительности, как рифма, звукопись (ассонанс, аллитерация), олицетворение, эпитет, сравнение и др. (Программно-методические материалы 2000). Анализ текста предполагает, в первую очередь, ра-
боту учащихся под руководством учителя «по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка» (Львов 1999:19). Так, в программе по литературному чтению О.В. Кубасовой (дидактическая система «Гармония») указывается, что во втором классе младшие школьники, читая разнообразные произведения литературы и фольклора, знакомятся со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, сравнением. В третьем классе учащиеся находят их в тексте и определяют функции. Четвероклассники должны знать и использовать в речи основные средства выразительности (Кубасова 2002:110, 114, 120).
Общепринятым в методике является положение о том, что усвоение младшими школьниками выразительных средств языка происходит в процессе работы над художественным произведением, стилистический (языковой) анализ которого позволяет выделять в тексте и употреблять в своей речи образные выражения. Поиск эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и др. и объяснение их в контексте необходимы для понимания образов, созданных автором.
М.П. Воюшина первым среди необходимых младшему школьнику читательских умений называет умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении: «Полноценное общение с искусством требует восприятия слова как средства создания художественного образа, т.е. в соответствии с той функцией, которую выполняют в данном художественном произведении данные изобразительно-выразительные средства языка» (Воюшина 2004:40). Умение использовать в речи образные выражения формируется в словесном «рисовании», воссоздающем описанные в произведении картины или дополняющем авторское описание, а также в самостоятельном словесном описании предмета.
Рассмотрим некоторые примеры работы над изобразительно-выразительными средствами языка в начальных классах.
Читая стихотворение З. Александровой «Снежок», дети знакомятся со сравнением. Они ищут ответы на вопросы, поставленные учителем: какие картины представ-
ляются при чтении стихов? Что помогает ярче вообразить зиму: покрытые льдом лужи, снегири на голых ветках деревьев, снег в воздухе и на земле? Учащиеся вчитываются в слова стихотворения: «как розовые яблоки, на ветках снегири», «снежок..., как мел, скрипуч и сух». Зачем автор использует сравнение? Что с чем сравнивается? Вывод, который формулируют дети: в стихотворении используются сравнения, они помогают лучше понять и ярче представить то, что изображает автор.
Закрепить знания о сравнении поможет работа над стихотворениями И. Сурикова «Первый снег», И. Никитина «Встреча зимы». Анализируя произведение, младшие школьники отвечают на вопросы: какими поэт изобразил снег, поле, лес в начале зимы? Какие выражения помогают представить картину наступления зимы? Учитель привлекает внимание детей к сравнениям: «И под утро снегом поле забелело, точно пеленою все его одело», «Темный лес что шапкой принакрылся чудной...» (И. Суриков); «...что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок», «На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем» (И. Никитин).
Учащиеся находят сравнения и определяют их роль в тексте, знакомясь со стихотворениями русских поэтов: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (С. Есенин «Береза»); «...Словно белою косынкой подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку...» (С. Есенин «Пороша»); «...Все грачи летали да, как сеть, мелькали...», «...через поле перекати-поле прыгает, как мяч» (А. Фет «Ласточки пропали...»); «Лес, точно терем расписной...» (И. Бунин); «Как птицы, заливаются трамвайные звонки» (А. Барто «Веревочка») и под.
Благодатным материалом для усвоения сравнения как выразительного и изобразительного средства являются загадки и пословицы. Через фольклор ребенку легче и проще понять законы художественной речи, в частности, как с помощью сравнения создается образ. Например: «Ласковое слово - что весенний день»; «Кругла, а не мячик, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот» (Репа); «Бела, как снег, черна как жук, вертится как бес, и поверт-ка в лес» (Сорока); «Белый как снег, надутый как мех, лапами ходит, а рогами
ест» (Гусь) и под. Однако для достижения нужных результатов и здесь необходима квалифицированная помощь педагога, хорошо знакомого со специфическими особенностями поэтики загадки. На уроке чтения и литературы важна доказательность отгадки, т. е. не только простой ответ на занимательный вопрос, но и ее объяснение со ссылкой на текст.
Опыт определения сравнения, приобретенный при анализе фольклорного текста, переносится и на авторскую загадку (К. Чуковский, С. Маршак и др.).
Следующий этап работы над выразительно-изобразительными средствами - его использование в речи, включение в активный словарь. Младшие школьники придумывают загадки, пишут сочинения-миниатюры, составляют тексты-описания, в которые включают знакомые образные выражения (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, гиперболы и под.).
Аналогичным образом в начальных классах строится работа и над другими средствами выразительности. На уроках литературного чтения, знакомясь с художественными произведениями, учащиеся имеют возможность почувствовать и оценить выразительные и изобразительные возможности языка, понять, как писатели и поэты создают яркие словесные образы.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать ученикам теоретические све-
дения о средствах выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи. Основными приемами являются: 1) обнаружение в тексте образных слов и выражений; 2) объяснение их значения; 3) упражнения в подборе сравнений, эпитетов, составлении загадок и под.; 4) словесное «рисование», воссоздание образа по описанию в тексте; упражнения в использовании изобразительных средств языка: иллюстрирование, описание; 4) включение образных оборотов в пересказ, в сочинение; 5) выразительное чтение художественных текстов.
Литература
Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения / М.П. Воюшина // Нач. шк. 2004. №3. С.39 - 44.
Кубасова, О.В. Литературное чтение / О.В. Кубасова // Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. С. 98 -120.
Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студ. / М.Р. Львов. М.: Академия: Высш. шк., 1999.
Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / сост. Т. В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2000.