Научная статья на тему 'Знакомство с понятием «окказионализм»'

Знакомство с понятием «окказионализм» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
окказионализм / лексика / критичекое мышление

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселева А.В.

В статье рассказывается о целесообразности включения в учебный процесс изучения окказиональных выражений в 6 классе при изучении раздела «Лексика», это поможет не только расширить знания в данной области, но и будет способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знакомство с понятием «окказионализм»»

УДК 8

РС! 10.21661/Г-561147

Киселева А.В.

Знакомство с понятием «окказионализм»

Аннотация

В статье рассказывается о целесообразности включения в учебный процесс изучения окказиональных выражений в 6 классе при изучении раздела «Лексика», это поможет не только расширить знания в данной области, но и будет способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания.

Ключевые слова: окказионализм, лексика, критичекое мышление.

При подготовке учащихся 7 класса к олимпиаде по русскому языку столкнулась с заданием по нахождению окказионализмов в тексте. Но, к сожалению, детям не знакомо это понятие. Анализ учебников показал, что понятия «окказиональность» и «окказиональные слова» в них не рассматриваются. В разделе «Лексикология и фразеология» есть только упоминание о неологизмах. Когда же следует начинать изучение окказиональных слов? Я думаю, понятие «окказионализм» необходимо давать в 6 классе при изучении раздела «Лексика», когда изучаем тему «Неологизмы» или на внеурочных занятиях.

Включение в учебный процесс изучения окказиональных выражений поможет не только расширить знания в данной области, но и будет способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания, лингвистического интуитивного понимания словообразовательных тенденций, и других познавательных универсальных учебных действий школьников, позволяющих создавать образные ассоциации и расширять кругозор.

Известно, что слово во всех его формах и значениях может стать предметом игры, основанной на знании родного языка, его лексики, грамматики, семантики.

1. Урок можно начать с погружения в проблемную ситуацию. Предлагаю работу в группах. Прочитать отрывки стихотворений, найти слова, которые придумал сам автор. Говорим о том, что эти слова мы встречаем только в этом стихотворении. Это новые слова, придуманные автором. И относятся они не к активному, а к пассивному запасу слов русского языка.

Граждане,

У меня

Огромная радость.

Разулыбьте сочувственные лица.

(В. Маяковский)

Выфлажено всё.

И люди

И строения.

(В. Маяковский)

Сливеют

Губы

С холода...

(В. Маяковский)

Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,

Так же гнётся, как в поле трава.

Эх, ты молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!

(С. Есенин)

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.

(С. Есенин)

2. А чтобы познакомить учеников с термином «окказионализм», предлагаю послушать сказку.

«По дороге навстречу друг другу шли два молодых человека.

Здравствуй, - сказал один из них другому.

На человеке было новое платье и обувь, он был весел, глаза его горели.

Здравствуй, - ответил ему другой человек. Он также, как и первый, был одет в новое платье, но оно было каким - то странным, как будто незнакомец приехала из какой - то далекой - далекой страны. Впечатление подчеркивали шляпа с перьями и тросточкой в руке.

Меня зовут Неологизм, - весело представился первый собеседник. - Меня никто не знает, обо мне еще никто не слышал, и приходится со всеми знакомиться. Но мне это нравится. Вокруг появилось очень много друзей и знакомых. Меня узнают в толпе.

Проходя по улице, я то и дело слышу: «Здравствуйте, Неологизм», «Добрый день, Неологизм.» А как зовут Вас, странный незнакомец?

Меня зовут Окказионализм.

Странное имя. Я слышу его впервые.

Мое имя латинского происхождения, означает «случай».

Ха - ха - ха, - засмеялся Неологизм, - я думаю, что вам с таким именем будет очень трудно завязывать с людьми знакомства. Вы даже в старости будете одиноки.

Окказионализм хотел что - то возразить, но Неологизм поспешил дальше завязывать новые знакомства, искать новых друзей.

...Прошло несколько лет. И снова на той же дороге встретились два человека. Один из них был все в том же ярком, нарядном платье, в шляпе с перьями и с тростью в руке. Он был по - прежнему молод. Годы не изменили его.

Но как изменился другой человек! Одежда на нем была серая, выцветшая, кое-где залатанная. Он был стар и сед. Длинная борода изменила его до неузнаваемости.

Окказионализм прошел было мимо, так как не узнал своего давнего собеседника, если бы тот не воскликнул.

Здравствуй, Окказионализм!

Здравствуй.Что случилось с тобой, мой веселый знакомый? Ты так изменился.

Я шагал по свету в поисках новых знакомств. Но чем больше знакомых у меня остановилось, тем обык-новеннее становился я сам. Вскоре я перестал быть интересным, для многих, стал обычным, таким, как и все. А почему, мой друг, не изменился ты?

НОВИЗНА Создан на случай

Ты не дал договорить мне в прошлый раз. А я хотел рассказать тебе о том, что я всегда буду новым, необыкновенным, так как я создан «на случай», не вхожу в общее употребление. Я так и останусь навсегда словом, лишь однажды созданным в каком-нибудь контексте.

Неологизм грустно вздохнул и пошел своей дорогой. А Окказионализм пришел к нам на урок, надеюсь, что его здесь узнают и смогут определить его отличительные признаки» [1. С. 30-31].

3. Далее предлагаю составить кластер к новому понятию.

Напоминаю, что кластер - графический систематизатор, показывающий различные связи между объектами или явлениями. В центре листа запишем слово, определяющее тему нашего урока. Вокруг этого слова записываем слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой после прослушивания сказки. Продолжаем работать в парах или в группах.

Рис. 1

4. Работа с термином.

Итак, Окказионализмы - (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем для конкретного произведения по существующим законам словообразования.

Как правило, окказионализмы не закрепляются в словарном запасе языка, не становятся общенародными, потому что используются только в условиях конкретном контексте. Вне контекста окказионализмы являются непонятными для для обычных носителей языка. Однако к ним прибегают не только авторы, которые используют их как лексическое средство художественной выразительности или игры, но и дети.

Вот у кого фантазии не занимать! Сборник детских изречений состоит из высказываний, собранных Кор-неем Чуковским и опубликованных им в книге «От двух до пяти» в качестве свидетельства гениальности детского мышления и детского словотворчества. Дети этого возраста чувствуют, как образовываются слова, придумывают новые, чтобы выразить свою мысль.

Корней Чуковский писал: «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом...».

5. Игра «Кто больше?».

Давайте попробуем найти эти новые слова и понять их.

Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

Вы и шишку польете?

Да.

Чтобы выросли шишенята?

Окончание «ята» мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята, котята, воронята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:

Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

Огонь и огонята! Огонь и огонята!

Какой из способов словообразования применен при создании

Увидел картину с изображением мадонны.

Мадонна с мадонёнком (суффиксальный).

Двухлeтнюю Сaшу спрocили.

Куда ты идешь?

За песочком.

Но ты уже принесла.

Я иду за ещём.

Папа, сделай телевизор помолчее, мне сказку не слышно.

Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.

Маша (3 года) увидела морщинки на лбу у отца, погладила их и сказала.

Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

Ах ты, стрекоза! - сказала мать своей трехлетней Ирине.

Я не стрекоза, а я людь!

Двухлетний Юра, желая взобраться на диван, всегда обращается к своей матери с просьбой.

Мамочка, мамоги!

И к отцу.

Папочка, папоги!

(Можно просмотреть мультфим К. Чуковский - «От двух до пяти» и предложить детям выписать оказиона-лизмы ( работа в группах).

Окказионализмы выполняют индивидуально-стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами.

6. Игра «Мы писатели» (или дать это задание на дом).

Попробуйте сами образовать окказионализмы от слова Весна (или Море). В качестве примера можно раздать детям стихотворение Велимира Хлебникова.

Смех

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно,

О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!

7. В конце занятия, подводим итоги.

Что нового узнали? ( Можно дополнить кластер).

Как вы считаете, словотворчество - это хорошо или плохо? Почему?

К сожалению, порой окказионализмы превращаются в искусственные штампованные словечки-однодневки. Но лично я уверена: стремление человека к яркому, свежему, неповторимому слову обязательно приводит его к творчеству.

Таким образом, я считаю, из-за недостаточного изучения данной темы на уроках русского языка многие ученики не замечают окказионализмов в русской литературе, а также используют окказиональные слова в своей речи, что нарушает речевые нормы. С понятием «окказионализм» сталкиваются учащиеся только старших классов при изучении стихотворений поэтов ХХ века, в частности в лирике Владимира Маяковского, Николая Гумилёва, Валерия Брюсова и др. В учебный процесс необходимо включить изучение окказиональных слов уже в 6 классе. Дети в процессе игры, основанной на знании родного языка, его лексики, грамматики, семантики, смогут изучать слово во всех его формах и значениях, научатся выражать переживания, доискиваться до смысла слов. Такая игра рассматривается как особая форма лингвокреативного мышления.

Включение в учебный процесс изучения окказиональных выражений поможет не только расширить знания в данной области, но и будет способствовать развитию воображения, лингвистического интуитивного понимания словообразовательных тенденций, и других познавательных универсальных учебных действий школьников.

Литература

1. Зимина А.И. Знакомство с понятием «окказионализм» / А.И. Зимина // Русский язык в школе. - 2007. - №6. - EDN ХХЛЕЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.