Научная статья на тему 'Знак желание технология: на пути к критической теории визуальной культуры'

Знак желание технология: на пути к критической теории визуальной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
558
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галкин Дмитрий Владимирович

Рассмотрены проблемы исследования феноменов визуальной культуры, семиотические, антропологические и технологические аспекты визуального опыта (опыта visually). Предложен оригинальный междисциплинарный подход и концептуальная модель анализа визуальной культуры в многообразии ее проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGN-DESIRE-TECHNOLOGY: APPROACHING CRITICAL THEORY OF VISUAL CULTURE

Article is devoted to the theoretical issues of cultural research in «visual culture». It is argued that this subject receives its importance as artificial visual environment in (post)modern world continues its enormous growth. Semiological, anthropological and technological aspects of visual experience are considered. Author presents interdisciplinary approach and conceptual model for analyzing visual culture and its phenomenon such as screen, performativity of images etc. In conclusion he comes up with arguments for critical theory of visual culture as de-realized experience.

Текст научной работы на тему «Знак желание технология: на пути к критической теории визуальной культуры»

Д. В. Галкин

ЗНАК - ЖЕЛАНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ:

НА ПУТИ К КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрены проблемы исследования феноменов визуальной культуры, семиотические, антропологические и технологические аспекты визуального опыта (опыта гзвиаШу). Предложен оригинальный междисциплинарный подход и концептуальная модель анализа визуальной культуры в многообразии ее проявлений.

Современные культурные исследования не могут обойти вниманием то обстоятельство, что стремительное развитие и конвергенция компьютерных и телекоммуникаций актуализирует две принципиально важные темы: визуализацию коммуникаций и усиление роли функционально-технологического дискурса в производстве визуальной культуры. Мир коммуникаций и общения сосредоточивается в визуальной/виртуальной среде телевидения и Интернета, дискурсивные практики концентрируются в операционном пространстве универсальных электронных посредников, где преобладающим модусом коммуникации становится визуальная информация. Визуальные образы и виртуальные коммуникации решающим образом опосредуют культурный и коммуникативный опыт человека (эту крайне важную установку сформулировали еще В. Беньямин и М. Маклюэн [1.2]). Технология предопределяет стратегию визуализации - перевода в видимое того, что естественным образом не является визуально доступным. Так формируется принципиально новый тип визуального опыта и визуальная культура как новый тип (пост)символического бытия и важнейшая черта эпохи постмодерна [3]. Однако судьба и миссия \т5иа1иу во многом угадывается в наращивании процессов виртуализации культурного опыта [4].

Подходы к исследованию визуальной культуры

В предлагаемой статье мы будем исходить из того, что анализ визуальной культуры предполагает междисциплинарный подход, в котором сочетаются семиотические, антропологические и медиа-технологические аспекты, составляющие базовые координаты визуального опыта: \dsuality конструируется как знак, желание (-тело) и технология. Важность подобной меж(пост)дис-ниплинарной установки была и остается очевидной в рамках визуальных исследований. Она изначально заложена в саму «парадигму» анализа визуальной культуры, хотя дисциплинарная структура может варьироваться [5]. Предлагаемая нами схема представляет собой скорее тактику, нежели ст руктурированный дисциплинарный подход, поскольку тактика гибка, открыта и вариативна, она позволяет избежать жесткой фиксиро-ванности на определенных модальностях, таких как. например, пространство, ставшее центральным пунктом визуальных исследований последних лет и квинтэссенцией социального конструктивизма (к пространству в качестве вторичной единицы подключается и тело [6]). Критическая экспликация предлагаемого подхода ориентирована на проблематизацию современной культурной динамики в постмодернистской теории [7].

Особенности дискурсивного функционирования визуального образа были предметом анализа в целом ряде известных работ по семиотике, психоанализу, а также в рамках медиа-исследований и постмодернистской теории. Ролан Барт в статье «Риторика образа» [8] выделяет в риторике визуального образа структуры семантического кодирования (символическая, иконическая) и указывает на парадоксальный элемент сообщения без кода: иконические знаки без кода на основе визуальной копии, «буквального» подобия образа реально видимому объекту. Барт отмечает также свободу иконических знаков в противоположность языковому сообщению, всегда обладающему репрессивной функцией.

Ю. Лотман в работе «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» [9] рассматривает риторику иконических знаков как механизм удвоения реальности: возможность удвоения является онтологической предпосылкой превращения мира предметов в мир знаков. Так. для визуального ряда кино характерно стремление к созданию иллюзии реальности (достоверности). Лотман также акцентирует внимание на дисциплине производства визуального изображения, которая задает его семиотический статус как в ритуале конструирования. так и в разрешении изображать те или иные объекты в том или ином значении. Как и Барт, Лотман фиксирует стремление к различным формам конвертации изображений в словесные тексты, свойственное практикам визуализации.

Однако эти продуктивные семиотические идеи остаются в русле структурного анализа и «истории образов», при этом игнорируя проблематику специфики визуального опыта и не-текстуалыюй инкорпорирован-ности тела в саму природу визуального. Такая стратегия предполагает обращение к антропологическим интерпретациям visuality. В этой связи мы кратко остановимся на психоанализе в его лакановской версии.

В отличие от семиотической трактовки, психоаналитическая теория обнаруживает изначальную вписанность тела не только в визуальное, но и в саму его возможность. У Лакана глаз как орган и взгляд как желание (gaze) конструируют реальность видимого, где взгляд непременно на что-то «падает» и глаз использует это видимое как «пшцу» для насыщения желания [10]. Лакановский «object а» организует визуальное вокруг желания и как желание. Антропологическая «субстанция» визуального - желающий взгляд, все остальное возникает в лучшем случае в качестве довеска прочтения. Кроме того, взгляд не есть принадлежность или активность зрителя; он принадлежит полю видимого как такового. Поэтому «зритель» попадает в точку пе-

ресечения силовых линий «своего» и «встречного» взглядов (объект тоже смотрит на меня). Таким образом, психоанализ фиксирует ту грань, за которой визуальный опыт не является текстуальным. Это принципиально важно, поскольку в визуальных исследованиях проблема соотношения визуального и текстуального является краеугольным камнем для обоснования самостоятельной роли visuality как специфической культурной формы, несводимой к языку и стратегиям репрезентации.

Для анализа визуального опыта как семиозиса ико-нических знаков безусловно необходимо расширение аналитических рамок в пространство символического опыта, не забывая, однако, что непрочитываемая телесность раз и навсегда вписана в саму интенцию визуального. Славой Жижек на примере кинообразов А. Хичкока иллюстрирует возможности эстетической символизации, которая производит кастрацию желания (Жижек анализирует сцену из фильма «Саботаж» [11]). Камера управляет взглядом-желанием, отбирая у него «пишу» - то, что он ненасытно ищет в каждом эпизоде. Зритель жаждет «видеть» и поглощать взглядом физические детали убийства (death drive), но взгляд камеры, пообещав желаемую картину, резко меняет ракурс. Подобные манипуляции вступают в игру визуальной риторики благодаря технологическим возможностям монтажа. Если Эйзенштейн создал техносемиотику киномонтажа, которая способна насытить взгляд (брутальность насилия на знаменитой лестнице в «Броненосце Потемкине»), то Хичкок в данном примере экспериментирует с техникой кастрации.

Visuality в медиа-генезисе культуры

Семиотика и психоанализ концентрируются на структурных аспектах визуального опыта, но не позволяют удерживать в поле зрения культурно-генетический аспект развития мира визуальных коммуникаций. Осознавать границы между визуальным и знаковым, между образом и желанием еще недостаточно для того, чтобы вести речь о визуальной культуре в целом. Именно потому, что она стала возможной благодаря целому ряду предпосылок, важнейшая из которых - технологическая. Теория «медиа» в ее оригинальной формулировке Маршала Маклюэна послужит нам фундаментальным ориентиром для культурологического понимания визуального как коммуникативного опыта.

Согласно Маклюэну [2], различные «медиа» формируются в рамках общей для них всех культурной логики, которую и фиксирует знаменитое высказывание Маршала Маклюэна - «medium is the message»: средство передачи сообщения само есть сообщение, поскольку любой медиум может быть содержанием другого медиума. Содержание письма - речь, так же как написанное слово содержится в печатном, а печатное является содержанием телеграфа. При этом «медиум», или «медиа», - понятие технологическое. Медиум утверждает - абсолютно бессодержательное! - существование другого медиума. Кроме того, медиа-эффект заключается не в информировании и осведомлении («таке aware»). «Медиа» выполняют роль побуждения/принуждения что-либо случиться («make happen»). «Медиа»

функционируют как перформатив - важнейшая установка Маклюэна. Анализируя эту культурную логику в работе «Познавая медиа» (Understanding Media. The Extension of Man [2]), Маклюэн начинает с речи (устного слова) и далее по порядку переходит к письму (письменное слово - «глаз для уха»), колесу и дорогам, числу («профиль толпы»), одежде («наша вторая кожа»), жилью, деньгам («кредитная карта бедняка»), часам («аромат времени»), печати, комиксам, велосипедам и самолетам, фотографии («бордель без стен»), прессе, автомобилю («механическая невеста»), рекламе, играм, телеграфу («социальный гормон»), печатной машинке, телефону, кино («мир в рулоне»), радио («туземный барабан»), телевидению («застенчивый гигант»). Важно подчеркнуть, что визуальные «медиа» оказываются генеалогически более совершенными гибридами своих предшественников.

Технологизированное желание и «инородное тело»

Обратим внимание на несколько весьма интересных моментов. Во-первых, даже беглого взгляда на перечисленные виды «медиа» достаточно, чтобы уловить исходную антропологическую интуицию Маклюэна: «медиа» - это продолжение человека («extension of man») за счет расширения возможностей восприятия. «Медиа» - часть нашей нервной системы. Маклюэн называет это «технологической симуляцией сознания», подчеркивая тем самым, что «медиа» имеют только и исключительно антропологическое определение как «продолжение человека». Техноантропология visuality начинается с рассмотрения письменного слова как «глаза для уха». Маклюэн утверждает, что ценности западной культуры основаны на письменности, которая изначально визуальна. И даже электронная культура так или иначе унаследовала визуальную доминанту письма. Следовательно, в столь богатой медиа-генеалогии визуальное претендует на то, чтобы быть доминирующим элементом коммуникации, который выполняет фундаментальную культурную функцию трансляции («медиа-как трансляторы»), переводя опыт в эксплицитные формы. В обычной речи мы эксплицируем самих себя и речь, таким образом, играет роль технологии. В мире визуальной электронной информации мы все больше обретаем собственную эксплицитность за счет перевода себя в различные визуализирующие форматы данных. Более того, здесь возникает особое эротическое тяготение между медиа/техно объектами и людьми. Это особый тип желания, направленного на технологические объекты, переходящее в технофетишизм.

Известный американский философ Майкл Хейм как бы вторит Маклюэну, утверждая, что стремительное технологическое развитие и, в частности, увлечение компьютерами переходит в эротическое влечение к ним, которому Хейм предрекает переход в «бракосочетание с технологией» [12]. Эта привязанность более чем эстетическая: очарование технологией в большей мере эротическое и духовное, чем утилитарное; это поиск дома-очага для разума и сердца. Хейм считает, что это влечение идентично платоническому устремлению Эроса к мудрости, за пределы пещеры теней и иллюзий. Эрос

расширяет наше конечное существо, продлевает что-то из нашего физического существа за пределы смертного существования; Эрос ведет к логосу, к преодолению плоти, к расширению знания и опыта.

Однако Маклюэн далек от подобного празднования «техноантропологической» свадьбы. Он переводит анализ в критический регистр. Медиатизация, утверждает Маклюэн, приводит к антропологической реверсии: приспосабливаясь к новым техноорганам, человек сам становится сервисным механизмом, обслуживающим воспроизводство и развитие технологической машины. Человек мутирует, становясь «половым органом машинного мира». Маклюэн настаивает, что подобное обращение означает блокирование нервной системы, отключение рациональной регуляции и активности восприятия, что ведет к преобладанию бессознательной нарцис-сической апатии (наркотический эффект «медиа», «гаджет-любовник: нарцисс как наркоз») [2. С. 41-48]. И здесь возникает интересный диалог с психоанализом в той части, где взгляд (и его технологическое усиление) предстает как желание извне, «нечеловеческое» обращенное желание.

В результате этого культурного синтеза знака, желания и технологии квинтэссенцией и эталоном полноты визуального образа, эталоном референтного, пластического и динамического разрешения элементов визуальной культуры становится «тело». Не только и не столько женское/мужское или человеческое Тело, а скорее сама телесность вещей, ее многообразие и захватывающее обыскусствление.

Когда мы говорим о «теле» применительно к визуальной культуре, мы, конечно, говорим об особом -«инородном теле», возникающем только в среде и определенном порядке У15иа1цу: это сома-семиотическая конфигурация знака, желания и технологии. «Инородное» - значит не только «другое тело в данном»; «инородное» - значит «иного рода», иного происхождения в принципе. Эта концепция подчеркивает специфический, совершенно уникальный опыт телесности в визуальной культуре постмодерна, который не сводим к дисквалификации «реальной» человеческой телесности [13] или к представлению об эстетике «возвышенного», конституирующей мир тиаШу (эту позицию представляет Никлас Мирзоефф [3]. В постмодерной мутации телесности так или иначе замешана смена плоти - перевоплощение, которое объединяет как минимум два «процесса»: раз-вополощение - замешанная на шизофрении утрата телесной оболочки, и воплощение - вхождение в иную плоть (визуальную, виртуальную, цифровую).

С позиций семиопсихоаналитического дискурса тело может быть рассмотрено как лакановская «точка пристежки», «останавливающая скольжение означающих, фиксирующая их значение, - “пристегивающая” их» [14. С. 93]. К «телу» пристегивается весь визуальный ряд, вся игра света, цвета, линий и форм. К «телу» пристегивается и Тело. При этом, оставаясь визуальным, т.е. чем-то, что всегда больше, чем символическая (языковая) конструкция, - желающим взглядом, тело-на-экране становится коррелятом желания смотрящего-тела, создавая интенсивное поле визуального как такового.

Возможно, самый яркий соматический «миф» экрана - тело-мутант. Главный герой - антропоподобное существо с типичными соматическими отклонениями в сторону «совершенства» или «уродства» (монстр, «извращенец»), К этому типу относятся тела чудовищ, супергероев, силиконовых красавиц, популярных анимационных персонажей. Сюда же можно смело отнести образы «героев возраста» - бодрых, сильных духом, физически активных людей, которых лучше называть пожилыми, а не стариками - настоящие образцы постмодернной идентичности «туристов» и «игроков», образ которых популярен [15]. Настоящее виртуальное тело, живущее на экране. На его мифическом визуальном появлении строятся обычно банальные, но зрелищные сказания о чудесах из жизни одиноких мутантов. Извращение «нормального» тела и «нормальных» телесных практик невозможно не визуально, оно питается жаждой взгляда. Но это лишь поверхностный слой историй о «телах-мутан-тах». Их культурная генеалогия много богаче.

Если следовать Маклюэну, то генеалогия «мутантов» оказывается связанной с фотографией («бордель без стен», как назвал ее Маклюэн), которая определила эволюцию от «человека типографического» к «человеку графическому» и превратила общество потребления в одержимое потреблением визуальных образов, опосредующих и обостряющих восприятие персон, товаров, мест (путешествий), событий, концепций. Далее реклама принимает эстафету фотографии на этом поле визуального удовольствия и создает единство образа, мотива/желания и рыночного структурирования общества. Маклюэн считает, что этим обозначается уход от приватного мира книги и переход в публичный мир визуальной иконографии [3. С. 226-234]. И затем уже кино продуцирует идеализированные платонические миры, одновременно космос и космологию, утопию и приватные фантазии: «Экран открывает свою белую дверь в гарем прекрасных видений и детских грез» [3. С. 286]. Экспансивный супер-гибрид, «мир в рулоне», рекламный монстр - кино и его визуальная экспансия - все еще принадлежат книжной/алфавитной культуре в качестве адаптации книги к диалогу и участию. Только вот доминирующая визуальная образность заставляет порождать «картинку», в центре которой - приковывающий взгляд великолепный мутант.

Не менее интересен другой слой воздействия тела-мутанта, где глубинный миф в отношении его предельных квази-анатомических координат предстает как «тело моды» [16. С. 70]. «Тело моды», абстрактная чистая форма, тело, которое «ныне уже само как таковое со своей идентичностью, полом, социальным статусом, сделалось материалом для моды...» [16. С. 175], которое вовлечено в бесконечную череду универсального кодирования модой всего вся, в подстановку в любые серии любых предметов - «тело оказывается средством сообщения моды» [16. С. 176]. Вслед за Р. Бартом Бодрийяр отмечает, что «тело моды» регулярно воспроизводится в акте назначения модным в данное время, подчиняясь игре отличий в логике различных моделей тела - бесполых и асексуальных манекенов.

Жажда в пустыне визуальных знаков

Современные исследования визуальной культуры нередко связывают ее эксплозивное развитие в XX в. с более общей культурной трансформацией от эпохи модерна к эпохе постмодерна. Как считает Никлас Мирзоефф, «ситуацию постмодерна создал визуальный кризис, а не текстуальность» [3. С. 4]. Постмодернистская теория, в той ее версии, которую называют «технологическим постмодернизмом» [17], предлагает радикальную версию медиа-технологическо-го подхода. Ее центральным критическим пунктом является проблема «дереализации» опыта, и визуальные стратегии упразднения реальности оказываются на первом плане. Жан Бодрийяр формулирует эту проблему исходя из идеи гиперреальности, Пол Ви-рильо рассматривает визуальное с позиций философской физики «скорости света» и техноэкспозиции [18]. Оба автора настаивают на локализации visuality в «дискурсе объекта»: сам порядок вещей/предметов вокруг нас, гипертрофия гиперрального знака, сверхточное технологическое продуцирование объектов говорят на языке visuality.

С другой стороны, постмодерн - эпоха тотальной (пост)театрализации и визуальная культура - составляет важнейшую часть этой перформативной логики постсовременной культуры. В данном контексте визуальное следует рассматривать в смысле «шоу» - показывать и одновременно осуществлять - в смысле визуального перформатива, который, как было показано выше, на разных слоях включает действие как семиозис, желание и технологию.

Перформативная логика визуальной культуры органично переходит в виртуализацию опыта и создает принципиально новое (гипер)театральное пространство. Во-первых, как отмечает Бренда Лаурел [19], между театральной сценой и дизайном компьютерного интерфейса есть много общего. Любая компьютерная программа должна быть не просто функциональной системой, но и представлением, электронным шоу для пользователя, включающая, как и драматическая постановка, будь то роман или другие литературные формы, performance, игру и сценическое действие, за которым наблюдают зрители. «Магия» шоу поддерживается технически: занавес (окно программы открывается/закрывается), освещение, звук придают насыщенность и интенсивность композиции. Но все эти технические манипуляции в целом остаются невидимыми и сливаются для аудитории с образами представления. Пользователи компьютера - те же зрители, но только имеющие возможность вмешиваться в происходящее и самим становиться актерами. Кроме того, оперируя на экране зрительными образами как вещами, «ты получаешь то, что видишь» («what you see is what you get» - принцип построения интерфейса, предложенный компанией «Xerox»); так же как в театре, в кино, в иных формах шоу, в компьютерном театре, нас «заставляют поверить» в происходящее.

Особую роль в конструировании этой «веры» в компьютерном театре играют графические «артисты» - иконки, папки, 'окна, стрелки, «ручки» и пр.

(тело-операция, рассмотренная выше). Подобные активные агенты-помощники способствуют установлению комфортных отношений между реальностью и электронной репрезентацией. Визуальное действо основано на чувстве особой остроты жизни, силе переживаний, событийности и вовлечении в особое поле вдохновения. При этом виртуальный театр, в отличии от ТЕАТРА, действует как мягкий наркотик, производящий «холодный соблазн», сопровождающийся «тактильной эйфорией» и «сомнамбулической отклю-ченностью» [20. С. 284].

Происходят изменения сценического пространства: виртуальный перформатив работает на «сцене» экрана (телевизора, монитора, дисплея... «Экраны везде: экраны авиакомпаний, операторов компьютеров, секретарей, инженеров, врачей... экраны банкоматов, приборных щитков...» [21. С. 182]. «Экран, как и сцена, делит виртуальный театр на два подпространства: реальное, физическое пространство зрения и виртуальное, заэкранное» [21. С. 176-182]. Но экран функционирует не просто как условная (виртуальная) сцена, а как полноценный медиум, содержащий самого себя в собственных сообщениях. И все понимают, что «за ним» не происходит ничего, все происходит на сцене, т.е. на экране. Поэтому уже на экране и в виртуальной реальности, где экранная плоскость развернута в трехмерное пространство, «подлинная реальность не принимается во внимание, сбрасывается со счета, от нее попросту отказываются» [21. С. 178].

Визуальная культура стремительно распространяется благодаря стратегии экранизации. Ее масштабы позволяет оценить не столько индивидуализация использования экранов (компьютер, ТВ, телефон и т.д.), сколько проекты превращения в экраны публичного пространства. Гиганты американского медиа-бизне-са обживают центры мегаполисов, размещая на сцене городов огромные медиа-объекты (гигантские экраны) и развлекательные центры, которые призваны разрушить стену между культурами, развлечением и совершением покупок, удовольствием и доходом, зрителем и зрелищем [22]. Но так ли очевидна эта радужная праздничность у18иаШу?

В конечном итоге постмодернистская критика приводит нас к заключению о том, что визуальная культура неразрывно связана с дереализацией и радикальной трансформацией постсовременной культуры. ’\%иа1пу на самом деле заманивает нас в пустыню «инородной телесности». Парадоксальным образом именно это природное явление - пустыня - необыкновенно сильное в своей опустошающей визуальнос-ти, срабатывает как культурный архетип, актуализированный особенным образом именно в состоянии постмодерна. Однообразная неразличимость пустынного ландшафта отражает процессы имплозии, смешения, перенасыщения однородностью ^иаШу. Хаос визуальных знаков нагнетает холод не(анти)желания, опустошающей визуальной прожорливости, рассып-чато-вязкой технологической псевдозримости.

Описание этой модели постмодернной пустыни мы находим у Ж. Бодрийяра [23] и 3. Баумана [15]. Вот ярчайший пример буквально первых страниц знаме-

нитой «Америки» Ж. Бодрийяра: «...ментальный образ пустыни представляет собой очищенную форму социального дезертирства. Дезаффектация здесь находит совершенную форму в неподвижности. Холод и мертвенность, заключенные в дезертирстве или социальной энуклиации, здесь, в зное пустыни, обретают свой зримый образ. В поперечности пустыни, в иронии геологии трансполитическое обретает свое родовое и ментальное пространство. Бесчеловечность нашего запредельного, асоциального и поверхностного мира сразу же находит здесь свою эстетическую и экстатическую форму. Ибо пустыня - это всего лишь экстатическая критика культуры, экстатическая форма исчезновения. Значение всех пустынь состоит в том,

что они в своей иссушенности оказываются негативом земной поверхности и наших цивилизованных установок» [23. С. 72-73]. Это видение пустыни как хаоса Пол Вирильо доводит до космологического абсурда: оставь надежду, всякий входящий в постсовре-менный мир \чзиа1пу, - ты входишь в ад.

Таким образом, визуальная культура оказывается в эпицентре критических процессов постсовременности. Феномены визуальной культуры следует интерпретировать как симптомы проблемных тенденций культурной динамики постмодерна. Постмодернистская теория в контексте междисциплинарных культурных исследований обозначает перспективы критической теории визуальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.

2. McLuchan М. Understanding Media. The Extension of Man. London; New York: Routledge, 2001.

3. Mirzoeff N. Introduction in Visual Culture. London; New York: Rouledge, 2000.

4. Галкин Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Новосибирск, 2000. № 1-2. С. 26-34.

5. Mitchell W.J. Т. Picture Theory; Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1994.

6. Burgin V. In/Different Spaces: Place and Memory in Visual Culture. Berkeley; Los Angeles and London: University of California Press, 1996.

7. Best S., Kellner D. The Postmodern Turn. New York; London: The Guilford Press, 1997.

8. Барт P. Риторика образа II Барт P. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 297-318.

9. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.

10. The Seminar of Jacques Lacan. Book XI. Four Fundamental Concepts of Psycoanalysis / Ed. by W.W. Jacques-Alain Miller. New York; London: Norton & Company, 1998.

11. Zizek S. Looking Awry. An Introduction to Jacque Lacan through Popular Culture. An OCTOBER book. Cambridge; London: The MIT Press, 1991.

12. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality. N.Y.: Oxford University Press, 1993.

13. Kroker A. The Possessed Individual: Technology and French Postmodern. N.Y.: St. Martin's Press, 1992.

14. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

15. Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford UK; Cambridge USA: Blackwell's, 2000.

16. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С. 70.

17. Jarvis, Darryl S. Postmodernism: A critical typology // Politics & Society. 1998. Vol. 26. Is. 1. 48 p.

18. Virilio P. Open Sky. London; New York: Verso, 1999.

19. Laurel B. Computer as Theater // Reading Digital Culture / Ed. by D. Trend. Blackwell, 2001.

20. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

21. Манович Л. Археология компьютерного экрана: экран и тело // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалисгики: Труды Центра профориентации. М., 1998. Вып. 4.

22. Davis Susan G. Space Jam Media Conglomerates Build the Entertainment City // European Journal of Communication Copyright. London, Thousand Oaks, CA and New Delhi: SAGE Publications? 1999. Vol. 14(4). P. 435-459.

23. Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.

Статья представлена кафедрой теории и истории культуры Института искусств и культуры Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Философские науки» 1 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.